Новейшие тектонические движения и морфоструктуры. Рельеф и геологическое строение

Экзаменационный материал

Билет №6.

1.Районирование - основной метод географических исследований: что такое район, основные факторы формирования районов, значение районирования, признаки районирования и виды районов.

2.Исследование видов районирования территорий России.

Билет №7.

1. Административно -территориальное устройство России: что такое административно-территориальное деление и его основные функции, федерация, субъекты федерации и принципы их выделения, федеральные округа.

2. Установить состав федеральных округов России.

Билет №8.

1. Природные условия и ресурсы России: что такое природные условия и природные

ресурсы, виды природных ресурсов.

2.0ценка природных условий и ресурсов природного района России.

Билет №9.

1. Рельеф России: основные черты, горы и равнины.

2. Установить зависимость распространения крупнейших форм рельефа от особенностей строения земной коры.

Билет №10.

1. Минеральные ресурсы России и их использование: размещение полезных ископаемых России, виды минеральных ресурсов по агрегатному состоянию и промышленному использованию, позиции России в мире по стоимости и запасам полезных ископаемых.

2. Исследовать особенности размещения минеральных ресурсов России.

Билет №11.

1. Земная кора и человек: влияние земной коры и протекающих в ней геологических процессов на жизнь и хозяйственную деятельность людей; воздействие хозяйственной деятельности человека на поверхность земной коры и строение её верхней части.

2. Исследовать особенности проявления внутренних сил Земли на территории России.

Билет №12.

1. Климат России: факторы, влияющие на формирование климата России, воздействие географического положения и значительных различий в величине суммарной солнечной радиации на температуру воздуха и интенсивность природных процессов между северными и южными районами страны.

2.Проанализировать распределение суммарной солнечной радиации и радиационного баланса на территории России

Билет №13.

1. Климат России: влияние особенностей рельефа на климат России, типы воздушных масс на территории России и их воздействие на климат разных частей страны, Азиатский максимум и его влияние на территории России.

2.Определить типы климата по описанию и установить по климатограммам город (географический объект), расположенный в этом типе климата

Билет №14.

1. Климат России: распределение температур воздуха, атмосферных осадков и увлажнения по территории России.

2.Установить черты сходства и отличия в распределении летних и зимних температур воздуха и выявить особенности увлажнения в разных частях территории России.

Билет №15.

1. Климатические пояса и области: показатели отличия и основные черты климата климатических поясов и областей России.

2.Анализ основных показателей типов климатов России.

Билет №16.

1. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны: как возникают и влияют на погоду.

2.Определить тип погоды по характерным признакам.

Билет №17.

4.Укажите субъекты Российской федерации с наибольшим естественным приростом населения. С чем это связано?

Билет №24.

2.Исследуйте особенности половозрастной пирамиды России (см. атлас стр. 22).

«Помощник»

1.Как на современной половозрастной пирамиде отражены следы крупных социальных потрясений, пережитых Россией в XX веке?

2.Определите, в каких возрастных группах населения наблюдается наибольшее превышение женщин над мужчинами?

3.Какую часть населения страны составляют мужчины и женщины? В чём причины нарушения соотношения полов?

Билет №25.

2. Исследуйте особенности этнического и языкового и религиозного состава населения европейской части России (см. атлас стр. 24-25).

«Помощник»

1.Определите, какие народы населяют европейскую часть России? К каким языковым семьям и группам они принадлежат?

2.Какие народы, проживающие здесь относятся к крупнейшим (более 1 млн. человек)? Определите самые многонациональные районы европейской части России.

4.В каких субъектах этой части Российской Федерации преобладают коренные народы?

5.Какие языковые семьи и группы наиболее крупные, а какие наименее крупные?

б. Определите, какие религии исповедует население европейской части России? Какая из них самая распространённая среди верующих?

7.Установите основные районы распространения мусульманства и буддизма - ламаизма и народы, исповедующие эти религии.

8.Чем объяснить многообразие народов, языков и религий европейской части России?

Билет №26.

2.Исследуйте изменения плотности населения в пределах Основной зоны расселения России (см. атлас стр.22-23).

«Помощник»

1.Определите районы страны с наибольшей плотностью населения.

2.Установите величину преобладающей плотности населения в европейской части страны. Где она максимальная и минимальная?

З. Как изменяются показатели плотности населения на территории между Тюменью и Иркутском?

4.Какая плотность населения преобладает на участке от Улан-Удэ до Владивостока?

5.Сравните карты «Благоприятность природных условий для жизни людей» и

«Размещение населения» и сформулируйте вывод.

Билет №27.

2. Исследуйте особенности размещения городов на территории России (см. атлас стр.22-

«Помощник»

1.Определите, в какой из частей России (европейской или азиатской) больше городов?

2.Подсчитайте количество городов- миллионеров, крупнейших и крупных городов в европейской и азиатской частях России и сформулируйте вывод.

3.Установите, как соотносится число городов с населением более 500 тыс. человек с Основной зоной расселения и благоприятностью природных условий для жизни людей.

4.Определите, как изменялась современная численность городского населения России? С чем это связано?

Билет №28.

2. Исследуйте географические различия в миграционном росте (убыли) населения на территории России (см. атлас стр.25).

«Помощник»

1.Определите субъекты Российской Федерации с наибольшим коэффициентом миграционного прироста.

2.Установите субъекты Российской Федерации с миграционной убылью.

З. Сформулируйте обоснованный вывод о причинах современных миграционных потоках на территории России.

Рассмотрено на Методическом объединении и рекомендовано для проведения экзамена по географии «Россия: природа, население, хозяйство» , 8 класс.

Для описания всего многообразия действительности любой язык нуждается в выражении длительности, интенсивности и направленности . Для SAE и для многих других языковых систем характерно описание этих понятий метафорически. Метафоры, применяемые при этом, - это метафоры пространственной протяженности, т.е. размера, числа (множественность), положения, формы и движения. Мы выражаем длительность , словами: long "длинный", short "короткий". great "большой", much "многое", quick "быстрый", slow "медленный" и т.д., интенсивность - словами: large "большой", much "много", heavy "тяжело", light "легко", high "высоко", 1оw "низко", sharp "острый", faint "слабый" и т.д.; направленность - словами: mоге "более", increase "увеличиваться", grow "расти", turn "превращаться", get "становиться", аррrоасh "приближаться", go "идти", come "приходить", rise "подниматься", fall "падать", stop "останавливаться", smooth "гладкий", even "ровный", rapid "быстрый", slow "медленный" и т.д. Можно составить почти бесконечный список метафор, которые мы едва ли осознаем как таковые, так как они практически являются единственно доступными лингвистическими средствами. Неметафорические средства выражения данных понятий, так же как еаг1у "рано", late "поздно", soon "скоро", lastilig "длительный", intense "напряженный", vегу "очень", настолько малочисленен, что ни в коей мере не могут быть достаточными.

Ясно, каким образом создалось такое положениe. Оно является частью всей нашей системы - объективизации - мысленного представления качеств и потенций как пространственных, хотя они не являются на самом деле пространственными (насколько это ощущается нашими чувствами). Значение существительных (в SAE), отталкиваясь от названий физических тел, ведет к обозначениям совершенно иного характера. А поскольку физические тела и их форма в видимом пространстве обозначаются терминами, относящимися к форме и размеру, и исчисляются разного рода числительными, то такие способы обозначения и исчисления переходят в символы, лишенные пространственного значения и предполагающие воображаемое пространство. Физические явления: move "двигаться", stop "останавливаться", rise "подниматься", sink "опускаться", approach "приближаться" и т.д. - в видимом вполне соответствуют, по нашему мнению, их обозначениям в мысленном пространстве. Это зашло так далеко, что мы постоянно обращаемся к метафорам, даже когда говорим о простейших непространственных ситуациях. Я "схватываю" "нить" рассуждений моего собеседника, но если их "уровень" слишком "высок", мое внимание может "рассеяться" и "потерять связь" с их "течением", так что, когда он "подходит" к конечному "пункту", мы расходимся уже "широко" и наши "взгляды" так "отстоят" друг от друга, что "вещи", о которых он говорит, "представляются" "очень" условными или даже "нагромождением" чепухи.

Поражает полное отсутствие такого рода метафор в хопи. Употребление слов, выражающих пространственные отношения, когда таких отношений на самом деле нет, просто невозможно в хопи, на них в этом случае как бы наложен абсолютный запрет. Это становится понятным, если принять во внимание, что в языке хопи существуют многочисленные грамматические и лексические средства для описания длительности, интенсивности и направления как таковых, а грамматические законы в нем не приспособлены для проведения аналогий с мыслимым пространством. Многочисленные виды глаголов выражают длительность и направленность тех или иных действий , в то время как некоторые формы залогов выражают интенсивность, направленность и длительность причин и факторов , вызывающих эти действия. Далее, особая часть речи интенсификатор (thetensors) - многочисленнейший класс слов - выражает только интенсивность, направленность, длительность и последовательность. Основная функция этой части речи - выражать степень интенсивности, "силу", а также и то, в каком состоянии они находятся и как видоизменяются: таким образом, общее понятие интенсивности, рассматриваемое с точки зрения постоянного изменения, с одной стороны, и непрерывности - с другой, включает в себя также и понятия направленности и длительности. Эти особые временные формы - интенсификаторы - указывают на различия в степени, скорости, непрерывности, повторяемости, увеличении и уменьшении интенсивности, прямой последовательности, последовательности прерванной некоторым интервалом времени, и т.д., а также на качества напряженности, что мы выразили бы метафорически посредством таких слов, как smooth "гладкий", even "ровный", hard "твердый", rough "грубый". Поражает полное отсутствие в этих формах сходства со словами, выражающими реальные отношения пространства и движения, которые для нас значат одно и то же. В них почти нет следов непосредственной деривации от пространственных терминов .

Таким образом, хотя хопи при рассмотрении форм его существительных кажется предельно конкретным языком, в формах интенсификаторов он достигает такой абстрактности, что она почти превышает наше понимание.

Ответ оставил Гость

Платформами называются относительно устойчивые участки земной коры. Они развиваются на месте консолидированных складчатых сооружений, возникших при замыкании геосинклиналей. Это обширные, преимущественно равнинные участки земной коры, часто неправильной многоугольной формы. Такая форма обусловливается крупными краевыми разломами, отделяющими платформы от смежных с ними подвижных геосинклинальных областей. Примерами в России являются Русская (Восточно-Европейская) и Сибирская платформы. Для платформ характерны следующие особенности.

B строении платформы выделяются два главных структурных яруса - нижний и верхний. Нижний ярус сформировался в геосинклинальный (доплатформенный) этап развития и состоит из сильно дислоцированных метаморфизованных горных пород, пронизанных интрузиями и глубокими разломами. Его называют фундаментом, складчатым основанием или цоколем платформы. Верхний ярус представляет собой осадочный платформенный чехол, сложенный спокойно залегающими осадочными горными породами. Местами фундамент выступает на поверхность. Такие участки платформ называются щитами. Участки платформ, на которых фундамент погружен на глубину и покрыт всюду осадочным чехлом, именуют плитами.

Относительно слабые и медленные небольшой амплитуды, вертикальные колебательные движения земной коры. При этом движения одного знака - медленное прогибание или медленное поднятие - захватывают крупные по размерам участки платформ и могут сменяться во времени. С колебательным характером тектонических движений в развитии платформ связаны периодические трансгрессии и регрессии морских бассейнов. Некоторые части платформ и сейчас затоплены эпиконтинетальными морями - Балтийское, Северное и др.

Сравнительно небольшая мощность осадочных пород платформенного чехла - обычно до 2-4 км, т. е. в несколько раз меньше, чем в геосинклинальных областях, которая изменяется постепенно.

Состав осадочных пород более или менее однообразен. В эпиконтинетальных платформенных морях накапливаются или карбонатные породы - известняки, доломиты, или мелководные песчано-глинистые отложения. Из полезных ископаемых здесь местами шло образование осадочных железных и марганцевых руд, фосфоритов, бокситов и др. В периоды регрессий на месте бывших морей накапливались континентальные отложения - озерные, аллювиальные, болотные, а в условиях аридного климата - эоловые и лагунные. С этими этапами континентального развития связано образование железных руд (в болотах и озерах) , углей и солей.

Горизонтальное или почти горизонтальное залегание слоев осадочных горных пород, осложненное местами изолированными пологими кладками (прерывистая складчатость) . Наиболее крупные структурные элементы платформ - синеклизы - это огромные пологие изометричные впадины - прогибы, занимающие обширные площади, достигающие в поперечнике сотни и даже тысячи километров. Они отличаются очень пологим падением слоев - первые метры на километр, что соответствует углу наклона в несколько минут. Примером является Московская синеклиза с центральной частью близ Москвы. Ее поперечное сечение (с севера на юг) достигает 1300 км, а падение слоев 2-2,5 м/км. Крупные пологие поднятия платформ называются антеклизами. Примером их являются белорусская и воронежская антеклизы. Кроме синеклиз и антеклиз, в пределах платформ встречаются желообразные тектонические впадины, линейно ориентированные и ограниченные глубинными разломами, протягивающиеся на многие сотни километров при ширине от десятков до 100-200 км. Эти впадины названы Н. С. Шатским авлакогенами (греч. ╚авлакон╩ - борозда) . В них наблюдаются повышенная тектоническая активность, большие мощности осадочных пород (пример - Днепровско-Донецкая впадина) . Из более мелких складчатых форм развиты валы, брахискладки, купола, флексуры.

Характеристика направленности личности

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др

Формы направленности:

Потребности, мотивы

цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей

идеал - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида

убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений

установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной.
Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.

мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе

Характеристики направленности личности

  • Уровень направленности – это соотношение высших и низших потребностей; чем выше уровень направленности, тем более зрелая и духовно богатая личность.
  • Широта направленности характеризуется разнообразием ее основных компонентов и оказывает определяющее влияние на богатство внутреннего мира и разносторонность личности.
  • Интенсивность направленности – это степень осознанности потребностей и мотивов: низкая интенсивность направленности характеризует направленность как систему неосознанных влечений, высокая интенсивность – как систему принципиальных убеждений.
  • Устойчивость направленности определяется постоянством и непротиворечивостью ее отдельных компонентов, от устойчивости направленности зависит целостность личности.
  • Действенность направленности – это степень настойчивости личности в реализации целей, мотивов и т.д., обуславливающая активность жизненной позиции личности.

Выделяют три основных ВИДА направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
– делают необоснованные и поспешные выводы о других людях, также ведут себя в дискуссиях
– пытаются навязать свою волю группе
– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. Люди с направленностью на взаимные действия:

– избегают прямого решения проблемы
– уступают давлению группы
– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить
– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
– легко и доступно излагают свои мысли и соображения
– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
– не уклоняются от непосредственного решения проблемы