Военная история пиллау. Разгром группы «Земланд»

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 380. Балтийское море. БВМБ Балтийск. Часть 5. Немецкая история Пиллау. 27.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет (слева-направо сверху-вниз):

Ратуша города Пиллау. 1933-1940.

Гавань и маяк довоенного Пиллау. 1940-1941.

Пиллау и маяк после штурма и капитуляции Пиллау. Май. 1945.

Источник дат и данных по истории Пиллау: Сайт: «Балтийск-Пиллау» и его источники. Copyright © 2006-2012 Ю&Н Каллиниковы.

В предыдущем:

Так закончилась «французская» или общеевропейская история Пиллау XIX века. Впереди была национальная германская история Пиллау – военно-морской базы ВМС Германии.

В 1900 году в «Старом Пиллау» появились «первые мастерские по обработке янтаря».

В 1901 году «началось систематическое и планомерное присоединение к городу Пиллау близлежащих селений и территорий». Изначально «площадь города Пиллау составляла всего 23,8 га». Весь Пиллау XIX века умещался на территории между Морским и Крепостным каналами.

18 ноября 1901 года открыт «Кёнигсбергский канал», соединивший город Кёнигсберг через Пиллау с Балтикой».

В «Кёнигсбергском канале» длиной 33 км зимой и летом могли проходить суда и корабли с осадкой до 6 метров. Открытие «Кёнигсбергского канала» понизило роль Пиллау как таможенного поста, так как «доход от таможенных сборов с кораблей, заходящих в его гавань, значительно сократился».

Практически все судоремонтные верфи и корабельные ремонтные мастерские прекратили свою работу, «прекратилось строительство в Пиллау индустриальных объектов и газового хозяйства, началась безработица, город Пиллау пришёл в упадок». Вот почему горожане и власти Пиллау «решили превратить город в морской курорт».

В 1903 году в Пиллау «построена первая телефонная станция и установлена междугородняя связь».

1 апреля 1903 года «Старый Пиллау, Вограм, Новый Пиллау и крепость объединены в единый город Пиллау». «Официально город делился на две части и имел два почтовых отделения: Пиллау-1 и Пиллау-2. Число жителей достигло 10 000 человек».

В 1903 году в Пиллау «построено здание городского суда» (Музей Балтийского флота).

В 1904 году в Пиллау «построен «Ансамбль зданий казарм пехотных частей», где размещались разбросанные раньше по всему городу казармы германских военных частей». «После окончания Первой Мировой войны, на территории пехотных казарм Пиллау были размещены склады артиллерии, продовольствия и амуниции».

В 20-30-е годы XX века «в казармах пехотных частей находились различные подразделения германской армии, а в годы Второй Мировой войны здесь готовили элиту военно-морского флота Германии: специалистов-подводников».

В середине 50-х годов XX века «в казармах находились учреждения Балтийского флота ВМФ СССР и его Главной базы Балтийск».

В 1904 году в Пиллау «введён в эксплуатацию газовый завод мощностью 60-70 тыс. куб.м газа в год, но постепенно его мощность увеличивалась, и к 1939 году достигла 1 млн. 750 тыс. куб.м газа в год».

В 1904 году в Пиллау «построена паровая мельница в районе нынешней улицы Головко (Балтийск)».

В 1904 году «городская почта Пиллау расположилась в новом здании на Курфюрстенбольверк, дом №8 (ныне – Морской бульвар в районе маяка, Балтийск).

В 1905 году в Пиллау «построена «Водонапорная башня» по аналогии с подобными сооружениями на территории Германии и Австрии».

В 1905 году в Пиллау «создан туристический центр «Дорожный Союз Пиллау», который издал «Путеводитель по Пиллау и его окрестностям» и газету «Пиллаусский еженедельник».

В 1905 году в Пиллау «Юлиус Трог основал типографию, где печаталась «Пиллаусская общественная газета».

В 1905 году в Пиллау был «один подземный толчок и семь наводнений за год (1905)».

В 1906 году в Пиллау «построено здание, где располагались учебные заведения (Матросский клуб, Балтийск).

В 1907 году в Пиллау «построен кирпичный завод производительностью 1 млн. кирпичей в год, который находился между горой Прохладной и Внутренней гаванью».

В 1908 году в Пиллау Юлиусом фон Трёге начала издаваться «Пиллауская общественная газета».

В 1910 году «освящён единственный храм в Пиллау, который имел башню. «Домик пастора» - единственное здание, которое осталось от комплекса строений прихода католиков «Мария - Звезда моря».

В 1910 году в Пиллау «построено административное здание» (лицей №1, Балтийск).

Осенью 1910 года «капитан Вишке Раймер приобрёл моторный бот и организовал первое постоянное сообщение между Пиллау и Нойтифом (до 10 рейсов ежедневно)». Нойтиф – место, поселение на оконечности Балтийской косы (напротив Пиллау), в котором в 1934 году будет построен немецкий аэродром.

В 1910 году «между Морским каналом и равелином Шторхнест близ крепостных ворот Фаульвинкель (район вертолётной площадки на Северном молу, Балтийск) построена новая деревянная лоцманская башня, которая простояла до 1937 года».

В 1911 году «создан «Дорожный Союз Пиллау» (туристический центр), который начал издавать «Путеводитель по Пиллау и его окрестностям» и газету «Пиллауский еженедельник», широко известную в Европе».

В 1911 году в Пиллау «возникают разнообразные спортивные общества, проводятся парусные регаты, массовые спортивные игры, Праздник пляжа, Праздник гавани, который превратился в грандиозный «Праздник Моря». Все это привлекало многочисленных туристов из Германии и других стран. С 1911 года Пиллау становится общепризнанным морским курортом».

В 1913 году «усилиями бургомистра Пиллау и историка К. Хаберлянда в нескольких комнатах магистрата открыт городской краеведческий музей Пиллау».

В 1913 году «в Пиллау на улице Лотценштрассе, дом 2 появился первый кинотеатр на 120 мест, где впервые был показан немой фильм. Этот первый кинотеатр называли по-разному: «Метрополь», «Адмиральское кино» и «Блошиное кино».

В 1914 году «для детей, больных туберкулёзом, в лесу у Лохштедта с 1906 года строился детский морской курорт, который должен был открыться в августе 1914 года, но началась Первая Мировая война, и там стали лечить раненых. После войны курорт был восстановлен, и в нем принимали детей от 4 до 14 лет (санаторий был рассчитан на 80 мест)».

«После Второй Мировой войны на месте детского курорта образовался Госпитальный посёлок, который в 1951 году переименовали в Павлово и разместили здесь военно-морской госпиталь Балтийского флота».

В 1914 году «сильный ветер с моря нагнал воду в крепость Пиллау и частично разрушил стены».

В 1914 году «напротив вокзала Пиллау построена казарма для артиллеристов». «С 1946 по 1968 год в этих бывших казармах размещалась редакция газеты «Страж Балтики», затем общежитие морской инженерной службы».

1 августа 1914 года В Германии объявлена «всеобщая мобилизация». В Пиллау «усилилась охрана морского побережья». В августе 1914 года «в городе (Пиллау) господствовало лихорадочное возбуждение: создавалось народное ополчение, которое влилось в военный гарнизон города, а в Камстигалле срочно оборудовали лазарет на 800 коек».

Начало ноября 1914 года - «Нападения русского Балтийского флота на Пиллау, как ожидалось, но русскому миноносцу «Новик» удалось поставить западнее Пиллау 50 мин, которые уничтожили многие немецкие корабли. Военный гарнизон крепости резко уменьшился в связи с отправкой большей его части на фронт. В Пиллау остались, в основном, женщины и дети».

С начала войны в 1914 году «в результате этой войны Восточная Пруссия оказалась отрезанной от Германии, вследствие чего значение Пиллау значительно возросло, так как он становится единственным портом Германии восточнее Вислы».

Осенью 1914 года «Пиллау оказана большая честь – строящийся в Данциге малый крейсер германского флота назван «Пиллау».

«Судьба крейсера «Пиллау» необычна: он строился по заказу русского правительства под именем «Муравьев-Амурский», однако с началом Первой Мировой войны оказался в составе германского флота. В бою у пролива Скагеррак корабль потерял часть команды и получил тяжёлые повреждения. Моряки крейсера «Пиллау» активно участвовали в восстании немецких моряков в ноябре 1918 года. После войны крейсер «Пиллау» передали англичанам, а потом итальянцам. В сентябре 1943 года его потопила американская авиация».

15 марта 1916 года «в Пиллау введены продовольственные карточки, так как нужда достигла высшего предела в суровую зиму 1916 года».

В 1916 году в Пиллау «построен городской архив, в котором хранились документы Вограма, Старого Пиллау и крепости Пиллау».

В 1916 году «в цехгаузе крепости открыт городской музей Пиллау».

В 1917 году в Пиллау «вспыхнули продовольственные беспорядки из-за серьёзного ухудшения снабжения населения». «Женщины громили булочные и пекарни, требуя муки и хлеба для голодных детей. Активных участниц арестовали и подвергли заключению. Для голодающих в Пилаау открылись «народные кухни».

