Царь-колокол в кремле. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века История создания царь колокола

Царь-колокол в Кремле - уникальное произведение литейного искусства. Это единственный колокол, не издавший за все время своего существования ни единого звука. Приведем в нашей статье его историю кратко, которая будет интересна и для детей, и для взрослых.

История царь-колокола и его предшественников

Началась его история еще в 1600 году, когда по приказу Бориса Годунова русским мастером Иваном Чоховым был отлит огромный колокол, масса которого составляла около 40 тонн.

Бурло закрепили на деревянной колокольне, однако через некоторое время постройка пострадала при пожаре, а колокол разбился, упав с высоты.

Новый царь - Алексей Михайлович - также возжелал иметь в своем распоряжении необычный гигантский колокол.

Бронзовые осколки почившего звона собрали, добавили еще металла, и в 1652 году представили на суд правителя новое изделие, которое имело в диаметре более 5 метров и весило практически 130 тонн.

Создателями нового царь-колокола стали мастера отец и сын Даниловы.

Просуществовал этот экземпляр всего лишь два года и вскоре был разбит людской толпой во время Рождественских звонов.

В 1650 году к остаткам предыдущего звона снова добавили металла и отлили изделие вновь.

Это детище мастера Александра Григорьева уже весило порядка 160 тонн, причем 4 из них приходилось на язык гиганта. Работа заняла почти 10 месяцев.

За это время на стенах царь-колокола появились гравюрные портреты царя и царицы, патриарха Никона и херувимов.

Этот шедевр просуществовал достаточно долго по сравнению со своими предшественниками, вплоть до 1701 года, когда в пожаре погибли все кремлевские деревянные строения. Не обошел стороной огонь и Царь-колокол.

И вновь, в 1730 году теперь уже императрица Анна Иоановна приказала отлить новый звон, больше всех прежних. Выполнить задачу взялись мастера литейного дела Иван Моторин и его сын.

Работа проводилась в специально вырытой яме, оснащенной деревянными строительными лесами, и были завершены уже к 1735 году, но колокол так и оставался в земле. По мнению наших современников - специалистов литейного дела - именно тогда и произошел скол юбки колокола из-за нарушения технологии, что подтверждается многочисленными экспериментами.

Скорее всего, литейщики и ответственный люд не торопились поднимать колокол на поверхность, боясь гнева и наказания от императрицы.

Именно поэтому жива до сих пор легенда, мол пожар 1737 года и пощадил бы колокол, находящийся в глубокой земляной яме, однако загорелись леса, металл рынды раскалился, а при тушении пожара на него попала вода. В результате колокол треснул и от него отделился немаленький кусок металла.

Больше попытки восстановить Царь-колокол не предпринимались, и сегодня это - просто памятник русскому литейному искусству 17-18 веков, установленный на Ивановской площади в Кремле. Подняли его на поверхность лишь в 1836 году и воздвигли на специально исполненный постамент, где он и стоит до сих пор.

25 ноября 2015 года исполнилось 280 лет одному из самых гигантских, но к сожалению молчаливых колоколов в мире. Знаменитый Царь — колокол, стоящий на постаменте в Московском Кремле, так ни разу в своей истории не позвонил.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание - такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Молчаливый гигант с истерзанной судьбой сегодня выполняет роль уникального памятника русскому литейному искусству XVIII века. Судьба у дедушки — долгожителя незавидная, и за свои почти три столетия претерпел немало испытаний.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Сегодня известно, что — это один из самых больших колоколов в мире. За свои размеры и избыточный вес, он занимает вторую строчку в мировом рейтинге. Его масса — 203 тонны, и уступает он лишь Великому колоколу Дхаммазеди (Бирма), масса которого составляет 297 тонн. Но есть одно любопытное дополнение, позволяющее подняться нашему дедушке — имениннику на первую строчку рейтинга.

Дело в том, что в 1608 году, во время междоусобных войн в Бирме, португальский наемник Фелиппе де Брито-э-Никоте захватил пагоду Шведагон и похитил колокол, намереваясь перелить его на пушки. Однако при перевозке по воде в месте слияния рек Баго и Янгон плоты, на которых располагался колокол, перевернулись, и он утонул.

Великий колокол до сих пор находится в том же месте под слоем ила, но все попытки поднять его на поверхность пока не увенчались успехом.

