Природные комплексы. Природные комплексы и природные зоны Мои географические исследования

1. Природные комплексы очень разнообразны. Какие из них называют природными зонами?

Природный комплекс суши, так же как и комплекс географической оболочки в целом, представляет собой неоднородное образование и включает природные комп-лексы более низких рангов, отличающих-ся качеством составляющих комплекс природных компонентов. Такими более низкими по рангу являются природные зоны. Изучив карту природных зон, вы сможете самостоятельно назвать эти при-родные зоны и проследить закономернос-ти их размещения.

2. Выделите главные признаки понятия «природ-ная зона».

Каждая природная зона отличается от других качеством составляющих ее почв, растительного и животного мира. А качество этих компонентов, в свою оче-редь, зависит от особенностей климата, совокупности получаемого света, тепла и влаги.

3. Каковы особенности размещения природных зон на материках и в океане?

Границы природных зон на суше наибо-лее четко прослеживаются по характеру растительности. Не случайно именно рас-тительность взята за основу названия природных зон суши.

В Мировом океане также выделяют природные зоны, но границы этих зон ме-нее четки, и в основе деления на зоны в океане лежит качественная характерис-тика водных масс (соленость, температу-ра, прозрачность и т. д.).

4. Что такое широтная зональность и высотная поясность?

Закономерность, с которой природные зоны размещены по поверхности Земли, называется широтной зональностью. Изменение качества составляющих при-родную зону компонентов происходит в зависимости от их географического поло-жения, особенно от географической широ-ты, от которой зависит количество полу-чаемого тепла и влаги.

В горах, в отличие от равнинных терри-торий, природные зоны меняются с высо-той. Изменение природных зон от под-ножия гор к их вершинам аналогично из-менению природных зон от экватора к полюсам. Закономерность изменения при-родных зон с высотой в горах называется высотной поясностью или высот-ной зональностью.

5. В каких горах имеется наибольшее количество высотных поясов, в каких — наименьшее? Почему? Материал с сайта

Количество природных зон в горах за-висит от географического положения гор по отношению к экватору и от их высоты. На южных склонах Гималаев сменяются практически все природные зоны: от влаж-ных экваториальных зон у подножия до арктических пустыынь на вершинах. В го-рах, расположенных в более высоких ши-ротах, количество природных зон будет меньше. Таким образом, можно просле-дить зависимость, существующую между количеством природных зон в горах и гео-графическим положением гор по отноше-нию к экватору. Причина такой законо-мерности — в количестве получаемого теп-ла и влаги.

Различия в соотношении температуры воздуха и количества осадков в разных частях Земли определяют разнообразие , почв и животного мира. Поэтому наша планета — это восхитительное разнообразие «картин природы».

Что такое природный комплекс?

Взаимодействие природных компонентов: горных пород, воздуха, воды, растительного и животного мира - приводит к образованию природных комплексов.

Любой природный комплекс характеризуется особым составом компонентов и имеет неповторимый внешний облик.

Природные комплексы в горах, сменяющие друг друга с высотой, называются высотными поясами. Их количество зависит от географического положения и высоты гор. Чем выше горы чем ближе они расположены , тем больше набор высотных поясов.

В Мировом океане наряду с зональными выделяются мелководные и глубоководные природные комплексы.

Антропогенные комплексы

Сегодня всё чаще встречаются природно-антропогенные комплексы - территории, существенно изменённые человеком. Это осушенные болота, распаханные степи, искусственные лесополосы, парки и сады, орошаемые и обводняемые участки пустынь, районы добычи . В городах, крупных портах, вдоль автомобильных и железных дорог, где природная среда полностью изменена человеком, формируются антропогенные комплексы.

Класс: 7

Цели урока:

  • продолжить формирование мировоззренческой идеи о целостности географической оболочки Земли;
  • введение и отработка понятий “ коэффициент увлажнения”, “географический пояс”, “широтная зональность”, “высотная поясность”.

