Что похож на букву ш. Конспект НОД «Буква Ш, звук » (для детей подготовительной группы)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Привет, друзья! Я смешарик. Меня зовут Крош

а о у ы н м л р б в г д з я и е п к т с ч ь

БАНЬКА ДЕНЬ КОНЬКИ СЕМЬЯ ВОРОБЬИ ВЕСЕЛЬЕ

Рассмотри внимательно. Поразмысли не спеша И отыщешь обязательно Пять вещей на букву Ш.

Ш ш согласный глухой твердый шипящий

На что похожа буква Ш Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.

Ш а о и е у

шуба – шубы шапка – шапки шар – шары шляпа - шляпы

ГРУША ПЫШКА МЫШКА ШУМ ШТОРМ ШТОРЫ ШУТ ШИНЫ ШИПЫ

Поспешишь – людей … догонишь насмешишь удивишь

крыса - пар - малина - месть - крыша шар машина шесть

шут шутник шутливый шутка шутить шуруп

Ф шашка а И

ОК НО РА КИ НО ША ГИ РЯ Покорение вершин

ШУ ЛЫ РУ СНЕ МО СА

Собака, что лаешь? Волков пугаю. Собака, что хвост поджала? Волков боюсь.

Молодцы, ребята! Желаю вам успехов в учёбе! До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш].

Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуком, формировать

Навыки чтения, учить работать с текстом.

2. Развивать фонетический слух, внимание, память, речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к профессиям, к чтению сказок.

Оборудование: DVD проектор, презентация, рисунки к текстам.

Ход урока.

Ι. Организация внимания.

Правило звонка.

Приветствие гостей.

ΙΙ. Актуализация ранее изученного.

1.Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас».

О чём идёт речь в стихотворении?

Почему такое необычное название?

О чем вели разговор ребята?

С каким чувством они рассказывали о своих мамах? (любви, гордости,

уважения)

К какому выводу они пришли?

(Мамы всякие нужны,

Мамы всякие важны!)

Как мы можем сказать строками из стихотворения.

«А у нас сейчас … (урок). И у нас сегодня … (гость)»

К нам в гости пришел Смешарик Крош. Он посмотрит, как мы будем

Изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы

Скажете мне в конце урока.

А пока повторим изученные звуки и буквы.

2.Повторение изученных букв по ленте.

Называем гласные звуки.

Чем необычны буквы я и е.

Называем согласные

Звонкие [н],[н"], … .

Глухие [п],[п"], … .

Чем отличается буква Ч от других согласных букв.

(звук[ч"] всегда мягкий)

Что это за буква? (ь)

Что в ней особенного

(не обозначает звука)

3.Повторение значения ь.

Бан ь ка сем ь я

Ден ь вороб ь и

Кон ь ки весел ь е

Чем отличается Ь в словах 1 и 2 столбиков?

(В первом столбике обозначает мягкость согласного звука;

Во втором разделительный мягкий знак).

ΙΙΙ.Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели.

Как шипят змеи (ш-ш-ш)

Как шипит гусь (ш-ш-ш)

Какой звук мы будем изучать? [ш]

2.Чистоговорка. Ф.М. (показываем движениями)

Ша- ша- ша- мама моет малыша.

Шу- шу- шу- я письмо пишу.

Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.

Аш- аш- аш- у Марины карандаш.

Шо- шо- шо все будет хорошо.

3.Определение места звука в словах.

Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах-

Отгадках?

Смешарик слушает как вы работаете.

1. Сегодня всё ликует

В руках у детворы!

От радости танцуют

Воздушные... . (ш ары)

2. И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша как солнышко

Кто же это?... . (Золу ш ка)

3. Кот живет у нас на крыше,

А в подвале живут… . (мы ш и)

4. Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем:

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (ш кола)

5. Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … . (ма ш ина)

6. Если ты его заточишь,

Нарисуешь все, что хочешь

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это … . (каранда ш )

4. Найти 5 слов со звуком [ш].

Найдите на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш].

(шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)

5. Артикуляция при произношении.

[ш] – согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.

6. Знакомство с буквами Ш, ш.

Ш – заглавная, ш – строчная.

