Ораторские приемы в публичном выступлении. Ораторские приемы Основные приемы ораторского искусства

Полезные приемы ораторского искусства

Наука о красивой и правильной речи, которая убедит любого собеседника, называется риторикой. Эту дисциплину в современных школах преподают с начальных классов, ведь уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. История ораторского искусства началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Риторика, в свою очередь, складывается из , логики и .

Учение софистов о грамотной речи дала базу для развития риторики. Основной задачей учеников Сократа было углубленное изучение грамматики и стилистики, а после применение знаний на практике. Более двухсот лет греки систематизировали и проводили анализы знаний риторики. В Афинах написано множество трудов по этому поистине нелегкому ремеслу.

Эпоха средневековья придала ораторскому искусству более религиозный окрас, пользуясь знаниями философов древности, монахи красноречием привлекали людей в свои ряды и боролись с протестантами. Именно из Европы наука о красивой речи и попала в Россию, где развитие ораторского искусства началось с 18 века и трудов Ломоносова.

Истинный оратор должен быть очень эрудирован, ведь для того, чтобы подобрать нужные слова в определенный момент, человек должен обладать недюжинными знаниями во многих сферах.

Для того чтобы оратор правильно, четко, и главное, занимательно излагал свои мысли и существуют специальные приемы ораторского искусства.

Будьте уверенны и харизматичны, избегайте большого количества терминов и иностранных слов в своем выступлении, используйте при общении множество местоимений – и аудитория полюбит Вас.

Ораторы в политике

Из современных ораторов обязательно нужно упомянуть Маргарет Тэтчер. Освоив при помощи личного педагога технику ораторского искусства эта удивительная женщина смогла побороть саму матушку-природы. Многие знают, что голос Маргарет с самого детства не отличался ни красотой, ни приятным тембром. Однако целенаправленное развитие ораторских способностей помогло превратить визгливый голосок в полный достоинства, умиротворяющий публику инструмент. Используйте

Уинстон Черчилль говорил, что краткость является главным принципом ораторского искусства. Он любил повторять, что речь длиной более 20 минут является сама по себе ораторским провалом.

Рассматривая историю ораторского искусства Древней Руси стоит учесть, что многочисленные исследователи совмещают ее с историей развития ораторского искусства русской православной церкви. Так возникновение ораторского искусства сливается с началом проповедования христианства на наших землях. При этом как в Греции, где зародилось ораторское искусство, так и в Древней Руси его называли «даром красноречия». Позже понятие ораторского искусства и основы ораторского искусства были описаны М.В. Ломоносовым в его «Русской грамматике». «Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского рассматривают особенности ораторского искусства, закономерности ораторского искусства и правильную последовательность этапов ораторской деятельности.

Из современных ораторов России самым ярким и противоречивым является В.В. Жириновский. Конечно, его вклад в развитие ораторского искусства нашей страны жалок, и упоминать его имя в одном ряду с Ломоносовым вряд ли стоит. Однако эпатажность и агрессия, хлесткая манера изложения и чрезмерная жестикуляция привели к узнаваемости его стиля.

Народные массы не то чтобы восхищаются, но выделяют этого оратора среди других. Прилежным учеником, освоившим как основы ораторского мастерства, так и его тонкости является Дмитрий Медведев. Сдержанность и уверенность в себе, корректность и логическая выстроенность речи восхищают многочисленных слушателей. Основным приемом его ораторского искусства является отсутствие экспресии.

Безусловно, для оратора важно умение заранее продумать свое выступление, однако его чрезмерное применение лишает речь некоторого полета, придает ей излишнюю монотонность. Стоит упомянуть ораторские способности замечательного рассказчика Николая Дроздова. Его повествования о животных построены в соответствии с классической теорией ораторского искусства, впечатляют своей неимоверной добротой и открытостью.

