Как проверяется тестовая часть огэ. Как проверяют гиа по русскому языку

Рекомендуемая таблица перевода баллов ОГЭ 2018 года в оценки по русскому языку опубликована на официальном сайте ФИПИ (скачать).

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.

Таблица 1

Таблица оценок ОГЭ 2018 года по русскому языку

Распределение баллов ОГЭ 2018 по русскому языку по заданиям отражена в демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку в файле спецификация.

Таблица 2

Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Тип задания
Часть 1 1
(задание 1)
7
Часть 2 13
(задания 2–14)
13 Задания с кратким ответом
Часть 3 1
(задание 15)
9 Задание с развёрнутым ответом
Части 1 и 3 10 баллов за практическую грамотность и фактическую точность речи
Итого 15 39

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Ответ на задание 1 (сжатое изложение) части 1 работы оценивается по специально разработанным критериям.

Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7.

За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 13. Оценка ответа на задание части 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям.

Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение (альтернативное задание) – 9. Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.

Максимальное количество баллов , которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.

Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.

Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».

Существенным считается расхождение в 10 или более баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение заданий 1 и 15 (суммируются баллы по всем позициям (критериям) оценивания задания каждым экспертом: ИК1–ИК3, С1К1–С1К4, С2К1–С2К4, С3К1–С3К4, ГК1– ГК4, ФК1). В этом случае третий эксперт перепроверяет задания 1 и 15 по всем позициям оценивания.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

«Аттестация 9 классов в новой форме» - Проекты. Выпускники IX классов общеобразовательных учреждений. Нововведения в КИМ ГИА. Рекомендации по подготовке выпускников. Порядок проведения. Заявление родителей. Особенности проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации выпускников. Решение об участии в государственной (итоговой) аттестации.

«Государственная аттестация 9 класс» - Мониторинг уровня подготовки к государственной итоговой. Об освоении. Результаты контрольных работ. Особенности проведения. Русский язык. ГИА-9 в традиционной форме. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся. ГИА в 2013 году. Результаты ГИА-9 в новой форме по обязательным предметам. Пакет документов для организации ГИА-9 в щадящем режиме.

«Подготовка к ГИА» - Доступность темпа изложения нового материала. Проверка рабочих тетрадей. Лист самоконтроля учащегося. Обучение самоконтролю. Система индивидуальной поддержки учащихся. Создание доброжелательности в классе. Развитие навыков самообучения. Индивидуальный образовательный маршрут. Подбор индивидуальных заданий.

«Итоговая аттестация 9 классов» - Информация для заполнения. Бланк ответов. Экзаменуемый. Задания с развёрнутым ответом. Верхняя часть бланка ответов. Дополнительный бланк. Пометки. Информация, внесенная в бланки ГИА. Знак. Регистрационная информация. Оформление ответов. Государственная (итоговая) аттестация учащихся 9 классов. Математика.

«Инструкции по ГИА» - КРОМЕ: По русскому языку – орфографические словари. Организатор входит в состав комиссии по проведению служебного расследования. По математике – таблица квадратов и справочные материалы, содержащие основные формулы. Для подачи апелляции о нарушении процедуры проведения экзамена в ОУ выпускник должен:

«Государственная итоговая аттестация 9 класс» - Муниципальные экзаменационные комиссии. Апелляции. Выдача результатов. Тиражирование материалов. Орган исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. Подготовка аналитических данных. Формирование базы данных. Проведение экзамена. Территориальные предметные подкомиссии.

Как проходит ОГЭ по русскому языку? С чем приходится сталкиваться экспертам, проверяющим работы учеников? В чем уникальность и неповторимость детских работ, и какие ошибки девятиклассники чаще всего допускают в своих работах? Обо всем об этом пресс-службе Московского центра качества образования рассказала председатель региональной предметной комиссии ГИА-9 по русскому языку Надежда Нефедова.

О сотрудничестве с МЦКО:

Экзамен по русскому языку в формате ГИА-9 проходит восьмой год. И весь этот долгий и непростой путь по апробации новой формы государственной итоговой аттестации за курс основной школы и перевода ее в штатный режим предметная комиссия прошла вместе с нашими коллегами из Московского центра качества образования. С первого дня МЦКО занимается организацией этой масштабной и очень ответственной работы, берет на себя сложную и очень объемную работу по подготовке и проведению процесса проверки нашей предметной комиссией заданий с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов ГИА-9 в основной и дополнительные периоды итоговой аттестации.

Региональная предметная комиссия по русскому языку ГИА-9 – одна из самых многочисленных в Москве. Когда мы начинали эту работу в 2009 году, нас было 700 человек. В последние годы численность экспертов составляет от 620 до 650 человек, как, например, в этом, 2016 году. И каждый год перед сотрудниками Московского центра качества образования встает серьезная задача: как разместить нашу комиссию во время основного периода проверки экзаменационных работ выпускников? Были годы, когда мы работали в две смены: с 9.00 до 15.00 и с 15.00 до 21.00. Наш рабочий день длился с 8.00 до 23.00. Последние два года стало легче: эксперты работают в одну смену.

