Пророчества григория распутина, которым лучше не сбываться. «Благочестивые размышления Потеря моральных ценностей

«Великие пророки о России»

Глава 4 БЛИЖЕ К НАШИМ ВРЕМЕНАМ

«...Пока бережется память, хотя бы одним человеком, остается и надежда... Идите и думайте о будущем, о вашей жизни. Надо пережить ночь и не разбиться в потемках, вытащить крест, а помощь придет...

пусть вас ведет надежда...»

Михаил Щукин. Морок

РОССИЙСКИЙ ПРОРОК НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ ГРИГОРИЙ РАСПУТИН

Григорий Распутин - монах, целитель, предсказатель - родился в 1869 году. На сцене русской истории появился в следующем столетий. Это противоречивая и легендарная личность. Он исцелил юного царевича Алексея от ужасного заболевания-гемофилии, лечил и царицу Александру. Он обладал большими гипнотическими способностями, с помощью которых соблазнил многих княгинь, не исключается возможность, тая саму царицу, О его мощном влиянии на царскую семью и особенно на царицу много писали и говорили его современники и наши историки и писатели.

Появление Распутина в России предсказано самим Нострадамусом в одной из его центурий: «Из-за притворной ярости обожествлённого волнения жена великого человека подвергнется насилию. Судьи пожелают осудить такое ученье. Жертва принесена невежеству людей».

Его влияние на царицу, ореол мистики, установившийся во дворце в последние годы правления Николая Второго, не устраивал многих государственных мужей предреволюционной России, поэтому Распутин стал жертвой заговора. Но дар Григория послужила его сверхъестественными способностям. Он не скончался, выпив отравленный напиток, он был жив и после того, как его били дубинками, стреляли в него. Связав его закованного в кандалы его бросили в зимнюю Неву отыскав в ней полынью.

Пророчества Распутина содержатся в его книге «Благочестивые размышления», вышедшей в 1911 году. Некоторые из них мы приводим.

«...Опять я его (царевича Алексея) спас, я не знаю, сколько раз еще спасу я его для хищников. Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто я обнимаю мертвецов... И тогда я молюсь за этих людей, ибо они на Руси более всех нуждаются. И я молю за все семейство Романовых, потому что на них падет тень долга и затмения».

«...Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой и в России, и во Франции, и в Италии, и в иных местах... Человечество будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи. Невежественный и властный будет диктовать законы мудрому и даже смиренному. А потом большая часть людей поверит во власть имущих, но разуверится в Боге... Кара Божья не скора, но ужасна. А случится это до конца нашего века. Затем, наконец, мудрость будет освобождена от целей, и человек вновь полностью доверится Богу, как доверяется матери. И по этому пути человек придет в рай земной. ..*

«Родятся чудовища, которые будут ни людьми, ни животными. А многие люди, которые не будут иметь отметины на теле, будут иметь отметины в душе. А потом наступит время, когда вы найдете в колыбели чудовище из чудовищ - человека без души...»

«...Каждый человек имеет в себе великое лекарство, но... предпочитает лечиться ядами...»

«...С созреванием времени человек станет богат языком, но не сердцем...»

«... В это время землетрясения участятся, земли и воды раскроются и поглотят людей и скарб. Вы будете ежедневно видеть насилие на пороге своего дома, поскольку человек вновь станет зверем и, как все звери, будет нападать или подвергаться нападению. Этот человек не будет отличать доброе от зла, и лишь плоды, собранные предыдущим поколением, не будут содержать смерти.!.

В эти времена горе соединится с человеком, а от их союза родится отчаяние, такое отчаяние, какого еще никогда не было на земле...»

«...Горы трупов сложат на площади, и миллионы людей застанет безликая смерть. Города с миллионами жителей не найдут достаточно рук, чтобы хоронить умерших, многие деревни будут перечеркнуты крестом. Никакое лекарство не сможет остановить чуму ибо она будет преддверием очищению».

«Когда времена приблизятся к бездне, любовь к человеку превратится в сухое растение. В пустыне тех времен будут расти лишь два растения - растение выгоды и растение себялюбия. Но цветы этих растений можно будет принять за цветы любви. Все человечество будет поглощено равнодушием...

Мало людей и мало вещей сохранится, но то, что сохранится, должно будет подвергнуться новому очищению, прежде чем войти в новый рай земной».

«Проскочит искра, которая принесет новое слово и новый закон. И новый закон научит человека новой жизни, ибо в новый дом нельзя будет войти со старыми привычками. А когда солнце закатится, то откроется, что новый закон есть древний закон и человек был создан по этому закону.

Семь плодов будут плодами счастья. Первый плод - это спокойствие духа... потом будут плоды радости жизни, умственного равновесия, телесного здравия, единения с природой, искреннего смирения и жизненной простоты. Все люди могут откушать этих плодов, но кто не почувствует необходимость откушать этих плодов, будет сброшен и не найдет места на повозке искреннего счастья. В это время человек будет жив не хлебом, а духом. И богатства человека будут более не на земле, а на небе».

«Под знаком Тельца будет Западная Европа. А под знаком Орла будет Святая Русь...»

Несмотря на то, что величайший пророк Нострадамус в своей последней строчке предсказания о Распутине говорит о невежестве людей, которые убили российского провидца, некоторые писатели давая портрет российского пророка, выводили самого Распутина невежественным человеком, олицетворением кликушества, хитрости, дьявольщины, шантажистом и распутником. Но в природе вообще, как и в природе человека, в частности, много противоречий. Так, видимо, и в Распутине. Выходец из деревни, он вполне мог быть и невежественным, и необразованным, но гипнотические способности и прозорливость также были в его натуре.

Личности Распутина посвящает достаточно места в своей книге «Нечистая сила» В. Пикуль, который изучил много материалов о жизни легендарного провидца и создал свой образ прозорливого старца. Сам он проводил аналогию с событиями предреволюционного периода и брежневской эпохой, в которую творил. «Разве голубчик Чурбанов, - писал он в предисловии к роману, - не похож на Гришку Распутина? Похож! Еще как похож, только бороды не имея!..»

Он имел.глубокие = познания в истории, и большая часть его книг написана на историческую тему. Гришка Распутин ему явно не по душе. Но лучшего изображения пророка предреволюционных лет в художественной литературе явка еще нет.

Явление пророка

«В конце 1902 года, - читаем про Распутина в романе В. Пикуля «Нечистая сила», - в ноябре или декабре месяце, когда я обучаясь в С.-Петербургской Духовной академии, деятельно готовился к принятию ангельского образа - монашества, среди студентов пошли слухи о том, что где-то в Сибири в Томской или Тобольской губернии, объявился великий пророк, прозорливый муж, чудотворец и подвижник по имени Григорий...» Так вспоминал позже о Распутине иероманах Илиодор, который жил в Нью-Йорке и работал швейцаром.

Тот же иеромонах Илиодор так описывает внешность новоявленного пророка, когда он впервые появился в северной столице:

«Григорий был одет в простой, дешевый, серого цвета пиджак, засаленные и оттянувшиеся полы которого висели спереди, как две старые кожаные рукавицы. Карманы были вздуты, как у нищего, кидающего туда всякое съедобное подаяние. Брюки такого же достоинства, как и пиджак, поражали своей широкой отвислостью над грубыми халявами мужицких сапог, усердно смазанных дегтем. Особенно безобразно, как старый истрепанный гамак, мотался зад брюк! Волосы на голове старца были причесаны в скобку. Борода мало походила на бороду, а казалась клочком свалявшейся овчины, приклеенным к его лицу, чтобы дополнить его безобразие. Руки старца были корявы и нечисты. Под длинными и загнутыми внутрь ногтями полно грязи. От всей фигуры несло неопределенным, но очень нехорошим духом...»

Пикуль дает своим современникам следующий портрет российского колдуна:

«На высоком его лбу краснела шишка - застарелый след от удара, полученного в кабацкой сваре, а шишку он закрывал длинными прядями волос. Покрытый оспинами нос выступал далеко вперед, похожий на иззубренное лезвие топора. Кожа была морщинистой и загорелой, а правый глаз Гришки обезображивало желтое пятно. Смотрел на всех муторно и беспокойно - противно эдак-то поглядывал».

При любом случае Гришка сквернословил, бесстрашно дрался. Внешне мрачный и нелюдимый, обожал веселье, особенно любил плясать под гармонь. «Имел тонкий нюх на выпивку». Если его не угощали, мог отомстить. «Один Гришку не позвал к угощению. Когда молодые на тройках ехали из церкви, кони вдруг уперлись перед домом - не шли в ворота. Все в бешеном мыле, рассыпая с грив праздничные цветы и ленты, под градом ожесточенных побоев, кони не везли молодых к счастью. «И не повезут», - сказал Гришка, стоя неподалёку... Молодухе же, отказавшей ему в любезности, Гришка кошачий концерт устроил. Со всего села сбегались коты по ночам к дому, и начинался такой содом, что хоть из дома выселяйся...»

