Царь драконов в корейской мифологии. Корейская мифология: персонажи, легенды и мифы

ИСТОРИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОРЕЙСКИХ КЛАНОВ. Аристократическая (в далёком прошлом даже дважды королевская) корейская фамилия Cha 차 (車) имеет много искажённых вариантов, записанных кириллицей, таких как Цхай, Чай, Чагай (Ча, Чха) и даже Цай (но не все) . Клан Cha имеет один ПОЙ (пон - 본) --- 연안 (延安) --- Ён-ан. Он может звучать с искажением как ЁНАЙ (Ёнай Ча-га) . История фамилии Cha (차) уходит в эпоху Древней Кореи, т.е. Ко-Чосон 고 조선 (Древний Чосон, основанный Тангуном) и насчитывает более двух с лишним тысяч лет. Предки Cha (Чха), будучи ещё в те времена царского происхождения, пришли с северо-запада и осели в местечке Ильтхосан (일토산) около Пхеньяна (평양) . Один из потомков царских кровей Са Щин-гап (사신갑) преобразовал фамильный иероглиф,Ванг,왕 (王) , сменил имя на Чо-мёнг 조명 (祖明) и стал величаться Ванг Чо-мёнг (왕 조명 (王 祖明)). В поздний период Древнего Тангун-Чосона (Древней Кореи) один из потомков Ванг Чо-мёнга Ванг Монг (왕 몽 (王 夢)) с семью сыновьями ушёл на юг Древней Кореи и стал жить в горах Чирисан (지리산) . Там преобразовал фамильный иероглиф в Чха (Cha) 차 (車). Иероглиф Cha 車 сформировался из иероглифа,wang, 王 (который и означает, король, царь, повелитель,) , 王 позже стал 全 , потом 申 и наконец 車 - и содержит в себе зашифрованный элемент 王 (король, царь) . Основателем клана считается Чха Му -иль (차 무일 (車 無一)), т.е. корейский предок Ванг Монг (왕 몽) ушедший с семьёй на Юг Корейского полуострова и сменивший полностью даже своё имя на Чха Му-иль. В 1 веке до н.э. на заре истории корейского раннефеодального государства Силла (신라) за большие заслуги и помощь основателю Силла королю Пак Хёккосэ Чха Му-иль получил очень высокую должность и чин при королевском дворе, утвердил фамилию Чха и укрепил свой клан, а также пользовался большим уважением. Далее потомок Чха Му-иля в 32 поколении Кон-Щин (건신 (建申)) или он же и Кон-гап (건갑 (建甲)) , занимая высокий пост при королевском дворе, получил от 39-го короля Силла Сосонг ванга (소성왕) прошение опекать наследного принца. Чха Кон-гап опекал 12-летнего принца, ставшего королём Эджанг ванг (애장왕) . Чха Кон-гап позже велит своему сыну Чха Сынг-сэку (차승색 (車 承穡)) тоже опекать и помогать молодому королю. В то время клан Чха пользовался ещё большим уважением и почитанием. Далее дядя молодого короля Ким Он-сынг (김 언승) совершает переворот, захватывает власть в стране и объявляет себя королём Хондок ванг (헌덕 왕) . Чха Сынг-сэк с сыном Чха Гонг-сук намеревались отомстить за предательство и государственный переворот, но намерения были раскрыты, и Чха Сынг-сэк с сыном вынуждены были уехать и скрываться в провинции Хвангхэдо (황해도) в горах Кувольсан (구월산) Чха Сынг-сэк скрыл от всех свою настоящую фамилию Чха и стал использовать фамилию Рю 류 (柳), которая означает дерево ивы, с таким же смыслом, что и фамилия его бабушки, у которой фамилия Янг (양 (楊)) . Чха Сынг-сэк сменил даже своё имя на Бэк (백 (栢)) , имя сына сменил на Гэ-мёнг (개명 (改名)) . Так Чха Сынг-сэк стал носить фамилию и имя Рю Бэк, а его сын Рю Гэ-мёнг. Второй сын Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до (차 공도 (車 恭道)) стал скрываться в местечке Кангнам (강남) . Этот второй сын позже изменит фамильный иероглиф Чха (차 (車)) на Ванг (왕 (王)) , восстановив истинное значение царской фамилии, и именно этот второй сын Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до в будущем станет прадедом основателя корейского государства Корё (고려) Ванг Гона (왕건 (王建)) в 10 веке, и королевское имя этого прадеда (т.