Речь как средство коммуникации презентация. Презентация на тему: "Вербальные средства коммуникации


Вербальные средства коммуникации.

Коммуникативные барьеры.


Общение – сложный процесс взаимодействия людей. Общение – понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру.

Общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение - человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям.

Под общением ( в широком смысле) понимается любая форма контактов между людьми, подразумевающая коммуникацию между людьми.


Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты.

общение

невербальное

вербальное

устное

письменное

язык тела


К вербальным средствам общения относится

человеческая речь.

Современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час.

В зависимости от намерений собеседников возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств людей и является важнейшим средством человеческого общения.


В вербальном общении приходится не только излагать свою точку зрения письменно или устно, но и воспринимать мнения других людей .

В процессе вербального общения мы:

  • формируем идею;
  • облекаем идею в слова;
  • говорим или пишем слова;
  • партнер получает сообщение;
  • партнер его воспринимает;
  • выделяет и интерпретирует информацию;
  • оценивает и удерживает смысловую часть;
  • партер реагирует и посылает сообщение

обратно.


Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Виды речевой деятельности:

говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание - восприятие содержания звучащей речи;

письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное , а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.


Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Умение слушать – это:

· восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций;

· поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать общение;

· незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли собеседника «на шаг вперед».


Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Деловое общение является особой формой взаимодействия людей в различных сферах трудовой деятельности. Важное значение оно приобретает для людей, занятых в управлении.

Деловая коммуникация - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Это – межличностное общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, коммерческой. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.


Три стороны деловой коммуникации

коммуникативная - аспект, связанный с обменом информацией

интерактивная - аспект, связанный с обменом действиями (что делает партнер в процессе общения, какие цели преследует)

перцептивная - аспект, связанный с восприятием и пониманием делового партнера


Цель деловой коммуникации – организация эффективного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками.


Деловая коммуникация имеет специфические особенности :

  • регламентированность;
  • строгое соблюдение его участниками формально-ролевых принципов взаимодействия;
  • повышенная ответственность участников за его результат;
  • строгое отношение к использованию его участниками речевых средств;
  • наличие разных типов отношений между его участниками (субординационные и партнерские отношения).

  • обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий;
  • взаимозависимость всех участников в достижении результата и при реализации личных намерений;
  • формальные ограничения (конвенциональные, ситуативные, эмоциональные).

Виды (формы) устного делового общения:

  • Публичное выступление
  • Деловая беседа
  • Деловое совещание
  • Деловые переговоры
  • Дискуссия
  • Разговор по телефону
  • Презентация

Письменная деловая речь – это все виды деловых писем (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-напоминание) и документов, фиксирующих социально-правовые отношения, регулирующие управленческие, организационные, финансовые и другие действия организаций или отдельных должностных лиц.


Чтобы общение как процесс происходило без проблем, оно должно проходить по следующим этапам :

- установление контакта;

- ориентирование в ситуации общения;

- обсуждение поставленной задачи;

- поиск решения поставленной задачи;

- завершение контакта.


Важным условием достижения эффективности делового общения является соблюдение этических норм.

Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности.


В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи информации, затрудняющее процесс общения, искажающее смысл передаваемой информации.


1. БАРЬЕР ПРЕДВЗЯТОСТИ И БЕСПРИЧИННОЙ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ

Выражается в следующем: человек внешне необоснованно начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким - либо другим причинам.


2. БАРЬЕР ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Выражается в следующем:

Кто –то сообщил вам отрицательную информацию о вашем новом знакомом, и у вас складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имея опыта личного взаимодействия с ним.

Таких негативных установок, привнесенных извне, следует избегать!


3. БАРЬЕР «БОЯЗНИ» КОНТАКТА С ЧЕЛОВЕКОМ

Выражается в следующем:

Бывает, что вам неловко вступить в непосредственный контакт с человеком. Что делать в этом случае?

Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения субъективны.

После анализа акцентируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло.


