Принципы организации тела человека. Закон построения физического тела

Главная > Учебно-методический комплекс

Основы строения тела человека. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.
Клетки многоклеточных организмов образуют ткани - системы сходных по строению и функциям клеток и связанных с ними межклеточных веществ. Ткани интегрируются в более крупные функциональные единицы, называемые органами. Внутренние органы характерны для животных; здесь они входят в состав систем органов (дыхательной, нервной и пр.). Например, система органов пищеварения - полость рта, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка, заднепроходное отверстие. Подобная специализация, с одной стороны, улучшает работу организма в целом, а с другой - требует повышения степени координации и интеграции различных тканей и органов.
Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.
Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии - от момента зарождения до прекращения существования - как живая система. Возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.
Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция - надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования. Биогеоценоз - совокупность организмов разных видов и различной сложности организации с факторами среды их обитания. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.
Биосфера - совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.

Молекулярный Начальный уровень организации живого. Предмет исследования – молекулы нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов и других биологических молекул, т.е. молекул, находящихся в клетке.
Клеточный Изучение клеток, выступающих в роли самостоятельных организмов (бактерии, простейшие и некоторые другие организмы) и клеток, составляющих многоклеточные организмы.
Тканевый Клетки, имеющие общее происхождение и выполняющие сходные функции, образуют ткани. Выделяют несколько типов животных и растительных тканей, обладающих различными свойствами.
Органный У организмов, начиная с кишечнополостных, формируются органы (системы органов), часто из тканей различных типов.
Организменный Этот уровень представлен одноклеточными и многоклеточными организмами.
Популяционно-видовой Организмы одного и того же вида, совместно обитающие в определенных ареалах, составляют популяцию. Сейчас на Земле насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных.
Биогеоценотический Представлен совокупностью организмов разных видов, в той или иной степени зависящих друг от друга.
Биосферный Высшая форма организации живого. Включает все биогеоценозы, связанные общим обменом веществ и превращением энергии.

