Биография. Новым министром образования и науки рф стала женщина Министр образования рф ливанов дмитрий викторович

Семья

Родился в семье авиаконструктора Виктора Ливанова , будущего генерального директора авиационного конструкторского бюро имени Ильюшина и одного из создателей самолета Ил-96-300 . Супруга отца Дмитрия Ливанова - Филиппова (Рогозина) Татьяна Олеговна , родилась 24 января 1953 года в городе Чкалов, доктор экономических наук, президент авиакомпании "Титан - Аэро" , является сестрой вице-премьера . Ливанов женат, у него двое детей и один приемный сын. Жена - Мордкович Ольга Анатольевна, родилась 15 июня 1967 года, в 1989 году окончила Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина по специальности "прикладная математика", затем получила степень MBA в Московской международной высшей школе бизнеса "МИРБИС", в 2004 году возглавила департамент биллинга и IT в операторе мобильной связи Tele2 Россия . Номинант национальной ежегодной премии "IT-лидер 2012" .

Биография

Учился Ливанов в московской школе № 91, в его аттестате были "пятерки" по всем предметам, кроме начальной военной подготовки. В 1990 году Ливанов с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС), получив диплом по специальности "Физика металлов", после чего два года учился в очной аспирантуре института. Сам Ливанов при этом утверждал, что после окончания МИСиС работал за границей.

В 1992 году он защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук по теме "Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах" и впоследствии занимался научной деятельностью в области транспортных свойств металлов, флуктуационных явлений в сверхпроводниках, а также физических свойств низкоразмерных и аморфных металлических систем.

После защиты кандидатской диссертации Ливанов начал работу в институтской научно-исследовательской лаборатории синтеза, был научным сотрудником, позднее - старшим научным сотрудником, являлся доцентом кафедры теоретической физики МИСиС. Должности в НИЛ синтеза МИСиС занимал до 2000 года.

В 1997 году Ливанов, защитив диссертацию по теме "Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах взаимодействия", стал доктором физико-математических наук.

С 1997 по 2000 год он занимал должность заместителя проректора МИСиС по научной работе, а в 2000 году стал проректором института по международному сотрудничеству, по совместительству работая профессором на кафедре теоретической физики МИСиС.


Параллельно работе в МИСиС Ливанов продолжил получать образование в гуманитарной сфере и в 2003 году заочно окончил Московскую государственную юридическую академию , получив диплом по специальности "юриспруденция" (специализация "Гражданское право").

Весной 2004 году Ливанов покинул проректорский пост, получив должность директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики министерства образования и науки РФ. Кроме этого, он перешел на работу профессором по совместительству на кафедру металловедения цветных металлов МИСиС и сохранял эту ставку до 2012 года.

С ноября 2005 по март 2007 году Ливанов был статс-секретарем - заместителем министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко . На этом посту известность ему принесли выступления, в которых чиновник лица министерства критиковал проект нового устава Российской академии наук (РАН).

В частности, Ливанов настаивал на том, чтобы все государственные академии приняли иной, подготовленный Минобрнауки, модельный вариант устава, который подразумевал разделение научных и управленческих функций академии, лишал ее права свободно распоряжаться денежными средствами и требовал введения наблюдательных советов с преобладанием представителей государства. По сведениям СМИ, в РАН такой вариант сочли неприемлемым и ущемляющим права академии, а самого Ливанова обвинили в попытке "развала фундаментальной науки".

В конечном итоге, в конце 2007 года правительством был утвержден устав, написанный самой РАН, однако из-за принятых поправок в закон "О науке" РАН частично лишилась независимости, потеряв, в частности, право самостоятельно утверждать своего президента и свободно распоряжаться земельным имуществом.

Работая в министерстве, Ливанов также выступал представителем государства в совете директоров ОАО "Российская венчурная компания" - структуры, созданной в соответствии с постановлением правительства РФ "с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования" путем приобретения инвестиционных паев венчурных фондов, а также "развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов".

В апреле 2007 году Ливанов был избран ректором МИСиС; был переизбран на этот пост в феврале 2012 года.

При новом ректоре осенью 2008 года МИСиС указом президента РФ Дмитрия Медведева получил статус Национального исследовательского технологического университета . В прессе отмечалось, что как руководитель вуза Ливанов, называвший себя учеником Андрея Фурсенко, "начал воплощать в жизнь те самые стандарты модернизации науки, которые сам разрабатывал в министерстве ": в частности, МИСиС "одним из первых разработал самостоятельную стратегию развития вуза" и "перешел на систему бакалавриата и магистратуры".

Политика

21 мая 2012 года, после вступления в должность Владимира Путина , избранного на третий срок президентом России, и назначения премьер-министром Медведева Ливанов сменил Фурсенко на посту министра образования и науки в новом составе правительства РФ.


После своего назначения Ливанов сделал ряд программных заявлений. В частности, большой резонанс в прессе получило предложение министра сократить в два раза число бюджетных мест в российских вузах и постепенно отказаться от бесплатного высшего образования вообще, используя для финансирования подготовки новых специалистов другие механизмы, в том числе - образовательные кредиты.