Родиной ораторского искусства является Древняя Греция. Античные греки называли риторику царицей искусств. Влияние риторики на решение государственных дел, на формирование общественного мнения было решающим. Профессиональные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского и патриотического долга.
В наши дни владение приемами ораторского искусства, приемами красноречия очень важно для руководителя любого уровня и в первую очередь для топ-менеджмента компании.
В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия имеет в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из важных критериев красноречия является информационный аспект речи. Существенное значение имеет также и эмоциональная содержательность публичного выступления.
Основные приемы ораторского искусства заключаются в следующем:
речь оратора должна быть информационно насыщенной, содержательной, объективной, правдивой и полезной для слушателей,
речь оратора должна быть ясной и точной,
продолжительность выступления оратора должно быть оптимальным, при длительном выступлении (более 30 минут) очень тяжело удержать внимание слушателей, каким – бы интересным оно не было,
эмоциональность речи должна волновать души слушателей и внушать им желаемое настроение,
оратор должен хорошо знать аудиторию, тщательно подготовить речь и продумать свое поведение на трибуне,
особое значение при подготовке выступления должно быть уделено началу «эффект первых фраз» и его завершению,
подготовка выступления должна включать в себя подбор четких, убедительных ответов на ожидаемые провокационные вопросы,
выступления должны также содержать аккуратные и уместные элементы юмора, т.к. это разряжает и оживляет обстановку, возвращает внимание слушателей к словам оратора,
выступление необходимо вести не с трибуны, а как можно ближе к аудитории - «глаза в глаза»,
речь оратора должна быть культурной – необходимо исключить неграмотность, косноязычие, ненормативную лексику, а также минимизировать вестернизацию русского языка и применение модных сленгов «как бы», «на самом деле» и т.д.
Еще одним важным аспектом ораторского искусства является звуковая оболочка речи выступающего. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придает ему уверенность, создает настроение, а плохо звучащий наоборот. Аудитория всегда намного критичнее к звучанию голоса оратора, чем к его внешности.
Овладеть голосом – это значит добиться интонационной подвижности и выразительности речи, уметь пользоваться нюансами тембра. Для этого необходимо понимать механику своего голосообразования и использовать ее в процессе выступления.

Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать , которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.

Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей зрительского восприятия. Чтобы , сделать ее более понятной и хорошо организованной, используйте следующие приемы и правила риторики.

Пример, подобность и сравнение

Сравнение, наверное, является основным, самым базовым . Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.

Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору ». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти. Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это - очень много нефти. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми.

В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями.

Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование) . Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет. Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

Повтор

Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию. Использования призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации. Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору. Мы, например, призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, изучая материалы на сайте , и тогда уже через месяц вы сможете почувствовать прогресс.

Перекрещивание (хиазм) - это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны». Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»:

Делить веселье — все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов.

Цепь - часто применяемое средство удержания внимания слушателей. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи. Приведем в пример один очень интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной». Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.

Антитеза (противопоставление) - это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других - все».

Намек. Использование этого риторического приема оправдано, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые, несомненно, смогут понять, на что вы намекаете. Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль. Вот один из примеров намека: Барак Обама, обладатель одной очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств. В данном случае намек заключается в том, что Нобелевская премия МИРА, которая, как известно, была присуждена американскому президенту, не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут. Чтобы избежать прямого обвинения Барака Обамы в невыполнении обещанных миротворческих мер напрямую, в данной фразе был использован намек на «одну очень крупную премию».

Преувеличение (гипербола). Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно. Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.

Вставка. Вставкой называется специальное замечание, которое делается, на первый взгляд, мимоходом. Тем не менее, такие замечания могут придавать сильный оттенок сказанному и изменять восприятие слушателей в нужную сторону. Например, для того, чтобы приобщить публику к важной проблеме, о которой ведется речь, можно всего лишь вставить в вашу речь простую и понятную всем фразу: «но не мне вам это говорить…». Так высказывание «сегодня в нашей стране мы часто сталкиваемся с коррупцией, но не мне вам об этом говорить…» не оставит в вашей аудитории людей, равнодушных к поднятой вами проблеме, привлечет к ней самое пристальное внимание слушателей.

Риторические вопросы. Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует аккуратно. Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется. Например, вопрос «неужели так трудно тратить 20 минут в день на саморазвитие?», не всегда будет однозначно иметь отрицательный ответ, однако это немаловероятно.

Предуведомление помогает настроить аудиторию на внимательное прослушивание подготовленной вами речи. Важно заставить публику с нетерпением ожидать вашего выступления, с самого начала посеяв интерес к тому, о чем вы собираетесь говорить. Это как трейлер в кино с интересными моментами, после которого зритель остается в предвкушении просмотра фильма целиком. В данном случае в начале вашей речи выигрышно будет звучать, к примеру, фраза «возможно, вы будете удивлены, тому, о чем я вам сейчас расскажу…». Такое начало заставит аудиторию с любопытством прислушиваться к каждому вашему слову.