Каждый из этих уровней довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Даже можно выделить науки, ведущие свои исследования на определенном уровне организации живого. Например, на молекулярном уровне живое изучают такие науки как молекулярная биология, биоорганическая химия, биологическая термодинамика, молекулярная генетика и т.д. Хотя уровни организации живого и выделяются, но они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы. Структурной и функциональной единицей живого является клетка – анатомическая основа большинства организмов, включая человека. Комплексы специализированных клеток, характеризующиеся общностью происхождения и сходством, как структуры, так и выполняемых функций, называются тканью. Различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Эпителиальная тканьпокрывает поверхность тела и полости различных трактов и протоков, за исключением сердца, кровеносных сосудов и некоторых полостей. Кроме того, практически все железистые клетки – эпителиального происхождения. Слои эпителиальных клеток на поверхности кожи защищают тело от инфекций и внешних повреждений. Клетки, выстилающие пищеварительный тракт ото рта до анального отверстия, обладают несколькими функциями: они секретируют пищеварительные ферменты, слизь и гормоны; всасывают воду и продукты пищеварения. Эпителиальные клетки, выстилающие дыхательную систему, секретируют слизь и удаляют ее из легких вместе с задерживаемой ею пылью и другими инородными частицами. В мочевой системе эпителиальные клетки осуществляют выделение и реабсорбцию (обратное всасывание) различных веществ в почках, а также выстилают протоки, по которым моча выводится из организма. Производными эпителиальных клеток являются половые клетки человека – яйцеклетки и сперматозоиды, а весь путь, который они проходят от яичников или семенников (мочеполовой тракт), покрыт специальными эпителиальными клетками, секретирующими ряд веществ, необходимых для существования яйцеклетки или сперматозоида. Соединительная ткань,или ткани внутренней среды, представлена разнообразной по структуре и функциям группой тканей, которые располагаются внутри организма и не граничат ни с внешней средой, ни с полостями органов. Соединительная ткань защищает, изолирует и поддерживает части тела, а также выполняет транспортную функцию внутри организма (кровь). Например, ребра защищают органы грудной клетки, жир служит прекрасным изолятором, позвоночник поддерживает голову и туловище, кровь переносит питательные вещества, газы, гормоны и продукты обмена. Во всех случаях соединительная ткань характеризуется большим количеством межклеточного вещества. Выделяют следующие подтипы соединительной ткани: рыхлую, жировую, фиброзную, эластическую, лимфоидную, хрящевую, костную, а также кровь. Рыхлая и жировая. Рыхлая соединительная ткань имеет сеть из эластичных и упругих (коллагеновых) волокон, расположенных в вязком межклеточном веществе. Эта ткань окружает все кровеносные сосуды и большинство органов, а также подстилает эпителий кожи. Рыхлая соединительная ткань, содержащая большое количество жировых клеток, называется жировой тканью; она служит местом запасания жира и источником образования воды. Некоторые части тела более чем другие, способны накапливать жир, например, под кожей или в сальнике. Рыхлая ткань содержит и другие клетки – макрофаги и фибробласты. Макрофаги фагоцитируют и переваривают микроорганизмы, разрушившиеся клетки тканей, чужеродные белки и старые клетки крови; их функцию можно назвать санитарной. Фибробласты ответственны главным образом за образование волокон в соединительной ткани. Фиброзная и эластическая. Там, где необходим упругий, эластичный и прочный материал (например, для присоединения мышцы к кости или для того, чтобы удержать вместе две соприкасающиеся кости), мы, как правило, обнаруживаем фиброзную соединительную ткань. Из этой ткани построены сухожилия мышц и связки суставов, и представлена она почти исключительно коллагеновыми волокнами и фибробластами. Однако там, где нужен мягкий, но эластичный и крепкий материал, например в т.н. желтых связках – плотных перепонках между дугами соседних позвонков, мы обнаруживаем эластическую соединительную ткань, состоящую в основном из эластических волокон с добавлением коллагеновых волокон и фибробластов. Лимфоидная ткань будет рассмотрена при описании системы кровообращения. Хрящевая. Соединительная ткань с плотным межклеточным веществом представлена либо хрящом, либо костью. Хрящ обеспечивает прочную, но гибкую основу органов. Наружное ухо, нос и носовая перегородка, гортань и трахея имеют хрящевой скелет. Основная функция этих хрящей состоит в поддержании формы различных структур. Хрящевые кольца трахеи препятствуют его спаданию и обеспечивают продвижение воздуха в легкие. Хрящи между позвонками делают их подвижными относительно друг друга. Костная. Кость представляет собой соединительную ткань, межклеточное вещество которой состоит из органического материала (оссеина) и неорганических солей, главным образом фосфатов кальция и магния. В ней всегда присутствуют специализированные костные клетки – остеоциты (видоизмененные фибробласты), рассеянные в межклеточном веществе. В отличие от хряща кость пронизана большим количеством кровеносных сосудов и некоторым числом нервов. С внешней стороны она покрыта надкостницей (периостом). Надкостница является источником клеток-предшественников остеоцитов, и восстановление целости кости – одна из ее основных функций. Рост костей конечностей в длину в детском и юношеском возрасте происходит в т.н. эпифизарных (расположенных в суставных концах кости) пластинках. Эти пластинки исчезают, когда рост кости в длину прекращается. Если рост прекращается рано, образуются короткие кости карлика; если же рост продолжается дольше обычного или происходит очень быстро, получаются длинные кости гиганта. Скорость роста в эпифизарных пластинках и кости в целом контролируется гипофизарным гормоном роста. Кровь – это соединительная ткань с жидким межклеточным веществом, плазмой, составляющей немногим более половины общего объема крови. Плазма содержит белок фибриноген, который при соприкосновении с воздухом или при повреждении кровеносного сосуда образует в присутствии кальция и факторов свертывания крови фибриновый сгусток, состоящий из нитей фибрина. Прозрачная желтоватая жидкость, остающаяся после образования сгустка, называется сывороткой. В плазме находятся различные белки (в т.ч. антитела), продукты метаболизма, питательные вещества (глюкоза, аминокислоты, жиры), газы (кислород, углекислый газ и азот), разнообразные соли и гормоны. В среднем у взрослого мужчины около 5 л крови. В красных кровяных клетках (эритроцитах) содержится гемоглобин – железосодержащее соединение, имеющее высокое сродство к кислороду. Основная часть кислорода переносится зрелыми эритроцитами, которые из-за отсутствия у них ядра живут недолго – от одного до четырех месяцев. Они образуются из ядерных клеток костного мозга, а разрушаются, как правило, в селезенке. В 1 мм 3 крови женщины около 4 500 000 эритроцитов, мужчины – 5 000 000. Миллиарды эритроцитов ежедневно заменяются новыми. У обитателей высокогорных районов содержание эритроцитов в крови повышено как адаптация к меньшей концентрации в атмосфере кислорода. Число эритроцитов или количество гемоглобина в крови снижено при анемии Белые кровяные клетки (лейкоциты) лишены гемоглобина. В 1 мм 3 крови в среднем содержится примерно 7000 белых клеток, т.е. на одну белую клетку приходится около 700 красных клеток. Белые клетки разделяют на агранулоциты (лимфоциты и моноциты) и гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы и базофилы). Лимфоцитам (20% всех белых клеток) принадлежит решающая роль в образовании антител и других защитных реакциях. Нейтрофилы (70%) содержат в цитоплазме ферменты, разрушающие бактерии, поэтому их скопления обнаруживаются в тех участках тела, где локализуется инфекция. Функции эозинофилов (3%), моноцитов (6%) и базофилов (1%) тоже в основном носят защитный характер. В норме эритроциты находятся только внутри кровеносных сосудов, но лейкоциты могут покидать кровяное русло и возвращаться в него. Продолжительность жизни белых клеток – от одного дня до нескольких недель. Образование кровяных клеток (гемопоэз) – сложный процесс. Все клетки крови, а также тромбоциты происходят из стволовых клеток костного мозга. Мышечная ткань. Мышцы обеспечивают передвижение организма в пространстве, его позу и сократительную активность внутренних органов. Способность к сокращению, в какой-то степени присущая всем клеткам, в мышечных клетках развита наиболее сильно. Выделяют три типа мышц: скелетные (поперечнополосатые, или произвольные), гладкие (висцеральные, или непроизвольные) и сердечную. Скелетные мышцы. Клетки скелетных мышц представляют собой длинные трубчатые структуры, число ядер в них может доходить до нескольких сотен. Их основными структурными и функциональными элементами являются мышечные волокна (миофибриллы), имеющие поперечную исчерченность. Скелетные мышцы стимулируются нервами (концевыми пластинками двигательных нервов); они реагируют быстро и контролируются в основном произвольно. Например, под произвольным контролем находятся мышцы конечностей, тогда как диафрагма зависит от него лишь опосредованно. Гладкие мышцы состоят из веретенообразных одноядерных клеток с фибриллами, лишенными поперечных полос. Эти мышцы действуют медленно и сокращаются непроизвольно. Они выстилают стенки внутренних органов (кроме сердца). Благодаря их синхронному действию пища проталкивается через пищеварительную систему, моча выводится из организма, регулируются кровоток и кровяное давление, яйцеклетка и сперма продвигаются по соответствующим каналам. Сердечная мышца образует мышечную ткань миокарда (среднего слоя сердца) и построена из клеток, сократительные фибриллы которых имеют поперечную исчерченность. Она сокращается автоматически и непроизвольно, подобно гладким мышцам. Нервная тканьхарактеризуется максимальным развитием таких свойств, как раздражимость и проводимость. Раздражимость – способность реагировать на физические (тепло, холод, свет, звук, прикосновение) и химические (вкус, запах) стимулы (раздражители). Проводимость – способность передавать возникший в результате раздражения импульс (нервный импульс). Элементом, воспринимающим раздражение и проводящим нервный импульс, является нервная клетка (нейрон). Нейрон состоит из тела клетки, содержащего ядро, и отростков – дендритов и аксона. Каждый нейрон может иметь много дендритов, но только один аксон, у которого бывает, однако, несколько ветвей. Дендриты, воспринимая стимул от разных участков мозга или с периферии, передают нервный импульс на тело нейрона. От тела клетки нервный импульс проводится по одиночному отростку – аксону – к другим нейронам или эффекторным органам. Аксон одной клетки может контактировать либо с дендритами, либо с аксоном или телами других нейронов, либо с мышечными или железистыми клетками; эти специализированные контакты называются синапсами. Аксон, отходящий от тела клетки, покрыт оболочкой, которую образуют специализированные (шванновские) клетки; покрытый оболочкой аксон называют нервным волокном. Пучки нервных волокон составляют нервы. Они покрыты общей соединительнотканной оболочкой, в которую по всей длине вкраплены эластические и неэластические волокна и фибробласты (рыхлая соединительная ткань). В головном и спинном мозгу присутствует еще один тип специализированных клеток – клетки нейроглии. Это вспомогательные клетки, содержащиеся в мозгу в очень большом количестве. Их отростки оплетают нервные волокна и служат для них опорой, а также, по-видимому, и изоляторами. Кроме того, они имеют секреторную, трофическую и защитную функции. В отличие от нейронов клетки нейроглии способны к делению.Возрастные изменения, происходящие в организме. Рост – количественный процесс, в результате чего происходит увеличение числа клеток или увеличение самих клеток. В процессе роста увеличиваются телесная масса и антропометрические показатели.Рост – реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода. Задержка роста при неблагоприятных условиях среды в один период жизни (болезнь, недостаток питания) сменяется убыстрением роста при улучшении экзогенных условий в другой период. К экзогенным факторам, оказывающим влияние на рост и развитие организма, относятся социально-экономические, психологические, климатические, экологические.Развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека, приводящие к формированию новых и совершенствованию существующих функциональных систем.