Гуситы. Рождение чешской нации ян гус, гуситские войны Установление государственного единства Польши в XIV в

Программа чашников -- чешского бюргерства и рыцарства, которые стремились ослабить могущество католической церкви, устранить засилье духовенства и расширить светское землевладение за счёт церковного, сводилась по существу к требованию «дешёвой церкви». Чашники не хотели перемен в социальном строе Чехии. Они добивались принятия так называемых четырёх пражских статей, а именно: секуляризации церковных земель, свободы проповеди в духе гусизма, ликвидации исключительного положения католического духовенства путём внедрения причащения «под обоими видами» и наказания лиц, виновных в так называемых «смертных грехах». Программа чашников была антикатолической, она была направлена также против чужеземного засилья.

Четыре пражские статьи были приемлемы и для чашников, и для таборитов, выражавших интересы крестьянских масс и городских низов. Однако табориты понимали четыре статьи иначе, чем чашники. Табориты требовали полной и безусловной свободы проповеди. Из требования равенства, символом которого была чаша, народные массы выводили отрицание феодальных сословий и уничтожение имущественных различий. Если шляхта и бюргеры, захватив церковные земли, думали лишь о том, как бы удержать свои приобретения, то народные массы требовали раздела отобранных у духовенства земель. Исходным пунктом программы таборитов являлось их учете о начавшемся мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. Переворот табориты представляли себе как акт насильственного устранения «грешников и противников закона божьего», под которыми они мыслили феодалов, высший церковный клир и чиновников феодального государства. Табориты рассматривали переворот как «дело бога», но утверждали, что он должен быть начат руками «верных», руками «ревнителей божьего дела», под которыми они понимали людей, принадлежащих к трудящемуся народу. Каждый из «верных» призывался к тому, чтобы «лично проливать кровь противников закона Христа» и «омывать свои руки в крови его врагов».

В крае, очищенном от врагов, табориты хотели уничтожить все феодальные порядки и возвратить крестьянству общинные угодья. Они запрещали «крестьянам и всем подданным» платить какой бы то ни было чинш и десятину феодалам и намеревались установить в своем крае «царство божье», при котором «исчезнет всякий властитель, прекратится дань и всякое светское государство». Полный переворот предусматривался таборитами и в делах церкви. Существовавшая церковь и все её порядки должны были быть полностью уничтожены, а имущество церкви отдано трудовому народу. В своих планах новой церкви табориты шли значительно дальше Гуса, заявляя, что нет нужды и в самом Евангелии, ибо новый «закон Христа будет записан в сердце каждого». Упразднялось и почитание «святых», а также действие всех церковных постановлений и предписаний «святых отцов». Табориты призывали народные массы ввести новый порядок в занятом ими крае и удерживать этот порядок силой меча вплоть до общего мирового переворота, который, по их ожиданиям, будет делом рук «самого Христа». Следовательно, программа таборитов была прежде всего антифеодальной. В целях лучшей организации народных масс для борьбы с феодалами табориты ввели в своём лагере строгий порядок и дисциплину, общее пользование всеми запасами продовольствия и другими предметами потребления. Всякая роскошь категорически запрещалась.

ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ

В ходе гуситского революционного движения произошло разделение всех его участников на два лагеря - революционный, антифеодальный лагерь таборитов, состоявший из крестьянства и городской бедноты, и умеренный лагерь чашников, представлявших интересы бюргерско-дворянских кругов. Чашники, являвшиеся правым крылом в гуситском движении, получили свое название в силу того, что одним из требований их было уравнение мирян и духовенства в обряде причащения, требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши (От латинского “calix” происходит также название этого крыла - каликстины. Следует иметь в виду, что чаша была эмблемой всех гуситов - не только бюргерства, но и широких народных масс ), в то время как последнее было исключительной привилегией духовенства. Единый обряд причастия “под обоими видами” (Отсюда берет свое начало название “подобои” или “утраквисты” (от латинского “sub utraque”) ) символизировал собой идею социального равенства и отвечал стремлениям бюргерства уничтожить сословные привилегии католического духовенства, а вместе с тем и лишить церковь ее экономического и политического могущества. Это стремление разделяли также мелкие феодалы - низшая чешская шляхта - и частично представители панов.

