Про сигнальные флаги. Что означают флажки на кораблях? Флаг человек за бортом

Картинка-памятка для быстрого запоминания действующих флагов МСС


Нижеприведенны материал о флагах полностью стащен с http://www.vexillographia.ru/signal.html

В тексте использованы материалы книги Д.Фоли "Энциклопедия знаков и символов"
(John Foley, Guinness Encyclopedia of Signs and Symbols)


К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку

В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.

В 1780 году в сигнальной системе лорда Ричарда Хоу (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Дабы было понятно, что на мачте поднят сигнал "по Попхэму", ряд флагов предварял т.н. "телеграфный флаг" - дигонально разделенный на красный и белый треугольники.

Сигнальные флажные системы XVII-XVIII-нач.XIX веков оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. При этом учитывалось поднят ли при четырехфлажном сигнале дополнительный флаг (Rendezvous, Telegraph) или вымпел (1-й, 2-й, 3-й заменяющие, номерной), от этого зависело значение сигнала. В таблице 1847 года в составе сигнальных флагов показан Юнион Джек с белой каймой (его подъём на мачте показывал, что флажный сигнал представляет собой название британского военного корабля). Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось "Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций" (The Universal Code of Signals for the Mercantile Marine of All Nations).

Существовало несколько различных флажных сигнальных книг: Адмиралтейский кодекс (1808), сингальная книга Томаса Линна (Ост-Индск. комп., 1814), книга сигналов Элфорда (1818), сигнальная книга Натаниэла Сквайра (Англия, 1816, 1820), сигнальная книга Джозефа Конолли (Англия, 1821), Ричарда Берри (1823), лейтенанта Филиппса (Англия, 1836), капитана Л.Рёде (Дания, 1836), книга адмирала Генри Рэпера (1828), книга Бернарда Уотсона (Англия, 1832), лейтенанта Б. Уолкера (Англия, 1841), лейтенанта Вильяма Лорда (Англия, 1845), сигнальная книга А. Ирдли-Вильмота (Англия, 1850), Паркера (1832), Генри Роджерса (США, 1847, 1854).

Некоторое время во флотах разных стран использовалась система сигналов Рейнольда. Она разработана французским офицером Шарлем Рейнольдом де Шованси (Charles REYNOLD de CHAUVANCY) в 1845 году поначалу для использования в пределах острова Реюньон, между портами Сен-Дени и Сен-Поль. Существовавшую до него систему передачи информации между портами (использовались цветные шары и флаги разных цветов) критиковали за то, что было сложно иногда с большой дистанции определить цвет флага или шара. Поэтому Рейнольд стал использовать сигналы из трех предметов: один шар, один флаг и один вымпел одного и того же цвета. Когда все три предмета были одноцветными, снижалась вероятность ошибки в дешифровке сигнала. Успех системы привел к тому, что в 1855 г Рейнольдс расширил ее и для флота. Система Рейнольда была принята 15 нациями: Великобритания, Нидерланды, Сардиния, Швеция, Греция, Неаполь, Бельгия, Пруссия, Норвегия, Уругвай, Гамбург, Ольденбург, Чили, Дания, Австрия. Позже, видимо, и другие нации присоединялись к этому коду. Румыния, Россия и др. В каждой из стран использовались различные флаги. Но была общей система, т.е. использовались цифровой флаг, цифровой вымпел в разных сочетаниях. Общим был только специальный флаг свода - желтый с синей диагональю, на которой помещались три звездочки. Этот флаг означал, что поднятый на мачту сигнал нужно расшифровывать с помощью кода Рейнольда. Во французском флоте для кода Рейнольда использовались цветные флаги существовавшей с начала 19 века системы Фредерика Марриата. В других флотах - свои собственные цифровые флаги. Однако Британия позже занялась разработкой нового свода сигналов. В результате и во Франции код Рейнольда был отменен в 1863 году.


Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1855 году британским министерством торговли была начата разработка сигнальной системы для торгового флота, а в 1857 году она была опубликована под названием "Система кодовых сигналов для торгового флота" (The Commercual Code of Signals). В системе было 18 "буквенных" флагов, а также вымпел свода. Основой "Системы..." стал свод сигналов Марриата. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции.

Для связи с коммерческими судами по международному коду могли использоваться различные наборы флагов. Например, были определены флаги из систем Роджерса, Марриата, набора британского адмиралтейства, которые использовались для общения по международному коду.

