Речевой материал для дифференцировки звуков л в. Автоматизация звуки л, ль, р, рь

Игры на дифференциацию звуков Л, Ль, Р, Рь у дошкольников

Цель: дифференциация звуков Л, Ль, Р, Рь.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Л, Ль, Р, Рь в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Л, Ль, Р, Рь. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Содержание
Игра с Петрушкой "Что из чего"
К детям приходит в гости Петрушка (кукла). Можно взять и любую другую игрушку. Педагог от лица игрушки говорит неправильные предложения, а ребенок должен исправить окончание предложения.
Деревянная матрешка сделана из металла. (из дерева)
Резиновая кукла сделана из пластмассы. (из резины)
Стеклянный елочный шарик сделан из фарфора. (из стекла)
Металлический конструктор сделан из дерева. (из металла)
Пластмассовый солдатик сделан из резины. (из пластмассы)
Фарфоровая куколка сделана из стекла. (из фарфора)

"Отгадай загадки"
Ребенку загадываются загадки. Если он правильно отгадает и красиво произнесет слово, то получает картинку-отгадку. После того как ребенок насобирает достаточное количество карточек ему предлагается разложить их на 4 кучки - Л, Ль, Р и Рь. Вот примерные загадки.
Прыгает ловко с ветки на ветку,
Припасет орешки своим деткам.
Догадались? Это... (белка).

Рога носить ему не лень,
Это же лесной... (олень).

Кто пятится всегда назад?
Ну, конечно, это... (рак)

Гриву, хвостик,
Шерстку гладко
Причешу своей... (лошадке)

Бам-бам! Бум-бам!
Застучал он тут и там!
Это громкий... (барабан)

Разноцветная забава,
Малыши ей очень рады.
Есть и стержень, и колечки,
И Сережа, и Маринка
Очень любят... (пирамидку)

Деревянная куклешка
Стоит в красненьком платочке.
Догадались вы? ... (матрешка)

Она на девочку похожа,
Платье есть и туфли тоже.
Может плакать: "У-а-а!"
Догадались? ... (кукла)

Как приятен он на вкус,
Спелый красненький... (арбуз)

Чтобы лечь нам сладко спать,
Нам нужна с тобой... (кровать)

Пальчиковая игра "Все мы знаем"
Мы читали, мы играли!
Хлопаем в ладоши.
Дружно все мы называли!
Называли мы цветы,
Загибаем пальчики, называя то, что знаем.
И деревья, и кусты,
И животных жарких стран -
Удивляли наших мам!
Знаем, кто живет в лесу,
В море и на берегу.
Знаем, кто живет повсюду,
Знаем мебель и посуду.
Фрукты, овощи мы знаем.
И одежду называем.
Мы читали, мы играли,
Дружно все мы изучали!

"Лыкалки, Рычалки, звуки-превращалки"
ЛА-РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА,
Руки в стороны развела.
Разводим руки в стороны.
ЛА-РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА,
У самолета два крыла.
РО-ЛО-РО, РО-ЛО-РО,
Моторчик движется легко.
РО-ЛО-РО, РО-ЛО-РО,
Полетаем высоко.
Разводим руки в стороны.
РО-РО-ЛО, ЛО-ЛО-РО,
"Лыкаем", "рычим" легко!

Интерактивное пособие для дифференциации звуков [л] - [р] в слогах, словах у детей дошкольников

Упражнение 2.

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5 (выучить наизусть).

Звук Ч

Упражнение 1.

ач – оч – уч – ич –еч – яч – ыч (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чики-чики-чикалочки – едет Ваня на палочке.

Чок-чок, каблучок!

Чуки-чуки-чуки-чок!

Упражнение 7

ВОВОЧКА В ДЕРЕВНЕ

Вовочка живёт в деревне у бабушки и у дедушки. Утром он пасет овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Вовочке помогает собачка Жучка. Днём Вовочка берёт удочку и идёт с Жучкой на речку. Там дети рыбачат и играют в мяч. Вечером Вовочка вместе с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение 8.

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чиню тачку…

Я пеку булочки в печке….

Я качаюсь на качелях…

Дифференциация звуков Ч и ТЬ:

Упражнение 9.

Упражнение 10.

Тёмные тучи по небу плывут, птички молчат и поют.