Развитие – сложный процесс, состоящий из трех функций: роста; дифференцировки (когда клетки приобретают специфическую структуру – например, мышечную, нервную, т.е. приобретают признаки для данных клеток) и формообразования.Различают физическое развитие и соматическое – уровень половой зрелости, которая определяется по появлению вторичных половых признаков и по степени их развития.Процессы роста и развития организма начинаются со слияния двух половых клеток и продолжаются после рождения ребенка. Их окончательное формообразование заканчивается к 22 годам. Соматическое развитие протекает гетерохронно (неравномерно), когда периоды интенсивного роста сменяются периодами дифференцировки.Акселерация – процесс интенсивной реализации генетической программы под влиянием факторов среды. Традиционно акселерацию рассматривают в двух средах: вертикальной – вековая, эпохальная, групповая, и горизонтальной – внутригрупповая, индивидуальная (до 20% в каждом поколении). У детей с врожденным ускоренным развитием часто наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, кариес, повышение АД.Патологические сдвиги не являются следствием акселерации, а порождены теми же факторами, что и сама акселерация.Существует много теорий, объясняющих явление акселерации. Одни ученые связывают акселерацию с воздействием электромагнитных волн, другие – с усилением ультрафиолетового излучения: дети больше подвергаются солнечной радиации (гелиогенная теория), третьи – с космической радиацией. Алиментарная теория связывает акселерацию с увеличением количества белка, потребляемого с пищей, нутригенная – с потреблением минеральных солей, а теория гетерозиса – удачным сочетанием генов в результате смешанных браков.Акселерация оказывает положительное влияние на рост и развитие, обеспечивая:а) гармоничность физического развития, а именно соблюдение пропорции тела;б) гармоничность соматического и функционального развития, когда происходит высокое внешнее развитие и высокое развитие функциональных систем и органов;в) гармоничность биологическую и социальную.Негармоническая акселерация может отрицательно сказаться на уровне развития ребенка. Так, у детей-акселератов часто развитие внутренних органов, прежде всего сердце и сосуды, отстает от соматического развития. При этом могут возникать предпатологии. Варианты развития этих органов: сердце отстает от увеличения длины и массы тела, а сосуды– от развития сердца.Дети-акселераты имеют избыточную массу, у них в крови содержится холестерин, они предрасположены к атеросклерозу и раковым заболеваниям. Более раннее половое созревание приводит к юношеской гипертрофии. В связи с явлением социальной акселерации и более раннем начале обучения приобретают важное значение проблемы школьной зрелости, а именно морфофункционального и психоэмоционального уровня развития ребенка.Организация человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл – «онтогенез». Онтогенез (от греч. ontos – особь, genesis –происхождение и развитие) – процесс развития индивидуального организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.Часть онтогенеза протекает внутриутробно (антенатальный или пренатальный онтогенез), большая же часть – охватывает период от рождения до смерти (постнатальный онтогенез). В течение онтогенеза увеличивается масса и размеры тела и отдельных органов. Наряду с этим происходят качественные изменения, т.е. развитие отдельных физиологических систем и целостного организма. Именно в процессе развития осуществляется постепенная реализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении. Эти изменения имеют первостепенное значение для формирования организма детей и подростков.На всех этапах онтогенеза основой жизни является обмен веществ и энергии. Нормальное протекание обменных процессов и функционирование живых клеток возможно только при наличии постоянства химического состава и физико-химических свойств среды обитания клеток – крови, тканевой жидкости. Совокупность этих жидкостей организма была названа К. Бернаром «внутренней средой». Способность организма поддерживать относительное постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды, а также важнейших функций организма была названа У. Кенном «гомеостазом» (от греч. homoios – одинаковый, stasis – состояние).В основе гомеостаза лежит саморегуляция функций. Это означает, что всякий сдвиг свойств и состава внутренней среды активирует деятельность физиологических механизмов, нормализующих обмен веществ и энергии, рост и развитие, реализация генетической программы, гомеостаз, а также взаимодействие отдельных частей организма не могли бы осуществляться, если бы не функционировала нейроэндокринная регуляция процессов жизнедеятельности.На ранних этапах внутриутробного онтогенеза функцию регуляции выполняют химические вещества, образующиеся в развивающихся клетках. Они необходимы как для стимуляции размножения клеток, так и для осуществления межклеточных контактов. Такой вид химической связи сохраняется в течение всей жизни, он играет роль в регуляции на местном тканевом уровне.Однако действие этих регуляторов пространственно ограничено и не может обеспечить координированную деятельность различных органов. По своей сути это эволюционно более древний способ биологического контроля. На более поздних этапах внутриутробного развития появляются специализированные органы – железы внутренней секреции, или эндокринные железы.Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный период охватывает все детство, характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития и функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.Периодизация развития детского организма включает в себя период новорожденности (1-10 дней), грудной (10 дней – 1 год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет). Это наиболее распространенная схема возрастной периодизации жизненного цикла человека (1965г.). Переход от одного возрастного периода к другому обозначают критическим периодом.Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу с учетом особенностей мальчиков и девочек. Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый продолжается от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй - от момента рождения и до смерти. Пренатальный период в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный. Начальный (предимплантационный) период у человека охватывает первую неделю развития (с момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки). Зародышевый (предплодный, эмбриональный) период - от начала второй недели до конца восьмой недели (с момента имплантации до завершения закладки органов). Плодный (фетальный) период начинается с девятой недели и длится до рождения. В это время происходит усиленный рост организма. Постнатальный период онтогенеза подразделяют на одиннадцать периодов: 1-й - 10-й день - новорожденные; 10-й день - 1 год - грудной возраст; 1-3 года - раннее детство; 4-7 лет - первое детство; 8-11 лет - второе детство; 12-16 лет - пубертатный период; 17-21 год - юношеский возраст; 22-35 лет - первый зрелый возраст; 36-60 лет - второй зрелый возраст; 61-74 года- пожилой возраст; с 75 лет - старческий возраст, после 90 лет - долгожители. Завершается онтогенез естественной смертью. Пренатальный период онтогенеза начинается с момента слияния мужских и женских половых клеток и образования зиготы. Зигота последовательно делится, образуя шаровидную бластулу. На стадии бластулы идет дальнейшее дробление и образование первичной полости - бластоцеля.Затем начинается процесс гаструляции, в результате которого происходит перемещение клеток различными способами в бластоцель, с образованием двухслойного зародыша. Наружный слой клеток называется эктодерма, внутренний - энтодерма. Внутри образуется полость первичной кишки - гастроцель. Это стадия гаструлы. На стадии нейрулы образуются нервная трубка, хорда, сомиты и другие эмбриональные зачатки.Нужно отметить стадии полового созревания по Дж. Теннеру. В пубертатном возрасте с его мощными биологическими детерминантами телесная организация и генитальная морфология претерпевают специфическое развитие. Стадиальность этого развития по Теннеру оценивается по следующим критериям:I стадия. Девочки: молочные железы не развиты, сосок приподнимается, полового оволосения нет. Мальчики: детский половой член и мошонка при отсутствии полового оволосения.II стадия. Девочки: молочные железы набухают, увеличивается диаметр ареол, вдоль половых губ – начальный рост слабо пигментированныхи прямых волос. Мальчики: увеличиваются яички и мошонка (половойчлен еще не увеличивается), у основания полового члена начинается ростслабо пигментированных прямых, длинных и редких волос.III стадия. Девочки: молочные железы и ареолы увеличиваются, ноконтуры их не разделяются; волосы темнеют, грубеют, завиваются и распространяются за пределы лонного сочленения. Мальчики: продолжаетсяувеличение яичек и мошонки, половой член увеличивается в длину; волосы грубеют, темнеют, завиваются и распространяются за пределы лонногосочленения.IV стадия. Девочки: ареола и сосок приподнимаются, образуя бугорок; женский тип полового оволосения, не занимающего всей поверхности лобковой области. Мальчики: продолжается рост яичек и мошонки,половой член растет в основном в диаметре; оволосение мужского типа,пока не занимающее всей поверхности лобковой области.V стадия. Девочки: ареола перестает выступать над поверхностьюмолочной железы, которая достигает взрослого оформления; половое оволосение занимает всю лобковую область. Мальчики: взрослые по форме иразмерам гениталии, половое оволосение занимает всю лобковую область.С началом полового созревания мальчиков и девочек ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще одна – проблема их полового воспитания. Естественно, что оно должно быть начато еще в младшемшкольном возрасте и представлять собой лишь составную часть единоговоспитательного процесса. Необходимо формировать у детей и подростков правильные представления о сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение между мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У подростков важно сформировать правильные представления о любви и браке, о семье, ознакомить их с гигиеной и физиологией половой жизни.Таким образом, половое воспитание детей и подростков должно быть обязательной составной частью их воспитания в семье и школе.Возраст - это критерий зрелости организма. Зрелость оценивается по физическим показателям, психологической адекватности, социальному опыту, обученности, и гражданской ответственности. Незрелость обнаруживается в период роста и развития. Дефицит в критериях зрелости указывает: 1) на ретардированность - задержку роста и развития, 2) инфантильность - психологическое и социальное отставание, 3) педагогическую запущенность - слабую школьную успеваемость, 4) на отклоняющееся поведение - гражданскую незрелость, безответственность. Возраст оценивается по сумме показателей.Календарный возраст - это формализованный возраст, указывающий на дату рождения и количество прожитых лет. Этот критерий не дает представления об индивидуальных возможностях и потенциале организма.Биологический возраст отражает зрелость организма на анатомическом, физиологическом и функциональном уровне. Биологический возраст - базовый показатель, определяющий потенциал организма при различных видах нагрузки. При оценке биологического возраста различают три его типа: акселерантный, медиантный, ретардантный. Акселерация указывает на ускоренное развитие по сравнению со стандартными показателями календарного возраста. Медианты - соответствие стандартно-календартным параметрам. Ретардированность оценивается по задержке роста и развития на фоне сверстников.Психологический возраст раскрывает зрелость личности на уровне сознания и самосознания с устойчивыми чертами характера. Психологический возраст определяется по адекватности восприятия и поведения, самооценке, оценке окружающего мира и людей, умению организовывать свою деятельность.Социальный возраст оценивается по статусу в общественной жизни и ролевой функции в семье, обществе и государстве. Показателем социального возраста служат владение этическими, моральными и нравственными нормами. Социальный возраст сопряжен с образованием.Школьный возраст подразумевает готовность и способность ребенка обучаться по стандартной программе школьного образования в соответствии с годом обучения.По мере взросления ребенок наращивает свой потенциал, но темпы взросления зависят от интеграции всех возрастных аспектов (биологического, психологического, социального, гражданского, школьного). Точкой отсчета и коррекционной ориентацией служит календарный возраст.
  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (81)

