Гармония и музыкальности поэзии А.А.Фета. «Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета XV

Тема. Стихи – мимолётные настроения. Музыкальность и импрессионизм лирики А.А. Фета.

Цели:

а) образовательная: донести неповторимые особенности поэтического почерка А.А. Фета: роль ритма, подбор звуков, мелодия стиха, смысловая неопределённость поэтического текста;

б) развивающая: ;

в) воспитательная: .

Методы обучения: метод творческого чтения в сочетании с эвристическим и элементами репродуктивного методов.

Тип урока: урок чтения и анализа лирических произведений (урок выразительного чтения в сочетании с эвристической беседой и элементами лекции).

Наглядность: мультимедийная презентация, аудио записи выразительного чтения стихотворений мастерами художественного слова, тексты стихотворений (раздаточный материал).

План урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Вступительное слово учителя

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

II . Сообщение темы и целей урока

Мы продолжаем наш разговор о творчестве Афанасия Афанасьевича Фета. Сегодня мы постараемся увидеть те неповторимые особенности лирики этого поэта, которые отличают его от других поэтов. Поговорим о том, что лирике Фета присущи музыкальность и черты импрессионизма.

III . Вступительное слово учителя

Поэзия А.А.Фета – одна из вершин русской лирики. Сейчас никто в этом не сомневается. Но современники Фета оценивали его поэзию не так высоко. Многое из того, что сегодня представляется новаторскими достижениями, тогдашним читателям казалось языковыми погрешностями. Такие выражения, как «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» не находили понимания среди литературных критиков. Это непонимание преследовало Фета от начала до конца его литературной деятельности. В наши дни, после всего пути, пройденного русской поэзией со времен Фета, его словосочетания уже не кажутся «дерзкими», какими их считали современники поэта. «Уноси мое сердце в звенящую даль», «Долго снились мне вопли рыданий твоих»… Да, может не совсем правильно, но выразительно. Свои стихи Фет называл шутливо стихами «в растрепанном роде». Он хотел раздвинуть границы поэтического слова. А современников коробило это вольное обращение Фета с русской грамматикой, подчеркнутое нежелание считаться с обыденной логикой.

Немногие писатели, современники поэта, поняли смысл его поэтических поисков. Однако лучшие, например Достоевский и Толстой, сумели по достоинству оценить его творчество. Так Л.Н. Толстой с восторгом спрашивал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Ярко выраженное ассоциативно-метафорическое мышление поэта позволяло ему запечатлевать «изменчивые впечатления и переживания». Эта поэтическая манера Фета получила название импрессионистской.

IV. Подготовка к восприятию стихотворений (слово учителя)

Следует поговорить об импрессионизме вообще. В первую очередь, импрессионизм – это художественное направление, возникшее во Франции в последней трети ХIХ века. В 1874г. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев…» была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»(1872) - вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С легкой руки критиков слово «впечатление» (фр. impression) дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Одним из важнейших правил, которым следовали импрессионисты, стала работа на улице. Выйдя на улицу навстречу свету и воздуху, художник попадает в ситуацию, полностью отличающуюся от условий мастерской. Здесь исчезают четкие контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Задача импрессионистов – передать движение и ускользающий миг. Для этого они отказались от смешанных цветов, писали чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины. Давайте обратимся к картинам художников импрессионистов.

V. Обсуждение репродукций картин Клода Моне

(Презентация)

VI. Слово учителя

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это изображение предметов словно в мгновенных и случайных снимках памяти. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но они образуют цельную картину.

В 1890 году 70-летним стариком Фет провозгласил:

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.

«Трепет жизни» – вот то, что поэт умел улавливать, как, пожалуй, никто из его современников. Чтобы убедиться в этом обратимся к его стихотворениям. Мы подробно остановимся на анализе стихотворения «Шепот, робкое дыхание…», так как именно в нём очень ярко проявилась импрессионистская манера письма Фета.

VII

«Шепот, робкое дыхание» - учителем

VIII . Психологическая пауза

IX

Что в тексте показалось необычным с точки зрения синтаксиса?

(Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения).

Что необычно с точки зрения морфологии?

(В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные).

Давайте построим два ряда – природа и человек. Выпишите строки, которые указывают на состояния человека, и те, которые указывают на природу.

(«Природа» - трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря. «Человек» - шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.)

Таким образом, мы видим, что Фет в стихотворении сопоставляется мир природы и мир человека.

Как вы думаете, о чём это стихотворение?

(О свидании возлюбленных).

Давайте посмотрим, меняется ли настроение стихотворения в каждой строфе?

(Первая строфа: свидание влюблённых вечером у ручья. Какие краски? Почему? (Неяркие краски).Какие звуки? Почему? (Шёпот, колыханье).

Вторая строфа: ночь, которую проводят влюблённые. Какие звуки? (Тишина). Какие краски? Почему? (приглушенные, тени).

Третья строфа: утро, расставание влюблённых. Какие краски? Почему? (Яркие тона). Какие звуки? Почему? (Слёзы, поцелуи)).

- Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор этого добивается?

(В большинстве имён существительных заключено движение – трели, колыханье).

Какой мы можем сделать вывод по этому стихотворению? В чём импрессионизм в нём?

(Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность).

X . Выразительное чтение стихотворения

«Это утро, радость эта» - подготовленным учеником.

XI . Психологическая пауза

XII . Обзорный анализ стихотворения

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

(Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично).

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

(Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета).

Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

(ответы цитатами из стихотворения).

Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?

Поэт набрасывает отдельные мазки – разрозненные впечатления, которые сливаются в целостную картину в финале: «Это все - весна». Повтор слова придает необычайную конкретность, ощутимость. Это не описание весны вообще, а именно этой весны. Стихотворение до краев переполнено светом, звуками, движением. Это едва ли не самый блистательный образец зрелого фетовского импрессионизма.

XIII. Выразительное чтение стихотворения

«Скрип шагов вдоль улиц белых…» - подготовленным учеником

XIV. Психологическая пауза

XV. Обзорный анализ стихотворения

- Какое настроение передаёт это стихотворение?

(Лёгкое, спокойное, умиротворённое).

Что описывается в стихотворении?

(Это картина морозной зимней ночи).

Какими способами поэт создает это стихотворение? Какие языковые средства он для этого использует (звуки, слова, построение предложений)?

В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков?

Есть ли в этом стихотворении человек? Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует?

(Человек есть, но он предстаёт перед нами через скрип шагов, пух на ресницах…).

Поэт наполняет художественное пространство звуковыми и цветовыми деталями. Какими?

(Скрип шагов, блеск хрустальной изморози на стенах, серебристый пух ресниц, тишина ночи, спящий ветер, ясный воздух, всеобщей немотой).