Между тем еще до назначения главой ведомства Ливанов выступал против увеличения числа обучающихся в вузах, считая, что переизбыток учащихся высшей школы лишает престижа, в частности, образование в техникумах. Он призывал перейти вузам на стандартные иностранные системы тестирования, к примеру, по английскому языку.

Также Ливанов продолжал критиковать РАН, требуя дальнейшей реформы академии: он отмечал, что по научным публикациям академия отстает от вузов, и эксперты, комментируя назначение Ливанова, предполагали, что новый министр, возможно, снова вступит в жесткий конфликт с РАН. Обращали внимание также на то, что Ливанов должен будет отвечать за принятие нового закона "Об образовании" , разработанного еще при Фурсенко.

В середине сентября 2012 года президент Владимир Путин в ходе совещании по проекту бюджета на 2013-2015 годы заявил, что недоволен реализацией своих поручений. В частности, в своих указах, подписанных 7 мая 2012 года, Путин требовал увеличить зарплаты бюджетников, расходы на военнослужащих-контрактников, строительство дорог и ЖКХ. Отмечалось, что эти указы основывались на предвыборных обещаниях президента, и на их реализацию потребовалось бы 1,077 триллиона рублей бюджетных средств. Однако в новом бюджете, напротив, подразумевалось сокращение затрат на здравоохранение, образование и культуру.

В результате 19 сентября 2012 года Путин объявил выговор Ливанову, а также главам Минрегионразвития и Минтруда , Олегу Говоруну и .

Осенью того же года Ливанов и возглавляемое им ведомство подверглись критике после опубликованного Минобрнауки списка обладающих "признаками неэффективности" российских вузов. В него вошли более 130 высших учебных заведений страны, в том числе ряд известных московских высших школ, таких как РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького.

В адрес опубликовавших списки звучали упреки в некомпетентности и несовершенстве выбранной ими методики оценки вузов, которая учитывала количество квадратных метров на одного обучающегося, но не принимала в расчет "востребованность выпускников работодателями, уровень их трудоустройства в реальные сектора экономики, объемы инновационных проектов".

В декабре 2012 года Ливанов выступил с критикой закона, запрещающего гражданам США усыновление российских детей-сирот, внесённого депутатом Государственной думы от Екатериной Лаховой . В ответ Лахова обвинила Ливанова в некомпетентности в курируемых министром вопросах, а также заявила, что он "не понимает, что такое Министерство образования". В то же время согласно положению о Министерстве, вопросы прав детей относятся к его компетенции, а одним из структурных подразделений Минобрнауки является Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей.

24 марта 2013 года, в интервью "Эху Москвы" министр образования и науки назвал Российскую академию наук "неэффективной, недружелюбной к людям, которые там работают, организацией ", сказал, что РАН "деградирует с точки зрения научной продуктивности ", сославшись при этом на возраст руководителей академии. В ответ учёные потребовали отставки министра.

По мнению опрошенных ВЦИОМ в марте 2013 года, хуже всего в Правительстве России работает министр образования и науки (рейтинг составил 2,6 балла из 5 возможных). Однако уже в ноябре 2013 года Ливанов значительно укрепил свои позиции, заняв 63 строчку (плюс 18 пунктов) в рейтинге "100 ведущих политиков России" по версии "Независимой газеты" (автор - Д. И. Орлов - генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций).


2 июля 2013 года Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что не является автором законопроекта о реформе РАН, который вызвал негативную реакцию в научном сообществе.

9 июля 2013 года Генпрокуратура внесла представление министру образования РФ Дмитрию Ливанову - надзорное ведомство нашло нарушения при проверке реализации программ модернизации систем образования в российских регионах.

В феврале 2015 года Генеральная прокуратура РФ внесла представление министру образования и науки страны Дмитрию Ливанову из-за нарушения его подчиненными правил о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

По версии ведомства, министерство при обработке данных из региональных банков не информирует региональных операторов о невозможности включить недостоверную или неполную информацию в федеральный банк.

7 апреля 2015 года Ливанов заявил, что Минобрнауки планирует в ближайшие два года сократить количество слабых вузов и продолжать поддержку ведущих университетов страны. Он отметил, что на данный момент в проверке нуждаются около тысячи вузов РФ. Этот вопрос, по словам Ливанова, касается работы с большим количеством негосударственных вузов и различных филиалов государственных, которые, как отметил министр, не способны предоставить качественное образование.

"Вузов в стране оказалось в пять раз больше, чем было в СССР. Произошло это, потому что в 90-е годы появилось огромное количество негосударственных вузов. К сожалению, мониторинг качества образования, который мы провели, показал, что целый ряд вузов дает некачественное образование. Это просто конторы по продажам дипломов без налаживания учебного процесса, без квалифицированного преподавательского состава и т.д. Поэтому речь идет прежде всего о сокращении этих негосударственных вузов, дающих некачественные образование ", - заявил Ливанов.

В сентябре 2015 года Ливанов заявил, что в России, впервые за 15 лет возросло число ученых: "В 90-е годы произошёл очень сильный провал, он был связан и с финансированием, и с потерей интереса молодых людей к работе в научной сфере. Это привело к значительному исходу из науки людей, которые ею занимались, в другие сферы деятельности и в другие страны ", – отметил министр.