На что похожа буква Ш?

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

IV. Чтение с буквами Ш, ш.

1. Чтение слогов.

Игра «Звездопад» (на облаке нарисована буква ш, к ней подлетают

Звезды с гласными буквами, получаются слоги. Дети читают хором.)

Ша шо шу ши ше

2. Чтение слогов в учебнике.

3. Чтение слов с буквой ш и определения значений единственного и

Множественного числа.

шуба – шубы

Шапка – шапки

шар – шары

Чем отличаются слова слева и справа?

4. Работа над лексическим значением слов.

а) груша б) шут в) шум

пышка шипы шторм

Мышка шины шторы

а) Объясните значение подчеркнутого слова.

(пышная круглая булочка)

б) Какое слово в этом столбике отвечает на вопрос кто?

(шут – человек, который веселит людей)

в) Какое слово обозначает значение «сильная буря на море?

(шторм)

5. Работа с пословицами.

Дополни пословицу.

Поспешишь – людей … .

Догонишь насмешишь удивишь

Как вы понимаете эту пословицу?

Чтение пословиц в учебнике с. 140.

6. Физминутка.

Шура в школу шла, шишечку нашла.

Шелуха шершавая, видно шишка старая.

6. Анаграммы.

Заменить одну букву в слове на букву ш и получить новое слово.

крыса – крыша

Пар – шар

Малина – машина

Месть – шесть

7. Повторение сведений о родственных словах.

шут шутник шутка шуруп шутливый шутить

Какое слово лишнее? (шуруп) . Почему?

Как назвать остальные слова? (родственные)

Какая у них общая часть, корень? (шут)

8. Чтение рассказа в учебнике с. 141.

а) Чтение хорошо читающими учениками.

О ком рассказывается в тексте?

б) Вторичное восприятие.

Придумайте заголовок.

Куда пошли дети?

Что они собирали?

У каких деревьев плоды шишки?

А все ли хвойные деревья вечнозеленые?

9. Знакомство со стихотворением В.Н. Милославской «Осень».

О чем стихотворение?

10. Ребусы.

шашка ф

а \и/ (шишка) (шарф)

V. Закрепление изученных знаний.

1. Игра «Покоряем вершины».

(Постепенно на экране появляются слоги, дети читают полученные слова).

2. Дополни слова на тему «Зима».

Мо… ру… шу…

Са… лы… сне…

3. Чтение по ролям.

Собака, что лаешь?

Волков пугаю.

Собака, что хвост поджала?

Волков боюсь.

VI. Итог урока.

Тест.

У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.

Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом

Сектор с этим номером.

1. Звук [ш] – согласный. +

2. ь обозначает гласный звук. –

3. Звук [ш] – всегда твердый. +

4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –

5. Звук [ш] – глухой. +

6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –

7. В слове кошка нет звука [ш]. –

8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +

9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +

10. Звук [о] – согласный. –

Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)

Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?

(Потому что звук [ш] всегда твердый).

За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.


Дарья Асигритова

Цель:

знакомство с буквой Ш.

Задачи:

1. Познакомить детей с буквой Ш.

2. Формировать умение произносить слова с заданным звуком,

умение выделять нужный звук в словах.

3. Формировать умение устанавливать классификационные

отношения между понятиями.

4. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию

рассказа.

5. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

6. Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить

ударение.

7. Развивать речь, фонематический слух, логическое мышление,

память, внимание, восприятие, мелкую моторику руки, умение

разгадывать загадки.

8. Расширять и активизировать словарный запас детей.

9. Воспитывать аккуратность, культуру общения.

Материал

Демонстрационный:

доска, мел, звуковые фишки, иллюстрация «На что похожа буква Ш», картинка с изображением шишек и буквы Ш, рассказ «Кошка и мышка».

Раздаточный:

картинки с изображением одежды, два обруча (синий, зеленый, тетради с вклеенной иллюстрацией шляпы и буквы Ш для раскрашивания и с образцом буквы Ш для прописывания, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы

(Дети сидят на ковре)

Отгадайте загадку:

На высоких стройных ёлках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клёст

Ими лакомиться.

Прост мой вопрос для вас, детишки:

Что ж едят они все?