Таким он был, Когда жил в сибирской деревне Покровекое.

Жил он, рассказывают, с лошадиного воровства. От коновалов познал «врачевательные тайны, что тянулись в XX век от ветхозаветной Руси, от народного разума, от знахарских книг, писанных в лихие времена славянской вязью,- закапанных воском древности. .. Многое запомнил. Сберег. Пригодится!»

Деревенские мужики признавали превосходство Григория, его знахарское искусство. Как и все пророки, он имел дар исцеления людских болезней. «Однажды мальчонку резанули косой по ноге, кровью исходил малый на сенокосе, а Гришка дошептал что-то, приложил травки - и кровь замерла... Чудеса творил Гришка и перед конскими ярмарками...»

Нашли Распутина и вызвали сначала в Москву, затем привезли в Петербург «духовенство, черная сотня, секретная полиция». По замыслу черносотенцев, мужики из захолустья, от сохи<от земли, обладающие даром речи, умеющие завладеть вниманием толпы, должны были прослушать особый курс лекций; затем вернуться в народ и пропагандировать программу «Союза русского народа». Одним из тех, на кого пал выбор, стал Григорий Распутин.

Скоро о нем заговорили в петербургских салонах. Великий русский психиатр Бехтерев, который изучал феномен личности Распутина, писал, что «его сила заключалась... во властном характере его натуры... Кроме обыкновенного гипнотизма, есть еще и половой гипнотизм, каким, очевидно, обладал в высшей степени старец Распутин...»

«Николай Второй колебался, - пишет Пикуль, - боясь допускать до своей особы простого мужика, и даже спрашивал у Феофана - правда ли все то дурное, что говорят о Распутине.

Говорят, что он фамилию обрел от распутства?

Истинно так! - не стал выкручиваться Феофан. - Григорий и не таил от меня грехов, кои бесчисленны и богомерзки. Но в нем царит такая могучая сила покаяния, что я почте ручаюсь за его вечное спасение. Христос давно глядит на него... Конечно - заключил Феофан, - Григорий Ефимович человек простой «j поев, тарелку от соуса облизывает, аки пес. Но вам, государь, и высоконравственной супруге вашей невредно его послушать...

Странно, - хмыкнул император. - И вы, и дядя Николаша, и графиня Игнатьева, и черногорки... всюду слышу о Распутине.

Да, государь! Большую пользу он принесет вам, ибо из уст его слышится глас потрясенной земли российской».

Вот какие видения представали перед взором российского колдуна по имени Гришка. «...Анютка им рассказывала:

Это так страшно, что слов нет. Недавно еду я с Григорием в санях по французской набережной. Денек такой яркий, кони бегут хорошо, все искрится от мороза, а Григорий вдруг закрыл глаза. Сам весь трясется. Так страшно... и вдруг стал выкрикивать, что он видит. Он видел на льду Невы горы сваленных трупов, средь которых лежали мертвые великие князья и масса всяких графов, а вода в полыньях текла от красной крови.

«Так будет, - сказал мне Григорий, - но будет тогда, когда меня при царях уже не будет!»

Императрица представила эту картину при ярчайшем сиянии солнечной русской зимы. Мужу она сказала твердо:

Ники, надо что-то сделать с нашим другом. До сих пор мы еще ничем не отблагодарили его за молитвы...»

Все исследователи феномена российского пророка пишут о его необычайно великом влиянии на императрицу Российского государства.

«- Ники, надо сделать так, чтобы Григорий имея официальное право для посещения наших резиденций...» - ходатайствовала перед царем супруга.

Царь принял решение, и Распутин подучил придворный титул возжигателя царских лампад.

«...Палеолог второпях записывал: «С тех пор как Штюрмер стоит у власти, влияние Распутина очень возросло. Кучка еврейских финансистов и грязных спекулянтов, Рубинштейн, Манус и др., заключили с ним союз и щедро его вознаграждают за содействие им... Если дело особенно важно, то он непосредственно действует на царицу, и она сейчас же отдает* распоряжение, не подозревая, что работает на Рубинштейна и Мануса, которые в свою очередь стараются для Германии... Императрица переживает очень тяжелую полосу. Усиленные молитвы, посты, аскетические подвиги, волнения, бессонница. Она все больше утверждается в восторженной мысли, что ей суждено спасти святую православную Русь и что покровительство Распутина необходимо ей для успеха...»

Читая роман Пикуля непосредственно в наши дни, обращаешь внимание на те предзнаменования, которые были характерны для предреволюционной ситуации 1917 года, и дивишься сходству происходящего в те годы, с событиями сегодняшнего дня. Та же, например, истерия с кометой, падение которой ожидалось этим летом.

«...В 1911 году печать возвестила народам мира, что на небе появилась комета Галлея, которая пройдет от земли столь близко, что хвост ее - не исключено! - врежется в нашу планету. Русские журналы запестрели наглядными схемами движения кометы, намекая читателям, что неплохо бы им, грешным, покаяться.

1911 год - год укрепления Распутина при дворе; члены фамилии Романовых испрашивали у царской четы разрешения прийти к чаю, а мужик просто проходил к царям, когда ему было удобно...»

Распутин уверил императорскую чету в том, что ему открыта вся правда, что он все наперед знает,

«...По столице стали блуждать слухи, что Распутин уже загипнотизировал царскую семью, теперь он вертит самодержцем, как хочет. Эта нелепая сплетня особенно, подействовала на главаря черносотенцев - доктора Дубровина, который спешно собрал съезд «союзников», где на высот ком научном уровне обсуждался вопрос о разгипнотизировании загипнотизированных им императорских величеств! Был даже создан особый комитет, который ничем другим, кроме гипноза, не занимался. В качестве научного консультанта к работе привлекли ординатора психиатрической клиники приват-доцента В. Карпинского...» Психиатр потерпел неудачу.

Столыпин пытался протестовать против того влияния, которое оказывал старец на царя и его супругу, докладывал о безобразиях, которые тот учинял, требовал удаления «варнака в необъятные сибирские дали... Ответ царя был неожиданным:

Петр Аркадьевич, я ведь все знаю! Но я знаю и то, что даже в условиях бани Распутин проповедует Священное Писание, - Столыпинский доклад был им отвергнут...»

Царь посоветовал реформатору поближе познакомиться с пророком. Сохранился рассказ самого Столыпина об этом свидании:

«Распутин бегал по мне своими белесоватыми глазами, произносил загадочные и бессвязные изречения из Священного Писания, как-то необычно разводил руками, и я чувствовал, что во мне пробуждается неодолимое отвращение к этой гадине... Но я понимал, что в этом человеке большая сила гипноза и что он производит на меня какое-то довольно сильное, правда, отталкивающее, но все же моральное впечатление. Преодолев себя, я прикрикнул на него. Я сказал ему прямо, что на основании документальных данных он у меня в руках и я могу раздавить его в прах, предав суду по всей строгости закона, ввиду чего резко приказал ему НЕМЕДЛЕННО, БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО И ПРИ ТОМ ДОБРОВОЛЬНО ПОКИНУТЬ ПЕТЕРБУРГ» вернуться в свое село и больше здесь никогда не появляться».-.»

Распутин, игнорируя приказ премьера, остался в Петербурге..

Заклятым врагом Распутина был Родзянко - председатель Государственной Думы. Он попросил аудиенции у царя, чтобы поговорить с ним о Распутине.- «Царь тот сдался: «Ну чтож. Послушаю».

Никакая революционная пропаганда не может сделать того, что делает присутствие Распутина в царской семье... Влияние, которое Распутин оказывает на церковные и государственные дела, внушает ужас всем честным людям. А на защиту проходимца поставлен весь государственный аппарат, начиная от верхов Синода и кончая массою филеров... Явление небывалое!...

В ответ на это «его величество потребовал от своего презуеа, чтобы печать империи больше не смела трепать имя Распутина».

Интересно отношение Витте к Распутину, В1914 году он, когда уже швбгоВорохом, говорил одному из чиновников:

Сейчас... в России только один человек способен распутать сложную политическую обстановку.

Кто же этот человек-гений?

Распутин, - у&эденжмишечал Витте. Бедного человека даже зашатало, и он, горячась, стал доказывать графу, что это чепуха: если даже политики мира бессильны, то как может предотвратить войну безграмотный мужик, едва умеющий читать по вкладам вадде ответил ему так:

Вы не знаете его большого ума. Он лучше нас с вами постиг Россию, ее дух и исторические стремления, Распутин знает все каким-то чутьем, но; к сожалению, он сейчас ранен, и его нет в Царском Селе...»

Эти слова Витте насторожили наших историков. Они стали сверять и проверять. С некоторыми оговорками историки все же признали за истину, что, будь Распутин тогда в Петербурге, и войны могло бы не быть! Академик М.Н. Покровский писал: «Старец лучше понимал возможное роковое значение начинавшегося!»