На тёплой печи чугунный котёл.

В тёмном чулане много паутины.

Петя любит качать на качелях Анечку.

Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.

Упражнение 11 (подготовить пересказ).

ПАУЧОК И ПАУТИНА

Ткёт паучок паутину. Ниточка к ниточке, от ниточки к веточке. Думает паучок: «Попадёт муха в паутину. Тут я её и кончу». Но вот птичка летела и качнула паутину, и паутина лопнула. Нет у паучка ни мухи ни паутины.

Звук Щ

Упражнение 1.

ща –що – щу – щи – ще (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

ЩЕНОК

Вчера Тане подарили щенка. Она посадила его в ящик. Все утро щенок спал в ящике. Потом он проснулся и вылез из ящика. Стащил с полки щётку и поиграл с ней. Потом щенку стало скучно. Он выбежал во двор и на грядке с овощами встретил ящерицу. Щенок бросился за ней, но ящерица убежала. Женок жалостно запищал. Таня услышала, что щенок пищит, вышла во двор и забрала его домой.

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

Дифференциация звуков Щ и Ч:

Упражнение 8.

Упражнение 9.

Измени предложения по образцу:

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чищу плащ…

Я щёлкаю семечки….

Дифференциация звуков Щ и СЬ:

Упражнение 10.

Дифференциация звуков Щ и Ш:

Упражнение 11.

Щавель для щей, а шалфей для полоскания.

Нашей Маше дали щей и манной каши.

Есть и щёчки и ушки у нашей лягушки.

Звук Ж

Упражнение 1.

жа –жо – жу – жи – же (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

Однажды Жанна и Женя пошли в лес за желудями. Жанна нашла много желудей, а Женя увидел жука. Он побежал за жуком и увидел ежей. Ежи испугались и убежали под ёлку. Женя позвал Жанну и показал ей ежей.

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

-подготовить пересказ:

МЕДВЕЖАТА

На лужайке гуляли четыре весёлых медвежонка. Один медвежонок полез на дуб. Другой медвежонок увидел около кустов ежевики много жуков. А ещё двое дружных медвежат кувыркались на лужайке.

Дифференциация звуков Ши Ж:

Упражнение 8.

ЖЕНЯ ОШИБСЯ

Напиши Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя написал. И вот, что у него получилось. Ёжик лазает по деревьям. Ужи летают. Журавль колется. Медвежонок ползает.

Женя, конечно, ошибся. Исправь его ошибки, скажи правильно, кто что умеет делать.

Звук Ц

Упражнение 1.

атс– отс – утс – итс – этс (отдельно каждый слог)

ац – оц – уц – иц – эц (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЦЫБИК И ЦЫПЛЯТКИ

Маленького Цыбика посадили на цепь. Целый день сидит Цибик на цепи, а около него гуляют цыплята. Цибик целится цапнуть одного цыплёнка, но цыплёнок целится клюнуть Цыбика в нос. Кто кого боится?

Дифференциация звуков Ц и С:

Упражнение 8.

Упражнение 9 (выучить наизусть).

Упражнение 10 (подготовить пересказ).

О ГУСЕНИЦАХ И ПТИЦАХ

В садах и полях много насекомых. Особенно опасны гусеницы. Гусеницы в садах и лесах поедают листья и цветки. А гусениц поедают птицы. Без птиц леса останутся без листьев, а сады останутся без яблок, слив и ягод. Береги птиц! Подкорми их зимой.

Дифференциация звуков Ц и ТЬ:

Упражнение 11.

Упражнение 12.

Измени предложения по образцу:

Одна лисица, две лисицы,много лисиц.

Одно полотенце...

Одна птица…

Один птенец…

Звук З

Упражнение 1.

за – зо – зу – зы – зэ (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды! - смеялись Лиза и Зоя. - Так далеко от земли, а нас видят!»

Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза. Глядя на картинки-символы из При­ложения 1, назови звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Пограничная полоса. Кра­сивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Ровные столбы. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Веселый праздник. Родное слово. Крутой склон. Пологая крыша.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в одном слове

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори слова по 3-4 вместе в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Акварель, апрель, верблюд, вертолет, глухарь, грелка, журнал, зрители, играли, иллюстрация, календарь, карусели, кресло, кролики, ларек, лекарство, леопард, лесорубы, люстра, маляры, мармелад, орел, прыгалки, прялка, рельсы, ролики, роль, рояль, рулет, руль, рыболов, слесарь, словарь, спортзал, стрелка, тарелка.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВЛ-Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в предложениях, составленных по опорным словам

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Используя пары слов, составь о детях предложения.

