Урбан 2 папа римский. Призыв к крестовому походу

Ноябрь 1095г., Клермон, Франция. Город наполнен праздничной суетой. Еще бы, сам Римский папа Урбан II собрал здесь Собор. Со всех концов Франции собрались рыцари, духовенство, крестьяне. В этом году Римский папа уже собирал Собор в итальянской Пьяченце. И теперь, перевалив Альпы, он прибыл в Клермон, предварительно объехав Клюнийское аббатство. Сегодня он должен выступить перед народом с проповедью. А народу собралось столько, что в городе не оказалось подходящего места, готового уместить всех желающих. Решили собраться на равнине за городом.
- Возлюбленные братья!
Побуждаемый необходимостью нашего времени, я Урбан, носящий с разрешения Господа знак апостола, надзирающий за всей землей, пришел к вам, слугам Божьим, как посланник, чтобы приоткрыть Божественную волю.
Так начал свою речь папа. Людское море стихло, жадно внимая его словам. Ждали, когда папа скажет главное.
Урбан II рассказал о том, что турки сельджуки захватили Иерусалим, о гонениях христиан в Святой земле, об их страданиях, о необходимости помочь им как можно скорее:
- И вот об этом-то деле прошу и умоляю вас, глашатаев Христовых, - и не я, а Господь, - чтобы вы увещевали со всей возможной настойчивостью людей всякого звания, как конных, так и пеших, как богатых, так и бедных, позаботиться об оказании всяческой поддержки христианам и об изгнании этого негодного народа из пределов наших земель. Я говорю (это) присутствующим, поручаю сообщить отсутствующим, - так повелевает Христос.
И толпа выдохнула:

Так начиналась почти 200-летняя эпопея крестовых походов. Так кто же был их инициатор, римский папа Урбан II?
Он родился в 1042 г. в семействе де Ланжери в провинции Шампань. Род его был знатным, поэтому стоит ли удивляться, что одним из учителей у него был святой Бруно, основатель ордена картезианцев, существующего до сих пор (во Франции и других странах существует 18 таких монастырей). Полное мирское имя Урбана II - Одо (Оддо) де Ланжери. В Реймсе Одо стал каноником, а затем получил сан архидьякона. Карьера его была успешна, но около 1070 г. Одо удаляется в монастырь Клюни, известный аскетизмом его монахов и покровительством римского папы. В скором времени он становится приором Клюни.
1073 г. для клюнийских монахов стал годом перемен. В Риме был избран новый понтифик Григорий VII, ставший монахом Клюни еще в 1047 г. Тогда, в 1047, Григорий VII мечтал быть аскетом, жаждал уединения. Но мечтам не суждено было сбыться. Его забрал с собой в Рим папа Лев IX, понтификат которого начался в 1049 г. А теперь Григорий VII сам, желая поддержки верных людей, вызвал из Клюни монахов под предводительством аббата Гуго. В эту группу монахов вошел так же и приор Одо де Ланжери. Отныне его судьба была накрепко связана с судьбой папы Григория VII.
Времена были трудные. Еще папа Григорий VI, в 1045-1046 гг. предпринял попытку начать церковную реформу. Реформа проходила очень трудно. Еще бы, деятели реформы замахнулись на устои и церковные, и светские! В первую очередь реформаторы предлагали отказаться от симонии, т.е. продажи церковных должностей, а также ратовали за целибат, то бишь, за безбрачие священнослужителей. А ведь большинство приходских священников в XI в. были женатыми! Симония позволяла наполнять звонкой монетой карманы светских и церковных феодалов. Первой жертвой этой борьбы пал…сам римский папа Григорий VI, которого заставили отречься от престола – он купил папский титул у своего предшественника Бенедикта IX за 2000 динариев. Надо ли говорить о том, что проведение реформы всячески тормозилось властями.
В марте 1074 г. состоялся синод, на котором папа издал постановление, в котором содержался запрет на торговлю церковными должностями, а так же запрет верующим принимать причастие у женатых священников. И раньше римские папы издавали такие постановления, но они обычно игнорировались духовенством. Теперь же, когда постановление издал Григорий VII, славившийся своей настойчивостью и энергией, не приходилось надеяться, что все останется по-прежнему. Духовенство было взволновано.
Но папе, казалось, решений этого синода было мало. Происходила интенсивная подготовка новых постулатов реформы. Через год, опять весной, издается «Диктат папы», короткая и ясная программа, направленная на возвышение римского папы над светской властью. Светские власти лишались так называемой инвеституры, т.е. права назначать и смещать епископов, а духовенству запрещалось получать должности от светских владык.
Одо де Ланжери принял в церковной реформе самое деятельное участие. В 1078 г. его назначили кардинал-епископом Остии, одного из пригородов Рима, а вскоре он был направлен легатом, т.е. дипломатическим представителем папы во Францию и Германию. Легатам Григория VII давалось исключительное право во все вмешиваться, смещать епископов, провозглашать церковные кары против государей.
Германия XI в. являлась частью Священной Римской империи, управлявшейся в то время представителями франконской династии. К 1078 г. между римским папой и королем Германии Генрихом IV разгорелся конфликт. Возмущенный отменой инвеституры, в январе 1076 г. Генрих IV взял да и отрешил от должности Григория VII. Конфликт этот через год привел Генриха в Каноссу, на покаяние: отлучение самого Генриха IV от церкви оказалось более сильным ударом – ему перестали подчиняться его вассалы! Но и Каносса оказалась лишь эпизодом драмы, затянувшейся на долгие годы. Вскоре после покаяния Генрих вернулся к противостоянию с папой. Разгневанный Григорий VII в марте 1080 г. вновь отлучил короля от церкви. В отместку, Генрих IV в июне этого же года собирает в Бриксене собор, и верные ему епископы объявляют Григория низложенным. Мало того, они избирают Виберта Равеннского папой! Этот антипапа вошел в историю под именем Климента III. Так одновременно на римском престоле оказались двое.
На долю Одо де Ланжери, легату, посланнику папы в Германии достались трудные дела. За 3 года, которые он состоял в этой должности, ему пришлось даже сидеть в тюрьме, куда его отправили по приказу Генриха IV. Правда, вскоре король велел его освободить.
В июле 1083 г. германский король взял Рим, вынудив Григория VII укрыться в замке Сант-Анджело. Папа держался твердо, не соглашаясь на мировую. 21 марта 1084 г. Генрих IV начал осаду замка. Через 3 дня Климент III был посвящен в папы. Спустя неделю он возложил на Генриха IV императорскую корону.
Григорий VII недолго был заложником императора. Вскоре его освободили норманны под командованием его верного вассала Робера Жискара. Норманны подвергли Рим жестокому разграблению, которого он не знал со времен готов. Римляне стали осыпать папу проклятьями. После этого оставаться в Риме папа не мог. Григорий VII умер в Салерно в мае 1085 г.
Григорий умер, простив перед смертью всех своих врагов, кроме Генриха IV и Климента III. Как быть дальше, что делать с Климентом, избранным немецкими епископами? Мнения самих немецких епископов разделились. Поэтому бывший легат, епископ-кардинал Одо де Ланжери организовал собор сторонников реформ в Кведлинбурге. Сторонники же императора и Климента III собрались в Майнце. Епископы в Майнце поддержали Климента, а на соборе в Кведлинбурге под руководством Одо де Ланжери Климент III был проклят. Решался и вопрос о приемнике. Одним из вероятных кандидатов на папский престол был назван Одо де Ланжери.
Да, теперь, в 1085 г. авторитет Одо де Ланжери был уже настолько сильным, что его кандидатура рассматривалась как наиболее приемлемой. Он был способным организатором, великолепным дипломатом, настойчивым, энергичным реформатором. Однако жизнь распорядилась по-своему.
Римляне, узнав о том, что Климент III проклят, изгнали антипапу из города. На Пасху 1086 г. кардиналы собрались в Риме, чтобы избрать нового понтифика. Кандидатуру Одо де Ланжери они…отклонили. Соперником его оказался Дизедерий, аббат влиятельного монастыря Монте-Кассино.
Дизедерий вовсе не проявлял интереса к избранию на престол Святого Петра, не собирался принимать участие в выборах, занимаясь в это время дипломатическими делами. Все решилось 24 мая: строптивого аббата кардиналы насильно затащили в церковь Святой Лючии и надели таки на него папское одеяние! Но вскоре Дизедерию вновь представилась возможность проявить свой упрямый норов: воспользовавшись сумятицей, вызванной приближением к Риму императорского префекта, он сбежал в свой монастырь и скрывался там целый год. Выборщики в это время находились в Террачине, поскольку Рим находился в руках Климента.
В начале 1087 г. на синоде в Капуе выборщики вновь подтвердили, что Дизедерий является римским папой, и уговорили его принять должность. А в скором времени норманны выгнали из Рима Климента III с его братией. И 9 мая Дизедерий под именем Виктор III был торжественно посвящен в римские папы. Но через 8 дней Виктор III оставил Рим и вернулся в свой любимый монастырь Монте-Кассино, чем тут же не преминул воспользоваться Климент. Он вновь занял Рим.
В конце августа 1087 г. Виктор III собрал синод в Беневенто. Климент был отлучен от церкви, инвеститура осуждена. Спустя 3 дня после начала синода папа внезапно заболел и уехал в Монте-Кассино, чтобы там умереть. Он успел издать несколько декретов, давших монастырю привилегии, и рекомендовал избрать Одо де Ланжери римским папой. 16 сентября 1087 г. Виктор III умер.
12 марта 1088 г. в Торречине (Рим все еще был в руках Климента) Одо де Ланжери был единогласно избран римским папой. Он взял имя Урбана II. В первом же обращении нового папы содержался призыв к установлению мира и поддержке князьями и епископами-реформаторами нового папы.
Положение нового папы было трагическим. Норманны, которые могли бы помочь вернуться в Рим, были заняты своими распрями. Урбан постарался примирить их лидеров Роже и Боэмунда. Но когда, наконец, норманны начали освобождение Рима, сил их хватило освободить только его небольшую часть, а остальным городом владел Климент. Урбан вынужден был укрыться на одном из островов на Тибре - острове Святого Варфоломея. Три дня отчаянно дрались между собой войска папы и антипапы. Наконец, Климент III был разбит и Урбан смог торжественно войти в собор Святого Петра.
Но на этом борьба за Рим не закончилась. Она с переменным успехом продолжалась до 1093 г. Колебания римлян, неустойчивая военная поддержка норманнов, оказываемая папе, - все это приводило к тому, что Рим переходил из рук в руки.
1089 г. оказался для Европы неудачным: неурожай, голод, эпидемия «огненной чумы» (спорынной болезни) унесли тысячи жизней. В довершение всех бед в Северной Германии и Брабанте случилось землетрясение – местами реки выходили из берегов. Осенью того же года Урбан провел в Мельфи синод, где вновь, в который раз, осудили симонию и половую распущенность священников. Было там и кое-что новое. Между предводителями норманнов Роже и Боэмундом был заключен длительный мир. Но вернуться в Рим Урбан не успел: горожане вновь приняли Климента! Пришлось проклинать антипапу из-за городских стен…
Еще 3 года Урбан II скитался по южной Италии. Проводил синоды, наводил дипломатические мосты. Например, было отправлено посольство в Византию к ее правителю басилевсу Алексею Комнину с предложениями о путях воссоединения западной и восточной церкви после раскола христианства в 1054 г. В те же 3 года скитаний римского папы было получено на Западе письмо Комнина графу Роберту Фландрскому с просьбой о помощи в борьбе с турками и печенегами. Но жизнь в эти годы так и не наладилась. Неурожаи, голод, эпидемии, природные катаклизмы преследовали европейцев неотвратимо. «Семь тощих лет», о которых пишут историки, сделали их настоящими религиозными фанатиками, готовыми за эту божью кару пойти еще на большие жертвы – религиозный аскетизм, отшельничество, паломничество, уход в монастырь.
Между тем, влияние Климента в Риме начало ослабевать. Слабело оно по причине не очень удачной войны главного покровителя Климента Генриха IV с Матильдой Тосканской и ее мужем Вельфом IV Баварским. Да еще и старший сын Генриха Конрад, возмущенный выходками своего распутного папаши перешел на сторону итальянцев… Впрочем, не бескорыстно перешел. Вскоре его короновали в Милане как короля Италии.
Теперь Урбан II вполне мог рассчитывать вернуться в Рим. Оставалось только решить жилищный вопрос. Проклятый антипапа Климент III мертвой хваткой вцепился в замок-крепость Сант-Аннджело, полюбившуюся римским папам резиденцию.
Вначале Урбана II выручило семейство Франьипани, предоставив ему свой замок близ римского холма Палатин. Затем управляющий Латеранского дворца предложил папе сдать дворец за деньги. Финансовое положение папы к этому моменту было просто отвратительным. В это время, когда неурожаи, голод и эпидемии чередой сменяли друг друга, не приходилось надеяться на благополучие даже папе. На выручку ему поспешил французский аббат Григорий Вандомский, который продал часть имущества своего монастыря. Итак, через 6 лет после своего избрания папа Урбан II въехал на жительство в Латеранский дворец Рима.
Положение римского папы по-прежнему было трудным. Римляне терпели папу-француза с трудом. Паства голодала и умирала. По дорогам Европы бродили отряды рыцарей, которые грабили проезжих, нападали на деревни и города. Хорошо, что часть этих отрядов удалось направить на юг, в Испанию, где шла реконкиста, война христиан с сарацинами, т.е. арабами. Необходимо было найти решение, которое помогло бы разрешить хоть часть этих проблем. Это решение медленно, но верно всплывало на поверхность из мути европейской жизни тех лет…
Дипломатия Урбана II начала приносить плоды. Басилевс Алексей Комнин вступил с ним в переписку по поводу помощи в избавлении Византии от турков-сельджуков и печенегов, осадивших Константинополь с суши и моря. Это был шанс к заключению новой унии - союза после раскола христианства в 1054 г. на западную и восточную церкви, т.е. соответственно католичество и православие.
Попытки наладить отношения между восточной и западной церквями, проведение крестового похода протии турков-сельджуков были предприняты еще Григорием VII. Но после того как начался конфликт с Генрихом VII - эти попытки были оставлены до лучших времен.
В 1095 г. византийский император Алексей I Комнин направил в Рим посольство с просьбой о помощи против турок-сельджуков, угрожавших Константинополю.
В марте 1095 г., послы Византии были приняты папой на соборе в Пьяченце. Здесь, в Пьяченце, впервые прозвучали слова о военном походе для освобождения восточных христиан.
Окончательно идея крестового похода была оформлена на соборе в Клермоне в ноябре этого же года. Здесь папа произнес речь, которую называют самой эффективной в европейской истории. Речь прерывалась возгласами толпы:
- Dieu le veut! (Так хочет Бог!)
«Пусть выступят против неверных, пусть двинутся на бой, давно уже достойный того, чтобы быть начатым, те, кто злонамеренно привык вести частную войну даже против единоверцев, и расточать обильную добычу. Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше были грабителями. Пусть справедливо бьются теперь против варваров те, кто в былые времена сражался против братьев и сородичей. Нынче пусть получат вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть увенчает двойная честь тех, кто не щадил себя в ущерб своей плоти и душе. Те, кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты; здесь враги Господа, там же станут ему друзьями.
Те же, кто намерены отправиться в поход, пусть не медлят, но, оставив (надежно) собственное достояние и собрав необходимые средства, пусть с окончанием зимы, в следующую же весну устремятся по стезе Господней»
Все было предусмотрено в этой речи: отпущение грехов – индульгенция, сохранение церковью имущества отправившихся в поход христиан и прощение их долгов перед кредиторами… И даже была проведена церемония возложения креста на папского легата в новом крестоносном войске епископа Адемара де Ле Пюи Монтейского.
После этой речи тысячи верующих из разных концов Европы решили отправиться в поход «освобождать гроб Господень». Поход начался весной 1096 г. Сначала в путь отправились простолюдины, а в августе начался поход рыцарей.
Клермонский собор укрепил пошатнувшийся авторитет Урбана II. Римский папа стал действительно выше светской власти. В марте 1096 г. на синоде в Туре он отлучил Филиппа I, короля Франции за незаконное сожительство с Бертрадой де Монфор. Хитрый Филипп заявил, что развелся, но Бертраду оставил при себе.
Христианская Европа сплотилась вокруг престола Святого Петра. Это был момент, когда римский папа, наконец, обрел вожделенное могущество. Это могущество не мог оспорить никто. Ни притворщик французский король Филипп I, ни давний враг Святого престола император Священной Римской империи Генрих IV. Даже Климент III, в очередной раз въехавший в Рим понимал, что ему недолго осталось наслаждаться воздухом вечного города. На следующий год при поддержке Гуго Вермандуа Урбан вошел в Рим.
Положение его было прочным и продолжало укрепляться. Матильда Тосканская и итальянский король Конрад заняли Северную Италию, вынудив императора отступить на север. Урбан всячески поощрял войну норманнов с сарацинами. Война шла успешно. Чтобы поощрить норманнов папа назначил их предводителя Роже своим легатом на захваченном ими острове Сицилия.
В октябре 1098 г. в Бари собрались представители западной и восточной церкви. Целью собора было урегулирование вопроса о филиокве, т.е. о добавлении к догмату о Троице об исхождении Св. Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Представители восточной церкви с филиокве не согласились. Собор в Бари закончился ничем. Разрыв между церквями только усилился.
15 июля 1099 г. крестоносцы взяли Иерусалим. А через две недели 29 июля Урбан II умер. Похоронили его в соборе Святого Петра в Риме. На его могиле произошло много чудес. Поэтому 14 июля 1881 г. римский папа Лев XIII объявил Урбана II блаженным.

