На лучший кроссворд к произведениям аркадия гайдара. Занятие из цикла "Знатоки литературы" по рассказу А.П

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством А.П.Гайдара. Развивать интерес к чтению книг автора. Воспитывать чувства нравственности, гражданственности, патриотизма к историческому прошлому и настоящему России - нашей Родины.

Форма - викторина.

Участники – 2-е классы.

Оборудование: книжная выставка «А.П.Гайдар - писатель, дети – его герои», жетоны за правильные ответы, иллюстрации из книги, плакат «Детство и юность А.П.Гайдара», высказывания о творчестве писателя.

Здравствуйте, ребята!

Всю третью четверть мы с вами читали произведения А.П.Гайдара. Книги о нем, как о человеке, писателе, командире, бойце гражданской войны и герое Великой Отечественной войны. Сегодня на викторине, посвященной 100-летию со дня рождения А.П.Гайдара, мы подведем итог, что мы узнали о самом писателе, о его веселых и ответственных мальчишках из книг о детях. В первом туре мы подробно дадим ответы на вопросы по рассказу «Чук и Гек», победители во втором туре ответят на вопросы и об авторе, и вспомнят героев других рассказов. А сейчас я расскажу немного о жизни А.П.Гайдара.

А.П.Гайдар родился во Льгове (Курская область), а детство провел в г.Арзамасе. Там он учился в училище, там его застала революция. Оттуда он ушел на гражданскую войну, сюда он приезжал к близким друзьям. И именно в Арзамасе он впервые публично читал свое первое литературное произведение. «В дни поражений и побед». В городе несколько памятников писателю, но ближе всего памятник Аркадию Гайдару – мальчишке, уходящему на войну, никого не предупредив из домашних – еще не пустят. В этом городе замечательный музей Гайдара, детская библиотека и дом творчества, носящие имя писателя, есть улица и 2004 год в этом городе будет годом Гайдара. А.Гайдар родился 22 января в 1904 года в семье учителя Петра Исидоровича и фельдшера Натальи Аркадьевны (до замужества Сальниковой).

Гайдар прожил недолгую жизнь, полную походов и странствий, боевых тревог, лишений, радостей – и постоянной упорной работы. В 14 лет он оставил родной дом и ушел воевать против белых, воевать за революцию и Советскую власть. Шесть лет он воевал на фронтах гражданской войны. В 17 лет он командовал полком. Несколько раз он был ранен, сильно контужен в голову.

Гайдар любил революционную Красную армию, она была для него и семьей и трудной жизненной школой, он хотел всю свою жизнь быть в ее рядах. Но после контузии, пришлось оставить военную службу. Ему было тогда только 20. Надо было начинать жизнь заново, выбирать себе новое дело. Винтовку со штыком заменил на отточенное перо. Стал корреспондентом. И вновь перед ним распахивались пространства Родины: от Урала и Средней Азии до Закавказья, от северного русского Поморья до Уссурийской тайги. Гайдар работал в пермской газете «Звезда», свердловской «Уральский рабочий», московской «Красный воин», архангельской «Войны», хабаровской «Тихоокеанская звезда». В своих очерках он прославлял труд хлебороба, добытчиков угля, леса, стали, строителя. Гайдар – журналист писал по горячим следам событий, чтобы люди узнавали, как и чем живет народ. Гайдар был неприхотлив. Он носил солдатскую шинель, высокий сапоги, гимнастерку под широким армейским ремнем, папаху-кубанку. Через плечо полевая сумка с рукописями.

А вы спросите, а когда же он начал писать для детей?

В одной из заметок о себе Гайдар написал, что стал детским писателем, скорее всего потому, что в годы гражданской войны он сам был еще мальчишкой, и ему захотелось рассказать другим мальчишкам и девчонкам, как начиналась революция и в каких суровых боях завоевывалась новая, счастливая жизнь. Он хотел, чтобы они вырастали настоящими героями.

Он учил их быть храбрыми, честными, верными, мужественными, дружить с хорошими людьми, бороться с плохими, не отступать перед врагом, уметь отличить плохое от хорошего.

