Социальное развитие франции 20 веке. История Франции XX века

ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события,характерные черты социально-экономического развития .

Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения «Сражающаяся Франция».

После окончания войны Франция реально утратила положение великой державы. Она понесла значительные материальные и людские потери. Было утрачено 10 % производительных сил, весь морской флот, 600 тыс. человеческих жизней. После войны начался распад ее колониальной империи.

Прошедшие осенью 1945 г. выборы в Учредительное собрание показали большую популярность левых партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Коммунисты по результатам выборов вышли на первое место, социалисты — на второе. Они вошли в состав правительства, важнейшей задачей которого в послевоенные годы было восстановление экономики. Правящие партии решали эту задачу путем создания государственного сектора. Парламентом были национализированы ведущие банки Франции, предприятия угольной, газовой, электроэнергетической промышленности, а также предприятия других отраслей, если их владельцы сотрудничали с оккупантами. В 1948 г. страна восстановила довоенный уровень промышленного производства, в 1950 г. — сельского хозяйства, с 1949 г. были отменены карточки на хлеб.

В политической области основное внимание французов было привлечено к выработке конституции. Вступление ее в силу в конце 1946 г. открыло в истории Франции период, получивший название Четвертой Республики.

Распад колониальной империи. Одной из проблем, возникших перед страной уже в момент принятия конституции, была колониальная. Согласно конституции Франция обязывалась «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Французская колониальная империя преобразовывалась во Французский Союз, в который наряду со всеми колониями, получавшими теперь внутреннюю автономию, включались и государства, уже вставшие на путь независимости. Среди них были Вьетнам, Камбоджа, Лаос.

Еще более драматическими результатами закончилась вторая колониальная война — в Алжире, которая началась осенью 1954 г. Здесь ситуация была совершенно иная, чем во Вьетнаме. Вьетнам был далеко от США, а Алжир — рядом с Францией. К тому же это была одна из самых старых и богатых французских колоний. Там проживало около 1 млн выходцев из Франции — 10—11 % населения всей страны. Многие французы сжились с мыслью о том, что Алжир — это «своя» французская земля. В 1956 г. Франция была вынуждена признать независимость Марокко и Туниса, вместе с Англией проиграла войну с Егигггом за Суэцкий канал. Сторонники сохранения французской колониальной империи на хотели утратить еще и Алжир. Чтобы не допустить этого, они подняли в 1958 г. мятеж против правительства. Страна оказалась в состоянии глубокого политического и морального кризиса.

В таких условиях снова вспомнили о генерале де Голле, однажды выступившем в качестве спасителя страны. Генерал уже несколько лет не участвовал в политической деятельности, но теперь откликнулся на призыв и 1 июня 1958 г. был назначен главой правительства. На следующий день, прежде чем уйти на бессрочные каникулы, Национальное собрание дало ему чрезвычайные полномочия и поручило разработать новую конституцию. История Четвертой республики во Франции закончилась.

Внутренняя и внешняя политика Ш. де Голля. Генерал де Голль всегда был сторонником сильной исполнительной власти. Эти его взгляды нашли отражение в новой конституции, принятой в 1958 г. Она усиливала власть президента и правительства, сужала полномочия парламента и сохраняла все права граждан, установленные конституцией 1946 г. Осенью того же года были проведены выборы в Национальное собрание. По их результатам относительное большинство мест досталось созданной де Голлем новой партии — «Союз за новую Республику» (позднее она была преобразована в Объединение в поддержку Республики — ОПР). В том же 1958 г. путем всенародного голосования де Голль был избран президентом страны. Последующий период вошел в историю Франции под названием Пятой республики.

Использовав свой авторитет, де Голль добился прекращения в 1962 г. войны в Алжире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, оставшись только в политической системе этого союза. Это уменьшило ее зависимость от США. Такой шаг был компенсирован, с одной стороны, созданием собственных ядерных вооружений, а с другой — улучшением отношений с Советским Союзом. В 1966 г. де Голль побывал в СССР с официальным визитом. Именно в годы президенства де Голля Франция смогла восстановить свое положение великой державы.

Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Избавившись после прихода де Голля к власти от угрозы расширения национализированного сектора, владельцы частных предприятий увеличили капиталовложения в производство. Кроме того, правительство поддерживало развитие новейших его отраслей и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. То, что массовое недовольство было не случайным и не рядовым событием, подтвердил референдум, проведенный в 1969 г. по инициативе де Голля. На референдум был вынесен вопрос о реформе системы самоуправления в стране. Де Голль заранее объявил, что в зависимости от его результатов останется на посту президента или покинет его (срок истекал лишь в конце 1972 г.). Однако более половины участников референдума не поддержали президента, который сразу же ушел в отставку. Президентом был избран представитель той же партии, но менее властный в сравнении с де Голлем — Жорж Помп иду. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев В. Ж. д" Эстен.

С середины 70-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые во многом были связаны с мировым экономическим кризисом. Чтобы уменьшить зависимость страны от внешних источников энергии, правительство занялось поисками средств для разработки ресурсосберегающих технологий и развития атомной энергетики, проводило политику «жесткой экономии». Но эти попытки встретили сопротивление со стороны значительной части населения, которое привыкло к тому, что государство во Франции несет большую часть социальных расходов. В таких условиях левые партии — социалисты и коммунисты, которые всегда выступали за повышение роли государства в распределении доходов, получили шанс победить на президентских и парламентских выборах в 1981 г. Так оно и произошло, но для этого левым пришлось перед вторым туром президентских выборов выставить единого кандидата. Так же они объединились и на парламентских выборах. Президентом стал лидер социалистов Франсуа Миттеран. Одновременно было сформировано правительство левых сил, в которое впервые с 1947 г. вошли коммунисты.

Однако левое правительство не долго смогло проводить свою политику, направленную на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов. Дело в том, что это привело только к ухудшению положения в экономике, поэтому пришлось вернуться к той политике «жесткой экономии», которую левые раньше критиковали. В связи с возникшими разногласиями но этому вопросу коммунисты в 1984 г. вышли из состава правительства. Но это не спасло левых от поражения на парламентских выборах 1986 г. В то же время Ф. Миттерану вновь удалось одержать победу на президентских выборах в 1988 г. Большую роль в этом сыграл его личный авторитет: Франсуа Миттеран в прошлом — участник движения Сопротивления, опытный и интеллигентный политик, умело отстаивавший национальные интересы.

Политическая ситуация во Франции на рубеже 80—90-х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. А влияние левых партий, в том числе и социалистов, падало.

Франция в 90-е гг. В 1993 г., объединившись в избирательный блок, правые партии нанесли тяжелое поражение социалистам на парламентских выборах. Некоторое время сформированному ими правительству пришлось сотрудничать с президентом — социалистом Ф. Миттераном. Но в 1995 г. они завоевали и президентский пост. Президентом страны стал лидер политических наследников Ш. де Голля Жак Ширак. Он выступает за освобождение французской экономики и общества в целом от засилья государства, проводит политику, подобную тэтчеризму.

Однако, в отличие от англичан, французы психологически хуже подготовлены к подобным реформам. Поэтому часть населения выступает против курса Ж. Ширака. Неоднозначно воспринимается и его внешняя политика, направленная на укрепление великодержавных позиций Франции. Часть французов осудила проведенные в 1995 г. испытания ядерного оружия и возвращение Франции в 1996 г. в военную организацию НАТО. На парламентских выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зеленые». Кабинет, в который входят и коммунисты, возглавил социалист Л. Жоспен. Началось сосуществование правительства левых сил и президента-неоконсерватора.