С тех пор, по его словам, год от года происходило уменьшение числа людей, которые занимаются в России научными исследованиями.

"В 2014 году впервые за 15 лет произошло увеличение этого числа. Мы считаем это крайне благоприятным фактором, свидетельством того, что государственная политика в сфере науки осуществляется в направлении развития ", – заключил Ливанов.

Доходы

Согласно антикоррупционной декларации, Ливанов за 2014 год заработал 37,5 млн рублей. Также он является владельцем части земельного участка 160 кв. м (0.2 шт.), жилого дома 49,2 кв. м (0.25 шт.), владеет двумя квартирами общей площадью 249,9 кв. м и гаражом в 20,7 кв. м.

Слухи (скандалы)

В сентября 2013 года громкий скандал разгорелся в Министерстве образования и науки после того, как московская прокуратура обнаружила хищение бюджетных средств в размере около $1 млн (30 млнруб.), которое произошло из-за того, что Дмитрий Ливанов незаконно передал подряд на реконструкцию одного из зданий Московского института стали и сплавов (МИСиС) некой фирме ООО "Теплокон" .

Министр образования и науки Дмитрий покинул свой пост, на его место назначена чиновник . Ранее сегодня неподтвержденная информация об уходе в отставку министра, занимавшего этот пост с 2012 года, просочилась в СМИ. То, что отставку руководителя ведомства уже обсуждали накануне, «Газете.Ru» подтвердили сразу два источника в системе образования.

«В последние дни это витало в воздухе», — сообщил «Газете.Ru» источник в Министерстве образования.

Вскоре после этого отставка министра была официально подтверждена — ее принял президент Владимир .

Решение об этом было оглашено президентом Владимиром Путиным в Крыму, куда он прибыл для встречи с членами Совбеза, а также для посещения Всероссийского молодежного форума «Таврида».

Владимир Путин согласился с предложением премьера Дмитрия а назначить новым главой сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву.

При этом стало известно и о новой должности бывшего министра: Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной. «Хорошо, мы так и сделаем, согласен», — заявил Путин, отвечая на предложение Медведева в ходе встречи на военном аэродроме Бельбек под Севастополем.

Вместе с тем Путин освободил от должности спецпредставителя по развитию торгово-экономических отношений с Украиной. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации.

На встрече с главой государства Медведев отметил, что правительство интенсифицировало работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования. «Для того чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев и новые люди», — отметил премьер. «На смену Дмитрию Ливанову я предложил бы назначить женщину, Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список», — подчеркнул глава правительства.

Известно, что 20 августа Ливанов должен был присутствовать на Всероссийском педагогическом собрании в , которое проходит в эти дни. В Минобрнауки так отреагировали на сообщение об отставке: «Перед Минобрнауки стоят задачи, направленные на развитие образования и науки в России, включая обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности, обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования, создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала. Министерство сосредоточено на выполнении поставленных задач и продолжает работать в штатном режиме, сконцентрировавшись на подготовке образовательных организаций к началу учебного года».

Новую должность Ливанова — спецпредставителя президента по торгово-экономическим связям с Украиной — ранее занимали бывшие послы на Украине: Михаил Зурабов и . После ухода Михаила Зурабова в отставку Россия предлагала на его место кандидатуру , и украинская сторона отказалась утверждать его фигуру. Поэтому в данный момент интересы России на Украине представляет временный поверенный , а вопрос с назначением нового посла подвешен. Теперь ввиду отсутствия посла часть его функционала по торгово-экономическому сотрудничеству будет возложена на спецпредставителя Ливанова.

«Что касается дипломатического представителя, посла (на Украине) — поговорим отдельно. Но развитие торгово-экономических связей должно быть в поле постоянного нашего внимания», — заявил в пятницу президент Владимир Путин. «Это не дипломатическая работа, и Ливанов теперь будет заниматься чисто экономическими связями, хотя и во взаимодействии с торговым представительством России», — объясняет собеседник «Газеты.Ru» в дипломатической среде. До крымского референдума и конфликта в Донбассе Украина была одним из ведущих экономических партнеров России. Однако на сегодня экономические отношения стран деградировали. Экспорт услуг с Украины в Россию в 2014 году по сравнению с 2013 годом упал более чем вдвое.

Известно, что, будучи министром образования, Ливанов продвигал квоты в вузах для беженцев с Украины.

В любом случае в этой стране Ливанову придется устанавливать новые связи. Большинство его знакомых на Украине — чиновники правительства Януковича, которые ушли с политической арены после революции. Украинский политолог предположил, что Ливанов станет неофициальным послом России на Украине, поскольку Украина не согласилась на кандидатуру Бабича. «Поэтому был выбран такой нейтральный вариант, посол-дублер, неофициальный, нелегитимный, нестатусный представитель президента, который фактически начнет прокладывать дорогу к посольским функциям и фактически во многом будет исполнять роль посла», — сказал эксперт «Интерфаксу-Украина».

Позиции Дмитрия Ливанова были одними из самых слабых среди членов правительства. Единороссы регулярно критиковали Ливанова в Думе, в начале года его партии «Единая Россия».