е. сына Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до) станет Вондок дэванг (원덕 대왕 (元德 大王)), и клан Чха ещё раз будет почитаться как королевский и в эпоху Корё. В эпоху объединённого Силла (신라) в 9 веке н.э. и в эпоху Корё(고려) в 10 веке н.э. от фамилии Cha (차) произойдёт братская фамилия Ryu 류 (柳) (кириллицей запишут как Рю, Лю, Люгай, Ню...некоторые Ю и Югай (но необходимо знать точный иероглиф. не все Ryu (Ю, Югай) родственны Cha)) .Один из представителей клана Cha (차), т.е. упомянутый Чха Сынг-сэк, скрываясь от опасности, специально сменит фамилию Cha(차) на Ryu(류) . (в СНГ корейцы будут говорить Подыль -Лю-га). В 10 веке представитель клана Рю (т.е. в прошлом Чха) в 6 поколении Рю Хэ (류해 (柳 海)) , посмертное имя которого Рю Чха-даль (류 차달 (柳 車達)) , поможет Ванг-Гону с боеприпасами и продовольствием для армии и их транспортировкой. В эпоху Корё (10 век) одному из потомков новой ветви Ryu (т.е. в прошлом Cha) снова восстановят фамилию Cha (восстановят старшему сыну Рю Чха-даля (류차달) - Чха Хё-джону (차효전)). Сделает это король Кореи Ванг Гон (왕건) в 10 веке (эпоха Корё) за огромную помощь, оказанную королю в войне и подарит (даст в правление) целый город Ён-ан (연안) и поместья в столичной префектуре (сейчас это место находится в Северной Корее около города Кэсон). Мало того, клан Чха (Cha) будут все почитать так же, как и королевский клан Ванг (основатель Ванг Гон) . Потому что дед короля Ванг Гона был из клана Чха (но сменивший фамильный иероглиф Чха 차 (Cha 車) на Ванг 왕(王), чтобы снова подчеркнуть изначальное королевское происхождение. Второму сыну Рю Чха-даля Хё-гыму (효금 (孝金)) оставят фамилию Рю и пой (пон) у Рю Хё-гыма будет Мунхва (문화 (文化)) . Так появится братская клану Чха фамилия Рю. И сейчас именно кланы Ёнай Ча-га и Подыль-Лю-га (т.е. Мунхва Рю-га) - самые кровные клановые родственники. Это история двух из около 300 корейских фамилий. За долгую историю клана Чха (차) Cha, среди представителей данного клана было немало высокопоставленных чиновников, министров, а также генералов, каллиграфов, поэтов, буддийских монахов и других выдающихся личностей, отличающихся высоким патриотизмом и правильным понятием кодекса чести. Это говорит о том, что мы можем гордиться своими предками, но хотелось бы чтоб и предки могли бы так же гордиться нами, потомками.... Чха Пхо-он (차 포온 (車 蒲溫)) – выдающийся министр, отличившийся и применивший хорошие знания в оборонной стратегии и дипломатии в эпоху Корё . Чха Чхоль-ло (차 천로 (車 天輅)) – отличился в корейской литературе, писал стихи на ханмуне, был признан даже в Китае в эпоху Чосон. И другие выдающиеся личности клана Чха древней эпохи. В 20 веке известны многие представители клана Чха, как борцы за независимость Кореи Чха До-сон (차 도선) , Чха Сок-по (차 석보) , Чха И-сок (차 이석) (состоял в комитете по государственным делам временного правительства Кореи) и др.