В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO. international code of signals). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1902-м году к системе сигналов добавились новые флаги для букв A, E, I, O, U, X, Y, Z. Т.е. "буквенных" флагов стало 26 вместо прежних 18-ти. Также в таблицах флагов Медждународного свода в начале века помещались и британский лоцманский флаг (Юнион Джек с белой каймой по 4 сторонам полотнища), а также бело-красный горизонтальный биколор "лоцман на борту". В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. В 1934 году были добавлены 13 новых флагов (треугольные флаги букв C,D,E,F,G стали цифровыми флагами 1-5, а для этих букв разработаны новые прямоугольные флаги, новые флаги сочинены также для цифр 6, 7, 8,9, 0, добавлены заменяющие флаги. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.

Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1".

Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.

А, А Alfa, Альфа

Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости.

Использование флага "А" на судах, спустивших водолаза оговорено также и в "Конвенция о международных правилах предупреждения столкновении судов в море 1972 года" (МППСС-72) Там же говорится о том, что на малых судах этот флаг изготавливается в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м, должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага (щита).

B, Б Bravo, Браво

Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз

C, Ц Charlie, Чарли

Интересно, что в «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «С» обозначает белый вымпел с красным кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «1». Собственно изменение флага для литеры "С" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

D, Д Delta, Дельта

Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «D» обозначает синий вымпел с белым кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «2». Собственно изменение флага для литеры "D" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

E, Е Echo, Эхо

Я поворачиваю направо

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «E» обозначает треугольный вымпел из вертикальных красной, белой, синей полос – тот что позже стал обозначать цифру «3». Собственно изменение флага для литеры "E" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

F, Ф Foxtrot, Фокстрот

Я потерял управление и возможность связи

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «F» обозначает треугольный красный вымпел с белым крестом – тот что позже стал в МСС обозначать цифру «4». Собственно изменение флага для литеры "F" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

G, Г Golf, Гольф

Мне нужен лоцман. Рыболовные суда этим флагом сигнализируют "Я выбираю сети".

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «G» обозначает треугольный вымпел из жёлтой (у шкаторины) и синей половин – тот что позже стал обозначать в МСС цифру «5». Собственно изменение флага для литеры "G" с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

H, Х Hotel, Хотэл

У меня на борту лоцман

I, И India, Индия

"Я меняю курс. Поворачиваю влево"

J, Й Juliett, Джулиэт

"У меня пожар и имею опасный груз на борту"

K, К Kilo, Кило

«Я хочу связяться с вами». Если после сигнала «Кило» идет цифра, то она обозначает тип связи: сигнальными флагами языком Морзе, мегафоном, сигнальными фонарями, звуковыми сигналами и т.п.

L, Л Lima, Лима

В порту – «Судно под карантином». В море - «Немедленно остановитесь»

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «L» обозначает такой же флаг, но расположение цветных прямоугольников иное.

Именно этим флагом пограничные корабли останавливают невоенные суда в территориальных и внутренних водах!

M, М Mike, Майк

"Я прекратил движение"

N, Н November, Новэмбэр

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «N» такой же флаг, но белые и синие поля поменены местами.

O, О Oscar, Оска

Человек за бортом

P, П Papa, Папа

В гавани: "Судно собирается в море, всем доложить о прибытии". В море может обозначать - "Мне нужен лоцман". Рыболовные суда этим флагом сообщают «Мои сети зацепились за препятствие".

С древности известно другое имя этого флага - "Синий Питер". В XVIII веке этим флагом пользовались, если нужно было попросить повторить плохо понятый сигнал. Blue Repeater - "Синий повторитель" со временем превратился в "Синего Питера"

Q, Щ Quebec, Кэбэк

На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина

R, Р Romeo, Роумио

Флаг не имеет определенного значения. Иногда обозначает - «Принято»

S, С Sierra, Сиэрра

«За кормой моего судна сейчас заработают винты», т.е. судно дает задний ход. Может дополняться цифровыми флагами, обозначающими скорость в узлах.

T, Т Tango, Тангоу

U, У Uniform, Юниформ

Вы идёте навстречу опасности

V, Ж Victor, Викта

Прошу помощи.

W, В Whiskey, Уиски

Требуется медицинская помощь

X, Ь X-ray, Эксрей

"Прекратите выполнение того, что делаете. Наблюдайте за моими сигналами"

Y, Ы Yankee, Янки

Я поднимаю якорь

Z, З Zulu, Зулу

Мне нужен буксир

Для обозначения цифр существуют специальные вымпела.