Итак, 203 тонны воцарившейся громовой тишины. Своими внушительными размерами обязан амбициям императрицы Анны Иоанновны, повелевающей отлить нового гиганта из кусков разбившегося старого колокола. Дело в том, что у нашего царь — колокола богатая родословная, с не менее богатой кармой, к сожалению скорее грустной, чем богатой.

Сам он был отлит в 1730 году «из того, что было» — из остатков колокола, изготовленного в 1654 году и весившего 128 тонн. Чтобы звонить в него, требовались усилия около ста человек! Большой Успенский царь — колокол, в отличии от нашего царь — колокола, простоял 24 года после отливки, прежде чем нашелся умелец, сумевший поднять его и подвесить в Успенской звоннице. Это событие случилось в 1679 г. Уже тогда его голос считался одним из самых громких в столице, перекрывающий голоса всех других колоколов.

Однако 19 июня 1701 г. во время пожара в Кремле колокол упал и разбился. Примечательно, что разбившийся при пожаре колокол также был отлит из остатков колокола, который был выполнен по приказу царя Алексея Михайловича небрежным мастером-пушкарем на скорую руку. Его размеры были скромнее, а сам он прозвонил всего несколько раз, и в один из первых господских праздников, во время благовеста раскололся на множество кусков. Любопытно, что мастер скончался от чумы в этом же году, после случившегося. Совпадение.

Примечательно, что и этот колокол был отлит из предшественника. В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это и был как бы прадед нынешнего Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. Для того чтобы его повесить, срубили рядом с «Иваном Великим» башенку из дубовых бревен, где и поместили колокол на высоте 4 м от земли. Весил он «всего» 35 тонн и тоже разбился во время пожара.

Польский шляхтич Самуил Маскевич, который видел, как звонили в него, рассказывает, что к языку колокола были привязаны два каната, за которые брались по 12 человек и тянули язык попеременно то в одну, то в другую сторону. Раздавался низкий, торжественный гул.

Как мы с Вами выяснили — родословная длинная, а карма плохая.

Итак, в 1730 г. императрица Анна Иоанновна повелела из сохранившихся кусков отлить новый, с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. Сыну фельдмаршала Миниха было поручено для этой работы найти в Париже мастера. Миних предложил эту работу выполнить королевскому механику Жерменю, но тот посчитал это шуткой - отлить колокол такого размера.

После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733-1735 годах на Пушечном дворе.

Окончательно колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации.

Во время отливки 28 ноября 1734 г. произошла авария. Медь из плавильных печей не только потекла в «колокольный образец», но и разлилась по литейной, что привело к пожару. На ликвидацию его последствий Михаилу Моторину с помощниками, потребовался год.

Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и его дело завершил его сын Михаил.

25 ноября начался заключительный этап в отливке колокола. Чтобы предотвратить повторение пожара, около 400 человек с пожарными трубами находились все время у литейной ямы. Металл, расплавленный в четырех плавильных печах за 36 часов, начали вливать в форму. Сама отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

Надпись на колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным.

Неточность надписи свидетельствует о том, что Царь-колокол отлили по форме, изготовленной первоначально.

Вычисленная величина массы колокола приводится во многих справочниках, однако она не совсем верна.

Истинная масса этого гиганта — 12 327 пудов 19 фунтов = 201 т 924 кг = 200 т, с точностью до десятка тонн, так как точное значение пуда — 16,380 кг, а фунта -0,4095 кг.

Высота — 6 метров 24 сантиметра, диаметр 6 метров 60 сантиметров.

После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с очередным пожаром.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 10 продольных сквозных трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился.

Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара, и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.

В пользу этой версии говорит то, что в 1736 году Моторин получает за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел «за труды и ради обновления колокольного завода», пострадавшего от пожара. А позже за отливку колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры он просит 8000 рублей за колокол

Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме.

Только в 1836 г. его оттуда подняли и установили на постаменте у «Ивана Великого».



В 1979 г. во время реставрации колокола из его трещины взяли кусочек металла и произвели химический анализ. Исследования показали, что колокол отлит из бронзы, т. е. сплава меди с оловом, и легирующих элементов, которые добавляют в сплав для придания ему определенных свойств.

Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди - 84,51 %, олова - 13,21 %, серы - 1,25 %, золота - 0,036 % (72 кг), серебра - 0,25 % (525 кг)

После реставрации колокола стали отчетливо видны его рельефные украшения. Можно рассмотреть парадные портреты Анны Иоанновны и Алексея Михайловича, изображения святых, орнаменты, надписи. Все эти украшения были вырезаны из дерева скульптором Федором Медведевым, а затем выдавлены на внутренней поверхности кожуха.

В работах по украшению колокола принимали участие Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Серебряков, Петр Кохтев, которые обучались по приказу Петра I пьедестальному и формовочному делу за границей.


1890 год. Москвичи внимательно изучают знаменитый шедевр русского литейного искусства на площади Ивана Великого

Царь-колокол никогда не звонил — это мы уже знаем. Добавим лишь, что для него никогда даже не отливали язык. А тот, что лежит на постаменте, взяли у другого.

Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры также называется «Царь». Отлитый в 1748 году «Царь-колокол» весил 4 тыс.пудов (64 т), но был уничтожен в 1930 году. В 2004 году на колокольню лавры был поднят новый «Царь-колокол» весом 72 т.

Царь-колокол изображен на тысячерублевых белогвардейских купюрах, выпускавшихся генералом Деникиным в Крыму во время Гражданской войны. Деньги, обесценившиеся почти мгновенно и не имевшие практически никакой покупательной способности, в народе прозвали «колокольчиками».


В 1941 году в Царь-колоколе был размещен узел связи Кремлевского полка, а сам он был перекрашен и укрыт защитной сеткой, чтобы уберечь его от авиаударов.

Время от времени возобновляются разговоры о том, чтобы спаять колокол, но специалисты утверждают, что в этом случае у него не будет чистого звучания.

Со временем уникальный памятник стал одним из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Царь-колокол является памятником литейного искусства русских мастеров, о котором писано, «что подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

«Колокол сей вылит в 1733 году, повелением государыни императрицы Анны Иоанновны,
пребывал в земле сто и три года и волею благочестивейшаго государя императора Николая I
поставлен лета 1836, августа в 4-й день».

Так гласит золоченая надпись на мраморной доске на постаменте Царь-колокола, но все ли верно в ней, давайте разберемся.

Вообще Царь-колокол был известен с первой половины XVI века:
«на месте колокольни Ивана Великого стояла церковь Иоана Лествиничника и при ней висел небольшой Царь-колокол, весом в тысячу пудов, слитый во времена опричнины Иоанном Грозным».

Правда, впоследствии этот колокол был перелит с добавлением меди и повешен на пристройке Ивана Великого. Его место занял другой колокол в 8000 пудов, отлитый при Алексее Михайловиче в 1654 году.

По преданию, никто не брался поднимать перелитый колокол, и он оставался без дела до 1668 года, когда, наконец, его повесил на пристройку царский привратник механик-самоучка. Колокол так и провисел около колокольни до пожара 18 июня 1704 года, во время которого он лопнул. Он был снят лишь 27 лет спустя. В 1734 году по повелению Анны Иоанновны, было решено добавить к колоколу еще тысячу пудов веса. Для такой громады собирались приделать к Ивану Великому небольшую отдельную колокольню.
Графу Миниху было поручено связаться с членом Парижской Академии Наук Жерменю. Миних писал в своих записках: «Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план, где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица отказалась от его планов».

После этого за работу взялся артиллерии колокольных дел мастер Иван Федорович Маторин. Он даже не испугался определенного веса будущего колокола в 12000 пудов.
Колокол решили отливать в Кремле, где и устроили литейную яму между Чудовым монастырем и Иваном Великим. На работы было отпущено 15,312 пудов и 24 фунта металла. Поскольку в привезенной из Сибири меди были частички золота и серебра, колокол отличается беловатым цветом. Новый колокол вышел 12,327 пудов 19 фунтов.