10 ноября 1918 года в Пиллау совершилась революция. «Был создан Совет рабочих и солдат. Его возглавил офицер-ополченец писатель из Берлина Константин Якоб Давид (родился в Константинополе в 1886 году). Это восстание было подавлено 9 марта 1919 года батальоном под командованием майора Ульриха фон Заукена».

В 1920 году в Пиллау «решено создать Морскую службу Восточной Пруссии». «Основой морской службы «Восточная Пруссия» были три крупных корабля - «Ганзейский город Данциг», «Пруссия» и «Танненберг». В летний сезон ходил ещё турбоход «Кайзер».

В 1920 году «между Нойтифом и Пиллау установлена постоянная почтовая связь». «Такое же сообщение существовало и между Пиллау-1 и Русской Дамбой, паромная переправа также была организована между Русской Дамбой и Нойтифом».

1 апреля 1921 года «Пиллау объявлен базой германского флота - свободный доступ в город Пиллау был закрыт, крепость Пиллау также перешла в подчинение ВМС Германии».

«В 20-е годы XX века в Пиллау дислоцировалось 5-е отделение береговой защиты, которое 1 октября 1926 года было переименовано в V отделение морской артиллерийской защиты (охраны) (V МАА). 1 октября 1933 года в Пиллау, на постоянное место дислокации, была переведена 1-я флотилия тральщиков ВМС Германии, а в 1940 году - 1-й учебный дивизион подводных лодок, который в 1943 году разделили на 3-й учебный отряд и 19, 20, 21 и 26-ю флотилии подводных лодок ВМС Германии. Накануне Второй Мировой войны в Пиллау были установлены мощные морские артиллерийские батареи».

В 1922 году «в Пиллау на улице Шоссештрассе, дом 16 открылась фабрика по производству минеральной воды». «С 1946 года на месте фабрики открыт цех по изготовлению карамели и мороженого (с 1954 года - межшкольные мастерские, Балтийск).

1 апреля 1922 года в Пиллау «открылась профессиональная школа, в которой вначале было 3 ремесленных класса и 1 торговый (всего 101 ученик)».

«Пиллау стал первым городом провинции Пруссии (Германия), который сумел поставить профобразование на солидную основу. В 1936 году в школе было три ремесленных класса (99 учеников), два класса для малограмотных (83 мальчика) и пять классов по ведению домашнего хозяйства (139 девочек). В 1936 году ремесленная школа разместила многие классы в старом школьном здании на Оберст-фон-Геррманн-Штрассе, дом 2 (бывшая Высшая школа для девочек)».

Февраль 1923 года – «Пиллау стал получать электроэнергию от единой Восточно-Прусской электросистемы».

«В то время как Кёнигсберг с 1890 года уже имел электроэнергию, в Пиллау не было возможности обеспечить себя электричеством. Только перед Первой Мировой войной город был подключён к электросети, но после войны это стало невозможным. В 1923 году Пиллау был окончательно подключён к электросети Восточной Пруссии. В городе быстро увеличивалась потребность в электроэнергии».

В 1925 году в Пиллау «открыт кинотеатр в отеле «Немецкий дом», в котором часто устраивались художественные выставки».

В 1925 году в Пиллау «на углу Гинденбургштрассе/Хольцвизе построено здание для водной полиции». «В управлении водной полиции было 2 офицера и 20 полицейских чиновников. С 1946 года здесь разместился отдел внутренних дел (ОВД) Балтийска».

3 июня 1926 года в Пиллау «открыты народная и средняя школы для всего города в здании Анатомического театра».

В 1926 году в Пиллау «для морского курорта «Нойхойзер» стали издавать так называемый «Курортный листок».

В апреле 1927 года «все рыбаки Пиллау объединились для совместной работы по ловле и переработке рыбы в единое общество «Рыболовецкое общество Пиллау». «Началась интенсивная добыча и переработка трески, сёмги, камбалы, судака, корюшки и шпрот. Причём, добыча шпрот возросла настолько, что Пиллау становится главным местом добычи её в зимнее время».

В сентябре 1927 года в Пиллау «началась эксплуатация хозяйства канализации и водопровода для города.

12 ноября 1927 года В Пиллау «в торжественной обстановке городская канализация передана администрации города в управление». «Основная водонапорная башня города имела высоту 32 метра и ёмкость резервуара 300 куб.м (находится у дома №63 по пр. Ленина, Балтийск).

«Вода в Пиллау из четырёх артезианских колодцев глубиной до 76 м поступала в отстойник, и оттуда под давлением в городскую сеть. На улице Фридрих-Вильгельм-Штрассе, непосредственно у канала, была построена автоматическая фильтрующая воду станция».

В 1927 году в Пиллау «заасфальтированы все дороги города, все деревянные мосты были заменены на железобетонные, посажено много деревьев».

Зима с 1928 на 1929 год в Пиллау была необычайно суровая. 14 февраля 1929 ода «температура воздуха достигла отметки минус 43 градуса по Цельсию».

С февраля по апрель 1929 года «пролив в Пиллау был блокирован на протяжении 50 миль в длину и 20 миль в ширину ледяным панцирем толщиной от 3 до 5 метров, в лёд вмёрзло 14 кораблей в гавани и 16 на рейде Пиллау».

8 апреля 1929 года «в Пиллау из Ленинграда (СССР), по просьбе Германии, пришёл русский ледокол «Ермак» и освободил город от ледяного плена».

С 19 по 21 августа 1929 года «в Пиллау с официальным визитом находились советские эсминцы «Рыков» и «Ленин».

«Это был первый официальный визит советских кораблей ВМФ СССР за рубеж. Командовал отрядом боевых кораблей командир РККФ П.И. Смирнов».

«Советские корабли ошвартовались во внутренней гавани Пиллау. Многочисленные жители приветствовали заход советских кораблей. Официальные лица Пиллау посетили эсминец «Ленин» с ответным визитом».

«На городском стадионе Пиллау состоялись спортивные состязания с советскими моряками: встреча по футболу, эстафета и традиционное перетягивание каната. В гавани прошли шлюпочные гонки, победила команда с эсминца «Рыков».

«Вечером состоялся приём у бургомистра Пиллау. На следующий день командный состав советских кораблей отправился на экскурсию на янтарный завод, а затем - на банкет к коменданту крепости Пиллау».

В 1929 году в Пиллау «вступил в строй судоремонтный завод около дока (судостроительная фирма Шихау-Эльбинг)». «Вместе с военными кораблями на его верфях строились и ремонтировались суда пиллаусских рыбаков».

В 1932 году в Пиллау «открыта Высшая реальная гимназия для совместного обучения мальчиков и девочек и мореходная школа».

В 1932 году Пиллау «посетил крейсер «Кёльн» германских ВМС, взявший шефство над Пиллау». В этом году «на спасательную станцию городского пляжа был передан новый бот «Кляйнненштенберг».

В 1933 году в Пиллау «началось первое радиовещание, передачи велись из Кёнигсберга».

В 1934 году в Пиллау построен морской вокзал. «Пароходы «Морской службы Восточной Пруссии» осуществляли связь Пиллау с Килем, Хельсинки, Мемелем, Лиепаей, Ригой, Свинемюнде, Сойотом и другими городами-портами Прибалтики».

В 1934 году в Пиллау построен «Дом стрелка» - отель и казино (Дом офицеров флота, Балтийск).

В мае 1934 года в Пиллау был сильный снегопад.

В сентябре 1934 года в Пиллау «начались работы по строительству аэродрома между горой Швальбенберг и Русской Дамбой». «Но сначала необходимо было решить сложную задачу по осушению болотистого места, которое осталось здесь от ушедших вод Фриш-Хаффа. Болото засыпали тем грунтом, который остался при проведении углубления фарватера, а также, частично, грунтом с горы Швальбенберг».

В 1935 году в пиллау «закончено строительство артиллерийских казарм «Химмельрайх» с различными вспомогательными постройками (хозяйственными, административными, и площадками для воинских упражнений)». «С 1945 по 1948 год здесь находилось около 2000 немецких военнопленных, затем размещалась часть ПВО, а с 1991 года городок артиллерийских казарм передан морской части федеральной пограничной службы РФ.

В 1935 году в Пиллау «сгорел самый большой ресторан, расположенный на «Плантации».

В 1936 году в Пиллау «открыто автобусное сообщение». В декабре 1936 года «открывается автобусное сообщение между Пиллау и Нойхойзером».

В декабре 1935 - январе 1936 году в Пиллау «сооружение аэродрома между горой Швальбенберг и Русской Дамбой, гидротехнические постройки, посадочные полосы, гаражи, производственные мастерские, бензоколонка, а также подключение всех сооружений к железнодорожной сети - всё было готово». «Однако, недостаточно осушённая земляная площадь была подвержена колебаниям, поэтому в 1936-1937 годах все строения были снесены, и на этом месте построили Военно-морскую гавань для стоянки кораблей военного флота Германии. Реализация проекта по созданию аэродрома была перенесена в район Нойтифа».

