Николай петрович шилов божья коровка. Николай Петрович Шилов – человек-праздник

Место работы И.М.У. / МГУ / 1-й МГУ
М.К.И. / МИНХ им. Г. В. Плеханова
И.М.Т.У. / МВТУ им. Н. Э. Баумана
и др.

Никола́й Алекса́ндрович Ши́лов (28 июня (10 июля) 1872 года , Москва - 17 августа 1930 года , Гагра) - русский и советский физик о-химик , специалист в области теории адсорбции и реакций окисления . Магистр химии (), профессор ИМТУ (с 1911 года), МКИ (с 1912 года), Московского Университета (с 1917 года). В годы Первой мировой войны совместно с Н. Д. Зелинским и другими химиками работал над созданием средств противохимической защиты . В -1916 годах внёс огромный вклад в создание системы противогазовой защиты армии и гражданской обороны, разработав первую теорию действия противогаза и заложив основы специального обучения и противохимической защиты войск.

Ранние годы

Николай Александрович Шилов, коренной москвич, родился 28 июня (10 июля) 1872 года в купеческой семье . Ещё в период учёбы в реальном училище увлёкся химией, в 1891 году поступил на физмат Императорского Московского Университета , который закончил с отличием четыре года спустя. По получении диплома Шилов был «оставлен при кафедре химии для подготовки к профессорскому званию». В рамках своей научной работы в -1897 году несколько раз ездил в Германию, где работал в лейпцигской физико-химической лаборатории Вильгельма Оствальда . Весной 1898 года успешно сдал магистерские экзамены, получив право на зарубежную стажировку. Следующие три года провёл в Германии, в основном - в Лейпциге, а также в Гейдельберге , где располагалась физико-химическая лаборатория Юлиуса Лотара Мейера . Работал главным образом над реакциями окисления. В 1901 году Шилов вернулся в Россию и защитил в Московском Университете магистерскую диссертацию «О сопряженных реакциях окисления».

Начало XX века

Получив звание магистра химии, Николай Александрович Шилов начал преподавательскую карьеру в Императорском Московском Университете. В и 1904 годах отправлялся в длительные (по несколько месяцев) научные командировки в Германию. С сентября 1902 года - титулярный советник . С по 1907 год Шилов, будучи приват-доцентом , состоял в ИМУ лекционным ассистентом по органической химии . В 1907 году Николай Александрович также начал преподавательскую деятельность по совместительству в Московском инженерном училище , где проработал два года . 1 января 1908 года Николаю Александровичу был пожалован орден Св. Станистава III степени .

Первая мировая война; она оказалась и

первой масштабной химической. Последнее, однако, не было вполне неожиданным. Политические и дипломатические средства защиты от применения варварского оружия были предложены Россией ещё на Гаагской мирной конференции 1899 года.

Однако, надежные индивидуальные средства защиты, тем более для массового использования, сделаны ещё не были. Не явилось ещё само слово - противогаз. Военная необходимость принудила к ускоренным действиям по их разработке, созданию, производству и внедрению.

Профессор Н. Д. Зелинский, основываясь на общих принципах абсорбции и конкретных свойствах древесного угля, предложил (1915 г.) его использование для индивидуальных противогазовых средств. Сперва в респираторах, затем со специальной маской, конструкция которой была разработана Куммантом. Это и стали именовать, как противогаз Зелинского-Кумманта. Преодоление бюрократических трудностей продолжалось более года. Испытания и внедрение проводились в боевых условиях. Этим заведовал ученик Зелинского, профессор, статский советник Н. А. Шилов. Фронтовая работа, изначально поставленная им на твердую научную основу, приносила полезные рекомендации и практические плоды. Из сотрудников этой лаборатории надо отметить Л. К. Лепинь, Н. И. Гаврилова, Н. А. Церевитинова, М. А. Грановского. Важнейшим достижением школы, руководившейся H. A. Шиловым, надо считать разработку теории послойной работы угольного фильтра, лежащей в основе расчета противогаза. Большую роль при подготовке военных химиков сыграли брошюры Л. А. Чутаева «Химические основы газового и противогазового дела», Н. А. Шилова «Газовая борьба с точки зрения химика» и ряд других брошюр. Разрабатывались системы обучения личного состава и методы привыкания работы в противогазах-палатки окуривания и полевые окуривания. Создан учебный фильм «Полевое окуривание». Будучи хорошим фотографом, Н. А. Шилов составил наборы стереодиапозитивов

Помимо продолжения научно-преподавательской деятельности, Николай Александрович с началом Великой войны активно включился в общественную работу. В частности, неоднократно выступал в Московском коммерческом институте с благотворительными публичными лекциями, сбор с которых шёл в пользу раненых и больных воинов в госпитале института. Также Шилов занимался организацией использования рентгенологической лаборатории Коммерческого института институтским госпиталем, а также другими московскими госпиталями и клиниками Москвы .

В 1915-1917 годах Шилов работал на фронте по части испытаний и внедрений противогаза Зелинского-Кумманта. Под его руководством было организовано до 7 передвижных (на базе железнодорожных составов) лабораторий по проверке противогазов, изучению особенностей их эксплуатации, а также обучению личного состава. Им также была разработана система обучения солдат приёмам противохимической защиты, в том числе метод окуривания в палатках окуривания и полевых условиях.

Работе Н. А. Шилова по противогазному делу предшествовала иная, так сказать противоположная, а именно по созданию аппарата для удобного и равномерного распыления удушающих газов. Такой аппарат создан Н. А. в 1915 году и в том же году проведены два полигонных испытания оного: 1 октября на авиационном поле близ Бронниц (позднее там был аэродром сельхозавиации), и 24 октября за Невой у села Ивановское под Петроградом.