Франция после освобождения. Социально-политические и экономические последствия немецкой оккупации. Международное положение Франции. Перегруппировка политических сил. Демократизация общественной жизни страны. Генерал де Голль и его доктрина. Формирование новых партий. Деятельность временного правительства. Частная национализация промышленности и банков. Социальные реформы. Выборы в Учредительное собрание. Победа левых партий. Уход де Голля в отставку. Разработка проекта новой конституции. Выборы в Национальное собрание (ноябрь 1946 г.). Образование Четвертой республики.

«Четвертая республика» во Франции

Особенности экономического развития стран в 1940-1950-х гг. Французская система "программирования экономики". Регулирование трудовых отношений. Межпартийная борьба в Четвертой республике. Раскол профсоюзного движения. Правительственный кризис 1947 г. и исключение коммунистов из кабинета. Создание коалиции "третьей силы".

Внешняя политика Четвертой республики. Вступление Франции в НАТО. Участие Франции в европейском интеграционном процессе. План Шумана. Вступление в ЕЭС. Колониальные войны Франции в Индокитае и Алжире. Правительственный кризис 1958 г. Мятеж ультраколониалистов в Алжире. Кризис и падение Четвертой республики.

«Пятая республика». Президентство генерала де Голля (1958-1969 гг.). Разработка и принятие новой конституции. Выборы 1958 г. Появление на политической арене новой партии – "Союз в защиту новой республики". Новая расстановка партийно-политических сил в Национальном собрании. Урегулирование алжирской проблемы. Эвианские соглашения 1962 г.

Модернизация французской экономики. Денежная реформа. Политика "дирижизма". Социальная политика де Голля. Внешнеполитическая доктрина голлизма и ее воплощение в жизнь. Антиамериканизм и европейская политика. Выход Франции из военного аппарата НАТО. Работы по производству и военному испытанию ядерного оружия.

Общественно-политическая жизнь Франции в период правления де Голля. Рост внутренней оппозиции. Образование ФДСЛС (1965 г.). Начало политической карьеры Ф. Миттерана. Социальные конфликты. Студенческие конфликты. Майско-июньские события 1968 г. и их последствия. Референдум 1969 г. и уход де Голля в отставку.

Франция после де Голля . Особенности социально-экономического и политического развития страны в 1970-е гг. Президентство Ж. Помпиду. (1969-1974 гг.). Кризис традиционного голлизма. Складывание биополярной партийной системы. Жискар д′Эстен и "независимые республиканцы". Образование союза левых партий, выработка совместной Программы правительства народного единства. Жан Ширак и создание партии "нового голлизма" - Объединение в поддержку республики (ОПР). Президентство Жискар д′Эстена (1974-1981 гг.). Экономический кризис 1974 г. и его последствия для Франции. Распад союза левых сил. Образование Союза за французскую демократию (СФД). Президентские и парламентские выборы 1981 г. Борьба основных претендентов, их программы и тактика. Победа Ф. Миттерана и левых сил.

Правительства левых сил у власти (1981-1986 гг.). Реформы в социально-экономической сфере. Национализация и ее результаты. Трудности в реформаторской деятельности. Переход к политике "жесткой экономии". Проект создания "общества смешанной экономики". Парламентские выборы 1986 г. – победа правоцентристских сил. Усиление крайне правых группировок. Ле Пен и Национальный фронт. Кабинет Ж. Ширака (1986-1988 гг.). Политика "сосуществования". Неоконсервативные установки в программе Ж. Ширака. Децентрализация и приватизация государственного сектора. Парламентские и президентские выборы 1988 г.

Второе президентство Ф. Миттерана (1988-1995 гг.). Проблемы и трудности в решении глобальной задачи – включения Франции в валютно-экономический союз Европы. Маастрихтский договор и референдум по его ратификации. Внутренняя борьба в ФСП по социальным и политическим вопросам. Частая смена кабинетов (М. Рокар, Э. Крессон, П. Береговуа). Формирование кабинета Э. Балладюра (1993 г.) и проблема нового "сосуществования".

Основные приоритеты внешней политики Франции в период президентства Ф. Миттерана. Проблема единой Европы ("от Атлантики до Урала"). Франко-российские отношения. Франция и США.

Президентские выборы 1995 г., победа Ж. Ширака . Правительство А. Жюппе (1995-1997 гг.). Программа либеральных реформ и трудности с ее осуществлением. Попытка перехода к режиму "жесткой экономии". Внутриполитическая борьба во Франции по поводу реформы социального страхования.

Досрочный роспуск Национального собрания в 1997 г. Победа на выборах левых сил. Кабинет Л. Жоспена – коалиция социалистов, коммунистов и "зеленых". Иммиграционная политика. Программа дальнейшей приватизации. Регулирование рынка труда.

Внешняя политика Ж. Ширака. Возобновление Францией испытания ядерного оружия. Участие в урегулировании региональных конфликтов в Европе. Франко-российские отношения.

Избрание Н. Саркози. Роль Франции во внутренней и внешней политике ЕС в первом десятилетии ХХI века.

Обязательная литература:

Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции 20 века. М.: Высшая школа. 2003.

Григорьева Е.М. История Франции. XX век. М.: Дрофа, 2009.

Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М. 2002.

Германия во второй половине ХХ – начале XXI в.

Экономическое и политическое положение Германии после II мировой войны. Потсдамские решения в Германии. Союзный контрольный пакет и его функции. Разделение страны на четыре зоны оккупации. Процессы денацификации, демократизации, декартелизации в западных и восточных зонах и особенности этих процессов на Западе и на Востоке. Образование новых партий, сложности с их формированием.

Конфронтация по германскому вопросу в 1946-1948 гг. Экономическая программа Л. Эрхарда и ее осуществление в западных зонах оккупации. Образование Бизонии и Тризонии. Денежная реформа 1948 г. в западных зонах. Берлинский кризис. Движение немецких народных конгрессов в восточной зоне. Принятие боннской конституции и образование ФРГ (май 1949 г.). Образование ГДР в октябре 1949 г.

Федеративная республика Германии (1949-1989 гг.). Первые выборы в бундестаг. Канцлерство К. Аденауера (1949-1963 гг.). Бурный рост экономики в ФРГ в 1950-1960-е гг., причины и социальные последствия. Усиление позиций ФРГ в мировом промышленном производстве. Запрет КПГ в 1956 г.

Внешняя политика К. Аденауера. Ориентация на США. Вступление ФРГ в НАТО (1955 г.). Участие в европейском интеграционном процессе. Установление дипломатических отношений с СССР. Отношения с ГДР. Доктрина Хальштейна.

Перегруппировка политических сил в стране после отставки К. Аденауера в 1963 г. Канцлерство Л. Эрхарда (1963-1966 гг.) и Г. Кизингера (1966-1969 гг.). Неудачный опыт "большой коалиции". Формирование леворадикальных и ультраправых организаций. НДП и ее программа. Новое появление на арене коммунистов (ГКП). Борьба в правящих кругах по вопросам внешнеполитических альтернатив.

Выборы в бундестаг в 1969 г. и образование кабинета В. Брандта (1969-1974 гг.). "Новая восточная политика". Московский договор 1970 г. Подписание соглашений по Западному Берлину. Договоры с Польшей и Чехословакией. Признание ГДР и прием обеих германских государств в ООН. Отставка В. Брандта в 1974 г. Кабинет Г. Шмидта (1974-1982 гг.).

Экономический кризис середины 1970-х гг. и его особенности в ФРГ. Рост разногласий в правительственной коалиции. Экологическое движение. Появление партии "зеленых" на политической арене, ее программа.

Выход партии свободных демократов из коалиции (1982 г.). Выборы в бундестаг в 1983 г. и приход к власти канцлера Г. Коля. "Неоконсервативная программа" Г. Коля. Специальная политика. Развитие экономики ФРГ в 1980-е гг. Внешнеполитический курс ФРГ в 1980-х гг. Взаимоотношения в ГДР. Политика "малых шагов".