4. БАРЬЕР «ОЖИДАНИЯ НЕПОНИМАНИЯ»

Перед взаимодействием вас волнует вопрос: «А правильно ли поймет меня партнер?». Нельзя прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.

Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее моменты, которые могут вызвать неверное объяснения ваших намерений.


5. БАРЬЕР «НЕВЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ»

Взаимодействию нередко мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Скажем: «Я попрошу у него что-нибудь, а он откажет».

От таких стереотипов надо уходить.

Стремитесь оценивать складывающуюся ситуацию общения в ее контексте – это поможет преодолеть данный барьер.


6. БАРЬЕР «ВОЗРАСТА»

Возникает в самых разнообразных сферах взаимодействия

между людьми разных поколений (Люди постарше осуждают поведение молодых, забывая себя в этом возрасте, а кто помоложе, раздражаются, посмеиваются над старшими).

Необходимо помнить, что подобный барьер существует, и учитывать его в процессе общения в служебном взаимодействии.



ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СЛЕДУЕТ:

Попытаться ответить на вопрос «Каким вас видят другие люди?»

Проанализировать те стороны своего общения с другими людьми, которые нравятся вам, и выделить те, которые вызывают неудовлетворенность общением с окружающими.

В процессе общения стремиться уходить от стереотипов, мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм).


Стараться не нагнетать неприятные эмоции в отношениях, анализировать процесс их развития и устранять нежелательные элементы, ведущие к формированию барьеров.

Помните, что «выяснение отношений» – не способствует достижению целей общения.


Установить благоприятный психологический контакт с собеседником, получить возможность эффективного общения помогут несколько правил.

1.Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.

Интересуйтесь другими людьми, а не пытайтесь заинтересовать ими себя.

2.Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.

Запоминайте имена тех, с кем общаетесь, и используйте их в разговорах с этими людьми.

3.Держитесь спокойно.

Будьте позитивны, открыты, доброжелательны и приветливы. Чаще улыбайтесь.

4.Будьте внимательны к возможным смысловым барьерам.

Говорите с человеком на понятном ему языке.

5.Следите за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.

6.Честно и искренне высказывайте одобрение, будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, но никогда не прибегайте к лести.

7.Научитесь говорить комплименты, но делайте это искренне.


8.Внушайте своему собеседнику сознание его значительности. Попытайтесь найти достоинства другого человека и искренне похвалите их. Так вы дадите людям почувствовать их уникальность.

9.Будьте терпимы к чужому мнению.

Не осуждайте других людей, а постарайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать именно так.

10.Научитесь понимать людей и сопереживать им.

Умейте поставить себя на место другого, чтобы понять его.

11.Учитесь слушать других.

Слушать – это значит слышать что говорят, интересоваться и спрашивать у собеседника интересующие вас моменты его монолога, превращать его монолог в развернутый диалог.

Будьте внимательным слушателем, дайте человеку высказаться.

Поощряйте других людей говорить о самих себе.

12.Указывая на очевидные ошибки собеседника,

начинайте разговор с подчеркивания положительных качеств. Делайте акцент на фактах, а не на личностных особенностях.

13.Прежде чем критиковать человека, необходимо отметить положительные стороны его работы.


Нравственные принципы, на которых должны строиться взаимоотношения руководителя и подчиненного:

Нравственные нормы служебного поведения:

  • единая мораль для всех;
  • признание и защита прав и свобод человека и

гражданина;

  • принцип гуманизма;
  • единство слова и дела;
  • принцип справедливости;
  • проявление внимания к подчиненным;
  • принцип ответственности;
  • проявление максимума корректности, вежливости и тактичности.
  • принцип законности.

Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя .



В жизни любой организации или предприятия виды делового общения занимают важное место . Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода.

Деловые беседы, деловые совещания, переговоры, телефонные разговоры можно рассматривать как самостоятельные виды деловой коммуникации . Они отличаются друг от друга целями, ради которых проводятся, формой контакта и числом участников, что предопределяет социально-психологические особенности их организации и проведения.