2 марта 1936 года в Пиллау «сгорела находящаяся в дальней гавани рыбоконсервная фабрика фирмы Гош-Гамбург, 300 человек осталось без работы».

В мае 1936 года в Пиллау «для «Единого немецкого юношеского туристического союза», на Фридрих-Вильгельм-Штрассе построено новое здание и названо именем адмирала фон Трота». «В 1947 году в этом здании разместились ГК КПСС и горисполком, а с 1977 года - школа искусств (Балтийск)».

В 1936 году «селение Камстигалль было включено в город Пиллау, под управление пиллаусского бургомистра».

18 октября 1936 года «обер-президент (нем. Oberpr;sident) - верховный начальник окружного управления (высшее должностное лицо в государственном управлении прусских провинций 1815-1946), присвоил городу Пиллау титул «Морской город», и ему была выдана новая городская печать «Морской город Пиллау. 1936 год», на печати также было написано «Магистрат королевского морского города Пиллау».

В 1936 году в Пиллау «в северной части «Русского острова» открылась верфь Курта Закута, занимавшаяся строительством маленьких рыбацких катеров».

Ранней весной 1938 года В Пиллау «начались строительные работы по созданию Военно-морской гавани для стоянки кораблей военного флота Германии». «Предполагалось построить: порт, стартовые дорожки, слипы, железобетонные ангары, оружейную мастерскую, складские помещения, гидротехнические сооружения, котельную, бензоколонки, торпедные мастерские, 8 казарм, производственные здания, казино, жилые дома» (В конце 1939 года почти вся программа строительства военной гавани – базы германского флота – была реализована).

В 1938 году в Пиллау «на берегу моря город проложил променад на одном уровне с пляжным рестораном, длина променада - 500 метров». «Ресторан был открыт в мае 1927 года и вмещал 300 человек. Там в любой сезон подавали горячие и холодные блюда».

В декабре 1938 года в Пиллау «гамбургским отделением фирмы Гош на Русской Набережной была открыта рыбоконсервная фабрика, а у горы Швальбенберг был построен кирпичный завод».

В 1939 году в Пиллау «в Камстигалле начато строительство военного городка».

В августе 1939 года в Пиллау «прибыли войска, принимавшие участие в войне против Польши».

«У причальных стенок гавани Пиллау расположились минотральные подразделения, учебная дивизия подводников, а, затем, и несколько флотилий подводных лодок».

«На пяти аэродромах в окрестностях Пиллау базировались самолёты германской морской авиации, совершавшие разведывательные полёты вдоль советских границ. У горы Швальбенберг немцы построили современную гавань для стоянки кораблей, включая тяжёлые крейсеры».

«Причальные стенки военной гавани Пиллау имели устройства (коммуникации) для подачи воды, пара, топлива, электроэнергии, воздуха высокого давления и постоянного тока. Здесь же находились многочисленные склады и укрытия, железобетонные укрытия и сеть трубопроводов».

«В гарнизоне военной гавани Пиллау работали судоремонтный завод, подземный минно-торпедный завод, два коксогазовых завода, цементный завод, консервный, колбасный заводы, железнодорожное депо и парниковое хозяйство».

В 1940 году в Пиллау «на «Плантации» (Парк имени адмирала Головко, Балтийск) построен стадион, который стал местом проведения спортивных общегородских соревнований и футбольных турниров».

В 1941 году в Пиллау «на Хакене (городской район между Крепостным каналом и Морским бульваром, Балтийск) построен двухэтажный отель «Золотой якорь» по проекту немецкого инженера Скорта Фрика», в котором было тридцать шесть одноместных и двухместных номеров».

«Во время Второй Мировой войны здесь находился пункт эвакуации гражданского населения и раненых солдат Вермахта из Восточной Пруссии. В послевоенные годы здесь размещались военные строители Балтийского флота. В настоящее время гостиница входит в состав гостиничного комплекса «Славянка» МО РФ».

В 1941 году «после начала войны фашисткой гитлеровской Германии с Советским Союзом город Пиллау был замаскирован». «Погасли огни маяка. На городском кладбище (вблизи Дома культуры, Балтийск) появилось захоронение нескольких десятков немецких лётчиков - жителей Пиллау, погибших у стен далёкого Ленинграда».

В 1943 году «курорт «Нойхойзер» (посёлок Мечниково, Балтийск) включён в состав города Пиллау».

Зимой 1945 года «в подземном заводе Штиле, где работали военнопленные, взорвалось несколько тысяч морских мин».

«Из полутора тысяч заключённых, оказавшихся в эпицентре взрыва, в живых осталось не более четырёх сотен. На месте взрыва образовался огромный кратер - 350 метров длиной, 150 метров шириной и глубиной в 75 метров. Советские военнопленные, вступившие в неравную схватку с охраной лагеря, была расстреляны».

24 февраля 1945 года в Пиллау «сформирована «Пиллаусская военно-морская база» ВМС фашисткой гитлеровской Германии.

В марте 1945 года «юго-западнее Кёнигсберга советскими войсками разгромлена 4-я немецкая армия, остатки которой переправились в окрестности Пиллау, куда устремился и новый поток беженцев, с конца марта 1945 года началась их эвакуация».

4 апреля 1945 года «из Кёнигсберга в Пиллау отправился последний железнодорожный состав с гитлеровскими войсками и беженцами».

9 апреля 1945 года комендант кёнигсбергской крепости генерал Ляш в 2 часа ночи и его штаб (два генерала и более 10 старших командиров) прибыли в штаб 11-й гвардейской дивизии Красной Армии и безоговорочно принял ультиматум.

В 22 часа 45 минут 9 апреля 1945 года командант кёнигсбергской крепости генерал Ляш «отдал приказ о немедленном прекращении сопротивления и сдаче гарнизона Кёнигсберга в плен. «К утру 10 апреля 1945 года в целом город Кёнигсберг был очищен от гитлеровцев».

17 апреля 1945 года «в ходе ночного штурма, советскими войсками был взят город Фишхаузен». В ночь на 18 апреля 1945 года «части и соединения советской 11-й гвардейской армии заняли боевые позиции для штурма Пиллау».

«Военно-морскую базу и город Пиллау обороняло 40 000 солдат и офицеров шести пехотных и танковых дивизий, двух отдельных танковых батальонов, танковой дивизии «Великая Германия», гаубично-артиллерийской бригады, бригады штурмовых орудий, зенитной дивизии, отдельных зенитных полков и множества других частей, отдельных соединений и боевых групп Вермахта гитлеровской Германии. Обороняющиеся немцы имели трёхмесячный запас продовольствия и боеприпасов».

«В артиллерийской подготовке штурма Пиллау перед наступлением участвовало советских 600 орудий и реактивных миномётов. В этот день советская авиация сделала 1500 вылетов».

«В время штурма Пиллау советская пехота, при поддержке танков и самоходок, была встречена губительным огнём немецких орудий, замаскированных на опушке леса. Немцы шесть раз переходили в контратаки, оттесняя наступавшие части. Все попытки продвинуться дальше не имели успеха».

21 апреля 1945 года в пригороде Пиллау «бои немецких и советских войск разгорелись с новой силой». «Советскими войсками был преодолён первый противотанковый оборонительный рубеж. Ураганным огнём встретил советских солдат немецкий гарнизон замка Лохштедт. Сутки не удавалось подавить сопротивление обороняющихся немцев».

К исходу 22 апреля 1945 года «сопротивление немецких войск, обороняющих Пиллау, стало ослабевать». «Немецким командованием был отдан приказ об эвакуации из города небоевых частей. Советской авиацией были уничтожены склады с боеприпасами и горючим, техникой и вооружением. Город горел. Второй противотанковый ров стал серьёзным препятствием для наступающих советских войск».

Весь день 23 апреля 1945 года в районе Пиллау «велась разведка боем, были сменены советские воинские части, понёсшие большие потери». «Глубокой ночью немецкие части удалось оттеснить в глубину леса и переправить через противотанковый ров боевую технику и пехоту».

Весь день 24 апреля 1945 года «две советские гвардейские стрелковые дивизии вели бои за Нойхойзер, на окраине которого закрепились остатки танковой дивизии «Великая Германия».

«Вечером советские войска овладели частью третьего противотанкового рва и ворвались на городские окраины Пиллау. Был водружён красный флаг над одним из домов. Несмотря на ожесточённое сопротивление, оборона противника была сломлена».

В ночь на 25 апреля 1945 года «через пролив переправились около 15 000 немецких солдат и офицеров и 7000 раненых».

«Город Пиллау полыхал в огнях пожаров. На пирсах творилась паника. Немецкие солдаты пытались вплавь добраться до противоположного берега. Город был окружён. Весь день шли схватки в казармах военного городка Химмельрайх, на территории порта и гаваней, где противники сражались за каждый причал. Каждый подвал, этаж или чердак советским солдатам приходилось брать штурмом. Особенно упорные бои шли в парке «Плантаже».

