Уровни социологического знания. Социология и изучение общества

Социология как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию , которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов (Рис. 2).

Рис. 2. Структура социологического знания

Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология (от греч. empeiria - опыт) - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.

И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют теориями среднего уровня . Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся:

· социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук, - социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п.;

· социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности : аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п.

· различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи.

Любое научное познание, в том числе и социологичес­кое, выступает как единство двух взаимосвязанных уров­ней знания - теории и эмпирии, двух видов исследования - теоретических и эмпирических.


Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ.
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социологический взгляд на общество
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов

Объект и предмет социологии
Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, не­обходимо вычленить собственную область социологического иссле­дования, а также определ

Социология в системе наук
Для наиболее полного представления о предмете социологии необходимо рассмотреть ее связь другими общественными, естественными и гуманитарными науками. До недавнего времени самостоятельное

Уровни социологического анализа
В современной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях социологического анализа общества:микро- и макросоцио­логии. Микросоциология занимается изучением общен

Общая характеристика методов социологии
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теор

Этапы и виды эмпирического социологического исследования
Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели:

Количественные методы сбора социологической информации
Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально соз­данный человеком или группой люде

Методы анализа и интерпретации данных
Социологическое исследование - это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интер­претацию изученных фактов. Собранный первичный материал неприг

Качественные стратегии в социологических исследованиях
Описанные в предыдущем параграфе методы сбора данных относятся к так назы­ваемым «жестким» методам. В данном параграфе мы рассмотрим качественный под­ход - как "другую

История становления и развития социологии
3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разл

Развитие социологии в России
В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Реформы 60-х годов - отмена крепостного права, реформы земств и судебная р

Понятие общества
Общество является центральной категорией социологии. Поэтому его необходимо отличать от таких явлений, как населе­ние и государство. Общество и население.Общество отличает

Понятие культуры
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образов

Ценности
Особое место в культуре занимают ценности. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры. Ценности – это общепринятые убеждения относительн

Символы и язык
Как и все живые существа, люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. Они преобразуют элементы мира в символы – все то, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культ

Виды культуры
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура всегда первична. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и фор

Восприятие культуры членами общества
В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые кажутся странными представителям других культурных образований. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось

Динамика культуры
Культура не стоит на месте. Культурные изменения могут включать в себя изобретение и популяризацию автомобиля, появление новых слов в нашем языке, изменение норм правильного поведения и морали, нов

Понятие личности
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определ

Основы социализации
Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе соц

Фазы социализации и жизненный цикл
Процесс социализации охватывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре: &

Виды и агенты социализации
Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоц

Социальный статус и социальная роль
Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью

Социальная стратификация
6.1. Исторически сложившиеся системы социальной стратификации Десятки тысяч лет люди жили небольшими сообществами охотников и собирателей. Хотя члены этих групп выбира

Критерии социальной стратификации
В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации. Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, ч

Социальная мобильность и маргинальность
В системе стратификации индивиды или группы, могут переме­щаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс был назван П. Сорокиным социальной мобильностью. Социальное неравенс

Бедность и неравенство
С социальной стратификацией тесно связаны понятие неравенство, а также противостоящие друг другу богатство и бедность. Социальное неравенство – складывающаяся в обществе система от

Общая характеристика социальных общностей и групп
В качестве элементов любой социальной системы вы­ступают индивид или социальная группа. Благодаря соци­альным отношениям (социальным связям), индивиды соединяются в определен­ные устойчивые объедин

Массовые общности
Массовые общности имеют следующие, свойственные для них, общие характеристики: ü это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие совокупности; ü суще

Социальные движения
Социальные движения - это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социально

Социальные группы
Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых м

Социально-психологические особенности малых групп
Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в Хоторнском эксперименте Джорджа Э. Мэйо (1880 – 1949). Суть их состояла

Целевые общности (социальные организации)
В повседневной практике часто используется понятие "организация" причем в него вкладывается самое различное содержание. Ведущий исследова­тель в области проблем социальных органи

Виды социальных связей
Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Во всех эпизо

Формы социальных связей
Итак, понятие социального взаимодействия является центральным в социологии в силу того, что возник целый ряд социологических тео­рий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспек


Социальные отношения являются основным элемен­том социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовле


Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории»


В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит или состояло в браке. Семья- это соц


Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии леж

Понятие девиации в социологии
Слово «девиация» дословно переводится с позднелатинского deviatio как отклонение. Этот термин общепринят и в других науках, таких как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно н

Общая характеристика социальных отклонений
Попробуем классифицировать наиболее распространенные социальные отклонения и дать им краткую характеристику. Индивидуальные и групповые отклонения. Если мы сталкиваемся с

По Р. Кевен
Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные,

Делинквентное и криминальное поведение
Под делинквентным поведением (от лат. delinquens - совершающий проступок) понимают не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как п

Социальные эффекты девиации
Девиация может иметь как отрицательные, так и положительные или интеграционные последствия для социальной жизни. Дисфункции девиации. Большинство членов общества за всю св

Социологические теории девиации
Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Этими вопросами интересуются социологи. Другие науки также занимаются проблемой девиан

Социальный контроль и социальные санкции
Во все времена общество пыталось подавить проявления девиантного поведения посредством социальных санкций и контроля.Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его ос

Подходы к изучению социальных изменений
Изучение социальных изменений - одно из основных направлений теоретической социологии. Сама наука зародилась в XIX в. как попытка осознания фундаментального перехода от традиционног

Эволюция идеи прогресса
Стремление к прогрессу - одно из тех, которые мы воспринимаем как должное, поскольку оно широко распространено и его суть представляется ясной. Идея прогресса (от лат. progressus -

Глобализация человеческого общества
К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Существуют различные точки зрения относительно сути глобализации. В одних ис

Агенты социальных изменений
Социальные изменения, включая широкомасштабные исторические преобразования, не происходят стохастически, не предрешены проведением. Он являются результатом действий ряда сил - агентов социальных из

Основные компоненты знания. В социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знание и средства его получения. (Оговоримся: в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности - ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности.) Первый компонент - социологическое знание - включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент - это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о предмете - это специально построенные классификации, или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

В социологии применяются частнонаучные методы (например, наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические).

Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности; регулятивные нормы или правила; совокупность приемов и способов действия; порядок (схему или план) действий.

Приемы и способы исследования выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов.

Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Методика - это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.

В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами

Методика включает в себя технику. Техника - это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).



Уровни и функции знания. В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпирические.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рассмотрение вопроса в таком аспекте предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными наблюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д. Это возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом «обратная связь» теории с эмпирией становится важнейшим движущим фактором дальнейшего совершенствования и развития самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент ее сложившейся, хотя и изменяющейся, развивающейся структуры. Второй - генетический - аспект проблемы соотношения теоретического и эмпирического знания в науке касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к ее теоретической стадии.

Социологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования. Деление социологии на «теоретическую» и «эмпирическую» связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии, деление же социологии на «фундаментальную» и «прикладную» - с ориентацией (функцией) социологии на собственно научные или практические задачи

Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель - построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель - выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи - преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания) Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это тоже теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.

Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследовательских задач отличаются от традиционной теоретической исследовательской деятельности Включая в себя элементы теоретического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого социального объекта и обобщения полученных результатов, эмпирическое социологическое исследование требует от ученого умения решать множество организационных проблем, предполагает профессиональное владение специфическими исследовательскими приемами и навыками получения первичной социологической информации (проведение опросов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа.

Поэтому грамотное проведение социологического исследования не только предполагает овладение социологом специфической суммой знаний и навыков, но и требует большого профессионального опыта. В настоящее время внутри самой социологической исследовательской деятельности происходит определенная дифференциация исполнительских функций (методологи, методисты, математики и др.), что обусловлено сложностью и уникальностью различных этапов социологического исследования

По характеру получаемого знания исследования делят на методологические (знание о знании) и неметодологические (знание о предмете). Результатом методологического исследования являются методологические знания, т. е. знания не о предмете социологии, а о средствах исследования этого предмета (методы, процедуры). Заметим, кстати, что фактически методологические исследования являются метатеоретическими, следовательно, могут быть отнесены к сфере метасоциологии.

Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.

В социологии имеют место не только научные или прикладные исследования, но и смешанные, в которых решаются и научные, и практические задачи. Независимо от того, проводится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпирическом) уровнях знания, является ли только научным или прикладным, оно, как правило, включает в себя решение методологических вопросов.

В общем случае социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоятельное исследование. Первая стадия - собственно методологическая - связана с разработкой программы исследования на основе либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования.

Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения общенаучных принципов или методов. Как теоретические, так и эмпирические знания выполняют на этой стадии методологическую функцию. Вторая стадия - эмпирическая - связана с получением эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследование, работа на объекте, сбор социологической информации, ее обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпирические знания (статистические данные, классификации), позволяющие на их основе не только строить теоретическое знание, но и формулировать практические рекомендации. Третья стадия - теоретическая - связана с получением теоретического знания, построением, например, типологии, формированием и развитием социологических теорий. Возможно, что практические рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретического исследования с использованием уже имеющихся эмпирических знаний, без проведения специального эмпирического исследования.

Следует различать социологические и социальные исследования.

Социологические исследования посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности. Социальные исследования, в отличие от социологических, наряду с формами проявления и механизмами действия социальных законов и закономерностей предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др., т. е. наряду со специфическим предметом (экономикой, политикой, населением) изучают социальный аспект - взаимодействие людей. Таким образом, социальные исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук, т. е. это социально-экономические, социально-политические, социально-психологические исследования.

Структура социологического знания может быть представлена следующим образом.

1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Уровни методологии

1. Общенаучная (относится к социологии в целом).

2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).

Разделы методологии

1. Мировоззренческие и методологические принципы.

2. Учение о предмете социологии.

3. Знание о методах.

4 Знание о социологическом знании.

5. Знание о процессе социологического исследования.

6. История социологии и др.

2. ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ

Уровни знания

1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

По масштабу применения

1. Общенаучные (например, математические методы).

2. Частнонаучныс (например, методы опроса).

По уровню знания

1. Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.).

2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.).

По этапам исследования

1. Методы сбора.

2. Методы обработки.

3. Методы анализа.

4. ИССЛЕДОВАНИЯ

(типы и уровни исследования)

По характеру знания

1. Методологические.

2. Неметодологическис.

По уровню знания

1. Теоретические.

2. Эмпирические.

По ориентации исследования

1. Фундаментальные.

2. Прикладные.

По предмету исследования

1. Социологические.

2. Комплексные (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.).

Стадии исследования

1. Методологическая.

2. Эмпирическая.

3. Теоретическая.

Направления исследований

(по предмету и объекту исследования)

1. Социальные группы.

2. Социальные институты.

3. Социальные организации.

4. Социология труда.

5. Социология образования и т. д.

§ 4. Типы социологических теорий

В методологической литературе теории и методы, категориии понятия, не являющиеся философскими, называют специально-научными (См Философия, методология, наука. М., 1972 С. 7-44; Гносеология в системе философского мировоззрения. М, 1983 С 32, 138).

Следует отметить, что различение философского и нефилософского знаний и соответствующих теорий не означает их абсолютного противопоставления, в известном смысле оно относительно.

Область философского знания расширяется в соответствии с общим ростом специально-научного знания, которое вовсе не исключает философского осмысления. Философия в своих исследованиях опирается на специально-научные знания, последние, в свою очередь, имеют в философии свое мировоззренческое и методологическое основание.

Что касается социологических теорий, то возможны несколько оснований деления их на различные типы.