«Работа Ливанова не находит поддержки в партии. Мы неоднократно критиковали его деятельность, но никакой реакции не было», — объяснял в феврале негативное отношение партийцев собеседник, близкий к руководству ЕР.

Неофициально в академических и близких к Кремлю кругах ходили слухи о том, что новым министром образования может стать глава комитета по коррупции или председатель думского комитета по образованию .

Критикуя выступление Ливанова на правительственном часе в начале года, Никонов говорил, что в своем докладе министр обошел реальные проблемы, которые волнуют учеников, студентов, ученых и педагогов, — например, понижение грамотности молодых людей, поступающих в вузы, задержки с выдачей зарплат в регионах. По его словам, «после того как запретили кошмарить бизнес, все бросились кошмарить школы, детские сады и вузы».

Отставка может сработать на повышение рейтинга ЕР, уверен политолог Аббас . По его словам, многое зависит от официальной интерпретации отставки. «Не стоит надеяться на то, что мы, мол, отправили в отставку непопулярного министра и этого достаточно. Сам по себе факт отставки говорит не только о том, что власть самоочищается, но и о том, что в отрасли есть серьезные проблемы. Если не будет проведена серьезная разъяснительная работа, то доминирующей может стать точка зрения о том, что все реформы системы образования провалились и власть в отчаянии ищет стрелочника», — рассуждает Галлямов.

Между тем Ливанов последовательно отстаивал интересы министерства в плане финансирования.

Как выяснила «Газета.Ru», в конце июля на одном из совещаний у Дмитрия Медведева со стороны министерства , что в случае сокращения финансирования уже в 2017 году придется сократить 40% бюджетных мест в вузах, денег не хватит на стипендии студентам, а без работы к 2019 году останутся 10,3 тыс. научных сотрудников вузов, РАН и .

На период правления Ливанова пришлась и критика министра со стороны научного сообщества, связанная не только с реформой РАН. Уже более трех лет в СМИ постоянно сообщается о скандалах, связанных со списанными диссертациями различных чиновников, однако борцы с плагиатом в диссертациях были недовольны действиями министерства по улучшению ситуации.

Вопреки просьбам активистов «Диссернета» с 1 января 2014 года срок давности по обжалованию кандидатских и докторских диссертаций в России стал составлять десять лет, при этом те, кто защитил диссертацию ранее 2011 года, теперь могут не волноваться за списанный научный труд.

«Я хочу задать Васильевой следующие вопросы: уволите ли вы ректоров-плагиаторов (более 70 штук), и если нет, то почему? Распустите ли вы те диссоветы, которые распространяли фальшивые диссертации (списки передавались в МОН и ВАК и публиковались на «Диссернете» много раз)? Выведете ли вы из экспертных советов ВАК тех лиц, которые способствовали защите фальшивых диссертаций?» — спрашивает сооснователь «Диссернета» .

Известно, что Ольга Васильева перешла на министерский пост с позиции замруководителя управления по общественным проектам администрации президента.

Это управление возглавляет , а работу структуры курирует первый замглавы администрации президента .

Ранее Васильева работала в департаменте культуры правительства. В 2013 году она выступила с закрытой лекцией о патриотизме перед , писал «Коммерсантъ». На лекции чиновница рассказывала об объединении народа при Сталине во время войны, это произошло, по ее мнению, через популяризацию дореволюционной русской истории и литературы. Один из источников «Газеты.Ru» описывает ее как автора 160 статей и восьми монографий, выходца из школьной и научной среды.

По словам источника, она взаимодействовала с партией власти, читала лекции в рамках проекта «Кандидат», и ее «лекции были с оттенками нравоучения, выглядели пропагандой».

Первое время новому министру придется прикладывать большие усилия, чтобы добиться поддержки в этой среде и доказать свою эффективность, считает замглавы .

Социологи отмечали, что Ливанов является самым непопулярным министром и его деятельность оценивают в два балла большинство респондентов.

Васильева в конце июня выступала на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме». Как сообщает сайт форума, своей темой она выбрала историю «формирования национальной идеи России — от периода становления до современности». «Наша страна — единственная страна в мире, которая после 1917 года в 1991-м пережила второй социально-политический кризис. Как в послереволюционный период до 1934 года, так и в промежуток времени с 1991 по 2002 год о патриотизме не говорили, сами понятия патриотизма, любви к Отечеству, героизма были искоренены, отсутствовали в общественном сознании», — говорила чиновница.

На Клязьме она рассказывала о патриотизме героев ВОВ. «Васильева, как педагог истории, отметила важность обращения в этом воспитании как к биографии отдельных личностей военной эпохи, так и к героям нашего времени, таким как , который погиб 17 марта 2016 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боев за город Пальмира в Сирии, или — российский офицер, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты», — говорится на сайте форума.

Два разных источника «Газеты.Ru» сообщили, что Васильева глубоко верующая и лично знакома с патриархом Кириллом. Васильева занимает должность завкафедрой государственно-конфессиональных отношений в РАНХиГС. Сферой научных интересов Васильевой является история Русской православной церкви в ХХ веке, государственно-церковные отношения в советский период. Общий стаж работы в сфере образования составляет 36 лет. Васильева является доктором исторических наук и членом Международной ассоциации истории религий.