1 (unaone, унауан) - белый вымпел с красным кругом [до 1934 года он обозначал литеру "С"];
2 (bissotwo, биссоту) - синий вымпел с белым кругом [до 1934 года он обозначал литеру "D"];
3 (terrathree, тэратри) - вымпел из красной, белой и синей вертикальных полос [до 1934 года он обозначал литеру "E"];

4 (kartefour, картэфоур) - красный вымпел с белым крестом [до 1934 года он обозначал литеру "F"];
5 (pantafive, пантафайв) - вымпел из вертикальных жёлтой и синей полос [до 1934 года он обозначал литеру "G"];
6 (soxisix, соксисикс) - вымпел из горизонтальных чёрной и белой полос;

7 (setteseven, сэтэсэвн) - вымпел из горизонтальных жёлтой и красной полос;
8 (oktoeight, октоэйт) - белый вымпел с красным крестом;
9 (novenine, ноувэнайн) - четверочастный вымпел: белый, чёрный, красный, жёлтый;

0 (nadazero, надазэро) - жёлтый вымпел с красной вертикальной полосой.

Есть также три "заменяющих" вымпела.
1-й заменяющий (1st substitute) - жёлтый с синей каёмкой;
2-й заменяющий (2nd substitute) - сине-белый;
3-й заменяющий (3rd substitute) - белый с чёрной горизонтальной полосой.

В Международном Своде сигналов всего три заменяющих флага. Но суда НАТО (в дополнение к этим трём) обычно используют и четвертый заменяющий флаг – красный вымпел с жёлтым квадратом у шкаторины.

Заменяющие флаги требуются в ситуациях, когда необходимо одновременно поднять несколько одинаковых сигнальных флагов, а в комплекте их нет. Тогда используются заменяющие флаги. При том первый заменяющий флаг обозначает верхний в сигнале флаг, второй заменяющий - второй сверху флаг и т.д.

Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС.

Размеры сигнальных флагов могут быть различными. Основные типоразмеры:
№1: 30х40 (буквенные), 30х45 (репитерные треугольные), 25х75 см, ширина у свободного конца 6 см (цифровые и ответные флаги в форме вымпелов);
№2: соответственно 50х60, 50х65, 25х75 (6) см
№3: соответственно 70х90, 70х90, 50х150 (15) см
№4 соответственно 120х140, 120х150, 90х270 (25) см.
№5 соответственно 150х180, 150х190, 130х390 (35) см

Сигнальные флаги в РФ изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51131-98.


Флажный этикет и ритуалы

Считается, что флаг не должен реять на флагштоке круглые сутки. Утром с восходом солнца флаг должен подниматься, а вечером спускаться. В США, например, круглосуточное вывешивание национального флага разрешено лишь в трёх местах (мемориалах). Во многих странах за соблюдением этого ритуала ревностно следят в государственных учреждениях и даже университетах и школах (в России, к сожалению, таких обычаев нет, а флажный протокол исполняется разве что в военном флоте...)

Флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу. Например, если в похоронной церемонии флаг используется как покрывало гроба; то перед опуском в могилу флаг должен быть снят и передан на хранение родственникам погибшего.

Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым (за исключением специально оговоренных случаев). Это считается оскорблением государству и нации.

Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и мунициапального образования или предприятия описываются в соответствующих Положениях. Общее правило таково: флаги двух равноправных субъектов должны быть одного размера, флаг части страны (города, предприятия) не может быть больше флага государства. Если несколько равноправных флагов располагаются на флагштоках в ряд, то значение имеет их порядок. Наиболее привилегированными местами в ряду флагов считается центр и левый от зрителя фланг. В этих местах обычно помещают флаги международных организаций, форумов и т.п. Остальные флаги целесообразнее всего расположить по алфавиту.

В США и ряде других стран флаг принято поднимать на флагшток быстро (полотнище должно как бы "взлетать" вверх). Спуск флага наоборот производится медленно и торжественно. В российском флоте в ритуале подъема флага предусмотрено, что флаг и поднимается медленно. Если поднимаются несколько флагов, то первым следует поднять флаг с более высоким статусом (государственный), при спуске флагов он спускается последним.