Общие, специальные и отраслевые теории. Прежде всего следует выделять общие социологические теории, претендующие на описание и объяснение жизни общества в целом. В социологии, как и в других науках, например в физике, биологии, психологии, существует множество конкурирующих между собой общих теорий. Это - теория общественных формаций К. Маркса; теория социального действия М. Вебера; структурно-функциональная теория Т. Парсонса; теория обмена П. Блау; теория «многомерной социологии» Дж. Александера и др. По своему статусу они близки к той или иной социологической парадигме.

Далее следует выделять специальные социологические теории, изучающие социальные законы и закономерности функционирования и развития социальных общностей, т. е. то, что образует непосредственно предмет социологии и связано с категориями «социальное», «социальные отношения», «социальное взаимодействие», «социальная сфера».

Дополняющие их теории формируются на стыке социологии с другими науками - экономикой, политологией, этнографией, науковедением и др. Их называют отраслевыми. Эти теории изучают формы проявлений и механизмы действия социальных законов и закономерностей в различных сферах жизни общества. Их объектом, в отличие от общих теорий, являются не общество в целом, а отдельные его «части»: экономика, политика, право и т. д. Они опосредуют связь социологии с другими науками.

Основой их различения служит объект исследования, что и отражается в названии той социологической дисциплины, к которой они относятся: «экономическая социология», «политическая социология», «правовая социология». Эти теории изучают различные сферы общественной жизни с точки зрения существующих в них социальных отношений, используя специфические социологические категории: социальная группа, социальный институт, социальная организация и др. Термин «социология» в названии указанных дисциплин отражает особый подход к соответствующим сферам жизни общества, обусловленный предметом и методом социологии.

Специальные социологические теории характеризуются более высоким уровнем абстракции, чем отраслевые, и позволяют рассмотреть один и тот же объект, ту или иную социальную общность под определенным углом зрения, выделить тот или иной интересующий социолога «срез» изучаемого объекта, его «уровень», «сторону».

Специальные социологические теории, опосредуя связь общих и отраслевых теорий, образуют концептуальное ядро социологического знания. Во-первых, в них фактически разрабатываются собственно социологические категории, образующие своеобразную матрицу категориально-понятийного аппарата социологии.

Во-вторых, как следствие этого, в специальных теориях формируется предмет социологии, имеющий не менее сложную структуру, чем предмет таких наук, как физика, биология, экономика и др. Наконец, в-третьих, как следствие двух предыдущих пунктов, в них отражается специфика социологического знания как особого типа знания, несводимого ни к какому другому. В связи с этим специальные социологические теории (аналогично категориально-понятийному аппарату) связывают в единое целое все отрасли социологического знания, независимо от его объекта, функции и уровня, а отношения между общей, специальной и отраслевой теориями строятся по типу обратной связи.

Любая отраслевая теория использует концептуальный аппарат специальных социологических теорий и может описывать свой объект как группу, деятельность или институт. Например, сферу быта можно изучать либо как совокупность различных видов деятельности, либо как совокупность различных людей - носителей соответствующих видов деятельности, либо как совокупность различных институтов, организующих соответствующие виды деятельности. Такое «одностороннее» описание объекта условно, представляется определенной абстракцией, однако оно не только допустимо, но и необходимо в науке, так как служит одним из средств научного исследования и предпосылкой многостороннего описания изучаемого объекта в качестве единого целого. В социологии семьи, например, последняя рассматривается как малая социальная группа, характеризующаяся своей особой структурой статусов и ролей (групповой подход); определенным набором видов деятельности (дсятельностный подход) и специфической совокупностью норм и ценностей, регулирующей (организующей) ее функционирование и развитие (институциональный подход).

Деление теорий на общие и отраслевые дает возможность выявить различие между обшей и отраслевой социологией либо по объекту («общество в целом» и его «части»), либо по типу теорий - общие служат основанием для формирования социологической парадигмы (впрочем, как и специальные - опосредованно через них), а отраслевые образуют пограничный пояс на стыке социологии с друтми науками. К понятию обшей социологии приложи.мы характеристики социологии фундаментальной и теоретической, хотя отраслевая социология, разумеется, не исключает научной ориентации и теоретического уровня, но чаще всего имеет эмпирический и прикладной характер Таким образом, структура социологического знания представляется многомерной и может быть описана в трех измерениях: по объекту знания (общая и отраслевая социология), по функции знания (фундаментальная и прикладная), по уровню знания (теоретическая и эмпирическая).

Особый слой теоретического социологического знания образуют такие теории, как теория социального развития, теория социальных систем, теория социального детерминизма и др. Основанием деления таких теорий служит ряд общенаучных категорий: «развитие», «система», «детерминизм» и др., т. е. таких, которые применимы не только в обществоведении, но и в естествознании и по уровню абстракции приближаются к философским категориям «материя», «сознание» и др. Эти теории могут претендовать на статус общих.

Фундаментальные и прикладные теории. Можно также различать социологические теории по их преимущественной ориентации: фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием социологического знания, концептуального аппарата социологии, методов социологического исследования. Они отвечают на два вопроса: что познается? (объект) и как познается? (метод), т. е. связаны с решением познавательных задач. Вторые ориентированы на решение актуальных социальных проблем, связаны с преобразованием изучаемого объекта и отвечают на вопрос: для чего познается? (См.: Взаимодействие наук: Теоретические и практические аспекты М, 1984 С. 207) Теории здесь различаются не по объекту или методу, а по той цели, которую ставит себе социолог, решает он познавательные задачи или практические.

Задача прикладных теорий - поиск средств для достижения намечаемых обществом практических целей, т. е. их задача - найти пути и способы использования познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Прикладные теории непосредственно касаются определенных практических отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают на вопрос: для чего? - для социального развития, совершенствования социальных отношений и т. д. Прикладной (практический) характер социологических теорий определяется тем вкладом, который они вносят в теории, прямо связанные с решением задач социального развития.