Заговор против старца

В. Пикуль, основываясь на бесстрастных строчках российской летописи о влиятельном старце, занявшем значительное место при дворе, которого отравило придворное окружение своим писательским воображением такую картину:

«- Подготовьте мне схему ликвидации Распутина...

Белецкий, затягивая время, накидал ему на стол сразу несколько вариантов убийства - один другого романтичнее.

Но мы же не в карты играем - давайте яд! Вы же знаете, что я хочу спасти Россию от этого грязного мужика...Надо делать это скорее, пока сидим на чердаке, а пожар бушует в подвалах!

Тут надо остановиться, читатель. Не Россию хотел он спасать от Распутина, а в первую очередь спасал сам себя от распутинщины. Хвостов сознавал: пока Гришка стоит у кормила власти, он, Хвостов, будет напрасно цепляться за штурвал управления страной - штурвал выбьют из его рук... Белецкий*, утомленный, сказал:

Вы не верите мне? Хорошо, я вам докажу... У меня в Саратове есть знакомый провизор. Через него я достану сильный яд. Гришку мы отравим, насыпав яду в бутылки с его любимой мадерой.

Но почему в Саратове, черт побери? Неужели мы, всемогущие чиновники, эм-вэ-дэ, не можем достать циана в столице?

Нельзя здесь! Вызовет подозрения...

Вскоре он доложил, что яд прибыл. Хвостов спросил:

А как вы мыслите забабахать его в бутылки?

Распутин получает мадеру от евреев, с которыми снюхался. Я решил отравить мадеру от Митьки Рубинштейна. Заодно уж испорчу биографию этому банкиру, когоропм! теряет* не могу!

Я тоже. Работайте, - воодушевил его министр...»

Гибель мессии

«Я, - писала Вырубова уже в эмиграции, - ...слышала от него, что он собирается поздно вечером ехать к Феликсу Юсупову знакомиться с его женою. - Хотя я знала, что Распутин часто видался с Феликсом, однако мне показалось странным, что он едет к ним так поздно, но он ответил, что Феликс не хочет, чтобы об этом узнали его родители. Когда я уезжала, Григорий сказал мне странную фразу: «Что тебе еще нужно от меня? Ты все уже" получила...» Я рассказала государыне, что Распутин собираемся: к Юсуповым знакомиться с Ириной. «Должно быть, какая-то ошибка, - ответила государыня, так как Ирина в Крыму, а родителей Юсуповых нет в городе...»

Пикуль следует хронике последнего предсмертного дня в жизни русского пророка, стараясь не упустить малейшие детали, важные тем, кто интересуется жизнью выдающихся личностей, атом числе и мистиков. Давайте вместе проживем эти мгновения.

«... Распутин завалился дрыхнуть и, очевидно, проснулся только около семи часов* отря с Варькой нафуфырились, собираясь идти в гости. Кажется, именно здесь он сказал дочерям, что ночью едет к Юсупову, попросил Муньке об этом не говорить («Отец мне разъяснил, что Головина может увязаться за ним, а Юсупов не хотел, чтобы она приезжала...»). Ближе к вечеру Юсупова навестила какая-то женщина, пробывшая у него до Ш часов. Протокол свидетельствует: «Приметы этой дамы - блондинка, лет 25, выше среднего poстa средней полноты. Одета в пальто «клеш» темно-коричневое, такого же цвета ботинки, на голове черная шляпа без вуали». Это была последняя женщина в жизни Распутина!»

Запоминай и ты, читатель, женщин, которые общались с настоящим пророком, записанным в анналы российской истории.

«...Около полуночи в доме все затихло. Племянница Нюрка тоже завалилась в постель. В; нашем распоряжении остался только один свидетель. Это Катя Печеркина, вывезенная из Пофовского в помощь Нюрке на роль прислуги, - старая деревенская пассия Гришки, которую он развратил еще смолоду...Именно-то при ней Распутин и начал готовиться к визиту во дворец князей Юсуповых!»

Всегда, рассказывая о смерти наших близких тем, кому это интересно, мы останавливаемся на всех мелочах. А тут пророк!

«...Пуришкевич запомнил шелковую рубаху кремового цвета. Я больше верю Кате Печеркиной, которая сама его обряжала. «Распутин надел голубую рубаху, расшитую васильками, но, - показывала Печеркина в полиции, - не мог застегнуть все пуговицы на вороту и пришел ко мне на кухню, я ему пуговки застегнула».

При этом Гришка повертел шеей в тугом воротнике: «Фу, тесно-то как! Зажирел я, будто боров какой...»Затем он натянул узкие хромовые сапоги, собрал их в гармошку для шика! Рубаху опоясал шелковым шнурком малинового цвета с золотыми кистями. Таков он был в эту ночь - последнюю ночь своей жизни»

Последний пророк, жизнь которого перетекла из XIX века в наш XX, ожидая своей, смерти» может быть, что-то чувствовал, может, что-то предвидел, но только не чае, который известен одному лишь творцу. Хоть и пророк, но человек, которому ничто человеческое не чуждо, как и страх смерти.

«...Одевшись, Гришка в сапогах завалился на кровать, велев Кате Печеркиной спать, но она засела на кухне бодрствуя. Часы, пробили полночь-Россия вступила в ночь на 17 декабря 1916 года, и эта ночь была в своем роде ночью исторической

Далее, читатель, следуем показаниям дворника Ф. А. Коршунова, который во втором часу ночи, дежуря возле ворот, видел автомобиль «защитного цвета с брезентовым верхом и окнами из небьющегося стекла, оэаЩ^щт прикреплена защитная шина». Автомобиль приехал со стороны Фонтанки и, ловко развернувшись, замер возле подъезда. Дворник запомнил, что шоферу лет около тридцати пяти, он был усат, в пальто с барашковым воротником, руки в длинных перчатках ярко-красного цвета (это он описал доктора Станислава Лазоверта). Из автомобиля вышел неизвестный для дворника господин - князь Феликс Юсупов.

На вопрос дворника «к кому» Юсупов ответил: «К Распутину» - и добавил, что парадный вход открывать не надо, он пройдет; я» черной лестнице...»

Убийца все ближе к человеку, крови которого жаждет, невежественного, может быть, распутника, до в котором есть Святой дух, иначе бы он не был пророком.

«...Феликс еще раз чиркнул спичкой, осветив ободранную клеенку на дверях распутинской квартиры. Тихо, но внятно постучал.

Это я,., откройте.

Громыхнули запоры, Дориан Грей крепко обнял Распутина и поцеловал его радостно. Гришка, вроде шутя, сказал ему:

Мастак целоваться. Не иудин твой поцелуй?

С византийской коварностью Юсупов еще раз горячо облобызал жертву и сказал, что машина подана...

Убийцы привезли Распутина к Юсуповым».

«Гришка с любопытством ребенка обошел помещение, разглядывая убранство, шкафчик с инкрустациями особенно заинтересовал его. Он, как дитя, забавлялся тем что выдвигал и задвигал многочисленные ящички». Юсупов далее пишет, что в этот момент он сделал последнюю попытку уговорить его покинуть столицу, но я не верю в это, - не ради отъезда Распутина был составлен заговор! Феликс придвинул пирожные, взялся за бутылку.

Хорошее крымское из моих имений, попробуй.

Не, - сказал Распутин. - У меня еще опосля вчерашнего гудит все. Давеча уже опохмелял себя... Не буду пить!

«Но я твердо решил, - писал Юсупов, - что он ни при каких обстоятельствах живым отсюда не выйдет».

Пирожные вот... угощайся.

А ну их... Сладкие? Что я, маленький. Делать нечего, надо заводить беседу.

Так зачем к тебе приезжал Протопопов?

Все об этом... будто меня умертвить хотят. - Распутин вдруг треснул кулаком по столу, так что рюмки вздрогнули; поблескивая глазами, заговорил напористо: - Ничего со мной не случится* Нет таких мазуриков, которых бы я боялся. Уж скока раз хотели меня продырявить, но Господь всегда разрушал козни нечистого. Погибнет тот, кто руку на меня вздымет!»

Юсупов предлагает Распутину чаю, и тут, наверное, провидение оставляет старца, потому что тот соглашается, хотя как сказать...

«...Гришка согласился: «А! Налей». Хлопнула пробка, и этот звук был услышан наверху. («Пьют, - шепнул Дмитрий, - теперь ждать осталось недолго,-») Но Юсупов по причине, которая и самому была непонятной, наполнил вином те бокалы, в которых не было яда. Распутин с удовольствием выпил.

А вон мадерца, - узрел он. - Плесни-ка мадерцы.

Юсупов, чтобы исправить свою ошибку, хотел налить мадеру в бокал с ядом, но Распутин неожиданно заартачился:

Лей в эту, из которой я уже пил.

Да ведь нельзя мешать крымское с мадерой.