Речь папы Урбана II на Клермонском Соборе

В году 1095-м большой собор был созван в Оверни – в городе Клермоне. Среди присутствующих бы ли римские епископы и кардиналы и папа Урбан II. Съехалось также множество епископов и князей из Галлии и Германии. Когда церковные дела были решены, папа вышел на просторную площадь – поскольку не было помещения, способного вместить всех собравшихся, – и обратился к людям с такими словами:

«Народ франков! Вы пришли из-за Альп, вы избраны Богом и возлюблены им, что показано многими вашими свершениями. Вы выделяетесь из всех других народов по положению земель своих и по вере католической, а также по почитанию святой церкви; к вам обращается речь моя!

Мы хотим, чтобы вы ведали, какая печальная причина привела нас в ваши края, какая необходимость зовет вас и всех верующих. От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, да и ранее весьма часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, иноземное племя, чуждое Богу, народ, упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный Богу духом своим, вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем. Персы частью увели христиан в свой край, частью же погубили постыдным умерщвлением. А церкви Божьи они либо срыли до основания, либо приспособили для своих обрядов. Они оскверняют алтари своими испражнениями. Они обрезают христиан и обрезанные части кидают в алтари или в купели для крещения. Они рады предать кого-нибудь позорной смерти, пронзая живот, лишая детородных членов и привязывая их к столбу. Потом они гоняют свои жертвы вокруг него, и бьют плетью до тех пор, пока из них не выпадают внутренности и сами они не падают наземь. Иных же, привязанных к столбам, поражают стрелами; иных, согнув шею, ударяют мечом и таким способом испытывают, каким ударом можно убить сразу. Что же сказать о невыразимом бесчестии, которому подвергаются женщины, о чем говорить хуже, нежели умалчивать? Греческое царство уже до того урезано ими и изничтожено, что утраченное не обойти и за два месяца.

Кому выпадает труд отомстить за все это, исправить содеянное, кому как не вам? Вы люди, которых Бог превознес перед всеми силою оружия и величием духа, ловкостью и доблестью сокрушать головы врагов своих, вам противодействующих?

Поднимайтесь и помните деяния ваших предков, доблесть и славу короля Карла Великого, и сына его Людовика, и других государей ваших, которые разрушили царства язычников и раздвинули там пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые, и святые места которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются. О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!

И если вас удерживает нежная привязанность к детям, и родителям, и женам, поразмыслите снова над тем, что говорит Господь в Евангелии: «Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ и наследует жизнь вечную». Не позволяйте собственности или семейным делам отвлечь вас.

Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет млеком и медом.

Иерусалим – это пуп земли, край, самый плодоносный по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил ее деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в полоне у его врагов и используется народами, не ведающими Господа, для языческих обрядов. Он стремится к освобождению и жаждет освобождения, он беспрестанно молит о том, чтобы вы пришли ему на выручку. Он ждет помощи от вас, ибо, как мы уже сказали, пред прочими сущими народами вы удостоены Богом замечательной силой оружия. Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе Царствия Небесного».

Когда папа Урбан в своей искусной речи сказал это и многое в этом роде, тех, кто там был, соединило общее чувство, так что все возопили: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!» Услышав это, достопочтенный владыка римский возвел очи к небесам, возблагодарил Бога и, мановением руки потребовав тишины, заговорил снова:

«Возлюбленные братья! Сегодня мы видели, что, как сказал Господь в Евангелии от Матфея, «где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них». Ибо если бы не Бог, который присутствовал в ваших помыслах, не раздался бы столь единодушный глас ваш; и хотя он исходил из множества уст, но источник его был единым. Вот почему говорю вам, что это Бог исторг из ваших уст такой глас, который он же вложил в вашу грудь. Пусть же этот клич станет для вас воинским сигналом, ибо слово это произнесено Богом. И когда произойдет у вас боевая схватка с неприятелем, пусть все в один голос вскричат Божье слово: «Так хочет Господь! Так хочет Господь!»

Мы не повелеваем и не увещеваем, чтобы отправлялись в этот поход старцы или слабые люди, не владеющие оружием. И пусть женщины не пускаются в путь без своих мужей, либо братьев, либо законных опекунов. Они ведь являются больше помехой, чем подкреплением, и представляют скорее бремя, нежели приносят пользу. Пусть богатые помогут беднякам и на свои средства поведут с собою пригодных к войне. Священникам и клирикам любого ранга не следует идти без дозволения своих епископов, ибо, если отправятся без такого разрешения, поход будет для них бесполезен. Да и мирянам не гоже пускаться в паломничество иначе, как с благословения священника.

И тот, кто решит совершить это святое паломничество, и даст о том обет Богу, и принесет ему себя в живую, святую и весьма угодную жертву, пусть носит изображение креста Господня на челе или на груди. Тот же, кто пожелает, выполнив обет, вернуться домой, пусть поместит это изображение на спине промеж лопаток. Тем самым такие люди выполнят заповедь Господню, которую он сам предписывает в Евангелии: «И кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин меня».

Когда все это было сказано, один из римских кардиналов, по имени Григорий, прочитал «Конфитеор» для всех присутствующих, которые теперь опустились на колени. Все они били себя в грудь, просили отпущения грехов. Когда отпущение было дано, последовало благословение, а после благословения толпа разошлась.

На следующий день в Клермоне состоялось итоговое заседание собора. На этой встрече была достигнута договоренность о деталях организации похода. Епископ Ле-Пюи Адемар, которого Урбан посетил в августе, был избран папским легатом. Ему предстояло возглавить Крестовый поход в качестве личного представителя папы Урбана. Вероятно, на этой же встрече была назначена дата начала похода – 15 августа 1096 года. Это давало епископам время для чтения проповедей и вербовки новых рекрутов для участия в походе. Это также давало время рыцарям, которые собирались участвовать в походе, урегулировать все домашние дела.

Папа Урбан провел следующие восемь месяцев во Франции, занимаясь церковными делами {3}. Скорее всего, он и сам вербовал рекрутов в славный поход, который провозгласил в Клермоне. 15 августа 1996 года, в день официального начала Первого крестового похода, Урбан пересекал Альпы, возвращаясь в Италию. Он был спокоен. Крестовый поход начался.

Из книги Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга автора Кларк Стефан

Убийство в соборе Пятном на репутации Генриха II лежит убийство Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. Впрочем, в защиту Генриха следует подчеркнуть, что не он один повинен в этой смерти. Об этом не так часто говорят, но отчасти вина лежит на Франции.Обстоятельства

автора Грегоровиус Фердинанд

2. Лев II, папа, 682 г. - Бенедикт II. - Условия, в которых происходило избрание папы. - Иоанн V, папа. - Раздоры при выборах папы после смерти Иоанна. - Конон. - Духовенство, войско, народ. - Сергий I, папа. - Приезд экзарха Платины в Рим, 687 г. Через год и семь месяцев по смерти

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Павел I, папа, 757 г. - Послания римлян к Пипину. - Дружественные отношения папы к этому королю. - Дезидерий усмиряет возмутившихся герцогов Сполето и Беневента. - Дезидерий вступает в Рим. - Политика Павла I. - Отношения папы и Рима к Византин. - Мир с Дезидерием Стефан

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Иоанн на соборе в Труа. - Герцог Бозон становится фаворитом папы и сопровождает его в Ломбардию. - Папа терпит неудачу в своих планах. Карл Толстый провозглашается королем Италии и в 881 г. в Риме возводится также в императорский сан. - Смерть Иоанна VIII. - Его смелые

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

6. Тибур или Тиволи. - Возмущение в атом городе. - Оттон III осаждает город и овладевает им. - Посредничество папы спасает город. - Восстание в Риме. – Безнадежное положение Оттона. - Его речь к римлянам. - Его бегство из Рима. - Последний год жизни Оттона. - Его смерть 23

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Рескрипт Конрада II о подчинении папской области действию римского папы. - Блестящий поход Конрада в Южную Италию и возвращение из похода. - Бенедикт IX, юноша из тускуланского дома, возводится в сан папы. - Полная распущенность этого человека. - Ужасные условия того

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Дезидерий против его желания возводится в Риме под именем Виктора III в сан папы. - Бегство Дезидерия в Монте-Касино. - Он снова принимает сан папы (1087 г.). - Посвящение Дезидерия в Риме. - Состояние города. - Вторичное бегство в Монте-Касино и смерть Виктора III (1087 г.). -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Св. Бернард содействует признанию во Франции права Иннокентия II на папский престол. - Лотарь обещает Иннокентию проводить его в Рим. Приезд в Рим папы и Лотаря. - Смелое поведение Анаклета II. Коронование Лотаря. - Отъезд его. - Вторичное изгнание папы Иннокентия. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Гуголин Конти делается папой под именем Григория IX. -Он требует от императора крестового похода. - Отправление, обратная высадка и отлучение императора. - Манифесты императора и папы. - Императорская партия нагоняет Григория IX из Рима. - Крестовый поход императора. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фамильный раздор в доме Колонна. - Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. - Оппозиция против папы. - Оба кардинала лишены их звания. - Фра Джакопоне из Тоди. - Манифест против папы. - Колонна отлучены. - Пандульфо Савелли пытается быть посредником. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Французский план низвержения папы. - Шиарра и Ногаре являются в Италию. - Заговор латинских баронов. - Сведения о том, как было основано в Лациуме могущество дома Гаэтани. - Катастрофа в Ананьи. - Возвращение папы в Рим. - Его отчаянное положение в Ватикане. - Его