Признак «фундаментальности» не совпадает с признаком «теоретичности», и наоборот, хотя второй термин часто употребляется как синоним первого: теоретическая физика, теоретическая психология, теоретическая биология. Здесь «теоретический» означает не только теорешческий уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность в отличие от практической, прикладной.

Теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставлении с прикладным, а не эмпирическим знанием и не исключает практической направленности. Такие характеристики, как «практический аспект», «прикладная функция», вполне приложимы к теоретическому уровню знания. Его антитезой является не прикладное знание, а эмпирическое.

Таким образом, деление теорий по ориентации на фундаментальные и прикладные достаточно условно, поскольку любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение и научных, и практических задач. В строгом смысле следует говорить лишь о преимущественной ориентации той или иной теории: научной, фундаментальной или практической, прикладной, что и дает основание для ее отнесения в ту или иную категорию. То же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, например на формирование специальной социологической теории, или практических, связанных, например, с совершенствованием социальной структуры общества. Фактически эти два аспекта социологического знания неразрывно связаны между собой и, будучи отнесенными к социологии в целом, в конечном счете образуют две из се функций: познавательную и практическую.

Итак, термины «фундаментальный» и «прикладной» обозначают аспект, направленность социологического знания в целом и не тождественны терминам «теоретический» и «эмпирический», обозначающим его уровни. В первом случае основанием деления является целевая установка, во втором - уровень абстракции.

Здесь следует отметить одно существенное обстоятельство.

Деление социолошческих теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, социологической категории, подходу, методу, целевой установке и др.), т. е. построение их типологии, а в конечном счете их обоснованной иерархии, так или иначе отражает сложную структуру предмета социологии, способ его изображения, деления на «уровни», «стороны», «аспекты», «сферы». Говоря иначе, вопросы структуры предмета социологии и социологического знания тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означает, что адекватное изображение предмета социологии требует постоянного совершенствования и развития методологических концепций, связанных с описанием структуры отображающего его знания.

Другие типы теорий. Различия между динамическими и стохастическими (от греч. stochasis - догадка) теориями состоят в характере тех законов и процессов, которые лежат в их основе.

Динамические теории характеризуют поведение системы или объекта строго однозначно. В основе стохастических теорий лежат статистические законы. Эти теории описывают или объясняют поведение системы или объекта с определенной степенью вероятности. Стохастическое (или статистическое) объяснение раскрывает содержание системы (объекта) в виде определенных статистических зависимостей, которые выступают в качестве форм проявления закономерностей, детерминирующих поведение данной системы (объекта). Этот вид объяснения всегда включает в себя большую или меньшую степень вероятности. Это во-первых. И, во-вторых, стохастическое объяснение во многом зависит от теоретического анализа изучаемого объекта Иначе статистическое объяснение будет оторвано от общих тенденций в развитии и функционировании данною объекта, от того механизма, который описывается в статистических зависимостях.

Теории, описывающие изменения структуры изучаемого объекта, относятся к разряду теорий развития, а теории, описывающие факторы стабилизации его структуры, составляют класс теорий функционирования.

П р и л о ж е н и е

Социология в России: наукометрический анализ структуры социологического знания

В конце 80-х - начале 90-х гг. в рамках исследовательского проекта «Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 года» был проведен анализ тех перемен, которые произошли в структуре социологического знания в те же годы.

С этой целью была разработана специальная методика, позволяющая использовать базы данных, имеющиеся в Институте научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН).

Концептуальная модель изучения динамики науки основывалась на понятии парадигмы, сформулированном в работах американских историков и социологов науки Р. Мертоном и Т. Куном. С точки зрения их концепций, в парадигме отражаются изменения в содержании научного знания, и тем самым она может служить показателем этих изменений в науке в каждый данный период. Наблюдая же за изменениями в содержании парадигмы за определенные периоды, можно решать проблемы измерения динамики научного знания.

Такого рода измерение может быть осуществлено путем наблюдения за изменениями, происходящими в языке научных сообщений, основным видом которых являются публикации.

Языковой материал, процесс его изменения, т. е. увеличение одних и уменьшение других лексических единиц: ключевых слов, терминов, дескрипторов и т. п., можно рассматривать как исторически развивающийся язык науки, с определенной мерой адекватности отражающий ее состояние в каждый данный период. Этот материал есть своеобразный лексический образ научной парадигмы, анализ изменения которой (а стало быть, и изменения в содержании изучаемой науки) может быть осуществлен на основе подсчета встречаемости терминов в разные периоды. Наличие же словарей нормализованной научной лексики по разным научным направлениям делает возможным такого рода анализы.

В ИНИОН сформированы автоматизированные базы данных, содержащие аннотированную библиографию книг, созданы списки нормализованной лексики (СНЛ), на базе которых возможна количественная обработка материала, а следовательно, и его качественный анализ.

В качестве этапов реализации исследовательской программы выступали: выбор эмпирической базы исследования, разработка соответствующих методических средств, формирование временных баз для составления выборочных частотных словарей и, наконец, анализ полученных данных.

Анализ изменений в отдельных областях социологии и социологии в целом следует начинать с конструирования рабочей схемы - основы рубрикатора социологического знания.

Представленная конструкция исходит из довольно простых соображений. Все знание делится на три больших области: знание о социологии, знание о предмете социологии и пограничные области исследования. В связи с этим предложено разбить социологическое знание на следующие разделы.

1. Социология как наука: 1.1. Общая характеристика; 1.2. Общенаучные понятия, принципы, подходы и методы в социологии; 1.3. Методология социологических исследований; 1.4. Методы и методики социологического исследования; 1.5. Математика и статистика в социологии.

2. Общесоциологические категории («социальная система», «социальное развитие», «социальные отношения»).

3. Социальная структура и социальные процессы: 3.1. Социальная организация и социальные институты; 3.2. Социальная стратификация (большие и малые социальные группы, профессиональные группы, демографические группы); 3.3. Социальное управление.

4. Отрасли социологии (экономическая социология, политическая социология, социология коммуникаций).