Места подъема флагов на кораблях и судах


На невоенных кораблях и судах главным является Государственный флаг. На стоянке и на ходу он поднимается на наиболее почетном месте - на кормовом флагштоке. На некоторых яхтах не ходу флагшток может мешать парусам, на таких яхтах флагшток на ходу убирается, и флаг поднимается:
либо к ноку гафеля;
либо к ноку бизань-мачты;
либо на ахтерштаге (примерно на 2/3 его высоты).

На моторных катерах флаг может быть поднят на гафеле сигнальной мачты.

Государственный флаг можно не поднимать на стоянке своего клуба в гавани. При плавании по внутренним водам спортивные яхты могут вместо Государственного флага нести флаг своего спортивного общества или яхт-клуба.

Флаг или брейд-вымпел яхт-клуба или спортивного общества (т.н. Burgee) поднимается над клотиком мачты. Если это невозможно из-за конструктивных особенностей корабля, то флаг яхт-клуба поднимается под краспицей правого борта. Место под краспицей правого борта на яхтах вообще "забронировано" под флаг страны захода или т.н. "флаг вежливости", т.е. государства в территориальных водах которого находится яхта, под флагом страны захода может также размещаться карантинный флаг. Возможно также под флагом страны захода поднимать региональные флаги страны захода. Когда правая краспица занята, то флаг яхт-клуба может быть перемещен на левую краспицу.

Флаг вежливости поднимается после поднятия кормового флага, а спускается непосредственно перед спуском кормового флага.

Под левой же краспицей поднимается и флаг судоходной компании или порта приписки (т.н. House Flag), а также национальные флаги отдельных членов экипажа или гостей яхты.

На моторных лодках флаг вежливости поднимается справа от сигнальной мачты. Слева от сигнальной мачты может быть поднят флаг страны почетного гостя.

Подъём флагов расцвечивания


В торжественных случаях (Государственные и национальные праздники) судно украшается флагами расцвечивания. Расцвечивание производят только на стоянке на бочке или у причала, на ходу расцвечивание не производится. Флаги расцечивания находятся на фалах, натянутых между штевнями корабля и клотиками мачт. Торговые суда и яхты используют для расцвечивания флаги Международного Свода Сигналов (сам вымпел Свода для этого не используется). Корабли ВМФ используются флаги Военно-морского свода сигналов. В общем случае для расцвечивания могут использоваться все флаги, имеющиеся в корабельном комплекте. Запрещается использовать для расцвечивания лишь государственный флаг, флаг ВМФ, гюйс, флаги вспомогательных судов и судов пограничной охраны должностные флаги и брейд-вымпелы, а также иностранные государственные или военные флаги. Необходимо также следить, чтобы сочетание сигнальных флагов, поднятых в качестве флагов расцвечивания, не образовывало никаких фраз.

/ Вино какой стpаны Вы пpедпочитаете в это вpемя суток, All? /

Что значит жёлтый флаг на коpабле? В многосеpийном фильме «В поисках капитана
Гpанта», когда pешали судьбу негодяя-боцмана с «Бpитании» (повесить/не
повесить), Гленеpван пpиказал поднять

KM> Что значит жёлтый флаг на коpабле? В многосеpийном фильме «В поисках
KM> капитана Гpанта», когда pешали судьбу негодяя-боцмана с «Бpитании»
KM> (повесить/не повесить), Гленеpван пpиказал поднять жёлтый флаг. Что
KM> конкpетно это значило?

KM>>
KM>> жёлтый флаг. Что конкpетно это значило?
YG> Карантин.


тогдашнего свода я не нашёл, потому и не ответил на оригинальное письмо.

Приветствую тебя, Oleg!
13 января 2009 в 14:37 ты писал(а)для Yuri Grigorew:
=======================================================

KM>>> «Бpитании» (повесить/не повесить), Гленеpван пpиказал поднять
KM>>> жёлтый флаг. Что конкpетно это значило?
YG>> Карантин.

OS> Уверен? В современном своде это наоборот «Моё судно HЕ заражено». Вот
OS> тогдашнего свода я не нашёл, потому и не ответил на оригинальное
OS> письмо.