Германская демократическая республика (1949-1989 гг.). Образование ГДР. Выборы в Народную палату в октябре 1950 г. Ликвидация поста президента ГДР в 1960 г. СЕПГ в роли единственной правящей партии. Полное завершение национализации промышленности и кооперации сельского хозяйства. Курс на построение социализма. Индустриализация и централизованное планирование. Форсированное развитие тяжелой промышленности. Экономические трудности при осуществлении плановых заданий. Рост социальной напряженности. События 1953 г. в Восточном Берлине. Массовое бегство на Запад. Возведение Берлинской стены в 1961 г.

Усиление диспропорций в развитии народного хозяйства ГДР в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Попытки перехода на интенсивный путь развития экономики. Отставание ГДР в научно-технической области. Трудности с экспортом. Рост внешней задолженности.

Э. Хоннекер во главе СЕПГ (1971 г.) и прекращение экономических реформ. Укрепление командно-административной системы. Политические репрессии. Кризис идеологии и политики СЕПГ.

Перестроечные процессы в СССР и рост оппозиционных настроений в ГДР. Массовое бегство из ГДР летом – осенью 1989 г. Неудачные попытки реформирования СЕПГ и смены ее руководства. Распад СЕПГ и появление Партии демократического социализма (ПДС). Падение Берлинской стены.

Объединение Германии. Экономические, политические и международные аспекты объединения двух германских государств. "Программа из 10 пунктов" по объединению Германии Г. Коля. Трансформация политических партий ГДР. Последние выборы в ГДР в марте 1990 г. Победа "Альянса за Германию". Подписание договора об экономическом, валютном, и социальном союзе двух Германий в июле 1990 г. Юридическое оформление объединения (август 1990 г.). Договор о добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Германией в сентябре 1990 г. Ратификация договора об объединении бундестагом. Первые общегерманские выборы в Бундестаг в декабре 1990 г. Победа ХДС. Новый кабинет Г. Коля (1990-1998 гг.).

Объединенная Германия в 1990-е гг. Структурная перестройка промышленности "восточных земель". Трудности перехода к рыночной экономике. Приватизация и ее особенности на востоке Германии. Создание "Опекунского ведомства". "Пакт солидарности". Проблема выплаты финансовых обязательств и долгов бывшей ГДР.

Новая расстановка политических сил в Германии после объединения. Проявление социального недовольства в восточных землях. Усиление экстремистских группировок левого и правого толка. "Новый немецкий расизм". Иммиграционная проблема. Ослабление позиций ХДС на выборах 1994 г. Победа СДПГ на выборах в бундестаг в 1998 г. "Розово-зеленая" коалиция Г. Шредера. Первые разногласия в новом кабинете по вопросам атомной энергетики и иммиграционной проблеме.

Внешнеполитический курс Германии после объединения. Активизация европейской политики ФРГ. Франко-германские отношения – укрепление контактов. Участие бундесвера в миротворческих акциях ООН. Германо-российские отношения.

Обязательная литература:

Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. История Германии. Т. 2. От создания Германской империи до начала XXI века. М.: Книжный дом Университет, 2008.

Патрушев А.И. Германия в ХХ веке. М.: Дрофа, 2006.

Филлитов А.М. Германский вопрос. От раскола к объединению. М. 1993.

Во второй половине XIX в. во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи.

Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 года

Обострение франко-прусских отношений в конце 60-х гг. XIX в. привело к войне, которую желали правительства обеих стран. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии.

Наполеон III плохо подготовился к боевым действиям, хотя его военный министр уверял: «Мы готовы, у нас в армии все в порядке, вплоть до последней пуговицы на гетрах последнего солдата». На самом деле никто не знал даже точного количества солдат и боеприпасов, в войсках царил хаос.

Развязка наступила быстро: 2 сентября 1870 г. Наполеон III с 83-тысячной армией сдался в плен у местечка Седан. Известие о седанской катастрофе потрясло всю Францию. Виновником поражения все считали императора. 4 сентября восстал народ Парижа. Произошла буржуазно-демократическая революция, которая уничтожила Вторую империю и установила Третью республику.

На первый план политической жизни выдвинулся историк и политик Тьер. 10 мая 1871 г. его правительство подписало во Франкфурте-на-Майне мирный договор, по которому Франция понесла огромные потери. Она отдала Германии богатые области - Эльзас и Лотарингию - и обязалась уплатить 5 млрд франков контрибуции.

Парижская Коммуна 18 марта - 28 мая 1871 года

Во время франко-прусской войны, в марте 1871 г., Париж потрясла еще одна, уже пятая по счету революция. Ее основной причиной стал конфликт между правительством Тьера, с одной стороны, рабочими, частью интеллигенции, мелкой буржуазией - с другой. Исстрадавшиеся от обстрелов, голода и холода рабочие Парижа потребовали установлений новой власти - Коммуны и перестройки всего общества в интересах низших классов.

У рабочих были свои отряды - свыше 200 тыс. солдат национальной гвардии, т. е. вооруженных граждан. Национальную гвардию власти сформировали еще осенью 1870 г. для обороны страны. Ее руководящим органом являлся Центральный комитет (ЦК).

Крупные собственники не могли чувствовать себя спокойно рядом с полуголодными и вооруженными парижанами. Поэтому власти приказали ночью 18 марта 1871 г. разоружить рабочих и арестовать их руководителей. Но солдаты, окруженные толпами мужчин, женщин и детей, отказались стрелять в народ, и операция провалилась. Правительство Тьера бежало в Версаль. Власть в Париже перешла сначала к ЦК национальной гвардии, а 26 марта к избранной населением Коммуне Парижа. В ней преобладали интеллигенты и рабочие.

Коммуна была первым опытом государственного управления пролетариата. Вместо прежних органов управления были созданы новые. Всю власть, законодательную и исполнительную, осуществлял один орган - Совет Коммуны. Служащие не назначались, а избирались. Часть предприятий была передана рабочим коллективам, был сокращен рабочий день, отменялись долги по квартирной плате, бедняки переселялись в дома богачей.

Значение Коммуны очень высоко оценивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, а ее опыт использовали русские большевики, видевшие себя наследниками парижских коммунаров. Противники Коммуны считали ее действия вредными и непродуманными, повлекшими за собой кровавую резню.

Между тем войска Тьера 2 апреля начали наступление из Версаля на Париж и 28 мая захватили последнюю баррикаду. 30 тыс. человек было убито, десятки тысяч арестованы, осуждены, сосланы.

Причины поражения Коммуны заключались прежде всего в военном превосходстве версальцев. Кроме того, коммунарами было допущено немало ошибок. Они позволили правительству покинуть Париж, не установили контроль над французским банком, который продолжал перевод денег в Версаль, не наладили прочной связи с другими городами и крестьянством. Не было согласия и в самой Коммуне.

Политическое развитие Третьей республики в 1871- 1918 гг.

Хотя революция 4 сентября 1870 г. и установила во Франции Третью республику, страной еще несколько лет правили монархисты, поддерживаемые крупными собственниками и католической церковью. Но в 1875 г. была принята новая конституция, оформившая буржуазно-демократическую парламентскую республику.

Под давлением снизу правительства Франции осуществили ряд демократических преобразований. Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати. Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX в. снизить число неграмотных до 5 % населения. Улучшилось положение рабочих. На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900), вводился один выходной день в неделю (1906), стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.). В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег.

Особенностью политической жизни Франции было наличие множества политических партий. Это делало невозможной победу на выборах одной из них и формирование стабильного правительства. Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.