XVI. Подготовка к восприятию стихотворений

Поэзии Фета свойственна ещё одна особенность – музыкальность стихотворений. («Поэзия и музыка, - писал Фет, - не только родственны, но нераздельны.» П.И. Чайковский говорил: «Фету дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Салтыков-Щедрин констатировал, что «романсы Фета распевает чуть ли не вся Россия»).

XVII. Выразительное чтение стихотворения

«Какие-то носятся звуки…» - подготовленным учеником

XVIII. Психологическая пауза

XIX. Обзорный анализ стихотворения

Какое настроение преобладает в стихотворении?

(Ощущение лёгкости, воздушности…).

Есть ли сюжет в этом стихотворении?

(Да, здесь просматривается история любви и мотив разлуки).

Какие детали позволяют читателю угадать в этом лирическом наброске историю любви и разлуки?

(Примеры из стихотворения).

Как проявилась музыкальность стихотворения? С помощью чего поэт достигает её?

(Здесь ритмически повторяются определённые гласные звуки. Это приём ассонанс).

XX. Выразительное чтение стихотворения

«Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» - подготовленным учеником.

XXI. Психологическая пауза

XXII. Обзорный анализ стихотворения

Какое настроение в стихотворении?

Какое звуковое оформление этого стихотворения? Какой пиём использует автор?

(Первые 2 строки – аллитерация).

Что описывает поэт?

(Ночь в лесу).

Какая антитеза присутствует в стихотворении?

(День – ночь).

Какими тропами выражается каждая из них?

(Ночь, через сравнение: костёр – яркое солнце, ельник – пьяных гигантов столпившийся хор; глаголов, которые показывают интенсивность действия: пламенеет, трещит, шатается, прогрело и т.д.; а также аллитерация: первые 2 строки. День через эпитеты: сиротливо, скупо, лениво, мерцающий, холодный; антонимы к слову ночь и костёр: зорька, зола, дымок, огонёк, туман, пень).

(Он говорит, что днём чувства молчат, а все устремления к ночи, когда вместе с костром разгораются скрытые днём переживания)

XXIII. Обобщение читательских впечатлений

Давайте попытаемся перечислить основные особенности лирики Фета, которые мы увидели за эти два урока.

(Ученики отвечают, пользуясь пометками сделанными в тетрадях).

Фет – импрессионист, главное для него – изображение «мгновения», каждого мига быстротекущей жизни и чувств, впечатлений от увиденного, поразившего. Природа в стихах Фета запечатлена тонко. Поэт замечает малейшие перемены в ней, изображаемый им мир движется, дышит, радуется жизни. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний состояний природы, её цветов, звуков, запахов, как у Фета. Его стихи поражают красками: умелые сочетания ярких, сочных тонов и нежных оттенков образуют многоцветную радугу, позволяющую поэту рисовать природу и в ослепительном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Острота восприятия природы проявляется в подборе эпитетов и метафор, передающих ароматы: «запах медовый», «ароматные цветы», «весны душистой нега» , «благоуханные речи» и т.д.

"Что не выскажешь словом, звуком на душу навей", - писал Фет. Его стихи мелодичны, завораживают своим звучанием. Не потому ли многие стихи Фета положены на музыку. В стихотворениях Фета настроения, ощущения важнее мыслей. Глубочайшие, неуловимые движения человеческой души, мимолётную красоту природы не выразить самым точным словом, их можно лишь «навеять … звуком», передающим истинное чувство. Лирика Фета – песня «крылатых», «сладких» звуков, подлинная музыка, очищающая душу, несущая гармонию.

XXIV. Подведение итогов

Выставление отметок за урок

XXV. Домашнее задание

1. Подготовить доклад о жизни и творчестве И.С. Тургенев.


Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье...»:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Так же, как и Пушкин, поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми - томительная разлука. Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения.

Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.

Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии»:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

5. Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую...» поэт так говорит о призвании «избранника»:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Как А. А. Фет соотносил поэзию и жизнь в ее повседневном течении?

36. Человек и природа в лирике А.А. Фета . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 15)

Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.
В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).
Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:
Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.
Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:
Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес.
Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».
«Шепот, робкое дыханье...» Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета- «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) - самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных». Последние четыре строки - это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

37. Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина . (На примере одной сказки.) (Билет 19)

Вариант 1

Вариант 2

Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки).

ПЛАН ОТВЕТА

1. Особенности жанра сказки и смысл выбора его М. Е. Салтыковым-Щедриным.

2. Традиции и новаторство в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.

а)Традиции.

б) Новаторство.

3. Деградация и нравственное разложение помещиков в сказке «Дикий помещик».

4. Значение сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1. Сказка - один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.

2. К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.

а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.

б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

3. Сказка «Дикий помещик» (1869) начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» - газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:

«Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть - все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».

Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: «Куда девался мужик - никто того не заметил». Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.

Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: «...хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Ирония звучит в этих словах. Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с «актерками», приглашенный в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!»; и, наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». А глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».

Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. «Думает, какие он машины из Англии выпишет», чтоб холопского духу нисколько не было. «Думает, каких коров разведет». Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?..» В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала «оброс волосами... ногти у него сделались, как железные... ходил все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще не приобрел». Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: «словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: «...только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

А почему так?

А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элемент использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь». Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.

Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:

И откуда вы, шельмы, берете!!!» Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.

4. Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи - проблему судьбы русского народа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Какова особенность названий сатирических сказок?

38. Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова . (На примере одного произведения.) (Билет 16)

Вариант 1

Н. С. Лесков. «Очарованный странник» - рассказ-повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе. Ему предначертано было стать монахом. Но другая сила - сила очарования жизни - заставляет его идти дорогами странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости он убивает монаха. Потом ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают к помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре ему нет покоя: его одолевают «бес и бесенята». Посаженный в яму, он начинает «пророчествовать» о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье на Соловки.
Лесков описывает его как простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца.
Жизнь Флягина удивительна, в ней скрыта какая-то тайна. Начав с неразличения добра и зла (не чувствует вины за гибель монаха; пожалел голубков, но изуродовал кошечку), Флягин идет по пути возвышения духа. Итог этого пути - жизнь для всех: «мне за народ очень помереть хочется». Важнейший этап духовного развития героя - открытие красоты в человеке. Именно в любви к Груше он перестает жить только для себя, подчиняет свое существование заботе о другом человеке. Берет на себя «грех Груши».
«Очарованность» Ивана Флягина может быть понята по-разному: очарованность непонятными силами, колдовством, влиянием загадочных начал бытия, отправивших героя в путь; завороженность красотой и поэзией мира; артистичный склад характера; период «сна души».
Особые свойства характера героя - чувство собственного достоинства. Бесстрашие, абсолютная свобода от страха перед смертью.
История жизни Флягина причудливо соединяет в себе и житие великомученика, и фарс. Автор определяет жанр повести как «трагикомедию».