Книги Гайдара немногословны. Читать их одно удовольствие. А.П.Гайдар погиб, защищая своих товарищей. Это случилось 26 октября 1941 г., в 1 год Великой Отечественной войны, когда маленькая группа партизан, возвращаясь с боевого задания, наткнулась на эсэсовскую засаду.

Заслуги Гайдара перед литературой еще в 1939 были отмечены орденом «Знак Почета». В конце 1963 года писатель посмертно награжден Орденом «Отечественной войны первой степени».

Из моего короткого рассказа вы узнали биографию А.П.Гайдара. Обратите внимание на нашу выставку «А.П.Гайдар – и его герои». Эти книги вас ждут в библиотеке после мероприятия. Герои автора учат нас радоваться каждому верному слову, правильному поступку, быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными, скромными. И ни в коем случае не мирится с трусостью, со стяжательством, с несчастьем других людей. Всегда будь готов придти на выручку, ответить за порученное тебе дело, прожить жизнь честно, с пользой для окружающих. Из моего короткого рассказа вы узнали биографию А.П.Гайдара.

Итак, 1 тур викторины – вопросы для всех обучающихся;

2 тур викторины - вопросы для тех, кто больше получит жетонов за правильные ответы и награждение победителя викторины.

Начинаем 1-й тур викторины.

  1. Назвать настоящую фамилию А.П.Гайдара? (Голиков)
  2. Кем работали родители писателя? (Отец – Петр Исидорович – учитель. Мать – Наталья Аркадьевна - фельдшер)
  3. В каком городе родился Гайдар? (г.Льгов, Курская область)
  4. В каком городе жили главные герои «Чук и Гек» (г.Москва)
  5. Где жил и работал отец Чука и Гека? (В лесу возле Синих гор)
  6. Какой характер был у мамы мальчиков? (странный, веселый, она не ругала за драку, не кричала, а просо разводила драчунов по разным комнатам и не позволяла им играть вместе час или два)
  7. Что они получили от отца, почему решили поехать к нему за сто тысяч километров? (Письмо. Не приедет долго)
  8. Из-за чего произошла ссора между братьями, когда пришла телеграмма?
  9. Чем эта ссора закончилась? (телеграмму выбросили в окно)
  10. Кто из мальчиков любил петь? (Гек)
  11. Зачитать из текста страницу 18 и что произошло дальше? (Гек перепутал купе и лег рядом с каким-то дяденькой - военный)
  12. Вот они доехали до станции. Кто встретил Чука, Гека и маму? (никто)
  13. Сколько денег просил ямщик за то, что он их довезет до места, где живет их отец? (100 рублей)
  14. Чук спрятал кусочки сахара в карман, когда пили чай перед отъездом. Для чего? (кормить лошадей)
  15. Они на месте, их встречает радостный отец, да? (нет, никто)
  16. Как называется дом, в котором жил и работал их отец? (разведовательно - геологическая база № 3)
  17. Герои Гайдара устали, легли спать, что было постелено на широкой деревянной кровати вместо матраца? (сухие листья)
  18. Почему ямщик настаивал, что сторож базы, который ушел на охоту, к ночи вернется? (печь натоплена и щи не вынесены на мороз, а стоят в печи).
  19. Назовите фамилию отца, а значит Чука. Гека и мамы (Серегин)
  20. Вернулся сторож, у него разорван полушубок. Почему? (встретил медведя)
  21. Зачитать страницу 48.Правильно ли поступили городские жители? И если да – почему, и нет – почему?
  22. Почему задержались мама с Чуком, когда ходили за водой? (Ведра опрокинулись, пришлось возвращаться, и Чук варежку забыл на опушке, долго искали)
  23. Что произошло с Геком, пока отсутствовали мама с братом? (Гек забрался в ящик и уснул).
  24. Куда ходил сторож целых 4 суток вместо охоты? (к отцу)
  25. Под какой праздник вернулся отец в свое жилище в лесу, т.е. на базу №3 (Новый год)
  26. Как готовились ребята к встречи Нового года? (шили игрушки, навели порядок в комнате отца)
  27. Как встречали они этот праздник? (Все танцевали, Гек с радостью пел.)