Задачи урока:

  • развивать умения обобщать знания, делать логические выводы;
  • продолжить формирование навыков и умения работы с географическими картами, анализировать статистические материалы.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ учителя, беседа),
  • наглядный (компьютерный),
  • частично-поисковый и исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник, настенная карта “Природные зоны мира”, карта атласа “Географические пояса и природные зоны”, диск “География. Земля и люди” (стр.34).

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. На данном этапе идет беседа с учащимися по темам “Природные комплексы” (6 класс) и “Климаты Земли” (7 класс) по следующим вопросам:

  • Какие компоненты входят в состав географической оболочки?
  • К чему приводит изменение хотя бы одного из них? Приведите примеры.
  • Что такое природная зона?
  • По облику какого природного компонента дают название природной зоне?
  • Какие климатические пояса существуют на Земле?
  • Что является главной причиной многообразия климатов?

В помощь учащимся показана таблица (слайд ) “Поступление солнечной энергии на поверхность Земли на разных географических широтах (за год)”.

По окончании беседы и обсуждения таблицы учитель совместно с учащимися делает вывод.

Шарообразную поверхность Земли Солнце нагревает неодинаково: больше всего тепла получают участки, над которыми оно стоит высоко. Чем дальше от экватора, тем под большим углом лучи достигают земной поверхности и, следовательно, меньше тепловой энергии приходится на единицу площади. Над полюсами лучи Солнца только скользят над Землей. От этого зависит климат: жаркий у экватора, суровый и холодный у полюсов. Почти в каждом климатическом поясе суши приокеанические части увлажнены лучше, чем континентальные. Увлажнение зависит и от соотношения тепла и влаги.

Учащиеся анализируют таблицу (слайд ) “Среднегодовые показатели природных зон”.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Увлажнение зависит не только от количества осадков, но и от соотношения тепла и влаги. Чем теплее, тем больше влаги, выпавшей с осадками, испаряется. Одинаковое количество осадков может привести к избыточному увлажнению в одном поясе и недостаточному в другом. Так, годовая сумма осадков 150-200мм в холодной тундре избыточна (образуются болота), а в жарких тропических пустынях – резко недостаточна: слайд “Коэффициент увлажнения по природным зонам”.

Слайд “Коэффициент увлажнение, определение”, учащиеся записывают в тетрадь. Учащиеся рассматривают рисунки на слайде “Коэффициент увлажнения и природные зоны мира”.

Учитель делает вывод (учащиеся записывают его в тетрадь): закономерное изменение компонентов природы и природных комплексов при движении от экватора к полюсам - общепланетарный закон географической зональности, который вывел великий русский ученый В.В. Докучаев. Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки - географические пояса. Слайд “Географический пояс, определение” учащиеся записывают в тетрадь.

Внутри географических поясов формируются природные зоны. Учащиеся слушают диктора (слайд ) “Природная зона, определение”. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что смена природных зон на суше подчиняется законам географической зональности. Закономерное изменение природных компонентов и природных комплексов от экватора к полюсам является широтной зональностью (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Учитель. Приведите примеры широтной зональности.

Учащиеся работают с картой атласа “Географические пояса и природные зоны мира” и интерактивной картой Диска “Природные зоны мира”, ищут ответы на вопросы учебника, стр.35 “Мои географические исследования”.

Обсуждение итогов работы с атласом и учебником. Учитель обращает внимание учеников на меридиональное расположение природных зон на примере Северной Америки, рассматривая слайд “Примеры субмеридионального простирания природных зон”.

Учитель. В горах широтная зональность уступает место высотной поясности. Это обусловлено специфическими природными условиями гор:

  • изменение температуры с высотой,
  • влияние экспозиции склонов, различное
  • увлажнение наветренных и подветренных склонов.

Закономерная смена природных зон и растительности с высотой называется высотной поясностью (определение записывается в тетрадь).

Учащиеся анализируют слайд стр.90 “Высотная поясность в Северных Андах”.