Самой распространенной формой делового общения является деловая беседа .

Под деловой беседой понимается межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.

По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и неофициальные , т.е. с соблюдением и без соблюдения определенных правил и формальностей.

По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед:

  • кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещение по должности);
  • дисциплинарные (связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т.п.);
  • организационные (определяющие технологию выполнения задания);
  • творческие (посвященные выработке концепции того или иного проекта, задания и пр.).

Проведение деловой беседы – это проверка нашего умения устанавливать контакт с собеседником, ясно и убедительно излагать свои мысли, слушать и слышать то, что говорит партнер, выбирать наилучшую психологическую позицию в общении, словом, того, насколько мы владеем

культурой делового общения.

Практика показывает, что из десяти бесед, которые подготовлены заранее, семь проходят успешно, а из десяти неподготовленных – только три.

П равила организации беседы:

  • Соблюдение основного принципа – равноправия и взаимного уважения.
  • О времени и месте поведения беседы договариваются заранее, за 3 – 5 дней.
  • Местом проведения является служебное помещение одного из участников, но не исключена и нейтральная территория.
  • Состав участников беседы согласуется заранее и отражает баланс интересов сторон.
  • Оговариваются тематические рамки беседы и ее основные цели, регламент беседы.
  • Поведение участников встречи регулируется правилами этикета в соответствии с их статусом.

Схема проведения беседы:

  • Начало беседы (установление контакта, создание благоприятного для беседы «климата отношений»).
  • Изложение своей позиции и обоснование ее.
  • Выяснение позиции собеседника.
  • Совместный анализ проблемы (устранение сомнений собеседника, опровержение его замечаний, поиск вариантов решения и т.п.).
  • Принятие решений.

Типичные ошибки, допускаемые при проведении беседы:

  • проявляют авторитарность, не считаются с мнением других;
  • игнорируют состояние собеседника;
  • не учитывают мотивы состояния собеседника;
  • не проявляют интереса к проблеме собеседника;
  • не слушают собеседника;
  • перебивают говорящих;
  • говорят, не будучи уверенными, слушают ли их;
  • говорят долго;
  • ограничиваются одним предложением (не используют всего банка идей).

Деловое совещание это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.

Коммуникантами в этой ситуации становятся коммуникативный лидер (например, руководитель подразделения, отдела или один из ведущих сотрудников, которому поручено подготовить и провести совещание) и участники совещания, как правило, специалисты, в чье компетенции находится данная проблема, или те, кому придется ее решать.

Типы совещаний:

  • совещания по планированию;
  • совещания по мотивации труда;
  • совещания по внутрифирменной организации;
  • совещания по контролю за деятельностью работников;
  • совещания, специфические для фирмы.

Подготовка совещания

Цель совещания это описание ожидаемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы.

Повестка дня – это, как правило, письменный документ, получаемый участниками совещания заранее и содержащий следующую информацию:

  • тема совещания;
  • цель совещания;
  • перечень обсуждаемых вопросов;
  • время начала и окончания совещания;
  • место, где оно будет проходить;
  • фамилии и должности докладчиков;
  • время, отведенное на каждый вопрос;
  • место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.

Целесообразно проводить деловые совещания в определенный день недели (за исключением внеплановых, экстренных заседаний), желательно в конце рабочего дня или во второй его половине.

Оптимальное число участников совещания - 6-7 человек. Не надо приглашать всех, а только тех, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решить вопрос.


Деловые переговоры - это средство, взаимосвязь между людьми. Деловые переговоры предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы. Переговоры – это обсуждение чего-либо, обмен мнениями с целью договориться о чем-либо.

Переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем.

Цель переговоров – найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы проявления конфликта. Целью деловых переговоров может быть заключение соглашения, договора; продление действующих договоренностей; координация совместных действий; перераспределение взаимных обязательств.