Основные требования программы чашников были сформулированы в так называемых “Четырех Пражских статьях”, составленных магистрами Пражского университета и представленных Сигизмунду в ноябре 1419 года. Содержание этого документа сводилось к следующему:

1. Свобода проповеди “слова божьего”, то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви.

2. Единство религиозного обряда причащения (причащение мирян из чаши).

3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности.

4. Искоренение “смертных грехов” не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и т. п.

“Четыре Пражские статьи” явились общей программой всех гуситов, как чашников, так и таборитов, но при этом каждое из этих направлений вкладывало в программу различный смысл, в соответствии с интересами тех и других социальных кругов.

В то время как чашники ограничивались требованием реформировать церковь, ограничить ее влияние, лишить ее богатств и тем укрепить собственное экономическое положение, крестьянско-плебейские массы в лице таборитов рассматривали эти статьи как начало великой борьбы за осуществление вековых чаяний народа. Табориты, опираясь на евангельские тексты и на пражские статьи, требовали, по существу, ликвидации всей системы католической церкви, с ее феодальной иерархией, с правом владеть землей и людьми, с бесчисленными денежными поборами.

Перевод “Четырех Пражских статей” выполнен с текста этого документа, имеющегося издании “Archiv Cesky”, т. III, Praha, 1844, стр. 213-216.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

26.Чашники и табориты в гуситском движении.

В борьбу с господствующей церковью поднялись две партии. 1)Чашники(ультраквисты) они были более умеренные. К ним принадлежали паны и мещане города Праги го главе стоял университет. Они говорили о причащении под обоими видами. Они высказывались за отчуждение церковного имущества и ослабление влияния Церкви на светские дела.

Табориты(от села Табор) более радикальная партия состояла из обывателей мелких местечек и сел. Они отрицали чистилище, молитвы за умерших, почитание мощей, креста, икон, освящение воды, соли, елея, пальм, поста, хождения на богомолья к свя­тым местам и т. д. Движения таборитов начало распространятся по селам. Проповедники говорили об освобождении от оброков и барщины в пользу духовенства, которому принадлежало три четверти всей земли в государстве. Эти оброки и барщины представля­лись им такими же отступлениями от слова Божия. Поэтому и народ стекался в Табор в надежде улучшения своего материального положения. Движе­ние охватило и панских крестьян, которые тоже бросали свои хозяйства.

27.Сущность гуситского движения, его основные результаты.

название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.

Утраквисты уставшие от борьбы решили в 1431г. На соборе в Базеле, добиться соглашения с католиками, заключили следующие компактаты : 1) причащение под обоими вида­ми дается чехам и мораванам по достижении ими совер­шеннолетия, причем как под видом хлеба, так и под видом вина разумеется тело и кровь Христовы; 2) смерт­ные грехи, если они касаются канонического права, ка­раются духовенством, а если гражданского права, то го сударственной властью; 3) слово Божие может быть сво­бодно проповедуемо с благословения церковных властей; 4) священники могут владеть наследственными имения­ми и управлять церковными имениями. Табориты не признавали это соглашение взялись за оружие для защиты своего дела, но были разбиты.

Внутренняя борьба в Чехии прекратилась лишь после того, как вождь утраквистов Юрий Подебрадский, объявленный регентом государства и взял Табор (1452). Большая часть таборитов после того соединилась с утраквистами и приняла их обряды и догматы меньшинство объединилось вокруг Петра Хельчицкого и образовало общину так называемых чешских братии.

28.Особенности взаимоотношений монарха и шляхты в Польше. Унии в польской истории.

Шляхт- привилегированное сословие в Королевстве Польском. Особенность политического развития Польши состояла в том, что сословная монархия не стала ступенью к установлению абсолютизма. Ни магнаты, ни шляхта не были заинтересованы в централизации феодального государства и усилении королевской власти. Назревал конфликт между магнатством и шляхтой. Шляхта поддерживала короля Сигизмунда I (1506-1548), требовавшего редукции (возврата) коронных имений, большая часть которых находилась во владении крупных феодалов. Сопротивление магнатства не дало результатов. В то же время шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю. Она упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии. Происходившая внутри господствующего класса борьба магнатов, шляхты и духовных феодалов завершилась компромиссом, который в дальнейшем оказался более выгодным крупным феодалам. Компромиссный характер имела оформившаяся в 1569-1573 гг. конституция Польского государства.