Вариант 2

Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на примере одного произведения).

ПЛАН ОТВЕТА

1. Общая оценка творчества И. С. Лескова.

2. И. С. Флягин - герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

3. Жизнь и судьба Ивана Флягина - духовный рост человека:

Жизнь в господском доме;

Воспитание девочки;

Возвращение;

В солдатах;

Дорога к людям во искупление греха;

Суд над собой.

4. Герой повести - обобщенный образ народного характера.

1. Н.С. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами.

Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта - главные черты Ивана Северьяныча Флягина - героя повести «Очарованный странник». Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру. Автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Муромцем: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...» Это своеобразный ключ к пониманию этого образа.

2. Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей, свое призвание. Жизнь его - это поиск гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законов. В самом странничестве заложен глубокий смысл, мотив дороги становится ведущим. «Своего пути не обежишь», - считает Флягин. Каждый этап его жизненного пути становится новым шагом в нравственном развитии. Первый этап - это жизнь в господском доме. В нем живо молодецкое озорство и... в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от этих мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Но в то же время он верен и предан своим хозяевам. Он спасает их от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда повозка чуть не срывается в пропасть. Делает он это не ради какой-то личной выгоды или вознаграждения, а потому что не может не помочь тем, кто нуждается в его помощи.

Второй этап - это воспитание девочки. За внешней грубостью скрыта огромная доброта, свойственная русскому народу. Служа в няньках, он делает первые шаги в освоении мира своей и чужой души. Впервые он испытывает сострадание и привязанность, впервые понимает душу другого человека. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Впервые он принимает решение не в свою пользу, а из милосердия и отдает ребенка.

Затем судьба забрасывает Ивана на десять лет в плен к татарам. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез. Поэтому он всегда стремится к побегу, легко забывает своих жен и детей. В плену его угнетает не убогость материального быта, а бедность впечатлений. Русская жизнь несоизмеримо полнее и богаче духовно. «Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство, ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несется: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски нет дна... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь». Воспоминания возвращают Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему представился. Добрался до родной стороны, а святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление.

Благодаря встрече с цыганкой Грушей «странник» открывает «красу природы совершенство», колдовскую силу таланта и женской красоты над человеческой душой. Это не страсть, а потрясение, возвышающее душу человека. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Он живет не только для себя, но и для другого человека. Сам он сознает, что эта любовь его переродила. Чтобы спасти душу любимого человека, он помогает Груше совершить самоубийство, сталкивая ее с обрыва в реку. После гибели любимой - опять дорога, но эта дорога к людям во искупление греха. Иван идет в солдаты, меняясь судьбой с человеком, которого никогда не видел, пожалев убитых горем стариков, сыну которых грозит рекрутчина. Служба на Кавказе становится для него очередным испытанием. После подвига на переправе он вынужден рассказать о себе, раскрыть «прежнее бытие и звание». Он сам совершает суровый суд над собой и своей прошлой жизнью, осознав себя «великим грешником». Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми.

В конце повести Иван Флягин становится монахом. Но даже монастырь не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Он готов пойти на войну, так как ему «за народ очень помереть хочется».

4. Созданный автором образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека - жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем смысл названия «Очарованный странник»?

39. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Образ народа в романе - толстовский идеал «простоты, добра и правды».

3. Две России.

4. «Дубина народной войны».

5. «Мысль народная».

6. Кутузов - выразитель патриотического духа народа.

7. Народ - спаситель России.

1. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821 год; в романе действуют свыше 200 лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и др.), показаны все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество.

2. В романе-эпопее, различные элементы которого объединяет «мысль народная», образ народа занимает особое место. В этом образе воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Отдельный человек ценен лишь тогда, когда он - неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Война и мир» - это «картина нравов, построенная на историческом событии», - писал Л. Н. Толстой. Тема подвига русского народа в войне 1812 года стала главной в романе. Во время этой войны произошло объединение нации: независимо от сословной принадлежности, пола и возраста все были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма», проявившимся не в громких словах, а в поступках, часто бессознательных, стихийных, но приближающих победу. Это единение на основе нравственного чувства глубоко спрятано в душе каждого человека и проявляется в тяжелую для родины пору.

3. В огне народной войны происходит проверка людей, и мы отчетливо видим две России: Россию народную, объединенную общими чувствами и устремлениями, Россию Кутузова, князя Андрея, Тимохина - и Россию «военных и придворных трутней», враждующих между собой, поглощенных своей карьерой и безразличных к судьбам родины. Эти люди утратили связь с народом, они лишь изображают патриотические чувства. Их ложный патриотизм проявляется в высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных делах. Россия народная представлена теми героями, которые так или иначе связали свою судьбу с судьбой нации. Толстой говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности человека. Все любимые герои Толстого - частичка людского моря, составляющего народ, и каждый из них по-своему духовно близок народу. Но не сразу возникает это единение. Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках народного идеала «простоты, добра и зла». И только на Бородинском поле каждый из них понимает, что истина там, где «они», то есть простые солдаты. Семья Ростовых с ее крепкими нравственными основами жизни, с простым и добрым восприятием мира и людей переживала те же патриотические чувства, что и весь народ. Они оставляют в Москве все свое имущество и отдают все подводы раненым.

4. Глубоко, всем сердцем понимают русские люди смысл совершающегося. Народное сознание как воинская сила вступает в действие при приближении врага к Смоленску. Начинает подниматься «дубина народной войны». Создаются кружки, партизанские отряды Денисова, Долохова, стихийные партизанские отряды под предводительством старостихи Василисы или какого-то безымянного дьячка, которые топорами и вилами уничтожали великую армию Наполеона. Купец Ферапонтов в Смоленске призывал солдат грабить его же лавку, дабы врагу не досталось ничего. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты смотрят на него как на общенародное дело. «Всем народом навалиться хотят», - объясняет солдат Пьеру. Ополченцы надевают чистые рубахи, солдаты не пьют водки - «не такой день». Для них это был священный момент.

5. «Мысль народная» воплощена Толстым и во множестве индивидуализированных образов. Тимохин со своей ротой так неожиданно атаковал врага, «с такой безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».

Те человеческие, моральные и воинские качества, которые Толстой всегда считал неотъемлемым достоинством русского солдата и всего русского народа - героизм, сила воли, простота и скромность, - воплощены в образе капитана Тушина, являющемся живым выражением народного духа, «мысли народной». Под непривлекательной внешностью этого героя скрывается внутренняя красота, нравственное величие. - Тихон Щербатый - человек войны, самый полезный боец в отряде Денисова. Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все то бунтарское, смелое, что писатель обнаруживал в крепостном крестьянине, он собрал воедино и воплотил в образе Тихона. Платон Каратаев вносит мир в души окружающих людей. Он совершенно лишен эгоизма: ни на что не ропщет, никого не обвиняет, кроток, добр к каждому человеку.