Переговоры могут быть:

официальными - с протоколом, строгой процедурой, соблюдением специальных ритуалов;

неофициальными - похожими на непринужденную беседу, не предполагающими по окончании подписания тех ли иных официальных бумаг;

внешними - с деловыми партнерами и клиентами;

внутренними - между сотрудниками.


Основные структурные элементы оптимальной модели процесса переговоров:

  • Приветствие участников, представление сторон друг другу.
  • Изложение проблем и целей переговоров.
  • Диалог участников, включающий в себя уточнение, обсуждение и согласование позиций, выяснение взаимных интересов.
  • Подведение итогов и принятие решений.
  • Завершение переговоров.

В ходе переговоров могут быть выработаны различные типы совместных решений :

  • компромиссное, или «серединное решение»;
  • ассиметричное решение, относительный компромисс;
  • принципиально новое решение, «снятие» основных противоречий.

Из всех видов переговоров самыми сложными являются переговоры по телефону . Специфика телефонного общения определяется прежде всего фактором дистантности общения .

Подсчитано, что каждый телефонный разговор длится

3-5 минут (при этом, треть времени уходит на паузы между словами и выражение эмоций), а так как руководитель разговаривает по делам

20-30 раз в день, значит, в общей сложности - несколько часов. По подсчетам специалистов на телефонные разговоры тратится до 27% рабочего времени.


«У нас нет второго шанса произвести хорошее первое впечатление».

Имидж в переводе с английского – «образ» .

Образ – это мысленная картинка, которая возникает в сознании человека в результате непосредственного или опосредованного отражения действительности. Имидж включает в себя следующие составляющие: внешний облик, культуру речи, манеры поведения, стиль одежды, оформление интерьера офиса.


Одежда делового человека должна соответствовать:

  • своему назначению, а также месту, времени и характеру события;
  • времени года и погоде;
  • возрасту;
  • индивидуальным особенностям человека.

Наша одежда является

составной частью всего

коммуникационного комплекса.

Именно поэтому при выборе гардероба требуются стиль и качество.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи» Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате с этим назначением язык по своей природе полифункционален, т.е. выполняет следующие важнейшие функции:

Коммуникативная, т.е. служит средством общения процесс общения Я З Ы К ПРЕДМЕТ РЕЧИ А Д Р Е С А Т А Д Р Е С А Т В Ы С К А З Ы В А Н И Е ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

2) Когнитивная, т.е. является средством мысли в результате мыслительной деятельности внутренняя речь (мысли, мировоззрение, отношение к предмету речи) оформляются в законченные фразы, понятные обеим сторонам общения, т.к. используются средства определенного языка; каждый человек ежеминутно думает о чем-либо. Таким образом, язык выполняет две основные функции, которые сложно разграничить: одновременно является средством общения и средством мысли.

дополнительные функции: 3) экспрессивная (эмоциональная) выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства; 4) воздействующая воздействие на слушателя/собеседника посредством только языковых средств;

5) игровая например, детские потешки, в основе которых лежит звукоподражание; слова-перевертыши или фразы, читаемые одинаково в обоих направлениях: А роза упала на лапу Азора; игры в слова, когда последующее слово должно начинаться с той же буквы, на которую закончилось предыдущее; скороговорки. Друзей за деньги не купишь

6) поэтическая язык служит материалом и формой художественного творчества, с помощью богатства языковых средств человек может выразить все свои чувства, эмоции, переживания, создать образные картины как внутреннего мира человека, так и окружающего мира

Аллитерация (от лат. ad - к, при и littera - буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха. (БСЭ) Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»: Бугристы берега, благоприятны влаги, О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят, О, грады, где торги, где мозго-круглы браги... Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин). аллитерации на п, н, л Настанет ночь; луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. (А. С. Пушкин). аллитерации на н, д, с, в