«К 20-ти часам 25 апреля 1945 года «немецкий гарнизон Восточного форта сложил оружие». «К вечеру советские солдаты переправились через крепостной канал в старую часть города, где бои продолжались всю ночь. Штурм города и крепости Пиллау дался советским солдатам дорогой ценой. Таких тяжёлых потерь ещё не знала советская 11-я гвардейская армия».

Утром 26 апреля 1945 года «на косу Фрише-Нерунг высадились основные силы сводного полка советского 13-го гвардейского корпуса». «Восточный» и «западный» десанты соединились с частями 11-й гвардейской армии, уничтожив и взяв в плен несколько тысяч немецких солдат и офицеров, но и после окончания десантной операции бои на Фрише-Нерунге продолжались ещё до победных майских дней 1945 года».

27 апреля 1945 года «в последние дни перед штурмом, Пиллау представлял собой огромный перевалочный пункт по отправке стекавшихся со всего Замланда гитлеровцев и беженцев через пролив на косу Фрише-Нерунг и морским маршрутом на полуостров Хель».

«Всего в период с 23 января по 24 апреля 1945 года через Пиллау было эвакуировано в Нойтиф и далее по косе на запад около 180 000-200 000 солдат, а морским путём на транспортных судах –
около 141 000 раненых и 451 000 солдат и беженцев».

Конец немецко-фашистской истории Пиллау и начало история советского Балтийска.

May 2nd, 2011

Из сообщения Советского Информбюро. Оперативная сводка за 25 апреля :
«Войска 3-го БЕЛОРУССКОГО фронта
25 апреля овладели последним опорным пунктом обороны немцев на Земландском полуострове — городом и крепостью ПИЛЛАУ крупным портом и военно-морской базой немцев на Балтийском море, а также заняли населенные пункты ЛОХШТЕДТ, НОЙХОЙЗЕР, ХИММЕЛЬ-РАЙХ, ПЛАНТАГЕ, КАМСТИГАЛЛ ».

На улице Пиллау после боя

13.1. БОИ НА УЛИЦАХ ПИЛЛАУ

Не выдержав ночного натиска, противник отошел к городским окраинам, но и там не сумел закрепиться. Когда на рассвете немецкие солдаты не получили привычный эрзац-кофе, им стало ясно, что тыловые службы Вермахта прекратили свою работу, а это значило, что часы обороны Пиллау были уже сочтены. В утренней дымке город покинули морская комендантская рота и подрывная команда. Выйдя из Передней гавани, их катер медленно прошел вдоль горящего больверка, на котором стояли тысячи немецких солдат, еще не потерявших надежды на свое спасение.

Помешать уйти им на запад должны были катера Балтийского флота.
С 9 по 25 апреля они совершили восемь поисков на подступах к Пиллау. Результаты походов позволили сделать вывод, что в составе дозорных сил не было больших кораблей. И это соображение было принято в расчет при подготовке намеченной к этому времени десантной операции, для проведения которой потребовалось выделить три четверти всех торпедных катеров, находившихся в строю. К сожалению, катера не смогли выйти в море из Кранца. Фактически выполнить эту задачу поручили дивизиону капитана 2 ранга А.Ф. Крохина , ничего не знавшего о минных полях, скрытых под зеркальной гладью залива
Фришес-Хафф. Едва катера миновали береговое укрепление с белым флагом на высоком флагштоке, как из-под днища «БК-212» поднялся огромный водяной столб. Семеро моряков погибли, еще пять были ранены, а истекавший кровью командир корабля едва держался на воде. Другим взрывом разнесло корму головного катера «БК-102». Бывший на нем комдив приказал: «Всем выходить с минного поля задним ходом в кильватерной колонне! Возвращаться на базу Циммербуде». О происшествии немедленно доложили командующему флотом, отменившему операцию у берегов Пиллау. Несмотря на постигшую неудачу, моряки готовились к новым заданиям — к высадке десанта на косу Фрише-Нерунг.

Форт «Восточный»

Как только в 10.00. отгремел последний залп реактивной артиллерии, гвардии капитан В.Д. Кубанов выстрелом из ракетницы поднял свой батальон в атаку. На секунду-другую задержавшись в окопе, он увидел на совершенно голой местности небольшую возвышенность. Проходившая по ней траншея тянулась к восточной окраине Пиллау, откуда слева по нашим из двухамбразурного дзота бил пулемет, а на правом фланге немцы перешли в контратаку. Одна из рот, опередив соседей, уже вырвалась вперед и вела бой за вторую траншею, где слышались грохот, лязг и стрельба автоматов, отчаянные крики и ругань противников, ломавших друг друга. Перед прыжком в траншею комбат быстро сунул себе за пазуху трофейный парабеллум и ударил ножом стоявшего спиной к нему рыжеволосого немца. Повсюду шел жестокий рукопашный бой, скоротечный, как и всякий ближний бой, где успех зависел не только от умелых действий, взаимной выручки и хладнокровия, но и от физического усилия и морального напряжения.

Путь был открыт, и гвардейский батальон Кубанова ворвался на Кенигсбергское шоссе — единственную почти на всем протяжении прямую, достаточно широкую улицу, вытянутую вдоль полуострова, покрытую сетью траншей. В Пиллау было больше, чем в Кенигсберге, водных преград и узких, кривых улочек и переулков, поэтому стрелковым дивизиям отвели полосы наступления, стрелковым полкам — определенные участки, батальонам — городские кварталы, а штурмовым группам — отдельные здания. Обе стороны шоссе ощерились ружейно-пулеметным огнем из бесчисленного множества подвальных окон каменных зданий, превращенных немцами в цепь амбразур. Расстояние до них было приличное, и практически ни одна граната не попала в эти оконные проемы. Тогда Кубанов попросил выкатить на прямую наводку противотанковые пушки, оставлявшие после себя груды обожженного кирпича.

О том, что Красная Армия замкнула кольцо окружения вокруг Берлина, узнали все участники штурма. «Пиллау вскоре будет наш!» — говорили бойцы. Получивший ранение рядовой 21-го гвардейского стрелкового полка Григорьев привязал сшитый армейскими портными краснозвездный флаг к балкону первого из домов, занятых гвардейцами.

Армия, вклинившись в город, расколола его на части. Северо-западную окраину быстро, на одном дыхании захватила 31-я гвардейская стрелковая дивизия. Карабкаясь по склонам песчаных дюн, поросших зарослями облепихи, бойцы продвигались вдоль берега моря. Противник цеплялся за каждую складку местности, за доты и дзоты, разбросанные в лесу и на побережье. Особенно тяжелым был бой у стрельбища — глубокого рва, откуда немецкую пехоту выбили залпами «катюш». С городского стадиона из поставленных, как на параде, в единый ряд орудий вели огонь немецкие зенитчики. И чем ближе дивизия подходила к проливу, тем упорнее становилось сопротивление немцев.

Сосновые и каштановые аллеи городского парка — излюбленные места отдыха горожан, проводивших свободное время за уютными столиками ресторана «Плантаже»,— в апрельские дни 1945 года были заполнены брошенными грузовыми и легковыми автомобилями, конскими повозками и военной техникой. Из-за поваленных деревьев, служивших в качестве брустверов, тянулись орудийные стволы вкопанных в землю танков и пушек, а впереди них желтели пехотные траншеи. В дальнем углу парка заполненный водою ров окружил подковообразное здание старинного форта, кирпичные стены которого прорезали многочисленные бойницы и амбразуры. После безуспешных атак один из полков дивизии, прикрываясь высоким обрывом, обошел форт. Он был взят солдатами генерала И.К. Щербины к вечеру того же дня. С выходом к проливу было завершено окружение Пиллау, на улицах которого целый день шел бой.

На улице Пиллау после боя

Противник не давал прорваться и к центру города, сражаясь за каждый дом, улицу и квартал. Нельзя было сделать и нескольких шагов без того, чтобы от взрыва не обвалился угол какого-нибудь здания или целая стена. В военном городке Химмельрайх, где после Первой мировой войны жили солдаты пиллауского гарнизона, оборонялись немецкая морская пехота, подразделения связи и аэродромного обслуживания. В кирпичных казармах, больнице, хлебопекарне и спортивном зале укрепили стены, замуровали окна и засыпали слоем песка крыши. Бойцы гвардейских стрелковых дивизий не могли поднять головы под кинжальным огнем немецких снайперов и пулеметчиков, прикованных цепями к стенам домов.

Лобовые атаки не принесли успеха. Лишь после того как тяжелая артиллерия проделала в казармах бреши, сюда ворвались гвардейцы. К полудню, когда боевые действия переместились на городское кладбище, в военный городок стали приводить пленных, которых в этот день было особенно много. Солдаты и командиры 84-й гвардейской стрелковой дивизии около суток шли путем, который в мирное время обычный пешеход преодолел бы за полчаса. Противник стрелял отовсюду: с фортов крепости, с косы Фрише-Нерунг, из окон каменных домов, с военных кораблей, стоявших на рейде.