Высокий патриотический дух и сила русской армии принесли ей нравственную победу, и наступил перелом в войне.

6. Выразителем патриотического духа и подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Мудрость его заключается в том, что он понял закон о невозможности одному человеку управлять ходом истории. Главная его забота - не мешать событиям развиваться естественно, вооружившись терпением, подчиняться необходимости. «Терпение и время» - таков девиз Кутузова. Он чувствует настроение масс и ход исторических событий. Князь Андрей перед Бородинским сражением говорит о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее воли... А главное, почему веришь ему, - это то, что он русский...»

7. Рассказав правду о войне и показав человека в этой войне, Толстой открыл героику войны, показав ее как испытание всех душевных сил человека. В его романе носителями подлинного героизма явились простые люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, «грешница» Наташа, добившаяся подвод для раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов, - именно тот народ, который, забывая- о себе, спасал Россию в годину трудных испытаний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

С кем из главных героев романа связаны имена капитанов Тимохина, Тушина, Тихона Щербатого?

40. Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

ПЛАН ОТВЕТА

1. Семья как основа основ.

2. «В доме Ростовых любовный воздух». Жизнь сердца.

3. Семья Болконских. Жизнь разума.

4. Семья Курагиных - мир «светской черни»

Антитеза - прием раскрытия основной идеи Льва Толстого.

5. Семья - гармония жизни.

1. В романе «Война и мир» автор показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России. Наряду с изображением грандиозных исторических событий, с философскими размышлениями автора значительное внимание в романе уделяется семье как основе основ. В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Вместе с этими семьями мы переживаем все события от начала романа до его конца, видим их трудные и счастливые минуты.

2. Первый раз мы встречаемся с семейством Ростовых на именинах графини. Сразу же попадаешь в атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как «в доме Ростовых любовный воздух». Граф и графиня - добрые и простые люди, всей душой и сердцем открытые детям. Они рады каждому, кто приходит в их дом. Жить в таком доме, где царят мир, взаимопонимание и уважение, - это счастье. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети в семье чувствуют родительскую нежность и ласку. Наташа - искренняя, бескорыстная, очаровательная девочка, готовая любить весь мир. Младший сын Петя - добрый, честный и по-детски наивный. Соня -девушка нежная и чувствительная. Несмотря на то что она не родная дочь в этом доме, ей здесь очень уютно, потому что ее так же трепетно любят, как и других детей. Эта семья - поистине удивительный мир, хотя ей далеко до полной гармонии. Странное, холодное и эгоистическое поведение старшей дочери Ростовых Веры никак не вяжется с обстановкой в семье. «Что-то графинюшка намудрила», - считает отец. По роману мы знаем, что в молодости лучшей подругой графини была княгиня Друбецкая. Ее влияние чувствуется в воспитании Веры (своего сына Бориса она воспитала эгоистичным, холодным человеком). Видимо, своего первого ребенка мать воспитывала так, как того требовал свет, а не по велению собственной души. Все члены семьи Ростовых необычайно близки друг другу Даже дворовые люди Тихон, Прокофий, Прасковья Саввишна очень преданы семье Ростовых и ощущают себя с ними единой семьей. Но Толстой показывает нам эту семью и в тяжелые минуты их жизни, когда их судьбы тесно переплетаются с судьбами тысяч русских дворянских семей во время войны 1812 года.

До последней минуты Ростовы остаются в Москве. Но наступает час, когда нужно принять решение: ехать или остаться. Ростовы решают уезжать, дано распоряжение грузить подводы. Но в доме остаются раненые, люди, защищавшие город. И перед старшим Ростовым встает вопрос: как поступить - оставить нажитое добро (приданое детей) и отдать подводы армии или уехать с добром, не обращая внимания на душераздирающие просьбы и стоны раненых. Но вмешательство Наташи решает проблему. Она кричит с искаженным лицом, что гадко и стыдно оставлять беспомощных людей на милость врага. Ростовы уезжают без вещей, взяв только самое необходимое, а подводы отдают под раненых.

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом...П И. ЧайковскийОдним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность.

С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке, как например в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом»:Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало... ...Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.Произведения Фета наполнены необычайной гармонией.

В его отдельных незатейливых фразах столько чувства, восторженности и света, сколько может быть только в песнях. В самом деле, когда мы слушаем музыку, мы даже без слов понимаем, что хотел сказать ее создатель, какие чувства владели им. Наше сердце наполняется бурей эмоций - весельем, радостью, счастьем или легкой грустью. То же самое можно сказать о стихотворениях Фета. Короткие простые строчки:Что за вечер! А ручейТак и рвется. Как зарей - то соловейРаздается.А в нас уже ожило торжественное ощущение наступления весны.

Мы чувствуем, как она ворвалась в мир, наполнив его звуками, солнцем, радостью. Еще не прочитав следующие строки, мы уже полностью во власти эмоций, мы уже ясно ощущаем:Так-то все весной живет!В роще, в поле Все трепещет и поетПоневоле.Внешний и внутренний мир в сознании поэта тесно связаны, а порой переплетаются. Так, в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки...» автор говорит о реальном пожаре, который в то же время выражается в пожаре душевном:Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки...В описании явлений жизни или природы поэт постоянно прибегает к таким эпитетам, как «звенящая даль», «звонкий прилив жемчугу», «гулкая земля», «сердца звучный пыл»... У него все «трепещет и поет», «гудет и колышется» и «за песнью соловьиной разносится тревога и любовь».

Его произведения стоят ближе всего к романсам: в них та же песенность, то же богатство эмоций, те же мгновенные зарисовки картин окружающего мира, которые, собранные вместе, наиболее точно и гармонично передают представление о жизни. Поражает то, что между отдельными частями стихотворений нет тесной логической связи. Можно с легкостью переставить местами четверостишия - и при этом сохранится главный смысл произведения, его эмоциональная окраска.Чем глубже мы знакомимся со стихотворениями Фета, тем яснее сознаем, что главное в них чувства, эмоции, переживания. И это понятно: поэт почти никогда не приводит описания явлений, он пишет о том, что происходит в его душе, когда он наблюдает или переживает то или иное событие, будь это жизнь природы, или же произведение искусства, или же моменты личной жизни. Так, даже тот, кто никогда не видел статую Венеры, восхищается ею, читая стихотворение «Венера Милосская»:Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось!Нередко поэт говорит о тех чувствах, которые только начинают зарождаться в его душе.