5. Междисциплинарные исследования (экономика, право, политика).

В этой схеме разделы 1 и 4 представляют знание о социологии, 2 и 3 - знание о предмете социологии, 5 - пограничные области исследования.

Общесоциологическая парадигма формируется в разделе 1, частносоциологическис - в 4. Принципы и подходы (входящие в 1.2), направления и школы (входящие в 1.1) представляют собой собственно парадигму (или парадигму в узком смысле) и тесно связаны с общенаучными понятиями и методами. В некотором смысле они образуют пограничную область, формирующуюся под влиянием гносеологических и онтологических концепций, разработанных в логике и методологии науки и часто неточно обозначаемых как «философские». Подобные концепции, лежащие за пределами социологического знания и оказывающие влияние на его парадигму, являются специфическими «парадигмальными основаниями». Область, тесно связанную с парадигмой, образуют методы, процедуры, методики и техники, в которых явно или неявно реализуются принципы и подходы научного исследования (1.3, 1.4, 1.5). Поскольку между ними невозможно провести жесткую границу (да в этом и нет необходимости), то парадигма в широком смысле, или «парадигмальный комплекс», определяется как совокупность принципов, подходов, методов и методик.

Раздел 2 является введением к более подробному описанию предмета социологии, предложенному в разделе 3, и дает картину общества в целом без структурирования его в соответствии с принятыми подходами. Смысл термина «социальное» в разделе 2 фактически определяется тем, как понимается (структурируется) предмет социологии в разделе 3.

Раздел 3 отражает предмет социологии, представленный социальной структурой и социальными процессами. Конечно, предмет можно сформировать по-разному, в зависимости от того, какие подходы приняты при его описании (структурно-функциональный, ценностно-нормативный и т. д.). Выбрано три: институциональный, стратификационный и «кибернетический» (название условное). Первые два традиционно считаются социологическими, а третий - прикладным (он напрямую связан с социальной практикой).

В разделе 4 дано обычное традиционное представление о социологии как совокупности различных отраслей, выделяемых по объекту исследования (политика, право, семья и т. п.). Здесь не существует жестких границ, поскольку объектом (но не предметом) социологии фактически может быть что угодно, если оно представляет действительно научный или практический интерес. Поэтому в каждой из этих отраслей реализуется знание раздела 1 (принципы и методы социологии в целом) и разделов 2, 3 (предмет социологии), а также формируется свое собственное знание.

Раздел 5 включает в себя пограничные с социологией области знания, объекты которых совпадают с объектом социологии, но предмет исследования они строят свой собственный.

Такова общая схема социологического знания, которая представляет собой его теоретическую (концептуальную) модель.

Дальнейшая задача заключалась в наполнении перечисленных выше разделов соответствующей терминологией, репрезентативной как для содержания самих разделов, так и для возможной оценки тех изменений, которые наступили в парадигме социологии.

Документальной базой для решения поставленной задачи послужил СНЛ по философии и социологии, разработанный в ИНИОН (с учетом замечаний отечественных и зарубежных специалистов) и предназначенный для индексирования литературы, поступающей в Автоматизированную информационную систему по общественным наукам.

Указанный СНЛ был взят за основу процедуры для перевода теоретической (концептуальной) модели парадигмы в эмпирическую (операциональную), состоящую из множества списков, на основе которых проводился сравнительный анализ изменения парадигмы в различные отрезки времени. На базе каждого тематического раздела (подраздела) разрабатывались выборочные частотные словари терминов.

Отбор терминов для этих словарей из общего списка СНЛ проводился с помощью экспертов, специализирующихся в разных областях социологического знания. Затем отобранные списки понятий-слов, наиболее характерных и употребительных в каждом из обозначенных разделов социологии, путем подсчета на ЭВМ частоты их встречаемости были превращены в частотные словари. Следует подчеркнуть, что для динамических сопоставлений использования тех или иных терминов не годятся величины абсолютных частот - следует пользоваться процентом встречаемости, т. е. долей употребления отдельных терминов в общем количестве словоупотреблений за соответствующий период.

До сих пор метод, основанный на анализе частоты встречаемости терминов нормализованной научной лексики, использовался для оценки развития отдельных научных направлений, в основном естественно-технических. Было установлено, что по мере развития какого-либо направления увеличивается встречаемость характеризующих его терминов. Если же количество работ, посвященных тому или иному направлению, падает, то это определенным образом сказывается и на присущей ему терминологии - число терминов уменьшается. Устойчивым научным направлениям присуща также устойчивость характеризующей их терминологии, статистически за ними закрепленной.

В общественных науках, в частности социологии, такого рода процессы не столь однозначны. Здесь к динамике отдельных терминов (или групп терминов) следует подходить более внимательно, ибо наряду с элементами стихийного, естественного развития существуют нормативно заданный так называемый социальный заказ и идеологическая ситуация, которая прямо или косвенно влияет на выбор тем и число занимающихся ими ученых-обществоведов, а стало быть и на количество публикаций, численность характеризующих эти темы понятий.

Анализ полученных данных позволил зафиксировать следующие изменения, произошедшие в социологической парадигме с конца 80-х и до начала 90-х гг.

1. Переход от социально-философской тематики (исторический материализм) к собственно социологической, формированию социоложческого знания, несводимого к социально-философскому.

2. Перенос центра тяжести с изучения чисто методологических (инструментальных, операциональных) проблем на изучение концептуальных (смысловых) и ценностных (этических).

3. Поворот от общих, абстрактных проблем к более частным, конкретным. Более реалистический взгляд на положение дел в обществе.

4. Переход от изучения социальной статики к изучению социальной динамики.

5. Переход от преимущественного изучения объективных факторов общественного развития к преимущественному изучению факторов субъективных. Поворот социологии лицом к человеку

6. Значительное ослабление критической направленности в отношении зарубежной немарксистской социологии.