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Петрарка приветствует Урбана V. - Франция и Италия. - Состояние Рима в эту эпоху. - Урбан упраздняет правление бандерези и ставит консерваторов. - Приезд в Италии» Карла IV. - Въезд его и папы в Рим. - Постыдный выезд императора из Италии. - Перуджия непокорна папе. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги Медичи. Крестные отцы Ренессанса автора Стратерн Пол

13. УБИЙСТВО В СОБОРЕ В 1476 году, на следующий день после Рождества, при входе в церковь, Галеаццо, герцог Миланский, был заколот тремя вельможами. Население выступило в поддержку его жены Боны Савойской, но ввиду непрекращающихся интриг, в которых были замешаны братья

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

РЕЧЬ УРБАНА II. НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Крестовые походы сами по себе стали целой эпохой, причем героической и одновременно одной из самых сомнительных страниц в истории рыцарства, католической церкви и всей средневековой Европы. Проводимое «в угоду Богу» мероприятие

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ Все свидетельства современников сводятся к тому, что русские церкви по пути следования великой армии были обращены в конюшни. Над входом собора в Малоярославце красовалась надпись углем: «Ecurie du General Guilleminot» (Конюшня генерала Гильемино).«Церкви, –

Урбан II фотография

Urbanus Secundus

Мирское имя: Одо де Ланжери

Происхождение: Лажери (Шампань, Франция)

Одо происходил из знатного шампанского рода. Его учителем был святой Бруно, будущий основатель ордена картезианцев. В Реймсе Одо получил сан каноника, а затем архидьякона. Около 1070 г. он удалился в знаменитый монастырь Клюни. Одо был в числе тех монахов, что ушли в Рим вместе с аббатом Гуго, чтобы помочь Григорию VII в проведении реформ. В 1078 г. Одо был назначен кардинал-епископом Остии, а затем на протяжении трех лет был папским легатом во Франции и Германии. Однажды император Генрих IV даже посадил его в тюрьму, но вскоре освободил. В 1085 г. Одо организовал в Кведлинбурге собор немецких епископов-реформаторов, на котором был проклят антипапа Климент III. После смерти Григория VII Одо рассматривался на выборах как конкурент Дезидерию, но кардиналы отдали большинство голосов аббату Монте-Кассино. Однако понтификат Виктора III (Дезидерия) длился недолго, и перед смертью он сообщил, что хотел бы видеть Одо своим преемником на Святом Престоле. Виктор умер в своем монастыре 16 сентября 1087 г. Рим в это время находился под властью антипапы. Сторонники григорианской реформы собрались в Террачине и 12 марта 1088 г. единодушно избрали Одо папой. Он взял имя Урбана II.

Первым решением Урбана было установление мира и призыв к князьям и епископам-реформаторам поддержать нового папу. Положение Урбана было крайне тяжелым. Рим находился в руках врагов. Норманнов, верных союзников папства, раздирали междоусобицы, и Урбан предпринял все усилия, чтобы примирить их лидеров, Роже и Боэмунда. Наконец в 1088 г. Урбан вошел в Рим, но большая часть города была в руках Климента, и Урбан был вынужден укрыться на острове святого Варфоломея. Отчаянное сражение между войсками папы и антипапы длилось три дня. Климент III был разбит, и Урбан триумфально вошел в собор Святого Петра. Осенью 1089 г. он провел синод в Мельфи, на котором в очередной раз были осуждены симония и половая распущенность священников, заключил длительный мир между Роже и Боэмундом и попытался вернуться в Рим. Но там горожане вновь приняли Климента III, и Урбану оставалось только посылать проклятья в адрес антипапы из-за городских стен.

Лучшие дня

Последующие три года Урбан II провел, скитаясь по Южной Италии и проводя там синоды. Тем временем на севере Италии в войне между Генрихом IV Немецким, Матильдой Тосканской и ее юным мужем Вельфом IV Баварским чаша весов стала склоняться на сторону последних. Принц Конрад, возмущенный развратностью отца-императора перешел на сторону итальянцев и был коронован в Милане королем Италии. Теперь Урбан вновь мог вернуться в Рим, где, впрочем, еще оставался антипапа. Урбан остановился в замке семейства Франьипани близ Палатина. Вскоре ему поступило предложение от управляющего Латеранского дворца, который предложил сдать его папе за деньги. Урбан и без того находился по горло в долгах. Его выручил французский аббат Григорий Вандомский, продавший часть имущества своего монастыря. Так или иначе, через шесть лет после своего избрания, папа Урбан II вступил в Латеранский дворец.

В 1095 г. византийский император Алексей I Комнин направил в Рим посольство с просьбой о помощи против турок-сельджуков, угрожавших Константинополю. В ноябре того же года Урбан созвал в Клермоне собор, на котором впервые прозвучал призыв к Крестовому походу против мусульман. Вскоре после собора тысячи рыцарей собрались, чтобы обсудить предстоящий поход. Тем, кто поддержит "призыв Христа", папа клятвенно обещал "силой, полученной им от св. Петра", дать полное отпущение грехов. Так впервые прозвучало слово "индульгенция" - "отпущение грехов", которым впоследствии изобиловали папские документы. Урбан путешествовал из города в город, проповедуя идею похода и всеми возможными способами воодушевлял людей идти освобождать гроб Господень от неверных.

В марте 1096 г. на синоде в Туре Урбан отлучил короля Франции Филиппа I за незаконное сожительство с Бертрадой де Монфор. Филипп был вынужден формально развестись с ней, но, тем не менее, продолжал жить с ней. В 1097 г. при поддержке Гуго Вермандуа Урбан в очередной раз изгнал Климента III из Рима. Его положение было достаточно крепко. Северная Италия оказалась полностью под властью Матильды и Конрада, и император был вынужден отступить. Под властью Климента III оставалась лишь Равеннская митрополия, и он не представлял большой опасности. В 1098 г. Урбан назначил предводителя норманнов Роже своим легатом на Сицилии, где церковь была практически полностью уничтожена сарацинами.

В октябре 1098 г. Урбан провел в Бари большой собор представителей западной и восточной церквей, целью которого было урегулирование вопроса о "филиокве". Затем Урбан вернулся в Рим, где умер через две недели после взятия крестоносцами Иерусалима. Чудеса, которые творились на могиле Урбана II в Соборе Святого Петра, послужили поводом для его беатификации, и 14 июля 1881 г. Лев XIII объявил Урбана блаженным.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Добрый вечер, это программа «Все так» Натальи Ивановны Басовской. Добрый вечер, Наталья Ивановна.

Н. БАСОВСКАЯ: Добрый вечер.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И Алексей Венедиктов. Мы сегодня будем говорить о Римском Папе, который начал крестовый поход. У нас идет видеотрансляция на сайте, напомню вам. Плюс к этому работает у нас возможность получать ваши смс-сообщения, прежде всего для того, чтобы выиграть одну из двух книг, которые я вам предложу. У нас будет всего 20 победителей. Это моя любимая серия «Повседневная жизнь» издательства «Молодая Гвардия». Одна – переводная книга Жана Флори «Повседневная жизнь рыцарей в Средние века», другая книга – Жака Эрса, тоже переводная, «Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи» - чуть попозже, чем наша история. Но вот две…

Н. БАСОВСКАЯ: Все равноно папский двор, он стабилен…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, он до сих пор, наверно…

Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И вопрос у меня будет очень сложный для вас, сразу не догадаетесь. Вот есть швейцарская гвардия Ватикана. Глава швейцарской гвардии Ватикана – полковник. Это полк, и он полковник. Не генерал, не фельдмаршал, полковник. А как называется рядовой член швейцарской гвардии Ватикана? Только не гвардеец. Вот как… я вам подскажу: это связано с их оружием, как носитель этого оружия. Итак, как называется рядовой член швейцарской гвардии Ватикана до сих пор? Подсказка: это связано, название, с тем оружием, которым они вооружены. +7-985-970-45-45 – присылайте свои ответы про название рядового члена швейцарской гвардии, рядового… просто рядового швейцарской гвардии. До сих пор это связано с его оружием. +7-985-970-45-45 и не забывайте подписываться.

Наталья Ивановна Басовская в программе «Все так», у нас сегодня Римский Папа Урбан Второй. Я, честно говоря, расстроился, когда вы дали название этой передачи: «Гений одной речи». Вы знаете, у Цвейга…

Н. БАСОВСКАЯ: Гений и злодейство несовместны…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, вы сказали…

Н. БАСОВСКАЯ: … а здесь совместились.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … «гений одной речи». Но, вы знаете…

Н. БАСОВСКАЯ: Это ирония.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … у Цвейга есть такой цикл, у Стефана Цвейга, «Звездные часы человечества». Вот, конечно, для папы Урбана Второго это был…

Н. БАСОВСКАЯ: Личный его звездный час, но не человечества.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да. А может, и человечества. Но звездный час! Но при этом, оказывается, он прожил еще много часов. Когда стал готовиться к передаче, я понял, что мальчик-то наш был непростой, неслучайно он был наш мальчик-то.