Первый заместитель председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ заявил, что после назначения на пост министра образования и науки Ольги Васильевой диалог между государством и приобретет «более осмысленный» характер. «То, что диалог будет легче, продуктивнее, в этом я нисколько не сомневаюсь», — сказал Щипков.

В комитете Госдумы по образованию новость об отставке Ливанова встретили положительно. Член комитета от Олег Смолин добавил, что хорошо лично знает Ольгу Васильеву

«как человека с позицией в защиту российского образования».

«Я понимаю, что министр человек отчасти подневольный, он обязан играть по тем правилам, которые предлагаются правительственной команде в целом. Но надеюсь, что Ольга Юрьевна будет использовать свои полномочия министра для того, чтобы сохранять лучшее, что еще осталось в нашей системе образования. Надеюсь, что курс образовательной политики будет если не изменен, то хотя бы существенно скорректирован», — подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что КПРФ надеется, в частности, на то, что при Васильевой удастся «инициировать изменения в ФЦП развития образования» или как минимум приостановить темпы сокращения числа вузов, — по словам , пятилетний план по сокращению числа вузов и их филиалов уже «перевыполнен», и коммунисты надеются, что Минобразования как минимум притормозит. Глава комитета Вячеслав Никонов («Единая Россия») отметил, что Ливанов и Васильева «разные люди»: «Ливанов — жесткий технократический руководитель, который привык, ломая через колено, продавливать свои решения. А Васильева — человек смыслов, человек диалога, разговора, который будет налаживать диалог с педагогическим сообществом».

В стране праздник. Этот человек переведен на другую работу. В правительстве его должность считалась «расстрельной». Нам говорили, что «министр - не рубль, чтобы всем нравиться».

Звучало хлестко, но странно. Жаждой наживы у нас в стране охвачены образованцы. Интеллигенция хочет просто жить достойно и заниматься своим делом. Учителей, врачей, инженеров рубль начинает волновать только тогда, когда правительство не может наладить экономику и превращает их в нищих.

Почему страна любит Лаврова и Шойгу? Да потому, что они любят страну и хорошо делают свое дело. А уж участки у обоих посложнее, чем Минобр. От Ливанова требовалось быть профессионалом и заботиться о школах, вузах, научных учреждениях. Прилично относиться к людям, которые честно трудятся и оказались от него зависимы. Увы, этого мы от Дмитрия Викторовича не дождались.

Интересный парадокс: руководство страны считает образование важнейшим государственным приоритетом. Объем затрат только на вузовскую сферу за последние 15 лет увеличился чуть ли не в 20 раз. А образование разваливается. Реформами довольны чиновники и псевдоученые их осуществляющие, да группа грантополучателей, сформированная в результате весьма своеобразных конкурсов.

Родители хватаются за головы, видя, чему и как учат с малолетства их детей. А руководители фирм и учреждений практически во всех сферах жизни страны уже не один год пребывают в глубокой тревоге в связи с недостаточной квалификацией вступающих в жизнь новых поколений. И перемен к лучшему не видно. На что в реальности потрачены огромные государственные деньги? На глупости, очевидные профессионалам. На вещи, совершенно не связанные с реальным образовательным процессом, вроде закупки оборудования для университетов, на котором там некому работать, мегагрантов зарубежным ученым и конвейеров по подготовке статей в западные журналы.

Насильно, вопреки мнению вузовского сообщества ввели бакалавриат. По сути сократили обучение специалиста на один год. Выбросили 20 процентов аудиторных занятий из учебных планов. Огромные деньги выплачены наемникам, коверкавшим учебные планы. Существенные усилия потребовались вузам для перехода на это безобразие. И что, качество подготовки выиграло? А магистратура - пародия на аспирантуру, намного короче и со значительно более слабым выходным результатом. В результате шесть лет обучения дают куда худший результат по сравнению с пятилетним специалитетом. Аспирантуру же превратили из формы научной деятельности в учебную, и тяжелые последствия этой трансформации наша наука ощутит уже в самое ближайшее время.

Про ЕГЭ не говорит только ленивый. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные по сути занятия. Неужели современной России, в отличие от СССР, творческий тип личности не нужен? Следует добавить, что введение ЕГЭ разрушило традиционные и очень важные механизмы взаимодействия школ и вузов, а заодно и работу по профориентации старшеклассников. Искоренить злоупотребления при приеме в вузы было несложно - просто посадить пять-десять взяточников из «элитных» вузов. Вместо этого взаимодействие всех вузов с абитуриентами ориентировано теперь не на добросовестные педагогические коллективы, а на какое-то жулье. Злоупотреблений же меньше не стало, только вместо укрепления вузов в провинции - перетягивание талантливых детей в центр. Правда, необеспеченные семьи их там в период учебы содержать не могут. Превращаем провинцию в отстойник для нищих и бездарных? Хорошее будущее для страны...