Лей, говорю. Ты ни хрена не понимаешь. Феликс доказал, что нервы у него, крепкие.

Одно неверное движение, и бокал, из которого пил Распутин, упал и разбился.

Ну вот - заворчал Гришка, - ты хуже коровы...

Мадеру с цианистым калием он пил с особым удовольствием, причмокивая, похваливал. Потом сказал:

Чего же это Иринка твоя не идет? Я, знаешь, брат, ждать не привык. Даже царица меня ждать не заставляет.

Погоди. Придет.

Юсупов недоумевал, как великий провидец не мог заметить браунинг в его руке, зало^ женной за спину. Он сказал:

Гости ушли. Ирина сейчас спустится к нам...

Обдумывал, куда целить - в висок или в сердце?

А ты еще не смотрел хрустальное распятие?

Какое?

А вот это...- показал ему князь. Распутин охотно склонился над распятием. Выстрел!..»

Если бы только знал тогда Юсупов, что это был выстрел не только в Гришку, но и во всю российскую историю, потому что не прошло и двух лет, как начались те события, о, которых убитый им провидец предупреждал. Свершилась революция... А пока Юсупов стрелял:

«...Юсупов стрелял несколько сверху, и пуля, войдя в Распутина, прошла через легкое, едва не задев сердце, после чего застряла в печени! Гришка издал протяжный рев, но продолжал стоять на ногах. Феликс толкнул его - он упал на медвежьи шкуры. Заговорщики, услышав выстрел, почти кубарем ссыпались вниз по лестнице. При этом кто-то из них плечом задел штепсель - электричество погасло, впотьмах Лазоверт налетел на князя и громко вскрикнул. («Я не шевелился, - писал Юсупов, - боясь наступить на труп...»)

Да зажгите же свет, черт вас побери! - велел он.

- Сейчас, сейчас, - отвечал ему голос Дмит рия.

Ярко вспыхнул свет, и они увидели Распутина, лежавшего поперек шкуры. По лицу его пробегала судорога, одной рукой он закрывал себе глаза, а пальцы другой были сведены в крепкий кулак. Крови не было! Над Гришкой, сжимая браунинг, стоял Юсупов, и заговорщики были восхищены его удивительным спокойствием.

Надо перетащить со шкуры, - сказал он, - чтобы на ней не оставалось никаких пятен...»

Лазоверт произнес два роковых слова: «Он мертв» - и тогда заговорщики вышли из погреба, последний из них погасил за собою свет. Все собрались наверху, стали дружно чокаться бокалами...»

Так убивали пророка. Нострадамус осудил это убийство на российской земле, сказав, что оно было напрасным. Как напрасна любая кровь. Потом убили царя, потом брат убивал брата, потом сосед доносил на соседа, потом люди одной нации пошли войной на другую, йотом одна система хотела пересилить конкурирующую, теперь одна нация хочет сделать рабами другую, а люди одной веры хотят обратить людей другой веры в свою, теперь богатые смеются над нищими, теперь вооруженные чинят расправу над безоружными, теперь... Не будем продолжать дальше, потому что все напрасно! Все возвращается на круги своя. Потому что зло обязательно наказывается. Потому что кровь преступников ложится на их детей, внуков, правнуков, их деяния творят страшную судьбу, злое будущее их собственным потомкам, А сами они будут преданы вечным мукам!

Пророчества Распутина с того света

Писатели знают, что ничто не исчезает просто так. Вот и Пикуль это подтверждает, описывая вещие сны последней императрицы России. Распутин вещал ей с того света:

«...Средь глубокой ночи дворец огласился дичайшим воплем, от которого даже бывалым солдатам стало не по себе.

Он жив... Григорий опять со мною!

Николай II уговаривал жену успокоиться;

Алике, не кричи так. Неудобно перед охраной...

Вся колотясь, она рассказывала ему:

Сейчас он навестил меня. Боже, в каком виде! Борода и волосы обгорели, Григорий с трудом передвигался необожженных пятках... он не сгорел! Укрываясь за плотным дымом, святой мученик выбрался из гроба... И знаешь, что он сказал мне?

Что, милая Алике?

Нагнись, Ники ко мне. Я шепну его слова... - Бывший император склонился над бывшей императрицей.

Он сказал, чтобы мы скорее бежали. Надо бросить здесь все, даже детей, и бежать, бежать! Англия, он сказал, не примет нас, а Керенский обманет. Бежать надо в Германию, у нас сейчас последняя надежда - на кузена-кайзера и на его могучую армию!»

Пророков изгоняют, а они возвращаются.

Предсказания Распутина о революции сбылись, когда его уже не было в живых.

«Старая русская история заканчивалась - начиналась новая... Императорскую чету временно держали под арестом в Царском Селе; на митингах рабочих уже раздались призывы казнить «Ни-колашку Кровавого», а из Англик обещали прислать за Романовыми крейсер, и Керенский выразил желание лично проводить семью до Мурманска.

Кто бы поверил, что совсем недавно они спорили:

Монастырь над могилою незабвенного мученика мы так и назовем: Распутинским! - утверждала императрица.

Дорогая Алике, - отвечал супруг почтительно, - такое название в народе истолкуют превратно, ибо фамилия звучит непристойно. Обитель лучше именовать Григорьевской.

Помирились на том, что монастырь станет называться Царскосельско-Распутинским,.. 21 марта 1917 года, именно в день рождения Распутина, они собирались закладывать монастырь. Но в феврале, опережая царские графики, грянула революция, и казалось, что сбылась давнишняя угроза Гришки царям: «Вот ужо! Меня не станет - и вас не будет». Это правда, что после убийства Распутина царь продержался на престоле всего 74 дня...»

Кстати, неизбежность революции 1917 года Николаю Второму предсказывал не один только Распутин. Как пишут исследователи, в октябре 1905 года император Николай II вызвал из-за границы великого мага и колдуна Папюса.

«Прямо с вокзала, - описывает его приезд В, Пикуль, - чародей в закрытой карете был доставлен в Царское Село, где ночью устроил церемонию колдовства...

Ваше величество, сегодня флюидический динамизм вполне располагает меня к вызову духа вашего отца...Укрепитесь! - Во мраке комнат возникло легкое светлое облако, в котором резко пределились две красные точки... Это он! - возвестил Папюс. -Можете говорить с ним...»

Николай II спросил отца что ему ждать и на что надеяться. Гость из загробного мира принес предвестие революции:

«Революция возникнет еще более сильная, нежели эта. И чем суровее будешь ты сейчас в подавлении революции, тем сильнее она будет в недалеком будущем. Но выхода у тебя, сын мой, уже нет... не бойся... крови... прощай... поцелуй внука...»

Во времена нестабильности все больше людей начинает интересоваться предсказаниями экстрасенсов и ясновидящих. Пожалуй, одно из важнейших пророчеств о России было составлено старцем Григорием Распутиным.

Фигура Распутина в истории России до сих пор остается загадкой, а о его влиянии на царскую семью до сих про ходят слухи и легенды. Предсказания Распутина о России были опубликованы в книге «Благочестивые размышления» в 1912 году. И если в то время большинство его пророчеств воспринималась как фантастика, то сейчас почти все его слова по истине можно назвать пророческими.

Какие предсказания Распутина сбылись

Нужно отметить, что многие пророчества Григория Распутина сбылись. Итак, о чем же говорил старец при жизни и что последовало за его словами?

Расстрел царской семьи. О том, что всю царскую семью убьют, Распутин знал задолго до трагедии. Вот что он писал в своем дневнике: «Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто обнимаю мертвецов... И тогда я молюсь за этих людей, ибо на Руси они более всех нуждаются. И я молю за семейство Романовых, потому что на них падает тень долгого затмения».

О революции 1917 года : «На Петербург опустится тьма. Когда его имя будет изменено, тогда кончится империя».

О собственной смерти и о будущем России после своей гибели. Распутин говорил, что если его убьют простые люди, крестьяне, то царь Николай может не опасаться за свою судьбу, и Романовы будут править еще сто лет и более того. Если же его убьют дворяне, то будущее России и царской семьи будет ужасающим. «Дворяне побегут из страны, а родня царя не останется в живых через два года и братья восстанут против братьев, и будут убивать друг друга», — писал старец.

Аварии на атомных станциях. «По всему миру будут построены башни, они будут замками смерти. Иные из этих замков рухнут, и из этих ран вытечет гнилая кровь, которая заразит землю и небо. Поскольку сгустки зараженной крови, как хищники, обрушатся на наши головы. Множество сгустков упадет на землю, и земля, где они упадут, станет пустынной на семь поколений», — вот что говорил Григорий Распутин о будущем России .