    Подготовка специалиста, осознающего высокую социальную значимость профессии, обладающего мотивацией к ответственному выполнению профессиональной деятельности, способностью к корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными

  2. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа

    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

  3. Основная образовательная программа

    1.1. Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к педагогической деятельности в системе среднего общего, профессионального, дополнительного образования и способного к дальнейшему профессиональному

ОСНОВЫ МОРФОЛОГИИ

Движение как перемещение тела в пространстве (локомоция) является важнейшей формой двигательной активности и адаптации организма человека. Оно отличается от других видов движения большей интенсивностью воздействия на вегетативные функции и биоэнергетику организма. Для человека характерны четыре вида локомоций: ходьба, бег, прыжки, лазанье. Их комбинации обеспечивают все многообразие двигательной деятельности человека.

Для количественного выражения локомоций используют термин локомоторная активность. Под ней понимается количественный эквивалент локомоций (в виде преодоленного пути, энерготрат и т.д.), отнесенный к единице времени. Термины: двигательная, физическая, мышечная активность используются в качестве синонимов локомоторной активности, поскольку именно эта форма движений превалирует над остальными.

Независимо от используемых методических подходов к оптимизации физических нагрузок, несомненно, базой является индивидуальная морфо-функциональная характеристика организма человека в целом и отдельных его сегментов, в частности.

В системе обучения специалистов (физическая культура и спорт) сложилось принципиально новое направление - функциональная анатомия или, правильнее, анатомия локомоции (движения). Оно принципиально отличается от классической системной анатомии, которая используется для подготовки других специалистов. Функциональная анатомия рассматривает организм человека как единую, саморегулируемую систему состоящую из:

· систем реализации локомоции (опорно-двигательный аппарат);

· систем обеспечения локомоции (циркуляция, пищеварение, дыхание и др.);

· систем координации и регуляции (нейрогуморальная и сенсорная).

«Комплексный учебный материал по анатомии и морфологии человека» подготовлен для студентов факультетов физической культуры и спорта в соответствии с требованиями стандарта специальности. Он включает основные термины и понятия, которыми должен владеть специалист в области физической культуры и спорта. По сути, представленный конспект является «стандартом знаний».


ТЕМА 1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Морфология человека - наука, изучающая строение и формы человеческого тела в связи с их функцией и развитием. Она включает такие морфологические науки: цитологию, гистологию, анатомию.

Разделы морфологии человека:

Человек (Homo sapiens ) относится к типу хордовых (Chordata), подтипу позвоночных (Vertebrata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates).

Организм человека представляет собой сложную биологическую систему, состоящую из функционально специализированных элементов (клеток), которые объединены благодаря существованию прямых и обратных, центральных и периферический связей, и которая функционирует в режиме самоорганизации и саморегуляции .

Выделяют пять уровней организации организма:

· клеточный - клетка является наименьшей структурной единицей живого, основой развития, строения и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов;

· тканевой - ткани в многоклеточном организме - это структуры, состоящие из функционально специализированных клеток, близких по происхождению и предназначенных для выполнения определенных функций в организме;

· органный - органы - это структуры, имеющие стабильную форму, строение, иннервацию и кровоснабжение, положение и предназначенные для выполнения определенных функций;

· системный - системы - это объединение близких по строению и функции органов в организме человека, предназначенных для обеспечения его полноценного функционирования;

· организм - это индивидуальная самоорганизующаяся и саморегулируемая биологическая система.


Общие принципы организации тела человека:

Тело человека состоит из: головы, шеи, туловища и двух пар конечностей.

Анатомическое положение человека в пространстве - вертикальное без опоры на верхние конечности (видовое отличие человека).

Тело человека построено согласно законам симметрии:

По отношению к фронтальной плоскости (поверхности тела)- передняя (вентральная) и задняя (дорзальная);

По отношению к сагиттальной плоскости (половины тела) - правая и левая;

По отношению к горизонтальной плоскости - верх и низ.

Полости тела - это анатомические образования, в которые погружены и функционируют жизненно важные органы и системы организма:

- дорзальная полость (задняя) - расположены органы центральной нервной системы;

- вентральная полость (передняя ) - помещены все внутренние органы.