Из досье :
84-я гвардейская стрелковая дивизия была сформирована в июле 1941 года в Москве как 4-я дивизия народного ополчения. Рабочие, инженеры и служащие столицы отличились в боях так, что их часть преобразовали в стрелковую, а затем и в гвардейскую дивизию, удостоив почетного наименования «Карачаевской» , наградив орденами Красного Знамени и Суворова II степени. За годы войны она участвовала в шести наступательных операциях. Семь человек из состава дивизии стали Героями Советского Союза.

На железнодорожной станции

На железной дороге дивизия захватила составы с ранеными немцами. Много раненых было в землянках, вырытых прямо у железнодорожного полотна. Когда Каребин заглянул в одну из них, откуда-то из глубины, освещенной лампочками от аккумуляторных батарей, появилась женщина в белом халате. Она обратилась к нему на чистом русском языке: «Вы не имеете права сюда заходить, это госпиталь для раненых. Согласно конвенции Лиги наций, они пользуются неприкосновенностью». Ей ответили: «Раненых трогать не будем, а посмотрим, нет ли среди них здоровых немцев».

Отделение старшего сержанта В.П. Гордеева залегло у бункера, откуда не умолкая строчил немецкий пулеметчик, и, казалось, не было никакой возможности поднять в атаку солдат, оставшихся почти без патронов и ручных гранат. Пробравшись ползком к бункеру, бывший моряк Пинской флотилии бетонными плитами закрыл амбразуру. В следующее мгновение он бросил в открывшуюся дверь последнюю ручную гранату. Ошеломленный неожиданным нападением немецкий гарнизон сдался в плен. За этот подвиг В.П. Гордееву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Солдаты лейтенанта Чернышева дворами и переулками вышли к черному ходу здания, выбили гранатами двери и окна и ворвались вовнутрь дома. В первую очередь они захватили чердак, через который можно было проникнуть в другие подъезды. Под прикрытием автоматчиков «роксисты» подожгли верхние этажи, чтобы выбить засевших там немцев. По команде взвод побежал за Чернышевым вдоль дороги, слева и справа от которой стояли склады, один из них горел. Солдаты остановились у перекрестка, где лежали трое убитых пехотинцев. «Старшина! — крикнул Чернышев . — Я первый, все за мной. А вы последний. Стреляйте по тем, кто не побежит». И пока немецкий снайпер выбирал себе новую цель, они успели преодолеть опасное пространство. Пробиваясь от дома к дому, Чернышев ворвался в бункер с ранеными немецкими офицерами. От испуга их лица застыли. На стульях висели кители с орденами и медалями.

Выставив охрану, пехотинцы заняли подвал жилого дома. Ночные атаки вымотали солдат. Пообедав трофейными продуктами и выпив шнапсу, они заснули. Дремавшего Чернышева разбудил боец: «Товарищ лейтенант, вас спрашивают, из какого вы полка». — «Кто меня спрашивает?». — «Я вас спрашиваю,— ответил адъютант командира дивизии. — Командованию нужно знать, какие подразделения первыми вышли к берегу пролива».

В этот день 1-я воздушная армия провела 1.292 самолетовылета, потеряв пять своих экипажей. Едва не задевая островерхие крыши домов, летчики с трудом выбирали цели. С воздуха было трудно определить, какие кварталы еще находились в руках противника. Увидев, что они собрались бомбить 23-ю гвардейскую танковую бригаду, начальник штаба батальона гвардии старший лейтенант А.И. Марусич приказал радисту вести передачу открытым текстом: «Краснозвездные соколы, под вами находятся советские войска, немцы находятся на переправе в квадрате таком-то». Сообщение пришлось повторить, выпустив в воздух красные ракеты. И только после этого самолеты, сделав еще несколько кругов над танкистами, помахали им крыльями и улетели на косу Фрише-Нерунг.

На привокзальной площади немцы подбили экипаж «тридцатьчетверки». Раненых танкистов спасли пехотинцы, вынесшие их в безопасное место. Сержант Непомнящих поймал в прицел орудия немецкую батарею. После первых выстрелов одна из пушек взлетела на воздух, а затем и другая. Увлеченный боем, он не заметил подошедших с фланга неприятельских солдат. «Гранаты к бою!» — скомандовал Непомнящих и отстреливался из автомата, пока на помощь к нему не пришли пехотинцы. Сквозь плотные полосы разрывов они с криками «Ура!» бросились на штурм вокзала, откуда тянулись провода к заминированным причалам Внутренней гавани. Взрыв предотвратил один из советских солдат, открывший стрельбу по немецким саперам.


К
13.30. 25.04.
«31-я гв. сд. — овладела фортом юго-восточнее Плантаже и ведет бой за безымянные кварталы 300 метров южнее.
1-я гв. сд. — овладела группой сараев и кладбищем.
84-я гв. сд. — вела упорные уличные бои в кварталах.
26-я гв. сд. — очищала центр и южную часть города.
5-я гв. сд. — овладела высотой 27.8 и вела бой по уничтожению очагов сопротивления на мысе юго-восточнее Пиллау».

13.2. ОСВОБОЖДЕНИЕ КАМСТИГАЛЛЯ И РУССКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Воины 26-й гвардейской стрелковой дивизии вели упорные бои в форту «Штилле» и жилых кварталах, примыкавших к Рыбной гавани. Слева от них наступали полки 5-й гвардейской стрелковой дивизии. Преодолев песчаные холмы и фруктовые сады, они разгромили 277-й немецкий гренадерский полк, оборонявший селение Камстигалль, известное уже в XV веке как место жительства рыбаков . Накануне Второй мировой войны здесь поселились семьи матросов и старшин германского военно-морского флота. Батальон гвардии майора Завьялова окружил две немецкие роты и заставил их сдаться в плен. Солдаты лейтенанта Гончарова блокировали и уничтожили гарнизоны восьми домов. Бойцы этой роты — сержант Бординский с рядовыми Пастуховым и Ниховским — в одном из домов уничтожили три пулеметные точки с расчетами. К вечеру красноармейцы ворвались на береговую зенитную батарею «Камстигалль» и, уничтожив в рукопашной схватке ее гарнизон, вышли на берег Кенигсбергского морского канала, где, насколько хватало взгляда, возвышались мачты и корпуса сгоревших и затонувших кораблей. По пирсам Морской гавани прошли танки, снарядами и пулеметными очередями круша баррикады яхты, лодки и катера с немецкими солдатами. Гарнизон трехэтажного бункера (квадрат со сторонами в 21 метр и толщиною стен в 2,5 метра) противовоздушной обороны «Штокхауз» был выжжен огнеметной струей. Эти железобетонные «дома-убежища» были построены в 1944 году сразу в нескольких городах Германии. В Берлине их было всего четыре.

На подступах к Морской гавани

Когда части дивизии пробились к Русской набережной, названной в честь солдат российской императрицы Елизаветы Петровны — строителей каменной дамбы для укрытия парусных судов, заходивших в Пиллау, дорогу пехотинцам преградили немецкие танки. Командир орудия гвардии сержант В. Плаус выкатил пушку на прямую наводку и пятью выстрелами подбил первый танк. Расчет на руках перекатил орудие на дамбу и поджег еще одну машину. Экипаж третьего танка сдался в плен. За свой подвиг Плаус был представлен к званию Героя Советского Союза, которое он так и не получил. Пехотинцы захватили подводные лодки, не успевшие завершить свой ремонт на корабельной верфи «Шихау».

Руины Пиллау после боя

Из боевого донесения начальника штаба 3-го Белорусского фронта.
К
18.00 25.04 .
«31-я гв. сд. — вела бой за рощу и безымянную высоту 300 метров северо-западнее крепости.
1-я гв. сд. — ведет бой за крепость.
84-я гв. сд. — овладела железнодорожной станцией и продолжает наступление на юг.
26-я гв. сд. — очистила южную окраину центра города.
5-я гв. сд. — вела бой в районе верфи и частью сил очищает отдельные строения один километр к юго-западу».

В ходе Восточно-Прусской операции советские войска 2-го Белорусского фронта и 3-го Белорусского фронта вышли к заливу Фриш-Гаф (Фришес-Хафф) . При этом с суши были отрезаны от главных сил германской армии две крупные группировки: в городе-крепости Кёнигсберг и на Земландском полуострове . В начале апреля штурмом был взят Кёнигсберг , а в конце апреля ликвидирована земландская группировка - 25 апреля штурмом взят её последний оплот город-крепость и военно-морская база Пиллау (ныне Балтийск) .

Часть земландской группировки (остатки 5 разбитых дивизий, в целом до 35 000 человек) сумели переправиться с Земландского полуострова через узкий пролив Зеетиф на длинную косу Фрише-Нерунг и начали отступать по ней в юго-западном направлении. Поскольку противник активно эвакуировал по Балтийскому морю свои войска из отрезанных группировок, имелся риск вступления таких эвакуированных войск в бой на Берлинском направлении. С целью разгрома немецкой группировки на косе было решено высадить морской десант. Замысел операции сводился к одновременной высадке двух десантов на косу, на западное и восточное побережье. Их действиями предполагалось встречными ударами перерезать косу и вынудить к капитуляции группировку на северной оконечности косы, затем продолжать наступление в южном направлении. Операция готовилась силами Балтийского флота и войск 3-го Белорусского фронта ещё с марта 1945 года, окончательное решение об её проведении было принято в дни штурма Пиллау.