  • «Евангелион» (яп. 新世紀エヴァンゲリオン Синсэйки Эвангэрион, международное название - Neon Genesis Evangelion) или сокращённо «Ева» - аниме-сериал жанра «меха» режиссёра Хидэаки Анно, выпускавшийся студией Gainax с 4 октября 1995 года по 27 марта 1996 года.
  • (Енсин) в корейской мифологии царь драконов, живший в подводном дворце; хозяин водной стихии, главный из водяных духов мульквисинов
  • КАНЧХОРИ

    • В корейской мифологии злой дракон, который несет с собой засуху
      • Аврийи́ (фр. Avrilly) - коммуна во Франции, находится в регионе Овернь. Департамент коммуны - Алье. Входит в состав кантона Ле-Донжон.
      • Царь, прославившийся навозом
      • Царь, хозяин конюшен
      • Царь, запустивший конюшни
      • Царь из шестого подвига Геракла
      • Царь, мифологический персонаж в древнегреческой мифологии
      • Царь, в чьих конюшнях Геракл нашел место очередному подвигу
      • Царь, чья любовь к лошадям довела до экологической катастрофы
      • Царь, загадивший конюшни
      • Древний царь, совсем запустивший свои конюшни
      • В греческой мифологии царь Элиды, владелец конюшен, которые очистил герой Геракл (мифическое)
        • Крейн (англ. Crane) - город в США, расположенный в западной части штата Техас, административный центр одноимённого округа.
        • (Креон) сын Ликанфа, царь Коринфа, давший приют предводителю аргонавтов Ясону и волшебнице Медее, отец Креусы.
        • В греческой мифологии царь Коринфа, давший приют предводителю аргонавтов Ясону и волшебнице Медее
        • В греческой мифологии брат фиванской царицы Иокасты, царь Фив после гибели обоих сыновей Эдипа
          • Амба́нт (или Абант) - в греческой мифологии старший из шести сыновей элевсинского царя Келея и его жены Метаниры, который, увидев как Деметра залпом выпила целый кувшин ячменного отвара, сдобренного мятой, воскликнул: «О, как жадно ты пьёшь!» - за что та, оскорблённая таким неуважением к старшим и непочтительностью к богам, превратила его в ящерицу.
          • В греческой мифологии: сын Посейдона и Аретусы; сын Мелампа
          • В греческой мифологии царь Аргоса, отец Акрисия, дед Данаи и Аталанты (мифическое)
Мифы и Легенды * Драконы * Кореи и Японии

Драконы Кореи и Японии

Японский дракон на деревянной гравюре XIX века
(Japanese dragon, Chinese school, 19th Century)

Корейский царь драконов Ёнван

Одноглавый крылатый корейский царь драконов Ёнван обитает в прекрасном подводном дворце. Палаты его так просторны, что на ночь в них спускается солнце, а на день — луна. Среди многих сокровищ Ёнвана главное — волшебная жемчужина, она исполняет любые желания и защищает от опасностей.
Хотя Ёнван и живет под водой, но без труда передвигается и по земле, а иногда взлетает в небо. Это случается не так часто и предвещает смену императорской династии — то есть раньше предвещало, в былые времена, когда Кореей еще правили императоры. Теперь, конечно, это поверье не в счет.
Но зато до сих пор у корейцев считается, что увидеть Ёнвана во сне — к счастью. А если зачерпнуть воды из колодца, где царь драконов отложил яйцо, целый год в доме будет царить благополучие.
Есть еще одна корейская примета, она красиво называется «драконья вспашка». Дело в том, что зимой водоемы в Корее покрываются льдом. Но климат там довольно теплый, часто даже зимою светит солнце, и подтаявший лед выглядит как вспаханное сохой поле. В народе издавна считалось, что это работа Ёнвана. Если бороздки на льду направлены с юга на север -— год обещает быть урожайным. Если с запада на восток — неурожайным. В разные стороны — средним. Так что благодаря царю драконов в Корее можно легко предсказать будущий урожай.

Японский дракон Татс-маки

«Татс-маки — ужас добрых людей», — писал в середине прошлого века из Японии Эме Гюмбер, швейцарский дипломат. «Это огромный дракон, большей частью скрывающийся в пещерах на дне морском; но иногда он поднимается на поверхность моря и вдруг взлетает в небо; смятение, которое он при этом производит в воздухе, причиняет губительное явление, известное под именем тифона, или смерча». Вероятно, речь идет о тайфуне.