Вопросы победителям:

  1. Назовите город где Гайдар учился и ушел на гражданскую войну? (г.Арзамас)
  2. Почему а А.Гайдара не сбылась мечта – стать военным на всю жизнь? (контузило в бою, осложнение и врачи признали не пригодным к военной службе)
  3. Сколько лет было А.Гайдару, когда он командовал полком? (17 лет)

(Сценка рассказа «Совесть»)

  1. Назвать инсценированный рассказ («Совесть»)
  2. Главные герои рассказа: сам Гайдар, ему было 32 года, жена Маруся и дочка Светлана – 6,5 лет. У них отпуск и они сняли дачу под Москвой. Назовите рассказ? (Голубая чашка).
  3. Герои решили ночевать на станции, т.к. до базы еще слишком далеко. Ночью Гек, как всегда захотел, что? (попить воды)
  4. Что запасливый Чук притащил с собой в постель, а маме в бок? (пружину от капкана).
  5. Назовите рассказы, которые мы не называли, а вы их читали.

Спасибо, ребята, за полные ответы. Вы очень внимательно читали, прекрасно отвечали. Молодцы!

Победителя ждет книга А.П.Гайдара «Военная тайна».

А я жду вас в библиотеке за новыми рассказами и повестями этого удивительного детского писателя, который говорит о самом главном: - «Чтобы отстоять Родину от врагов и построить новую жизнь, все мы должны составлять единый дружный коллектив, подставлять в трудную минуту свое плечо, чтоб кто - то более слабый мог на него опереться».

1. Жили-были два брата: Чук и Гек. Жили они с матерью в далёком огромном городе. И, конечно, город этот назывался...?

Москва.

2. «У мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а...»?

«...просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час,
а то и два не позволяла им играть вместе».

3. Чук и Гек были храбрыми братьями. Они это доказали. Как?

Прогнали камнями заскочившую во двор чужую собаку.

4. Собираясь в путешествие, братья вооружились. Чем?

«Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика;
а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика».

5. Чук был очень запасливым. В металлической коробочке он хранил серебряные бумажки от чая, галчиные перья, конский волос и конфетные обёртки. Какие?

Если там был нарисован танк, самолёт или красноармеец.

6. Гек был разиня, но зато он умел...?!

Петь песни.

7. Коробочку не нашли. Телеграмма от отца не была прочитана. Как решили поступить братья?

Ничего не говорить.

«Если мама спросит, где телеграмма, — мы скажем.
Если же не спросит, то зачем нам вперёд выскакивать?»

8. Как бы вы поступили на месте братьев?

9. И вот всё семейство уже едет в поезде. Ночь. Все спят. Только Геку не спится, он надел валенки, приоткрыл дверь и вышел в коридор... Чем закончилось это ночное путешествие?

Заблудился (громкое чтение эпизода).

10. «Распахнулась дверь, и с фонарем в руках в избу вошёл сторож...» Какое впечатление он произвел на братьев?

Злой, грубый дядька. «Чук и Гек обиделись:
Чук — потому, что его назвали толстым, а Гек — потому, что он всегда считал себя похожим на отца больше, чем Чук».

11. Хозяйственный Чук и в таёжной сторожке нашёл, чем разжиться.

Пружина от капкана и патрон от охотничьего ружья.

12. Фантазёр Гек спросил брата: «А что, если бы волшебники были на самом деле?» Он хотел попросить слетать к папе и сказать ему, что они давно приехали. Что бы вы попросили у волшебника?

13. Мама и Чук пошли за водой. Гек остался дома. Вернувшись, они не обнаружили Гека. Он исчез. Пожалуй, самый напряженный момент рассказа. Вы согласны? С вами случалось подобное?

14. Когда мы читали о похождениях Гека по ночному поезду, нам было весело. Спрятавшись в сундук, Гек хотел пошутить. Шутка удалась? Почему?

15. Рассказ заканчивается такими словами: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». А как ВЫ понимаете счастье?

Литературное состязание по рассказу «Чук и Гек»

Папа Чука и Гека жил

а) у Белых гор

б) у Синих гор

в) у Голубых гор.

Мама за драки Чука и Гека...

а) ругала и кричала на них

б) ставила в угол

в) разводила по разным комнатам.