Внешняя политика

После поражения в войне 1870- 1871 гг. главной задачей французской политики был поиск сильных союзников для противодействия Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии. В конце XIX - начале XX в. Франция преодолела разногласия с Россией и Англией и подписала с ними союзные договоры. Союзники усиленно готовились к надвигавшейся войне.

С небывалой энергией Третья республика расширяла свои колониальные владения. В Юго-Восточной Азии в результате десятилетней войны были порабощены Тонкин (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. В Африке Франция установила контроль над Тунисом и Марокко, захватила большой остров Мадагаскар и обширные территории в западной и экваториальной частях континента. Франция стала второй после Великобритании колониальной державой. Ее владения занимали площадь около 10 млн кв. км, в них проживало свыше 50 млн человек.

Экономическое развитие

В конце XIX - начале XX в. Франция оставалась одной из наиболее развитых стран мира. Но по объему промышленного производства она отставала от США, Германии и Англии и переместилась со второго места в мире на четвертое. На ее экономике крайне тяжело отразились последствия проигранной войны с Пруссией и недостаток собственного промышленного сырья. Отрицательно сказывалось громадное численное преобладание слабо механизированных мелких предприятий над хорошо оснащенными крупными фабриками.


С другой стороны, в конце XIX в. во Франции возникают и играют все большую роль могущественные промышленные и финансовые компании. Объединения «Комите де форж» и «Шнейдер-Крезо» господствовали в металлургической промышленности, «Рено» и «Пежо» - в автомобильной. В химической промышленности сильные позиции занимал концерн «Сен-Гобен». Большое развитие получила банковская система.

Большая часть населения Франции проживала еще в сельской местности. Объем сельскохозяйственного производства возрастал, но и в этой области Франция отставала от наиболее развитых стран. Миллионы крестьян обрабатывали свою землю вручную. Крупных хозяйств (50-200 га) было намного меньше, чем мелких (до 1 га).

Произошло глубокое расслоение сельского и городского населения по размерам богатства. На долю 15 тыс. миллионеров (0,1 % всех собственников) приходилось 25 % богатства страны.

Рабочее и социалистическое движение

С 1870 по 1914 г. заработная плата в среднем увеличилась на 30 %, но временами она падала, цены росли, а обычный трудовой день составлял 11 -12 часов. Французский рабочий зарабатывал меньше и жил хуже, чем английский и американский. Политические права и свободы были ограничены. Рабочие добивались улучшения своего экономического положения и расширения политических прав.

Известными пролетарскими вождями были Жюль Гед и Поль Ла фарг - сторонники, хотя и не последовательные, марксистской теории социализма. Интересы рабочих активно защищал видный публицист и историк Жан Жорес, непримиримый противник капитализма и войны. В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса он видел путь к освобождению не в революции, а во всеобщей забастовке и мирных преобразованиях.

В конце XIX в. во Франции существовало несколько рабочих организаций, искавших пути к сближению. В 1895 г. было решено создать единую профсоюзную организацию - Всеобщую конфедерацию труда, которая стала руководящей силой забастовочного движения (под таким названием она существует и в современной Франции). В 1905 г. социалистические организации образовали Объединенную социалистическую партию, которая в реорганизованном виде действует до настоящего времени. Французские социалисты выступали за мирные реформы и много времени уделяли парламентской деятельности.

Ежегодно во Франции проводились сотни забастовок. Власти отвечали суровыми репрессиями, иногда даже посылали войска против бастующих. Но рабочее движение уже стало силой, с которой нельзя было не считаться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В состав Коммуны Парижа вошли видные руководители рабочих Огюстен Авриаль и Эжен Варлен, поэт Эжен Потье, художник Гюстав Курбе, ученый Гюстав Флуранс - всего 86 человек. На стороне Коммуны боролись венгр Лео Френкель, поляк Ярослав Домбровский, русские революционеры Елизавета Дмитриева и Михаил Сажин. Шарль Беле, председательствовавший на первом заседании Коммуны, заявил, что республиканская Франция должна стать «поддержкой слабых, защитницей трудящихся, надеждой угнетенных всего мира и основой всемирной республики».

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

На досрочных президентских выборах в июне 1969 г победил лидер голлистской партии. СДР, бывший премьер-министр. Жорж. Помпиду, который проводил предвыборную кампанию под лозунгом"Преемственность и диал лог"Будучи на протяжении многих лет близким сотрудником. Ш де. Голля, он подчеркивал, что намерен продолжать политику предыдущего президента и в то же время идти на диалог с оппозиционными силами страны. Новый президент назначил премьер-министром одного из выдающихся соратников. Ш де. Голля периода. Сопротивления. Жака. Шаббан-Дельмаса, а другой -. Мишеля. Дебре - на пост министра обороны. В состав правительства было включено представителя"независимых республиканцев"Валери. Жискар д"Эстена и отдельных ведущих деятелей правой оппозицийних діячів правої опозиції.

Новый правительство выдвинуло претензионную программу"нового общества", в основу которой было положено идеи. Ш де. Голля относительно активизации социальной политики государства путем сохранения и развития законодательной си истема"участия"всех категорий населения в управлении государством. Новое правительство расширил полномочия муниципалитетов. Было предоставлены дополнительные льготы и субсидии крупным монополиям, предприятиям экспортных гал узей, что позволило повысить конкурентоспособность французских товаров. Активизировалась правительственная программа поддержки семьи, расширение функций органов местного самоуправления и студенческого управления. В 1970 г принят закон о ежегодной индексации минимального размера зарплаты в соответствии с уровнем инфляции. Правительство решительно перешел к прагматичной политики обеспечения устойчивого и быстрого промышленного с ростання, приоритетного развития индустрии как залог решения всех социальных вопросов. В разгар летних отпусков 1969 г правительство приняло решение о девальвации франка на 12,5% относительно американского доллара. Одновременно было принято решение о блокировании течение месяца цен на промышленные и продовольственные товаромислові та продовольчі товари.

Девальвация франка обеспечила течение следующих двух лет значительные преимущества в области внешней торговли и вызвала рост темпов промышленного производства, прирост которого в сравнении с 1960 г вырос на 7%, а в 1971 г. - на 5,3%. В связи с внедрением новых технологий производительность труда в 1969 -1973 гг выросла на 5,25,2%.

После президентских выборов 1969 г. произошло определенное перегруппировка политических сил . Левые партии, которые понесли ощутимые неудач после 1968 г. на парламентских и президентских выборах, решили объединить свои усилия, разработать совместную программу. Летом 1971 г. состоялся съезд социалистов, который принял новое название - французский социалистическая партия (ФСП). Секретарем партии был избран. Франсуа. Миттерана, уч. Асника движения. Сопротивления, известного деятеля европейской социал-демократии. В 1972 г. ФСН и. ФКП приняли совместную программу, которая содержала широкие обещания социального характера, предусматривала национализацию крупнейших предприприємств.

Одновременно произошло объединение партии радикалов с"Демократическим центром", в результате которого появился"Движение реформаторов"Новое группировки критиковал правительство с позиций"атлантизма"и"европеизма"

Во внешней политике президент. Ж. Помпиду продолжал основные тенденции, начатые. Ш де. Голлем, хотя внес определенные изменения во взаимоотношения с. США и. ЕЭС. Одним из первых зарубежных визитов нового президента бы была поездка в. США в феврале 1970 г., во время которой сделан шаг в устранении противоречий по целому ряду международных вопросов, достигнуто соглашение об увеличении американских капиталовложений во французскую эко экономикой. Оживились научно-технические и экономические связи между двумя странами. Однако. Франция отказалась вернуться в военную организацию. НАТю. НАТО.