Вентральная полость состоит из:

Грудной полости и средостения;

Брюшной полости и забрюшинного пространства;

Полости таза.


Области тела - это участки поверхности тела, имеющие стабильную анатомическую структуру, границы, и на которые возможно проецировать подлежащие органы и системы.

Разделы морфологии человека:

1.Общая морфология - изучает общие закономерности строения организма человека на разных уровнях организации.

2.Частная морфология - изучает вопросы строения отдельных органов и систем организма в тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями.


Особенности морфологии спорта:

1.Основной генетически определенной функцией тела человека является функция движения.

2.Локомоция - это высшая форма двигательной функции человека - перемещение в пространстве.

3.Для реализации локомоторной функции в организме человека генетически предопределены:

Системы реализации движения - двигательные сегменты (опорно-двигательный аппарат);

Системы обеспечения движения - дыхательная, циркуляции, кроветворения и др.;

Системы регуляции и координации движения - нейрогуморальная.

Двигательные сегменты тела человека:

Верхняя конечность и плечевой пояс (парный сегмент);

Нижняя конечность и плечевой пояс (парный сегмент);

Позвоночный столб.

Подготовка спортсмена - это система формирования в организме человека устойчивых функциональных систем (по Анохину) обеспечения локомоторной функции для достижения определенных целей.

Тренировка (тренинг) - этот комплекс педагогических приемов, направленных на формирование устойчивых функциональных систем посредством воздействия на вторую сигнальную систему человека.

Дрессировка (дрессура) - это комплекс педагогических приемов воздействия на первую сигнальную систему (подкорковые структуры), которая используется при подготовке животных.

То, как устроен человеческий организм изнутри, интересовало людей с самой древности. Даже когда основные законы, по которым жили люди, были церковными, запрещающими изучать строение тела, находились ученые и естествоиспытатели, которые вопреки всему вскрывали трупы животных и людей и занимались рассмотрением и изучением всех интересующих деталей.

Тягу к знаниям в данной области преодолеть не удалось. Поэтому с течением времени все же было выяснено, как устроен организм человека. Схема, рисунок каждого органа и системы были зафиксированы художниками, испытателями, врачами, учеными, благодаря этому возникли множественные науки, существующие и сегодня.

Развитие знаний о строении человеческого тела

Еще в V веке в Кратоне жил человек по имени Алкемон. Именно он первым выразил желание изучить внутреннее строение живых организмов, поэтому вскрывал трупы животных. Главная его заслуга - это предположение о взаимосвязи между органами чувств и головным мозгом.

Позже, примерно с 460 года до нашей эры, начинается более осознанное и интенсивное развитие знаний в рассматриваемой области. Большой вклад в понимание того, что такое организм человека (схема его строения, топография внутренних органов также были описаны), внесли следующие ученые:

  1. Гиппократ.
  2. Аристотель.
  3. Платон.
  4. Герофил.
  5. Клавдий Гален.
  6. Авиценна.
  7. Леонардо да Винчи.
  8. Андреас Везалий.
  9. Уильям Гарвей.
  10. Каспаро Азелли.

Благодаря этим людям была составлена общая схема строения организма человека. Появились знания о функциональных особенностях, системах органов, тканях и их значении, а также прочих очень важных вещах.

XVII век для всех наук был периодом застоя, не обошло это и рассматриваемую нами область. Зато позже схема организма человека (рисунок вы можете видеть ниже) значительно пополнилась, уточнилась и преобразилась благодаря многочисленным открытиям. Появилась новая техника, позволяющая изучать микроструктуры, стали интенсивно применяться методы эксперимента, наблюдения, сравнения. Особый вклад внесли:


Таким образом, был детально изучен организм человека, схема стала полной и отражающей все имеющиеся органы и системы. Сегодня любой школьник может рассмотреть как топографию, так и детальное описание каждой изучить выполняемые функции и внутреннее строение.

Общая схема "Человек - живой организм"

Если говорить о подобной схеме, то следует отметить, что же именно она содержит. Во-первых, представлена она может быть в разных вариантах. Одни такие рисунки и схемы содержат лишь словесные описания, классификацию внутренних структур человека, отражают их взаимосвязь и выполняемые функции. Другие же, напротив, не содержат описаний, а просто иллюстрируют топографическое в теле, показывают их взаимную ориентацию, общий план строения. Здесь же отражаются и системы органов. Если совмещать оба варианта, то такая схема получится слишком громоздкой, сложной для восприятия. Чаще используется второй тип.

Поэтому схема "Человек - живой организм" включает в себя изображение органов из следующих систем организма (в случае если предоставляется полный вариант всего тела):

  1. Сердечно-сосудистая и лимфообразовательная. Здесь подробно отражается схема тел и каналов человека.
  2. Пищеварительная система.
  3. Опорно-двигательная, или костно-мышечная.
  4. Репродуктивная.
  5. Выделительная (мочеполовой называют объединенную систему репродуктивных и выделительных органов).
  6. Нервная и эндокринная системы.
  7. Сенсорные, или органы чувств и восприятия.

Таким образом, данная схема предоставляет подробную информацию о строении человеческого тела и расположении его органов. Также существует множество различных таблиц и рисунков, схем, в которых находит отражение подробное микростроение любого органа. Описываются все особенности строения, функционирования и расположения.

Если совместить все подобные рисунки, то получится целая книга. Подобные издания носят название "Биология человека в таблицах и схемах" и зачастую значительно упрощают жизнь школьникам, студентам и учителям. Ведь в них кратко, емко и понятно изложены все основы, необходимые для общего представления о строении людей.

Система лимфообразования

Особую роль в поддержании здорового состояния организма человека играет иммунитет. Но что он собой представляет? Оказывается, это и есть система лимфообращения, которая является важным дополнением сердечно-сосудистых органов. В ее составе - клетки, которые называются "лимфоциты". Именно они выполняют роль биологического защитника организма от вирусов и бактерий, чужеродных частиц и всего постороннего.

Лимфатическая система человека, схема которой представлена ниже, имеет ряд структур, ее составляющих:

  1. Стволы и протоки.
  2. Капилляры.
  3. Сосуды.

Все вместе они формируют сеть, которая является незамкнутой, в отличие от сердечно-сосудистой. Также в данной системе нет центрального управляющего органа. Лимфатическая жидкость (лимфа) представляет собой продукт жизнедеятельности межклеточного пространства, который под слабым давлением движется по сосудам и узлам, капиллярам, стволам.

Во время заболевания, например, простудного, каждый человек может ощутить увеличение лимфатических узлов своего организма. Они находятся под нижней челюстью, в подмышечных впадинах, паховой области. Прощупать их достаточно легко. Это подтверждает тот факт, что именно в них происходит основная борьба с недугом. Таким образом, главный барьер для заболеваний - лимфатическая система человека. Схема ее показывает, как именно располагаются все структурные части и каким образом они взаимосвязаны между собой.

Пищеварительная система

Одна из важнейших в организме. Ведь именно благодаря ее работе человек получает питательные вещества для роста, развития, энергию для процессов жизнедеятельности. Без невозможно двигаться, расти, мыслить и так далее. Ведь каждый процесс требует энергии, которая заключается в химических связях питательных молекул.

Схема пищеварительной системы человека показывает, из каких органов складывается данная сеть.