Чук и Гек с мамой приехали

а) на разведывательно-геологическую базу № 2

б) на разведывательно-геологическую базу № 4

в) на разведывательно-геологическую базу № 3.

Жили Чук и Гек с матерью в далёком огромном городе, лучше которого и нет на свете. И конечно этот город называется...

а) Ленинград

б) Москва

Полушубок сторожа был рван, потому что...

а) с медведем не поладил

б) с зайцем дробь выбивал

в) с лисой в прятки играл.

Где спрятался Гек:

а) на печке

б) в сундуке

в) в тайге.

Башлык — это...

а) тёплый головной убор из сукна

б) вкусный суп

в) порода собак

Определите, кто это

«Разыскал гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика, да до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а потом ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу». (Гек.)

Любил спать с краю. (Гек.)

Смастерил себе кинжал из кухонного ножика. (Чук.)

На год старше брата. (Чук.)

Умел петь песни. (Гек.)

Тайно притащил с собой в постель пружину от капкана. (Чук.)

На опушке позабыл тёплую варежку. (Чук.)

«Он не любил, чтобы кто-либо обижал его мать, хотя бы это и был человек, который мог поссориться и подраться с самим медведем». (Гек.)

«Убери лишнее»

На карточках даются описания. Нужно убрать лишнюю карточку.

1) Гек увидел из окна поезда:

Луна, да такая огромная, какой в Москве не бывает.

Вот лесной домик. В огромных валенках, в одной рубашке и с кошкой в руках выскочил на крыльцо мальчишка.

Будка и часовой в тулупе.

Станции большие и совсем крохотные.

Поезда, гружённые рудой, углём, брёвнами, и эшелон с быками и коровами.

Бронепоезд.

. Страшенный козёл. (Увидел на станции, когда приехали.)

2) Сокровища, которые собирал Чук в Москве:

Жестяная дудка.

Три цветных значка.

46 копеек в дорогу.

Конский волос.

Галчиные перья для стрел.

Плоская металлическая коробка.

Серебряная бумажка из-под чая.

. Карандаш с наконечником из жёлтого патрона. (Получил в подарок от военного в поезде.)

Вопросы для обсуждения повести «Судьба барабанщика»

1. От чьего лица ведется рассказ в повести?

2. Что вы можете рассказать об отце Сережи?

3. Какие отношения были у Сережи с отцом?

4. Какие чувства охватили Сережу после ареста отца?

5. При ответе на два последних вопроса хорошо было бы использовать заранее подготовленное выразительное чтение отрывков наизусть, в которых говорится о взаимоотношениях Сережи и отца (например, отрывок от слов: «Помнишь, как в глухом лесу звонко и печально куковала кукушка...» до слов: «...и в доме пусто»). Выразительное чтение этих полных лиризма воспоминаний Сережи производит сильное впечатление на учащихся и помогает понять, что с раннего детства чувство любви к Родине воспитывалось в Сереже его отцом, отцом-солдатом.

6. Почему Сережа попадает под влияние темных личностей? Причину этому дети прежде всего видят в одиночестве Сережи. Учителю важно подвести учащихся к более глубокому осмыслению этого вопроса. Надо, чтобы учащиеся поняли, что «дядя» и старик Яков тонко и хитро воздействуют на Сережу. Во-первых, они играют на его лучших чувствах — на любви к Красной Армии, привитой ему отцом, на доверии к бойцам революции, все время, напоминая ему, что они «боролись и страдали, сражались под грохот канонад, сидели по тюрьмам и готовы были идти на эшафот». Кроме того, они постоянно напоминают Сереже о его «преступлениях»: продаже вещей мачехи Валентины, взломе запертого ящика стола. Используя это, они пугают его милицией, арестом, трудовой колонией для малолетних преступников.

7. С какими ребятами общался Сережа в школе и во дворе?

8. Кто был его другом?

10. Как относился Сережа к «дяде»?

11. Что больше всего его в нем привлекало?

12. Что узнает Сережа о старике Якове до отъезда в Киев?

13. Что помогает Сереже понять, что «дядя» не тот, за кого себя выдает? Почему Сережа не разоблачает его сразу же?