Природные катастрофы. Говорил старец и о стихийных бедствиях, которых с каждым годом мы наблюдаем все больше и больше. «Землетрясения в это время участятся, земли и воды раскроются, и их раны поглотят людей и скарб... Моря войдут в города, и земли станут солеными. И не будет воды, которая бы не была соленой. Человек окажется под соленым дождем, и будет бродить по соленой земле, меж засухой и потопом... Роза будет цвести в декабре, а в июне будет лежать снег».

Клонирование. Знал Григорий Распутин и о том, что в будущем будут проводить эксперименты с клонированием:"Безответственная человеческая алхимия, в конце концов, превратит муравьев в огромных чудовищ, которые разрушат дома и целые страны, будут против них бессильны и огонь, и вода".

Предсказание Распутина о будущем России

Следующие предсказания сложно расшифровать, так как Распутин использовал в своих пророчествах символы и образы. Вероятно, это и есть его предсказание о будущем России, которое пока не сбылось или только начинает сбываться:«Люди идут к катастрофе. Самые неумелые будут править повозкой и в России, и во Франции, и в Италии, и в иных местах... Человечество будет раздавлено поступью безумцев и негодяев. Мудрость закуют в цепи. Невежественный и властный будет диктовать законы мудрому и даже смиренному... По дорогам Европы поползут три голодные змеи, оставляя за собой пепел и дым. Мир ожидает три «молнии», которые последовательно спалят землю меж священных рек, пальмовый сад и лилии. С запада придет кровожадный князь, который поработит человека богатством, а с востока придет другой князь, который поработит человека нищетой".

О других предсказаниях экстрасенсов и астрологов . Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

21.01.2015 09:08

Заграницей русских часто считают самым неулыбчивым народом. В то же время, русские люди признаны самыми...

небо. Ибо ничто более не будет отдано червям.

Возвратятся в это время великие Сеятели, чтобы разбрасывать семена. Но часть земли будет дымиться, и треть семян сгорит. Часть земли будет бесплодна, и семена погибнут. Но третья часть даст такие обильные урожаи, каких никогда еще не видели на земле.

Всякая земля в те времена будет под знаком одного из евангелистов. Великий остров будет находиться под властью льва, но лев потеряет когти.

Праведная Земля и сердце Европы будут под знаком человека. Под знаком тельца будет Западная Европа. А под знаком орла будет Святая Русь, ибо ее задача будет состоять в том, чтобы бодрствовать и защищать.

Когда непрерывное содрогание пройдет по земле, не отрывайте взгляда от востока, ибо оттуда придут новые пророки. Они подготовят путь Господу, который в блеске тоже придет с востока.

Изречения из

Григория ефимовича новых

(распутина) «благочестивые размышления»,

изданной

Санкт-петербурге

20) духовное единение - это глас Божий, ибо духовные одну душу имеют;

27) она помогает пережить страдание и перейти к утешению, потому что когда духовные говорят - ничего скрытого нет;

25) и у духовных нет скрытого, а потому у них и заключается единение;

42) что такое утешенье? Беседа со святым и с мучеником, как страдали за Христа;

72) и храм нам - Ковчег. Святые тайны радость неизмеримая;

80) мои скорби о душах. Успел враг, поселил страх свой, чтобы боялись разных наветов вражьих;

102) и сердца наши слились в духовную любовь, и мы стали как один, и очи наши, понимающие друг друга, и не умолкнут хвалить Бога;

107) пойми грехи свои, и крест будет всласть;

108) без креста Бог далек!

109) и сам не ищи креста, а Бог даст. Понесешь, насколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен;

111) боже! Храни во мне мир! В мире и премудрость.

И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь; и будет для них храм - Ковчег, а Святые Тайны - обновление души и радость неописуемая;

117) очень беседуй осторожно, а то будет эта твоя беседа на спине утешителя за то, что рассыпал жемчуг перед свиньями;

132) смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал Его;

138) враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают.

правда о григории распутине»

олега платонова…

Один раз нападали хищники, хотели обобрать, я им сказал: «Это не мое, а все Божие, вы возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю». Что-то особенное сказало в сердцах их, они подумали и сказали: «Откуда ты и что такое с тобой?» - «Я человек - посланный брат вам и преданный Богу».

Тяжелые воспоминания о мучителях-иноплеменниках, но в настоящее время большее мучение - брат на брата и как не познают своя своих. Поэтому и мучения более тяжелые. Обида берет.

Потому я уверен, что венцы будут ближе к лику Божию от этих мучителей в настоящее время.

Вот слово Божие на нас: брат на брата и сын на отца - конец приближается…

О, какой обман, беда скажут ей, и взглянут, и увидят… Совесть нам без языка говорит про свой недостаток, всем надо поглядеть на нее, тут никакой грех не утаим и в землю не закопаем.

Толпа вечно жаждет чуда. А между тем она совершенно не замечает величайшего из чудес, ежечасно совершающегося на наших глазах, рождения человека.

Много разных народов, и все умные в своем духе, но веры у всех и во всех нациях мало, и любви нет. С ними очень нужно быть ласковыми, они не понимают, но на любовь твою смотрят как на диковинку. И вот в это время, когда мы указываем на небо, они с любовью смотрят, и в лице у них делается перемена, и сейчас говорят о пророках. Очень много умных, а веры в них нет, с ними очень нужно говорить, но не о вере, а о любви, спаси их, Бог! Критиковать и указывать на свою веру, как она высока, не надо, а надо сперва расположить их, а потом и сеять осторожно и кротко свою веру, но на это годы нужны. Надо показать пример любви и иметь любовь яркую, вот тогда будут христиане, как в первые годы, и миссия христианская будет не за деньги служить, а по доброте. Они очень понимают, когда говоришь, и удивительно на них слова отражаются сейчас, садятся кругом и смотрят на тебя. Надо обязательно знать язык их и характер их наций, а все короче любовь к Богу иметь, как к другу, а то хоть и постимся, а не умеем с Богом беседовать, то и на людей не подействуем! Как колокол без серебра плохо звучит, так и неопытный всегда только напортит.

ИЗ ЗАПИСОК ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА, НАПИСАННЫХ ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ (Доставлены в Париж беженцем из СССР Лобаченским)

Безо всякого усилия утешает море. Когда утром встанешь, и волны говорят, и плещут, и радуют. И солнце на море блистает, словно тихо-тихо поднимается, и в то же время душа человека забывает все человечество и смотрит на блеск солнца; и радость у человека возгорается, и в душе ощущается книга жизни и премудрость жизни - неописуемая красота! Море пробуждает от сна сует, очень много думается, само по себе, безо всякого усилия.

Море пространно, а ум еще более пространен.

Человеческой премудрости нет конца, невместима всем философам.

Еще величайшая красота, когда солнце падает за море и закатывается, и лучи его сияют. Кто может оценить светозарные лучи, они греют и ласкают душу и целебно утешают. Солнце по минутам уходит за горы, душа человека немного поскорбит о его дивных светозарных лучах… Смеркается.

О, какая становится тишина… Нет даже звука птицы, и от раздумья человек начинает ходить по палубе и невольно вспоминает детство и всю суету, и сравнивает ту свою тишину с суетным миром, и тихо беседует с собой, и желает с кем-нибудь отвести скуку, нагнанную на него от его врагов…

Забили волны на море - сделалось тревожно на душе. Человек потеряет образ сознания, ходит как в тумане…

Боже, дай тишину душевную!

Совесть - волна, но какие бы ни были на море волны, они утихнут, а совесть только от доброго дела погаснет.

О конце света

Тех [то есть страдальцев за Веру в Святой Земле] мучили инородцы, а теперь сами себя, наипаче батьки бать- ков, монахи монахов, и вот слово Божие на нас: брат на брата и сын на отца - конец приближается.

О земном

Отрываясь от земного, получаешь благодать небесную.

Молить Бога надо, чтобы дал терпение, а потеря земного - это великий подвиг. За потерю земного и награда больше, чем если сам подашь.

О добре и фарисействе

Никогда не бойся делать добро, и за добро всегда попадешь в честь - это бес так устраивает, чтобы ты был фарисей, а не уподобился и не был, как Никодим, - вот и вся роль беса. Но делай, делай, и венец твой и покой получишь.

О религиях

А почему теперь уходят в разные вероисповедания? Потому что в храме духа нет, а буквы много - храм и пуст.

А и в настоящее время, когда отец Иоанн (Кронштадтский) служил, то в храме дух нищеты был, и тысячи шли к нему за пищей духовной.

О любви

Если любишь, то никого не убьешь - все заповеди покорны любви, в ней великая премудрость, чем в Соломоне, и такая высота, что только одна любовь и существует, а остальные все как дроби, и через нее выход на небо.

Ниже размещен скан и текст третьей брошюры Григория Ефимовича Распутина-Нового «Благочестивые размышления» (экземпляр РНБ), вышедшей в Санкт-Петербурге в 1912 году.

Из-за того, что история публикации текста именно этой брошюры не совсем удачна и может запутать исследователей и почитателей Григория Ефимовича, поэтому, полагаю, необходима публикация скана самой книжки.

