Коллективное мнение: mantsurov — LiveJournal. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах Коллективное мнение

Коллективное мнение - представляет собой совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение массы (большинства) коллектива к различным событиям в жизни общества, к поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива, так и каждого человека в нем.

Таким образом, как видно из определения» коллективное мнение (KM) - это массовидное социально-психологическое явление, развивающееся под влиянием идеологии в процессе общения и взаимодействия людей, постоянно живого их обмена мыслями, взглядами, убеждениями, чувствами.

КМ - специфическая форма отражения общественного сознания. То есть КМ влияет на воспитание личности военнослужащего и воинского коллектива, т.к. КМ является фактором воздействия на сознание.

Социально-психологический механизм воздействия КМ на личность

Во взаимодействии с коллективом личность представляет собой саморегулирующую систему в социальной среде. КМ в этом случае можно рассматривать как канал обратной связи и как важнейший для личности источник социально-психологической информации от социальной среды.

Социальная среда информирует человека о реакции на его действия и поступки со стороны других людей, и тем самым способствует принятию адекватных решений.

Социальная среда включает

систему норм

социальные санкции

Одобрение

Похвала

Осуждение

Таким образом, КМ сочетает в себе убеждение, внушение, психологическое принуждение.

Сила коллектива - в его общественном мнении, но есть в КМ осознанное и неосознанное. Иногда мнение коллектива воспри­нимается личностью не критически т.е. неосознанно, думать как все.

Особенность проявления КМ к личности

Систематичность

Неоспоримость

Оперативность

Гласность

Также особенностью КМ являются штампы, которые держатся долго (первое впечатление, характеристика старшего руководителя и т.д).

КМ вызывает у человека сознательную самооценку, через эмоции и чувства.

Положительные эмоции - удовлетворение, радость, достоинство, долг, честь.

Отрицательные эмоции - стыд, угрызения совести и т.д.

Динамика КМ

Общественное мнение зарождается первоначально в сфере индиви­дуального сознания и в виде впечатления.

Ступени формирования КМ

I этап - люди непосредственно переживают события, оценивают их

II этап - обмениваются чувствами, оценками. На этом этапе мнение как бы через границу индивидуального к групповой оценке.

III этап - в процессе дискуссии формируется общественное мнение.

Характеристика коллективного настроения (КН)

КН - это частный случай совместных переживаний, овладевших на какое-то время всей общностью и каждым человеком в ней.



КН - это преимущественно эмоциональная сторона духовной жиз­ни коллектива.

Основные свойства Коллективного /Мнения/ Настроения

Преимущественно обусловлена социальными факторами на настроение личности влияют физиологические (чувство голода...), психологические уровень эмоционального состояния), социальные факторы. Социальные факторы выступают как материальная и духовная сторона жизни людей.

Особая заразительность - КН наиболее подвижный элемент в психологии. Заразительность КН - определяется фактом контакта и непосредственного общения в условиях жизнедеятельности воинского коллектива. В основе заразительности КН лежит социально-психологический закон подражания (мода, манеры поведения и т.д.).

КН обладает большой побудительной силой. КН - это не просто механическая сумма настроений членов коллектива, они как бы приходят в резонанс и увеличивают эмоциональную сторону настроения.

Особая динамика группового настроения - переходит из одной формы в другую - из неосознанной в от­четливо сознаваемую, из скрытой в открытую.

Быстро перерастает в действие

Подвергается колебаниям и в самый незначительный срок может перейти в свою противоположность.

КН выступает как эмоциональный фактор. Так под влиянием опасности возникает чувство возбуждения в форме слитности, органического единства или уныние, отчаяние, страх, паника.

Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь следующие основные групповые эффекты:



Эффект социальной фасилитации (ингибации).

Эффект «принадлежность к группе».

Эффект Рингельмана.

Эффект «синергии».

Эффект «группомыслия».

Эффект «конформизма».

Эффект «моды» (подражания).

Эффект «ореола».

Эффект «группового фаворитизма».

Эффект «группового эгоизма».

Эффект «маятника».