Кроме того, МЦКО всегда стремился создать достаточно комфортные условия для работы экспертов: наши коллеги-эксперты всегда могли выпить чашечку чая, кофе, перекусить. Так за все время работы у нас сложился работоспособный коллектив единомышленников: сотрудники Московского центра качества образования, Московского института открытого образования и учителя русского языка московских школ. Мы всегда ставили перед собой только одну задачу – качественно и в срок проверить экзаменационные работы выпускников, объективно оценить их успехи за предыдущие девять лет обучения и тем самым помочь ребятам увидеть свои перспективы.

Об особенностях ОГЭ по русскому языку и трудностях работы эксперта:

В контрольных измерительных материалах по русскому языку ГИА-9 в формате ОГЭ представлено не одно задание с развернутым ответом, как, например, в ЕГЭ по русскому языку, а два творческих задания. Сначала ребята пишут сжатое изложение на основе прослушанного текста (задание 1). Вторая часть – «тестовая». А третья часть (задание 15) – вновь задание с развернутым ответом, творческая работа, сочинение. Более того, темы сочинения в третьей части носят вариативный характер: предлагается три формулировки тем, и ученик выбирает одну из них.

Подходы к формулировкам тоже разные. Первая носит лингвистический характер, требует от ученика понимания высказывания ученых-лингвистов о языке, умения объяснить смысл высказывания, привести примеры из текста. Вторая тема ближе к опыту, полученному на уроках литературы. Ребятам предлагается финальная фраза текста, и они должны интерпретировать ее смысл на основе понимания содержания всего текста с учетом авторской позиции. Это другая направленность работы.

И, наконец, третья тема. В большей мере она носит мировоззренческий характер. Ученику предлагается объяснить лексическое значение одного из ментальных понятий, например: «любовь», «дружба», «милосердие», «человечность», «сострадание», которые составляют основу системы ценностных представлений человека о мире и жизни. Ребята, исходя из своего опыта, объясняют значение слова, приводят примеры на основе прочитанного текста, примеры из своего жизненного опыта.

Ученику интересно работать с такими материалами. В течение экзамена меняется характер работы, и школьник может проявить себя в разных направлениях творческой деятельности. Но эксперту нелегко: чтобы проверить работы, он должен знать специфику каждого вида деятельности и критерии оценки разных заданий с учетом особенностей их выполнения. В пакете материалов для проверки работ у эксперта 19 разных текстов (как было в 2015 году), 18 лингвистических цитат, 18 фрагментов для интерпретации и не менее пяти слов для толкования значения, но на основе опять-таки 18-ти разных текстов. Эксперт должен все это содержательно осмыслить, соотнести с требованиями формулировки задания, критериями и условиями оценивания экзаменационной работы.

Помогает осознание значимости работы эксперта: не только проверить и оценить работу, но и помочь ученику осознать, насколько он успешен в освоении программы за курс девятого класса, каковы его перспективы. Кроме того, за каждой работой, стоит школьник. И не видя ученика, но читая его работу, мы проникаемся смыслом его рассуждений и его эмоциями. Как не откликнуться, например, на такую силу убежденности выпускника (выпускницы): «Что движет человеком на войне? Ярость? Нет. Боевой порыв? Нет. Совесть? Нет! Патриотизм!!!».

Об особенностях работ:

Мы работаем с языком и видим самые разные работы выпускников по уровню владения речью. Есть яркие профессиональные впечатления. Встречаются экзаменационные работы, за которыми мы видим огромный труд учеников, их родителей и учителей при подготовке к экзамену. Работы отличаются зрелостью в восприятии жизни, индивидуальностью почерка, глубиной содержания материала. В прошлом году некоторые ребята, выбрав задание 15.3, писали сочинение о дружбе, в одном из них были замечательные слова: «Настоящий друг на вес золота. Надо не только искать хороших друзей, но и быть таковыми».

Но встречается и то, что мы называем «причудами языка» наших школьников. Приведу несколько примеров:

«У каждого из нас есть деталь, которая делает нас человеком».

«Совесть – это то, что нельзя перекинуть на плечи другому».

«…знаки расчленения…»

Смеемся, и это хорошая разрядка во время трудной работы эксперта!

О типичных ошибках на ОГЭ:

Результаты экзамена зависят как от уровня освоения школьного курса по русскому языку, так и от уровня языкового развития выпускников основной школы. Поэтому достижения учащихся девятого класса мы рассматриваем как промежуточные: впереди годы обучения и годы взросления – все это даст возможность подросткам совершенствоваться в языке и речи.

Особая проблема, с которой мы часто сталкиваемся при проверке школьных работ, – это большое количество грамматических и речевых ошибок. Они свидетельствуют о том, что ребята не достаточно хорошо освоили грамматические и речевые нормы современного языка, на становление которых во многом влияет характер устной и письменной речи ближайшего окружения и семьи в первую очередь.

Чрезвычайно важен и собственный опыт речевой практики школьника. Этот опыт достаточно специфичен в отборе лексики, строения речи хотя бы потому, что подростки активно используют молодежный сленг с его лексикой, речевыми оборотами, грамматическими особенностями. Когда ученик на экзамене создает текст, он во многом опирается на свою внутреннюю речь. И не всегда ее можно соотнести с речевой или грамматической нормой современного языка. Ребятам бывает трудно переключаться с неформального общения на литературную речь. Часто в их работах происходит смешение уровней и стилей языка.