Промедление можно использовать для разогрева интереса слушателей после поступившего им предуведомления. Так мы еще больше усиливаем любопытство слушателей тем, что не сразу выкладываем все карты на стол. Промедлением оратор обрекает слушателя на томление и тем самым нагнетает напряжение внимания по ходу выступления, чтобы подать публике кульминацию своей речи в наиболее подходящий момент.

Повышение напряжения (усиление внимания слушателей). Это умелое оперирование целым набором сложных приемов, который свидетельствует о высоком уровне ораторского мастерства выступающего. Эффект повышения напряжения обычно достигается с помощью использования в комплексе предуведомления и промедления, а также при помощи аллегорий, намеков и других риторических техник. Повышению напряжения также способствуют повторения.

Неожиданность. Для того чтобы в нужный момент усилить внимание слушателей, оратор может использовать слова и действия, которых от него никто не ожидает. К примеру, знаменитый Бисмарк застал слушателей врасплох, высказавшись наполовину: «Я тоже за отмену смертной казни», и сделав заметную паузу, продолжил: «Но я за то, чтобы начало положил убийца!». Подобные приемы хороши, когда их используют дозировано и уместно, иначе эффект неожиданности может сгладиться.

Фрейминг

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Однако внимание слушателей со временем притупляется. Поддержать внимание у аудитории помогают ораторские приемы и средства.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

1. Наглядность: для лучшего восприятия речи лучше все абстрактное представлять наглядно с помощью:

Метких сравнений и примеров,

Образов,

Коротких рассказов.

Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические

выражения, элементы юмора.

2. В ораторском искусстве особое значение имеет повтор. С его помощью лучше закрепляется основная мысль, повышается убедительность речи. Различают следующие виды повтора:

Дословный повтор;

Варьируемый повтор (повторение содержания, но в новом словесном оформлении);

Частичный повтор (повторение первого слова или части предложения, ключевого слова предложения);

3. Разъяснение - это особая форма повтора, а именно расширенный повтор. В том случае, если выражение, выбранное первоначально, кажется слишком слабым, при известных обстоятельствах к нему возвращаются, улучшают и поясняют его.

4. Призывом (восклицанием) часто пользуются в речах с выражением мнения. Восклицания используют эпизодически, поскольку в противном случае их действие притупляется. Восклицания должны быть убедительными и неназойливыми.

5. Цепь - часто применяемое средство воздействия. В ней полный смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена.

6. Кажущееся противоречие (парадокс) - особый вид игры слов. Парадокс представляет собой сознательно акцентированную формулировку.

7. Вставка - это замечание, которое делается мимоходом. Ее функция - приобщить слушателя к моменту высказывания. Зачастую вставка является сообщением, вызывающим внимание.

8. Предупреждение (постановка возражений) заключается в том, что оратор продумывает, какие возражения можно выдвинуть с противоположной точки зрения, и сразу включает их в свою речь, а вслед за ними приводит опровержение.

9. Мнимые вопросы (риторические). Ответ на них не дается. У мнимых вопросов одна задача -стимулировать мысль слушателя.

10. К приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

11. Вопросно-ответный прием . Оратор вслух раздумывает над поставленной задачей. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные возражения и сам же их отвергает. Это очень эффективный прием: он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Все вышеперечисленные ораторские приемы и средства обычно не применяются одновременно , так как в этом случае их действие становится менее эффективным. Главная задача ораторских приемов и средств - сделать речь наглядной, внутренне напряженной и убедительной.

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio - «изобретение»), 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»), 3)»Словесное выражение», литературная обработка речи (e|ocutio),4)Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»), 5)Произнесение (pronuntiatio). Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Античная риторика исключительно большое значение придавала подготовке публичного выступления (это четыре из пяти этапов приведенной схемы). Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их сочинял .Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей (Например: «Нужны ли нам атомные электростанции?», «Мы - за демократическую Россию», «Состояние охраны труда и техники безопасности в цехе № 5», «О подготовке к проведению сертификации изделий». При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

Риторика

Проблемы речевого воздействия входят в сферу интересов разных наук: социологии, психологии, юриспруденции, педагогики, риторики и, конечно, лингвистики. Современное познание подошло к тому, что сегодня, по мнению ученых (И.А. Стернин) формируется новая интегральная наука - теория речевого воздействия.