Учитель вместе с учащимися делает вывод: характер высотной поясности зависит от высоты гор и от того, в какой природной зоне они располагаются. Высотные пояса в горах последовательно сменяются по высоте аналогично смене природных зон на равнине. Нижний высотный пояс в горах будет соответствовать природной зоне, в которой находится подножие гор.

Учитель. Природные зоны формируются и в Мировом океане.

Учащиеся анализируют таблицы слайда “Широтные зоны Мирового океана”, делают вывод: свойства поверхностных вод, состав растительности и животного мира изменяются от экватора к полюсам.

IV. Заключительная часть урока.

Учитель закрепляет знания учащихся по теме, предложив им определить, как изменяются природные зоны Африки. Учащиеся работают с картами атласа “Африка. Природные богатства”, стр.50, слайдом “Природные зоны Африки”, стр.68.

Учитель оценивает знания и умения учащихся. Выставляет отметки.

V. Домашнее задание: §9, раздел “Формирование природных зон”, тренажер стр.12, №8.

А. Урал

Б. Сырдарья

В. Амударья

Г. Волга

Д. Или

2. Смена природных компонентов с высотой называется:

А. Высотная поясность

Б. Природный пояс

В. географическая оболочка

Г. широтная зональность

Д. климатический пояс

3. На этих островах имеются около150 вулканов, 40 из них – действующие:

А. Британские

Б. Антильские

В. Багамские

Г. Филиппинские

Д.Японские

4. В результате смешанных браков негров и индейцев образовалось новое население Америки:

А. Метисы

Б. Мулаты

В. Карибы

Г. Самбо

Д. Ирокезы

5. Группа людей, объединённых на основании общности происхождения и внешних наследственных физических признаков:

А. Племя

Б. Население

В. Раса

Г. Народ

Д. Человечество

6. Наибольшее количество в Австралии выпадает:

А. В центре

Б. На востоке

В. На западе

Г.На севере

Д. На юге

7. Самый большой остров мира:

А. Гренландия

Б.Новая Зеландия

В. Кюсю

Г. Мадагаскар

Д. Исландия

8. Самое большое озеро в мире:

А. Сарезское

Б.Байкал

В. Красное

Г. Балхаш

Д. Каспийское

А. Тонга

Б. Марианский

В. Кермадек

Г. Антиба

Д. Рондыш

10. Платформа- это …

Б) складчатые горные области

В) межгорная впадина

11. Самое холодное и мощное течение:

А) Течение западных ветров

Б) Перуанское

В) Куросио

Г) Северо-Атлантическое

Д) Гольфстрим

12. Пояс солнечной освещённости, получающий наибольшее количество тепла,

А) северный умеренный

Б) южный умеренный

В) жаркий

Г) южный полярный

Д) северный полярный

13. Английский учёный, открывший озеро Танганьика и водопад Виктория:

А) А. Гумбольдт

Б) Д. Левингстон

В) Ф. Дрейк

Г) Н. Вавилов

Д) П. Семёнов

14. Горы, названные древними инками «медными»:

А) Аппалачи

Б) Атласские

В) Драконовы

Г) Кордильеры

Д) Анды

15. На государственном гербе Австралийского союза изображён:

А) Кенгуру и страус Эму

Б) Утконос

в) Собака динго

г) Ехидна

д) Коала

16. Самый пресный океан:

А) Тихий

Б) Атлантический

В) Индийский

Г) Северный Ледовитый

17. В каком климатическом поясе наблюдается смена четырёх климатических сезонов года?

А) тропическом

Б) субтропическом

В) умеренном

Г) экваториальном

Д) субэкваториальном

18. Параллель, южнее которой не бывает полярной ночи или полярного дня (в северном полушарии):

А) северный тропик

Б) южный тропик

В) северный полярный круг

Г) южный полярный круг

Д) экватор

19. Холодное Перуанское течение оказывает влияние на климат пустыни:

А) Сахара

Б) Намыт

В) Виктория

Г) Атакама

Д) Гоби

20. Установите соответствие:

Материк

А. Африка

Б. Австралия

В. Южная Америка

Г. Северная Америка

Д. Антарктида

Е. Евразия

Особенности

    Почти посередине пересекается экватором

    Наибольший по площади материк

    Открыли голландцы в Х VII в.