  1. Ротовая полость, включающая зубы, язык, небо и внутреннюю мышечную часть щек.
  2. Глотка и пищевод.
  3. Желудок.
  4. выделяющие секреты для переваривания пищи.
  5. Кишечник, состоящий из нескольких отделов: двенадцатиперстная, тонкая и толстая кишки.

Сердечно-сосудистая система

Представляет собой два круга кровообращения, состоящих из главного органа - сердца - и отходящих от него артерий, сосудов, капилляров. Общий объем крови взрослого человека составляет примерно 5 литров. Однако показатель колеблется в зависимости от массы тела.

Сердце - центральный орган, способный ритмически сокращаться, выталкивая кровь в русло под определенным давлением. Состоит из четырех камер, тесно сообщающихся между собой.

Нервная система человека

Одна из самых сложных. Состоит из:

  • головного мозга;
  • спинного мозга;
  • нервных клеток;
  • тканей.

Практически в каждом кусочке человеческого тела находятся нервные клетки. Они воспринимают раздражения, передают болевые ощущения, предупреждая об опасности. Их строение достаточно своеобразное. Головной и спинной мозг включают в себя ряд разделов, каждый из которых осуществляет тщательный контроль над работой той или иной части организма.

Сенсорные системы

Таковых можно выделить пять:


Все они в совокупности также составляют организм человека. Схема строения показывает, из каких частей складывается сенсорная система, какие особенности в строении имеет и какие функции выполняет.

Выделительная система человека

В состав данной системы входят следующие органы:

  • почки;
  • мочевой пузырь;
  • мочеточники.

Другое название этой системы - экскреторная. Основная функция - выведение продуктов метаболизма, освобождение организма от ядовитых продуктов распада.

Науки, изучающие организм человека

Таковых можно выделить несколько основных. Хотя число их значительно выросло по сравнению, например, с XVIII веком. Это такие науки, как:

  • анатомия;
  • физиология;
  • гигиена;
  • генетика;
  • медицина;
  • психология.

Физиология занимается рассмотрением вопросов функционирования той или иной системы. То есть ее задача ответить на вопрос: "Как это происходит?" Так, например, именно данной дисциплиной рассмотрены механизмы смены сна и бодрствования, изучены особенности высшей нервной деятельности человека.

Генетика и гигиена человека

Генетика занимается изучением механизмов наследования тех или иных признаков, а также причинами и последствиями изменений в хромосомном аппарате человека. Благодаря этой науке люди научились прогнозировать серьезные генетические отклонения в развитии плода, контролировать этот процесс и, если возможно, вмешиваться и изменять его ход.

Гигиена помогает ответить на вопрос: "Зачем нужна чистота и как добиться здоровья?" Эта наука подробно рассказывает о правилах поддержания чистоты своего тела, о значимости этого процесса, о механизмах иммунитета, которые напрямую зависят от показателя чистоплотности, уровня бактерий и вирусов. Эта дисциплина сравнительно молодая, но не менее важная, чем все остальные.

Психология и медицина

Психология - очень сложная и тонкая наука, проникающая в сознание и высшую нервную деятельность человеческого существа. Она призвана объяснить основные механизмы психосоматического устройства людей. Существует целый ряд разделов психологии, которые занимаются всеми социальными вопросами, касающимися людей (психология семейных отношений, возрастная, экспериментальная и так далее).

Медицина - важнейшая наука, которая занимается вопросами здоровья людей. Естественно, она тесно граничит со всеми остальными дисциплинами: физиологией, анатомией, генетикой, гигиеной и психологией.

Основы медицины зародились вместе с человечеством. Ведь, к сожалению, люди болели всегда. Во все времена рядом с ними шли наследственные (генетические) заболевания и прочие недуги. Поэтому данная наука - одна из самых главных, когда речь идет о сохранении жизни и здоровья.

Существует множество разделов, складывающих медицину в единое целое: хирургия, онкология, гематология, терапевтия, дерматология, травматология и прочие. Все они узко специализированы на конкретных проблемах, имеют свои методы изучения проблемы и разрешения ее.

В общем, все науки, изучающие организм человека, являются единым целым. Ведь объединяет их общая цель - изучить, рассмотреть, объяснить все части тела, научиться управлять каждым органом и каждой клеткой организма.

Анатомия как главная наука

Конечно, самая первая, исторически сложившаяся и его строении - это анатомия. Именно благодаря развитию этой дисциплины людям стало известно о том, какие органы есть в человеческом теле, как они там расположены (топография), как устроены и на каких принципах основана их работа.

Выше мы рассматривали основные исторические вехи развития знаний о человеке. Это и есть этапы развития анатомии. Те люди, имена которых были названы, - основоположники и отцы этой огромной и важной дисциплины.

Задача анатомии всегда была одна на все времена - изучить внутреннее строение и внешние морфологические признаки всех органов и систем, а также тканей. Не зря в переводе с греческого anatome - "рассечение".

Английский ученый Д. Уолд писал, что «...самая сложная машина из всех, какие когда-либо создавал человек - ну, скажем, «электронный мозг» - не более чем детская игрушка по сравнению с самым простым из живых существ».

Человек же, как известно, - это самое сложное из живых существ. Чтобы разобраться в устройстве и работе любой машины, нужно иметь схему ее конструкции. Чтобы понять, как устроен организм человека и как он функционирует, необходимо сперва познакомиться с общим планом его строения.

Между машиной и живым организмом можно и вести известную аналогию: в обоих случаях необходима энергия для обеспечения работы и в обоих случаях стареющие детали нуждаются в замене. Так, например, человеку, находящемуся в состоянии полного покоя, для обеспечения его жизнедеятельности - акта дыхания, сердечных сокращений, тонуса и т. д. - требуется 1700 ккал в сутки *, во время работы потребность в энергии увеличивается до 3000 и даже до 7000 ккал (при больших физических напряжениях).

Работа органов сопровождается непрерывным их обновлением: одни клетки погибают, другие - заменяют их. Этот процесс совершается незаметно для нас, однако в действительности размеры такой естественной убыли и восстановления тканей довольно значительны. Например, у взрослого в течение суток гибнет и заменяется приблизительно 1/20 часть клеток кожного эпителия, 1/2 всех клеток эпителия, выстилающего слизистую оболочку пищеварительного тракта, заменяется около 25 г крови и т. д.

В организме животных и человека образование энергии и замена стареющих и отмирающих тканей происходит за счет обмена веществ. Большая группа органов осуществляет этот основной жизненный процесс. Сюда относятся, во-первых, органы , обеспечивающие поступление в организм химических веществ из твердой и жидкой пищи; во-вторых, - органы дыхательной системы, доставляющие кислород из воздуха. В тканях тела одни химические вещества вступают в соединение с кислородом («сгорают») и служат для образования энергии, другие- используются как «строительный материал» для клеток и других тканевых структур. Конечно, в процессе сложных химических превращений, происходящих в пищеварительном канале, в клетках и тканях различных органов образуется много ненужных организму побочных продуктов, которые нередко обладают ядовитым действием, - их необходимо удалить, и для этого имеются специальные органы выделения (почки, потовые железы и др.). Наконец, живые организмы обладают способностью к самовоспроизведению - без этого жизнь, разумеется, прекратилась бы, поэтому, кроме названных, существуют еще органы размножения.