Например: Лара долго переключала телевизор с программы на программу и никак не могла найти передачу о верблюдах.

Зеркало - смотрела. Тарелка - приготовила. Вертолет - играл. Мармелад - попросил. Стрела - пролетела. Зрители - кресло. Грелка - лекарство. Маляр - спортзал. Леопард - перепрыгнул. Ныряли - соревновались. Лекарство - по­пробовала. Телевизор - переключала.

Упражнение для дифференциации звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в словосочетаниях-скороговорках и самостоятельно

Составленных предложениях

Проговори за взрослым словосочетания в быстром темпе 3-4 раза. Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Дополни каждое словосочетание до целого предложения и проговори его. Уточни значение незнакомых слов.

Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния и оглушительно про­гремел гром.

Сверкнула молния. Выиграла в лотерею. Разбила зеркало. Крикливый билетер. Говорливый контролер. У Лары мармелад. Неповоротливый жонглер. Отрывной календарь. Играла и выиграла. У Валерки тарелка. Лара играла на рояле. Лара-балерина. Валерий на карусели. Столяр и маляр. Билетер и контролер. Валерий в вертолете. Смотрела и высмотрела. Корабли лавировали. Жонглер жонглиро­вал. Королева карнавала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в самостоятельно составленных предложениях.

Закрепление навыка словообразования

Послушай слова. Возьми картинку девочки из Приложения 1, назови ее Лара. Пред­ставь, что она выполняет все названные действия. Четко, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждое незаконченное действие 2-3 раза. Затем назови новое законченное действие. Составь о Ларе 4-5 предложений и четко их проговори.


Например: Лара раскрывала-раскрывала коробку и наконец... раскрыла.

Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, рас­ставляла, расправляла, размешивала, расчесывала, разглаживала, расстегива­ла, развязывала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

У Нюры юла красива, да мала.

Мила - краса, голубые глаза.

Клава села в палатку, Клава съела баранку.

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.

Фрол рад, что поет в лад.

В руках игла - это не игра!

У нашей Луши в руках две груши.

Малы комары, да злы до поры.

Мыло серо, а моет бело.

Мара мала, лак пролила.

Среди белых голубей один серый воробей.

Кира мыла мылом Иру.

Лесорубы на столы положили топоры.

Ловкий крот влез на плот.

Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в стихотворных текстах. Развитие интонационной выразительности речи

Послушай истории в стихах. Проговори их с выражением и перескажи своими сло­вами. Объясни, что же в них забавного.


Огорченная сорока Возвращалася с урока, Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.

На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно - большая семья!»


Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку - Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли.


Что ты, ветер, натворил? Рассердился, набежал,

Что ты в небе смастерил? Облака перемешал.

Из курчавых облаков Где картины? Где река?

Сделал рыб, коров, слонов. В небе просто облака!

Ветер, видно, не услышал,

Ветер из терпенья вышел, Солнце по небу гуляло,

Солнце в озеро упало, Прошептало: «Спать пора!» И исчезло до утра.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в загадках

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Окна светлые кругом, К нам во двор забрался крот,

Едет мимо желтый дом, Вырыл яму у ворот,

Носит обувь из резины Тонна в рот земли войдет,

И питается бензином. Если крот раскроет рот.

(Автобус.) (Экскаватор.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок, Желтый одуванчик

А из них лишь три сороки По двору прошел,

Приготовили уроки. Желтый одуванчик

Сколько лодырей сорок Зернышки нашел.
Прилетело на урок? (Цыпленок.)

В полотняной стране,

Приближаться к дому стала, По реке-простыне

С неба солнышко украла. Корабль плывет

(Ночь.) То вбок, то вперед.

Долговязый Тимошка Скользит по белой дорожке,

Его темные следы - Как на стежке, на дорожке,

Твои лучшие труды. Вижу алые сережки.

(Ручка.) (Земляника.)

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, со­храняя четкость и громкость произношения.


Король - орел, орел - король.

Клара у Вали играла на рояле.