    Протекает самая большая по площади бассейна и самая многоводная на Земле река

    Является южной полярной областью земного шара

    До прихода европейцев на юге жили племена ацтеков и майя, которые занимались земледелием, умели обрабатывать металлы, строить большие дома из камня, имели свою письменность.

Вариант 2

    Выберите один правильный ответ.

    Волна, образующаяся при землетрясении в океане:

А) Тайфун

Б) Цунами

В) Смерч

Г) Ураган

Д) Бриз

2. Широты, в пределах которых образуется лёд на поверхности океана:

А) субтропические

Б) тропические

В) экваториальные

Г) арктические

Д) субэкваториальные

3. Крупнейшее государство Южной Америки:

А) Боливия

Б) Аргентина

В) Бразилия

Г) Венесуэла

Д) Чили

4. Природная зона с хорошо развитой травянистой и злаковой растительностью:

А) полупустыня

Б) тайга

В) степь

Г) смешанный лес

Д) влажные субтропики

5. Река, протекающая в Северной Америке:

А) Нил В) Амазонка Д) Хуанхэ

Б) Дунай Г) Маккензи

6. Основная климатическая характеристика саванн:

А) большая амплитуда годовых температур

Б) сухо и жарко в течение года

В) сильные ветры и малое количество солнечных дней

Г) смена сухого и влажного сезонов года

Д) большое количество осадков в год

7. Образование природных зон на суше обусловлено:

А) соотношением равнинных и горных территорий

Б) соотношением между растительным и животным миром

В) степенью освоенностью территории человеком

Г) климатом, т. е. соотношением тепла и влаги

Д) состоянием Мирового океана и поверхностью вод

8. У людей экваториальной расы:

А) тёмный цвет кожи

Б) светлый цвет кожи

В) желтоватый цвет кожи

Г) светлые прямые волосы

Д) узкий разрез глаз

9. На побережьях Антарктиды обитают:

А) Куропатки

Б) Белые медведи

В)Полярные совы

Г)Пингвины

Д) Песцы

10. Открыл Америку:

А) Сократ

Б) Архимед

В) Платон

Г) Колумб

Д) Бехайм

11. Последним был открыт материк:

А) Антарктида

Б) Африка

В) Северная Америка

Г) Австралия

Д) Южная Америка

12. Огромное влияние, часто отрицательное, на развитие географической оболочки оказывает

А) человеческое общество

Б) извержение вулкана

В) животный мир

Г) растительность

Д) органический мир

А) в субтропических широтах

Б) на экваторе

В) в умеренных широтах

Г) в тропиках

Д) в субтропиках

А) Гималаи

Б) Анды

В) Памир

Г) Тянь-Шань

Д) Урал

15. Географическая оболочка образована:

А) литосферой

Б) гидросферой, биосферой, верхней частью литосферы и нижней частью атмосферы

В) гидросферой

Г) атмосферой

Д) биосферой

16. Часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами – это

А) литосфера

Б) стратосфера

В) гидросфера

Г) биосфера

Д) атмосфера

А) Мак-Кинли

Б) Килиманджаро

В) Монблан

Г) Фудзияма

Д) Джомолунгма

18. Укажите страну Северной Америки:

А) Индия

Б) Бразилия

В) Канада

Г) Италия

Д) Аргентина

19. Самый высокий водопад на земном шаре:

А) Ниагарский

Б) Виктория

В) Каламбо

Г) Анхель

Д) Йелоустон

20. Установите соответствие:

Материк

А. Африка

Б. Австралия

В. Южная Америка

Г. Северная Америка

Д. Антарктида

Е. Евразия

Особенности

    Самый сухой материк

    Открыла специальная снаряженная отечественная экспедиция на судах «Восток» и «Мирный»

    Расположены Великие озера

    Находится самое высокогорное озеро мира

    Имеет слабо изрезанную береговую линию

    Самый большой на Земле.