Hе знаю, как сейчас, но вот в Инете нашёл ещё что:

Примерно в 1694 году Англия издала закон, устанавливавший единый флаг для
обозначения английских приватирских кораблей: красный флаг, мгновенно
получивший прозвище «Красный Джек».
Так появилось понятие пиратского флага вообще.
Hужно сказать, что по меркам того времени красный флаг, вымпел или знак
означал для всякого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно.
Однако, вслед за каперами очень быстро и свободные пираты переняли этот
флаг, даже не сам флаг, а идею цветного флага.
Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги.
Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый — безумство и
безудержность гнева, черный — приказ сложить оружие.
Поднятый пиратом черный флаг, означал приказ немедленно остановиться и
капитулировать, а если жертва не подчинялась, то поднимался красный или
желтый флаг, что означало смерть всем на непокорном судне.

=========Beginning of the citation==============
Примерно в то же время появился и другой дизайн пиратского флага. Черное
пиратское полотнище в первый раз отмечено в 1697 году. Его поднимали каперы
в том случае, если жертва пыталась оказать сопротивление. Поднятие этого
флага означало, что никакой пощады противнику больше не будет.

В XVII веке использовались и желтые флаги. Известно, что они означали
карантин, но одним этим значением не ограничивались, хотя до нас другие
значения желтого флага не дошли.
=========The end of the citation================

fido7.xsu.useless.faq.narkive.com

Сигнальные флаги

Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов — своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги — 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

Все флаги сделаны из специальной ткани — флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов — красный, желтый, синий, черный и белый.

Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

wiki.wargaming.net

Что значит поднятие жёлтого флага на корабле (подробности)?

На сколько я помню после появления «цветных пиратских» флагов поднятие капитаном желтого флага означало смерть всем не покорным.Намного позже желтый флаг стали поднимать как знак карантина на борту.И пока была угроза заразить ни кто к такому судну не приближался.А еще в английском языке желтый цвет ассоциируется с трусостью.Любое из объяснение может подойти.а замысел автора так и останется под знаком вопроса.

История флотов разных стран отличается. Разумеется первыми мореплавателями были англичане и испанцы, а отнюдь не русские. Опять же история флагов различна. С Белым Флагом более-менее понятно- белый флаг означает либо нейтралитет либо капитуляцию. Чёрный флаг часто становился прерогативой флибустьеров (пиратов). Сам по себе жёлтый цвет на флаге может означать что угодно в понимании его придумавших геральдистов. Взять жёлтый цвет на флаге всеми народами Мира уважаемой Украины, там всё понятно. Мне вспоминается Жюль Верн. «Дети капитана Гранта» там в последней части романа после повешения Айртона на рее владелец судна «Дункан» лорд Гленарван, приказал вывесить на мачту жёлтый флаг, чем он руководствовался Жюль Верн умалчивает. Но я ещё изучал историю медицины и прекрасно знаю, что жёлтый цвет это цвет «карантина». Например, в старину, если на борту судна была инфекция, то при заходе в порт вывешивался именно жёлтый флаг, что было весьма благоразумно для всех жителей портовых городов. По-моему, на острове Мальта до сих пор при швартовке при эпидемии на судне нужно вывешивать жёлтый флаг (хотя в наше время есть другие способы оповещения). Вот на фото видно, что один из флагов на судне жёлтый, но это не говорит о том, что на борту эпидемия тропической лихорадки:-) :

www.bolshoyvopros.ru

Желтый флаг на судне

Да, зачотный эпизод. Придушит — не придушит.

А от Михалкова увольте. У него хорошо получается одна только роль — наглого, бесстыжего барственного хама. Видимо, потому что он играет самого себя. Я бы скорее поверил, что он соблазнит Мери Грант, чем будет рисковать жизнью в поисках ее отца.

Лавров и по молодости вора играл, в фильме «Верьте, мне люди!»

А секретаря ещё хорошо бы сыграл Янковский, помните его комсомольского юношу из «Премии»?

Я и само пр-ние читала через силу, а уж Ееменко.
Не, в папашу влюблена была. Там была ПОРОДА. У младшего, только морда, красивая (не спорю),стать (фигура там фактура.) А вот МНЕ не хотелось бы мужика рядом подобного иметь.

Паратов у него просто шикарный, барыга-Андрей из «Вокзала для двоих» опять же. А Баскервиль мне тоже нравится, он там такие коры отмачивает.
-А это, Бэрримор, тоже. родственник?
-Родственник.

Прекратите вы запирать этот шкаф, вы ставите меня в неловкое положение!

Любитель кино написал:
Этому актёру идеально подошёл голос Игоря Ефимова.