Президент. Ж. Помпиду еще в 1969 г высказался за расширение. ЕЭС, в том числе за принятие в сообщество. Великобритании. Длительные переговоры участников. ЕЭС (Франции,. ФРГ,. Италии,. Бельгии,. Голландии и люкс ембургу) с делегациями. Великобритании,. Дании,. Исландии завершились 22 января 1972 г торжественным подписанием соглашения. В октябре 1972 г на совещании в. Париже глав правительств стран"Общего рынка"Франция выступила а с предложением создать валютный союз с целью дальнейшей интеграции западноевропейских краяропейських країн.

В начале 1970-х гг улучшились отношения. Франции с. СССР. Во время визита. Ж. Помпиду в. Советский. Союз (октябрь 1970 г.), а в следующем году. Леонида. Брежнева во. Францию, обе стороны приняли совместное прог программу, которая содержала пункты о расширении и углублении политических консультаций, согласовали принципы взаимного сотрудничества, часть из которых позднее были включены в документы. Общеевропейского совещания по пит ань безопасности и сотрудничествцтва.

Одновременно. Франция заняла особую позицию по войне во. Вьетнаме и урегулировании ближневосточной проблемы. Как и. Ш де. Голль, новый президент призвал. США прекратить военные действия во. Вьетнаме и начать перего оворний процесс. Ж. Помпиду постоянно настаивал на урегулировании политическими средствами ближневосточного конфликта на основе резолюции. Совета. Безопасности от 22 ноября 1967 г. Введенное. Ш де. Голлем эмбарго на поставки оружия. Израилю было подтверждено новым правительствомурядом.

Активное внешнюю политику проводила. Франция во взаимоотношениях со странами"третьего мира"Северная. Африка, согласно новой военной доктриной, провозглашалась"сферой жизненных интересов"Франция улучшила а свои отношения с. Египтом,. Алжиром,. Ливией. Для обеспечения защиты. Средиземноморья предусматривалась сотрудничество с. НАТчалася співпраця з. НАТО.

Начало 70-х годов ознаменовался укреплением позиций. Франции на международной арене

После смерти в апреле 1974 г президента. Ж. Помпиду состоялись внеочередные президентские выборы, во время которых победу одержал лидер"независимых республиканцев"В. Жискар д"Эстен, министр финансов в постирает едних правительствах. В отличие от кандидата от партии. СДР, бывшего премьер-министра. Ж. Шаббан-Дельмаса, который обещал развитие"нового общества", и декларативных обещаний. Ф. Миттерана, который был выдвиженцем от социалистов,. В. Жискар д"Эстен резюмировал свою предвыборную программу в лозунге"Перемены без риска"Он обещал провести социальные реформы в духе либерализма, улучшить условия труда, гарантировать невтр учання государства в личную жизнь граждан, расширить права молодежи и женщин. Внешнеполитическая программа сводилась к проведению политики предыдущих президентов. Ш де. Голля и. Ж. Помпидудніх президентів. Ш. де Ґолля і. Ж.. Помпіду.

Правительство, сформированное. В. Жискар д"Эстеном, как и предыдущий, состоял в основном из представителей двух партий правящей коалиции, однако соотношение сил между ними изменилось в пользу республиканцев. Премьер ""Премьер-министром стал молодой руководитель. СДР, бывший сотрудник. Ж. Помпиду -. Жак. Ширарак.

Президент и вновь правительство начали свою деятельность в сложных условиях развертывания энергетического кризиса. За неполный год промышленное производство сократилось на 15%, выросли цены на товары потребления ния, количество безработных в течение 1974 -1976 гг увеличилась в 2,5 раза. Кризис коснулся и финансовой сферы. Правительство вынуждено было прибегнуть к жесткой антикризисной политики. В связи с предоставлением дополнительных субсидий нефтяным компаниям и больших средств на закупку нефти вырос внешнеторговый дефицит и снизился курс франка. Правительство выдвинуло программу ускоренного экономического роста, расценивая ее как средство выхода из кризиса. Был взят курс на введение дополнительных льгот для предпринимателей и на"частичную денационализацию"государственного сектора. Сокращение программ борьбы с безработицей сочеталось с роста м средств на образование и здравоохранение. Правительство перешло к жесткой монетарной политики. Обрабатываемый план развития на 1976 - 1980 гг предусматривал государственную поддержку только крупных конкурентоспособных предприни приятий, в частности автомобильной, химической, электротехнической отраслей. Значительное внимание уделялось военно-промышленному сектору, 40% продукции которого шла на экспорте якого йшла на експорт.

С 1976 г., когда на смену премьер-министру. Ж. Шираку пришел. Реймон. Барр, правительство перешло к сдерживанию роста зарплаты, более жесткой кредитной и налоговой политики. Одновременно, с целью избежания. Общественно ных потрясений, правительство увеличило пособия и пенсии на 5 - 10%, снизил возрастной ценз избирателей с 20 до 18 летків.

Несмотря на кризисные явления,. Франция сумела добиться стабильности. При среднегодовых темпах прироста. ВВП в 1,9% производительность труда ежегодно увеличивалась на 4% к 1980 г внешнеторговый оборот сбо ильшився в пять раз. Важную роль в этом сыграло использование потенциала международных отношений для активизации экономического развития страны и всестороннее укрепление системы межгосударственного регулирования. Зав благодарности инициативе президента в разгар энергетического кризиса в. Париже было созвано совещание глав правительств наиболее развитых индустриальных стран (США,. ФРГ,. Италии,. Японии), которые разработали совместные мероприятия энер этической кризисовкризі.

конце 70-х гг по инициативе. Франции в рамках. ЕЭС удалось осуществить масштабную финансовую реформу ~ введение европейской расчетной единицы"экю"и создание механизма координации курса нац национальных валют. В эти же годы расширилась политическая и экономическая сотрудничество. Франции с. США,. СССР и другими странами. В 1975 г. В. Жискар д"Эстен от имени. Франции подписал. Хельсинкский. Акт - один из. Найва жливиших документов периода разрядкиеріоду розрядки.

В период президентства. В. Жискар д"Эстена активизировалась политика. Франции в странах"третьего мира"Продолжая традиции, заложенные. Ш де. Голлем и. Ж. Помпиду, он делал ставку на критику политического о отистояння двух сверхдержав. Несмотря на явное сближение с. США и улучшения отношений с. СССР,. В. Жискар д"Эстен осуждал гонку ядерных вооружений, вмешательство обоих государств во внутренние дела стран"третьего мира", поддерживал антиизраильскую политику арабских государств. В 70-х гг. Франция вышла на второе место в мире по экспорту оружия, уступив лишь. СРСброї, поступившись лише. СРСР.

Франции удалось в 70-е гг укрепить экономические отношения с. Ираном,. Индонезией,. Филиппинами,. Сингапуром, с которыми постоянно сохранялось положительное сальдо в торговле

Уже с середины 70-х годов правящая коалиция распалась. Президент. В. Жискар д"Эстен, как и. Ш де. Голль, считал необходимым освободить. Францию??от межпартийной вражды, консолидировать нацию и обеспечить"демократический порядок"Он склонялся к двухпартийной системы, при которой в обществе существует две доминирующие политические силы с общими стратегическими целями, однако они предлагают разные пути их реализацией ции. Президент планировал объединить все правоцентристские партии и группы на основе традиционных республиканских ценностей и создать прочную правящую коалицию. В 1977 г. Национальный фронт независимых респуб ликанцив был переименован в. Республиканскую партию, а затем был создан избирательный картель"Союз за французскую демократию"(СФД). Накануне парламентских выборов. В. Жискар д"Эстен предложил такт ику"истощение крайних блокову "виснаження крайніх блоків".