На Царь-колоколе находятся две надписи. Первая: «Блаженные и вечнодостойные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великая и Малыя и Белыя России Самодержца повелением, в первособорной церкви Пресвятые Богородицы честного и славного Её Успения, слит был великий колокол, восемь тысяч пуд меди в себе содержащий, в лето от создания мира 7162, с Рождества же по плоти Бога Слова 1654; из меди сего благовестит начали в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668 и благовестил до лета мироздания 7208, Рождества же Господня 1704 года, в которое месяца июня 19-го дня, от великого в Кремле бывшего пожара, поврежден; до 7239 лета от начала мира и Христа, в мир Рождества, прибыв безгласен» .
Вторая надпись: «Благочестивейшея и Самодержавнейшея Великоя Государыни Императрицы Анны Иоановны, Самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимого в честь Пресвятой Богоматери, в первособорной церкви славного Её Успения, отлит колокол из меди преднего восьми тысяч пуд, от создания мира в 7242, от рождества же во плоти Бога Слова 1734, благополучного ее величества царствование в четвертое лето».
Сверху колокол украшен изображениями московских чудотворцев, а по середине особ императорской фамилии, из них императрица Анна Иоановна изображена во весь рост, но ясно вышли только голова и корона.

Колокол подняли над ямой и повесили на специальных подмычках. В сильный пожар 1737 года, он упал с обгоревших брусьев в ту яму, где его лили, и то ли от падения, то ли от того, что на него лили воду, он треснул, и из него вывалился большой кусок.

Елизавета Петровна хотела вновь перелить его, но смета в 107,492 рубля 47 копеек, против прежних 62,008 рублей 9 копеек, показалась ей слишком большой, поэтому исполин остался в яме.

Много было потом относительно него проектов: в 1770 году архитектор Форстенберг брался припаять к нему край; в 1797 году поручили механику Гирту составить план поднятия колокола из ямы; в 1819 году генерал Бетанкур поручал архитектору Монферану осмотреть и описать его; потом велено было осмотреть его инженерному генералу Фабру. Император Николай I, узнав о новоизобретенном способе починки колоколов, предполагал вынуть колокол, починить его, построить для него специальную колокольню и повесить его на ней. Но громадные размеры колокола, заставили отложить это дело.

Между тем, колокол безобразил Кремлевскую площадь обширною ямой. Царь-колокол лежал в глубокой яме напротив Чудова монастыря, над ямою был настлан деревянный помост с дверью. Ключи от двери хранились у звонарей Ивановской колокольни. Любопытные спускались смотреть колокол в подземелье по крутой деревянной лестнице вслед за проводником, который шел вперед с зажженным фонарем.

В 1836 году, было решено вынуть колокол и поставить на гранитный пьедестал около колокольни Ивана Великого. За работу взялся Монферан и после одного неудачного опыта 23 июля за 43 минуты с помощью двадцати ворот поднял его.
А 26 числа Царь-колокол был установлен на пьедестал. На верх колокола было установлено золоченое яблоко с крестом, а внизу на мраморной доске была начертана та самая надпись, с которой мы и начали наше повествование.
Но, как мы уже поняли, в этой надписи есть две ошибки. Первая - колокол вылит не в 1733 году, ведь в 1734 году в январе сенатская контора доносила, что болван и кожух колокола окончены и испрашивали разрешения обжигать и приступать к литью. Первая отливка не получилась, и колокол отливали повторно уже в 1735 году. Вторая - колокол пробыл в земле не сто три года, потому что пожар был в 1737 году, а подняли колокол в 1836, следовательно он пробыл в земле 99 лет. Вот такие ошибки иногда преподносят даже такие источники, которые, казалось бы, должны быть самыми достоверными!

Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве , но и в Петербурге , Киеве и других русских городах.

Из истории Царь-колокола в Москве

Первый Царь-колокол в Москве весом около 40 тонн был отлит ещё в 1600 году. Во время пожара в середине 17 века он упал с колокольни и разбился. Было решено выплавить новый, более мощный. И новый «великан», установленный на звоннице рядом с колокольней Ивана Великого , был весом 130 тонн. В 1654 году, когда отмечали рождество и били во все колокола, он разбился. Заново отлитый Царь-колокол весил уже более 160 тонн. Отлит он был мастером А. Григорьевым. Сильный пожар 19 июня 1701 года опять не пощадил «Царя»: он упал и тоже разбился. В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны решено разработать проект нового колокола. 4 года шли подготовительные работы. На Ивановской площади, рядом с колокольней, была сооружена форма в яме глубиной 10 метров. Ее стены укрепили при помощи кирпичей и дуба. Дно выложили дубовыми сваями, на которые положили железную решетку. На ней были установлены форма и кожух для отливки великана. Для плавки были построены четыре плавильные печи. Использовался металл старого колокола с добавлением меди. Работа по отливке была поручена Ивану Моторину. К ноябрю 1734 года все подготовительные работы завершились. 26 ноября после службы в Успенском соборе были затоплены печи. Но отливка не началась, поскольку в двух печах случилась авария и медь вытекла под печи. В результате начался пожар. Начались восстановительные работы. А вскоре в августе 1735 года Иван Моторин умер. Работу продолжил его сын Михаил. 25 ноября 1735 года в течение 1 часа 12 минут колокол был отлит. После того, как он остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года. Прибежавшие люди хотели потушить загоревшиеся деревянные доски и бревна над ямой, в которой находился колокол, поскольку от высокой температуры он мог расплавиться. Его стали поливать водой. От резкого перепада температур раскаленный металл начал трескаться, и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Так, почти 100 лет (с 1735 по 1836 год) пролежал он в литейной яме. После Отечественной войны с французами, когда восстанавливали Кремль , Царь-колокол установили на постамент около колокольни Ивана Великого как образец русского литейного искусства.