Итоговый контроль знаний за 7 класс

Вариант 3

1. Наиболее низкие температуры наблюдаются в районе

А) полюсов

Б) умеренных широт

В) экватора

Г) тропиков

Д) прибрежной зоне

2. Крупнейшее государство Южной Америки:

А) Боливия

Б) Аргентина

В) Бразилия

Г) Венесуэла

Д) Чили

3. Природная зона с хорошо развитой травянистой и злаковой растительностью:

А) полупустыня

Б) тайга

В) степь

Г) смешанный лес

Д) влажные субтропики

4. Назовите, на каких картах можно заметить зависимость рельефа от особенностей строения земной коры:

А) на физической карте и геологической карте

Б) на геологической карте и карте природных зон

В) на физической карте и карте климатической

Г) на карте «Строение земной коры» и карте природных зон

Д) на физической карте и карте «Строение земной коры»

5. Пролив, разделяющий Европу и Африку:

А) Дрейка

Б) Магелланов

В) Гибралтарский

Г) Берингов

Д) Мозамбикский

6. У людей экваториальной расы:

А) тёмный цвет кожи

Б) светлый цвет кожи

В) желтоватый цвет кожи

Г) светлые прямые волосы

Д) узкий разрез глаз

7. Географическая оболочка образована:

А) биосферой

Б) Литосферой

Г) Атмосферой

В) гидросферой

8. Главная цель создания заповедников :

А) культурная

В) туристическая

Д) лечебная

9. Основными климатообразующими факторами являются:

А) воздушные массы, режим осадков, литосферные плиты

Б) географическая широта, движение воздушных масс и подстилающая поверхность

В) влияние океанов, землетрясения и вулканы, ледниковый покров

Г) вечная мерзлота, горы и равнины

Д) приток солнечного тепла, температурный режим, движение воздушных масс

10. Песчаные бури в Сахаре:

А) Самум

Б) Пуна

В) Салари

Г) Льянос

Д) Кампос

11. Чередование природных зон на равнинах называется:

А) высотной поясностью

Б) антропогенным комплексом

В) географической оболочкой

Г) ландшафтом

Д) широтной зональностью

12. Государства изображаются на … карте:

А) климатической

Б) топографической

В) природных зон

Г) политической

Д) физической

13. Меньше всего осадков выпадает:

А) в субтропических широтах

Б) на экваторе

В) в умеренных широтах

Г) в тропиках

Д) в субтропиках

14. Природная зона, в которой температура равномерна в течение года, ночью выше + 10 0 С, осадки выпадают регулярно, часты заболевания лихорадкой .

А) смешанный лес

Б) экваториальный лес

В) степь

Г) тундра

Д) высотная поясность

15. Чем обусловлено разнообразие природных зон на суше:

А) влиянием течений

Б) соотношением тепла и влаги

В) влиянием географических объектов

Г) влиянием океанов

16. Древнейший материк, объединяющий все южные материки называется

А) Антарктида

Б) Лавразия

В) Гондвана

Г) Атлантида

Д) Пангея

17. Смену природных зон при движении от экватора к полюсам называют:

А) природно-территориальный комплекс

Б) высотная поясность

В) континентальность

Г) биоценоз

Д) широтная зональность

18.Что не влияет на формирование географической оболочки:

А) растительность

Б) почва

В) солнечная радиация

Г) вода

Д) ветер

19. Величайшая пустыня на Земле:

А) Тар

Б) Сахара

В) Кызылкум

Г) Намиб

Д) Каракум

20. Установите соответствие:

Материк

А. Африка

Б. Австралия

В. Южная Америка

Г. Северная Америка

Д. Антарктида

Е. Евразия

Особенности

    Самый влажный материк

    Планомерно изучается со времени проведения Международного геофизического года.