7. И, наконец, частичный отказ от «научного» обслуживания господствующей государственной идеологии.

В 1993-1994 гг. в рамках данного проекта было проведено еще одно исследование, ставшее важной частью изучения развития отечественной социологии. Была поставлена задача сравнить парадигмы и структуры знаний в российской и западной социологии за период с 1987 по 1992 г., выявить их сходства и различия; показать зависимость научного (социологического) сознания от вненаучного (общественного); сравнить общественное сознание, а также менталитет российского и западного обществ (культур).

Это исследование основано на следующих предпосылках.

1. Мышление, а следовательно, сознание, имеет категориальную структуру и тем самым может быть представлено системой или набором категорий, зафиксированных в национальном языке.

2. Национальный (или культурный) менталитет, как и общественное (национальное) сознание, отражается в научном сознании (сознание научного сообщества), а последнее представлено в научной литературе.

3. В качестве объекта для сравнения была избрана литература на английском языке, ибо: а) она составляет почти половину (49,7%) всей иностранной литературы по философии и социологии, поступившей в ИНИОН (данные до 1992 г.); б) парадигма и национальный менталитет на базе немецкоязычной литературы (15,5% от общего числа иностранных публикаций) трудно определяется в связи с существованием в исследуемый период как ФРГ, так и ГДР, а литературы на французском языке - всего 7%.

4. Категориальная структура мышления (сознания) позволяет использовать систему или набор категорий в качестве «инструмента» для изучения состояния и тенденций национального (или культурного) менталитета.

На базе указанных предпосылок строилась концептуальная модель исследования, состоящая из описания четырех основных разделов («общественное сознание», «социологическая парадигма», «общая социология» и «отраслевая социология»), и производилась их последующая операционализация путем составления терминологических таблиц.

Операциональная модель представляла собой набор (совокупность) взятых из СНЛ категорий-терминов, характеризующих: 1) сферы, основные характеристики и ценности общественного сознания; 2) элементы социологической парадигмы; 3) элементы общей и 4) отраслевой социологии. Дихотомия «общая-отраслевая» выбрана потому, что здесь проще зафиксировать терминологическое различие, чем в двух других: «теоретическо-эмпирической» и «фундаментально-прикладной».

На основе анализа данных были получены следующие результаты.

Российское сознание характеризуется преобладанием духовных ценностей. Оно имеет профетический (пророческий) характер, связанный с устремленностью в будущее. Российское сознание целостно-гуманитарно (явно преобладает проблема личности), западное - прагматически-рационалистично (преобладает тематика здравого смысла). Российское сознание является более историческим и эстетическим (художественным), западное - теологическим и этическим. Западное сознание озабочено проблемами социального устройства, российское - более идеологизировано и политизировано.

В российском менталитете явно преобладает проблема творчества.

В западной социологии преобладают проблемы свободы и равенства, в российской - проблемы творчества. Социология отражает устроительный (умеренный) характер западного менталитета в отличие от преобразовательного (радикального) характера российского. Российскую социологию характеризует фундаментальность (теоретичность) знания, западную - форматизация (категоризация) знания.

В российском социальном знании преобладает социальная философия, в западном - социальная теория. Российская социология характеризуется явным доминированием исторического подхода, а западная - подхода стратификационного. В российской социологии преобладает теория деятельности, в западной - теория действия. Западную социологию характеризует организационная проблематика, российскую - управленческая.

5. Структура социологического знания

Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания.

1. Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие - современные), характер изменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который по мнению его авторов заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам - в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже самое повторялось в другой части Земли.

2. Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

3. Микросоциология - третий уровень изучения общества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:

1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

3. социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний.

Социология развиваясь усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, т.к.

6. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

Метод в социологии - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Что касается специфических методов познания, то считается что они схожи с методами социальной психологии, статистики, истории, этнографии, кибернетики и др. наук.

Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Поэтому она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. Если философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе цепи логических размышлений, то теоретическая социология опирается на эмпирические исследования. По мнению социологов общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Научный (или позитивистский) метод означает опору теоретической социологии на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта - необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Специфика социологических методов познания обусловлена спецификой объекта исследований - общества. По вопросу специфики общества как объекта познания существует два основных теоретических направления: позитивистской ориентации и антипозитивистской ориентации с множественными разветвлениями в каждом направлении.

1. Представители первого направления (от О. Конта до современных позитивистов) стремились подвести общество под общенаучный знаменатель, т.е. стремились представить его как часть объективной (природной) действительности, изучаемой на основе общенаучных методов. И социология представлялась им одной из научных дисциплин, которая должна как и все естественные науки раскрывать законы, объясняющие устройство и изменение общества.

2. Представители второго направления (от Дильтея до современных антипозитивистов) стремились общество как бы вынести за рамки природной действительности, наделяя его сугубо специфическими признаками, требующими при изучении каких-то особых методов познания.

Материальное единство мира, диалектическая связь всех форм движения материи определяют принципи

7.Функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их опти­мизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвя­зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Её суть состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта тре­буется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не само­ цель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социо­логами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завер­шаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскры­тую тенденцию развития социального явления, а также на зафикси­рованную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого факто­ра - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи­ ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социаль­ный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнила:

Студентка группы 3902-21

Троицкая Наталья Олеговна

«___________» __________

(дата) (подпись)

Проверил: к. с. н., доцент

Синьковская Ирина Георгиевна

«__________» ___________

(дата) (подпись)

_________________

Красноярск 2016

№ зачетной книжки 1539028

ЧАСТЬ № 1……………………………………………………………………………………...3

1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания…………………………………………………………………….......3

2. Объект, предмет социологии. Функции. Место социологии в системе других наук. Понятие парадигмы……………………………………..…....7

3. Общество как целостная система: особенности системного подхода (эволюционизм, функционализм, детерминизм), индивидуалистические теории.....…………….…………………………...11

4. Социальные институты. Институционализация общественной жизни. Виды, функции социальных институтов……………………………........17