Н. БАСОВСКАЯ: Он посвятил этому всю свою жизнь, о которой мы сейчас порассуждаем. И очень хорошо, Алексей Алексеевич, что вы сразу обратили внимание на название, которое иронизирует уже сразу. Я бы сказала, что пылкие речи, как пишут с 19-го века, самая яркая речь в западноевропейской истории – это так…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Которая не сохранилась.

Н. БАСОВСКАЯ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: (смеется)

Н. БАСОВСКАЯ: В пяти вариантах.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да-да-да…

Н. БАСОВСКАЯ: Мы об этом поговорим. Но это еще и огромная ответственность, потому что мы тоже живем во время пылких речей и готовности призвать фактически в крестовый поход. Надо помнить, что это может и сработать. Но чтобы понять что-то о нем, как обычно, надо взглянуть на его жизнь и попытаться понять, в каком сочетании в нем соединялись искренняя вера (она не могла не присутствовать сколько-то у средневекового человека), властолюбие (его жизнь доказывает, что это было) и заблуждение, которое он понял и пытался предотвратить, но было поздно. Итак, кто же он такой, прежде всего? В миру этот человек, который нам известен как Урбан Второй, вовсе не так назывался, не так именовался, ибо Урбаном Вторым он стал только в 1088-м году, а родился – в 1042-м (как всегда, с некоторыми возможными поправками в течение года). В миру его звали Эд или Одо де Шатийон де Лажери. Знатное французское имя, знатный род из Шампани, но, кажется, не очень богатый, не очень такой состоятельный, но знатное происхождение. Это недалеко от Парижа, место его рождения. У него был удивительный учитель. Я не раз говорила о роли учителей, кому как не вам меня здесь поддержать. Мы с вами оба не только участники передачи, авторы, ведущие, мы оба еще и учителя, и учителя истории. Его учитель… фигура учителя в жизни человека, если мы ее знаем, видим, всегда обязательно сказывается. В сущности, у него было два значимых учителя. И это были люди противоположные по складу. Первый – это будущий святой Бруно. В момент, когда с ним встретился наш…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мальчик.

Н. БАСОВСКАЯ: … Эд, Одо, он еще не был, он был причислен к лику святых, как всегда, после смерти. Это был ученый человек, образованный человек. Был ректором Реймсского университета, но ушел оттуда и стал монахом. Но мало того, что монахом, он побыл еще отшельником в течение шести лет. В 1084-м году этот Бруно основал монастырь во Франции, который называется Великая Шартреза. Отсюда в будущем и родится орден картезианцев с самым строгим уставом, какой можно себе представить. Сейчас считается, на Земле есть около 400 членов этого ордена. И орден проповедует полный уход от мира. Итак, отшельник, аскет, убежденный в том, что высшая степень служения Богу – это уход от всего земного. То есть, о власти, о чем-либо здесь не может быть речи. В 1090-м году Урбан Второй, который уже станет Папой Римским, попытался призвать Бруно в Рим своим советником. И Бруно откликнулся сначала. Учитель, ученик… прибыл в Рим…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Помочь.

Н. БАСОВСКАЯ: И очень быстро оттуда уехал, ибо он увидел, конечно, последствия воздействия других учителей на своего мальчика, увидел его цели и задачи, которые, конечно же, к абсолютному отречению от мира никак не относились и даже были ему уже противоположны. Одо делал успешную церковную карьеру…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я так и не нашел: он был младшим сыном?

Н. БАСОВСКАЯ: Сначала каноник…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Видимо, не страшим, потому что тогда он должен был наследовать…

Н. БАСОВСКАЯ: Пошел бы на военную службу, скорее всего.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, и должен был бы унаследовать землю Шатийона…

Н. БАСОВСКАЯ: Поместье, да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Шатийона все-таки…

Н. БАСОВСКАЯ: Звучное имя, да, звучное.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы же делали, помните, про крестовый походы…

Н. БАСОВСКАЯ: Да. Это заметное имя…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Семейство большое…

Н. БАСОВСКАЯ: Участвовали…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Видимо, не старший.

Н. БАСОВСКАЯ: Наверное. Как правило, вот этих не старших или физически слабых сыновей отдавали в духовную службу. Что было именно здесь, сказать трудно. Вот, ну, мне, по крайней мере, пока не удалось найти, хотя литература огромная, и я прочла очень многое о крестовых походах…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, потому что все затмила, потому что все затмила эта его речь…

Н. БАСОВСКАЯ: Само движение, и само движение крестовых походов. Он начал с каноника. Получил этот сан в Реймсе. Это не мало, это не мало. Каноник – это член капитула, то есть совета, создававшегося при епископе, по управлению диацезом, епархией. То есть, ну, вот этой церковной областью, которая находится в ведении епископа. Насколько существенен этот совет, капитул, можно понять из того, что если епископ умирал, то совет, капитул, управлял до назначения нового. То есть, это не декоративный совет, а каноник – член этого существенного совета. Затем архидьякон. Но в 1070-м году он удалился, как будто бы забыв о карьере, удалился монахом в монастырь Клюни. Ему в этом году было 28 лет приблизительно. То есть, зрелые годы, и как будто бы принимает зрелое решение в духе своего первого, любимого, видимо, учителя Бруно: уйти от мира, уйти в монастырь Клюни. А Клюни неслучайный, это один из самых знаменитых средневековых французских монастырей, Бенедиктинское аббатство в Бургундии. Монастырь прославился тем, что вокруг него сплотились в этом, в конце 11-го века, во второй его половине… ну, в конце уже…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Люди, боровшиеся за чистоту и очищение католической церкви от многочисленных накопившихся грехов. Припомним, что совсем недавно, в 1054-м году, христианская церковь разделилась на два крыла: католическое и западное и христианско… православное, - простите, - восточное. Они, конечно, конкурировали, все были уверены, что скоро произойдет объединение. Но под чьей эгидой, под чьей духовной властью? И вот клюнийцы, прежде всего, искренне хотели, чтобы католическая церковь, - само название говорит о чистоте учения, - чтобы она доказала, что она чиста и моральна. Они выступали за то, чтобы сделать более строгими уставы монастырей, вернуться к аскетизму, восстановить аскетические нормы монастырской жизни вот на уровне 6-го века, то есть молодого христианства. Строго следить за соблюдением целибата (запрещение брака для служителей церкви), запретить симонию, позорное явление, продажа и покупка церковных должностей. Они пламенно за это выступали. Ну, в общем, коррупция внутри церкви. За подчинение монастырей полностью Римскому Папе, строгому подчинению, а не светским правителям. То есть, это борьба за увеличение власти Папы, и Клюнийский монастырь стал центром этой борьбы. Там было много и искренне религиозного, и политически конъюнктурного, как в любом заметном духовном движении. Любопытно, что именно туда пошел будущий Урбан Второй.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, уже не мальчик – ему 25 лет.

Н. БАСОВСКАЯ: 28.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Даже 28?

Н. БАСОВСКАЯ: 28.

А. ВЕНЕДИКТОВ: 28 лет, да.

Н. БАСОВСКАЯ: Я прикинула, что, вроде, 28 лет.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хорошо, 28

Н. БАСОВСКАЯ: Это зрелый человек. И вот там он сделал первый… находясь в Клюнийском монастыре, он сделал первый шаг навстречу своему второму учителю, антиподу будущему святому Бруно. В 1076-м году он… в 1076-м… ой… да, видимо, в этом он отправился вместе с группой тех, кто разделял эту позицию, из монастыря на помощь Папе, на помощь Григорию Седьмому, тогдашнему Папе Римскому, властолюбцу, честолюбцу, отчаянному политикану, бывшему монаху Гильдебранду. На помощь именно ему, потому что Григорий Седьмой провозгласил себя сторонником клюнийских реформ, клюнийские реформы были его знаменем в борьбе за абсолютный приоритет Римской Католической Церкви. И вот первое вступление будущего Урбана Второго, пока Одо де Шатийона… в монашестве, не знаю, менял ли он имя – наверное, менял. Вступление на этот политический путь. Кто ж такой папа Григорий Седьмой? Два слова, чтобы понять, что это антипод учителя Бруно. Больше всего он прославился двумя вещами. Документом 1073-го года, который вошел в историю под названием «Папский диктат». Это документ, - я тщательно его проштудировала, - состоящий из 27 пунктов, в котором он провозглашает абсолют папской власти. Довольно страшненький, в сущности, как абсолют любой идеологии, он опасен для духовной жизни общества. Ну, приведу три пункта, самые просто потрясающие. Девятый пункт: одному Папе все князья лобызают ноги. Вот нынешнее символическое лобызание…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Целование туфли.

Н. БАСОВСКАЯ: … целование туфли, да. Это как бы развитие идеи. Тут прямо лобызают ноги. При чем кто? Князья. Двенадцатый пункт: он, Папа, может низлагать императоров. Вот страшненькое заявление. Девятнадцатый пункт: никто ему не судья. И еще один, двадцать седьмой: он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам. Страшный документ, выразительный в своей неистовой теократичности, то есть борьбе за абсолютную власть Папы. И этот человек, Григорий Седьмой, столкнулся в самом… в лобовом столкновении, как ныне на каком-нибудь хайвэе выехал автомобиль на встречное движение, страшное лобовое столкновение с германским императором Генрихом Четвертым. Это знаменитая история, поводом для которой была борьба за назначение епископов: может ли участвовать светский правитель в назначении епископов.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Главная дискуссия 11-го века.