Одновременно во. Франции происходила радикальная перестройка голлистской движения. Из партии. СДР вышла группа левых голлистов, сторонников доктрины"величия"Франции, обострилась внутрипартийная борьба мл лодых политиков с бывшими сотрудниками. Ш де. Голля. Покинув в 1976 г правительство,. Ж. Ширак взял курс на восстановление массового членства, установление строгой партийной дисциплины. Партия. СДР в 1976 г. была переименована в. Объединение в поддержку республики (ОПР), которое быстро росло за счет"новых"средних слоев - инженерно-технических работников, предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и чиновных икив. Руководство. ОВД переняло в ежедневной работе пропагандистские технологии левых партий - интенсивную работу с массами. Особенности нового поколения отражала обновленная программа. ОПР, которая предлагала г изко сократить социальные функции государства и его прямое вмешательство в экономику. Новая программа была созвучна концепции англо-американского неоконсерватизма. На государство возлагалась ответственность за с труктурни преобразования, основными из которых считались: оживление инвестиционного рынка за счет налоговой политики, эффективное сочетание большого и малого бизнеса, либерализация рыночных отношений, мо нетарна политика взвешенного бюджетрна політика виваженого бюджету.

На парламентских выборах 1978 г.. ОПР и. СФД выступали уже не как союзники, а как противники на одном электоральном поле против левых партий. По результатам голосования больше всего мест получила. ОПР - 1 148, на втором. СФД - 122, остальные голосов поделили между собой социалисты, коммунисты и радикалы. Парламентские выборы 1978 г. обнаружили контуры чотирипартийнои модели, имела тенденцию к поляризации. Голоса избирателей разделились почти поровну между правыми и левыми партиями, поэтому решающее значение приобретали президентские выборы 1981 г., в которых обе правящие партии подошли в состоянии острого противостояния я. Основная борьба за президентство развернулась между тремя кандидатами. В. Жискар д"Эстеном (СФД),. Ж. Шираком (ОПР) и кандидатом от социалистов. Ф. МиттеранМіттераном.

Во втором туре с незначительным перевесом голосов победил. Ф. Миттеран. Впервые в истории. Франции президентом стал социалист, который, пользуясь правом роспуска. Национального собрания, назначил досрочные выборы и. Дезорганизованные правые партии не могли провести эффективную анти президентскую кампанию, поэтому парламентские выборы принесли новый успех социалистам и коммунистам, которые в совокупности набрали 315 депутатски х мест. Сформированный правительство, в состав которого вошли социалисты, коммунисты и радикалы, возглавил. Пьер. Мораоруа.

Ф. Миттеран, получив всю полноту власти, перешел к реализации предвыборной программы. Национальное собрание приняло ряд законов о децентрализации, которые расширяли полномочия органов местного упра авлиння, смягчили административный контроль центра над ними. Был введен пропорциональную систему выборов в местные органы власти и. Национального собрания. Под эгидой концепции самоуправления правительство дом игся принятия закона о регламентации финансовой деятельности партий. Правительство. П. Моруа значительное внимание уделил социальным реформам: минимальная заработная плата повышалась на 40 - 50%, увеличивались размеры пенсий и пособий по безработице, возраст выхода на пенсию был сокращен до 60 лет. Вводился пятую неделю оплачиваемого отпуска, а рабочая неделя сокращался до 39 годы9 годин.

Однако главную роль в общей программе социалистов и коммунистов отводилось национализации, целью которой было закрепление государственного контроля над крупнейшими финансово-промышленными группами страны. П. После национализации в 1982 г пяти промышленных групп государственный сектор обеспечивал уже половину капиталовложений и третью часть валового национального продуктату.

Одновременно государственный контроль устанавливался над 36 коммерческими банками. В результате доля государственного сектора в финансово-кредитной системе составила 95%. Однако национализация требовала значительных капиталовк заложенными для модернизации новых государственных и вызвала растущее напряжение бюджетно-финансовой системыми.

Национализация вызвала"бегство капиталов"за рубеж: только в 1981 г из страны было вывезено 77 млрд франков. Уже в 1983 г. дефицит государственного сектора промышленности составлял 7,5 млрд франков. Резкое ухудшений ния платежного баланса заставило правительство перейти к жесткой валютно-финансовой политики: за 1981 - 1982 гг была дважды проведена девальвация франка, сначала на 3%, а затем - на 10%. Правительство прибегло к"ручному р егулювання"- принял решение о замораживании роста цен и зарплаты, однако инфляционный взрыв вызвал снижение реальных доходов населения и перечеркнул последствия почти всех социальных реформ. Ежегодная инфляция достигла 14%, значительно больше чем в других странах"Общего рынка"В 1983 г. экономический рост снизился на 0,7%. Больших масштабов приобрело безработицы, охватившее более 2 млн человек такие последствия и"левых экспериментов"вызвали общее недовольство населения и заставили. Ф. Миттерана приостановить процесс национализации, отказаться от популистских социальных программ и перейти к жесткой эконом ее, укрепления"смешанной экономики", сочетающей государственную и частную формы собственности. К финансированию государственных начал привлекаться частный капитал. Одновременно проводилась реорганизация рис орентабельних предприятий металлургии, угольной промышленности, судостроения, на которых вводились стабилизационные технологии - результаты. НТР. С 1984 г начался подъем производствалогії - результати. НТР. Із 1984 р. почалося піднесення виробництва.

В феврале 1984 г принято"План занятости и промышленной перестройки", предусматривающий предоставление работникам предприятий, которые реорганизовывались, оплачиваемой двухлетней отпуска для профессиональной переквалифи икации. Такие меры уменьшали социальное напряжение, однако популярность правительства левых партий быстро падала. Профсоюзы вернулись к организации массовых акций протеста. В 1984 г коммунисты демонстративно покинут ули правительство, однако это не спасло их репутацийхньої репутації.

В условиях падения популярности левых партий до середины 80-х гг укрепились позиции. ОПР и. СФД. Программные основы обеих партий не содержали принципиальных отличий и они решили пойти на парламентские выбор ры 1986 г единым списком кандидатов. Выборы в. Национальное собрание в 1986 г, которые происходили на пропорциональной основе, принесли убедительную победу правой коалиции в составе. ОПР и. СФД, которая получила 291 м андат. Французская социалистическая партия провела 206 депутатов. Новой поражения на выборах потерпели коммунисты, за которых проголосовало менее 10% избирателей. Впервые значительного успеха достиг движение"Национальный фронт"(. НФ), возглавляемый. Жан-Мари. Ле-Пеном. Программа. НФ базировалась на экстремистских и расистских идеях. Руководитель. НФ требовал выселить всех эмигрантов из. Франции и восстановить смертную казнь для"наведения порядка"Лепенивци, рассматривая фашизм и коммунизм как главную угрозу для мировой цивилизации, одновременно выступали против космополитизма, засилье на мировой арене. СССР и. США, европейской интеграции,"уничтожь уе самобытность народово "знищує самобутність народів".

соответствии с конституционными нормами президент. Ф. Миттеран вынужден был назначить премьер-министром руководителя крупнейшей фракции парламента -. Ж. Ширака. Впервые в практике. Пятой республики начался период с сосуществования президента-социалиста и премьер-министра, представлявший праве силили.

Правительство. Ж. Ширака начал широкую программу преобразований, часть которой направлена??на ликвидацию законодательства предыдущих правительств левых партий. Первым шагом в этом направлении была отмена избирательного закон на 1985 г и восстановления мажоритарной системы выборов. Основным направлением экономической реформы была широкая денационализация промышленности и либерализация экономики протяжении полутора периода вновь бы уло приватизировано треть государственного сектора - 65 корпораций и фирм, которые включали 1100 предприятий. Приватизации не подлежали только предприятия электроэнергетики, газоснабжения и телекоммуникікації.