Орел на горе, перо на орле.

Карась, в лаз не лазь!

Проворонила ворона вороненка.

На гармони громко заиграл Еремка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Прорубь прорубили - рыбки наловили.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

К полудню Лара с Полей пол поля пропололи.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос, мне тарелку Валерка на подносе принес.

Сорока-белобока садится на забор, сорока-белобока заводит разговор.

За поселком, у проселка в поле пела перепелка, перепел прилетел, перепелку перепел.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: «Сено, краб, граблями грабь!»

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

Ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп - кипит укроп.

Я во двор вела вола, за рога вола вела, в хлев вела вола, а вол в огород меня завел!

Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.

Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Уточка вострохвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.


1. Формирование звука ЛЬ............................................................................................. 7

2. Различение звуков ЛЬ - Й на. слух и в произношении................................... 25

3. Формирование базового звука С............................................................................ 32

4. Формирование производного звука СЬ............................................................. 54

5. Различение звуков С - СЬ на слух.................................................................... 64

6. Формирование первично производного звука 3 .............................................. 66

7. Формирование вторично производного звука ЗЬ............................................ 77

8. Различение звуков С - 3 на слух.......................................................................... 82

9. Различение звуков 3 - ЗЬ на слух......................................................................... 84

10. Формирование производного звука Ц............................................................... 86

11. Различение звуков С - Ц на слух и в произношении.................................. 97

12. Формирование базового звука III...................................................................... 101

13. Различение звуков С - Ш на слух и в произношении.................................. 124

14. Формирование производного звука Ж.............................................................. 133

15. Различение звуков III - Ж на слух................................................................... 143

16. Различение звуков 3 - Ж на слух и в произношении................................ 145

17. Формирование производного звука Щ............................................................. 150

18. Различение звуков СЬ - Щ на слух и в произношении............................... 157

19. Формирование вторично производного звука Ч.......................................... 161

20. Различение звуков Ч - Щ на слух и в произношении................................ 170

21. Формирование базового звука Л........................................................................ 174

22. Формирование базового звука Р........................................................................ 201

23. Формирование производного звука РЬ.......................................................... 228

24. Различение звуков Р - РЬ на слух................................................................. 237

Различение звуков Р-Л на слух и в произношении.

Цель: дифференциация звуков Р-Л.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношения, умения дифференцировать звуки Р-Л в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Звуки Р-Л ребенок смешивает очень часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа, описанная мною, по дифференциации звуков Р-Л помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков Р-Л изолированно, в слогах и словах.

1. Дифференциация звуков Л-Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.

Ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы

Ла-ра-ла ло-ро-ло лу-ру-лу лы-ры-лы ра-ла-ра ро-ло-ро ру-лу-ру ры-лы-ры

2. Дифференциация звуков Р-Л в прямых слогах с разными гласными звуками.
На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"

Ла-ро лу-ры лы-ра лэ-ро ру-ла ры-ло ра-лы

Ло-ра-лы лу-ры-ла лы-ра-лу лэ-ро-ла ры-лу-ро ро-лы-ру рэ-лу-ро ра-лу-ры ру-лы-рэ

3. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Повторялки"
Сначала ребенку предлагается за взрослым повторить пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком:
рама-лама, лов-ров, ложки-рожки, ложь-рожь, игра-игла, лак-рак, роза-лоза, рука-Лука, пир-пил, блошка-брошка, свалка-сварка.

На этих же словах можно проводить и игру "Измени слово" - необходимо, прослушав первое слово, мысленно заменить в нем звук Л на Р или наоборот.

Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, лучи-ручьи-лампа-рука-конура-акула. Затем берутся слова с обоими звуками, типа глухарь-журнал-мармелад-прыгалка-рыболов-зеркало.

Второй этап
Различение звуков Р-Л в предложениях и связной речи.

1. Дифференциация звуков Р-Л в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, о которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Дифференциация звуков Р-Л в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
У Нюры юла красива, да мала.
Мила - краса, голубые глаза.
Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.
Дедушку зовут Лука, у него болит рука.
В руках игла - это не игра.
У нашей Луши в руках две груши.
Малы комары, да злы до поры.
Мыло серо, а моет бело.
Среди белых голубей один серый воробей.
Лесорубы на столы положили топоры.
Ловкий крот влез на плот.
Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

3. Дифференциация звуков Р-Л в стихотворных текстах.
На лужайке сидел рыболов,
Терпеливо копал червяков,
Увидал рыболова скворец
И сказал: "Настоящий отец!
Ищет корм даже лучше, чем я,
Сразу видно - большая семья!"