Сражение за косу Фрише-Неренг началось ещё до высадки десантов путём прорыва на её северную оконечность: с 18:00 25 апреля 1945 года передовой отряд 17-го гвардейского стрелкового полка в составе разведчиков полка, 7-й стрелковой роты старшего лейтенанта С. Я. Нехаенко , миномётного взвода младшего лейтенанта А. И. Суворова , расчётов станковых пулемётов и 45-миллиметровых пушек на трёх американских автомобилях-амфибиях под командованием командира 3-го стрелкового батальона гвардии майора А. В. Дорофеева и его заместителя по политической части старшего лейтенанта В. Н. Панкратова под непрерывном огнём противника форсировал пролив Зеетиф, соединяющий Балтийское море с заливом Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив) и высадился на косе Фрише-Нерунг . .

С южного берега залива для артподдержки десанта были выделены 36 орудий полевой артиллерии 37-й артбригады 43-й армии и 36 орудий 150-й артиллерийской бригады 11-й гвардейской армии . Недостатком было малое количество боеприпасов (по 13 выстрелов на орудие).

Оба отряда десанта - западный с моря и восточный с залива Фриш-Гаф (Фришес-Хафф) - после высадки должны были встретиться и вступить под общее командование командира восточного десанта генерал-майора береговой службы И. Н. Кузьмичева, командира 260-й бригады морской пехоты Балтийского флота. Командовал операцией командир Пиллауской ВМБ (база временно размещалась в городе Тапиау, ныне Гвардейск) контр-адмирал Н. Э. Фельдман. Общее руководство осуществлял командующий Юго-Западным морским оборонительным районом Балтийского флота вице-адмирал Н. И. Виноградов. 25 апреля 1945 года в 17 часов от командующего 11-й гвардейской армии генерала К. Н. Галицкого был получен боевой приказ на десантную операцию .

Западный десант вышел из района Пальмникена (ныне Янтарный) в 22 часа 45 минут 25 апреля и двигался по открытому морю в район высадки у поселка Вальдхале на косе. Состав сил отряда - сводный полк (более 600 человек) 83-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии генерала К. Н. Галицкого под командованием заместителя командира дивизии гвардии полковника Л. Т. Белого. Командир сил высадки - начальник штаба торпедных катеров капитан 2-го ранга Г. П. Тимченко. Командир сил прикрытия - командир бригады торпедных катеров капитан 1-го ранга А. В. Кузьмин. С моря переход отряда прикрывал дивизион морских бронекатеров капитана 2-го ранга Г. С. Гапковского. Катерными тральщиками командовал капитан-лейтенант А. В. Дудин. Всего отряд насчитывал 21 торпедный катер и катер-тральщик , из которых 10 высаживали десант и 12 прикрывали его с моря. В целях обеспечения внезапности на участке высадки западного отряда артиллерийской подготовки не производилось.

При подходе к месту высадки катера десанта внезапно столкнулись с шестью быстроходными десантными баржами (БДБ) противника, которые шли в Пиллау, не зная об его падении. В коротком морском бою один наш катер был поврежден, но экипаж потушил пожар в машинном отделении и катер остался на плаву. Ответным огнём была тяжело повреждена одна БДБ, затонувшая на мелководье (экипаж взят в плен), остальные спешно покинули место боя.

Положение десанта моряков было спасено благодаря тому, что группировка врага на косе не имела единого командования. Пока одни части вермахта вели бой с десантом, другие спешно спасались бегством мимо места боя на юг, где скопились главные силы врага на косе. Южная группировка врага в бой с десантом не вступила, спешно отступив ещё дальше. Слыша грохот боя гвардейцев 3-го батальона , а затем к утру 27 апреля успешно был наведен Фрише-Нерунг протяженностью свыше 10 километров. Далее коса имела ширину менее километра и была перекрыта многочисленными рубежами обороны. Поскольку операция выявила острый недостаток морских сил высадки и артиллерии, а также значительные проблемы в действиях флота и организации действий войск на косе, советское командование отказалось от дальнейшего наступления, ограничившись блокированием косы с суши и моря. Скопившиеся на косе немецкие войска попыток прорыва не предпринимали, подвергаясь непрерывным ударам авиации и постоянному артобстрелу с южного берега залива Фриш-Гаф. В ночное время незначительная часть войск была вывезена по морю. 9 мая 1945 года немецкие войска на косе (около 22 тысяч человек) капитулировали .

В целом операция окончилась успехом, хотя и изобиловала резкими драматическими изменениями ситуации. В восточном отряде десанта погибли 70 человек, пропали без вести - 34, ранено - 133 человека. В западном отряде было 123 убитых и 107 раненых. В целом десант потерял 193 бойца погибшими, около 50 пропавшими без вести, 240 ранеными. Потерян один торпедный катер, на кораблях погибли 2 моряка, 5 тяжело ранены.

Потери врага были значительно больше: в советской литературе указывается число в 1 700 убитых в бою немцев. В плен захвачено 5 800 солдат и офицеров, а также взяты большие трофеи: 3 513 винтовок, 1 300 автоматов, 354 пулемета, 18 минометов, 30 орудий, 13 танков, 260 автомашин, 18 мотоциклов, 11 складов, 12 самоходных артустановок.

Большинство участников десанта награждено орденами и медалями, 26 человек удостоены звания Героя Советского Союза , спустя много лет ещё один - звания

КНИГА ПАМЯТИ

Калининградской области

(том 21 стр. 207 - 212)

ДЕСАНТ НА КОСУ ФРИШЕ-НЕРУНГ

В период Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот высадил 24 морских десанта различного назначения. Два из них были спланированы и проведены на завершающем этапе войны, и высадка производилась не на нашу территорию, занятую противником а на землю врага, без достаточной разведки местности и инженерно-навигационного обеспечения. К апрелю 1945 года наша армия имела достаточный боевой опыт, но в десантах не бывает шаблонов. Каждый складывается по-своему. Так случилось и здесь, на косе Фрише-Нерунг .

ОБСТАНОВКА НА ЮЖНОЙ БАЛТИКЕ

В конце января - начале февраля 1945 года войска 1-го Прибалтийского фронта овладели Мемелем (Клайпеда), Куршским заливом и Куршской косой с г. Кранцем (Зеленоградск ), взятым 4 февраля 1945 года. На Земландском пол уострове войска 2-го Белорусского фронта вышли к заливу Фриш-Гаф (Фришес-Хафф ), взяли Эльбинг и очистили от гитлеровцев юго-восточ ное побережье залива, отрезав с суши крупную восточнопрусскую группировкупротивника с городами-крепостями Кёнигсберг и Пиллау . В начале марта войска этого же фронта вышли на побережье Балтийского моря в районе Кёзлина и Кольберга (территория Польши), отрезав с суши крупную данцигскую группировку противника. На Курляндском полуострове шли тяжелые бо и за Либаву и Виндаву , в Восточной Пруссии - з а Кёнигсберг и Хайлигенбайль , в Данцигском завиве - за Данциг и Гдыню, в Померании - Штеттин и Свинемюнде .

СОЗДАНИЕ ЮЗМОР

Сложившаяся весной 1945 года обстановка на южной Балтике требовала активного участия КБФ в скорейшем разгроме врага на южной и за падной Балтике. С целью более четкого взаимодействия флота с сухопутными войсками, 23 март а 1945 года был создан Юго-Западный морской оборонительный район (ЮЗМОР) в составе трех военно-морских баз:

1. Либавской , с временным базированием на Швентой (командир - контр-адмирал К. М. Кузнецов);

2. Пиллауской , с времен ным базированием в городе Тапиау (Гвардейск ) на р. Прегель (командир - контр-адмирал Н. Э. Фельдман),

3. Кольбергской (командир - капитан 1-го ранга Е. В. Гуськов), с базированием в Кольберге и Свинемюнде .

Командующим ЮЗМОР был назначен вице-адмирал Н. И. Виноградов.

В состав этого разногородного объединения, кроме боевых средств тр ех военно-морских баз, были включены также:

  • соедине ние торпедных катеров,
  • 2-я бригада тральщиков,
  • морская железнодорожная артиллерийская бригада,
  • бригада ПВО,
  • 260-я бригада морской пехоты.