Эффект «волны».

Эффект «пульсара».

Эффект «бумеранга».

Эффект «мы - они».

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

Количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

Взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

Значимость окружающих людей для человека;

Степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе. Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого - и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек - только 49%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:

С = 100 - 7 * (К-1),

где С - средний индивидуальный вклад участников; К - количество членов группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

Групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;

Численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

Кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;

Гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» - «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» (groupthink) , или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма. В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;

численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

ловушка «группомыслия» среди людей;

сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект моды (подражания). Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал;

перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;

незначимость другого человека. Соответственно, возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;

стереотип восприятия. Возникает на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;

яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение - это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру.

Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

Эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

Групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;

Членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;

Члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу - факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.

Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной деятельности.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским психологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;

особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;

уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;

сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект затухает.

Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, - подъем активности - спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например, стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект «пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы.

Эффект «бумеранга». Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта - эффект сопричастности и эффект эмоциональной поддержки . Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» - принадлежности к группе, сопричастности ее делам - и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы» приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Мнение трудового коллектива - общее мнение, которое складывается на основе преобладающих точек зрения и реализует себя через коллективные (групповые) оценочные суждения или практические действия людей. В этих суждениях и действиях в концентрированном виде получают отражение настроения, установки, ценностные ориентации, нормы и традиции коллектива. В каждом трудовом коллективе может складываться общее мнение как по вопросам, представляющим интерес для широких масс трудящихся, так и по вопросам, задевающим интересы лишь членов данного коллектива.

С ростом образованности и культуры людей значительно расширился диапазон проявления М. т. к. Сегодня оно активно вторгается в решение не только сугубо хозяйственных, но и разнообразных социально-экономических, политических, духовно-идеологических проблем. Особенно уверенно, как показывает практика, коллективное мнение ориентируется в сфере нравственных отношений, воздействуя на поведение и практическую деятельность членов коллектива. К тому же в области морали М. т. к. раскрывает свое профилактическое назначение, обнаруживает способность в зародыше пресекать аморальные поступки.

Сложившееся коллективное мнение может выступать в двоякой роли: в одном случае быть прочным морально-психологическим барьером на пути распространения негативных явлений, в другом (из-за неверной ориентации) - служить питательной средой для их вызревания и размножения. С последним приходится встречаться в тех трудовых коллективах, где во имя ложно понятого «чувства товарищества:», сохранения «хорошего климата» закрывают глаза на явные огрехи в труде и поведении отдельных работников. Поэтому создание, причем повсеместно, обстановки неотвратимости решительного осуждения коллективным мнением любых отступлений от норм социалистической нравственности представляет собой одну из ключевых задач воспитательной практики. Без активной и решительной помощи коллективного мнения изжить негативные явления, встречающиеся в нашей жизни, нельзя. Добиться этого, по мысли Ленина, можно лишь при условии, «если сама народная масса помогает».

М. т. к. лишь тогда становится действенным инструментом воспитания, когда отвечает ряду требований. Формируясь в русле общественных и подлинно коллективных интересов, оно должно отличаться единством взглядов, выражать непреклонную волю всего коллектива и его авангарда - первичной парторганизации. Быть публично выраженным, в яркой эмоционально-чувственной форме давать объективную и справедливую оценку трудовому вкладу и поведению членов коллектива. Иметь в поле зрения не «среднестатистического человека», а, опираясь на принцип дифференцированного подхода к людям, учитывать их индивидуальные особенности, исходя при этом из общепринятых норм социалистического общежития.

Наиболее действенные в воспитательном отношении формы выражения коллективного мнения: общие собрания коллектива, цеха, участка, бригады (в сельской местности - сходы односельчан), постоянно действующие производственные совещания, товарищеские суды с привлечением к их работе ветеранов партии и труда, кадровых рабочих, пропагандистов, наставников молодежи.

Коллективное мнение способно выступать не только в качестве важного средства воспитания, но и принципиального критерия его действенности, поскольку реакция коллектива на события и факты действительности содержит в себе элементы знаний и убеждений работающих в нем людей, обнажает их интересы и жизненные позиции. Поэтому результаты изучения мнений членов коллектива оказываются ценным материалом и на стадии планирования воспитательной работы, и при оценке ее эффективности. Принятие Закона о трудовых коллективах существенно повысило роль коллективного мнения в решении первостепенных вопросов экономической, социальной и культурной жизни членов коллектива. Согласно этому Закону мнения и предложения трудовых коллективов учитываются органами государственной власти и управления при принятии решений, касающихся деятельности соответствующих предприятий, учреждений, организаций (ст. 3), а само коллективное обсуждение различных вопросов и учет общественного мнения определены в качестве основы участия трудовых коллективов в управлении (ст. 4). Кроме того, при опоре на коллективное мнение могут применяться меры общественного поощрения и общественного взыскания, осуществляться назначение и освобождение руководящих работников (ст. 9), распределение средств из фонда на социально-культурные мероприятия и жилищное строительство (ст. 16). Эти и другие полномочия, которые получили трудовой коллектив и его общее собрание, несомненно, значительно активизируют коллективное мнение и наряду с экономическим и социальным эффектом дадут и большой воспитательный эффект.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Коллективное мнение
КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ - совокупные оценки, желания, требования, в которых выражается отношение членов коллектива к определенным, затрагивающим их интересы и потребности вопросам, явлениям, событиям, фактам. не только лично переживает впечатление от воспринятого события, а делится этим впечатлением с окружающими, сопоставляет свою точку зрения со взглядами других. Происходит сложный процесс взаимодействия и синтез индивидуальных мнений, в результате которых одни суждения отсеиваются, другие обогащаются, уточняются. Так складывается коллективное мнение, поддерживаемое если не всеми, то большинством. Это единство мнений сближает людей, создает предпосылки для единства их действий и сплочения. коллектива возникает не по любому поводу, а только по тем событиям и фактам, которые близко затрагивают их интересы. Ответ на вопрос, вокруг каких событий, фактов и т. д. существует общее мнение, свидетельствует о моральном облике коллектива, его воспитательных возможностях. Например, от того, кто авторитетен в учебной студенческой группе, на курсе, на чем зиждется его авторитет, в значительной степени зависит моральный климат в коллективе в целом, поведение отдельных студентов, результаты их деятельности

Список случайных тегов:
,
Выразительные движения - Выразительные движения — проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. При этом человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного „языка“ для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы). В онтогенетическом развитии выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания. При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка).
,
Группировка - Группировка — структура логики. В психологию понятие введено в 1937 г. Ж. Пиаже в качестве одного из основных понятий его операциональной концепции интеллекта. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка — это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям: 1. Комбинативность: A + В = С; 2. Обратимость: С - В = А; 3. Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4. Общая операция идентичности: А - А = 0; 5. Тавтология, или специальная идентичность: A + А = А. Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка — это состояние „равновесия мысли“. Весть процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж. Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.
,
Иконическая память - Иконическая память (от греч. eikon – изображение) — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость; быстро угасает во времени (около 0,25 с.); работает с сенсорным кодом; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную память.

Коллективное мнение представляет собой совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение большинства членов коллектива к различным событиям в жизни общества, к поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива, так и каждого его члена.

Мнение коллектива -- это социально-психологическое явление, которое возникает и развивается в процессе общения и взаимодействия людей, постоянного живого обмена своими мыслями, взглядами, убеждениями, чувствами. Таким образом, коллективное мнение -- это своеобразный сплав личностных мнений, претерпевших в результате взаимодействия определенные изменения.

По своей природе коллективное мнение является специфической формой общественного сознания, а следовательно, часто выступает критерием поступков и действий отдельных членов коллектива. Оно оказывает особое влияние на личность военнослужащего, поскольку через него во многом осуществляются такие воспитательные функции коллектива, как предъявление к личности системы требований и постоянный контроль и оценка ее поступков и поведения. В свою очередь, следует отметить, что, направляя поведение людей в соответствии с требованиями окружающей социальной среды, коллективное мнение активно способствует формированию у них качеств, необходимых для военно-профессиональной деятельности.

Во взаимодействии с коллективом личность предстает саморегулирующейся системой в социальной среде. С этой точки зрения коллективное мнение можно рассматривать как канал обратной связи, как важнейший для личности источник социально-психологической информации о непосредственном окружении. Оно информирует человека о реакции на его действия и поступки со стороны других людей и, таким образом, способствует принятию адекватных решений. Более того, группа сама осуществляет по отношению к личности определенные социальные санкции. Она непрерывно сопоставляет поведение каждого своего члена с системой норм, существующей внутри этой группы, а результаты выражаются в особенностях отношения к этому человеку в коллективе, которые могут отражать одобрение и похвалу или, наоборот, осуждение.

Следует отметить, что коллективное мнение -- явление не только многоплановое, но и весьма динамичное. В динамике становления и развития общественного мнения различают ряд степеней.

На первом этапе люди непосредственно переживают событие, рассуждают о нем и оценивают его.

На втором -- обмениваются своими чувствами и представлениями, взглядами и оценками. Именно здесь мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу, прежде всего группового, коллективного, а потом и общественного сознания. С момента обмена мнениями, дискуссий и обсуждений начинается процесс становления общественного мнения. В дальнейшем различные мнения объединяются вокруг основных точек зрения по предмету обсуждения, и в процессе дискуссии формируется общее мнение.

Полное единство коллективного мнения наблюдается редко. Существует лишь более или менее выраженная тенденция в формировании оценки конкретной ситуации. При этом степень зрелости мнения бывает различной, и это не случайно, ведь его носителями являются конкретные люди, обладающие определенными психологическими характеристиками, которые в значительной степени и обусловливают возникновение как положительного, так и отрицательного коллективного мнения. Поэтому командир подразделения всегда должен проявлять заботу о формировании единой точки зрения коллектива на те или иные общественные явления. Добиться этого вполне возможно, поскольку коллективное мнение -- явление управляемое, организуемое.

Главным условием для формирования коллективного мнения служит способность офицера влиять на мнение и взгляды конкретных военнослужащих. При этом для успешного влияния на коллективное мнение необходимо учитывать динамику его развития: важно не упустить момент, когда люди непосредственно переживают то или иное событие, пытаются его оценить. Именно в этот момент у одних зарождаются правильные, а у других ложные взгляды. Возникшие ложные представления поначалу слабы, но могут быстро закрепиться, поэтому необходимы профилактические мероприятия. Важно также учитывать, что каждое одиночное суждение, особенно если оно импонирует общему мнению, психическому со- стоянию людей в той или иной ситуации, может быстро стать групповым или коллективным, иногда даже в том случае, если оно противоречит собственному мнению многих членов коллектива.

Одной из предпосылок формирования общественного мнения по тому или иному вопросу является знание основной тенденции во взглядах и всех мнений противоречащих этому направлению. В связи с этим при формировании общественного мнения особое внимание следует уделять борьбе с ложными взглядами для чего необходимо развенчать авторитет лиц, обладающих сильным отрицательным влиянием. Эффективным способом добиться этого служит перестройка отношения к ним их ближайшего окружения -- когда мнение ближайшего из товарищей, прежде поддерживавших нарушителя, резко изменяется и совпадав с мнением всего коллектива, оно становится способным перестроить отношения солдат в этой группе и изменить поведение недисциплинированное сослуживца.

Формированию правильного общественного мнения способствуют позитивные традиции и настроения, существующие в воинском коллективе.

Групповое, коллективное мнение - это совокупное суждение и отношение членов коллектива (всех или их значительной части) к событиям и фактам действительности в жизни коллектива и его отдельных членов, к их поведению и деятельности. Это определенная степень единомыслия членов коллектива. Коллективное мнение выступает показателем направленности групповой психики. Оно является своеобразным синтезом, сплавом индивидуальных мнений членов коллектива, одной из форм рационального, умозрительного проявления группового, коллективного сознания и выступает мощной побудительной силой поведения и деятельности членов коллектива. В общем мнении, сложившемся в коллективе, проявляется сила убеждений, воли, чувств целого коллектива.

В коллективном мнении происходит оценка действий каждого члена коллектива. Такая оценка идет систематически, повседневно, оперативно в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования. Оценочные суждения и отношения в коллективном мнении часто категоричны и однозначны и носят характер истины, поскольку в оценке своих сотрудников трудовой коллектив, как правило, не ошибается.

Вместе с тем мнение в коллективе - это источник обратной связи, информации для каждого сотрудника о соответствии его действий, поведения, отношений к делам в коллективе, товарищам по работе, коллективным нормам и правилам, ценностям.

Коллективное мнение публично выражается руководителем, собранием членов коллектива - это официальное мнение в коллективе.

В коллективе наряду с официальным мнением, которое выражается публично, может существовать и неофициальное мнение. Оно обычно формируется тогда, когда у членов коллектива есть расхождение с официальными оценками, нормами, правилами. Такое мнение может не только не совпадать с официальным, но и быть противоположно направленным. В таком случае неофициальное мнение не способствует сплочению коллектива, созданию и стабилизации в нем здоровой морально-психологической атмосферы. Оно - признак серьезных противоречий между членами коллектива.

В своем развитии коллективное мнение проходит ряд этапов.

1. Этап индивидуального сознания, когда по тому или иному факту, событию у членов коллектива складываются индивидуальные оценки, суждения, отношения.

2. Этап группового сознания, когда в результате взаимного обмена информацией, взглядами, оценками, отношениями в коллективе происходит объединение сотрудников вокруг тех или иных основных точек зрения по обсуждаемой проблеме. К тому же в коллективе обычно есть относительно устойчивые, стихийно сложившиеся микрогруппы, члены которых оценивают те или иные события, как правило, через призму групповых ценностных ориентации, установок.

3. Этап - когда в процессе обсуждения в различных формах взаимодействия (на собрании, в других формах общения) складывается единое мнение в коллективе.


29.8. Групповые настроения в коллективе

Наиболее динамичной формой проявления групповой, коллективной психики являются общие, групповые настроения. Это общие эмоциональные состояния, эмоциональный настрой коллектива, та или иная степень единочувствия, совокупность сопереживаний людей, овладевших коллективом (либо значительной его частью) в тот или иной момент или отрезок времени.

Настроения присущи любой группе людей, даже случайной. Подчеркивая эту мысль, В. М. Бехтерев отмечал: "Будем ли мы иметь перед собой случайно собранную толпу на улице... митинг - везде и всюду мы будем встречаться с проявлением общественных настроений". Выступая преимущественно эмоциональной стороной духовной жизни той или иной социальной группы, коллектива, настроения существенно влияют на результативность совместной деятельности людей.

В отличие от индивидуальных эмоциональных состояний групповые настроения в большей степени обусловлены общественным, групповым бытием людей. Групповые настроения динамичны, они способны быстро распространяться в коллективе, быстро менять полярность: от позитивных к негативным, от подъема к апатии. В общем настроении в коллективе могут быть разные и даже противоположные тенденции.

Коллективные настроения обычно несут в себе большой энергетический заряд, обладают большой действенностью, заразительностью.

Настроения в коллективе часто обусловлены фактами и событиями действительности, непосредственно воспринимаемыми людьми. В возникновении общих групповых настроений большую роль играет подсознание людей. Групповые настроения более иррациональны и менее обусловлены рассудочной, рациональной деятельностью людей. Такие настроения могут заглушать голос разума и даже превращать социальную группу в толпу (при возникновении паники, например).

При наличии групповых эмоциональных состояний резко снижается действие такого механизма защиты людей, как критичность и осмысленность восприятия действительности. Так, например, активизация у людей общих эмоциональных состояний гнева, ненависти, чувств чести, достоинства, национальной гордости и т.п. понижает и даже может снять действие разума, осмотрительности, осторожности и всколыхнуть большой энергетический потенциал.