Хочет в сад попасть улитка,
Да мешает ей калитка.
Я открыть калитку рад,
Пусть ползет улитка в сад.
Целый час держал калитку -
Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора
Караулил куль добра,
Воры куль добра не брали,
Воры сторожа украли.

Что ты, ветер, натворил?
Что ты в небе смастерил?
Из курчавых облаков
Сделал рыб, коров, слонов.
Ветер, видно, не услышал,
Ветер из терпенья вышел,
Рассердился, набежал,
Облака перемешал.
Где картины? Где река?
В небе просто облака.


Дифференциация звуков Р - Л

Дифференциация звуков Р-Л в слогах

1) Дифференциация звуков Р и Л в прямых слогах.
Повтори слоги, чётко проговаривая звуки Р и Л.
лэ - рэ - рэ
ра - ла - ла
ро - ло - ро
ру - лу - ру
ры - лы - ры

2) Дифференциация звуков Р и Л в обратных слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звки Р и Л.
ар - ал - ар
ор - ол - ол
ур - ул - ул
ил - ир - ир
эр - эл - эр

3) Дифференциация звуков Р и Л в интервокальной позции. Повтори слоги, чётко проговаривая звуукки Р и Л.
ара - ала - ала
оро - оло о- оло
уру - улу - улу
илы - иры - иры
эрэ - элэ - эрэ

4) Дифференциация звуков Р и Л в слогах со стечением согласных. Повтори слоги, чётко проговаривая звуки Р и Л.
лва - лва - рва
рна - лна - лна
лно - лро - лно
лва - рва - лва
вру - влу - влу
влы - вры - влы

Дифференциация звуков Р-Л в в словах

1) Дифференциация звуков Р и Л в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
раз - лаз
рай - лай
рак - лак
рама - лама
рампа - лампа
рань - лань
ров - лов
рожа - лоза
рожки - ложки
рожь - ложь
розы - лозы
ром - лом
рот - лот

2) Дифферециация звуков Р и Л в обратных слогах. Повтори слова. чётко проговаривая звуки Р и Л.
укор - укол
вар - вал
вор - вол
помор - помол
костёр - костёл
мор - мол
навар - навал
отвар - отвал

3) Дифференциация звуков Р и Л в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
баллон - барон
полоть - пороть
корона - колонна
колобок - коробок
булочка - курочка
пора - пола

4) Дифференциация звуков Р и Л в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
барка - балка
бурка - булка
жарко - жалко
игра - игла
парка - палка
полка - порка
прут - плут

Дифференциация звуков Р-Л в словосочетаниях

Дифференциация звуков Р и Л в словосочетаниях.
Повтори словосочетания, чётко проговаривая звуки Р и Л.

Глубокая тарелка
горячая грелка
журавлиное крыло
концертный рояль
кривые зеркала
курлыканье журавля
лапа леопарда
рослый подросток
рулон поролона
скоростной вертолёт
шоколадный рулет
шустрая белка

Дифференциация звуков Р-Л в предложениях

Дифференциация звуков Р и Л в предложениях.

В воде ребята играли в поло.
В жаркий полдень приятно выпить прохладный лимонад.
В концертном зале висела нарядная люстра.
В мармеладе вкусная прослойка.
В трюме рыболовного судна богатый улов: крабы, кальмары и омары.
Кролики резвились и прыгали в траве.
лариса рассматривала картинки в журнале.
Леопард - красивое и сильное животное.
Маляр красил красной краской стены и белил мелом потолок.
На террасе прохладно.
Поезд "Красная стрела" курсирует между Москвой и Петербургом.
Продавец складывал на полку рулоны марли.
Реку вернули в прежнее русло.
Рыболов показал Родиону вечерний улов.
Туристы быстро добрались до лагеря.
У орла огромный размах крыльев.

Измени по образцу:
Образец:
я протирал(а) зеркало.
Ты протирала(а) зеркало.
Он протирал зеркало.
Она протирала зеркало.
Мы протирали зеркало.
Вы протирали зеркало.
Они протирали зеркало.