Ему трудно выразить их словами, именно поэтому он восклицает:О, если б без словаСказаться душой было можно!Но мне кажется, что на самом деле А.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы....

  2. Загрузка... А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую...

  3. Загрузка... А. А. Фет вошел в историю русской поэзии как прекрасный поэт-лирик, чьи стихотворения поражают нас красотой и возвышенностью чувств, эмоциональной силой, яркостью и сочностью...

  4. Загрузка... А. А. Фет – представитель «чистого искусства» или «искусства для искусства». В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Поэт опирался на...

  5. Загрузка... В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тёртый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха...

Сочинение

«Поэт есть собственно человек, - писал Фет Я. П. Полонскому 3 окт. 1892, - у которого видимо для постороннего взгляда изо всех пор сочится жизнь независимо от его воли». Человек в лирике Фета распахнут всякому проявлению «всевластной природы», «стихийной жизни», каждый миг существования он, говоря словами И. А. Бунина, «приобщается самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир». «Слышит сердце, сколько радости земли, сколько счастья сюда мы принесли», - писал Фет в стихотворении «Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад» (1853). Человек у Фета погружен в природу, но не в историю. В поэзии Фета не найти картин социальной действительности, так же как нет прямого отражения современных ему идеологических вопросов, но до осязаемости ощутимо передана материальная реальность мира, данная человеку в его непосредственном восприятии.

В творческой практике это значительно ограничивало мир лирики Фета, а в теоретических высказываниях привело его к доктрине «чистого искусства». Причина такой позиции, видимо, в том, что, как верно писал Тургенев, очень высоко ценивший талант Фета, «… ему недостает нечто весьма важное - а именно: такое же тонкое и верное чутье внутреннего человека - его душевной сути - каковым он обладает в отношении природы и внешних форм человеческой жизни».

Характерно: хотя «…личная, внутренняя жизнь - очень мало дает ему поэтических мотивов» (Боткин В. П.), сам Фет утверждал, однако, что «предметом песни» могут быть и «личные впечатления», доказав это в таких шедеврах, как «В темноте, на треножнике ярком» (1856), «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877), «Ель рукавом мне тропинку завесила» (1891). Это объясняется тем, что, добиваясь художественного совершенства, поэт, по словам Фета, «отодвинет» от себя личные впечатления «как объект», видит их как бы отрешенно, не погружаясь в самое чувство, не растворяясь в нем, ибо оно выступает в данном случае как чувственный материал, но не как заражающая суггестивная сила. «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми, зрительными и даже обонятельными («мой стих благовонный») ощущениями.

Особенно ярко вкус к живописным, пластическим картинам проявился у Фета в антологических стихах («Вакханка», 1843; «Диана», 1847). Фет обладал изумительной вещной памятью; «человек, бесповоротно теряющий пережитые душевные моменты, не может называться поэтом», - писал он. Своеобразие психологизма Фета в том, что он с несвойственным дотоле русской поэзии мастерством воссоздал мимолетные настроения и состояния, пережитые им ранее. Эта жизненная конкретность составляет главную силу поэзии Фета, но она же в известной мере ограничивает ее возможности, т. к. творческий акт, принося поэту самоцельное эстетическое удовлетворение, этим исчерпывался, тогда как, скажем, у Л. Н. Толстого, занимавшего активную этическую позицию, изображение «диалектики души» есть средство выявления сути человека и выражение нравственной оценки. «Природное» мироощущение Фета, необычайно чуткое к проявлениям прекрасного, плохо уживается с человечески-характерным.

Не случайно, напр., что портрет женщины в лирике Фета соткан из материальных подробностей («пробор», «прядь волос», «нежные ланиты» и т. п.), но не индивидуален: «Не тебе песнь любви я пою, а твоей красоте ненаглядной» (стих. «Только встречу улыбку твою», 1873?). Как известно из биографии Фета, молодые люди любили друг друга, но из-за материальной необеспеченности Фет не решился жениться на Лазич, которая вскоре трагически погибла. И по прошествии многих лет не тускнеет, не слабеет чувство, усугубленное муками совести, каждый раз заново переживаемое поэтом; но это конкретность психологической ситуации, а не характеров людей - участников разыгравшейся драмы.

Наряду с пафосом гедонистического жизнелюбия, у Фета нередки стихи, проникнутые мрачным фатализмом: человек уподобляется скудельному сосуду («Ласточки», 1884), он раб судьбы («Среди звезд», 1876), жизнь для него - страдание («Муза», 1887). Но если исходить из единства фетовского ощущения мира, то человек в его поэзии действительно должен быть невольником «прирожденных числ», ибо он часть окружающей его стихийной органической природы, он живет в ее ритмах, блюдет ее законы. По-своему переосмысливает Фет мотив «невыразимого», свойственный романтизму и связанный в нем с полнотой и сложностью неподдающегося слову духовного переживания. Фет делает акцент на другом: естественная жизнь, природа обходятся без слова, оно им неадекватно; природа имеет свой язык, более емкий и точный, чем человеческая речь - «отблеск очей», «сжатие рук», «румянец ланит». «Что не выскажешь словами - звуком на душу навей» (стих. «Поделись живыми снами», 1847) - в этом ключ к музыкальности поэзии Фета, предпочитающей иметь дело не со смыслом, а со звуком - этим особенно податливым материалом в создании сиюминутного состояния. Фет культивирует особый «музыкальный» жанр - мелодии.

СРЕДИ ЗВЕЗД

* Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,
* Рабы, как я, мне прирожденных числ,
* Но лишь взгляну на огненную книгу,
* Не численный я в ней читаю смысл,

* В венцах, лучах, алмазах, как калифы,
* Излишние средь жалких нужд земных,
* Незыблемой мечты иероглифы,
* Вы говорите: “Вечность - мы, ты - миг.

* Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
* Ты думы вечной догоняешь тень;
* Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
* К тебе просился беззакатный день.

* Вот почему, когда дышать так трудно,
* Тебе отрадно так поднять чело
* С лица земли, где всё темно и скудно,
* К нам, в нашу глубь, где пышно и светло”.

* Ты отстрадала, я еще страдаю,
* Сомнением мне суждено дышать,
* И трепещу, и сердцем избегаю
* Искать того, чего нельзя понять.

* А был рассвет! Я помню, вспоминаю
* Язык любви, цветов, ночных лучей.-
* Как не цвести всевидящему маю
* При отблеске родном таких очей!
* Очей тех нет - и мне не страшны гробы,
* Завидно мне безмолвие твое,
* И, не судя ни тупости, ни злобы,
* Скорей, скорей в твое небытие!