Заметил ещё одну деталь: Паганеля зовут Жак, но все его зовут только по фамилии. Тоже самое и у майора. Зато Манглса зовут по имени, Джон. Интересно почему так, одних по имени зовут, а других по фамилии?

Он и так уже минимум на двух «фирменных» пароходах проплыл полсвета До Индии и от Индии до Китая.

Нет. Лорд там один.
А вообще Верн не шибко разбирается в титулах. Так Элен надо было звать исключитель «леди Гленарван «, слуги же должны были обращаться «миледи». «Леди Элен » ее звать не мог никто, а «Элен» — только муж (ну или какие-то старые друзья, но их в книге нет). Представлять же незнакомцам ее могли и по титулу, но какой титул у Гленарвана (от барона до герцога) неизвестно.

Ну как же нет, а МакНаббс, он же ее родственник.?

В Шотландии есть низшая ступень пэрства (вместо барона) — лорд парламента, вот многие главы кланов, не уничтоженных во время якобитских разборок, в как раз ее и имели.

Погуглил — в Шотландии вместо титула барона используется особый титул «лорда парламента», так что, может быть, Гленарван таким и был.

Volunteer написал:
Хотя по теории вероятностей он должен быть скорее графом, их в шотландском пэрстве больше всего:

Если она жена лорда, то она леди Гленарван. Леди Элен — дочь графа/маркиза/герцога, вышедшая замуж за простого человека. Она не то и не другое. Отец ее назван по имени — без титула.

Не совсем так. Это было бы верно в каких то официальных случаях со строгим протоколом или официальных документах, где надо было жестко указывать статус названных лиц. А вот в узком дружеском кругу людей примерно одного социального слоя, каким были пассажиры «Дункана», такое обращение было в порядке вещей.

Это наверное лично мое восприятие, но Гленарван воспринимается более и старшим и зрелым. И очень сложно представить, чтобы назвать по имени того же майора (у Верна даже его имени в романе нет).

a_sharkov

Андрей Шарков

О чем-то для меня важном.

Пост организационный, в преддверии предстоящей скоро очередной Архипелагской экспедиции, но полагаю, будет полезен еще кому-нибудь.

В морской практике использование флагов — старинный обычай. Даже стариннейший, поскольку что-то вроде флагов на борту человек, пожалуй, использует почти столько же, сколько и в море плавает. Естественно, сложилось определенные правила и обычаи пользования флагами. Хотел бы напомнить некоторые, что используются в яхтенной практике.

1. При подъеме флагов по мачте (под краспицу) нужно помнить, правый борт — официальный(!), левый — просто информационный. По правому борту поднимают флаги страны пребывания и сигнальные, по левому — на ваше усмотрение.
2. Флаг страны пребывания (флаг мирного прохода) поднимается в случае, если судно или яхта находится в территориальных водах иного государства, нежели государство регистрации судна. Если по корме у вас висит любой флаг, кроме турецкого, в терводах Турции вы обязаны под правой краспицей поднять турецкий флажок. Тоже и для Северного Кипра.
3. При заходе в территориальный воды любой страны на судне необходимо поднимать флаг мирного прохода (флаг страны пребывания) и желтый «карантинный» флаг Q, который декларирует что, во-первых, на борту нет инфекционных больных, и во-вторых, означает запрос портовым властям на прохождение таможенной и пограничной процедуры. По окончании процедуры желтый флаг снимается, и экипаж имеет право схода на берег.
4. В случае, если на борту не оказалось флага страны присутствия, поднимается только Q. После пограничных формальностей флаг прохода все-таки нужно вешать.
5. По левому борту принято поднимать вымпелы клубов и/или регаты, а так же национальные флаги членов экипажа.
6. На некоторых регатах национальные флаги просят не поднимать, подчеркивая тем самым, что парусный спорт не знает национальных границ. В Архипелагских экспедициях нац флаги экипажей приветствуются, поскольку мы все-таки не столько гоняемся, сколько преследуем просветительские и культурно-исторические цели. И если в экипаже есть граждане разных государств, поднимайте по левому борту все национальные флаги !
7. Последовательность флагов по правому борту определяется Международным сводом сигналов, последовательность флагов по левому — на ваше усмотрение. Но было бы все-таки правильно, если национальные флаги будут висеть выше, например, флагов яхт-клубов.
8. Крайне нежелательно поднимать по любому борту «веселого рождера» и Андреевский флаг ВМФ России. Пиратский считается признаком дурного вкуса в яхтинге, а с Андреевским можно нарваться на неприятности. Заход военно-морских судов в тер воды чужого государства без соблюдения специальных формальностей — акт агрессии и объявления войны. И не важно, что яхта мало похожа на эсминец, флаг ВМФ повесили — для береговой охраны это уже военная посудина.