Дело в том, что публикаторы наследия Григория Ефимовича Распутина всегда предпочитали вместо брошюры издавать текст Записной книжки Императрицы, где Александра Феодоровна сохраняла для Себя высказывания Их Друга. И действительно, там больше и самих высказываний Г. Е. Распутина, и иногда они даются в более расширенном варианте, чем в книжке. Но не всегда совпадают с тем порядком, который был в брошюре. В том числе и издатели последнего корпуса сочинений Гр. Распутина «Вериги любви» (С.-Петербург, «Царское Дело», 2017) опубликовали по этим причинам текст Записной книжки, а не брошюры.

Восполнить этот пробел и опубликовать текст самой брошюры предпринял С. Ф. Фомин в сборнике «…И даны будут жене два крыла» (Москва, «Паломник», 2002, сс. 474-485). Однако, как оказалось, он там издан не полностью. Скорее всего из-за случайной технической ошибки в наборе или в копировании, но не были напечатаны высказывания Григория Ефимовича находящиеся на сс. 12 и 13 брошюры. Также не хватает одного высказывания со с. 10: «А почему ангельский звук представляют?» Впервые полный текст брошюры мы встречаем в книге А. Н. Боханова «Правда о Григории Распутине » (Москва, «Русский издательский центр», 2011, сс. 504-523), правда и здесь есть небольшие отличия от первоначального издания — некоторые высказывания, которые были разделены в брошюре, у Боханова объединены в одно.

Предположительно известно, кто занимался редактурой книжки — это была Ольга Владимировна Лохтина. Как она сама говорит на допросе в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (по Э. С. Радзинскому): «Свои духовные мысли отец Григорий записывал в тетрадочку… Записанное я переписала… и была издана брошюра „Благочестивые размышления“ в 1911 году… Ни содержания записок, ни мыслей, в них изложенных, я не перерабатывала. Моя работа свелась к исправлению падежей, мыслей же отца Григория не поправить…»

На передней обложке брошюры напечатано: «Типография М. П. Фроловой. Галерная, 6.» В этой же типографии напечатана предыдущая книжка Григория Распутина «Великие дни торжества в Киеве! Посещение Высочайшей Семьи! Ангельский привет! » (1911) На сегодняшний день удалось выяснить очень интересные подробности о владелице этой типографии. Приведем отрывок из книги «Вериги любви», изданной к столетию со дня убиения Царского Друга (с. 8-9):

«Отпечатали брошюру в санкт-петербургской типографии М. П. Фроловой. Примечательно, что эта типография размещалась во флигеле дома, принадлежавшего Исаакиевскому собору, на пересечении дома 6 по Галерной улице и дома 5 по Конногвардейскому бульвару, где проживали в основном священники. Кроме того, Фролова являлась членом Издательского совета при Святейшем Синоде. Вероятно, поэтому среди издаваемых ею книг было много духовной литературы. Например, Мария Петровна Фролова (во втором замужестве Фролова-Тюлева) печатала такие труды, как „Святые учителя веры и благочестия“ в 12 томах протоиерея Василия Преображенского (1899-1908 гг. издания), „История Православной Христианской Церкви“ протоиерея Петра Смирнова (1914), „Духовные цветы на могилку дорого батюшки отца Иоанна Кронштадтского“ (1909), „В борьбе за погибающую душу“ (сборник статей, посвященный памяти „апостола трезвости“ о. Александра Рождественского, 1906) и другие…

Судя по всему, и сама владелица типографии была женщиной благочестивой. В Свято-Троицкой Линтульской обители (ныне это подворье Константино-Еленинского женского монастыря), созданной при покровительстве отца Иоанна Кронштадтского, ее вместе со вторым мужем, Иваном Максимовичем Тюлевым, поминают как благотворительницу. В память ее умерших детей, Владимира и Софии, супруги пожертвовали средства на строительство при Линтульском монастыре приюта для русских и финских сирот. Это было двухэтажное здание при входе в обитель, где призревались и обучались грамоте более 30 детей. При приюте на средства Тюлевых был также возведен домовый храм в честь равноапостольного Великого князя Владимира и мученицы Софии. 18 сентября 1911 года его освятил архиепископ Сергий (Страгородский), будущий Патриарх.»

О личном знакомстве Г. Е. Распутина с М. П. Тюлевой (Фроловой) до нас сведения не дошли. Но, исключать его, конечно, нельзя.


Григорий Евфимиевич Н О В Ы Й.

Благочестивые размышления.

1. Благословение Божие и слова Его на нас.
2. Единение духовное.
3. Трудная моя минута - дни моей скорби.
4. Моя жизнь - в дальнейший путь во Христе - рай.
5. Дивные дела - милостыня.

С.-ПЕТЕРБУРГ.
Типография М. П. Фроловой. Галерная, 6.
1912.

I.
Благословение Божие и слова Его на нас.

Почему видим православное кладбище, и делается на душе скука? Потому что - жизнь земная суета; не боролись с хотеньем, служили телу и заняты праздными удобствами, и в злобе, и в клевете.
* * *
А почему у рак праведных чувствуем приятно? Потому что - жизнь их - страданье; как Христос страдал и после Его страданья была Пасха.
* * *
Так и человек праведный переносит клеветы и разные гоненья с крепостью и упованьем на Господа; а мы чувствуем и радуемся его крепости, праведника, и радость в нас неописуемая.
* * *
И как назидательно смотреть, как умирает духовный брат или сестра; потому жизнь его нам - примером и смерть - на утешение.
* * *
Великое дело говорить о смертном часе!
* * *
И вдруг видим брата своего новопреставленным. Где мы сидели, посмотрим то место, где была беседа о храме и о Святых Тайнах и много о Божиих делах, - и запечатлеется в сердце невысказанная радость, и невольно помянешь брата: - беспрестанная молитва, - везде ходили и говорили всегда о святом.
* * *
Какая отрада иметь братьев и говорить о духовных делах и жить единодушно. И видишь брата, - уходит на вечную жизнь и там будет молиться, а мы - здесь о нем.
* * *
Какая радость! Видим проскомидия совершается, и сливаются молитвы, как бы узнать великую тайну.
* * *
Помолись об усопшем и он во сне, т. е. Ангел, который все дела записывает, расскажет, что такое проскомидия и поминание брата или сродника и родителей.
* * *
Много случаев было, что рассказывали о своем месте: об аде и о рае. Когда помолишься и видишь своего знакомого, - приходит и заставляет молиться об его грехах.
* * *
Иногда не скажет, а велит молиться, - Бог разберет грехи.
* * *
Добрые дела Ангел-Хранитель записывает; эти же ангелы известят в образе брата.
* * *
Будем беседовать о страшном суде, подавать на проскомидию и молиться за усопших.
* * *
О, горе за клятвопреступление и за призывание имени Господня без нужды, - напрасно; за лжесвидетельство, за неисполнение обетов.
* * *
Великое дело быть при последнем часе больного, - увидишь смерть болящего и невольно помянешь мирскую суету и получишь две награды: посетишь больного и в это время земное кажется обман - просто - сеть беса.
* * *
И явится страх и видишь друзи остаются; скажешь себе: где и куда все земное?
* * *
И помянем даже молодость и юность, потому что смерть не спрашивает ни старости, ни молодости, и ни мужества, и ни быстроты ног, и ни знатности и ни иереев и епископов, и всех колен земных; и отпора нет, и златницы ни почем, и откуп не имеет цены.
* * *
Горе слезное, что нет заслуги, и роскошь сделалась бесценной, и кимвалы без защиты.

Покровское.
Сентябрь.
1910 г.
–––––––
II.
Единение духовное.