Описание Царь-колокола

Царь-колокола в Москве - самый большой металлический колокол в мире. Его высота – 6,24 метра. Диаметр – 6.6 метра, масса - почти 200 тонн. На нем можно видеть надпись, что отлит он был в 1733 году Иваном Моториным с сыном своим Михаилом. В действительности же он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. Неточность надписи говорит о том, что «великан» был отлит по форме, изготовленной первоначально. Поднимали его под руководством Августа Монферанна, архитектора знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге , имеющего опыт работы с тяжелыми конструкциями. Народ был изумлен мощью и красотой поднятого великана. После того, как его очистили, позолотили верхнюю часть, можно было видеть серебристо-серую поверхность. Газеты писали: «…изображения на колоколе довольно искусны, орнаменты изящны».

Постамент, на котором был установлен «великан», был создан по проекту А. Монферрана. Медная держава с позолоченным крестом наверху – также выполнена по его проекту. Изображение царя Алексея Михайловича во весь рост в парадном платье с державой и скипетром в руках напоминает нам о том, что при нем, в 17 веке, был вылит Царь-колокол – его предшественник.

Императрица Анна Ивановна изображена в коронационном платье. Именно она издала указ об отливке нового колокола. Под изображением Анны Ивановны внизу вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Можно видеть Христоса и Богоматерь, Иоанна Предтечи и Святую Анну, а также апостола Петра.

Между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича изображены два красивых фигурных картуша, внутри которых расположены надписи об истории создания колокола. К сожалению, пожар 1737 года помешал полностью воплотить намеченные планы. Некоторые работы по чеканке остались невыполненными. Недавно архивы помогли восстановить забытое имя скульптора, автора декора. Это был Федор Медведев.

Царь-колокол в Москве не имеет аналогов в мире. Он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом посетителей

В многострадальной русской истории не последнее место занимает главный
исторический предметный символ страны - Царь-колокол. Его история
неразрывно связана с историей всей страны. Но преподносимая сегодня
массам как забавное приключение с известными началом и концом на
проверку оказывается не так однозначна. Представленные на сайте Музеев
Московского Кремля два изображения колокола , современного и
старинного, и имеющих принципиальные различия, заставляет взглянуть на
историю колокола критическим взглядом.

Согласно историческим данным именной указ императрицы Анны Иоановны
(АИ) о переливке Царь Колокола из остатков разбитого колокола царя
Алексея Михайловича (АМ), состоялся в 1730 году, вскоре после ее
восшествия на трон. Однако потребовалось порядка 4-х лет, чтобы
приступить к собственно отливке колокола. Отливал его колокольных дел
мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Первая попытка была неудачной. И
мастер Иван Маторин умер толи от расстройства, толи от чумы. Через год в
1735 году переливку повторил его сын Михаил Моторин. Эта попытка
оказалась удачней, однако когда колокол был еще в обработке в родной
яме, случился пожар. По одной из версий от холодной воды, при тушении
попавшей на колокол, последний треснул и от него откололся кусок весом
в12 тон. В земле колокол пролежал 99 лет, прежде чем был поднят и
установлен на пьедестал в 1836 году знаменитым архитектором Монферраном.
Вот вкратце основная история Царь Колокола. Высота колокола 6 м 14 см,
диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).

Так в чем же странность упомянутых изображений Рис.1-3?

Рис. 1. Царь-колокол сегодня и на гравюре начала 19-го века.