Во время приватизации для каждого предприятия создавалась группа"стабильных вкладчиков", которым по льготным ценам продавалось 25% акций, а остальные раскупалась мелкими пакетами. Такая схема унеможлы ивлювала и монопольное владение приватизированным предприятием и хаотичный перепродажа акций результате приватизации значительно вырос слой совладельцев предприятий: ими стали более 40 млн французов. За 1 986 - 1988 гг приватизация пополнила бюджет страны на 84 млрд франков4 млрд франків.

В рамках либерализации государственного регулирования ликвидировался административный контроль над ценами. Государственной регламентации подлежали только цены на медикаменты, книги, тарифы на газ, свет и железнодорожный и транспорт.

Основой финансового оздоровления стала политика жесткой экономии и свертывание отдельных социальных программ: сокращались гарантиях прав квартиросъемщиков, восстанавливался частный врачебный сект тор, расширялись частные учебные заведения. Правительственные. Ж. Ширака удалось снизить среднегодовую инфляцию до 3%, но темпы экономического роста оставались невысокими. Резкий поворот реформ, ломка системы социального обеспечения, перестройка экономической структуры вызвали недовольство той части населения, которая привыкла к системе государственных гарантий. Правительство не решилось приступить к реформе системы охран они здоровья и пенсионного обеспеченияення.

В 80-е годы возникла еще одна проблема - экстремистские мусульманские организации устраивали многочисленные взрывы в метро, ??кафе, магазинах и других людных местах. Правительство приняло ряд мер для затруднения въезда и иностранцев в страну, началось высылки эмигрантов, не имевших разрешения на проживаниеня.

В 1988 г во. Франции состоялись очередные президентские выборы, характерным признаком которых стала явная деидеологизация политической борьбы. Ф. Миттеран выдвинул свою кандидатуру на второй срок, несмотря на п почтенный возраст (72 года). Теперь он представлял себя не руководителем социалистов, а лидером нации. Если на выборах 1981 г. он предлагал идти"с левыми за единую. Францию", то теперь его главным лозунгом было" единственная. Франция"Ф. Миттеран обещал не проводить"ни новой национализации, ни новой приватизации"Его соперниками выступили семь кандидатов, главным из которых был. Ж. Ширак. Предвыборная программа главного к онкурента свидетельствовала о его отказе от либерального максимализма, апеллировала к голлистской традиций государственного строительства, сочетание этих традиции с технократическим модернизмацих традиції з технократичним модернізмом.

Победив на выборах,. Ф. Миттеран распустил. Национальное собрание, в которых преобладали правые, и назначил новые выборы, во время которых социалисты и радикалы получили большинство. Премьер-министром стал один из на айпопулярниших руководителей. Социалистической партии. Мишель. Рокар. Он сразу же приостановил распродажу национализированных предприятий, восстановил налоги на большие прибыли, а в последующие годы его правительство воздерживалось я от проведения любых реформ и, в основном, осуществлял политику"строгой экономии", которая обеспечивала незначительный рост. ВВзростання. ВВП.

Почти десятилетний период правления социалистов, прерывалось только в 1986 - 1988 гг, до начала 90-х гг не увенчалось выполнением их обязательств: увеличился дефицит бюджета, объем промышленного вы иробництва сократился на 1,5%, безработица впервые в истории страны превысило 3 млн человек конце 80-х гг каждый десятый француз был безработным (намного больше, чем в других западноевропейских стран ахнах).

Внешнеполитический курс. Франции 80-х годов отмечался определенными видоизменениями. Вопреки прогнозам президент-социалист. Ф. Миттеран пытался укрепить отношения с. США, значительно активизировать сотрудничество с. НАТО. Обнародована военная доктрина правительства, принятая в 1983 г., предусматривала отказ от голлистской идеи единоличной национальной безопасности страны в пользу систем"европейской обороны"и. Североатлантическим ого союза. Париж одобрил стратегию"глобального сдерживания", характерную для. НАТО, поддержал размещение в. Европе американских ядерных ракет средней дальности. Ф. Миттеран, как и другие лидеры стран. Западе в, резко осуждал агрессию. СССР в. Афганистане, требовал вывода советских войск. Он начал уделять особое внимание вопросам европейской интеграции. По инициативе. Франции были приняты комплексные программы технологических исследований, реализация которых превратила. Европу в центр инновационных исцентр інноваційних досліджень.

Надежным партнером. Ф. Миттерана в европейской политике был. Гельмут. Коль, который в 1982 г стал канцлером. ФРГ. Именно совместные дипломатические усилия этих лидеров привели к выработке концепции. Европейского в. Союз, что нашло свое выражение в"Едином. Европейском. Акте"1986" 1986 р.

Объявив южное направление приоритетным,. Франция провела в 1986 г конференцию глав правительств африканских государств, на которой обсуждался вопрос ее сотрудничества со странами континента. Когда в 1983 г. начали лась гражданская война в. Чаде, туда были введены вооруженные силы. Франции, которые разделили воюющие стороны. Франция присоединилась к предложению. США ввести в. Ливан миротворческие силы для прекращения кровопролит я между христианами и мусульманами. В 1984 г.. Париж отказался от политической поддержки. Израиля и начало переговоры с. Сирией. По инициативе. Франции военные контингенты великих держав были выводить с. Ли вана и заменены"голубыми касками"ООоломами". ООН.

Ф. Миттеран поддержал концепцию"нового мышления"М. Горбачева, одним из первых осуществил визит в 1984 г. в. Москву и предложил провести в. Париже сессию"большой комиссии"франко-советского сотруд ства. Контакты. Ф. Миттерана с. М. Горбачевым и. Г. Колем приобрели характер личных отношений, что положительно сказалось на решении целого ряда вопросов международного сотрудничестваитань міжнародної співпраці.

Тема. Франция после второй мировой войны

Цель : охарактеризовать процесс развития Франции в послевоенные годы, раскрыть основные тенденции экономического, политического и социального развития, показать основные проблемы, стоявшие перед страной, и пути их преодоления; продолжать формировать умения анализировать, обобщать и критически оценивать исторические процессы; воспитывать учащихся в духе патриотизма и национального сознания.

воспитывать заинтересованность историей, уважение к истории других стран, чувство толерантности.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать и уметь: - характеризовать социально-экономическое и по-

литическое развитие Франции во второй половине

XX в. – в начале XXI в.;

Определять особенности внешней политики, называть

причины установления Пятой Республики,

характеризовать деятельность ведущих политиков

Ш. де Голля, Ж. Ширака, Н. Саркози;

Работать с историческими источниками;

Высказывать собственную точку зрения;

Объяснять и применять основные понятия и термины;

Работа в группах.

Оборудование: учебник, хрестоматия, настенная карта «Политическая карта Европы», атлас, картосхема в учебнике.

Основные понятия и термины: Временный режим, Четвертая республика, Пятая республика, голлизм, «Красный май».

Тип урока : комбинированный.

Ход урока.

    ОРГМОМЕНТ.

Для покращення емоційного стану школярів та налаштування на працю можна використовувати прийом з використанням різнокольорових олівців (учень обирає олівець і пояснює, чому саме такий; вчитель розшифровує значення кольору), який дає змогу зрозуміти настрій дитини на цьому уроці.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Фронтальный опрос.

    Какими были результаты и последствия Второй мировой войны для Великобритании?

    Какая партия победила на первых послевоенных выборах в Великобритании? Почему?

    Охарактеризуйте политику К. Эттли в первые послевоенные годы.

    Назовите причины распада Британской колониальной империи.

    Чем были обусловлены проблемы Великобритании в 1950- 1970-х гг.?

    Как правительство Великобритании стремилось преодолеть «английскую болезнь»?

    В чем суть ольстерской проблемы? Как она была решена?

    Охарактеризуйте внутреннюю политику М. Тэтчер.