Духовное единение - почему глас Господень? А потому, что у духовных един дух.
* * *
Им переносишь скорби на утешение, а почему? А потому, что у них, духовных, когда беседуют, земного как нет.
* * *
У них всегда в сердцах их Слово Божие?
* * *
И находится мир и премудрость, и враги им без цены, потому в них живет дух святыни.
* * *
И у них материнские сердца: мать никогда не покажет детям озлобленного сердца, а проявит ласку.
* * *
И у духовных нет скрытого, а потому у них и заключается единение.
* * *
Ложь не допустит Бог; Бог любит единодушие. И у них в очах их земная природа вся за рай, и все свято, потому что они наполнены благодатью.
* * *
Без благодати - природа - за роскошь; тоже утешение, но земное, - утешение разных садовников, и все хотят развести прекрасные лилии.
* * *
Кому рай, - а другие при лилиях назовут музыку и забывают земные скорби.
* * *
И вот тут-то Господь сказал: обратится вам смех в плач и ваша роскошь в печаль.
* * *
А у духовных, т. е. кто ходит в храм и проводит остальное время в пении и беседует с Евангелием - у них ум - красота Божия, и наполнены славы Бога живого; тем более Евангелие не берутся по своему рассуждать.
* * *
И духовные любят трудиться; помнят слова апостола Павла: кто не трудится, да не ест.
* * *
И труд - не суета и не работа вражья - ими Бог руководит, и это потому что начинают труд благословясь; у них вначале трудов про себя читают «Царю небесный», по окончании трудов «Достойно есть».
* * *
И наполнены братолюбия, посреди них Бог - Помощник.
* * *
А почему у них всего много? Потому что подают милостыню: дающая рука не оскудеет во век.
* * *
А почему они веселые? А потому - их утешает Ангел и умудряет Бог; в них всегда книга жизни, премудрости.
* * *
А почему у них премудрость? А потому, что не говорят праздно; и вот у них ум - в Боге; Бог - в них.
* * *
А почему не говорят праздно? А потому что боятся Бога. За всякое праздное слово Богу ответ дашь.
* * *
Кто говорит праздно, у тех рассеянность, и разбросан ум.
* * *
И в храме стоять не могут, и Божие служение коротают.
* * *
А у Божиих людей - храм - за страх и служба на утешенье.
* * *
Что такое утешенье? Беседа со святым и с мучеником, как страдали за Христа.
* * *
А почему так легко им беседовать и видеть страданья Святых? А потому что они все время заняты о святом, т. е. всю седмицу в размышлении о Боге и о Его святых; вот поэтому, и храм за Ковчег, и служба за радость, и пение церковное кажется за ангельский звук.
* * *
А почему ангельский звук представляют? А потому, что люди духовные себя не ценят; чем святее, тем себя становят грешнее; чем более молятся, тем кажутся себе грешнее, потому что все, все видать - от всех малостей является страх в душе, и все мало молитвы, - и невольное спасение получают.
* * *
Себя не унижают и хвалить забыли, потому в молитве - по привычке.
* * *
Они не судят, почему? А потому что заняты молитвой - им некогда.
* * *
А почему им везде хорошо? А потому что они в размышлении с Богом.
* * *
Поэтому и покой живет в них, а не покой, суета сует - неблажен человек.
* * *
Хотя и молится, и Бога любит и аскет, а непокойный - в нем есть черта непокорности и осужденья, - глава греха, - прелесть своего рода.
* * *
А Божий человек - ему всюду рай.
* * *
И дело послушания, - земное послушание, - небесный чертог - за него - глава рая.

Покровское.
Сентября 22.
1910.
–––––––
III.
Трудная моя минута - дни моей скорби.

Более скорби нет, когда своя своих не познаша.
* * *
Терпеть очень больно! Именно - бес очень опытен, прожил веки и всегда отнимает у человека то, что он любит.
* * *
Многие не выносят, убивают себя: эти люди не подружились с Богом. Дружба с Богом - тяжелые гоненья и потеря того, - что любишь.
* * *
Но скорби - с Богом дружба; рай - за правду и гоненья, - в них есть красота рая.
* * *
Не могу, а увижу Святых Отцов и мучеников. Сколько пришлось им потерпеть - почитаешь их жития! Боже! Дай силы!
* * *
Ведь и меня враг всячески искушает. Пошлют злых людей, а злой язык - хуже беса, не боится ни храма Божия и все святое нипочем.
* * *
«Господи, как умножились враги мои! Многие восстают на меня» (Пс. III, 2).
* * *
«Многие говорят душе моей: нет ему спасенья в Боге» (Пс. III, 3).
* * *
В душе скажу: «не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» (Пс. III, 7).
* * *
Крепко люблю слово Твое, Господи!
* * *
Не отчаявайся! Покаяние - радость Богу и Ангелам - наследник у Бога будешь.
* * *
И я надеюсь на милосердие Бога: оно велико!
* * *
И все близкие убоялись зла и оставили на посмешище меня!
* * *
Я скажу в душе моей, Господи, защитник мой, никого не убоюсь!
* * *
Послушание и покорность - на милость Твою, всегда готов с рассуждением.
* * *
«Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых» (Пс. III, 8).
* * *
Все пишут гадкую сторону по наученью беса и от зависти - на день суда Божия! Я им не противился, а старался сделать добро.
* * *
В чем обвиняют - невинен. Увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и все колена земные.
* * *
Ловко и клеветать, - человек не оправдывается, а готовит на день суда Божия и этим желает узреть Бога.
* * *
Друзи мои, помолимся вместе, и успокоит нас Господь!
* * *
И храм нам - Ковчег. Святые Тайны - радость неизмеримая.
* * *
Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные.
* * *
Посмотрим на лицо писателей, сколько неправды! И не убоимся зла, как нас учит Святая Церковь.
* * *
И будем проводить истинную беседу, и пускай нас учит Бог и утешает в беседе; не раз видели Его славу, ею мы питались.
* * *
Правда всегда, и на мучениках, и на праведниках, т. е. перенесут на своей спине и получают венец.
* * *
Оратор у людей прав, а у Бога его не видно, потому что он получает похвалу здесь от мира сего.
* * *
Скажу тихо о соперниках Господу. Величественно Спасающий Царя и Творящий милость Помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!
* * *
Всеми силами вырывают из сердца блаженство рая и вселяют неверье ко всему святому.
* * *
Мои скорби о душах. Успел враг, поселил страх свой, чтобы боялись разных наветов вражиих.
* * *
Давно мне заявлял бес, что я тя выгоню.
* * *
Я говорил любящим меня: он пользы не получил.
* * *
Я - дома ему покоя не дам скорбями и воспоминаниями о своих дорогих.
* * *
Воспоминания более ценные и рай приобретающие.
* * *
«Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей и, уповая на Господа, не поколеблюсь» (Пс. XXV, 1).
* * *
В гонениях Твой путь. Ты нам показал крест Твой за радость.
* * *
Господи, крест Твой тяжел, и минутная жизнь - пресветлый рай - нет конца!
* * *
Ах, нечестивый бес восстановил всю Россию, как на разбойника.
* * *
Бес и все готовят блаженство вечное; - вот всегда бес остается ни с чем.
* * *
Боже! храни своих!
* * *
«Если вы исполняете закон царский по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете; но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками». (Посл. Иакова II, 9).
* * *
Много потоптали и убили в нас святого своим непониманием; - мы не злословили, - уповаем на волю Бога.
* * *
Друзи, Боже! Братья мои! Будем помнить Фаворский день! Пускай запечатлеется в сердцах наших, что нам здесь во век так будет!
* * *
Кто может оценить, что мы вместе? Кто может так радоваться, когда с нами невидимая сила! - Никто ее не купил, а по заслугам и утешала нас. А какие заслуги, - Бог весть, - язык сказать не может!
* * *
Воспоминанья! - на том месте побудьте и оцените в душе своей; - для всех вас это очень важно.
* * *
Боже! Дай сил, чтобы не потоптать много жемчуга и не сделаться участниками, которые кричали: «Осанна в вышних» и постилали одежды и кивали всячески.
* * *
Друзи мои, где вы? где вы?
* * *
О, Боже наш! Тяжелы воспоминания об отпоре утешения! В крайнюю минуту многие убоялись. Что им за это?
* * *
Сердце духовное поймет, как было терпеть Господу. А которые из зависти - тем легче; они не хлебнули духовной сладости и не знают ее; - потому им земной шар дороже небесного.
* * *
А кто вкусил, да отперся; не знаю человека,

пойми духовно: горе ему!
* * *
Познал, да не вкусил, т. е. не порадовался, - ему тоже легче; а познал и вкусил и «осанна» сказал и порадовался, потом не знаю человека…
* * *
И сердца наши слились в духовную любовь, и мы стали, как один, и очи наши, понимающие друг друга, и не умолкнут хвалить Бога.
* * *
А воспоминанья - это в нас будут вместо утешения, и царство небесное в нас есть; этого злые люди не отнимут.

Покровское
1910 года
Июнь.
–––––––
IV.
Моя жизнь - в дальнейший путь во Христе - рай.

О! Как весел, да крест тяжел.
* * *
Радостный день в гоненье, да не всяк вместит.
* * *
Тяжелы скорби без привычки.
* * *
Пойми грехи свои, и крест будет всласть.
* * *
Без креста Бог далек!
* * *
И сам не ищи креста, а Бог даст. Понесешь, насколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен.
* * *
Осторожность надо у Бога просить; а без Бога осторожность будет хитрость.
* * *
Боже! Храни во мне мир! В мире и премудрость.

И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь; и будет для них храм - Ковчег, Святые Тайны - обновление души и радость неописуемая.
* * *
Золото известно, а бриллианты хотя и ценны, но не всем понятны. Так и духовная жизнь не всеми вместима.
* * *
И радость - насколько порадуешься, настолько и восплачешь. Насколько примут, - настолько погонят.