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

Рис. 3. Портреты царя.

Как можно видеть на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не
испорченны как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен
колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это
дополнительное изображение отсутствующее ныне. Но поскольку над головой
фигуры изображен тотже картуш, можно предположить, что художник
преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной
картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард
Кларка 1811 года издания и датирована 1809г. Помимо целых фигур,
видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки
колокола при Анне Иоановне.

Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда
это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях
оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о
колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь
изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоановны», с трудом, но могла бы подойти
под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и
в ней Рис.4.

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж.И.Белла 1837г.

На литографии перспектива изображения показана верно и царской
фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но
что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и
от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью Рис.5.

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века.
Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его
заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г.
Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее
вышел только верх, все остальное — размазня . То есть колокол к
этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике
императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре были заменены
на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т.е. когда колокол
уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии
на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено
было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот
головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при
первой «реставрации» они были не тронуты или же не значительно изменены и
стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был
взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет
Анны Иоановны работы Луи Карравак Рис.6.

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а
ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с
груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоановна была
крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно
судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал
другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и
барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в
КРУГЛЫХ рамках (по крайней мере с изображением Христа), а на картинах
они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних.
Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими чем
святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко
стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА»
последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это
выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос — зачем был убраны красивые
коврики из под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением
российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого
правителя был свой...

Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух
надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально
независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Ода из
них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе
Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит
новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла.
Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов,
действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и
при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков
колокола царя АМ. А на проверку оказывается, что истории создания этих
колоколов выглядят как близнецы братья. Известно что свидетелем отливки
колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих
записках весь процес . Ниже в таблице 1, сопоставлены основные
моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории
Царь-колокола.

Таблица 1.
Колокол АМ 1653-4

Царь А.М. сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать
колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо
труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся,
весьма велики и бессчетны.

Колокол АИ 1735

Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы
сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к
"королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который
по сей части преискуснейшим почитается механиком".

«Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала
думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план,
где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица
отказалась от его планов».

АМ
«Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный
собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил
царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно
предположить что человек был стар уже.

АИ
Отливку ЦК поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

АМ
По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

АИ
Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

АМ
Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

АИ
В начале 1735 г. Иван Моторин умер,

АМ

АИ
Через год отлит удачно новый колокол.

АМ
Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще
один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый,
тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

АИ
Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

АМ
Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

АИ
Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных
печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т
металла. т.е. 12500 пудов!

Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От
первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к
этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при
второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В
остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла,
следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19
фунтов, или 201 т 924 кг. Потери составили 1,3%» . При угаре меди в
1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным
весу ЦК - 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть
случайным.

На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна
(все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать,
что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то
рассматривающая, как раз и изображает человека читающего текст. Это
впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где
автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то
напоминающее завиток от края свитка с надписью Рис.7.

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.

В одном из ранних исследований посвященных ЦК автор удивляется
тому, что «... литье сего колокола хотя и не относиться к
глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью...». И далее
сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке
колокола пологая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года
либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. Зачем же понадобилось так
трудоемко менять легенду ЦК? Является ли ЦК раритетом выдаваемым за
новодел? И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе?

Около 10 лет назад я сделал предположение , что женская фигура на
гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня,
благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется
мне совсем иначе...

Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме
обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800
года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им - то и
огорожена яма с ЦК Рис.8.

Рис.8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при
отступлении из Москвы. То что осталось от неё видно на старинной
литографии Рис.9.

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва.

Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки ЦК было
падение на него горящего бревна во время пожара 1735г., когда колокол
был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после
падения на яму всей Успенской звонницы?

Однако возникает и другой вопрос - кто на самом деле ее взорвал, да и
ее - ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы
говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т.е.
от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8
на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов
Иван Алексеевич (1779-1848гг), на своей картине под названием «Изгнание
из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора
Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о
судьбе звонницы на тот момент Рис. 10.

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала
Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв
Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов,
Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник
выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой
беспрецендентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого
события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля,
вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений Рис.11.

Рис. 11. Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

На заднем плане рисунка виден шпиль колокольни Ивана Великого, а на его
фоне купол еще целой Успенской звонницы когда стены и башни уже
разрушены...