стихотворением «Челн томленья» Бальмонта, поразившему когда-то современников, сплошь построенно на механической смене аллитерирующих звуков - в, б, ч, с и др.: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн... Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог... Марш! Чтоб время сзади ядрами рвалось. К старым дням Чтоб ветром относило Только путаницу волос (Маяковский). аллитерации на р

Ассонансом называется повторение гласных. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

7) магическая данная функция связана с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

1.2. Язык как система Знаковых систем много, например, … Язык – важнейшая из знаковых систем. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) - это совокупность элементов, взаимодействующих между собой. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (обозначающее) и содержание (обозначаемое). Самостоятельный языковой знак – слово. Звучание, последовательность звуков – это материальная данность, обозначающее - форма (а на письме обозначающее - буквы). Значение слова – его обозначаемое - содержание: понятие или образ, т.е. мысль.

Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Элементами системы «язык» являются следующие единицы, которые объединяются и образуют уровни языка, изучением которых занимаются соответствующие разделы языкознания: Единица языка Уровень языка Раздел языкознания Звук, фонема Фонетический Фонетика Буква, морфема Морфемный Графика, морфемика Слово Лексический Лексикология Формы и классы слов Морфологический Морфология Фразеологические обороты Лексико-фразеологический Фразеология Словосочетание, предложение, текст Синтаксический Синтаксис

1.3. Язык и речь Язык и речь образуют в совокупности единое явление: язык организует, создает речь. Речь – использование языка в конкретных ситуациях общения. Под речью часто понимают: процесс говорения (речевую деятельность), результат этого процесса (устные или письменные речевые высказывания, произведения).

Между языком и речью существуют принципиальные различия: ЯЗЫК РЕЧЬ абстрактен система категорий, извлекаемых из речи (части речи, спряжение, склонение и т. д.), управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям материальна воспринимается чувства­ми - слухом, зрением и даже осязанием коллективен и безличностен индивидуальна и конкретна ограничен набором составляющих его категорий бесконечна стабилен подвижна, динамична

Подведем итоги: 1 . Язык как знаковая система. 2. Язык и речь. Как соотносятся понятия «язык» и «речь». 3. Как вы понимаете следующие слова М.В.Панова: «Задача языковеда – найти в речи язык, подняться от речи к языку»? 4. Как Вы считаете, какие условия необходимо соблюсти, чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание? При ответе используйте схему построения общения (см. п.1.1.) 5. Каково главное условие речевого общения? 6. Функции языка, перечислите и охарактеризуйте. 7. Основные функции языка. 8. Язык как система. Перечислите и охарактеризуйте элементы системы язык. 9. Взаимодействие элементов системы язык. Продемонстрируйте это взаимодействие на примере конкретного предложения.

Презентация подготовлена преподавателем ЧУПО «Экономический бизнес-колледж» г.Москва Филимоновой А.Н.


Речь - исторически сложившаяся форма
общения людей посредством языковых
конструкций, создаваемых на основе
определённых правил, также один из видов
коммуникативной деятельности человека Процесс
речи предполагает, с одной стороны,
формирование и формулирование мыслей
языковыми (речевыми) средствами, а с другой
стороны - восприятие языковых конструкций и
их понимание.
Речь это один из видов вербального общения.
Вербальное общение – общение словами, речью, процесс
обмена информацией и эмоционального взаимодействия
между людьми или группами при помощи речевых средств.

Благодаря речи как средству общения
индивидуальное сознание человека, не
ограничиваясь личным опытом, обобщается
опытом других людей, причём в гораздо
большей степени, чем это может позволить
наблюдение и другие процессы неречевого,
непосредственного познания, осуществляемого
через органы чувств, такие как восприятие,
внимание, воображение, память и мышление.

Речь людей в зависимости от различных условий
приобретает своеобразные особенности.
Соответственно этому выделяют разные виды
речи. Прежде всего различают внешнюю и
внутреннюю речь, также существует
эгоцентрическая речь.