Ребята, что такое шишки?

(Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками)

3. Основная часть занятия

а)Звуковой анализ слова «шишки»

(Дети сели за столы)

Ребята, сколько звуков в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 5 звуков)

Давайте разберем слово «шишки»

Сколько слогов в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 2 слога)

Как определили?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове 2 гласных звука, значит и 2 слога)

Разделите слово «шишки» на слоги.

Назовите 1-ый слог.

Из скольки звуков состоит 1-ый слог?

(1-ый слог состоит из 3-х звуков)

Назовите 2-ой слог.

Из скольки звуков состоит 2-ой слог?

(2-ой слог состоит из 2-х звуков)

Определите ударный и безударный звуки в слове «шишки».

(В слове «шишки» ударным является 1-ый гласный звук [и], а безударным – 2-ой гласный звук [и])

Как определили?

(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)

Поставьте ударение.


Назовите твердые согласные звуки в слове «шишки».

б)Фонематическая зарядка.

(Дети сели на ковер)

Как шипит змея?

Как шипит гусь?

в)На что похожа буква Ш.

Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стишок:

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Повторите какой буквой обозначается звук [ш]?

(Буквой Ш)

г)Знакомство с буквой Ш.

(Дети сели за столы)

Ребята, посмотрите иллюстрацию и скажите какая буква Ш?

Из скольки элементов состоит данная буква?

Что изображено на иллюстрации?

Как вы думаете почему?

(Потому что начинаются на букву Ш [ш])

Рассмотрите еще раз иллюстрацию и скажите какие шишки на ней изображены?

д)Игра «Кто внимательный?»

(Дети сидят на ковре)

Рассмотрите картинки.

Перечислите, что изображено на каждой из предложенных картинок?

(Штаны, рубашка, шуба, шорты, шапка, шляпа)

Найдите и назовите одинаковый звук в словах.

е)Игра с мячом «Назовите слова со звуком [ш]»

(Дети встали в круг на ковре)

Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мне мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].

Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?

Какой вывод мы можем с вами сделать, какой это звук?

(всегда твердый)

Верно. Запомните, ребята, звук [ш] – всегда твердый.

ж)Подготовка руки к письму.

(Дети сидят за столом)

Пальчиковая гимнастика.


з) Работа в тетрадях .

Раскрашивание буквы Ш

Откройте тетради и рассмотрите иллюстрацию.

Что на ней изображено?

(Буква Ш и шляпа)

Подумайте почему на картинке изображена шляпа?

(Потому что начинается на букву Ш [ш])

Что такое шляпа?

(Головной убор)

Совершенно верно. Ребята, а каким цветом мы выделяем твердые согласные звуки?

Ваша задача, раскрасить букву Ш на первом плане, а шляпу на втором.

Каким цветом раскрасите букву Ш?

А шляпу?

Давайте вспомним правила раскрашивания.

(Не давить на карандаш, не выходить за пределы рисунка, раскрашивать без пробелов)

Сядьте удобно, спинки выпрямите. Приступайте к работе.

и)Упражнение «Классификация предметов»

(Дети сидят на ковре)

Итак, рассмотрите еще раз картинки и разделите их на две группы.

В синий обруч - разместите картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположите картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объясните свой выбор.


Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?

(В синий обруч отнесли теплую одежду, в зеленый обруч отнесли легкую одежду)

А можно ли их объединить в одну группу, т. е. назвать их одним словом?

(Можно. Это одежда)

к)Прописывание буквы Ш

(Дети сидят за столом)

Откройте тетради. Посмотрите на образец и обратите внимание как правильно пишется буква Ш.

Почему она записана синим цветом?

(Потому что звук [ш] всегда твердый согласный, а твердые согласные нужно выделять синим цветом)

Верно. Допишите не достающий элемент у буквы Ш изображенной в тетради и пропишите ее до конца строки через клетку.

л)Чтение рассказа «Кошка и мышка»

(Дети сидят на ковре)

Послушайте внимательно рассказ:

«Ушли все из дома. Осталась одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала» .

О ком говорится в рассказе?

(О кошке и мышке)

Куда села кошка?

(На окошко)

От куда вышла мышка?