    Охарактеризуйте внешнюю политику М. Тэтчер.

    Какими были результаты деятельности М. Тэтчер?

    Чем была обусловлена победа партии лейбористов на выборах 1997 г.?

    Назовите основные мероприятия, осуществленные правительством Т. Блэра во внутренней и внешней политике.

Краткое изложение основных положений лучших рефератов.

Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка № 1

    Охарактеризуйте роль М. Тэтчер в истории Великобритании.

    Назовите реформы, проведенные лейбористским правительством К. Эттли.

Карточка № 2

    Охарактеризуйте реформы правительства Т. Блэра.

    Что такое тэтчеризм?

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Беседа.

    Какие факторы определили внешнеполитический курс страны в межвоенный период?

    Почему потерпела поражение попытка Франции организовать коллективную безопасность при участии восточноевропейских стран и СССР?

    Какие политические силы составили основу движения Сопротивления во Франции?

    МОТИВАЦИЯ.

А. Краткая характеристика государственного устройства и формы правления Франции.

Во время Второй мировой войны страна понесла огромные экономические убытки. Используя вопрос, какими методами восстанавливать Францию, в борьбу вступили левые партии (считали, что нужна национализация промышленности) и правые (против национализации). Какой путь был избран?

Б. Набор слов наперед . Метод помогает активизировать познавательную деяльность учащихся, применяется перед работой с исторической информацией.

Педагог называет школьникам виражения или короткий набор слов из научного или научно-популярного текста. Они высказывают предположение о том, где и как эти слова могут быть использованы в содержании учебной темы.

Франция: Ш. де Голль, Временный режим, ФКП, «Рено», движение Сопротивления, Четвертая и Пятая Республики, колониальная империя, Французский союз, госсектор.

    ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

1. Последствия Второй мировой войны. Временный режим.

2. Четвертая республика.

3. Становление Пятой республики. Ш. де Голль.

4. Франция после Ш. де Голля.

5. Отношения Франции с Украиной.

1. Последствия Второй мировой войны. Временный режим.

Рассказ учителя.

Вторая мировая война и оккупация страны нанесли большой урон французской экономике. Хотя человеческие потери и масштабы разрушений были меньшими, чем в годы Первой мировой войны, большинство предприятий не работало (более 60 %), действовала карточная система, не хватало сырьевых и продовольственных ресурсов. Безработица носила массовый характер (около 600 тыс. безработных). Процветали «черный рынок» и спекуляция, цены выросли в шесть раз. Промышленное производство в стране сократилось втрое, а сельскохозяйственное - вдвое. В колониях развернулось мощное национально-освободительное движение: была провозглашена независимость Демократической Республики Вьетнам; в Лаосе и Камбодже разгорелась партизанская борьба; в Сирии и Ливане происходили стычки местного населения с французскими войсками.

Политическая атмосфера характеризовалась огромным влиянием сил движения Сопротивления, бурным ростом демократических и антифашистских сил. Довоенные политические партии сошли с политической арены. Ведущую роль в стране стали играть Французская коммунистическая (ФКП) и Французская социалистическая партии (СФИО), Народно-республиканское движение (МРП). На первых послевоенных выборах в октябре 1945 г. в Учредительное собрание ФКП набрала наибольшее количество голосов и пять ее представителей вошли в правительство, которое возглавил Шарль де Голль. Все три политические партии выступили за создание во Франции парламентской республики. Ш. де Голль, не будучи сторонником ни одной из партий, выступил за создание президентской республики. Эти и другие противоречия заставили Ш. де Голля пойти в отставку (следующие 12 лет он не принимал участия в политической жизни, но пристально следил за ней). Под давлением коммунистов и социалистов в стране восстанавливалось социальное трудовое законодательство времен Народного фронта (40-часовая рабочая неделя, двухнедельный оплачиваемый отпуск и т. п.). Была проведена частичная национализация промышленности (заводы «Рено», пять банков, электростанции и др.) и создан государственный сектор экономики, который вырабатывал 15-20 % промышленной продукции и контролировал 35-40 % капиталовложений. Собственники национализированных предприятий, сотрудничавшие с гитлеровцами, не получали компенсации. На предприятиях, где работало более 50 человек, устанавливался рабочий контроль. На 80 % была увеличена заработная плата, на 80-130 % - пенсии и помощь, создана единая государственная система страхования и т. д.

Вопросы и задания на закрепление.

    Какими были последствия Второй мировой войны для Франции?

    Какие политические силы стали доминирующими в первые послевоенные годы во Франции?

    Охарактеризуйте реформы периода Временного режима.

2.Четвертая республика.

Рассказ учителя.

В 1946 г. была принята конституция Четвертой республики.

Работа с историческим источником «Из Конституции Франции 5. 10. 1958.» на стр. 123 учебника.

Вопросы:

    Какая форма правления установлена во Франции по Конституции Четвертой Республики?

    Почему Конституцию Четвертой Республики считают наиболее демократичной за всю историю Франции?

Задание на закрепление.

Составьте таблицу «Основные события во Франции во времена Четвертой республики».

    Становление Пятой республики. Ш. де Голль.

Работа в группах по методу «петельной дискуссии» по тексту учебника стр. 123 – 124 по вопросам:

1. Объясните выражение: «Алжир убил Четвертую республику».

2. Назовите основные достижения Франции периода президентства Ш. де Голля.

3. Охарактеризуйте внешнеполитический курс Ш. де Голля.

    Ф. Миттеран, тогдашний депутат парламента, о событиях мая 1968 г. заявил следующее: «Молодежь не всегда права, но общество, которое наказывает ее, не право всегда». Прокомментируйте это высказывание, опираясь на полученные знания.

    Проанализируйте лозунги периода «Красного мая» и выскажите свои соображения:

«Порядок - это когда на улицах нет полиции», «Идеология - это болезнь мозга», «Запрещено запрещать», «Превратим Сорбонну в Сталинград», «Ш. де Голль - это А. Гитлер», «Власть отступает - свергнем ее», «Посетите СССР - пока он не посетил вас», «Будьте реалистами - требуйте невозможного», «Провозгласите свои желания действительностью», «Беги вперед, товарищ, за тобой гонится старый мир», «Структуры не выходят на улицы», «Бунт - дело правое» (Мао).

4. Франция после Ш. де Голля.

Составить развернутый план на тему «Франция после Шарля де Голля».

Стр. 124 – 126 учебника.

5. Отношения Франции с Украиной.

Рассказ учителя.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А. Пятиминутное эссе. Метод используется как итог урока, чтобы школьники упорядочили свои мысли, а педагог спланировал следующее занятие.

Учитель ставит перед учащимися два задания:

    Написать небольшое эссе о факте, событии, явлении, понятии, термине, которые изучались в контексте темы.

    Письменно задать один вопрос по проработанной теме.

Б. Составьте таблицу «Особенности развития Франции во времена Четвертой и Пятой республик».

6. ИТОГИ УРОКА

После Второй мировой войны Франция прошла сложный путь развития. Четвертая республика оказалась не той моделью французского государства, которая способствовала бы преодолению проблем и обеспечила развитие страны. Распад французской колониальной империи вызвал кризис Четвертой республики. Определяющая роль в становлении новой модели французского государства принадлежит Ш. де Голлю. Заложенный им фундамент Пятой республики выдержал испытание временем. На сегодня Франция является одной из ведущих стран мира, одной из главных движущих сил европейской интеграции.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Прочитайте текст учебника: § 6-8.

    Подготовьте рефераты на темы «Колониальная война Франции в Индокитае», «Четвертая республика», «Алжир и Четвертая республика», «Шарль де Голль - отец Пятой республики», «Эра Ф. Миттерана», «Французская экономическая модель», «Франция - двигатель европейской интеграции».