Если сравнить животных и растения, то нетрудно увидеть, что в последнем случае имеются также органы питания, дыхания, выделения и размножения. Но этим и ограничивается их «хозяйство». И это понятно. Растения питаются неорганическими веществами: углекислым газом воздуха, водой и минеральными солями почвы. Из этих неорганических веществ они образуют, используя солнечную энергию, вещества органические: белки, жиры, углеводы, из которых и строится их тело. Они не нуждаются в поисках пищи и живут на одном месте. Иначе обстоит дело у животных. В отличие от растений они не могут в своем организме создавать органические вещества из неорганических, они должны получать их в готовом виде из тел других живых существ. В связи с этим животные, как правило, проводят жизнь в поисках пищи., Добыча ее требует перемещения, поэтому у животных в процессе истории их развития формируются органы движения, которых нет у растений. Вот почему органы пищеварительной, дыхательной, выделительной системы и органы размножения принято называть органами растительной, или вегетативной, жизни, а аппарат движения, нервную систему и органы чувств, которые теснейшим образом связаны между собой в процессе эволюционного развития, называют органами животной, или анимальной, жизни. Крепкие кости и гибкие сочленения их, покрытые сильными мышцами и одетые кожей, составляют корпус, голову и подвижные конечности здорового организма. «Внутренний механизм» тела заключен в его полостях. Впишем его в знакомые контуры человеческого торса (рис. 5).

Рис. 5. Общий вид расположения внутренностей.
1 - гортань;
2 - трахея;
3 - легкие;
4 - сердце;
5 - желудок;
6 - печень;
7 - тонкая кишка;
8-11 - толстая кишка;
12 - мочевой пузырь.

* Килокалория - количество энергии, необходимое для того, чтобы 1 кг воды нагреть на 1°С. Энергия, которая необходима для обеспечения жизнедеятельности организма в состоянии покоя, называется основным обменом. Она представляет важную характеристику функций организма.

2.Современные методы анатомического исследования

    Анатомические принципы структурной организации тела человека.

    Основные этапы онтогенеза человека.

Анатомия является одной из важнейших медико-биологических дисциплин, поскольку предметом изучения анатомии является человек – самый высокоорганизованный живой организм. В тоже время она является морфологической дисциплиной, так как изучает внешние формы и внутреннее строение всего тела и каждого органа в отдельности. Современная анатомия пытается объяснить причину структуры человеческого тела в связи с его функцией. Вместе с физиологией, анатомия составляет основу или фундамент теоретической и практической медицины.

Название анатомия происходит от слова «анатемно» (греч.) – рассечение, расчленение . Этот термин обусловлен тем, что первоначальным и основным методом добывания фактов был метод анатомирования человеческого трупа.

Изучение анатомии человека обеспечивает необходимые условия для усвоения других дисциплин, необходимых для практической деятельности врача.

На значение анатомии для медицины указывали многие крупные учёные и медицинские деятели.

«Изучайте азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины, никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего» - Павлов И.П.

«Изучение строения тела человека – первооснова медицины» Гиппократ

«Анатомия – есть наука первая, без неё не может быть врачевания» древнерусская рукопись.

« Самою высшею для меня наградой я почёл бы убеждение, что мне удалось доказать нашим врачам, что а анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины» -Пирогов Н.И.

« без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки »- Губарев А.П.

В настоящее время для познания строения не только мёртвого, но и живого человека применяются и другие методы:

    Антропометрия, которая позволяет измерить длину и массу тела, выявить их взаимоотношения, определить пропорции тела, тип конституции;

    Метод инъекция - заполнение окрашенной массой полостей тела, просветов бронхиального дерева, кровеносных и лимфатических сосудов, полых органов. Он применяется с 16 века. Метод инъекции дополняется последующей коррозией и просветлением органов и тканей;

    Микроскопический метод появился с изобретением увеличения предметов с помощью лупы и микроскопа. Благодаря этому методу, удалось выявить сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения сосудов и нервов. Уточнены структуры долек, ацинусов;

    Рентгеноскопические рентгенографические методы, которые позволяют изучить прижизненную форму и функциональные особенности живого человека. В настоящее время используется компьютерная томография, ЯМР (ядерная магнитно-резонансная рентгенография), спиральная компьютерная томография. Рентгенография часто дополняется применением рентген контрастных веществ;

    Эндоскопический метод исследования (гастроскопия, бронхоскопия, колоноскопия, лапароскопия, цистоскопия, гистероскопия и др.). Он позволяет увидеть с помощью оптических приборов, вводимых через естественные и искусственные отверстия, окраску, рельеф органов и слизистой оболочки;

    Ультразвуковое исследование (эхография), основанное на отражении тканями ультразвука, позволяет определить внешние формы, размеры, толщину стенок исследуемых органов, их внутреннюю структуру.

Структурная организация тела человека.

Структурно-функциональной единицей всего живого, в том числе и человеческого организма, является клетка. В теле человека огромное количество клеток. Каждая разновидность клеток отличается по форме, размерам и внутреннему строению, но каждая из них имеет ядро и цитоплазму, окруженную клеточной мембраной. В цитоплазме клеток находятся органеллы: митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и другие, а также включения белковых, углеводных, липидных и пигментных гранул. Клетки бывают одноядерные и многоядерные. Клетки образуют ткани.

Ткань – исторически сложившаяся система, состоящая из клеток общего строения, происхождения и функции. Кроме клеток ткань содержит живое промежуточное межклеточное вещество.

В организме различают4 основные ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную. Каждая из них имеют ряд разновидностей.

Эпителиальная ткань выполняет покровную (пограничную) и выделительную (секреторную) функции.

Эпителий покрывает все тело снаружи (кожу) и выстилает внутренние органы и различные полости нашего тела изнутри (слизистую оболочку пищеварительной трубки, дыхательных путей и мочеполовой системы). Эпителий образует выделительные органы (потовые, сальные, молочные, пищеварительные, слизистые, половые и эндокринные железы).

Для этой ткани характерно то, что она состоит из тесно сложенных друг с другом эпителиальных клеток различной формы, расположенных на базальной мембране.

Между клетками лишь тонкие прослойки склеивающего межклеточного вещества. Различают однослойный и многослойный эпителий, однорядный и многорядный эпителий.

Соединительная ткань имеет механическое значение, образуя твердые опорные ткани, за счет которых построен твердый и мягкий остов человеческого тела. Сюда относятся костная, хрящевая и волокнистая (фиброзная) соединительная ткань. Кровь и лимфа также относятся к соединительной ткани и выполняют трофическую функцию. Главное отличие соединительной ткани – это наличие большего количества промежуточного вещества, состоящего из коллагеновых и эластических волокон и основного аморфного вещества. Коллагеновые волокна отличаются высокой механической прочностью. Эластические волокна обладают способностью к растяжению и возвращению к исходной толщине и длине после прекращения действия этой силы.

Мышечная ткань осуществляет перемещение тела в пространстве, движение крови в сосудах и сокращение стенок внутренних органов. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткани.

Нервная ткань осуществляют связь организма с внешней средой и обеспечивают целостную функцию всего организма. Она состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Из нервной ткани построены головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы.