(Из норки)

Куда пошла мышка?

(На кухню)

Что нашла мышка?

(Крошки от пышки)

В какой момент почуяла кошка мышку?

(Когда мышка толкнула крышку, которой была накрыта кружка)

Что случилось с мышкой?

(Мышка убежала от кошки)

Ребята, назовите слова со звуком [ш], которые

встретились вам в рассказе.

(Кошка, мышка, окошко, крошки, пышка, крышка и т. д.)

4. Итог занятия.

С какой буквой познакомились?

(С буквой Ш)

Что мы узнали о звуке [ш]?

(Что звук [ш] всегда твердый)




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
  2. развитие речи, познавательной активности;
  3. воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту;
  4. развивать фонематический слух, внимание, память;
  5. дикцию, при помощи скороговорки;
  6. воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование:

  • учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
  • портреты: А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги А. С. Пушкина,
  • натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
  • презентация.ppt к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Артикуляционная гимнастика: (Слайд 2).

1. Зеркало!

Поработаем с язычком и губами.

2. “Лисичка – собачка”.

“Лисичка” – показываем язычок.
“Собачка” – прячем язычок.

3. С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней.

Упражнение “Вкусное варенье”.

Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу.

4. Упражнения на дыхание.

А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)
Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),
– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)
– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)

III. Постановка цели и задач урока

1. – Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки. (Слайд 3).
– Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш

2. подведение к формулированию темы.

– Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?
(На доске висит лента памяти.)
– Сформулируйте тему нашего урока
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

IV. Работа над новой темой урока. (Слайд 4).

– Какой это звук? Почему?
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?
– Как вы думаете, бывает ли он твёрдым или мягким?
Звук [ш] – всегда твёрдый

Ззнакомство с буквой. (Слайд 5).

На что похожа буква Ш

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл

На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.

Чтение слогов с буквой ша. (Слайд 6, 7).

Ша, шу, шо, ши, ше
Придумайте слова, начинающиеся с этого слога

Чистоговорки. (Слайд 8, 9, 10).

Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.
Ше – ше – ше – это утка в камыше.

Работа над скороговоркой. (Слайд 11).

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

V. Физкультминутка. (Слайд 12).

VI. Первичное закрепление. (Слайд 13).

1. Работа над загадками Чтение слов

Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый (Шмель).

Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные … (Шары). (Слайд 14).

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного-много лет
Оставляет чёрный след. (Карандаш.) (Слайд 15).

Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишки.) (слайд 16).

(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса.... Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит

(Слайд 18).

Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.
Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните. (Слайд 19).

Викторина по сказкам Пушкина

1. Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи.

“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (Слайд 20).

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.

“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 21).

3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

“Сказка о царе Салтане”. (Слайд 22).

4. Подарю тебе я птицу
Посади её на спицу
На земле и под землёй
Будет друг тебе …

“Сказка о золотом петушке”. (Слайд 23).

Физкультминутка для глаз. (Слайд 24).

Кого попросил в награду у царя Салтана Шамаханская царица. (Слайд 25).

Давайте посмотрим в учебнике Шамаханскую царицу.

3. Работа c текстом в “Русской азбуке” (с.141). (Слайд 26).

Чтение и анализ текста (хором, сами, по “цепочке”).

  • Куда пошли гулять дети?
  • Какое слово имеет много значений? (Кисти)

Кисти – многозначное слово. (Слайд 27).

Кисти рябины
Кисти рук
Кисти у штор

Что собирали дети? (Шишки)

Чтение наизусть учеником.

– Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

О каких шишках идет речь? (После драк синяки и выступы.)

Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Слайд 28).

Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня согласная буква «Ш» . У детей часто встречаются проблемы с произношением звука [ш], здесь, как я уже обращала ваше внимание в других статьях помочь, может логопед. Он без особого труда определит причины, и предложит вам соответствующие упражнения по исправлению дефекта речи у вашего ребенка.

Я же приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды на букву Ш.

Буква «Ш»

Веселые стихи

Шура сено ворошил,Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

Шалуны, прибавьте шагу!Скорей несите мушкетеру шпагу!
Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё .

Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

Шиповник шипы свои выставил

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

С. Мосияш

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Шиш! Там, за шторами возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Кошка на окошке

Штанишки шьет.

А мышка в сапожках

Избушку метет.

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Шел я лесом и боялся…Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

– Эй, кто шарфик потерял?

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква Ш

Шустро мышь под печку – шасть!

Как бы в лапы не попасть…

В. Степанов

Под кувшинками в тиши,

Где не очень мелко,

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Что у нас в лесу на букву Ш ?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно

Шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш ?

Шум и шорох возле шалаша.

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Скороговорки

1. В ночной тиши у камышаЧуть слышны шорохи ужа.2. Простоквашу дали Клаше.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу,

Дайте просто кашу».

3. В шалаше шесть шалунов.

4. Саша шапкой шишки сшиб.

5. На окошке крошку мошкуЛовко ловит лапой кошка.6. Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

7. Сшила Саша Саньке шапку.

8. Шапка да шубка –

Вот и весь Мишутка.

9. Шла по улице машина,Шла машина без бензина,Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Шла, куда сама не зная,

Шла машина… заводная.

10. Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

Чистоговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар.

2. Отгадайте слово по первым звукам следующих слов: шар, арбуз, ракета, флаг.

О т в е т: шарф.

Игра «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш ] расположен в начале (шляпа, шишка ), в середине (мишка, чашка ), в конце слова (камыш , карандаш ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Волшебная цепочка»

1. Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш».

(Шар – рак – кот – танк – карандаш .)

2. Замените первый звук в словах: жить, сутки.

(Шить, шутки.)

3. Как за одну секунду из шаха сделать мат ?

(Шах – шаг – маг – мат.)

Игра «Анаграммы».

Шпала (лапша ), шарф (фарш ), шнурок (коршун ).

Слова-невидимки

В Ш – – – – – сели моряки,

– – – ш – – к чаю береги.

– – – – ш у берега реки,

Забралась – – ш – – в куль муки.

Опасен – – – ш – – для цыплят,

Ш – – – – – дороже, чем шпагат.

О т в е т: шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

Игра «Дополните слово»

Шина (машина, вершина ), шут (шутка ), шип (шиповник, подшипник ), шил (шило ), шла (шлак ), шел (шелк ).

Хвостоглав

(Дополнительные буквы: м, л, а, д, о, е.)

– – шок – – – –

О т ве т: мешоколад: мешок, шок, кол, лад, шоколад.

Игра «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша ), шу… (-ба ), Ма… (-ша ), ши… (-на ), ша… (-ры ), шут… (-ка ), шап… (-ка ), шаш… (-ки ), шах… (-та ), лан… (-дыш ), мы… (-ши ), пше… (-но ), ши… (-ло ), шко… (-ла ), шля… (-па ), шах… (-тер ), Шу… (-ра ), суш… (-ки ).

Игра «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т: Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т: школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

Игра «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.

Притих камыш, мелькнула птица,

Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т: шмель.

Кроссворды

1. «Гори-верти»

По горизонтали и по вертикали впишите три одинаковых слова, которые означают… Впрочем, ищите подсказку в стихах:

– Я быстро таю за щекой.

– Я спорю с бурною рекой.

– Мал воробей, и все же я

Гораздо меньше воробья.

О т в е т: шоколад, плотина, колибри

2. Все слова с буквой «Ш»

Загадки

На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

Работник садовый –

Порядок медовый.

(Шмель.)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

На бильярде стальные они,

На нитках – резиновые,

На шкафу – деревянные,

На ёлке – стеклянные.

(Шары.)

Твой хвостик я в руке держал,Ты полетел, я побежал.

(Шар.)

Кругленький, летает,

А куда – не знает.

(Шарик.) Г. Виеру

Сначала пряталась в траве,

Теперь сидит на голове.

(Шапка.)

У меня нос колкий, как у иголки,

Но не шью я, а дырявлю только.

(Шило.)

Открываются ворота:

Гости новые пришли.

Начинается работа –

Принимаю корабли,

Чтобы к рекам шли иным

По ступенькам водяным.

(Шлюз.)

Статья оказалась полезной? Оставьте свои пожалуйста комментарии.