Т. ДАВЫДОВА, доктор филологических наук

Московский государственный университет печати

П.И. Чайковский, считавший Фета гениальным лириком, видел в особой мелодичности основную черту его поэтической индивидуальности: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом» . С такой оценкой согласился и сам Фет: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил моих», «Дело поэта - найти тот звук, которым он хочет затронуть известную струну нашей души. Если он его сыскал, наша душа запоет ему в ответ <...>», - признавался Фет в письмах к К.Р. от 8 октября

1888 г. и 27 декабря 1886 г. . Фет открывает собственный лирический жанр мелодии. Есть у него и «Романс («Злая песнь! Как больно возмутила.»)» 1882 г., да и в целом, как показал Б.М.Эйхен-баум, поэт «сообщает стиху эмоциональную напевность, которой русская поэзия еще не знала», он ориентируется «на лирический романс цыганского типа» . В этом отношении Фет продолжал традицию В.А.Жуковского, создавшего лирический жанр подчеркнуто мелодический - песню.

Отнюдь не случайно П.И. Чайковский, А.Е. Варламов, П.П. Булахов, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев и А.С. Аренский стали авторами романсов на фетовские стихи .

Фет тонко понимал музыку. Его любимые композиторы - Шопен, Глин-

А. ФЕТ И МУЗЫКА

ка, Бетховен. Циклом романсов последнего «К далекой возлюбленной» навеяно фетовское «Anruf an die Geliebte Бетховена», бетховенскими фортепьянными сонатами «Quasi una fantasia»

Одноименное стихотворение Фета

1889 г. Именно в последнем стихотворении Фет выразил свое поэтическое кредо:

Без усилий /С плеском крылий /Залетать /В мир стремлений,

Преклонений /И молитв; /Радость чуя, /Не хочу я /Ваших битв.

В Чайковском, с которым поэт был лично знаком, Фет увидел родственную душу и обратился к нему со стихотворным посланием. В письме к К.Р. от 25 августа 1891 г. Фет признался: «Он (Чайковский. - Т. Д.) понравился мне, как вполне артистическая натура <...> я прочел и передал ему стихотворение, которым он остался, кажется, очень доволен» .

Переживания, связанные с восприятием вокальной музыки, вдохновили поэта на создание стихотворений «Певице», «Серенада», лирического цикла «Romanzero». Впечатления от пения Т.А. Кузминской вызвали к жизни один из лирических шедевров Фета, стихотворение 1877 г. «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали.».

Уникальная музыкальность понадобилась Фету-лирику, чтобы выразить обращение к «неуловимому», к таким явлениям человеческого духа и переживаниям, которые трудно передать словом. Другие особенности его поэзии

Импровизационность, некоторая не-

понятность и синкретизм поэтической образности. Эти черты отметила уже современная поэту критика.

Дарование Фета «оригинальное <. >, приближающееся к дару импровизаторов <...>», его поэзия «состоит из ряда картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей», поэт «пытается передать свои чувства музыкой стиха <. >» -верно отметил А.В. Дружинин , один из теоретиков течения «чистого искусства», к которому принадлежал и Фет. В.П. Боткин сравнивал также поэзию Фета с эоловой арфой, А.А. Григорьев восхищался его многообразными весенними песнями, А.К. Толстой, поэт, близкий Фету складом своей художнической индивидуальности, высоко оценил образный синкретизм фетовского сборника 1863 г.: «там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, а сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук» .

О музыкальности лирики Фета, проявляющейся в композиции, ритме интонации, писали и Б.М. Эйхенбаум, и известный исследователь творчества поэта Б.Я. Бухштаб . Вместе с тем есть одна особенность музыкальности Фета, никем не замеченная.

В построении многих его стихотворений лежит один закон, общий для видов искусств, развертывающихся во времени. Условно его можно назвать законом триады:

1-я часть: называются две темы,

2-я часть: эти темы разрабатываются,

3-я часть: повторяются темы из первой части, обогащенные развитием, которое они получили во второй части. Этот закон наиболее ярко и полно проявляется в музыкальной сонатной форме: экспозиция, разработка, реприза. Многие стихотворения Фета организо-

ваны по такому же принципу. Существенно, что поэт интуитивно тяготел к трех- или четырехчастной композиции: «<. > главное, стараюсь не переходить трех, много четырех куплетов <...> » - делился он секретами своей стихотворной работы с К.Р.

В стихотворении <1842 г.> «Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне.» нарисована типично фетов-ская картина мира -одухотворенная природа и человеческие отношения, соответствующие состоянию природы. В первой строфе представлены темы природы (вьюги и ночи, огня) и человеческих взаимоотношений. Эти темы будут развиваться на протяжении всего стихотворения:

Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне.

Мы сели с ней друг подле друга. Валежник свистал на огне .

Во второй строфе несколько проясняется все еще неясная ситуация:

И наших двух теней громады Лежали на красном полу,

А в сердце ни искры отрады,

И нечем прогнать эту мглу!

Становится ясно, что герои стихотворения сидят не перед костром, а перед камином деревенского дома. Так разрабатывается первая тема огня, метафорически связанная со второй темой взаимоотношений лирического героя с женщиной, по-видимому, любимой им.

В третьей строфе, как и в третьей части сонатины, в основе которой лежит сонатный принцип триады, вновь повторяются лейтмотивные для всего стихотворения темы:

Березы скрипят за стеною,

Сук ели трещит смоляной.

О друг мой, скажи, что с тобою?

Я знаю давно, что со мной!

Под это «что», настойчиво выделяемое автором с помощью ударения, можно подставить любое состояние человеческой души, любое чувство и переживание. Читатель подготовлен к восприятию двух последних строк всеми предыдущими образами: ночной вьюги, тревожных отблесков огня, мглы в сердце. Так же слушатель сонатины воспринимает ее третью, заключительную, часть, непонятную в отрыве от двух предшествующих частей. Читатель наполнит местоимение «что» чувством безотрадности, какого-то разочарования или горя лирического героя. Но подобные впечатления будут весьма приблизительными, так как «логическая связь фраз у него (Фета. -Т.Д.) ослаблена» . Такие же приблизительные ассоциации вызывают и музыкальные образы. Стихотворение Фета понятно лишь при условии, если его воспринимать по законам музыкального произведения.

Подобных стихов у Фета много. Композицию сонатины находим и в другом стихотворении поэта <1842 г.> «Тихая, звездная ночь.».

1-я строфа: Тихая, звездная ночь,

Трепетно светит луна;

Сладки уста красоты

В тихую, звездную ночь.

Здесь опять, подобно предыдущему стихотворению, появляются две темы, которые будут развиваться на протяжении всего произведения так же, как темы в сонатине. В следующих строфах развиваются тема звездной ночи и связанная с ней тема красоты:

2-я строфа: Друг мой! В сияньи ночном

Как мне печаль превозмочь?..