Состав сил был довольно внушительный, но характерной особенностью этого объединения было то, что все соединения и части, входившие в его состав, уже вели боевые действия по ранее поставленным боевым задачам. У ЮЗМОР не было организационного период формирования и сколачивания, что впоследствии приводило к некоторым несогласованным действиям отдельных частей и соединений. Однако в течение одной ночи с 23 на 24 марта 1945 года на выносном пункте управления (ВПУ) командующего КБФ в Паланге были решены на месте все организационные вопросы формирования и взаимодействия ЮЗМОР. При обсуждении задач на ВПУ присутствовали: народный комиссар ВМФ адмирал флота Н. Г. Куз нецов, начальник ГШ ВМФ адмирал С. Г. Куче ров, командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибуц .

ТРУДНЫЕ КИЛОМЕТРЫ ВОЙНЫ

Бои в Восточной Пруссии носили ожесточен ный характер. На Земландском полуострове оста валась крупная группировка врага. Войска 3-го и 2-го Белорусских фронтов возобновили наступление. 25 марта 1945 года был взят г. Хайлигенбайль (г. Мамоново ) и разгромлена мощная Хейльсбергско-Бранденбургская группировка противника. Без ее разгрома и уничтожения нельзя было рас считывать на безусловный успех под Кёнигсбер гом. 28-30 марта нашими войсками были взяты Гдыня и Данциг , отрезана с суши маневренная база легких сил флота противника на косе Хель . 9 апреля войска 3-го Белорусского фронта и вхо д ившая в его состав Земландская группа войск штурмом овладели городом и крепостью Кёнигс берг. К 13 апреля войска этого фронта оттеснили противника на Земландском полуострове к морю в район Пайзе-Циммербуде (п. Комсомольский в черте г. Светлого и сам г. Светлый), отрезав полуостров Пайза , и начали сбрасывать гитлеров ские войска в залив Фришес-Хафф (Калининград ский залив). 17 апреля войска 3-го Белорусского фронта овладели мощным узлом сопротивления врага - г. Фишхаузеном (г. Приморск ). Остатки группировки противника численностью более 20 тысяч человек отошли в район военно-морской базы и крепости Пиллау (г. Балтийск ) и закрепились на заблаговременно подготовленных оборонительных рубежах. Пиллау был последни м опорным пунктом врага в Восточной Пруссии, и гитлеровцы защищали его с особым упорством. Взятие города было поручено войскам 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. Шесть дней шли непрерывные жестокие бои за эту мор скую крепость. К исходу 25 апреля гвардейцы 11-й армии прорвали все укрепленные рубежи оборо ны, уничтожили основные силы врага и штурмо м взяли Пиллау . Лишь городская цитадель сопротивлялась еще сутки. Обе стороны понесли в боях большие потери. Гитлеровцы пытались наладить эвакуацию своих войск из Пиллау морем, но она была сорвана ударами бронекатеров и авиации. У противника остался один выход - отступать по косе Фрише-Нерунг .

ПОДГОТОВКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕСАНТА

Моряки ЮЗМОР были заинтересованы в том, чтобы решить задачу овладения военно-морской базой и крепостью Пиллау стремительными ударами десантных отрядов, дабы противник, отступая, не успел разрушить главные базовые сооружения и сам город. Это было необходимо для того, чтобы иметь возможность сразу по взятии Пиллау организовать в нем базирование наших морских сил. Командующий КБФ доложил командующему 3-м Белорусским фронтом маршалу Советского Союза А. М. Василевскому о готовности осуществить десантную операцию с целью захвата Пиллау . На командном пункте 11-й гвардейской армии в местечке Остерау (п. Осетрово Зеленоградского р-на) разраба тывались планы десантных операций в двух вариантах: непосредственно в город, предложенный флотом, в период штурма, когда будет преодолен (Детский курорт), между Фишхаузеном и Пиллау ; второй, предложенный арми ей, - с моря и из залива Фришес-Хафф на северную часть косы Фрише-Нерунг , южнее аэ родрома Нойтиф (п. Коса).

Как показали последующие события, подтвер дившие тактическую дальновидность и деликат ность одного из лучших полководцев Великой Отечественной войны Александра Михайловича Василевского, второй вариант оправдал себя и спас в конце войны жизни десяткам бойцов и командиров нашей армии. Пиллау с моря прикрывали до 7 крупных надводных кораблей гитлеровцев, и они расстреляли бы эти маленькие суденышки (торпедные катера и катерные тральщики), загруженные десантниками по ватерлинию, еще на переходе морем. Александр Михайлович терпеливо выслушал все горячи доводы командующего ЮЗМОР, боевого подводника-североморца Николая Игнатьевича Ви ноградова, и очень деликатно пояснил, что ем у известно о готовности и стремлении моряков к боевым действиям за Пиллау , но… признано це лесообразным не тратить силы моряков там, где хорошо может справиться армия. Это было воспринято командующим ЮЗМОР как боевой приказ. Единственное, в чем было достигнуто едино душное согласие, - это высадка одновременно двух тактических десантов. Западный выступа л на торпедных катерах и катерных тральщиках из р айона Пальмникена (п. Янтарный). Состав сил десанта - полк 83-й гв . сд под командованием заместителя командира дивизии гв . полковника Л. Г. Белого. Командир сил высадки - начальник штаба торпедных катеров капитан 2-го ранга Г. П. Тимченко. Командир сил прикрытия - ко мандир бригады торпедных катеров капитан 1-го ранга А. В. Кузьмин. Командующий операцией - командующий ЮЗМОР. Восточный де сант планировался к выходу из района Пайзе- Циммербуде . Определение начала десантной операции возлагалось на командующего армией генерал-полковника К. Н. Галицкого.

ВОСТОЧНЫЙ ДЕСАНТ

Восточный десант, формировавшийся в районе Пайзе-Циммербуде , должен был, форсировав залив, высаживаться на косу в районе местечка Мевенхакен , с задачей развить наступление навстречу войскам 11-й гв . армии, содействуя им в овладении северной частью косы. Оба десанта - западный с моря и восточный с залива Фришес-Х афф - после высадки должны были встретиться и вступить под общее командование командира восточного десанта - генерал-майора береговой службы Ивана Николаевича Кузьмичева, командира 260-й бригады морской пехоты КБФ. Состав сил десанта - полк 260-й бмп , 487-й отдельный дисциплинарный батальон флота (одб КБФ), сводный полк 43-й армии в двух эшелонах - на речных бронекатерах Петрозаводского д ивизиона и буксируемых ими баркасах. Командир сил высадки - командир Петрозаводского дивизиона бронекатеров капитан 2-го ранга М. Ф. Крохин. Командовать операцией поручалось командиру Пиллауской ВМБ контр-адмиралу Н. Э. Фельдману, под общим руководством командующего ЮЗМОР.

То, что десантники выполнят поставленную задачу, ни у кого не вызывало сомнений, это не Петергофский десант осенью 1941 года. Какова цена победы в этой операции? Обратимся к документам, гриф секретности с которых уже снят. Они предоставлены руководством ЦВМА (г. Гатчина ) рабочей группе книги Памяти «Назовем поименно» Калининградской области для увеко вечения воинов РККА и РККФ, павших смертью храбрых в последних боях Восточно-Прусской стратегической наступательной операции. Боевого духа и отваги морякам было не занимать, тем более что в бой шел 487 одб под командова нием достойного и уважаемого личным составо в командира подполковника Лейбовича Оскар а Соломоновича . Многим бойцам этого подразделения хотелось закончить войну на мажорной ноте и вернуться в свою часть досрочно.

В десант шли:

· 676 человек 1-го сводного полка 260-й бмп под командованием полковник Л. В. Добротина ,

· 588 человек 2-го сводного полка 43-й армии под командованием гв . подполковника Козлова,

· управление десанта - 19 человек.

Всего 1311 бойцов и командиров.

Де санту придавались:

минометная и саперная рот 43-й армии,

одна 76-мм пушка (ЗИС-3) 71-го гв . сп .

Переправу обеспечивали 24 плавсредства в составе:

  • 9 бронекатеров,
  • 2 буксира,
  • 6 баркасов,
  • 3 КТЩ,
  • 1 КМ,
  • 2 мотобота.

Артиллерийское обеспечение десанта возлагалось на начальника артиллерии 260-й бмп подполковника Видяева . В состав артиллерии входило 26 стволов:

  • 4 х 45-мм орудия,
  • 2 х 76-мм (обр. 1927 г.),
  • 2 х 76-м (ЗИС-3) орудия,
  • 23 х 82-мм миномета,
  • 3 х 50-мм миномета.

Однако, ввиду ограниченности плавсредств , на борт взяли только:

  • 1 х 76-мм (ЗИС-3) орудие,
  • 15 х 82-мм миномета,
  • 3 х 50-мм миномета.