Н. БАСОВСКАЯ: Да, да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: В Европе.

Н. БАСОВСКАЯ: Это такая политическая центральная линия. Ну, из этого документа, из «Папского диктата» ясно, что Григорий Седьмой не считает возможным участие. Борьба была отчаянная: словесная, политическая, военная. Это, в общем, был стержень политической жизни Западной Европы в это время. Был момент самый яркий – это 1077-го года Каносса, когда Папе удалось добиться полного покаяния императора Генриха Четвертого перед ним. Каносса – замок в Тоскане, где укрылся Папа. Император прибыл в одежде кающегося грешника и три дня, - в январе! - босым, с непокрытой головой, - а снежок кружил в воздухе, - каялся во дворе замка Каносса. Но шла борьба с переменным успехом. Казалось, вот Папа победил, но император собрался с силами, ему вполне удалось еще раз собрать своих сторонников, победить соперников, объявить Папу низложенным…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот, но самое главное, в чем примет участие потом наш герой, император, он же не мог просто Папу как-то свергать…

Н. БАСОВСКАЯ: Он нашел своего.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он нашел своего Папу, он создал антипапу, Климента Третьего.

Н. БАСОВСКАЯ: Он придумал антипапу. Этот самый Климент Третий был провозглашен немецкими епископами параллельным Папой…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Параллельным Папой.

Н. БАСОВСКАЯ: Или антипапой. То есть, это клубок политических противоречий, в которых наш персонаж Одо де Шатийон занял позицию. Покинув Клюнийский монастырь ради того, чтобы помочь Папе в проведении реформ, он Папой замечен и, естественно, замечен с последствиями для своей карьеры.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Замечен и приближен.

Н. БАСОВСКАЯ: Он доказал ему преданность, и в 1078-м году…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Как раз когда все это…

Н. БАСОВСКАЯ: После Каносса…

А. ВЕНЕДИКТОВ: … когда все это полыхает.

Н. БАСОВСКАЯ: Да. После Каноссы, когда Папа чувствует себя Григорий Седьмой полным победителем, он назначает Одо де Шатийона кардинал-епископом Остии. Остия совсем рядом с Римом, где начинает делаться большая политическая карьера. А уже в том же году он становится легатом Папы Григория Седьмого во Франции и Германии, в главных, центральных пунктах событий борьбы…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Особенно в Германии, потому что император…

Н. БАСОВСКАЯ: Там эпицентр.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Там эпицентр.

Н. БАСОВСКАЯ: Там эпицентр, но французское рыцарство, самое знаменитое рыцарство той эпохи, претендующее на абсолютную непобедимость, отличающееся буйным нравом и готовностью драться, - это они докажут в крестовых походах, - это тоже очень важно…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но наш мальчик из Шатийона, поэтому… как не его назначать.

Н. БАСОВСКАЯ: Должен с ними договориться. В Германии…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но мне все-таки кажется, что главное – Германия в этот момент для Папы, который, кстати, заодно еще делает его своим ближайшим советником… министром иностранных дел, грубо говоря…

Н. БАСОВСКАЯ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И мы видим, как он разъезжает, будущий Урбан Второй, а пока еще вот этот самый…

Н. БАСОВСКАЯ: Одо де Шатийон.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Одо де Шатийон, как он разъезжает, как он встречается, как он возит тайные послания, то со свитой, то без свиты…

Н. БАСОВСКАЯ: Настоящая дипломатическая работа.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Он находится на дипломатической службе – у кого? У Григория Седьмого.

А. ВЕНЕДИКТОВ: У самого Григория Седьмого.

Н. БАСОВСКАЯ: У самого Григория Седьмого. То есть, это его вот второй неофициальный учитель, учитель по жизни, по карьере, по политической деятельности, который никогда не мог бы, как Бруно, быть причисленным к лику святых. Я вспоминаю высказывание из дневника секретаря Григория Седьмого Дамиани, который говорил: «Он любил меня (он – Папа Григорий Седьмой), как Нерон, и гладил орлиными когтями». Вот представьте, орел кого-нибудь погладил: «Ты мой хороший» - и кровь рекой.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Смотрите, 80-й год, император Генрих Четвертый собирает консилий, да, и изгоняет… снова свергает Папу, снова провозглашает Климента, и Папа бежит из Рима вместе с нашим героем. И Климент садится Папой в Риме.

Н. БАСОВСКАЯ: Вот я хотела просто до этого просто еще сказать, что Генрих Четвертый два раза сумел объявить Григория Седьмого низложенным, а Григорий Седьмой ухитрился два раза отлучать Генриха Четвертого от церкви. То есть, эта борьба была ожесточенная до крайности, вся Европа напряженно за этим наблюдала, и в моменты, - а они были, - когда Григорий… когда Генрих четвертый, император, был как бы… вот кажется, что сейчас победит окончательно, в эти моменты замечали Одо де Шатийона. Он, монах и легат Папы Григория Седьмого, был даже арестован по приказу императора Генриха Четвертого, но сравнительно быстро выпущен из тюрьмы. Деталей не знаю. Но он уже не просто участник политической борьбы, он уже вот в ней как бы даже и пострадал. Но избран антипапа Климент Четвертый, и в 1085-м году Одо, - это важнейшее событие, - организовал в Германии в Кведлинбурге собор немецких епископов. А вспомним, антипапу тоже избрали немецкие епископы. Но сторонников реформ он нашел…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он собрал их, нашел…

Н. БАСОВСКАЯ: И они по наущению нашего Одо де Шатийона прокляли, предали проклятию антипапу Климента Третьего. Все, с этого момента Одо де Шатийон пока не Папа, но будущий Папа…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, он председательствовал на этом конклаве в этом соборе…

Н. БАСОВСКАЯ: Он все это организовал…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, и председательствовал формально.

Н. БАСОВСКАЯ: И все знали это. И вот они…

А. ВЕНЕДИКТОВ: И все было бы хорошо…

Н. БАСОВСКАЯ: … заклятые враги с Климентом Третьим.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да, и с Папой… и с этим, с императором. Но в этот самый год, когда, казалось бы, он пошел подниматься, умирает в изгнании… 85-й год, 1085-й год, в изгнании умирает Григорий Седьмой.

Н. БАСОВСКАЯ: На Юге Италии…

А. ВЕНЕДИКТОВ: В Риме Климент Третий, враг его…

Н. БАСОВСКАЯ: Умирает он на Юге Италии в таком трагикомическом положении. Он призвал себе на помощь против всех своих возможных…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Императора…

Н. БАСОВСКАЯ: Да, против императора прежде всего, норманнов, сидевших на Юге Италии…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наших друзей (неразборчиво), да.

Н. БАСОВСКАЯ: … обеих Сицилий, да. Но они, помогая ему, так бесчинствовали в Риме, что Рим разъярился и этого Папу изгнал. Такой папа нам не нужен, с такими помощниками. И тогда уже запертый императором на Юге Италии в 1085-м году он там скончался.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И, казалось бы, карьера нашего мальчика прервалась. Потому что его покровитель умер…

Н. БАСОВСКАЯ: Покровитель мертв.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … в Риме на престоле папском сидит Климент Третий, охраняемый войсками его врага, ну, врага нашего героя, императора Генриха Четвертого, который запомнил этот собор, когда тот перетащил на свою сторону немецких епископов. Нашему мальчику, кажется, каюк политически.

Н. БАСОВСКАЯ: Кажется, очень плохо. Покровитель умер…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Враги в Риме.

Н. БАСОВСКАЯ: В Риме враги, есть антипапа Климент Третий, у которого тоже есть опора. И пришлось нашему персонажу переждать, как, в общем, пишут авторы, которые внимательно им занимались…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Хорошее слово «переждать».

Н. БАСОВСКАЯ: ... еще одного Папу, Виктора Третьего, который был Папой с 1085-го по 1087-й. Он пережидает Виктора Третьего, но в 1088- он прорывается на папский престол.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Но не в Риме. И об этом мы поговорим через 5 минут.

НОВОСТИ

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы с Натальей Ивановной Басовской задали вам вопрос: как называется рядовой швейцарской гвардии Ватикана? И разыгрывали 10 книг Жана Флори «Повседневная жизнь рыцарей в Средние века» и Жака Эрса «Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи» издательства «Молодая Гвардия». Так вот, абсолютно правильно… огромное число людей ответило. Я, честно говоря, до сегодняшнего дня не знал, я это выискал как раз в одной из книг: алебардист, от «алебарды». До сих пор вот он нанимается на работу не как гвардеец, а как… у него в трудовой книжке написано «алебардист». Да, и книгу по выбору получает Анна, чей телефон начинается на 765, Дмитрий 403, Елена 354, Андрей 242, Надя 400, Андрей 323, Марина 688, Геннадий 756, Галина 402, Михаил 095, Марк 180, Виктор 320, Ольга 724, Федор 236, Марина 546, Зоя 317, Юля 736, Кирилл 482, Павел 673 и Лида 379 – первые 20 счастливчиков, ответивших на этот непростой вопрос.