14. Какой момент в поведении Сережи вы считаете роковым? Что вы считаете началом падения Сережи? Докажите это.

15. Как повлияли на Сережу знакомство с семьей Грачковских и дружба со Славой?

16. Как повлияла па Сережу книжка о французе-барабанщике? В какой момент он вспомнил о маленьком герое?


Вопросы для обсуждения произведений А. П. Гайдара

Проверочная работа по внеклассному чтению.
Тема: Произведение А. П. Гайдара «Чук и Гек».
Фамилия Имя: _________________________________________
Восстанови план произведения.
План.
Сборы в дорогу.
Сговор братьев.
Знакомство с героями произведения.
Телеграмма.
Письмо от папы.
Ссора между братьями и ее последствия.
Елка.
Дорога в тайге.
Ночные похождения Гека.
Приезд на пустую базу.
Одни в тайге.

Составь характеристику братьев.
Гек.
Черты характера
В чем проявились?

Истратил деньги «на разные глупости» (по мнению Чука)

«У Гека такой коробочки не было...»

«Зато он умел петь песни»

«Да и вообще Гек был разиня...»

Выбросил коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление

На предложение Чука не говорить маме о телеграмме, сказал брату, что врать нельзя

«Но Гек до вещей был не завистлив и не жаден».

«...Он прижался лбом к холодному стеклу и стал смотреть, что это за край, как здесь живут и что делают люди». Ему было все интересно: за что мальчик из избушки бросил кошку в сугроб, что делают на заводе, мимо которого проезжал поезд.

В стуке колес он различал разговор вагонов с паровозом в стихах.

«Он не любил, чтобы кто-либо обижал его мать».

«Он, конечно, был растяпа и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, - вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки».

«...Если над Геком светило солнце, то он был уверен, что и над всей землей ни дождя, ни туч нету.
И если ему было весело, то он думал, что и всем на свете людям хорошо и весело тоже».

«Гек остался один. Он ждал долго. Ему стало скучно, и он начал что-то придумывать».

«Сначала Гек терпеливо отпихивался, потом вспылил и плюнул на Чука...»

Слова для справок: Незапасливый. Был честным. Не терпел обид и оскорблений. Разиня. Не увлекался коллекционированием. Имел способности к пению. Любознательный. Мечтательный, у него было богатое воображение, поэтическая натура. Не жадный и не завистливый. Ответственный. Рассеянный. Считал себя частью всего мира. Всегда что-нибудь придумывал. Не допускал обид над собой.

Чук.
Черты характера
В чем проявились?

Деньги не истратил, а приберег на поездку

Он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса»...

«...от злости у него затряслись руки»

Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме

Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол.

Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал драку.

«...Чук ходил от дверей к дверям и знакомился с пассажирами, которые охотно дарили ему всякую ерунду - кто резиновую пробку, кто гвоздь, кто кусок крученой бечевки...» «У Чука карманы полны, как мусорный ящик». «Она пошарила и достала из-под одеяла пружинку от капкана, которую запасливый Чук тайно притащил с собой в постель».

«.. .Чук помогал охотно, и за это ему достался зайчиный хвост...»

«Чук покраснел и поспешно удалился, потому что один патрон уже лежал у него в кармане».

«Чук от нечего делать стал толкать Гека и отжимать его к краю».
«Чук обозлился и кинулся в драку».

Слова для справок: Продолжал заниматься собирательством вещей. Общительный. Помогал маме обдирать зайца. Без спросу мог взять вещь и спрятать. Был заводилой ссор и драк. Запасливый. Конфликтный и бестактный. Увлечение коллекционированием. Несдержанный. Хитрый. Грубый.

3.С кем из мальчиков ты смог бы подружиться и почему?............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Прочитай заключительные слова рассказа о счастье:

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю».

А что бы ты добавил от себя, о своем представлении о счастье человека? В чем оно?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Викторина по произведениям Аркадия Гайдара для школьников.

Аркадий Гайдар – вопросы по произведениям А Гайдара, с ответами

За правильный ответ команды получают 1 балл.

1. От лица кого велся рассказ в повести «Голубая чашка»?

2. Куда спрятали ключ от дома папа со Светланой, уходя в поход?