Достоин внимания и тот факт, что французами были взорваны только часть
стен и башен Кремля, но не был взорван ни один собор! А разрушенной
оказалась почему-то Успенская звонница...

Исходя из сказанного, можно предположить, что ЦК, как носитель
некой тайны, был взорван уже после освобождения Москвы от французов (от
чего возможно и рухнула колокольня). Так как колокол был хорошо
известен миру, тайну уничтожения решили сохранить... путем переливки! А
чтобы основное сходство колоколов сохранилось, у нового колокола
повидимому ВЫРЕЗАЛИ кусок по подобию с предшественником, но похоже не
совсем удачно (форма выреза получилась другой). О том что у современного
колокола выломанный кусок не мог быть результатом банальных трещин,
говорит например руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин:
"Если посмотреть на сам колокол, то видно, что срезы очень ровные.
Колокола так не трескаются. Если вы увидите какой-то лопнувший колокол, у
него трещины идут как бы хаотично. А здесь как будто отрезали от него ломтик один" .

Самое первое изображение ЦК было помещено в книге Джонас Хенвэй
(Jonas Hanway) 1753г. . Изображение схематичное без декора, но с
демонстрацией формы выломанного отверстия. Схожее изображение поместил и
Лекоэнт де Лаво Ж. в своей книге «Описание Москвы» 1835г Рис.12.

Рис.12. ЦК из книги 1753г. (слева) и из книги 1835г.

Сравнивая эти рисунки не трудно увидеть разницу не только в форме
«вырезов», но и в форме самих колоколов. Причем «вырез» и форма колокола
на рисунке 1753 года больше соответствуют гравюре от 1809 г. чем
нынешнему оригиналу.

Прошло всего несколько лет со времени переливки колокола и что-то
поменялось во взглядах на прошлое, колокол опять перестал удовлетворять
новой легенде. Но теперь его решили не переливать, а подвергли
перечеканиванию его декор, при этом, повидимому из-за большой сложности
такой работы, на часть одежды фигур был просто наварен дополнительный
слой металла, имитирующий неудачную отливку. По нижнему краю верхнего
фриза видно сколько было срублено металла для формирования новых
барельефов Рис.13.

Рис. 13. Фрагмент края верхнего фриза ЦК.

О том когда был перелит колокол можно сделать предположение исходя
из истории другого большого колокола — Успенского, висевшего на
одноименной звоннице. Он погиб при ее взрыве и на ряде гравюр изображены
его обломки Рис.14.

Рис. 14. Разбор развалин Успенской звонницы. Автор рисунка и литографии Джеймс Джон Томас. Первая четверть XIX века.

В нижнем правом углу изображены остатки Успенского колокола. Его история
не менее загадочна и трагична чем история ЦК. Не вдаваясь здесь в ее
подробности, приведу надпись украшающую сегодняшний его экземпляр: « В
лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в
22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца
всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном
окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира
во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но
в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной
неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они,
будучи наказуемы разгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни
поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости
Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и
поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских
покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла...» .

Надпись как видим патриотична, но на поверженного «неистового
Галла» свалили ВСЁ, плохо быть побежденным. А якобы в 1817 году был
перелит большой Успенский колокол. Но и эта дата не является
однозначной. Так известный писатель, журналист и знаток русской старины
Пыляев М.И. (1842-1899гг), в своей работе об исторических колоколах
, указывается за дату его отливки 1819 год. Решение дилеммы мы
находим в историческом путеводителе по Москве , где при описании
истории подъема ЦК в частности сообщается: «...Прочтем открытые на нем
при очистке его 1817-го года надписи...». То есть впервые надписи на
Царь-колоколе стали известными только в 1817 году, как результат его
очистки сразу после отливки. А как видно по гравюре 1809 года колокол
уже тогда был чист и доступен для полного обозрения. На отлитом в 1819
году Успенском колоколе была преднамеренно нанесена ложная дата.

И так, на основании выше изложенного можно предположить:

1. Царь-колокол это новодел, выдаваемый за раритет.

2. Предшественник ЦК был уничтожен вскоре после освобождения Москвы от французов.

3. Успенская звонница была взорвана не Наполеоном.

4. Нынешний Царь-колокол был отлит в 1817 году.

5. Через несколько лет после подъема колокола его декор подвергся переделке.

Так о чем же молчит самый большой в мире колокол?