Перечень пагубных перемен огромен. Не только для вузов, разумеется. Школам еще труднее. Работаю ректором 25 лет, есть с чем сравнивать происходящее. А вот порадоваться ни одной министерской новации периода Ливанова не могу. Смешно и горько: сегодняшнее Министерство науки и образования не научилось оценивать ни результаты научных исследований, ни качество образования. Даже не знает, что это такое. Весь пар уходит в собирание бумажек, подчинение себе несогласных и самопиар. Административный ресурс систематически используется во вред делу: разгром академической науки, избиение квалифицированных руководящих кадров, насаждение «своих» на ключевые посты, покупка союзников необоснованным по сути финансированием, формирование псевдоэкспертного сообщества, взаимоотношения по принципу «поддерживай нас или уходи».

Справедливости ради следует сказать, что многие ливановские реформы были намечены еще до Ливанова. Однако уже тогда специалистам была очевидна их вредоносность. Дмитрий Викторович сделал спорное неотвратимым. При нем министерство превратилось в абсолютно идеологический и диктаторский орган, не обремененный здравым смыслом. Со стороны могло показаться, что это реформы ради реформ. Когда каждый шаг вызывает тяжелые последствия, а устранение последствий порождает еще худшие результаты. И смысл лишь в том, что на этом кошмарном процессе кто-то зарабатывает. Но идеологический аспект прослеживался абсолютно четко: уничтожить все достижения времен СССР и добиться хотя бы отдаленной похожести на Запад. Все, кто не согласен с этим вектором перемен, - враги. А враг либо сдается, либо его уничтожают.

Ливанов - фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность, талантливейший организатор, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.

Министр оказался абсолютно невосприимчив к любым идеям, кроме рожденных в своем идеологическом кругу, пусть даже свои идеи были бредовыми. Уничтожал все доставшееся в наследство от СССР. Но то, что строил, оказывалось мертворожденным. Он не понимал, что образование - часть культуры народа, неразрывно связанная с ней тысячами невидимых нитей. Думал, что можно его сменить, как костюм в гардеробе. О западном же образовании представление имел весьма смутное. Удивительно, но проработав столько лет министром, Дмитрий Викторович до сих пор не в курсе истин, известных древним грекам, - к примеру, что образование состоит из обучения и воспитания. То есть без воспитания его просто быть не может. В результате функция воспитания государством передана средствам массовых коммуникаций, а обучение в школах и вузах проваливается.

В основе мировоззрения Ливанова содержится идея, что деньги - не средство, а цель жизни человека. Отсюда и его понимание образования как услуги, стремление превратить его в бизнес. Он всерьез полагал, что школы и вузы резко улучшат качество работы, если их сделать коммерческими структурами. Но этого не произошло - просто потому, что не могло произойти. Непонимание сути образования не позволило Ливанову организовать без скандалов мониторинг работы вузов. Оно же заставило обратиться к рейтингам - шарлатанству, широко распространенному за рубежом. Когда не можешь разработать критерии качества, логично отдать его оценку на откуп западным кудесникам. Ничем не обоснованы утверждения реформаторов, что университетская наука в России перспективнее академической, что большие вузы в принципе работают лучше, чем небольшие. И т.д. и т.п.

Один из самых негативных процессов нашего времени - тотальное подчинение ученых и педагогов чиновникам, распространение властной вертикали на академическую сферу. В России XXI века понятие академической автономии стремительно растворилось. Обладание чиновной властью теперь оказывается важнее знаний и профессионализма. Под флагом демократического переустройства насаждается тупой командно-административный дух, какого не было ни при царе, ни в эпоху воинствующего коммунизма. И канцелярия все больше заменяет реальное дело. Ведь государство контролирует нашу работу только по бумагам, что реально происходит в аудиториях и научных лабораториях - никого не волнует.

С кем сравнить министра, освободившего кресло в минувшую пятницу? В нем есть, и не понемногу, от разных исторических и литературных персонажей. От пламенных соратников Дзержинского до барона Мюнхгаузена. Вспоминается и волшебник из песни Пугачевой: «Сделать хотел грозу, а получил козу». Но ближе всего, пожалуй, Трофим Лысенко. Времена меняются, а лысенковщина не уходит с исторической арены. Только теперь антинаучность, дремучее невежество рядятся в одежды «реформ», «прогресса», «повышения конкурентоспособности в глобальном мире».

Что будет дальше? Вот вопрос. Ливанов ведь - представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую несостоятельность. Видимо, на повестке дня - смена вектора развития. Несмотря на все невзгоды минувших лет, российские образование и наука все еще обладают огромным потенциалом. Вопрос лишь в разумном его использовании на благо страны.

Ливанов Дмитрий Викторович

Ливанов Дмитрий Викторович - российский государственный деятель, физик-теоретик. Специальный представитель Президента Российской Федерации по торгово-экономическим связям с Украиной (с 19 августа 2016 года по 5 октября 2018 года). Министр образования и науки Российской Федерации (с 21 мая 2012 года по 19 августа 2016 года). Доктор физико-математических наук, профессор. Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2011).

Биография

Ливанов Дмитрий Викторович , родился 15.02.1967 года, уроженец Москвы.