Ты же светла, как любовь,

В тихую, звездную ночь.

Тема ночи становится здесь основной. При ее разработке к ней присоединяется побочная тема печали лирического героя, и с нею тесно сплетается разработанная в тему любви тема красоты.

3-я строфа: Друг мой, я звезды люблю -И от печали не прочь.

Ты же еще мне милей В тихую, звездную ночь .

В третьей, заключительной, строфе, как в репризе музыкального произведения, опять проходят все темы стихотворения: темы ночи, печали, любви. При этом лейтмотив фетовской сонатины - открывающая ее строка «Тихая, звездная ночь» и строка «В тихую, звездную ночь», трижды повторенная в стихотворении и являющаяся рефреном. Данный прием, изначально присущий жанру баллады, которая в средние века была плясовой песнью, сопровождавшейся припевом, усиливает музыкальность произведения [см.: 11]. В самой композиции стихотворения, в постоянном повторении нескольких ключевых слов (ночь, звезды, печаль, друг мой) проявляется установка на музыкальность. Усиливает музыкальность и анафора «Друг мой», которой начинаются первые строки второй и третьей строф, и сквозная рифма стихотворения: «ночь - ночь -превозмочь - ночь

Прочь - ночь». В целом это стихотворение воспринимается как музыкальное произведение: по его прочтении в душе читателя остается впечатление чего-то смутного, недоговоренного, «темного».

Существенно то, что проанализированные выше стихотворения ранние. Это означает, что Фет уже в начале своего творческого пути быстро нашел собственную художническую индивидуальность, собственный неповтори-

мый стиль. Резкое отличие его ранних стихов от лирики других поэтов состоит в изменении способов выражения поэтического содержания.

Если в лирике большинства предшественников и современников Фета - В. Жуковского, А.Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева и Н. Некрасова - основное содержание несет в себе семантика слова, а его звуковая оболочка выражает лишь обертоны смысла, то у Фета все наоборот: семантическая сторона слова как бы нивелируется, затушевывается, а основное содержание стиха выражает звук.

Не всегда музыкальность лирики Фета состоит в использовании применительно к поэзии композиции сонатины. Иногда поэт ограничивается лейтмотивом, то есть развивает одну тему, все время повторяя одну и ту же фразу. По такому принципу организовано стихотворение «Свеж и душист твой роскошный венок...» <1847>.

Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовония слышны, Кудри твои так обильны и пышны, Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок, Ясного взора губительна сила, -Нет, я не верю, чтоб ты не любила: Свеж и душист твой роскошный венок.

Свеж и душист твой роскошный венок, Счастию сердце легко предается:

Мне близ тебя хорошо и поется.

Свеж и душист твой роскошный венок

В этом произведении, напоминающем гимн, тема красоты развивается в тему любви, к которой затем присоединяется тема творчества. Если в стихотворениях, похожих на сонатину, в самом начале даются две темы, которые затем разрабатываются, то в стихотво-

рении «Свеж и душист твой роскошный венок...» дана одна тема, и лишь потом к ней присоединяются другие. Но музыкальный принцип господствует и здесь: он работает и на содержательном уровне («Мне близ тебя хорошо и поется», - признается лирический герой), и на формальных - композиционном и звуковом уровнях.

Композиция этого произведения -квинтэссенция фетовской музыкальности. Виртуозно использована здесь музыкальная композиционная лирическая форма кольца: благодаря шести повторам первой строки возникает кольцевая композиция как всего стихотворения, так и каждой строфы. Три маленьких кольца вписаны здесь в одно большое кольцо, что в четыре раза усиливает музыкальное звучание этого лирического шедевра.

В основе композиции стихотворения 1863 г. «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне..», отнесенного в первом выпуске «Вечерних огней» в отдел мелодий, тоже кольцо. Стихотворение, написанное пятистопным дактилем, начинается и заканчивается почти одинаковыми, чуть измененными строками. Чарующая музыкальность этого произведения достигается особыми поэтическими средствами.

Во-первых, все строчки одномерны: они состоят из 5 дактилических стоп. Кроме того все три строфы построены по принципу синтаксического параллелизма при полном отсутствии егу"атЬетеШ:.

1-я строфа:

1-я строка - Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

(подлежащее, определение, сказуемое, определение, дополнение.)

2-я строка - Травы степные унизаны влагой вечерней,

(подлежащее, определение, сказуемое, дополнение, определение; синтаксическое строение второй строки почти изоморфно первой.)

4-я строка - Длинные тени вдали потонули в ложбине.

(Здесь похожая, с некоторыми вариациями, синтаксическая структура: определение, подлежащее, обстоятельство, сказуемое, обстоятельство.)

3-я строка - Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Отличается своим синтаксисом, так как она является самой значительной. Она заключает в себе два предложения. Между тем 1, 2 и 4 строки представляют собой простые распространенные предложения, каждое из которых плавно развертывается в пределах одной строки.

Заключительная, третья строфа -яркий пример такого же синтаксического параллелизма, только ее первая половина строится на иных, вопросительных, интонациях.

1-я строка - Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

2-я строка - Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

3-я строка - Травы степные сверкают росою вечерней,

4-я строка - Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне .

Две последние строки последней строфы повторяют две первые строки первой строфы с заменой некоторых слов: «унизаны» на «сверкают», «влагой» на «росою», глагола «плывет» глаголом «бежит». Так показаны изменения, произошедшие в природе. «Этим нарушается логический эффект кольца, смысл которого - именно в полном тожестве (как у Пушкина), но подчеркивается его музыкальное значение», -отмечает Б.М.Эйхенбаум .

В этом стихотворении Фет рисует высокохудожественную картину летней ночи и растворение в ней лирического героя. Фет считает, что красота находится именно в природе и человек

должен понимать природу и жить с ней общей жизнью. Причем ночь для Фета

Радость, поэзия. Поэт слагает восторженный гимн летней ночи. Она не пугает лирического героя, напротив, в его душе «Крылья растут у каких-то воздушных стремлений», он призывает адресата стихотворения забыть все горести и неудачи и насладиться очарованием ночного пейзажа.

Лейтмотивный образ ночной природы в этом стихотворении -отражение месяца в воде. Лирический герой стихотворения видит это отражение ночного светила. Изящный зрительный образ и является кольцевым в стихотворении, появляясь в нем дважды - в начале и конце, в первой строке и последней. Такая композиция усиливает музыкальность произведения, но и затушевывает, «снимает» содержащуюся в нем недоговоренность. Как отметил

Э. Эгеберг, «перед концовкой обрывается линия, по которой до того развертывалось стихотворение:

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают <...>.