3. Кто виноват в том, что любимая голубая чашка Маруси разбилась?

4. В каком городе жили Чук и Гек с родителями?

5. Где уснул Гек, ожидая маму и Чука в сторожке?

6. Кто его там обнаружил первым?

7. Куда положила девочка из рассказа «Маруся» букет васильков?

8. Сколько деревянных сабель выстругал маленький мальчик Алька из рассказа «Поход», готовясь уйти на войну?

9. Кого испугался первоклассник из рассказа «Совесть», когда шел через рощу в школу?

10. В какой повести главных героев звали: Женя Александрова, Тимур Гараев и Михаил Квакин?

11. Где располагалась штаб-квартира тимуровцев?

12. Для чего команда Тимура рисовала красные звездочки на воротах домов?

13. Чем хотел поживиться Ивашка Кудряшкин в колхозном саду?

14. Почему Ивашка резко подскочил, когда сел на камень?

15. С кем жил Мальчиш-Кибальчиш в своем доме после того как отец ушел на фронт?

16. Кто помог Буржуинам схватить Мальчиша-Кибальчиша?

17. Как называется рассказ, в котором главный герой заблудился в лесу?

18. Жиган и Димка – это герои, какого произведения?

19. Как расшифровать «Р. В. С.»?

20. Как звали главного героя рассказа «Патроны»?

Ответы:

1. От лица папы. 2. Под крыльцо. 3. Злые серые мыши. 4. В Москве. 5. В сундуке. 6. Собака. 7. На могилу отцу. 8. Семь. 9. Большую собаку. 10. «Тимур и его команда». 11. На чердаке двухэтажного сарая. 12. Чтобы помогать семьям красноармейцев. 13. Яблоками. 14. Камень оказался горячим. 15. С братом. 16. Мальчиш-Плохиш. 17. «Дым в лесу». 18. «Р. В. С.» 19. Реввоенсовет. 20. Гришка.

Разделы: Начальная школа

Подготовительная работа:

  • чтение детьми произведения,
  • просмотр фильма «Чук и Гек»,
  • подготовка детьми заданий классу по прочитанной книге.

Ход занятия

1. Рассказ о писателе.

Аркадий Петрович Голиков родился 22 января 1904г. в городе Льгове. Его родители, Пётр Исидорович и Наталья Аркадьевна работали учителями. В их доме неизменно присутствовал дух знаний и поэзии. С 1912 года семья переехала жить в Арзамас. Здесь прошли два счастливых года жизни Аркадия. Здесь он поступил в 1 класс реального училища. Он отлично учился, особенно по литературе, сочинял стихи, участвовал в самодеятельных спектаклях, выступал на вечерах.

Но в 1914 году началась Первая мировая война, и отца Аркадия в первые же дни забрали на фронт. Сын активно принимал участие во всех событиях в городе и обо всём писал отцу на фронт. Но он и сам стремился в армию, и с 1919 года (в 15 лет) поступил на курсы командиров РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). К 17 годам Аркадий становится командиром полка, а затем командующим целым боевым районом. Но в 1923 году из-за ранения заболел, долго лечился и был уволен в запас.

«С тех пор я стал писать. Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно всё начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел всё же немало» - пишет сам Гайдар в 1937 году в своей автобиографии. Его произведения «Школа», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» и другие любимы уже несколькими поколениями читателей.

С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар ушёл на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда», воевал в партизанском отряде и погиб 26 октября 1941 года, прикрывая отход товарищей. На месте гибели и на родине Гайдара установлены памятники, но лучший памятник писателю – это его книги, которые читают и перечитывают до сих пор.

2. Работа по произведению А.П.Гайдара «Чук и Гек»

1) Ответьте на вопросы по содержанию текста:

Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, почтальон, Чук, Гек, мама, проводник, пассажиры вагона, ямщик, сторож, собака Смелый, геологи)

Расставьте иллюстрации к произведению по порядку сюжета (иллюстрации прилагаются – для занятия выбраны одни из первых иллюстраций к данному произведению )

В каком городе жили Чук и Гек? Как об этом можно догадаться по тексту? (Москва )

Как долго папа не был дома до того, как пригласил семью в гости? (год )

В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? (декабрь )

Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию?