    Единственный, на котором нет действующих вулканов и современного оледенения.

    С востока омывается самым соленым морем в мире.

    Омывается четырьмя океанами.

    На востоке древние, очень разрушенные горы уступами обрываются в сторону Приатлантической низменности.

Итоговый контроль знаний за 7 класс

Вариант 4

1. Крупнейшее государство Южной Америки: А) Боливия Б) Аргентина В) Бразилия Г) Венесуэла

Д) Чили

2. Главная река Южной Америки:

А) Амазонка

Б) Нил

В) Муррей

3. Самый теплый климатический пояс Африки : А) антарктический Б) умеренный В) экваториальный

4. Первое кругосветное плавание совершил: А) Ф.Магеллан, Б) Пржевальский Ф.Ф.В) М.Лазарев

5. В саване растения растут: А) в основном травянистые растения Б) много деревьев и почти нет травы В) только кустарники

6. Основными климатообразующими факторами являются: А) воздушные массы, режим осадков, литосферные плиты Б) географическая широта, движение воздушных масс и подстилающая поверхность В) влияние океанов, землетрясения и вулканы, ледниковый покров Г) вечная мерзлота, горы и равнины Д) приток солнечного тепла, температурный режим, движение воздушных масс

7 . Меньше всего осадков выпадает:

А) в субтропических широтах

Б) на экваторе

В) в умеренных широтах

Г) в тропиках

Д) в субтропиках

8. В каком климатическом поясе наблюдается смена четырёх климатических сезонов года?

А) тропическом

Б) субтропическом

В) умеренном

Г) экваториальном

Д) субэкваториальном

9. Самый глубокий участок Мирового океана:

А). Тонга

Б.) Марианский

В). Кермадек

Г). Антиба

Д). Рондыш

10. Пролив, разделяющий Европу и Африку:

А) Дрейка

Б) Магелланов

В) Гибралтарский

Г) Берингов

Д) Мозамбикский

11 . Главная цель создания заповедников :

А) культурная

Б) сохранение природных ландшафтов

В) туристическая

Г) хозяйственное использование природных ресурсов

Д) лечебная

12. В Австралии представители животного мира отличаются тем, что большинство из них :
А) хищники Б) сумчатые В) земноводные

13. Самый большой остров мира: А). Гренландия Б) .Новая Зеландия В). Кюсю Г). Мадагаскар

14 . Географическая оболочка образована:

А) биосферой

Б) Литосферой

Г) Атмосферой

В) гидросферой

Д) Гидросферой, биосферой, верхней частью литосферы и нижней частью атмосферы

15 . Платформа- это …

А) устойчивые участки земной коры.

Б) складчатые горные области

В) межгорная впадина

Г) приподнятые выровненные участки

Д) Котловина, заполненная водой

16. Самая высокая точка суши – гора

А) Мак-Кинли

Б) Килиманджаро

В) Монблан

Г) Фудзияма

Д) Джомолунгма

17. На побережьях Антарктиды обитают: А) Куропатки Б) Белые медведи В)Полярные совы

Г)Пингвины

18. На материке Африка преобладает население расы: А) негроидной Б) европеоидной В) нет постоянного населения

19 . В каком климатическом поясе наблюдается смена четырёх климатических сезонов года?

А) тропическом

Б) субтропическом

В) умеренном

Г) экваториальном

Д) субэкваториальном

20. Установите соответствие:

Материк

А. Африка

Б. Австралия

В. Южная Америка

Г. Северная Америка

Д. Антарктида

Е. Евразия

Особенности

1.Самый влажный материк

2.Планомерно изучается со времени проведения Международного геофизического года.

3.Единственный, на котором нет действующих вулканов и современного оледенения.

4.Север омывается Средиземным морем

5.Омывается четырьмя океанами.

6.На востоке древние, очень разрушенные горы уступами обрываются в сторону Приатлантической низменности.