Одним из основных принципов шляхетской конституции был принцип выборности королей всей шляхтой. Когда в 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов - Сигизмунд II Август, шляхта добилась права участия в выборах нового короля и выступила во время предвыборной борьбы как решающая сила. Избранный королем Польши французский принц Генрих Валуа (1573-1574) принял так называемые Генриховы артикулы - важнейшую составную часть шляхетской конституции подтвердившие принцип свободной элекции (избрания) королей всей шляхтой. Без согласия сената король не мог объявлять войну и заключать мир, а без согласия сейма созывать посполи-тое рушение (всеобщее феодальное ополчение). При короле должна была заседать сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения этих обязательств освобождал магнатов и шляхту от повиновения ему. По установленному позже регламенту сейм принимал решения только при наличии единогласия его «послов». Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где были магнаты. Помимо обычных сеймов, в XVI-XVII вв. созывались съезды вооруженной шляхты - конфедерации, где принцип единогласия не применялся. Часто конфедерации составлялись против короля. Такие выступления назывались рокошами.

Унии :Польские феодалы стремились к укреплению польско-литовской унии, к включению в состав Польши Великого княжества Литовского. Упрочения унии добивалась и шляхта Литвы, рассчитывавшая приобрести привилегии, которые имела польская шляхта. Противниками инкорпорации (слияния, буквально «вте-ления») были литовские магнаты, желавшие сохранить с Польшей только династическую унию.

Воспользовавшись тяжелым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта на сейме в Люблине в 1569 г. навязала литовским панам договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую с общим центральным органом-вальным сеймом. Глава Речи Посполитой одновременно являлся королем польским и великим князем литовским и подлежал избранию на общем сейме. Каждое из объединившихся государств - Литва (княжество) и Польша (корона) - сохраняло свою внутреннюю автономию, отдельную администрацию, суд, бюджет и войско. Еще до заключения Люблинской унии в том же 1569 году польские феодалы включили в состав короны украинские земли Литвы. Образовавшаяся в 1569 г. Речь Посполитая проводила агрессивную политику на востоке.

29. Особенности представительной системы в Польше. Сеймики и Вальный сейм. Сеймом называлось в старой Польше сословно-представительное учреждение, пользовавшееся законодательною властью. Прежде, чем возник общий для всей Польши сейм, в ней уже существовали сеймики, т. е. поголовные собрания шляхты, в которых некоторые видят продолжение старых веч. В начале XIV века Польша, разделенная на уделы, соединяется в одно целое, при чем каждый удел сохранил свою особенность в виде воеводства, и в каждом воеводстве существовал свой сеймик. В отличие от других средневековых сеймов П. сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме. На сеймики духовные лица являлись не в качестве представителей капитула или монастыря, т.е не имела политического веса. Города равным образом были устранены от представительства.

С середины XV в. главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ; на сеймах голосовали, так сказать, не послы, а сеймики. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.

С течением времени случаи перенесения вопросов с сейма на сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, т. е. больше чем один раз в год. Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где были магнаты.

30.Клюнийское движение в церкви. Усиление власти папы.

Клюнийское движение - движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X-XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство.

Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов - строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев и повышению интеллектуального уровня монахов. Реформу начал второй аббат Клюни - св. Одон Клюнийский.

В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата. Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. - уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.

Основные требования клюнийцев:

реформирование монастырей,

1 введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и 2 послушания,

3 жёсткий контроль за соблюдением целибата,

5 провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.

Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы(движения в католической церкви в конце XI - начале XII столетия. Требования: избавиться симония(покупка должностей), целибат и борьба за инвеституру(борьба светской власти и папства) , так как назначение епископов в то время находилось в руках у мирских властей.)

Которого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.

Ученые отмечают одну важную особенность этого локального конфликта – восставшие массово стали применять огнестрельное оружие, из-за чего погибло большое количество людей.

Участники войн

  • Крестьяне, которых называли гусит. Умеренных восставших называли чашниками, а радикальных – таборитами;
  • Городской плебс;
  • Мелкие мещане;
  • Дворяне;
  • Немецкие, австрийские, венгерские, польские, итальянские феодалы.

Косвенно поддерживали польский и литовский короли.

В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.

Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.

Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.

Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.

Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.

Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.

Характер войн

  • Религиозный;
  • Национальный;
  • Антифеодальный;
  • Народный.

Ход военных действий и крестовые походы

После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:

  • Победой гуситов;
  • Поражением от католиков;
  • Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.

Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.

В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:

  • Первый крестовый поход – 1420 г.;
  • Второй – 1421 г.;
  • Третий – 1422 г.;
  • Четвертый- 1427 г.
  • Пятый – 1431 г.

В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.

Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.

Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.

Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.

В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:

  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископов;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.

Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.

Результаты и последствия Гуситских войн

Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.

В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.

Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.

Гуситское движение, основные направления, программы.

Восстание 1419 г. в Праге. Образование двух лагерей в гуситском движении 30 июля 1419 г. началось восстание в Праге. Возмущенный народ, руководимый Яном Желивским, выбросил из окна ратуши членов городского магистрата, захватил власть и избрал свое управление. Гуситское движение вступило в период вооруженной борьбы, в ходе которой завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Большинство примкнувших к движению мелких дворян и бюргеров образовали лагерь так называемых чашников или утраквистов, а городской плебс и крестьянство выделились в революционное крыло, которое по названию своего главного укрепленного центра - горы Табор - получило название таборитов.

Если табориты стремились к коренным социальным преобразованиям на основе свободы и братства , то чашники на первое место выдвигали требования секуляризации церковного имущества и создание «дешевой» церкви . Различие целей делали неизбежным обострение противоречий между ними.

Гуситские войны. В 1420 г. над Чехией нависла внешняя опасность. Папа римский и германский император Сигизмунд Люксембургский, претендовавший на чешскую корону после смерти короля Вацлава IV, объявили крестовый поход против Чехии. Пять крестовых походов - в 1420, 1421, 1426, 1427, 1431 гг. - не имели успеха. Под руководством талантливых полководцев Яна Жижки и Прокопа Великого гуситы отразили вторжения крестоносцев. Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения подорвали экономику страны. Значительная часть участников стала отходить от гуситского движения. Чашники, добившись уступок в свою пользу у Базельского собора, открыто соединились с силами феодально-католического лагеря и 30 мая 1434 г. в бою под Липанами нанесли сокрушительное поражение войску таборитов.

Битва при Липанах была концом таборитов, несмотря на то, что отдельные таборитские общины продолжали воевать с Сигизмундом. До 1437 г. отряды Яна Рогача продолжали бороться, укрепившись в крепости Сионе. До 1452 г. существовал и сохранял свою самостоятельность Табор, и все же оправиться после поражения у Липан таборитское движение было не в состоянии.

5 июня 1436 г. на городской площаде в Иглаве состоялось торжественное «примирение» между умеренными гуситами и католической церковью. Соглашение с католической церковью было достигнуто на условиях статей Базельских компактатов.

Впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать право еретиков исповедывать свою веру. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. 23 августа 1436 г. Сигизмунд Люксембургский занял чешский королевский престол, но в декабре 1437 г. умер.

Историческое значение гуситских войн. Несмотря на поражение, гуситское движение нанесло удар католической церкви: она лишалась былой политической власти, вынуждена была пойти на компромисс с еретиками, согласиться на причащение под обоими видам и богослужение на национальном (чешском) языке. Это ускорило процесс формирования национальных церквей в Европе и дало толчок развитию общеевропейской Рефорормации.

Было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, стали самостоятельным сословием и получили представительство в сейме . Восстановить прежнее имущественное положение чешской церкви было уже невозможно. Гуситское движение положило конец засилью в стране немецкого патрициата и духовенства, способствовало расцвету чешского языка.

«Община чешских братьев». После падения Табора крестьяне и плебс основали в 1453 г. Общину чешских братьев, идеологом которой был Петр Хельчицкий - известный чешский мыслитель. Позднее в общину вошли зажиточные горожане, а также представители панского и рыцарского сословий. «Братья» должны были жить по примеру ранних христиан, строго соблюдать правила морали, не занимать никаких высоких должностей, проповедовать непротивление злу насилием. С конца XV в. они сосредоточили свою деятельность на просвещении - основывали школы и типографии. Из среды «чешских братьев» вышли многие знаменитые чешские ученые - Ян Благослав, Я. А. Коменский и др. «Чешские братья» постоянно подвергались преследованиям.

Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Историческая обстановка в Чехии конца XIV и XV веков породила одно из величайших событий в средневековой истории чехов - гуситское движение. Главными предпосылками движения стали многочисленные противоречия в обществе, которые наслаивались друг на друга, среди которых, можно выделить и экономические, и социальные, и политические, и, конечно, религиозные. Недовольство различных слоев чешского общества XIV в. внутренним положением в стране совпало по времени с охватившим всю Европу возмущением против католической церкви. Религиозные противоречия, вылившиеся в требование реформы церкви, коренились в противоречиях социальных. Экономическое отставание чешского производства способствовало падению доходов чешских феодалов, которые в свою очередь стремились возместить это путем увеличения барщины, натуральных повинностей. Это в свою очередь усиливало разорение крестьян. Кроме того, экономический застой ударил по среднему городскому населению - ремесленникам и торговцам, - в основном чешскому по происхождению. Патрициат же городской был немецкого происхождения и поддерживался богатой церковью. Среди горожан возникает требование создания «дешевой» церкви.

Nbsp; Идеологом чешского реформационного движения был магистр пражского университета Ян Гус. Он родился в 1371 году в семье бедных крестьян из Южной Чехии. В 1401 г. он был избран деканом одного из факультетов, а в 1409 г. ректором Пражского университета. С университетской кафедры он резко выступал против церковного богатства, за подчинение церкви светской власти, призывал лишить церковь собственности, чтобы содейство-вать ее исправлению. Магистр в 1412 году вынужден был покинуть Прагу и про-должать свою проповедническую деятельность в Южной и За-падной Чехии. Здесь же были написаны им основные труды. С момента отъезда из Праги Гуса реформационное движение вышло за рамки университета и церкви и стало народным. Хотя Гус призывал к повиновению властям, если те не нарушали христианских законов, и обличал лишь чрезмерные злоупотребле-ния феодалов и погрязшей в богатстве и моральных прегрешени-ях церкви, тем не менее, церковь увидела в учении Гуса опаснейшую ересь. В 1414 г. он был вызван на церковный собор в Констанцу. Гус отправился туда, будучи уверенным, что сможет защитить свои взгляды, но высшее духовенство не собиралось дискутировать с ним. Он был обвинен в ереси и 6 июля 1415 г. сожжен на костре.

Казнь Яна Гуса вызвала взрыв негодования в чешских землях. В Праге собрался съезд представителей чешской шляхты, пославших свой протест собору в Констанце. Одновременно он высказался за свободу проповеди и провозгласил высшим авторитетом в церковных вопросах Пражский университет. Та часть низшего духовенства, которая выступила за учение Гуса, стала причащать миряне «под обоими видами», то есть не только хлебом, как требовала церковь, но и вином из чаши, что раньше было привилегией духовенства. Чаша стала символом широкого общественного движения, получившего впоследствии название гуситского. Значительная часть шляхты и бюргерства, университетские магистры также признали чашу, высказались за отчуждение церковных богатств и ослабление влияния церкви на светские дела. Бюргерство стремилось превратить новую церковь в институт защиты своих интересов. И шляхта и бюргерство составляли правое крыло в гуситском движении. Широкие народные массы в своих требованиях шли гораздо дальше, они стремились к равенству. Весной 1419 г. начались массовые походы сторонников учения Гуса, главным образом деревенской и городской бедноты, в горы, где перед ними выступали радикальные проповедники. Радикальная часть гуситов создала на горе Табор в Южной Чехии укрепленный лагерь, ставший центром революционного движения. Таким образом, оформилось два основных направления в гуситском движении, умеренное и радикальное.

Каждое из направлений разработала свою программу, и хотя во многом чашники и табориты сходились во взглядах, тем не менее, в их программных документах имелись существенные различия.

Умеренное крыло гуситского движения - это чашники . Их программа называлась «Четыре пражские статьи ». Сначала она была разработана магистрами пражского университета 3 июля 1420г. и была утверждена на Чаславском сейме 1421г. Чашники, являвшиеся правым крылом в гуситском движении, получили свое название в силу того, что одним из требований их было уравнение мирян и духовенства в обряде причащения, требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши (От латинского “calix” происходит также название этого крыла — каликстины. Следует иметь в виду, что чаша была эмблемой всех гуситов — не только бюргерства, но и широких народных масс), в то время как последнее было исключительной привилегией духовенства. Единый обряд причастия “под обоими видами” символизировал собой идею социального равенства и отвечал стремлениям бюргерства уничтожить сословные привилегии католического духовенства, а вместе с тем и лишить церковь ее экономического и политического могущества. Это стремление разделяли также мелкие феодалы — низшая чешская шляхта — и частично представители панов.