Правду написал Царь Давид: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. I, 1), потому что занятые праздно, и бес не любит единомышленников.
* * *
Бес очень опытен, прожил много и научил ко злу; - и зависть - это его вкус.
* * *
Да не зли беса, то он поедет на тебе, потому что люди тут неготовые, заняты гуляньями.
* * *
Очень беседуй осторожно, а то будет эта твоя беседа у тебя на спине утешителя за то, что рассыпал жемчуг пред свиньями.
* * *
Ай, везде бес! как он опытен; только победа - смиренье и крестное знамение.
* * *
А смирение дают скорби и разные гоненья.
* * *
Кто не спасался, то и не родился; а если родился, так живи в назиданье себе и людям.
* * *
А себя не надо очень понуждать, а просить у Бога силы идти на войну на каждый день.
* * *
В борьбе не отчаявайся: не в силе, а в немощи совершается благодать.
* * *
Как в Евангелии от Иоанна (XVI, 2). «Сие сказал я вам, чтобы вы не соблазнились: изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Кого же нам ждать? Ко всему надо быть готовым.
* * *
Царство Божие за гонение.
* * *
Попущение - ко исполнению славы Божией.
* * *
Неосторожность от беса - наука духовной жизни. Когда сорвешься, - на другой раз побережешься.
* * *
Не взирай на угрозы беса - на злые языки: молись и делай добрые дела; это врагу - укор и над злыми языками - победа.
* * *
Злой язык не любит добра, бес трепещет. Злой язык хуже беса: бес крестного знаменья боится и смирения трепещет, а злой язык тихо, да клевещет. Злой - с Богом не подружился.
* * *
Душа моя, радуйся гонениям и не спи ночи во зле, не дремли и днем в суете.
* * *
Рай построен для изгнанников правды.
* * *
Не оправдывайся, - хочешь с Богом дружить, хвали в душе скорби. Боже! Дай сил, буду соработник Твой.
* * *
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его».
* * *
Скорби - лютый мороз. После скорбей - светлый май. Забылся о морозе! Правда в душе - май позывает. Аромат - теплота Божия за то, что знобили враги.
* * *
Да, близок Бог, - а тяжело в скорбях!
* * *
Более всех испытаний - топтание Святыни.
* * *
«Старайся представить себя Богу достойным делателем, неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2-ое посл. к Тимофею Ап. Павла II, 15).
* * *
Скорби чем забыть? В трудах, более в природе и в Святых Тайнах. Более одному, а то по духу с братом или на рыбной ловле или на физической молитве в поте лица. Все это исполнишь и не поможет и от скорбей умрешь, то получишь мученика, потому что все разно получат венцы.
* * *
Враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают.
* * *
Свои грехи забыты, а чужие на глазах.
* * *
Скорби - рыцарь: опыт идти на войну на каждый день!
* * *
Чем более проживешь, тем более встретишь бесовского войска. Старайся победить. Главное, опыт с миром в душе.
* * *
Потом очень осторожно! Бог даст скорби, - вынесешь - победа - небеса.
* * *
Попадешь потом на искушение, не давай значения, потому что он тебя искусил за добрые дела, - делай более.
* * *
И бес и покажет, что нет тебя грешнее: врет бес - милосердие Божие более всего. Делай добро, потом бес убоится.
* * *
Потом искусит леностью и большой знатностью и более лицемерием; на посте и на блуде, на скупости и на прелести, и на молчании, и на подвигах, более на гордости.
* * *
Гордость так тонка! Она показывает себя различно.
* * *
Тут монахов бес ловит: вы, светила, выдержанность вам нужна, а не нищета духа; это пусть у простячков, а вы будьте выдержаннее, а то аристократия не полюбит.
* * *
Вот бес как выгодно ловит всех.
* * *
Скорби весь этикет вышибут, - бес остался ни с чем.
* * *
Спасайся не для корысти всеми силами, - скорби спасут.
* * *
Скорби - чертог Божий! И все знатные Божии без скорбей не живут. Они ведут к истинной любви.
* * *
Поверим в загробную жизнь, - узнаем - ад, рай.
* * *
Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут. Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, т. е. приготовь вечную радость Твоего блаженства. Трудный час на земле - сладкая минута на небе. Утешь, Боже, своих! Дай твоего примера. Укажи, Боже, что такое небесное и земное. Мы увидим и возрадуемся всем злым языкам, что они привели к познанию высшего познания духовной жизни, и увидим красоту Бога живого! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью!
–––––––
V.
Дивные дела - милостыня.

Милостыня, правда, избавляет от напасти.
* * *
А кто подает, тот сам много испытал на себе, - что дающая рука не оскудеет, и много получал.
* * *
Дивные явления чудес за милостыню! Видишь: бедный едет на твоей лошадке с отрадой в лице и с сияющим светом:
* * *
Что же есть дороже, - отрады и покоя, - помочь ближнему.
* * *
Но бес своим искушением не оставляет и делает всякие наваждения и говорит: сам по миру пойдешь, не подавай, а то представит пьяницей или ленивым, нерадивым и т. п., а всего более говорит: оскудеешь сам.
* * *
И слова Евангелия из сердца вон, где говорится: подай тому, с кого нечего взять, - это приятно Богу, - всем известно. И сам чувствуешь обновленье. Вот какой бес! И Евангелие закрывает.
* * *
Очень приходится бороться, потому что за добро платят злом, и зло царствует.
* * *
Добро всегда добром и останется, а человек только покажет себя, что он не достоин добра.
* * *
Но он хочет быть молитвенником за милостыню и вспоминать благое дело благим, но ему, враг рода человеческого не дает покоя и все благое представляет не трудовым, а каким-то даровым, чтобы не молиться за милостыню и покажет благое за самое гадкое.
* * *
Великое дело милостыня и с ней очень много борьбы; и тут зависть коварного говорит: то направо, то налево подавай, - тебя похвалят и защитят и помогут в напастях.
* * *
Не смотри на коварные мысли, но подавай без разбора. Бог Сам научит кому давать и пошлет человека Божьего, который помолится, и Бог услышит молитву его.
* * *
Когда чувствуешь подать, - подай, не скрой златницы.
* * *
А не хочешь, да подай и поневоль себя и научи себя не с больших капиталов давать, а хотя и со скудной милостыни, с полушек.
* * *
И милостыню подаешь, проси Бога, чтобы не быть фарисеем, что Бог не просит звуков от милостыни.
* * *
Слушай Евангелие, но посмотри, давно ли живешь по Евангелию.
* * *
А то бывает, что видел похвалу за милостыню крест или металл или чин.
* * *
Потом роздал имение свое: и креста не получил и чина не дали.
* * *
А потом приносят хулу на Бога; за потерю имения покушаются и на жизнь.
* * *
Такая милостыня Богу не нужная.
* * *
Проси Бога, чтобы Господь научил помнить о царствии Божием и о страдании Иова за потерю имения; и Иов помолится о тебе; его надо просить.
* * *
Тысячи примеров, кто просит угодников, - они учат подавать милостыню. Они сами, угодники, боролись с собой и просили - кто Иоанна Милостивого или других. Бог слышит их молитвы и станешь подавать с отрадой и с трепетом.
* * *
Кто подает, тот все нужды поймет человека, потому что входит в дела бедности; а кто бедность не понимает, тот и далек от чужого горя.
* * *
Его никакие слова не убедят, и Евангелие чуждо ему, потому далек от чужой напасти, почему это так? А потому что его родители насмехались над бедным.
* * *
А есть ли таковым людям Царствие Божие? Есть за потерю имения.
* * *
В Киевской Печерской Лавре - Святой Арефа, он имел тайное богатство и такой отличался скупостью, что никогда не подавал бедным. Однажды ночью воры разграбили его именье; и вот он начал клеветать на братьев за свою потерю; он тяжко заболел и при кончине сказал: «Господи, не хотяй смерти грешника, Господи, спаси и помилуй!»
* * *
Господь услышал и спас его даже от болезни греховной; и бесы исчезли и доспелся здрав; и стал примером для всей братии.
* * *
Коротко сказать: по человеческому размышлению невозможно, а у Бога - все возможно.
* * *
Ах, милости у Бога много - несть конца. И все это мы переживаем на себе - чудеса, - не даем отчета в них.
* * *
Милостыня важна и в маловажном деле: если подашь и тут Бог явно помогает, и дело выйдет: поедешь или пойдешь, и вот Бог увидит твою добрую руку помогающую и путь твой будет благий.
* * *
Да, крайняя досада и беспокойство, когда идешь с близким человеком и говоришь о своих удобствах, - а встречается бедняк и беспокоит тебя своей протянутой рукой, а мы скоро скажем: не беспокой нас, что шляешься; не станем с ним говорить о его запутанных делах.
* * *
И вот за это Бог делает потерю и разные банкротства.
* * *
И в день беды Господь не покроет и не помилует и не защитит от напасти.
* * *
Царствие Божие не даром дается, и кресты разного рода, а милостыня выше всех добрых дел.

1910 г.
Сентябрь.
Покровское.