Фет прибегает к концовке этого типа не для того, чтобы найти простой выход из сложной ситуации, но вполне сознательно выбирает его, учитывая, что именно такое, кажущееся неподготовленным окончание лучше всего дает понять, что нарастание эмоций достигло того предела, где «слово немеет». Поэтому концовка в этих стихотворениях должна быть воспринимаема именно как маска, как замена того, что словами выразить нельзя» .

Поэт все время чувствует невозможность передать в слове сложный строй эмоций, настроений, переживаний. «О, если б без слова сказаться душой было можно!» - восклицает он в одном

стихотворении; «Что не выскажешь словами - звуком на душу навей», -просит в другом («Поделись живыми снами...» <1847>). Но, по верному наблюдению Е.В. Ермиловой, «Фет побеждает невыразимость, сделав объектом, превратив в слово само томление о невыразимости <...> » .

Фет раскрыл художественные принципы своей поэзии в стихотворении «Муза» <1854 г.>:

Цветы последние в руке ее дрожали; Отрывистая речь была полна печали,

И женской прихоти, и серебристых

Невысказанных мук и непонятных слез.

(Подчеркнуто мною. - Т. Д.)

Точнее нельзя было написать поэтический автопортрет: «невысказанные муки» обусловлены музыкальной организацией произведений Фета и, как следствие этого, недосказанностью, а значит, известной непонятностью его поэтических образов.

Поэт постоянно пытается выразить невыразимое, плохо поддающееся выражению словом, поэтому иногда его эпитеты настолько абстрактны, что их лексическое значение предельно редуцировано, а смысл передается звукописью, ритмом стиха . Верность этих соображений обнаруживает стихотворение «Сны и тени...» 1859 г.

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени Усыпленья

Легким роем преходящие,

Не мешайте Мне спускаться К переходу сокровенному,

Дайте, дайте Мне умчаться

С вами к свету отдаленному.

Только минем сумрак свода, -Тени станем мы прозрачные И покинем Там у входа

Покрывала наши мрачные .

И. Тургенев в письме к Фету от 7-25 декабря 1859 г. писал, что это стихотворение есть «совершенный сумбур»

Но это произведение отнюдь не бессмысленно. В нем показывается переход, осуществляемый человеческой душой во сне от мира физического к миру метафизическому. Это одна из тем, которая станет основной в поэзии русских символистов и которая зарождается у их предшественника Фета.

Особая музыкальность данного произведения достигается за счет бесплотности образов и тонкой инструментовки (преобладания плавных и сонорных согласных звуков, то есть «л», «м», «н», «р»).

Работа поэта над текстом этого произведения показывает, что правка велась именно над инструментовкой стиха. Так, первоначальный вариант третьей строки был «В сумрак трепетный манящие». Однако Фет заменил его на иной - «В сумрак трепетно манящие», добившись тем самым ассонанса на «а» (четыре раза повторяется этот гласный звук). Тринадцатая и четырнадцатая строки в первоначальном варианте текста звучали так: «Вылетая из-под свода/ Из-под свода.»

Но Фет, добиваясь аллитераций на «м» и «н», изменил эти строки на такие: «Только минем сумрак свода, - Тени станем мы прозрачные». Смысл тем самым выражают здесь прежде всего звуки - самый широкий гласный «а», несущий в себе ощущение простора, и согласные «м» и «н», усиливающие ощущение бесплотности, духовности иного, метафизического мира.

Ориентация на музыкальность отличает и лексику стихов поэта. В стихотворении «Какие-то носятся звуки...»

<1853> встречаются такие музыкальные термины: звуки, песня, отзвучала. В стихотворениях «Нет, не жди ты песни страстной...» <1858 г.> и «Прежние звуки, с былым обаяньем...» (1862) основной смысл передается с помощью следующих слов: звуки, струна, запели, песни, звучи, пой.

В лирике Фета лишь слово в союзе с музыкальным звуком передает чувства, впечатления и сиюминутные состояния человеческой души. Некоторые его стихи построены по законам музыкальных произведений, один из которых, закон триады, поэт применяет особенно часто. Музыкальная, гармоническая форма у Фета выражает мгновенные впечатления и, как правило, чувства восхищения прекрасным в природе, человеке, искусстве, попытки проникнуть за грань физического мира. В поэзии Фета явно складывается новая для русской литературы второй половины XIX века импрессионистическая эстетика. Пройдет совсем немного времени, и наследниками Фета окажутся Вл.Соловьев, символисты К. Бальмонт и А. Блок.

Литература

1. Чайковский П.И. Письмо к К.Р.(Велико-му князю К.Р. Романову) от 26 августа 1888 г. // Фет А.А. Вечерние огни. - М., 1979. - С.578.

2. Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. - М., 1988. - С.323, 319.

3. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха.]Г. Фет // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969. - С.435-509. См. также: Ермилова Е.В. Поэзия второй половины XIX в. // История всемирной литературы: В 8 т. - М., 1990. Т. 7. - С.86.

4. См.: Грамолина Н.Н., Киселева Т.Е. Библиография музыкальных произведений

на слова А.А.Фета // Фет А.А. Вечерние огни. - С. 772-781.

5. Соколова М.А., Грамолина Н.Н. Примечания // Фет А.А. Вечерние огни. - С.763.

6. Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета. СПб., 1856 // Дружинин А.В. Литературная критика. - М., 1983. - С.85, 88, 89. Дружинину вторил другой приверженец той же литературной школы, В.П. Боткин: «<...> мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие, такие, можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя». См.: Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета // Русская эстетика и критика 4050-х годов XIX века. - М., 1982. - С.482.

7. Толстой А.К. О литературе и искусстве.

М., 1986. - С.112.

8. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. // Фет А.А. Стихо-

творения и поэмы. - Л., 1986. - С. 33-40.

9. Фет А.А. Письмо к К.Р. // Фет А.А. Сти-

хотворения. Проза. Письма. - С.320.

10. Фет А.А. Стихотворения. - М.-Л., 1963.

11. См.: Пронин В.А. Теория литературных жанров. - М., 1999. - С. 138.

12. Эгеберг Э. Концовка в «Мелодиях» А.А.Фета // А.А.Фет. Поэт и мыслитель.

М., 1999. - С.87.

13. Ермилова Е.В. Поэзия второй половины XIX в. - С.86.

14. Ср. со следующим замечанием Б.М. Эйхенбаума: «Доминанта фетовской лирики - мелодика, но в некоторых случаях

Когда Фету нужно укрепить и усилить ее действие - он пользуется и фоническими приемами, ослабляя таким соединением «музыкальных» средств смысловую, вещественно-логическую стихию слова» .

15. Соколова М.А., Грамолина Н.Н. Примечания // Фет А.А. Вечерние огни. - С. 698.

16. Фет А.А. Вечерние огни. - С. 464.