Порядок передачи сигналов флагами.

Международный свод сигналов.
Международный свод сигналов (МСС) предназначен главным образом для связи с иностранными кораблями и судами в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод позволяет осуществлять сигналопроизводство всеми способами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф. Он построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. В отдельных случаях для расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения. Как правило, одновременно должен подниматься только один флажный сигнал. Каждый сигнал или группа сигналов должны оставаться поднятыми до появления ответа на принимающем корабле.

Вызов судна.
Позывные вызываемого судна следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале.
Если позывные не подняты, то это означает, что сигнал адресуется всем судам, расположенным в пределах видимости сигналов. Если невозможно установить позывные судна, которому необходимо передать сигнал, то следует вначале поднять сигнал VF - "Вы должны поднять ваш позывной" или CS - "Какое название или какой позывной вашего судна?". Одновременно передающее судно поднимает свои позывные.
Ответ на сигналы.
Все суда, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять "Ответный вымпел" до половины, а сразу после разбора сигнала - до места; "Ответный вымпел" должен быть приспущен до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднят до места после разбора следующего сигнала.
Окончание обмена сигналами.
После спуска последнего флажного сигнала передающее судно должно отдельно поднять
"Ответный вымпел", указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающее судно должно ответить на это так же, как на все другие флажные сигналы.
Действия, если сигнал непонятен.
Если принимающее судно не может различить сигнал, передаваемый для него, то оно должно держать "Ответный вымпел" поднятым до половины. Если сигнал различим, но его смысл непонятен, то принимающее судно может поднять сигнал: ZQ - "Ваш сигнал, по-видимому, закодирован неправильно. Вы должны проверить и повторить весь сигнал" или ZL - "Ваш сигнал принят, но не понят".

Использование заменяющих вымпелов.
Применение заменяющих вымпелов позволяет повторять тот же буквенный флаг или цифровой вымпел один или несколько раз в одной и той же группе, если на судне имеется единственный комплект флагов. Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг первого сигнального сочетания; второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий - третий сверху сигнальный флаг. Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе. "Ответный вымпел", когда он применяется в качестве знака десятичной дроби, не должен приниматься во внимание при определении, какой заменяющий следует использовать.
Передача по буквам.
Названия судов или географических объектов в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам латинского алфавита. С невоенными судами военные могут обмениваться сообщениями по Международному своду сигналов. В этом случае корабль поднимает красно-белый вымпел Международного свода сигналов.

Сигналы свода, за исключением показывающих действие корабля, передаются флажной
сигнализацией в следующем порядке:
- Флагманский корабль сигналы по соединению передает без позывных адресата и отправителя;
эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения;
- Флагманский корабль сигналы в адрес одного корабля или нескольких кораблей передает только с позывными адресата (адресатов); эти сигналы репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
- Корабли соединения сигналы в адрес одного корабля (в том числе флагманского) или
нескольких кораблей передают с позывными адресата и отправителя; эти сигналы
репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
- Корабли соединения сигналы, являющиеся донесением флагману и одновременно оповещением кораблей соединения, передают только со своими позывными; эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения.

Репетование сигнала.
Репетование сигналафлагами производится в такой последовательности:
- корабль-отправитель поднимает сигнал до места;
- корабли, репетующие сигнал, поднимают его же до половины;
- корабль-адресат поднимает сигнал до места; вслед за этим корабли, репетующие сигнал,
поднимают его тоже до места.
Сигнал спускается всеми кораблями, следуя действиям флагманского корабля.
Порядок передачи сигналов показывающих действия корабля.
Сигналы показывающие действия корабля, передаются без позывных отправителя и не
репетуются.

Подъем и спуск флагов расцвечивания.
При торжественном подъеме Военно-Морского флага России поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт; при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов. Расцвечивание кораблей флагами производится между клотиками мачт и от последних к штевням корабля. От форштевня до клотика фок-мачты поднимаются треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика, грот- или бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и прямоугольные с косицами.

При расцвечивании не употребляются:
- Государственный флаг
- флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск;
- гюйс;
- флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел;
- иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц;
- флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными
флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э
Исполнительный, 3, 4, 7, 9.
Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.