5. Социальная организация. Характеристика, функции социальных организаций. Типы, виды социальных организаций, их характеристики..............................................................................................20

6. Социальные общности: определение, характеристики, виды массовидных общностей и социальных групп…………………………...25

7. Социология личности. Социализация личности. Теории личности….....29

8. Девиантное поведение: виды девиантного поведения, причины, теории, объясняющие причины девиации……………………….…….....33

9. Социальная структура и стратификация. Виды страт: касты, классы, сословия, рабство. Понятие и виды социальной мобильности………….39

10. Культура и общество: определение культуры, виды культур. Роль культуры в социальном развитии: теория Н.Я. Данилевского, Тойнби, Шпенглера…………………………………………………………………..46

11. Социология конфликта. Виды, типы, формы, стадии, формы регулирования конфликта в организации………………………………...52

ЧАСТЬ № 2 (таблицы)……………………………………………………….…57

ЧАСТЬ № 3 Словарь социологических терминов (Приложение справочное) ………………………………………………………………...62

Библиографический список…………………………………………………..…66


Часть №1

Социология как наука. Структура и уровни социологического знания.

Социология как наука

Социология – наука об обществе (от лат. societas - общество и гр. logos - знание, понятие, учение) - наука об обществе или обществознание Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе. Социология не ограничивалась проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

С развитием общества она теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отделились политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Сама она отныне развивалась как самостоятельная наука. Предметом внимания и изучения социологии были фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма.

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах. Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем. Направления в социологии объединяют идеи объективной обусловленности развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.

Социология изучает прежде всего социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования может быть как общество в его целостности и системности, так и отдельные его элементы, например большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности людей.

Что отличает социологию от других наук об обществе? Только социология изучает общество как целостную систему. Если экономические, политические, юридические и другие науки изучают закономерности протекания процессов внутри каждой из сфер жизни, то социология пытается проанализировать и установить соответствующие закономерности, что и позволяет представить общество как сложную динамическую систему, состоящую из ряда подсистем.

Социология отличается от других наук не только тем, что изучает, но и тем, как изучает. Для социологии характерно изучение общества сквозь призму человеческой деятельности, обусловленной потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями и т. д. Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, строить модели поведения человека и развития общества в целом. Анализ динамики социальных процессов дает возможность устанавливать тенденции развития общества и вырабатывать рекомендации по целенаправленному управлению социальными процессами.

Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целостного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.

Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.

Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.

Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.

Уровни социологического знания

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.


Похожая информация.


Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся . Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

— сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.

В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей (рис. 1.1):

  • верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки);
  • четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;
  • третий — частные, или специальные, теории;
  • второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;
  • нижний этаж — прикладные исследования.

Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология , а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня — иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.

Научная картина мира

Самый верхний уровень социологического знания, связанный с научной картиной мира (НКМ), еще не является собственно социологическим, а скорее имеет универсальное для всех наук значение и носит философский характер. НКМ включает в себя совокупность самых общих теоретических суждений о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существует общество и индивиды.

По степени обобщенности самой абстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи.

Рис.1.1. Пирамида уровней и типов научного социологического знания

Количество проведенных исследований или созданных теории

По степени распространенности знания самая редкая — также научная картина мира; в каждой социальной науке таких картин всего несколько. Наибольшее признание и влияние сегодня имеют, по мнению исследователей, пять доминирующих картин мира и способов его познания: схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая.

В рамках схоластической научной картины мира природа и общество трактуются как некий шифр, нуждающийся в прочтении и расшифровке с помощью кодов, роль которых играют мифы.

Механистическая НКМ характеризует природу и общество как механизм, машину, все детали которой осуществляют строго обозначенные для них функции.

С позиции статистической НКМ природа и общество рассматриваются как равновесие противодействующих сил (природных, экономических, политических, культурных, общественных, социально-бытовых и личностно-индивидуальных, групповых).

Системная научная картина мира даст представление о природе и обществе как об организованных системах, подсистемах, состоящих из элементов, постоянно изменяющихся, но при этом обеспечивающих целостность и жизнестойкость всех систем.

Диатропическая НКМ позволяет увидеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.

НКМ в социологии подвержена изменениям, которые обусловлены развитием научных знаний, появлением новых направлений, . Решающее влияние на НКМ оказывает философия. Научные картины мира интегрированы в культуру определенной эпохи и цивилизации. Культура каждой страны создаст собственную философию, которая накладывает отпечаток на ход развития социологии.

Общесоциологические и частные теории социологии

У картины мира и много общего. И первая и вторая раскрывают наиболее сущностные черты социального бытия и фундаментальных законов развития общества. Однако в НКМ фундаментальное знание выстраивается в строгую систему не дифференцированно, не в явном виде, а в обшей теории оно выступает как явное знание. Общих теорий больше, чем НКМ: возможно, около двух десятков.

Следующий уровень социологического знания - (специальные) социологические теории , обычно формализованные и логически компактные модели социальных процессов, касающиеся отдельных сфер жизни, социальных групп и институтов.

Эмпирические исследования в социологии

Эмпирические исследования - это крупномасштабные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и направленные на подтверждение частной теории. Главная их цель — способствовать приращению нового знания, открытию новых закономерностей и обнаружению неизвестных социальных тенденций. Основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию, получить репрезентативную (достоверную, представительную) информацию. Они способствуют выявлению существующих противоречий в обществе и его структурах, а также тенденций развития социальных процессов и явлений, что весьма важно для научного понимания социальной действительности и решения социальных проблем. Данные эмпирических исследований служат основанием для выработки рекомендаций, направленных на решение текущих и перспективных задач общественной и политической жизни общества, партий и движений, различных социальных общностей, групп и институтов.

Эмпирическое познание явлений социальной жизни образует особую науку — эмпирическую социологию.

Прикладные исследования в социологии

Прикладные исследования - маломасштабные, оперативные и нерепрезентативные исследования, проводимые в короткие сроки на одном объекте (фирма, банк), призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.