Речь
Внешняя
Письменная
Эгоцентрическая
Внутренняя
Устная
Диалогическая
Монологическая

Речь оформленная средствами естественного языка. Основным признаком В.
р. является ее озвученность, адекватность ее структуры ситуации общения,
эмоциональная окраска и др.
Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который прочтёт
написанное только через некоторое время. Часто автор даже не знает своего
читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного
контакта между пишущим и читающим создаёт определённые трудности в
построении письменной речи. Пишущий лишён возможности использовать
интонацию, мимику, жесты для лучшего изложения своих мыслей. Так что
письменная речь менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна
быть особенно развернутой, понятной и полной, т.е. обработанной. Но письменная речь
обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную
подготовку над словесным выражением мыслей. Письменная речь как в истории
общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и
формируется на её основе. Благодаря письменности достижения культуры, науки и
искусства передаются от поколения к поколению.

Устная речь - форма речевой деятельности, включающая понимание
звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой
форме (говорение).
Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте
собеседников или может быть опосредована техническим средством
(телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном
расстоянии.
Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
использование невербальных средств общения (жестов, мимики),
экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не
называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).
Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Диалогическая речь – разговор
двух или нескольких лиц,
говорящих попеременно. В
повседневном и обычном
разговоре диалогическая речь не
планируется. Направленность
такой беседы и её результаты в
значительной степени
определяются высказываниями
её участников, их репликами,
замечаниями, одобрением или
возражением. Но иногда беседу
организуют специально, чтобы
выяснить определённый вопрос,
тогда такая беседа носит
целенаправленный характер.
Монологическая речь
предполагает, что говорит одно
лицо, другие только слушают. К
монологическим формам речи
относятся лекции, доклады,
выступления на собраниях.
Общая и характерная
особенность всех форм
монологической речи – ярко
выраженная направленность её к
слушателю. Цель этой
направленности – достигнуть
необходимого воздействия на
слушателей, передать им знания,
убедить в чём-либо. В связи с
этим, монологическая речь носит
развернутый характер и требует
связного изложения мыслей.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой
процесс. Она недоступна восприятию других людей и,
следовательно, не может быть средством общения.
Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена,
свернута, почти никогда не существует в форме полных,
развернутых предложений. Объясняется это тем, что предмет
собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не
требует от него развёрнутых словесных формулировок, к
помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как
правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в
процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда
человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому
мысль, часто объясняются трудностью перехода от
сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к
развёрнутой внешней речи, понятной для других.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи,
промежуточная между внутренней и внешней речью,
выполняющая в основном интеллектуальную, а не
коммуникативную функцию. Она активизируется у детей
в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает.
Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны
интеллектуальная функция, неполная осознанность.
Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и
контролирующая практическую деятельность. Как
показал Лев Семёнович Выготский эгоцентрическая речь
генетически восходит к внешней (коммуникативной)
речи и является продуктом ее частичной интериоризации
(перехода). Таким образом, эгоцентрическая речь как бы
переходный этап от внешней к внутренней речи.

ИНТОНАЦИЯ как средство общения и воздействия.



ИНТОНАЦИЯ

УДАРЕНИЕ

ПРОИЗНОШЕНИЕ

РЕЧЬ

ЗВОН

ЗВУК


ИНТОНАЦИЯ

тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи.


Для чего нужна ИНТОНАЦИЯ ?

  • Помогает слушателю понять смысл произносимых слов;
  • … отношение говорящего к содержанию текста;
  • Помогает понять характер говорящего и почувствовать его настроение на момент общения.

Простое слово здравствуйте можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных лад о в. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с которыми они произнесены.


КОМПОНЕНТЫ

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

ПАУЗА

Скорость произнесения звуков (ТЕМП)


Новые слова

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Однородные чл. предл.

Определения (прил.)

Противопоставления и сопоставления


1) В нашем саду созрел виноград ; 2) В нашем саду созрел виноград ; 3) В нашем саду созрел виноград .


Выделите слова, на которые падает логическое ударение .

  • Еще вчера морозило, а нынче – оттепель.
  • Ползали и летали слова, тревожные и злые, вдумчивые и веселые.
  • Грамматика представляет собой систему.


ПАУЗЫ

Очень короткие

Разделяют слова

Короткие

Средние

, красная строка (///)

Длительные



Темп речи = скорость произношения слов + паузы.

Быстрый

Средний

Медленный



ТЕМБР

Радость

Волнение

Восхищение

Недовольство


Бывало, во время контрольной работы учитель оторвется от своих четок или книги и говорит:

Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.

Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.

Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.

Авдеенко думает, что он лебедь, - поясняет Харлампий Диогенович. - Черный лебедь, - добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко.

Сахаров, можете продолжать, - говорит Харлампий

Диогенович.





Прочитайте предложение вслух, сделав логическое ударение на первом слове. Перечитайте предложение, сделав ударение на втором слове, затем – на третьем и т.д.

К вечеру родители уехали, и ребятам стало грустно.


Прочитайте стихотворение несколько раз, все убыстряя темп, но сохраняя ясное и отчетливое произношение.

Прочитайте, стараясь точно и отчетливо произносить каждый звук, стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».

С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор. Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор. Иван Топорышкин пошёл на охоту, С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор. Иван повалился бревном на болото, А пудель в реке перепрыгнул забор. Иван Топорышкин пошёл на охоту, С ним пудель в реке провалился в забор. Иван, как бревно, перепрыгнул болото, А пудель вприпрыжку попал на топор.


Прочитайте стихотворение С. Маршака в соответствии с интонационными указателями.

Вышли мышки как-то раз

(таинственно, тихо, медленно)

Поглядеть, который час.

(с любопытством, тихо, медленно)

(четко, чуть громче)

(четко, еще громче)

(четко, громко)

Четыре,

(четко, громко)

Мыши дернули за гири.

(решительно, громко, энергично)

Вдруг раздался страшный звон,

(с угрозой, очень громко)

Убежали мышки вон!

(испуганно, снижая громкость, убыстряя темп)



Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.

Вся королевская конница, Вся королевская рать Не может Шалтая, Не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать!



Речь как средство общения

Важнейшее достижение, позволившее человеку задействовать общечеловеческий опыт (как прошлый, так и настоящий), - речевое общение, которое складывалось благодаря трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык - система знаков, в которую входят слова с их значениями и синтаксис (набор правил построения предложений)

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие.

Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т.д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего - не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида.

Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.

Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия ее редукцией. Существует, по-видимому, некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит.

Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек - общественное существо, его деятельность - общественная деятельность и сознание его - общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи. Поэтому конкретную реализацию положение об общественном характере человеческого сознания получает в признании единства речи или языка и сознания.

Виды и функции речи

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи.

Диалогическая речь - это разговор, беседа двух или несколь­ких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обыч­ном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь под­держанная. Направленность такой беседы и ее результаты в зна­чительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить опреде­ленный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологиче­ская речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лек­ции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности-до­стигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой про­цесс. Она недоступна восприятию других людей и, следователь­но, не может быть средством общения. Внутренняя речь-сло­весная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словес­ных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают за­труднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней ре­чи, понятной для других.

Речь выполняет три функции:

Сигнификативную (обозначения);

Обобщения;

Коммуникации (передача знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У людей со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи - коммуникация, т.е. передача информации. Если первые две функции можно рассматривать как внутреннюю психическую деятельность, то эта выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. У нее три аспекта - информации, выражения и волеизъявления.

Процесс общенияи виды вербальной коммуникации

В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи вам!», «Желаю успеха!», «Ни пуха, ни пера!», приносимые с любыми оттенками.

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности.

Передача информации может иметь различную форму - это может быть и разговор, и беседа, и сопор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.

Виды вербальных коммуникаций: разговор, беседа, собеседование, спор, менее распространенныхе- дискуссии, полемика, дебаты.

Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.

Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут. дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.