Оригинал записи и комментарии на

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов (видимо, заменяющих). С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций».

Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году британским министерством торговли была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов. Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1". Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы

Военно-морской флот имеет свою систему сигналов. Флаги военно-морского свода сигналов СССР.

Подъем и спуск флагов расцвечивания. При торжественном подъеме Военно-Морского флага России поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт; при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов. Расцвечивание кораблей флагами производится между клотиками мачт и от последних к штевням корабля. От форштевня до клотика фок-мачты поднимаются треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика, грот- или бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и прямоугольные с косицами. При расцвечивании не употребляются: - Государственный флаг - флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск; - гюйс; - флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел; - иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц; - флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э Исполнительный, 3, 4, 7, 9. Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.

Неотъемлемой и важнейшей составной частью системы боевого управления Военно-морского флота, является связь. От состояния и функционирования системы связи, ее возможностей во многом зависят оперативность руководства флотом, своевременность выполнения боевых задач.




— СЕМАФОРНЫЕ ФЛАЖКИ наиболее простое и надежное средство зрительной связи и сигнализации, применяемое на небольших расстояниях в светлое время суток. Сигналопроизводство семафорными флажками заключается в передаче (приеме) условных знаков семафорной азбуки, в которой каждому определенному положению или движению рук с флажками присвоена одна из букв алфавита или условный служебный знак. Последовательной передачей таких условных знаков, разделенных между собой небольшими промежутками времени, можно передать ("написать") по буквам любое слово. Семафорные флажки применяются главным образом для передачи открытых сообщений, но, могут быть использованы для передачи сигналов. Русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Моряки с энтузиазмом изучали ее и с удовольствием переговаривались со своими друзьями на соседних кораблях, часто держа в руках вместо флажков белые бескозырки. Дальность связи семафорными флажками - до 2,5 миль.


— СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. Каждой букве алфавита и каждой цифре присвоен свой определенный флаг. Такой способ, для передачи слов или фраз по буквам очень неудобен, так как требует большого количества флагов и времени. Сигнализация флагами осуществляется другим, более удобным способом, заключающимся в том, что отдельным флагам и различным комбинациям из них (флажным сочетаниям) присваивается значение отдельных слов или целых фраз и понятий. Эти отдельные слова, фразы, понятия и соответствующие им комбинации флагов (флажные сочетания) сведены в специальные книги — своды сигналов. Разбирают сигналы снизу вверх. Во время Цусимского боя флагманский броненосец «Князь Суворов» держал на фалах красный флаг «1» что означает «Бить по головному», окружённый японскими кораблями броненосец «Император Николай I» поднял сигнал «XGE» что означает «Сдаюсь». Сигнальные флаги используются почти всегда для передачи сигналов, а в необходимых, случаях и для передачи открытого текста. В условиях хорошей видимости дальность связи 4-5 миль.

— СВЕТОВАЯ СВЯЗЬ применяется в тёмное время суток. Для передачи сообщений используется азбука Морзе. Сущность такого сигналопроизводства заключается в передаче при помощи светосигнальных приборов (семафор, фонарь, прожектор) условных знаков, состоящих из различных комбинаций коротких (точка) и длинных (тире) световых проблесков (вспышек). В особенности прожектором можно передавать сигналы на значительные расстояния направляя вверх и на облако. Так, например, во время сильного шторма 7 декабря 1904 года от 2-й Тихоокеанской эскадры отстал транспорт «Малайя», ночью с ним поддерживал связь «Аврора» и «Ослябя» направляя лучи прожекторов снизу по облакам. При таком способе, можно вести переговоры на 60 миль. Световые средства широко используются как для передачи открытых сообщений, так и для передачи сигналов.





— БЕСПРОВОЛОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФ (Радио) - средство для передачи (обмена) текстовой информации по радио. Буквы алфавита представлены комбинацией точек и тире (азбука Морзе). В 1900 году был издан специальный приказ управляющего морским министерством вице-адмирала П.П. Тыртова, в котором принималось решение о введении беспроволочного телеграфа на боевых судах как основного средства связи. Достоинством радио является высокая дальность связи (в 1901 году - 100 миль, в 1904 - 1000 миль) Недостатком — возможность противника обнаружить вас по радиопереговорам, перехватить сведения или поставить помехи («перебить большой искрой»)