Ткани не существуют изолированно, а вместе участвуют в построении тех или других органов.

Орган – это часть тела, занимающая в организме определенное положение, отличающаяся своеобразной формой, имеющая особое строение и выполняющая присущую ей особую функцию .

Органы тела принято объединять в системы и аппараты.

Система органов – это ряд органов, анатомически и топографически связанных друг с другом, имеющих общий план строения, общее происхождение в фило- и онтогенезе и выполняющих одинаковую функцию.

Аппарат – это скорее физиологическое объединение органов, выполняющих однородную функцию, но они не имеют топографической связи и общности строения.

ОНТОГЕНЕЗ.

Онтогенез – это развитие организма от момента зачатия до смерти .

В онтогенезе различают 2 периода: пренатальный и постнатальный.

    Пренатальный период – это развитие от зачатия до рождения. Он делится на 2 стадии: эмбриональную и плодную.

    Постнатальный период – это развитие от рождения до смерти. В нём различают возрастные группы от новорожденных до долгожителей.

Функциональная анатомия костной системы.

    Функции скелета.

    Строение кости как органа, строение костного вещества и ткани.

    Химический состав костей.

    Классификация костей.

Костная система морфологически, функционально и генетически воплощена в скелете. Твердый или костный скелет составляет основу тела и является своеобразной арматурой сложной конструкции организма человека. При изучении анатомии скелет бесподобный немой подсказчик, поскольку по нему легко ориентироватьсяв расположении всех органов.

Масса скелета составляет 1/5-1/7 часть массы тела, а абсолютные цифры зависят от длины тела.

Основными элементами скелета являются отдельные кости, количество которых в организме более 200. Скелет выполняет следующие функции.

1.Функцию опоры для мышц и внутренних органов;

2.Функцию защиты, образуя полости и каналы, защищающие органы и ткани от механических повреждений. Например, череп – полость, в которой находится головной мозг; в позвоночном канале располагается спинной мозг; сердце и лёгкие защищены грудной клеткой и т.д.;

3.Функцию локомоции – передвижения. Кости образуют жёсткие рычаги, приводимые в движение мышцами;

4.Антигравитационную функцию. Кости противостоят силе земного притяжения и помогают сохранять вертикальное положение тела;

5. Функцию минерального обмена. Скелет является депо минеральных солей, особенно кальция и фосфора;

6. Кроветворную функция. В костях находится красный костный мозг – кроветворный орган.

Твердый скелет делится на соматический и висцеральный.

Соматический скелет состоит из осевого скелета и скелета конечностей. К осевому скелету относятся позвонки, кости мозгового черепа и ребра. К скелету конечностей относятся кости поясов конечностей (ключица, лопатка, тазовая кость) и кости свободного отдела конечностей: плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа.

Висцеральный скелет объединяет кости лицевого черепа, подъязычную кость и слуховые косточки.

Каждая кость представляет собой самостоятельный орган, имеющий сложное строение и занимающий определенное место в скелете. Основу кости составляет компактное и губчатое костное вещество. Снаружи кость покрыта надкостницей. Внутри кости содержится костный мозг. Кости, как и все остальные органы, имеют сосуды и нервы. Костное вещество образовано из костной ткани. Костная ткань является разновидностью соединительной ткани. Зрелая костная ткань состоит из костных клеток и межклеточного вещества. В костной ткани имеются 3 вида клеток: остеоциты, остеобласты и остеокласты. Межклеточное вещество состоит из первичных фибрилл оссеина (коллагеновых волокон), микрокристаллов минеральных солей (оксиаппатитов) и аморфного основного вещества, содержащего мукополисахариды и удерживающего воду.

Из костной ткани строятся пластины и балки, их сложение и взаиморасположение предопределяет конструкцию костного вещества. Оно может быть компактным (плотным) и губчатым. Из компактного вещества состоят тела длинных трубчатых костей. Оно покрывает наружные поверхности (пластинки) всех костей. Компактное вещество состоит из остеонов.

Губчатое вещество располагается под компактным веществом плоских, губчатых и смешанных костей, а также на концах трубчатых костей. В губчатом веществе нет остеонов, костные пластинки здесь образуют балки. Между ними остаются ячейки, заполненные красным костным мозгом.

Надкостница участвует в питании кости, за счет нее развивается кость, растет в толщину. Надкостница участвует в формировании новой костной ткани на месте перелома. Она плотно сращена с костью. В ней различают наружная фиброзная мембрана и внутренняя камбиальная мембрана.

Костный мозг является органом кроветворения, а также местом отложения питательных веществ. Костный мозг находится в костных ячейках губчатого вещества всех костей и в каналах трубчатых костей. Различают красный и желтый костный мозг.

Красный костный мозг состоит из нежной, ретикулярной (сетчатой) ткани, богатой сосудами и нервами. В петлях этой ткани находятся кроветворные элементы - стволовые клетки крови, дающие начало форменным элементам крови.

Желтый костный мозг состоит из жировых клеток, что и определяет его цвет. В период роста и развития организма в костях преобладает красный костных мозг. С возрастом он частично замещается желтым. У взрослого человека в норме красный костный мозг находится только в губчатом веществе, а желтый – в каналах трубчатых костей.

Химический состав костной ткани .

В костях взрослого человека вода занимает около 50%. 28% приходится на органические вещества и 22% - на неорганические веществаю. Органические вещества придают костям гибкость, эластичность.

Неорганические вещества придают костям прочность. Это в основном соли Ca,P,Mg. С возрастом количество органических веществ уменьшается, кости становятся ломкими.

Классификация костей .

Кости делятся по форме и размерам. Выделяют следующие группы костей:

    Трубчатые – длинные и короткие. Они образуют скелет конечностей. Средняя часть трубчатых костей называется диафизом, а концы – эпифизами. Зона перехода диафиза в эпифиз называется метафизом. На концах этих костей могут быть апофизы.

    Плоские или широкие кости, которые, как правило, выполняют функцию защиты, образуя естественные полости тела, или формируют обширные поверхности для прикрепления мышц. Для них характерно наличие 2-х компактных пластинок, между которыми находится губчатое вещество.

    Короткие губчатые кости находятся в местах наибольшей подвижности тела, совмещающиеся с сопротивлением значительным сдавливающим скелет силам (запястье и предплюсна) они построены из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного.

    Смешанные кости (позвонки) имеют несколько частей, слившиеся между собойи имеющие разную форму, функцию и развитие.

    Воздухоносные (пневматизированные) кости, которые имеют полости, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом.

Развитие костей

Первичные кости проходят 2 стадии развития:

        Перепончатая

        Костная

К ним относятся кости крыши мозгового черепа, ключица.

Вторичные кости черепа проходят 3 стадии развития:

    Перепончатая

    Хрящевая

    Костная

К ним относятся все остальные кости

Способы остеогенеза:

    Эндесмальный

    Энхондральный (эндохондральный)

    Периходральный, периостальный

Аномалии и варианты развития костей

    Добавочное ребро

    Отсутствие ребра

    Ассимиляция атланта с черепом

    Расщепление дуги позвонка

    Сакрализация

    Люмбализация

    Расщепление или отверстие в мечевидном отростке

    Расщепление грудины на всём протяжении

    Отсутствие лучевой кости