Важно знать инструменты прикладной социологии, се цели и задачи. Если социолог, не зная этого, принесет на предприятие методологию фундаментального исследования и будет изучать, например, динамику ценностных ориентаций, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, в этих категориях не рассуждают, они говорят совершенно другим языком. Перед прикладником в отличие от академического ученого стоят совершенно другие проблемы.

Для прикладников академическими учеными разрабатываются такие стандартные анкеты и стандартные инструменты, по которым тиражируется опыт по разным предприятиям. Он применяется на многих предприятиях для одной и той же цели — оценки личных и деловых качеств. И никаких новых знаний для науки не добывается, новые знания — только для администрации.

Прикладные исследования — это исследования местных событий. Цель прикладного исследования не описание социальной реальности, а ее изменение.

Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленных на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. прикладных исследований вообще невозможно подсчитать. Как правило, они нигде не фиксируются, в научные статьи их результаты не облекаются, единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий или фирм.

Фундаментальные и прикладные исследования

В зависимости от ориентированности подразделяются на фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на реализацию чисто научных вопросов: что познается? (объект) и как познается? (метод). Вторые направлены на решение актуальных социальных проблем практического характера и отвечают на вопрос: для чего познается? Таким образом, эти теории различаются не по объекту или методу, а по тому, какие цели и задачи ставит перед собой исследователь — познавательные или практические. Если в своем исследовании социолог стремится главным образом к разработке нового социологического знания, теории, то в данном случае речь идет о фундаментальном исследовании, которое изучает общество как систему. В отличие от фундаментальной социологии прикладная социология выступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что деление социологии на фундаментальную и прикладную является условным. Содержание и той и другой включает решение как научных, так и практических проблем, только соотношение этих проблем в них разнос. Резкое разграничение или противопоставление фундаментальных и прикладных исследований способно затруднить развитие социологии как многогранной науки. Фундаментальное знание в науке — сравнительно небольшая часть проверенных на опыте научных теорий и методологических принципов, которыми пользуются ученые в качестве руководящей программы. Остальное знание — результат текущих эмпирических и прикладных исследований.

Фундаментальную науку, которая развивается главным образом в стенах университетов и академий наук, называют обычно академической.

Социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Такое деление связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на фундаментальную и прикладную — с ориентацией (функцией) социологии на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии, а если — выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным но характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Следовательно, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), нос прикладной ориентацией.

Таким образом, установить жесткую границу между теоретической социологией и эмпирической невозможно. Каждый из этих уровней социологического знания дополняет собой анализ исследуемых социальных явлений. Например, изучая социальные факторы, способствующие сохранению и укреплению здорового образа жизни трудового коллектива, невозможно начинать эмпирическое исследование без необходимых теоретических знаний, в частности, о том, что такое образ жизни, здоровый образ жизни. Здесь необходимо теоретическое объяснение и таких понятий, как полноценный образ жизни, уровень жизни, качество жизни, жизненный уклад, жизненное пространство, жизненные силы и других, а также каковы тенденции исследования данной проблемы в социологии и т. п. Теоретическая проработанность всех этих вопросов будет способствовать нахождению ценного эмпирического материала. С другой стороны, получив конкретное эмпирическое знание о социальных факторах, способствующих сохранению и укреплению здорового образа жизни трудового коллектива, исследователь приходит к выводам не только локального характера, но и выходящим за рамки одного коллектива, имеющим общественное значение, они могут дополнять и уточнять теоретические предпосылки.

Итак, на теоретическом уровне формируется категориальный аппарат науки. Здесь используются в основном общенаучные методы познания (системный, моделирование, эксперимент и др.), а также действуют общенаучные принципы познания (объективности, историзма, причинности, целостности и др.).

На эмпирическом уровне осуществляются операции с фактами: сбор, систематизация, анализ и т.д.

Макросоциология и микросоциология

Различают также макро- и микросоциологию. Социология как наука сформировалась и развивалась в Европе вначале как макросоциологичсская наука, фокусировавшая свое внимание на раскрытии глобальных законов развития общества и изучении взаимоотношений между большими социальными группами и системами. Позднее появилась микросоциология, исследующая типические образцы поведения, межличностные отношения преимущественно социально-психологического характера. С этих пор развитие социологии пошло по двум параллельным направлениям.

Макросоциология сосредоточивается на анализе таких понятий, как «общество», « », «социальная структура», «массовые социальные процессы», «цивилизация», « », «культура», и т.д. В отличие от макросоциологии микросоциология исследует конкретную проблематику, связанную с поведением индивидов, их поступками, мотивами, определяющими взаимодействие между ними.

Микросоциология тесно связана с эмпирическим (прикладным) уровнем социологического знания, а макросоциология — с теоретическим. Однако и в той и в другой присутствуют как теоретический, так и эмпирический уровни. Макросоциологи (К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, П. Сорокин и др.) активно занимались эмпирическими исследованиями, а микросоциологи обосновали целый ряд важнейших социологических теорий, к числу которых относятся теория социального обмена (Дж. Хоманс и др.), символического интсракционализма (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Дж. Болдуин и др.), этнометодология (Г. Гарфинкель, Г. Сакс и др.).

Сближение микро-и макросоциологии, наблюдаемое в настоящее время в науке, но мнению многих ученых, плодотворно сказывается на развитии качественно нового уровня социологического знания.

Социологическое знание структурируется в мировой литературе и ио другим основаниям: по преобладанию направлений, школ, концепций, парадигм и т.д. Среди них выделяются академическая социология, диалектическая социология, понимающая социология, феноменологическая социология и др.

Итак, социологическое знание — сложноструктурированная, многоуровневая, полиотраслевая область научного знания о сложных общественных явлениях и процессах, о закономерностях становления и развития больших и малых социальных групп и общностей, в целом социальной системы. Все уровни социологического знания органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру.