Русская народная сказка "По щучьему велению" (Клюхина). По щучьему веленью По щучьему велению сказка читать кратко

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Братья уезжают на ярмарку, а невестки посылают Емелю за водой. Добиться этого от лентяя удается, только пригрозив, что “гостинцев тебе не привезут”.

Емеля идет к проруби и, изловчившись, вылавливает щуку. Щука просит его “человечьим голосом”. “Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь”. Емеля отпускать щуку не хочет, предполагая, что лучшее употребление щуки – сварить из

Нее уху. Однако щуке удается уговорить дурачка, продемонстрировав ему свои возможности – отправив ведра домой самоходом. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: “По щучьему веленью, по моему хотенью”, с помощью которой он может выполнять все свои желания.

С помощью этого заклинания Емеля колет дрова, едет в лес на санях без лошади, передавив по дороге кучу народу, рубит деревья в лесу и расправляется на обратном пути с людьми, хотевшими наказать его за “помятых” и “подавленных” пешеходов.

Царь, услышав о Емелиных проделках, посылает к нему офицера – “его найти и привезти во дворец”.

Емеля расправляется и с офицером: “дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унес”.

“Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу”. Хитрый вельможа уговорил Емелю приехать к царю, посулив ему угощение во дворце и подарки: “царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги”. Прямо на печи Емеля отправляется в царский дворец.

Царь устраивает разбор ДТП: “Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил”. На что Емеля находит убедительный аргумент: “А зачем они под сани лезли”. После чего уезжает из дворца домой, мимоходом, с помощью волшебной фразы, влюбив в себя царскую дочку.

Марья-царевна требует от отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Царь опять посылает за Емелей вельможу. Напоив Емелю в стельку, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море.

Проснувшись, Емеля заставляет ветры выкатить бочку на песок. Марья-царевна просит как-нибудь решить жилищный вопрос – “построить какую ни на есть избушку”. Емеле лениво. Но потом он все-таки создает “каменный дворец с золотой крышей” и приличествующий ему ландшафт: “кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют”.

Царь, поехавший на охоту, натыкается на дворец Емели. Емеля приглашает его внутрь и приглашает на пир. Царь, не узнав Емелю в новом облике, пытается выяснить, кто он такой. “Я – тот самый Емеля. Захочу – все твое царство пожгу и разорю” – отвечает хозяин.

Испуганный до смерти царь отдает ему дочку и царство.

Сочинения по темам:

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Однажды царь позвал...
  2. В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший - Данило - умный, средний - Гаврило - «и так,...
  3. Не сияет на небе солнце красное. то за трапезой сидит во златом венце грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят...

краткий пересказ сказки по щучьему веленью и получил лучший ответ

Ответ от Ёветлана Носова[гуру]
Краткое содержание.
1.Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
2.Братья уезжают на ярмарку, а невестки посылают Емелю за водой. Добиться этого от лентяя удается, только пригрозив, что «гостинцев тебе не привезут» .
3.Емеля идет к проруби и, изловчившись, вылавливает щуку. Щука просит его «человечьим голосом»: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь» . Емеля отпускать щуку не хочет, предполагая, что лучшее употребление щуки – сварить из нее уху. Однако щуке удается уговорить дурачка, продемонстрировав ему свои возможности – отправив ведра домой самоходом. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: "По щучьему веленью, по моему хотенью", с помощью которой он может выполнять все свои желания.
4. С помощью этого заклинания Емеля колет дрова, едет в лес на санях без лошади, передавив по дороге кучу народу, рубит деревья в лесу и расправляется на обратном пути с людьми, хотевшими наказать его за «помятых» и «подавленных» пешеходов.
5.Царь, услышав о Емелиных проделках, посылает к нему офицера – «его найти и привезти во дворец» . Емеля расправляется и с офицером: «дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унес» .
6.«Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу» . Хитрый вельможа уговорил Емелю приехать к царю, посулив ему угощение во дворце и подарки: «царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги» . Прямо на печи Емеля отправляется в царский дворец.
7. Царь устраивает разбор ДТП: «Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил» . На что Емеля находит убедительный аргумент: «А зачем они под сани лезли» ? После чего уезжает из дворца домой, мимоходом, с помощью волшебной фразы, влюбив в себя царскую дочку.
8. Марья-царевна требует от отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Царь опять посылает за Емелей вельможу. Напоив Емелю в стельку, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море.
9. Проснувшись, Емеля заставляет ветры выкатить бочку на песок. Марья-царевна просит как-нибудь решить жилищный вопрос – «построить какую ни на есть избушку» . Емеле лениво. Но потом он все-таки создает «каменный дворец с золотой крышей» и приличествующий ему ландшафт: «кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют» .
10.Далее он по требованию влюбленной в него царевны становится «добрым молодцем, писаным красавцем» .
11.Царь, поехавший на охоту, натыкается на дворец Емели. Емеля приглашает его внутрь и приглашает на пир. Царь, не узнав Емелю в новом облике, пытается выяснить, кто он такой. «Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю» - отвечает хозяин.
12. Испуганный до смерти царь отдает ему дочку и царство.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: краткий пересказ сказки по щучьему веленью

Что такое Волшебная Сказка? Что такое Бытовая сказка, Что такое сказка о животных? Не пишите много! Лень писать:3
Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные,
бытовые и детские сказки о

Русские народные сказки

Краткое содержание сказки "По щучьему велению":

Сказка про Емелю дурачка, которому посчастливилось словить волшебную щуку , научившую его брать от жизни все, что захочется. Одна из самых известных русских сказок. По мотивам этой сказки сняты мультфильмы. Емеля - единственный герой сказок, умеющий ездить на печи, колоть дрова без рук и многое многое другое.

Сказка "По щучьему велению" - читать:

Ж ил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

Неохота...

Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Ну, ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:


- Вот уха будет сладка!

Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...

Щука ему говорит:

Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только:

"По щучьему веленью, по моему хотенью".

Емеля и говорит:

По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой...

Только сказал - ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.


Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему:

Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

Неохота...

Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

По щучьему веленью, по моему хотенью - поди, топор, наколи дров, а дрова - сами в избу ступайте и в печь кладитесь...

Топор выскочил из-под лавки - и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло - невестки опять говорят:

Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки:

Да вы-то на что?

Как - мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

Мне неохота...

Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел во двор и сел в сани:

Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, сани, в лес...

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать.


А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:

По щучьему веленью, по моему хотенью - топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...

Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку - такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

По щучьему веленью, по моему хотенью - поезжайте, сани, домой...

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, дубинка, обломай им бока...

Дубинка выскочила - и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера - его найти и привезти во дворец.

Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

Ты - дурак Емеля?

А он с печки:

А тебе на что?

Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

А мне неохота...

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью - дубинка, обломай ему бока...

Дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.

Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, - тогда он все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:


- Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

Мне и тут тепло...

Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем.

А мне неохота...

Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля подумал-подумал:

Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю...

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.


Царь глядит в окно, дивится:

Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:

А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:

Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

По щучьему веленью. по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит...

И сказал еще:

Ступай, печь, домой...

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж.


Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.

Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.

Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марьюцаревну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:

Где же это я?

А ему отвечают:

Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

А ты кто?

Я - Марья-царевна.

Емеля говорит:

По щучьему веленью, по моему хотенью - ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок...

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.


- Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

А мне неохота...

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся, каменный дворец с золотой крышей...

Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

По щучьему веленью, по моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.

Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

Кто же ты такой, добрый молодец?

А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.


Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Сказка о Золушке

Каждая девочка мечтает вырасти, встретить принца, выйти за него замуж и жить с ним долго и счастливо. Если девочка родилась принцессой, она может не беспокоиться: папа Король позаботится о претендентах, свадебном кортеже и маленьком уютном замке вдали от земель, принадлежащих семейству Людоедов. Но речь пойдет о совсем других детях.

Речь пойдет о девочках, которым не так повезло в жизни. Девочках, вынужденных мыть полы, чистить кастрюли, шить платья и делать прически злым сестрам. Тысячи и тысячи современных Золушек проводят свои лучшие годы за перекладыванием скрепок в офисах, с парикмахерскими ножницами в руках, за прилавками сигаретных киосков, за мытьем сантехники в элитных отелях, возвращаются домой с опухшими от усталости ногами, с горлом, саднящим от никотина, с облупленным дешевым лаком на ногтях, спускаются в шумное, равнодушное, воняющее человеческим стадом метро, а потом оказываются в холодных, неуютных общагах-коммуналках-съемных квартирах на окраине вселенной, где их никто не ждет.

И мечтают, мечтают, мечтают о принцах.

Но, собственно, никаких оснований считать, что чудо возможно, нет нигде, кроме чрезвычайно вредной сказки, а также огромного множества ее современных римейков. Некоторые рано или поздно смиряются и приобретают философский склад ума. Так, героиня Сандры Баллок в фильме "Пока ты спал", продающая билеты в метро, в ответ на замечание коллеги по работе о том, что у нее в жизни ничего нет, произносит замечательную в своей показательности фразу: "У меня есть квартира, кот и телевизор с пультом. И это немало." Остальные - мечтают.

Я назвал эту сказку чрезвычайно вредной. Может быть, это не совсем верная формулировка. Вредна не сказка, а, скорее, повсеместно сложившийся стереотип ее прочтения. Очень коротко сюжетную линию с опорными смысловыми точками можно изложить так.

1. Живет добрая, трудолюбивая, красивая девушка по имени Золушка, нещадно угнетаемая мачехой и своими сводными сестрами.
2. В королевском дворце намечается бал.
3. Появляется добрая фея-крестная.
4. Золушка получает на время в подарок карету, роскошное платье и хрустальные туфельки.
5. Золушка едет на бал, где знакомится с принцем.
6. После некоторых треволнений - хэппи энд.

Само собой подразумевается. что все эти подарки судьбы свалились на голову несчастной (впрочем, уже счастливой) Золушки за ее трудолюбие и хороший характер, а также приятную внешность. То есть эти три условия в народном сознании считаются необходимыми и достаточными для того, чтобы чудо произошло и добродетель получила награду.

Но Шарль Перро ничего такого не утверждал! Откроем оригинал.

1. Сказка начинается с фразы: "Один богатый человек после смерти своей жены женился второй раз на вдове..." Золушка родом отнюдь не из лачуги! В сказке нигде не указывается, сколько лет было Золушке к моменту второй женитьбы ее отца, но, судя по тому, что на нее сразу же легла вся работа по дому, из младенческого возраста она давно уже вышла. Можно предполагать, что к этому времени она уже успела получить определенное образование, которое девицы из приличных семей получали в обязательном порядке. Во всяком случае, на балу всех присутствующих она поразила умением танцевать, и нигде, кроме как в социалистической экранизации сказки, не сказано, что она научилась этому "натирая полы".

2. В королевском дворце намечается бал. Заметьте, семья Золушки получает на него приглашение! То есть это семья, по своему социальному статусу относящаяся к высшему слою общества.

3. Добрая фея с золотой кредитной картой волшебной палочкой. Удивительным образом именно это звено обычно опускается в проекции сказки на реал.

4. Ситуация, в которой современная Золушка приезжает на модную тусовку бал в "прекрасном наряде от Версаче из золотой и серебряной парчи", и ее Bentley золоченую карету сопровождают аж шесть лакеев, настолько оторвана от реалий современной жизни, что она либо игнорируется, либо, как в фильме "Красотка" с Джулией Робертс, функциональной ролью доброй феи наделяется сам принц.

5. Случайная встреча с прекрасным принцем в современных римейках обычно происходит в минимизированных декорациях - например, по месту работы Золушки. Принц приезжает в отель (где Золушка работает горничной), либо является владельцем фирмы (где Золушка трудится с качестве секретарши) и т.п., и т.д.
Знакомство с принцем в первоисточнике происходит опять же не в рыбной лавке, хижине лесника или в огороде на фоне буйно растущей капусты. Первая встреча происходит во дворце. "Принцу доложили, что приехала какая-то молодая принцесса..." При этом всех поражает "замечательная красота незнакомки".

Где вы видите в этой истории безмерно распиаренный мезальянс? По большому счету, это просто повесть о любви принадлежащих к одному социальному слою юноши и молодой девушки, у которой в в определенном периоде ее жизни сложились сложные внутрисемейные отношения.

Сказка цитируется по: Шарль Перро. Сказки. 2007 г. Изд. "Стрекоза-пресс". Пер. И.Медведковой.

Мальчик с пальчик

Ну и имечко у этого героя! Попробуйте его сначала просклонять.

Именительный: кто? Мальчик с пальчик
Родительный: кого? Мальчика с пальчик

Очарование рифмы восстанавливается только с помощью грамматической ошибки: кого? Мальчика с пальчика.

Что, собственно, и делает переводчик: "сапоги...пришлись Мальчику с пальчику как раз по ноге".

Но это я так, в порядке вредности. Перейдем к обсуждению сказки. Сначала - краткое содержание.

1. Жил дровосек с женой и семью сыновьями.
2. Наступили тяжелые времена, дровосек решает избавиться от детей и отводит их в лес.
3. Мальчик с пальчик благодаря белым камешкам находит дорогу домой.
4. Дровосек и его жена заводят детей еще дальше, " в самый густой, темный лес".
5. Мальчики сбиваются с дороги и попадают в дом к Людоеду.
6. Людоед решает сделать из братьев жаркое.
7. Ночью Мальчик с пальчик меняет местами колпачки на головах у братьев и золотые короны на головах у дочерей Людоеда.
8. В темноте Людоед по ошибке "прирезал всех своих дочерей".
9. Мальчики потихоньку убегают.
10. Людоед надевает сапоги-скороходы, пускается в погоню и засыпает от усталости на скале, под которой прячутся дети.
11. Мальчик с пальчик крадет у Людоеда сапоги и устраивается на работу гонцом - скороходом.
12. Мальчик с пальчик возвращается к родителям.

Сказка - это инструмент, с помощью которого социум передает подрастающему поколению одобряемые или, как минимум, приемлемые нормы общественной морали и стереотипы поведения. Рассмотрим текст с этой точки зрения.

1. Описание внутрисемейных отношений: "Братья часто обижали его и постоянно сваливали на него всю грязную работу по дому". Вы думаете, это зло хоть где-нибудь в тексте наказуемо? Отнюдь. Мальчик с пальчик выводит братьев из леса, спасает от Людоеда, отправляет домой и впоследствии содержит все семейство на свою зарплату королевского скорохода. Эдакое воплощение всепрощения и непротивления злу насилием.

2. Стереотип поведения родителей описан просто феерически. Добрый папаша, "хотя сердце у него сжималось от горя", заявляет жене: "я не хочу, чтобы они на моих глазах умирали с голоду". То есть не на глазах - это можно, это приемлемый способ разрулить ситуацию. И любящая мамаша в конечном итоге с мужем соглашается. Так и кажется, что это была любимая сказочка Иосифа Виссарионовича: "есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы".

3. Мальчик с пальчик, подслушав разговор родителей, своевременно запасается белыми камешками и выводит братьев из леса. Куда же ведет их "самый смышленый и рассудительный из всех семерых"? Да назад к родителям, которые только что послали их на смерть. Эту логику повествования я, честно говоря, ни понять, ни прокомментировать не могу.

4. Когда "снова наступил голод", родители опять отводят детей в лес, на этот раз принимая меры предосторожности. Цель была достигнута - дети заблудились. Это говорит о том, что такой способ решения проблемы вовсе не является случайным, выбранным под действием эмоционального всплеска, а является устойчивой стратегией поведения.

5. Мальчики попадают в дом к Людоеду. Мир оказывается не без добрых людей: жена Людоеда пытается спрятать их от мужа под кроватью, подвергаясь при этом нешуточному риску. "Так ты хотела обмануть меня! Надо бы мне давно тебя саму съесть"...

6. Несмотря на то, что в доме был "целый теленок, два барана и еще полсвиньи", Людоед проявляет немотивированную жестокость, решив сделать из детей жаркое.

7и 8. Такое зло уже никак не может остаться без ответа! Смышленый Мальчик с пальчик отвечает на него должным образом: дочери Людоеда (и доброй женщины, которая пыталась спасти братьев, рискуя собственной жизнью), виноватые лишь в том, что они "питались сырым мясом" (нигде не сказано, что человеческим), отчего "лица у них были красные", оказались зарезанными во сне собственным отцом.

Как просто сформировать образ врага! Некоторое несовпадение кулинарных пристрастий и некоторые различия в цвете лица являются вполне достаточным для этого основанием.

9. После этого братья "потихоньку спустились в сад и перелезли через забор". Что мешало им это сделать раньше, не провоцируя кровавый внутрисемейный геноцид, неясно.

10. Людоед, движимый отцовским горем, мечется в поисках братьев, которые бегут - ну, вы уже догадались, куда - в сторону родного дома, к своим любящим родителям. Устав, он засыпает на скале, под которой укрылись братья.

11. Добрый (он ведь положительный герой, правда?) Мальчик с пальчик решает, что гибель семерых дочерей является недостаточным наказанием злодею, и крадет у Людоеда семейную реликвию - волшебные сапоги-скороходы. Это замечательное приобретение, пусть даже и полученное не совсем легитимным путем, позволяет моментально решить проблемы с трудоустройством при дворе короля.

12. Мальчик с пальчик возвращается домой, к родителям, "и больше они уже никогда не знали нужды"... Ну вот, опять всепрощение. Чем, собственно, родители детей отличаются от Людоеда? По большому счету, ничем. Точно также пытались сжить их со света.

Таким образом, мораль главного героя и стратегия его поведения не определяются реальными действиями остальных персонажей. Единственным фактором, регулирующим его поступки и отношение к действующим лицам, становится отнесение себя к определенной части социума в рамках дихотомии "свой - чужой".

Своим позволено и прощается все - несправедливость, покушение на убийство. По отношению к чужим, даже таким, как жена Людоеда, проявляющая доброту и сочувствие, допустимо все, что угодно.

Цитируется по: Шарль Перро. Сказки. 2007. Изд. "Стрекоза Пресс", пер. И.Медведковой.

Кот в сапогах

Как и в предыдущем посте, проведем анализ этой сказки с позиций норм, предлагаемых для усвоения детьми в процессе социализации. "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

1. Мельник, умирая, оставляет в наследство младшему сыну кота. Сын "был неутешен, что ему досталась такая дрянь".

2. Сын (он в этой сказке - герой второстепенный) размышляет о планах на будущее: "что делать со своим котом? Сшить из его шкуры рукавицы?" Добрый мальчик, да?

3. Кот, выпросив у хозяина мешок и сапоги, идет в лес ловить кроликов. Поймав кролика, кот относит его во дворец и дарит королю от имени маркиза Карабаса. Носит королю дичь "два или три месяца сряду".

4. Узнав, что "король собирается прокатиться по берегу реки с дочерью", Кот советует хозяину купаться в определенном месте.

5. Кот обманывает короля, выдавая хозяина за маркиза Карабаса, и хитростью выманивает у короля "самый лучший костюм" для сына мельника.

6. Кот бежит, опережая королевский кортеж, и, шантажируя расправой ("всех вас в порошок истолку!"), заставляет крестьян, работающих в поле, лгать королю, что земельные угодья принадлежат господину маркизу Карабасу.

7. Кот является в замок к Людоеду и, играя на тщеславии последнего, провоцирует его превратиться в мышь, которую тут же и съедает. О самом Людоеде в сказке сообщается, что он "обладал нигде не виданными богатствами" и прекрасным замком, был вежлив, хлебосолен ("в большой зале их ожидала великолепная закуска, приготовленная Людоедом для своих приятелей") и обладал некоторыми нетривиальными способностями (мог обращаться в разных зверей). Ничего несимпатичного, кроме имени, в образе Людоеда не просматривается.

8. Кот приглашает короля со свитой и хозяина в замок Людоеда, выдавая его за замок маркиза Карабаса.

9. Короля поразило богатство и "очаровали добрые качества маркиза Карабаса". Король выдает свою дочь замуж за "маркиза Карабаса".

10. "Кот зажил большим барином и уж больше не ловил мышей".

Из всех известных мне сказок именно эта кажется мне наиболее поразительной. Всю стратегию успеха главного героя можно описать одной фразой:

обманом втереться в доверие (к королю) - запугать (крестьян на полях) - лгать, лгать и лгать (королю) - вовлечь в обман (хозяина) - убить и отнять имущество (Людоеда) => хэппи энд

Добры молодцы, извлекайте урок!

Цитируется по: Шарль Перро. Сказки. 2007 г. Изд. "Стрекоза Пресс". Пер.И.Медведковой.

Поскольку Андрей фактически закрыл свой журнал, а сказок, на которые хочется посмотреть глазами взрослого человека, много, я хочу продолжить эту линию рецензий.

Давайте вместе перечитаем всем нам известную русскую сказку «По щучьему велению ».

1. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Братья уезжают на ярмарку, а невестки посылают Емелю за водой. Добиться этого от лентяя удается, только пригрозив, что «гостинцев тебе не привезут».

2. Емеля идет к проруби и, изловчившись, вылавливает щуку. Щука просит его «человечьим голосом»: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». Емеля отпускать щуку не хочет, предполагая, что лучшее употребление щуки - сварить из нее уху. Однако щуке удается уговорить дурачка, продемонстрировав ему свои возможности - отправив ведра домой самоходом. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: "По щучьему веленью, по моему хотенью", с помощью которой он может выполнять все свои желания.

3. С помощью этого заклинания Емеля колет дрова, едет в лес на санях без лошади, передавив по дороге кучу народу, рубит деревья в лесу и расправляется на обратном пути с людьми, хотевшими наказать его за «помятых» и «подавленных» пешеходов.

4. Царь, услышав о Емелиных проделках, посылает к нему офицера - «его найти и привезти во дворец». Емеля расправляется и с офицером: «дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унес».

5. «Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу». Хитрый вельможа уговорил Емелю приехать к царю, посулив ему угощение во дворце и подарки: «царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги». Прямо на печи Емеля отправляется в царский дворец.
Царь устраивает разбор ДТП: «Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил». На что Емеля находит убедительный аргумент: «А зачем они под сани лезли»? После чего уезжает из дворца домой, мимоходом, с помощью волшебной фразы, влюбив в себя царскую дочку.

6. Марья-царевна требует от отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Царь опять посылает за Емелей вельможу. Напоив Емелю в стельку, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море.

7. Проснувшись, Емеля заставляет ветры выкатить бочку на песок. Марья-царевна просит как-нибудь решить жилищный вопрос - «построить какую ни на есть избушку». Емеле лениво. Но потом он все-таки создает «каменный дворец с золотой крышей» и приличествующий ему ландшафт: «кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют». Далее он по требованию влюбленной в него царевны становится «добрым молодцем, писаным красавцем».

8. Царь, поехавший на охоту, натыкается на дворец Емели. Емеля приглашает его внутрь и приглашает на пир. Царь, не узнав Емелю в новом облике, пытается выяснить, кто он такой. «Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю» - отвечает хозяин. Испуганный до смерти царь отдает ему дочку и царство.

А теперь проанализируем текст. Какие черты характера и модели поведения отличают главного героя?

1. Главный герой - дурак. Об этом прямо говорится в первом абзаце сказки.

2. Его лень просто невероятна. На все просьбы и требования со стороны окружающих Емеля неизменно отвечает своей коронной фразой: «А мне неохота».

3. Кроме того, и это сквозит дальше в каждой строке текста, Емеля - человек без потребностей. Он ничего не хочет и не ставит никаких целей. Даже получив в руки волшебное заклинание, он использует его исключительно для выполнения задач, поставленных перед ним другими - наколоть дров, приехать во дворец, построить себе жилье. Единственное исключение - это попытка вызвать чувство у Марьи-царевны.

4. Любовь к людям явно не входит в число добродетелей Емели. Передавив санями кучу народу, Емеля не высказывает никакого сожаления. Зато легко перекладывает ответственность на других: сами виноваты - зачем на дороге попались. А попытки наказать его за членовредительство он пресекает быстро и жестко с помощью дубинки, предусмотрительно вырубленной в лесу. Причем заданные топору параметры не оставляли шансов для обидчиков - дубинку топор вырубил «такую, чтобы насилу поднять».

5. Смирением и всепрощенчеством Емеля тоже не отличается. «Все твое царство пожгу и разорю» - мстительность и шантаж в одной фразе.

Правда, прелестный портрет главного героя? И именно он получает все - красоту, невесту-царевну и царство в добавок. Просто так, потому что ему повезло со щукой.

Чему мы научим ребенка, читая с ним эту сказку?

P.s. Полный текст сказки лежит

Сказка По щучьему веленью любима не одним поколением читателей. Дети, став взрослыми, рассказывали ее своим детям. Сказка привлекает читателей добротой, юмором, комическим главным персонажем, над которым все потешались, а он в цари выбился. Мнение о сказке противоречиво. Сказка ставит в тупик многих слишком «правильных» читателей, которые видят только ее поверхностный смысл. Как? Сказка восхваляет лентяев? Учит безделью? Во-первых, не забывайте, что это юмористическая сказка. Во-вторых, нужно вдуматься в ее внутренний смысл. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка По щучьему веленью читать

Кто автор сказки

Сказка По щучьему веленью – фольклорное произведение, в котором отображаются мечты русского народа о лучшей жизни. Для детей сказка издана в обработке А.Н. Толстого.

Лентяй и дурачок Емеля делать ничего не хочет в то время, когда его старшие братья работой заняты. Еле уговорили дурака невестки за водой к реке сходить. И в проруби Емеля поймал щуку. Лентяй – и поймал. Смекнул, что пожарить щуку можно. Пока не убедился, что щука волшебная – не выпустил из рук. Умный был дурак! Ну а дальше любые желания Емели щука выполняла: домой ведра сами шли, дрова сами рубились, сани без лошадей ездили, да что там сани, дурак на печи к самому царю в гости поехал и на царской дочери жениться захотел. А царевна жить без Емели не могла. Велел царь молодых в бочку посадить, засмолить и в море бросить – с глаз долой, подальше от греха. На пустынном берегу Емеля для любимой дворец построил (царевна не была избалованной, она хижину просила). Царь очень удивился, когда увидел, в каких хоромах живут молодые. А Емеля из дурачка в доброго молодца превратился. Чем не зять для царя? Закончилось все счастливой свадьбой. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки По щучьему веленью

Юмористическая сказка о лентяе и дураке Емеле, который, может, и не был вовсе дураком и лентяем, наталкивает на философские размышления: как достается благополучие и счастье. Упорным трудом? Умом? Везением? Стечением обстоятельств? Согласитесь, не лишен дурак Емеля здравого рассудка. На свое счастье, герой «поймал удачу (в нашем случае щуку) за хвост». Ну кто не мечтает о таком подарке судьбы? Ну а дальше дурак действовал вполне логично. Не работал, но и не заставлял других работать вместо себя. Никого не обманывая, не обижая, он нашел способ получать желаемое: жизненные блага, комфорт, красавицу-царевну. Главная мысль сказки – каждый человек – кузнец своего счастья. Сказка По щучьему веленью учит мечтать, верить и добиваться успеха.

Мораль сказки По щучьему веленью

Если судьба посылает вам удачу, сумейте ею воспользоваться. Именно образ Емели можно преподнести подросткам, как пример героя, который искал и нашел свое место в жизни. Пусть современные «емели» поучатся у сказочного героя рационализму и найдут свой путь к успеху и благополучию.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не испытав, не узнаешь.
  • Выражение По щучьему веленью употребляется в юмористическом или ироническом контексте в значении «немедленно».