А мы с Натальей Ивановной Басовской продолжаем разговор о судьбе уже почти Папы, Папы, избранного в конце 11-го века, Урбана Второго. Надо сказать сразу, что… напомню, что он был избран не в Риме, в Риме сидит антипапа Климент Третий…

Н. БАСОВСКАЯ: И не очень большим собранием епископов… кардиналов, прошу прощения. Что давало возможность его врагам, конечно, говорить, что и он-то не очень настоящий Папа. Ему 46 лет, это достаточно молодой человек. 1088-й год. И он докажет, что у него есть и характер, и готовность цепко держаться за власть, и та самая неординарная речь, которую он произнесет, будет иметь огромные последствия, огромное влияние на судьбы… причем разные последствия и разное влияние на судьбы Западной Европы. До Клермонского собора-то, его звездного часа, где он произнесет-то эту речь, еще 7 лет. Как он их проведет, 7 лет после избрания Римским Папой? Климент Третий…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Главная цель – возвращение в Рим…

Н. БАСОВСКАЯ: Климент Третий – крепкий орешек. Всего, я так прикинула, с Григорием, Григорием Седьмым и Урбаном Вторым Климент Третий сражался примерно 18 лет, не сдаваясь. Это был очень крепкий орешек.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну, за ним все-таки стояла фигура императора!

Н. БАСОВСКАЯ: Конечно…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Надо помнить. А где же взять нашему мальчику Урбану Второму воинскую силу?

Н. БАСОВСКАЯ: Своего нового императора. Воинские силы он вербует, он очень небезуспешно ведет переговоры с теми же норманнами на юге. И сражение с Климентом Третьим в начале, вот после избрания Урбана Второго – это просто откровенное сражение. Через несколько месяцев после избрания три дня идет битва на улицах Рима. Вот какие были времена: Папа, антипапа, а, в общем, каждый из них себя считает…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Тут норманнское войско, а тут императорское войско…

Н. БАСОВСКАЯ: Каждый из них считает себя совершенно законным Римским Папой. Три дня кровопролития на улицах Рима, наконец Урбан торжественно вступает в Собор Святого Петра, но он пробудет там очень не долго, меньше года. В 1089-м, едва Урбан Второй отлучится из Рима по делам реформ, - для переговоров с норманнами на юг отправится, - Климент Третий снова водворится в Риме, и Урбан останется за стеной города и в бессильной ярости будет из-за стены посылать проклятия этому антипапе. Вот какие были нестабильные времена в самой католической церкви. Еще более нестабильная и довольно страшная атмосфера была в целом в западноевропейском регионе. Это даже еще не вполне сложившийся, слагающийся комплекс государств. 11-й век… 10-й век – это время свершившегося в основном закрепощения крестьянства. Вот большая масса простых людей почувствовала себя вдруг зависимыми. Воспоминания о когда-то былых свободных франках, алеманах и так далее уходят. Города еще не стали такой силой, которая давала бы большой глоток свободы, только становится. Горожанам тоже не очень сладко: у них сто проблем, они бьются с сеньорами. Серия неурожаев, знаменитые семь тощих лет, когда Европа голодает. Вот неурожай за неурожаем. Эпидемии, естественно. И твердые разговоры о том, что это все симптомы конца света. Эти люди истово верили в конец света, понятно, и что он может наступить. И вот всякие пророчества, кликушество: вот они, знаки конца света… Сохранилось немало документов, где знатные люди, например, пишут, что дарю монастырю, церкви свои владения и богатства, убоявшись приближающегося конца света. Откровенно говорят, что не потому, что я такой хороший, верующий. Боюсь. Вот это дыхание конца света, ужас, отчаяние, особенно простых голодающих людей, но и знати тоже не просто, усугублялось еще одним: именно в 10-м веке, в основном в Западной Европе, сложился принцип майората, о котором мы как-то говорили в другом контексте. Все имущество знатного человека, феодала, сеньора, после его смерти достается только старшему сыну. Система защищает себя от раздробления крупных поместий, но порождает другую проблему, а именно проблему средних и младших сыновей. Куда денется мальчик из рыцарской семьи? Он что, пойдет землю пахать? Никогда. Рыцарь останется человеком с оружием. А человек с оружием, не нанятый на чью-то службу и не имеющий прокорма для себя, становится разбойником. Рыцарский разбой в это время на дорогах Западной Европы – чистое бедствие. И многие взывают к Папе Римскому (уже дело не лично в Урбане, как к фигуре): «Уйми, умиротвори Европу, избавь в том числе от этого. Ну и вообще, как там с концом света?» И тень некоего великого деяния во имя Господа носится в воздухе. Начинаются массовые паломничества. В течение 10-го века они уже начались, в 11-м усиливаются. Именно к святым местам, поход на Восток в места, связанные с жизнью Христа, назывался «дорога Гроба Господня», «дорога Гроба Господня». Люди, совершившие страшные преступления, знатные люди, - мы знаем именно о них, потому что сохранились документы, - ну, обвиняемые в убийстве родственников, часто отправляются туда, дабы искупить. Считается, что только там, в этих святых местах, возможно господне прощение за убийство брата, за отравление, там, не знаю… отца. А все это случается в борьбе за власть, деньги, землю. И известны персонально эти люди: Фульк… ой, вот сейчас забыла… Да, Фульк Анжуйский, по прозвищу «Черный» за его черные деяния, Роберт Нормандский, отец Вильгельма Завоевателя ходили именно в такие великие покаяния. Появились и новые явления. Заботятся о своей безопасности, прежде всего. Паломники окружают себя воинами. Так будут рождаться воинственные духовно-рыцарские ордена. Ну, страшно же, нападают, разбой на дорогах, а мусульмане вообще перережут их там даже за то, что они другие. Они окружают себя отрядом. И тогда появляется идея вооруженного паломничества. Вот вам и идея крестовых походов, которые, по существу, носятся в воздухе. Термин «крестовые походы» появится в 17-м веке. Придворный историк Людовика Четырнадцатого впервые напишет труд «История крестовых походов», где он их так назовет. А до этого названия такого нет. Но Урбан Второй с его немыслимой активностью, с его следованию заветам Григория Седьмого, «Диктат Папы» - очень подходящая фигура в этот момент. Итак, некое великое деяние, которое возвысит католическую церковь, очистит ее от всех былых нарушений, которые допускались священниками, покажет, что она первая по сравнению с православными. Ах, как все это привлекательно! И заодно умиротворить Западную Европу.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сначала нужно было вернуть Рим.

Н. БАСОВСКАЯ: Но надо укрепить свое положение.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И вернуть Рим.

Н. БАСОВСКАЯ: Через 6 лет после избрания, в 1094-м году… вы как всегда, угадываете, то есть знаете, что будет дальше… (смеется)

А. ВЕНЕДИКТОВ: Нет, я просто считаю, что бы я делал на его месте. Я бы вернул Рим сначала.

Н. БАСОВСКАЯ: Вы правы. В 1094-м году Урбан Второй впервые водворился наконец в Латеранском дворце. Однако Климент Третий еще какое-то время не был изгнан из Рима, его изгонят чуть попозже. Очень упорный человек. Что такое Латеранский дворец?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Можно в скобочках сказать, что Климент Третий переживет нашего героя…

Н. БАСОВСКАЯ: Да, да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: … и после смерти Урбана Второго снова попытается стать папой. Не получилось.

Н. БАСОВСКАЯ: Живучий, цепкий, невероятный тип. А какая страсть к власти. Латеранский дворец – резиденция Пап с 4-го века. Он был подарен римскому епископу женой Константина, великой императрицей. То есть, это место очень важное, престижное. Это вот… это значит, что он наконец всецело Папа, что наконец вражда с антипапой перестанет быть его главным занятием, можно будет продолжить реформы и думать и неком великом деянии, идея которого носится в воздухе. Думаю, что это было осознано полностью в марте 1095-го, за несколько месяцев до великого Клермонского собора. Был собор в Пьяченце, куда… его проводил Урбан Второй, и туда прибыл посол императора Византии Алексея Первого Комнина с просьбой помочь Восточной Римской империи в борьбе против неверных. А как вовремя приходит эта просьба, какой это подарок для Урбана! Он просто принимает сразу это предложение как драгоценное знамя. Кто мог тогда представить, что во время четвертого крестового похода в начале 13-го века крестоносцы Запада разгромят Константинополь?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это будет через 120 лет.