Из-за чего они поссорились перед отъездом?

Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы?

Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? Как по-вашему, промолчать о чём-то – это соврать или нет? Что же лучше – промолчать или соврать?

В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала? (поздно вечером )

По какой причине Гек проснулся ночью в поезде?

Кто пристыдил Гека за хлопанье скамейками? (проводник)

Как называется поезд с вооружением, обшитый бронёй? (бронепоезд )

В какое время суток поезд подъехал к станции, где маму и братьев должен был встретить папа? (утром)

Сколько километров оставалось ехать от станции до того места, где жил отец? (сто)

Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? (козёл)

Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? (пружину )

О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле? (медведь , лошадь )

Сколько человек жили и работали на разведывательно - геологической базе №3? (десять )

Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму? (из разговора со сторожем )

Что было написано в телеграмме? («Задержись выезжать на две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу».

Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? (Сказал, что проверять капканы, а на самом деле пошёл к отцу, чтобы сказать, что его семья уже приехала)

Что можно сказать о стороже по этому поступку? Какие ещё его слова и дела подтверждают, что это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это?

Зачем Гек спрятался в сундуке? (хотел всех напугать )

Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? (Чук потерял варежку )

Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? (Смелый )

Что принёс сторож от отца? (ключ от комнаты и письмо )

Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку?

Что принёс им сторож для этих поделок? (серебряную бумагу от завёртки чая и кусок воска для свечей)

Какой «секрет» для отца приготовили Чук и Гек на ёлке? (по фильму – хлопушку с письмом)

Какой подарок на Новый год подарил мальчикам сторож? (по фильму – белку )

Из выделенных слов попробуйте составить кроссворд. (Слова: Москва, год, декабрь, бронепоезд, пружина, медведь, лошадь, Смелый, белка)

2) Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека (С иние )

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апе льсин)

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телегр амму )

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё )

Профессия отца Чука и Гека (г еолог )

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщи к )

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сун дук )

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлы к )

Фамилия Чука и Гека Серёгины

3) Назови по описанию животных, которых Чук и Гек видели в тайге по дороге к отцу:

Среди этих зверьков есть травники, колосники, листопадники; охотники считают его хитрым, потому что выследить его по запутанным следам очень трудно. (зайцы )

Этот зверёк в разное время года может питаться насекомыми, гусеницами, иногда мышами и рыбой, ловит птиц и таскает из птичьих гнёзд яйца, грызёт сброшенные лосями рога, ест почки деревьев, орехи, семена елей и сосен. Его злейший враг – куница. (белка )

Птенцы этой птицы могут появиться на свет в любое время года, даже чаще зимой, в течение жизни у этой птицы меняется форма клюва, а трупики этих птиц, в отличие от других, не разлагаются 15 – 20 лет (клесты )

Крупная хищная птица, ведущая ночной образ жизни, приносит большую пользу лесу и сельскому хозяйству, истребляя грызунов. Считается символом мудрости. (сова )

Среди этих животных есть и северные, и пятнистые, и благородные. Их рост может достигать 2 метров, а длина рогов до 93см. Но этот великан – совершенно безобидное животное, питается растительной пищей, очень пуглив, держится обычно стадами (олени )

4) «Математика в литературе»

1. Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. (1000+1000+100=2100км)

2. Ответьте на следующие вопросы:

  • Сколько дней папа не был дома? (365)
  • Сколько минут (самое меньшее) мама не позволяла драчунам играть вместе? (60)
  • Сколько дней мать собирала Чука и Гека в дорогу? (7)
  • Сколько дверей купе выходило в коридор вагона? (10)
  • Какую плату просил ямщик за то, чтобы довести их до места? (100 руб.)
  • На сколько дней отец просил задержаться с выездом? (14)
  • Какое время показывали часы, когда люди во всех уголках нашей страны слушали бой кремлёвских курантов? (12)

Вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.

- - + - + - =

Почему же книги Гайдара так любят и до сих пор читают дети и взрослые и в нашей стране, и в других странах?

Давайте прочитаем последний абзац произведения:

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной»

А что же для вас счастье?

Урок завершается финальной песней из фильма «Чук и Гек».