Содержание этого документа сводилось к следующему: 1. Свобода проповеди “слова божьего”, то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви. 2. Единство религиозного обряда причащения (причащение мирян из чаши). 3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности. 4. Искоренение “смертных грехов” не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и т. п.

Так Первая пражская статья подтверждает по сути монополию духовенства на проповеди христианского учения. « Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними…». Л.И. Озолин говорит, что гуситы имели в виду только тех священников, ту часть духовенства, которая разделяла их идеи, примкнула к ним. При всей ограниченно-сти требований умеренных гуситов, гуситское духовенство все же занимало прогрессивные позиции по сравнению с католическим духовенством. Оно стояло за национальную цер-ковь. Даже умеренные его представители добивались существенных преобразований в тогдашней церкви, упрощения обрядов и др.

Вторая пражская статья требовала причащения под обоими видами для всех верных христиан, не отягощенных грехом. Из этого, религиозного на первый взгляд, требования вытекает два существенных значения. Умеренные гуситы стремились ликвидировать эту монополию духовенства, тем более что в ранней христианской церкви причащение не было привилегией только духовенства, оно захватило его себе гораздо позже. Кроме того интерес представляет оговорка, что причащение должно совершаться над теми, кто не отягощен смертным грехом. Под теми, кто отягощен смертным грехом подразумевались как светские, так и духовные лица. То есть, гуситы стремились не только быть равными с духовенством в совершении важнейших обрядов, но и подчеркнуть, что священник, пребывающий в грехе, стоит ниже, чем обычный мирянин, не отягощенный грехом. То есть человек, находящийся в грехе, теряет свои права и привилегии, независимо от своего сословия и положения.

Л.И. Озолин указывает на то, что хотя главное содержание третьей из четырех пражских статей выражало требование дешевой церкви, идею секуля-ризации ее богатств, одновременно было высказано пожела-ние отнять у нее светское право, светскую власть в ее владе-ниях. Церковь, как и светские феодалы, самостоятельно рас-поряжалась своей собственностью и у нее в зависимости находилась большая часть крестьянства — держателей цер-ковных земель. Вместе с секуляризацией богатств церкви уме-ренные гуситы были намерены отнять у нее и светские права в отношении крестьянства.

Радикальное крыло гуситского движения представляли табориты . Программа радикальных гуситов, таборитов - «Двенадцать статей », была написана 5 августа 1421 г.

Двенадцать статей, в общем и целом включали в себя пражские статьи, но, табориты понимали их несколько иначе и конечно, свои требования они намного расширили. Итак, ни один грешник не должен был оставаться без наказания, независимо от его сословной принадлежности, не допускалось под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах, табориты запрещали носить и не разрешали другим ношение роскошных одежд, слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненых и вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости, все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом. Священники, которые должны служить примером, должны соблюдать порядок, установленный богом, и подражали апостолам и пророкам. Все платежи священникам должны были быть обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи и чтобы священники содержались по усердию верующих.

Табориты требовали, чтобы изгнали от себя всех противников истины божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому что как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед богом, так и им не должно быть оказано доверия ни по какой милости.

Также они требовали, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые и серебряные чаши и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от господа. Табориты стремились привлечь на свою сторону пражскую об-щину, и это не могло не сказаться на формулировках статей и привело к определенной умеренности.

Уже первая часть « Двенадцати статей» показывает, что их задачей, прежде всего, являлось укрепление союза с пражским населением. Было хорошо известно, что пражские богачи и университетские магистры втайне замышляют измену своим союзникам из народа. Поэтому одним из первых требований таборитов являлось полное соблюдение этих статей обеими сторонами.