Армейская артиллерийская группа поддержки десанта включала в себя:

  • 36 орудий полевой артиллерии 37-й арт. бригады 43-й армии под командованием полковника Миронова,
  • 36 орудий 150-артиллерийской бригады 11-й гв . армии,

которым было выделено для артиллерийской завесы наступающих всего 480 снарядов на бригаду (по 13 снарядов на ствол), ввиду ограниченного количества боезапаса на складах. (Так, до конца войны, мы были ограничены во всем…)

В БОЙ

25 апреля 1945 года в 17 часов был получен боевой приказ на десантную операцию. Первый эшелон восточного десанта - 1-й стрелковый батальон морской пехоты и 487 одб КБФ - был посажен на речные бронекатера и буксируемые ими баркасы и вечером 25 апреля вышел из Пайзе в назначенный для высадки район отрядом из двух кильватерных колонн. Командовал первым эшелоном десанта полковник Л. В. Добротин . Ви димость в заливе была очень плохая, ночной туман мешал точно ориентироваться по береговым предметам, а компасы на речных бронекатерах были примитивные, да еще без определения деви ации. При повороте десантного отряда на боевой курс и перестроении в строй фронта для высадки правая колонна отряда сбилась с курса, бронекатера сильно уклонились вправо и, потеряв из виду левую колонну, вышли на косу Кёнигсберг ского морского канала в район н. п. Камстигал (п. Севастопольский), где и высадились. Не встретив противника, десантники вышли на канал. С рассветом туман стал рассеиваться, и все поняли ошибку. Разобравшись в обстановке, морские пехотинцы быстро погрузились на бронекатера и пошли к назначенному месту, соединившись с левой колонной отряда, где был командир сил вы садки первого эшелона десанта.

Установленное время высадки было упущено, но армейская артиллерийская группа поддержки этого не знала и на время «Ч» нанесла удар по переднему краю обороны противника. Фактически в артиллерийской подготовке участвовала только артиллерия 37-й арт. бригады. 150-й артбригаде было сообщено о ее участии в операции только за 30 минут до отхода первого эшелона десанта, и никто не знал ее позывных по каналам радиосвязи и местонахождения. Огневой налет длился всего 20 минут: 10 минут по переднему краю, 10 минут в глубину обороны. Выпустив все 480 снарядов, артиллеристы свернулись и на чали движение к Кёнигсбергу, выполняя приказ командующего 43-й армией. При подходе десант ного отряда к косе противник перегруппировался, восстановил уничтоженные огневые точки и встретил атакующих кинжальным огнем. Бронекатера открыли огонь по противнику из своих орудий и, уклоняясь маневром, начали высадку.

В 4 часа 15 минут 26 апреля 1945 года десант с боем, теряя боевых товарищей, вышел на берег на 2 часа позже намеченного срока и на один ки лометр южнее предусмотренного места высадки. Западный и восточный десанты сразу встретить ся не смогли… В первом броске атакующих шли бойцы 487 одб . Сбросив каски и армейские тело грейки, моряки прыгали в воду в бескозырках и бушлатах, стреляя короткими очередями наверняка. Попав под шквальный огонь противника, первая волна штрафников полегла практически вся. Весь прибрежный песок был усеян гильзами и плавающими на воде бескозырками. Втора я волна моряков сошлась в рукопашной схватке с фашистами. В ход пошли ножи и приклады. Никто не стрелял, чтобы не задеть своих, криков «ура» тоже было не слышно. Перед бруствером первой траншеи гитлеровцевстоял сплошной гул, треск ломающегося оружия и мат… Немцы не выдержали ярости моряков, начали сдаваться и отступать. Ведя упорный бой, моряки бросались в атаки, расширяя прорыв для второго эшелона. Чудеса храбрости показывали артиллеристы. Единственное оружие огневой поддержки действовало в передовых порядках моряков, пока не расстреляло все снаряды. Это спасло положение до прибытия второго эшелона десанта. Как позж е выяснилось, катера, доставившие боезапас десан ту, выгрузили его в 5 км севернее района боевых действий. Об этом не был проинформирован ни командир десанта, ни начальник артиллерии.

Около 8 часов 26 апреля на тех же бронекатерах и баркасах высадился второй эшелон восточ ного десанта - 2-й стрелковый батальон морской пехоты и сводный полк 43-й армии. Со вторым эшелоном высадился командир восточного десанта генерал-майор И. Н. Кузьмичев. Второй эшелон усилил боевые порядки своих товарищей. Подполковник О. С. Лейбович был ранен, но не покинул поле боя. Бронекатера после высадки второго эшелона оказывали огневое содействие десанту, поражая огневые точки и живую сил у противника. К 10 часам восточная и западная группы десанта соединились и повели наступле ние на северную оконечность косы. Противни к был разгромлен встречными действиями десант и войск 11-й гв . армии со стороны Пиллау . Около 13 часов десантники встретились с частями армии, освободив участок косы протяженностью около 10 км. К исходу дня 26 апреля все подразделения морского десанта отошли с косы Фрише-Нерунг для переформирования и подготовки к выполнению следующих боевых задач.

БОЛЬ И ПАМЯТЬ

260-я бмп и 478 одб КБФ задачу, поставленную на десантную операцию, выполнили, хотя и понесли значительные потери на заключительном этапе войны. Успех операции был омрачен гибелью многих бойцов и командиров бригады, воевавших в составе соединения со дня формирования. Потери 1-го полка морской пехоты в десанте составили 153 человека, 2-го сводного полка 43-й армии - 87 человек. Таков фина л восточного десанта и последнего боя моряков на Земландском полуострове:

Потери составили

260 бмп

487 одб

43 А

за десант

Убитые

Раненые

Пропавшие без вести

Всего:

Всех погибших в этом бою похоронили 27 апреля 1945 года в братской могиле на восточном склоне горы Прохладная у Морской (Военной) гавани Пиллау (г. Балтийск , р-н 4-й котельной). 24 июня 1952 года останки моряков были эксгумированы и перенесены на воинский мемориал по ул. Киркинесской в поселке Севастопольский .

Вечная слава героям!

БЫЛЬ

Теплым и солнечным майским днем 1945 года подразделение морской пехоты было построено на поляне в районе г. Фишхаузен . Моряки стояли в строю в парадной форме одежды, бело-голубой военно-морской флаг развевался в голове парадного строя. Построенные по ранжиру в две шеренги моряки резко выделялись на фоне ланд шафта поверженного города. Легкий балтийский ветер трепал ленточки на бескозырках и голубые воротнички с тремя параллельными полосками, ярко белевшими на темно-синих форменках. Широченные брюки клеш, закрывающие практически целиком ботинки, считались непременным атрибутом флотского лоска. Рослые, подтянутые, многие с боевыми наградами, моряки вызывали восторг и восхищение у высыпавших из всех «шхер» и укрытий пехотинцев и других сухопут ных специалистов всех родов войск. Командиры с золотыми погонами, нашивками на рукавах, при орденах и медалях накрыли красной скатертью стол и стали ждать высокое начальство.

Вскоре подъехал трофейный «виллис», из него вышел грузный армейский генерал с двумя офицерами. Командир подразделения моряков отдал рапорт по форме. Генерал, обойдя строй, поздоровался с моряками и поздравил с Победой. Громкое «ура» разнеслось по окрестностям. Солд аты и офицеры сухопутных войск притихли и издали наблюдали за происходящим.

Офицеры, прибывшие с армейским начальством, разложили на столе коробочки с наградами. Генерал сказал короткую речь, взял коробочку и подошел к правофланговому. И тут наступила кульминационная развязка. «Пятаков не берем», - сказал рослый правофланговый главстаршина . Генерал опешил на мгновение, как будто чего-то не понял, и интуитивно сделал шаг назад. Попятился и порученец с остальными наградами. Командир стоял рядом и не вмешивался в ситуацию.

Генерал подошел ко второму, третьему… «Пятаков не берем», - таков был ответ всего морского строя. Только тогда этот военачальник понял, что здесь ему делать нечего, засуетился, замахал руками, подал какую-то команду … но строй не шелохнулся. Что-то угрожающе сказав командиру, он поспешно уехал, забрав награды. Моряки разошлись, и на восточнопрусскую землю спустились первые мирные сумерки. Вечеро м пехотинцы не решились подойти к братишкам, а утром этого флотского подразделения на месте уже не было. Старый каптенармус, оставшийся у застрявшей полевой кухни, рассказал окружившим его бойцам, что в батальон, за десант на косу, привезли всем медали «За отвагу». Медаль хорошая, но когда ею награждают всех подряд, живых и мертвых, теряется смысл и гордое имя этой награды. Моряки - народ особый, смерть в бою была им не страшна, но честь своя всего дороже.

Из документов ЦВМА:

Рисунок. Апрель 1945 года : Ю. Непринцев . Высадка десанта на косу Фрише-Нерунг .

В ночь на 26 апреля 1945 года на косу Фрише- Нерунг , близ немецкой военно - морской базы Пиллау , был высажен десант морской пехоты и стрелковых частей , отрезавший путь отступлени я войскам врага . Прочное овладение десантниками большим плацдармом позволило войскам 3- го Белорусского фронта при содействии флота успешно развивать наступление . Десант на косу Фрише - Нерунг явился одним из удачных примеров взаимодействия армии и флота .

(Сведения указаны согласно информации предоставленной рабочей группой книги Памяти Калининградской области по варианту пробной верстки тома 21 от 18.02.2008 года.)

На главную страницу

(С) Разработка проекта и дизайн Будаева А. В.При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.