Родственники. Отец: Ливанов Виктор Владимирович, 17.09.1943 года рождения. Авиаконструктор, генеральный директор ОАО «ИЛ», бывший заместитель министра оборонной промышленности РФ и вице-президент ОАК по транспортной авиации. Один из разработчиков президентского самолета «Ил-96-300», за что получил в 2000 году государственную премию.

Мачеха: Филиппова (Рогозина) Татьяна Олеговна, 24.01.1953 года рождения. По профессии авиаконструктор. Была президентом авиакомпании «Титан Аэро». С Ливановым сохраняет очень теплые отношения.

Жена: Мордкович Ольга Анатольевна, 15.06.1967 года рождения. По национальности еврейка. Предприниматель. Руководитель департамента биллинга и ИТ в операторе мобильной связи Tele2 Россия.

Награды. Золотая медаль РАН для молодых учёных (2000). Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2011).

Состояние. Антикоррупционная декларация 2014 Доход 21 228 167,74 руб. Супруг(а): 16 272 071,47 руб. Недвижимое имущество Квартира, 56.7 кв. м Квартира, 193.2 кв. м Гараж, 20.7 кв. м Супруг(а): Земельный участок для сельскохозяйственного использования, 800 кв. м, долевая собственность 0.2 Супруг(а): Жилой дом, Испания, 196.8 кв. м, долевая собственность 0.25 Супруг(а): Квартира, 56.7 кв. м (безвозмездное пользование) Супруг(а): Место для стоянки водного транспорта (аренда на 30 лет), Испания, 48 кв. м (аренда) Сын: Квартира, 56.7 кв. м (безвозмездное пользование) Сын: Квартира, 56.7 кв. м (безвозмездное пользование) Транспортные средства Автомобиль легковой, Lexus LX Автомобиль легковой, BMW 7 series Водный транспорт, Яхта Жано Престиж- 36 Супруг(а): Автомобиль легковой, Volkswagen Multivan.

Образование

  • В 1990 году с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов по специальности «физика металлов».
  • В 1990-1992 годах учился в очной аспирантуре МИСиСа, одновременно работая за границей по программе обмена опытом.
  • В 1992 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук по теме «Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах».
  • В 1997 году защитил докторскую диссертацию «Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах со взаимодействием».
  • В 2003 году окончил Московскую государственную юридическую академию по специальности «юриспруденция». В том же году неудачно баллотировался в члены-корреспонденты РАН по Отделению физических наук.

Трудовая деятельность

  • В 1992-2000 годах - научный сотрудник и старший научный сотрудник лаборатории синтеза.
  • В 1997-2000 годах - заместитель проректора МИСиС по научной работе.
  • В 2000-2004 годах - проректор по международному сотрудничеству; профессор кафедры теоретической физики того же института.
  • В 2003 году неудачно баллотировался в члены-корреспонденты РАН по Отделению физических наук.
  • В 2004-2005 годах - директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • В 2005-2007 годах - статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации.
  • С апреля 2007 года - ректор МИСиС.
  • В 2009 году вошёл в список лиц, включённых в «первую сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом президента Российской Федерации.
  • 21 мая 2012 года назначен министром образования и науки Российской Федерации.
  • 19 августа 2016 года Дмитрий Ливанов назначен спецпредставителем Президента по торгово-экономическим связям с Украиной.

Дмитрий Викторович Ливанов родился 15 февраля 1967 года в Москве в семье авиаконструктора Виктора Ливанова, будущего генерального директора авиационного конструкторского бюро имени Ильюшина и одного из создателей самолета Ил-96-300. Учился Дмитрий Ливанов в московской школе № 91, в его аттестате были "пятерки" по всем предметам, кроме начальной военной подготовки.

В 1990 году Ливанов с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС), получив диплом по специальности "Физика металлов", после чего, согласно официальной биографии, два года учился в очной аспирантуре института. Сам Ливанов при этом утверждал, что после окончания МИСиС работал за границей. В 1992 году он защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук по теме "Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах" и впоследствии занимался научной деятельностью в области транспортных свойств металлов, флуктуационных явлений в сверхпроводниках, а также физических свойств низкоразмерных и аморфных металлических систем.

После защиты кандидатской диссертации Ливанов начал работу в институтской научно-исследовательской лаборатории синтеза, был научным сотрудником, позднее - старшим научным сотрудником, являлся доцентом кафедры теоретической физики МИСиС. Должности в НИЛ синтеза МИСиС занимал до 2000 года. В 1997 году Ливанов, защитив диссертацию по теме "Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах взаимодействия", стал доктором физико-математических наук. С 1997 по 2000 год он занимал должность заместителя проректора МИСиС по научной работе, а в 2000 году стал проректором института по международному сотрудничеству, по совместительству работая профессором на кафедре теоретической физики МИСиС.

Параллельно работе в МИСиС Ливанов продолжил получать образование в гуманитарной сфере и в 2003 году заочно окончил Московскую государственную юридическую академию, получив диплом по специальности "юриспруденция" (специализация "Гражданское право"); некоторые издания называли "Гражданское право" специальностью Ливанова.

Весной 2004 году Ливанов покинул проректорский пост, получив должность директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики министерства образования и науки РФ Кроме этого, он перешел на работу профессором по совместительству на кафедру металловедения цветных металлов МИСиС и сохранял эту ставку до 2012 года.