Конечно, любой носитель языка испытывает внешнее давление современной языковой практики. Но подростки особенно этому подвержены: идет процесс активного освоения окружающего мира и через язык в первую очередь. Например, в языке, как и во многих других областях жизни, существует понятие «мода», «тренд». Заданы они, в том числе, и журналистикой как влиятельной сферой в работе с языком, с развитием языка. Но частотность употребления какого-либо слова и (или) оборота в речи окружающих еще не означает, что они стали литературной нормой. Специфика работы эксперта при проверке экзаменационных работ как раз и связана с установлением соответствия письменной речи выпускника литературной норме.

Пожелания ученикам и учителям:

Ученикам я хочу пожелать только одно: любите и цените родной язык, в том числе и потому, что владение языком – это залог интеллектуально богатой и эмоционально насыщенной жизни. Кто владеет языком, тот владеет миром, потому что язык дает огромные возможности для познания мира и предоставляет богатейшие возможности для самовыражения.

А учителей я бы хотела призвать к тому, что в профессии нет окончательных достижений. Казалось бы, мы восьмой год занимаемся одним и тем же – совершенствуем мастерство по проверке работ учеников, проводим экспертную оценку их учебных достижений. Но чем больше мы с коллегами работаем, чем глубже погружаемся в этот процесс, тем больше понимаем, как много мы еще не знаем! Поэтому я желаю педагогам не терять интерес к профессии, к тому делу, которое мы выбрали однажды и которому так преданно служим.

Нужно не телефоны запрещать, а руководителям образования подумать, как решить проблему использования телефонов в образовательных целях, как создать у школьников устойчивый интерес к изучению наук, которые востребованы в практической жизни. Сегодня материал в учебниках напоминает архивный материал до рождества Христова. Из учебников математики выхолощены истории создания математических знаний, например, изучается преобразование Фурье, попробуйте узнать с какой целью автор его создал и где эти знания можно применить. Большинство открытий человечества было вызвано определенными потребностями деятельности человека. А у нас не только школьные педагоги не могут ответить на вопрос, где можно применить новые знания, но даже в ведущих университетах страны картина та же. Это нонсенс. Это именно то, что убивает живой интерес, если у ребенка был интерес, то к 7-8 классу школа начисто уничтожает эту потребность. Преподавателей, которые глубоко знают и любят свой предмет, могут подать материал в виде, который вызывает живой интерес слишком мало. Вместо поиска разумных решений - одно универсальное - ЗАПРЕТИТЬ. Надо не телефоны запрещать, а искать новые варианты, как достижения прогресса поставить на службу образованию. Надо пытаться приобщить школьников к новым инструментам, используя достижения прогресса, а не объявляя им войну. История никак не может научить людей, запретами никто и никогда ничего существенного не добивался. В природе на любое действие всегда возникает противодействие. Может не стоит бороться с ветряными мельницами, а подумать, как изменить ситуацию в свою пользу.

Приведу пример возможного использования смартфонов, сделал ученик домашнее задание, сфотографировал его, а перед входом на урок поднес телефон и с помощью технологий с поднесением к считывателю информации передал свои решения на проверку, сегодня можно не только распознать что написано, но и кто написал, для этого достаточно обработать несколько контрольных работ в классе и машина безошибочно укажет автора. Вопрос когда подобные технологии придут в школу? Я не привел здесь ничего фантастического, при массовом внедрении подобные технологии они будут не дороже обычной электронной доски в классе. С помощью смартфона можно вывести решения любого ученика на электронную доску, приложений и применений может быть масса, надо только голову включить.

Школа появлением многочисленных запретов скоро будет напоминать тюрьму, там тоже одни запреты. Надо не запрещать, а думать как включить школьников в процессы, где можно использовать их для исследовательских и образовательных целей. Мы стремительно приближаемся к рубежу, когда интеллект машины обойдет интеллект человека, я несколько лет назад разработал программы, которые могут сдавать многие вопросы ЕГЭ как минимум не хуже любого человека, причем это самые сложные вопросы, в Японии завершают эти работы по всей школьной тематике на любом уровне от простейших задач до олимпиадных. Жизнь дает уникальную возможность поставить возможности бытовой техники - смартфоны на службу образованию подрастающего поколения, но решать это надо через организацию центров, где бы разрабатывали программы, цель которых сделать этот ресурс максимально интересным и востребованным. Надо больше обсуждать необходимость подобных преобразований в отечественной школе. Пришло время, когда даже "школьные стены" могут обучать детей во время перемены, так как можно уже сегодня задать устный вопрос и получить на него разумный и полезный ответ. Посмотрите на роботов, которых все больше представляют на экранах при подготовке к чемпионату мира. А что мешает подобные технологии двинуть в школу?

Еще раз напомню стоимость подобных технологий не дороже электронной классной доски, которая пока не работает с каждым учеником, хотя смартфон есть почти у каждого.