Я сорвал(а) ромашку.
Я говорил(а) с Ларисой.
Я сворачивал(а) рулон.

Распространение предложений.

Запомни и правильно повтори предложения.

Лариса играла.
Лариса играла на рояле.
Лариса играла на рояле баркаролу.
Лариса играла на концертном рояле баркаролу.

Шкипер управлял.
Шкипер управлял траулером.
Шкипер управлял рыболовецким траулером.
Говорливый шкипер управлял рыболовецким траулером.

Ворона не боится пугала.
На сыроежку забралась улитка.
Слонёнок радуется разноцветным шарам.
Рома гладит Рыжика.
Лодыри не делают уроки.
Мальчик ловит рыбу.
Парусник плывёт по замёрзшей луже.
Кенгуру играют на ксилофоне.

Дифференциация звуков Р-Л в скороговорках

Орёл на горе,
Перо на орле.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

За деревней, за посёлком,
Пела, пела перепёлка.
Перепел прилетел,
Перепёлку перепел.

На болоте,на лугу
стоит крынка на творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Пётр Первый
Пошёл погулять,
Поймал перепёлку,
Пошёл продавать,
просил полтинник,
Получил подзатыльник.

Наловил Валерий
Полведра форели.
Угостил форелью
Дарью и Лукерью.

Стоит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберёт.
Где ворота, а где рот.

Протокол про протокол
Протоколом запротоколировали.

Лавировали лавировали корабли,
Да не вылавировали.

Лара и Валя играют на рояле.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
Воробьи – под кровлю, а сова – на ловлю.
Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Летели три вороны – чёрны, пёстроголовы.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Морская волна сильна и вольна.
На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Орёл укрыл крылом орлёнка.
Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
Риту и Наталию отправили в Италию.
Как брёвна, по Нилу плывут крокодилы.

Дифференциация звуков Р-Л в стихотворениях

Федя, Филя и Федот
Охраняли огород.
И козлы благодарили
Их за это целый год.

*****
Мысль пришла к лосю не вся.
Мысль пришла к лосю частями.
Очень длинными путями
Ходят мысли до лося.
(Валерий Смульф)

*****
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.

*****
За стеклянными дверями
стоит Катя с пирогами...
"Катя, миленький дружок,
Сколько стоит пирожок?" -
"Три копейки с половиной" -
Отвечает Катерина.
"Что так дорого берёшь?" -
"посмотри, товар хорош".

*****
Лена кукле платье сшила -
Любит Лена Аллочку.
К волосам ее решила
Приколоть фиалочку.

*****
Комочек серых пёрышек.
Весёлый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится.
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
(А. Прокофьев)

Три хозяйки
Что за сёстры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает.
Ставит всё на полки.
Ну а третья подбирает
На полу осколки.
(Е. Ильина)

*****
Белые и мелкие лепестки ромашки,
У ромашек белых жёлтенькие глазки.
Жёлтенькие глазки у ромашек белых,
Вижу на ромашках я бабочек несмелых.

Улетели, улетели...
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетели, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет,
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели.
Улетели и грачи!

Маляры

Маляры пришли втроём,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и весёлый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: "Ура!"

На огороде
Взяли грабли и лопатки,
В огород пошли ребятки.
тут копают, там рыхлят,
Убирают мусор с гряд.
Репу сеют, лук сажают,
Дружно грядки поливают.

*****
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(А.С. Пушкин)

Земляника
У пней, погляди - ка.
Растёт земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые - спелы,
Которые - белы,
Которые - сладки,
Которые - гладки.

*****
Тихо рысь на дерево взобралась
И сидит под ветками затаясь.
Чтоб в лесу улавливать каждый шаг
Кисточки антеннами на ушах.

*****
Плывёт под парусами
Эскадра кораблей.
И всеми кораблями
Командует Андрей.
Они в огромной ванне
Плывут как в океане.

Дифференциация звуков Р-Л в загадках

Вверху зелено,
Внизу красно,
А в землю вросло.
(свёкла)

Не вода, не суша -
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(болото)

Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(пила)

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
(крапива)

Едет воз без колёс,
Колеи не оставляет.
(лодка)

Чёрный, проворный,
Кричит "Крак",
Червячкам враг.
(грач)

Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
(Гриб)