Н. БАСОВСКАЯ: Это нельзя вообразить. А пока священная просьба помочь на Востоке – это прекрасное оружие. Но еще важнейшее событие на соборе в Пьяченце, принципиально важное. И, конечно, Урбан знал, что он делал. По существу, словесно оформлен на этом соборе документ, разрешающий христианам воевать за веру. До этого теоретически церковь осуждала любое кровопролитие. Это правильно, это в духе христианского учения. Никакого кровопролития, всякая война – зло. И вот снят запрет, вот этот величайший запрет. Если против неверных, против тех, кто не согласен с христианским единственно верным вероучением, то можно воевать. И начинаются… подхватывается эта мысль, она обретает материальную силу. Так по Западной Европе колесит некто Петр Пустынник, истинно и, видимо, истово верующий человек, я так думаю. Родом из Пикардии, Северной Франции, северо-восток Франции, он побывал в Святой Земле, там вместе с ним над страданиями Сиона рыдал патриарх Симон, привез письма от патриарха с просьбой помочь, побывал у Папы Урбана Второго в Риме, Папа благословил, что действительно это дело святое. И вот босой, в рубище, с крестом в руке, верхом на ослике этот самый Петр Пустынник, трогательная фигура, мечется по Западной Европе, перемещается, а молва о нем несется еще быстрее, и еще, еще раз люди воспламеняются мыслью о великом деле, о помощи страдающим на Востоке братьям-христианам, об очищении мест, связанных… священных мест, связанных с Христом, от неверных. Все созрело, все созрело для того события, которое называется Клермонский собор.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Надо сказать, что все-таки Урбан не случайно действительно это объявил. Он объявляет сначала Божье перемирие.

Н. БАСОВСКАЯ: Конечно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это очень важно, потому что… у нас в учебнике истории пятого… шестого класса, про Урбана было, а про Божье перемирие не было.

Н. БАСОВСКАЯ: Божье перемирие – это доказывает, что он, он в струе, он в стезе католической церкви, он верен. И только страшные вот эти события при поддержке решений Пьяченского собора позволяют, может быть, сделать то, что он сделает в Клермоне. Почему он собирает собор в Клермоне? Пьяченца – это Италия, а Клермон – это Франция. Центр исторической области Овернь – по названию еще галльского племени арвернов. С 8-го века это было графство, входившее в герцогство Аквитания, а Аквитания фактически независимая, ну, очень такая сепаратистски настроенная французская область на юго-западе, где очень много было буйного, независимого, гордого рыцарства, вот жаждущего подвигов. Видимо, Клермон избран не случайно. Осенью Урбан Второй перебирается через Альпы… между прочим, вообще он уже не юный. И побыл недолго в Латеранском дворце, чуть меньше года, заставил себя покинуть этот вожделенный дворец ради более великого дела. Широко оповестил знать, что хочет помочь восточным братьям-христианам, объехал клюнийские монастыри, делясь планами возможной войны, совершил дипломатические визиты в город Пюи, где встретился с епископом Адемаром Монтейским, попросив его быть духовным руководителем предстоящей священной войны, то есть возглавить ее персонально. Ему-то, Урбану Второму, покидать Европу нельзя – сейчас же Климент Третий захватит и дворец, и собор Святого Петра. Поэтому он туда двигаться лично не собирается. Навестил графа Раймунда Четвертого Тулузского в замке Сен-Жиль – знаменитое гнездо воинственного французского рыцарства. И, видимо, получил его предварительное согласие на то, что он, возможно, возглавит будущую священную войну. Он уже знал, что он призовет к этой войне. Призыв состоялся 26-го ноября 1095-го года. Вот та самая знаменитая речь. Слово «гений» здесь было мной употреблено иронически, потому что речь хитромудрая. Ее передали пять хронистов. Некоторые, как Фульк Шартрский, имеют имя. Этот человек присутствовал и потом много лет служил в Иерусалиме после его захвата в 1099-м году. Были… Роберт Реймский тоже, видимо, присутствовал, автор «Иерусалимской истории». Есть… были анонимные авторы. Речь, конечно, не буквальная – не было диктофона. Но перекличка текста, его смыслов, - я сверила их все, - очень велика. Хотя отдельные авторы говорят: «Ну, различия есть». Есть, но суть идеи остается. Вот послушайте главные тезисы, фрагмент, который открывает все. Сначала описание страданий христиан. Речь произносится в чистом поле на обширной равнине за чертой города. Сбежались тысячи людей. Папа выступает в поле! Построен специальный помост, а в воздухе гроза, угроза конца света. Прибежали. Что-то готовится такое, то ли конец, то ли начало нового света. Тысячи людей. Сначала он описал страдания христиан на Востоке максимально трагично. Рыдания громкие стоят над полем – об этом пишут все хронисты. А затем, смотрите, какие трезвые речи: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами, - он географией заинтересовался, - и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности». Это прямо рыцарям, это прямо средним и младшим сыновьям. «Богатствами же она не обильна, - перешел он к экономической географии, - и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алчущие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие божье! Мир здесь, война – там! Идите к гробу святому, и святая церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та, - опять трезво, - течет молоком и медом». Все хронисты: так, если же ты зовешь на религиозный подвиг, какое имеет значение, как там с молоком и медом? Иди, умри в пустыне! «Течет молоком и медом» Иерусалим, пуп Земли, плодороднейший второй Рай. Даа, учитель Бруно в данном случае попран учителем Гильдебрандом (или Григорием Седьмым). Все рассчитано, все политически просчитано. И заключительная фраза, тоже перефразирована из священных книг: «Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат». Кто прежде всего услышал? Тот, кто по-настоящему горестен и беден. Он потом многократно будет писать и говорить, что он имел в виду только рыцарей, только рыцарей, которые бедствуют! А поняли и услышали прежде всего по-настоящему горестные и бедные – крестьяне. И уже весной 1096-го года рванулись в крестовый поход безоружными, не умеющими воевать. Он пытался их остановить – бесполезно. Произнося воспламеняющие речи… сегодня это делается в Интернете, которого не было у Урбана Второго, но и в Интернете надо помнить: думай о последствиях. Крестовые походы – это гибель сотен тысяч людей. В 20-м веке Папа Иоанн Павел Второй, фигура, достойная всяческого уважения, принесет человечеству извинения за это событие, за эти кровавые страницы истории европейской. В ней были и светлые моменты, ни в коем случае нельзя крестоносное движение увидеть или в черном, или в белом свете. Были те, кто веровали в истинную идею, были. Вот я прочту отрывок из песни, описанный песней о крестовых походах, знаменитого сочинителя рыцаря Тибо Шампанского. 13-й век.

Будь милостив, Господь, к моей судьбе.
На недругов Твоих я рати двину.
Воззри: подъемлю меч в святой борьбе.
Все радости я для Тебя покину, -
Твоей призывной внемлю я трубе.
Мощь укрепи, Христос, в своем рабе.
Надежному тот служит господину,
Кто служит верой, правдою Тебе.

Перевод Пинуса. Были и вера, и искренность, и тот расчет, на который так ловко намекнул Урбан Второй. В нем сочетание святого Бруно и антисвятого Гильдебранда, будущего Григория Седьмого, конечно, сказались и в этой речи. Пытаясь остановить крестьян, он, конечно, их не остановил, но рыцарей после Клермонского собора продолжал поощрять, мобилизовывать. Он объехал массу городов, прежде всего Южной и Западной Франции и Германии. Он побывал в Лиможе, Пуатье, Анжере, Туре, Сенте, Бордо. Проезжал через небольшие города и говорил проповеди. Как выразился один современный историк из Оксфорда: «В города, где никогда не видели даже короля, - мне очень понравилось это выражение (смеется), - и вдруг по городу слух: «Сам Римский Папа в нашем, ну, каком-нибудь маленьком городке». Освещал церкви и произносил пламенные проповеди, рассылал письма знати и правителям. И в результате началось движение. Весной двинулись бедняки, которые почти все погибли – как могло быть иначе? А за ним осень 1096-го года – знать. И в 1099-м, после многих жертв, страданий, сражений, удач и неудач, они взяли Иерусалим. Мы рассказывали об этом подробнее в передаче о Готфриде Бульонском. Иерусалим был взят 15 июля 1099-го года, в пятницу в 3 часа дня – время, считающееся временем казни Иисуса. Ну уж конечно, народ оформил все это, как мог. А Папа Урбан Второй умер ровно через две недели 29 июля 1099-го года. Собственной смертью, но, что самое любопытное, не успев получить известие о взятии Иерусалима.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да.

Н. БАСОВСКАЯ: Вот я думаю: виноват, не виноват – в нем было и то, и другое, и разное, и всевозможное, но высшей наградой ему, лучшей части его души, было бы получить это известие. Бог не дал ему этой награды. И еще: любое громадное, массовое, тем более воинственное движение вот чем-то напоминает мне лавину, которая сходит с гор. Есть много причин, почему она вдруг обрушивается вниз и вызывает многочисленные жертвы. Но в ней всегда есть некий камешек, который сдвигает эту подготовленную природой, обстоятельствами, географическим положением лавину. Речь Урбана Второго была таким камешком.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он входит в историю действительно как герой одной речи, хотя вы убедились, что этот человек был совсем не простой. И, кстати, церковные власти тоже относились и относятся к нему непросто.

Н. БАСОВСКАЯ: По-разному.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он не святой, он не был канонизирован, хотя, казалось бы… он только был причислен в конце 19-го века к лику блаженных. То есть, не заслужил.

Н. БАСОВСКАЯ: А за походы пришлось просить прощения.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наталья Ивановна Басовская и Алексей Венедиктов в программе «Все так».