Практическое обучение речевому воздействию в нашей стране актуально не в меньшей, а может быть, и в большей степени. В России нет традиций обучения эффективному речевому общению - таких, например, какие есть в США, Великобритании. Вместе с тем, актуальность такого обучения налицо. Мы все допускаем ежедневно множество грубейших ошибок, которые делают нашу жизнь, и без того нелегкую, еще сложнее. Мы постоянно делаем замечания окружающим, даем советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и делаем еще много такого, что категорически запрещается законами общения в цивилизованном обществе. Все это мешает нам достичь нужных целей.

Под речевым воздействием понимается регуляция деятельности одного человека другим человеком при помощи речи

2. ТИПЫ И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Современная наука пытается выделить различные типы речевых воздействий. Нам представляется наиболее стройной классификация, опирающаяся на различные стороны сознания личности: мышление, эмоции, волю. С этих позиций можно говорить о следующих типах речевых воздействий :

1. Информирование – минимальное речевое воздействие, связанное с принятием / непринятием информации.

Однако информирование всё же воздействие, цель которого - помочь собеседнику в процедуре обработки информации. Адресату необходимо помочь перейти от частного примера к обобщению, из общих положений сделать выводы о частностях, перенести информацию из одной когнитивной области в другую и т.д. Новое знание должно быть введено в модель мира адресата таким образом, чтобы он "принял его, соотнес с уже известным и осознал как свое, личное," - Баранов А. Н. называет это "приватизацией знаний".

Для осуществления информативного воздействия существует особая когнитивная стратегия , которую Ван Дейк определяет как "способ обработки информации в памяти".

2. Внушение (уговаривание) - оценочное и эмоциональное воздействие, которое осуществляется преимущественно с опорой на эмоции объекта внушения. Целью внушения является передача адресату своего отношения к предмету речи. Такое воздействие реализуется в особых жанрах: похвала, порицание, угроза, жалоба, обвинение, ободрение, насмешка и пр. В этой сфере реализуются стратегии «поглаживаний» и «уколов», выделенные Э. Берном.

Человек, апеллирующий к другому лицу посредством эмоциональных излияний, не подкрепленных содержательной информацией, это человек уговаривающий. Философ Г.К. Лихтенберг заметил: «Это великий ораторский прием – уметь иногда только уговорить людей, когда их можно было бы убедить. Потом они часто думают, что их убедили, между тем как их просто уговорили. В то же время даже самая глубокая мысль, даже самая содержательная информация, не пробуждающая эмоций человека, оставляющая его равнодушным, превратиться в убеждение не может".

Внушать – значит побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите - без обдумывания, без критического осмысления.

Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто - на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности, «харизматические типы» (вроде Сталина) могли внушить людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по отношению к взрослым, часто внушаемы молодые девушки, женщины по отношению к грубым и решительным мужчинам.

Уговаривание - это преимущественно эмоциональное побуждение собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу - просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, использует личные мотивы и основано обычно на многократном повторе просьбы или предложения: «Ну пожалуйста... ну сделай это для меня... ну что тебе стоит... я буду очень тебе благодарен... я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь... ну что тебе стоит... ну пожалуйста... ну очень прошу». Так ребенок уговаривает маму: «Ну купи... ну купи... ну пожалуйста».

Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.

3. Доказывание - это логический путь речевого воздействия, приведение аргументов, подтверждающих правильность какого-либо тезиса.

Строится доказательство по законам логики, аргументы приводятся в системе, продуманно, с использованием особых языковых средств: «во-первых, во-вторых, следовательно».

Доказывание хорошо действует на человека с развитым логическим мышлением, но логика действует эффективно не на всех (далеко не все мыслят логически) и не всегда (в некоторых условиях эмоции побеждают разум).

4. Убеждение - доказательство с помощью аргументов и с использование эмоционального внушения. Убеждающее воздействие опирается на разум и на чувства человека.

Убеждение – это вселение в собеседника уверенности, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно - эмоция, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: «Во-первых.... Во-вторых... Поверь, так оно и есть! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так...». Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.

5. Волеизъявление (принуждение) - воздействие на поведение собеседника. Это просьбы, приказы, советы, разрешения, отказы, предложения, указания и т.п. Они побуждают собеседника действовать в соответствии с волей и желанием говорящего.

Принудить - заставить человека сделать что-либо против его воли.

Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угрозах: «Кошелек или жизнь» .

6. Ритуальные (социальные) воздействия - условные речевые действия, имеющие характер этикетных актов: обращение, приветствие, клятва и другие стандартные формы ритуального поведения.