Хотя программа чашников не противоречила интересам бедноты, однако была не достаточна для них. В своей программе табориты пошли гораздо дальше чашников в отношении простого народа. Наиболее важной была седьмая статья таборитской программы . Она гласила дословно следующее: «Дабы от-менено было языческое и немецкое право, противореча-щее закону божьему, дабы правили, судили и все делали бы по закону божьему». Под правом языческим и не-мецким, несомненно, подразумевалось городское право и юридические постановления, не основанные на биб-лии, это означало, что табориты требовали полной отмены феодального права и всей городской юрисдикции .

Мацек подчеркивает, что при последовательном исполнении седьмой статьи в Праге должна быть создана община братьев и сестер, руководствующаяся библией. В результате осуществления этой статьи — хотя об этом нигде не говорилось конкретно — в Праге должна была утвердиться жизнь, основанная на общности имущества. Дело было не только в проблемах экономического и имущественно юридического характе-ра. Статья прямо гласит, что место существующего пра-ва должна занять библия, закон божий; управление, су-допроизводство и вообще всякая деятельность должны осуществляться согласно библии.

Учение таборитов носило ярко выраженный хилиастический характер. Хилиазм - учение, унаследованное от средневековых народных ересей, гласит, что наступит второе пришествие Христа, после чего на земле будет установлено тысячелетнее царство счастья и справедливости. Рубцов говорит, что, по мнению таборитов, мир, построенный на эксплуатации, не вечен, когда установится царство счастья и справедливости, «не будет ни королей, ни властителей, ни подданных, прекратятся все налоги и платежи, исчезнет насилие и люди будут жить, как браться и сестры, личной собственности также не будет, и потому уже сейчас всякий, имеющий собственность, впадает в смертный грех».

Таким образом, и чашники, и табориты требовали, чтобы священники вернулись к апостольскому состоянию. Также общим было требование наказания за тяжкие грехи. Мацек указывает, что это требование появилось в программе чашников под влиянием таборитов. Итак, мы видим, что имея много общего, программы двух основных гуситских направлений также имели и существенные различия, которые были следствием разной социальной опоры того или иного движения.

Новая фаза гуситского движения. Усиление чешского королевства во время правления Иржи из Подебрад Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Экономическая политика Иржи из Подебрад Опираясь на мелкое и среднее дворянство и верхушку бюргерства, он провел реформы с целью развития городов и торговли. По технике сельскохозяйственного производства Чехия находилась на уровне передовых стран Европы. В сельском хозяйстве углублялась специализация в развитии садоводства, виноградарства, огородничества, что делало эти отрасли производства особенно эффективными. Большие доходы приносило разведение в искусственных прудах рыбы. Чешские феодалы чаще прибегали к найму, чем к барщине, отдавали свои земли в срочную аренду крестьянам. Высокими темпами развивалась промышленность, особенно горное дело и металлургия. Серебряные и медеплавильные промыслы, производство бумаги, стекла, типографское дело делали Чехию одной из самых развитых в хозяйственном отношении областей Центральной Европы.

Внешнеполитическое положение Чехии. В 1462 г. папа потребовал от чехов полного послушания в религиозных вопросах и отменил Базельские компактаты. При этом он заявил, что признает Иржи королем только при условии искоренения сект и учений, несогласных с официальной католической церковью. Чешский король заявил о своей решимости бороться за компактаты. В 1465 г. часть чешских панов при активной помощи папской курии создали Зеленогорский союз католических панов, во главе со Зденеком из Штернберга. Вскоре мятежные паны отказали в послушании Иржи из Подебрад и избрали чешским королем Казимира Ягеллончика с правом передачи престола одному из его сыновей. Борьба Зеленогорской конфедерации и римского папы против Иржи из Подебрад принимала все более острые формы. В 1468 г. чешским магнатам удалось втянуть в борьбу венгерского короля Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина), который занял всю Моравию и в 1469 г. в Оломоуце был провозглашен своими сторонниками чешским королем. Вскоре Матвей Корвин занял и Силезию.

Положение было чрезвычайно трудным. Иржи из Подебрад решил направить все усилия для разгрома Матвея и его сторонников. Во имя этого он отказался от прав своих наследников на чешский престол и признал эти права за польской королевской династией. В 1469 г. чешский сейм избрал наследником чешского престола польского королевича Владислава Ягеллона. 22 марта 1471 г. Иржи из Подебрад умер. С приходом к власти Владислава Ягеллона закончился гуситский период чешской истории.