С ноября 2005 по март 2007 году Ливанов был статс-секретарем - заместителем министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. На этом посту известность ему принесли выступления, в которых чиновник лица министерства критиковал проект нового устава Российской академии наук (РАН). В частности, Ливанов настаивал на том, чтобы все государственные академии приняли иной, подготовленный Минобрнауки, модельный вариант устава, который подразумевал разделение научных и управленческих функций академии, лишал ее права свободно распоряжаться денежными средствами и требовал введения наблюдательных советов с преобладанием представителей государства. По сведениям СМИ, в РАН такой вариант сочли неприемлемым и ущемляющим права академии, а самого Ливанова обвинили в попытке "развала фундаментальной науки". В конечном итоге, в конце 2007 года правительством был утвержден устав, написанный самой РАН, однако из-за принятых поправок в закон "О науке" РАН частично лишилась независимости, потеряв, в частности, право самостоятельно утверждать своего президента и свободно распоряжаться земельным имуществом.

Работая в министерстве, Ливанов также выступал представителем государства в совете директоров ОАО "Российская венчурная компания" - структуры, созданной в соответствии с постановлением правительства РФ "с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования" путем приобретения инвестиционных паев венчурных фондов, а также "развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов".

В апреле 2007 году Ливанов был избран ректором МИСиС; был переизбран на этот пост в феврале 2012 года. При новом ректоре осенью 2008 года МИСиС указом президента РФ Дмитрия Медведева получил статус Национального исследовательского технологического университета. В прессе отмечалось, что как руководитель вуза Ливанов, называвший себя учеником Андрея Фурсенко, "начал воплощать в жизнь те самые стандарты модернизации науки, которые сам разрабатывал в министерстве": в частности, МИСиС "одним из первых разработал самостоятельную стратегию развития вуза" и "перешел на систему бакалавриата и магистратуры".

Лучшие дня

21 мая 2012 года, после вступления в должность Владимира Путина, избранного на третий срок президентом России, и назначения премьер-министром Медведева Ливанов сменил Фурсенко на посту министра образования и науки в новом составе правительства РФ.

После своего назначения Ливанов сделал ряд программных заявлений. В частности, большой резонанс в прессе получило предложение министра сократить в два раза число бюджетных мест в российских вузах и постепенно отказаться от бесплатного высшего образования вообще, используя для финансирования подготовки новых специалистов другие механизмы, в том числе - образовательные кредиты. Между тем еще до назначения главой ведомства Ливанов выступал против увеличения числа обучающихся в вузах, считая, что переизбыток учащихся высшей школы лишает престижа, в частности, образование в техникумах. Он призывал перейти вузам на стандартные иностранные системы тестирования, к примеру, по английскому языку. Также Ливанов продолжал критиковать РАН, требуя дальнейшей реформы академии: он отмечал, что по научным публикациям академия отстает от вузов, и эксперты, комментируя назначение Ливанова, предполагали, что новый министр, возможно, снова вступит в жесткий конфликт с РАН. Обращали внимание также на то, что Ливанов должен будет отвечать за принятие нового закона "Об образовании", разработанного еще при Фурсенко.

В середине сентября 2012 года президент Владимир Путин в ходе совещании по проекту бюджета на 2013-2015 годы заявил, что недоволен реализацией своих поручений. В частности, в своих указах, подписанных 7 мая 2012 года, Путин требовал увеличить зарплаты бюджетников, расходы на военнослужащих-контрактников, строительство дорог и ЖКХ. Отмечалось, что эти указы основывались на предвыборных обещаниях президента, и на их реализацию потребовалось бы 1,077 триллиона рублей бюджетных средств. Однако в новом бюджете, напротив, подразумевалось сокращение затрат на здравоохранение, образование и культуру. В результате 19 сентября 2012 года Путин объявил выговор Ливанову, а также главам Минрегионразвития и Минтруда, Олегу Говоруну и Максиму Топилину.

Осенью того же года Ливанов и возглавляемое им ведомство подверглись критике после опубликованного Минобрнауки списка обладающих "признаками неэффективности" российских вузов. В него вошли более 130 высших учебных заведений страны, в том числе ряд известных московских высших школ, таких как РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького. В адрес опубликовавших списки звучали упреки в некомпетентности и несовершенстве выбранной ими методики оценки вузов, которая учитывала количество квадратных метров на одного обучающегося, но не принимала в расчет "востребованность выпускников работодателями, уровень их трудоустройства в реальные сектора экономики, объемы инновационных проектов".

Ливанов в 2000 году был награжден золотой медалью РАН для молодых ученых, а в конце 2011 года удостоен премии правительства РФ в области образования. С 2009 года ученый входил в первую сотню списка резерва управленческих кадров, составленного президентом Дмитрием Медведевым.

К моменту своего назначения министром, Ливанов имел более 50 научных публикаций, он был автором учебника для вузов "Физика металлов", изданного в 2006 году.

Ливанов женат, у него двое детей. Он увлекается театром и любит читать детективы на английском языке. Кроме того, он также владеет итальянским языком.