Японский дракон Ямата-но ороти

Японский дракон Ямата-но ороти восемь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо, что на юго-западе острова Хонсю в Японии, в верховьях реки Хи. А особенно мучил он одну семью, ежегодно отбирая и пожирая у старика и старухи по дочери. Сопротивляться ему не могли, уж больно дракон был страшен.
В древней японской рукописи «Нихонги» имя дракона обозначено идеограммами, которые переводятся как «змейстрашилище, восьмихвостый, восьмиглавый». А сам Ямата-но ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами и восемью хвостами, на нем растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем».
И вот, когда последняя, восьмая дочь стариков должна была отправиться на съедение чудовищу, спустившийся с небес божественный герой Сусанооно микото взялся помочь несчастному семейству и всем жителям Идзумо. Он приказал сварить побольше сакэ, японской водки, и разлил напиток в восемь больших бочек. Бочки он поставил на возвышения, каждое окружив оградой; в каждой ограде было по одному проему — для каждой из драконьих голов. Ямата-но ороти, учуяв влекущий запах, приполз и начал пить из восьми бочек сразу. Осушив их до дна, он опьянел и уснул, и тогда хитроумный герой бесстрашно подошел к дракону и разрубил его на мелкие части.

Ямата-но Ороти (Ороти)

Так спасенная девушка досталась не дракону, а герою Сусаноо. Мало того, в среднем хвосте чудовища Сусаноо нашел чудесный меч Кусанаги, позднее ставший в Японии одним из священных символов императорской власти. Изображениями мифологического дракона нередко украшались японские мечи и ножны.

Японский дракон Руй (Ryu)

Похож на китайских и корейских драконов, но с тремя когтями, вместо четырёх. Они доброжелательны (за некоторым исключением) и могут исполнять желания. Редко встречаются в японской мифологии. Японцы считали, что их драконы были настолько могущественны, что путешествовали по всему миру. У них, в отличии от китайских драконов, три пальца. и считается, что именно от них произошли китайские драконы (хотя сами китайцы считают, что наоборот). Самые сильные и могущественные существа на Земле, после богов. Очень красивые, наделенные огромными знаниями и мудростью. Они символизируют богатство, воду и мудрость. В отличие от европейских драконов, их тела длинные и тонкие, они лишены крыльев, а голова похожа на голову лошади с огромными усами и без ушей, с двумя рогами. Драконы обожают играть с облаками и вызвать ливни и ураганы. Они славятся своими богатствами и щедростью. Драконы обожают жемчуг, и ради редкой жемчужины готовы на многое.

ЁНВАН, Ёнсин (др.-кор. мири), в корейской мифологии царь драконов, живший в подводном дворце; хозяин водной стихии, главный из . Генетически связан с . Ёнван обитает не только в глубоких морях, но в реках и прудах. Цари драконов четырех морей (восточного, западного, южного и северного) вместе с жёнами (ёнпуин), дочерьми (ёнгун-агисси), воеводами (ёнчангун) и сановниками (ёнгун-тэгам и ёнгун-тэсин) составляют собственный пантеон духов вод. Возглавляют подводные царства Ёнваны пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён, см. ) - страж Востока(Весны), красный (Чоннён) и желтый (Хваннён) - стражи Юга (Лета и Конца Лета), белый (Пэннён) - страж Запада (Осени) и черный (Хыннён) - страж Севера (Зимы). Колесница, запряженная пятицветными драконами, - средство передвижения небожителей. Дракон свободно передвигается и в воде, и в небе. Считалось, что если дракон взлетает на небо, происходит смена династий (см. первое произведение на корейском алфавите «Ода драконам, летающим в небесах», 1447). В подводном царстве Ёнвана находят приют Солнце и Луна. Подводный дворец представляется утопическим царством, и Ёнван мог приглашать туда даже людей. Детёныши Ёнвана могли превращаться в людей и жить в земном мире, общаясь с подводным царством. По народным поверьям в Ёнвана превращаются большие змеи (Имуги) после долгого лежания в воде; найдя драгоценную жемчужину (Ёый поджу. Мани поджу), они взлетают на небо. Государь после смерти мог в образе Ёнвана выступать духом - защитником страны. Считалось, что явление дракона во сне будто бы приносит человеку счастье.

Культ Ёнвана был известен у древнекорейских племен с периода Трёх государств (1 в. до н.э. - 7 в.н.э.) Дракон, видимо, под влиянием южной океанической культуры, был тотемом древнекорейских племен. Мать одного из основателей государства, Силла, родилась из левого ребра петушиного дракона (керён); мать правителя Пэкче У-вана (7 в.) забеременела от дракона; дух Чхоёна был сыном дракона восточного моря и т.д. Ёнван повелевал тучами и осадками. 15 числа 6-й луны, в день омовения головы и расчесывания волос (Юдуналь), в старину в Корее устраивалось моление с жертвоприношениями Ёнвану о ниспослании дождя и урожайном годе. В ряде мест Кореи существовало гадание, называемое "драконова вспышка" (ёный паткари). Во время зимнего солнцестояния водоемы покрывались льдом, но подтаявший на солнце лед выглядел как вспаханный сохой. Местные жители считали, что это проделки Ёнвана. Если льдины выстраивались с юга на север, то год обещал быть урожайным; если с запада на восток, то не урожайным; если льдины расходились в разные стороны - то средним. В корейском народном календаре 5-ый день 1-ой луны называют "днём дракона" (ённаль); считалось, что если в этот день зачерпнуть воды из колодца, в котором дракон накануне откладывает яйцо, то в течение всего года в доме будет благополучно. Ёнван - распространенный персонаж в корейском фольклоре и средневековой литературе. Изображение дракона - атрибуты сана правителя, особенно в период Корё (нач. 10 -кон. 14 вв).

____________________________

Мульквисин, сусин, в корейской мифологии общее название водяных духов. Считалось, что душа утопленника становилась Мульквисином. В разных местах Кореи приносились жертвы духам четырех морей - Тонхэсину (духу восточного моря) в Янъяде, Сохэснну (духу западного моря) в Пхунчхрне, Намхэсину духу южного моря) «в Наджу и Пукхэсину (духу северного моря) в Кенсоне. Кроме того, весной и осенью во избежание наводнений и для спокойствия в стране совершались жертвоприношения духам семи водоемов (Чхильдоксин) в виде пятицветных ритуальных денег, которые бросали в реки и бухты.

(Л. Р. Концевич. Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2х тт., т. 2, М.: «Советск. энциклопедия», 1980.)

Imoogi (이무기) — оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей

Koul — англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша"

Коул — интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша"

В Корее есть множество сказаний, в которых говорится про имуги - огромных морских существ, которые мечтают стать драконами .

Однако, как и положено живой и несистематизированной мифологии, единообразной трактовки образа имуги у корейцев не существует. В некоторых легендах, например, говорится, что имуги есть безрогие существа, похожие на драконов , но не способные ими стать из-за проклятия. В других преданиях проводится идея о том, что Имуги являются "куколками" или "личинками" драконов . И они таки станут полноценными и полноправными драконами , пробыв 1000 лет в океане. В такой трактовке имуги они изображаются в виде гигантских добродушных морских змеев, обитающих в водных просторах или даже в прибрежных пещерах.

И да, по преданиям, изображения имуги приносят удачу .

На помощь корейцам, не имеющих устоявшегося образа имуги пришли друзья-американцы и сделали целый фильм об этом малоизвестном виде драконов , назвав свое произведение "D-War" («Война драконов »/«Война динозавров», 2007). Оставив за рамками вопросы аутентичности и корректности интерпретаций, равно как и оценку художественных достоинств фильма, отметим лишь занятный моральный диморфизм имуги в фильме: злой имуги более темного тона, более тонкий и имеет несгибающийся капюшон наподобие того, что есть у кобры; добрый имуги - светлее, массивнее и без капюшона. А так да - имуги остаются недодраконами , которым необходим источник волшебной силы, дабы в буквальном смысле "вознестись