Послереволюционное время

В мае-июле 1918 года Николай Александрович возглавлял первые опыты по промышленному уничтожению взрывчатых веществ и химического оружия на полигоне близ ст. Лианозово МЖД .

Научные работы

Научные работы Николая Александровича Шилова в основном посвящены теории адсорбции и окислительно-восстановительным реакциям , кинетике сопряжённых реакций, изучению взаимодействия веществ, находящихся в реакционной системе. В своей магистерской диссертации «О сопряженных реакциях окисления», защищённой в 1901 году, Шилов систематизировал огромный экспериментальный материал по сопряжённым реакциям, построил основы их теории и разработал терминологию, применяемую до сих пор . Кроме того, на основании теории о «сопряжении» реакций Шилов подошёл к обобщающим представлениям о природе гомогенного катализа .

Наиболее заметные публикации

  • Шилов, Н.А. Записки по объемному анализу. Пособие при первоначальном изучении методов титрования / Сост. Н.А. Шилов, магистр химии, приват-доцент Московского университета и преподаватель Московского инженерного училища. . - М. : Скл. изд. у авт., 1908. - 131 с.

Николай Петрович Шилов - заведующий кафедрой праздников в Челябинском институте культуры и искусства - необычайно обаятельный, умный, веселый и добрый человек, детский поэт, член Союза писателей России.
Шилов Николай Петрович - довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес - девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких.
Каждый день по утрам он ест овсяную кашу и говорит:
- Спасибо! После такой вкуснятины очень хочется, поработать.
После этого Шилов Николай Петрович садится на трамвай, показывает контролеру свой проездной билет и едет в институт, а сам по сторонам смотрит. Увидит, скажем, суматошную муху на окне, капризного мальчика на маминых коленях или грустного барбоса под сиденьем и сразу их в стихи вставляет.
На работе Шилов Николай Петрович учит студентов. Рассказывает, как надо праздновать Новый год, 8-е Марта и день рождения. Потому что студенты учатся в институте искусства и культуры.
У Шилова Николая Петровича в этом институте очень много друзей. Одни танцуют, другие на медных трубах с тремя кнопочками играют, а третьи всякие книжки с предисловиями, пишут. Правда, все друзьяприятели взрослые и с ними можно разговаривать только серьезно.
Вечером Шилов Николай Петрович говорит:
- До свиданья!
И снова садится на трамвай.
Дома Шилов Николай Петрович сперва пьет кофе, а потом садится писать книжки для детей. И старается назвать их посмешнее. Например, «Доктор Муха-горло-нос».
Вот какая жизнь у детского поэта Шилова Николая Петровича.

СОБАКА И КОШКА

Солнышко.
Птички.
Цветочки.
Дорожка.
На ней повстречались
Собака и Кошка.

«Приличная киска,
К тому же не бяка,
Не стоит
С ней драться, -
Решила Собака,
Которую только что с
Сняли с цепочки, -

Тем более
Солнышко,
Птички,
Цветочки».

«Не пёсик,
А душка, -
Подумала Кошка.
Ему бы культуры
Общенья
Немножко.
Пожалуй, упрятать
Пора коготочки,
Тем более
Солнышко,
Птички,
Цветочки».

Так и прошли они
Мимо друг друга,
Никто не скулил,
Не шипел от испуга.
Хвостами вильнули
И сели в тенёчке…
Да здравствуют
Солнышко,
Птички,
Цветочки!

КИТ

В океане
Мелкота
Жить не может
Без кита.
Мамы Кильки
День-деньской
Разговор ведут
Такой:
- Дети!
Если ураган
Взбаламутит
Океан,
Встреча
После урагана
Возле
Главного фонтана.

ВСЕ НЕ

Воробей,
Воробей,
Ты из лужицы
НЕ пей,
Из подсолнуха
НЕ клюй,
Во все стороны
НЕ плюй,
На дороге
НЕ скачи,
Клювом в окна
НЕ стучи,
Возле кошек
НЕ садись,
Со скворцами
НЕ дерись.
Если выполнишь
Все НЕ,
Будешь правильным
Вполне.
Только правильных
Зануд
Воробьями
НЕ зовут.

МУХА В КЕФИРЕ

Раз, два,
Три, четыре -
Муха
Плавает в кефире.
Я согласен, что бокал
Не Ока
И не Байкал,
Но и муха
Не карась -
Еле вы-ка-раб-ка-лась.
- Извините, -
Говорит, -
Если очень
Кислый вид.

ХРЮШКА

- Есть, -
Сказала Хрюшка, -
У меня
Подружка.
Мне давно
Охота
Подарить ей
Фото.
Уберите
Крышку,
Наведите
Вспышку.
И скажите Мужу,
Пусть подыщет
Лужу.





Детские поэты нашего Челябинска. Николай Петрович Шилов (без сокращений)

«Мальчишки дружат с мальчишками. Девчонки – с девчонками. Реже – мальчишки с девчонками. Еще реже мальчишки и девчонки – со стихами…Ты можешь спросить: «А за что их любить?...А что могут стихи?»...Оказывается, многое-премногое. Давай считать по пальцам.

Рассказывают о том, что ты сам никогда не испытывал, - загибай первый. Обогащают твою память самыми лучшими словами – второй. Учат думать, догадываться, размышлять – третий. Развивают вкус и чувство юмора – четвертый. И, самое главное, улучшают настроение…вот сколько доброго делают для нас стихи.

Вот и соображай после этого, стоит или не стоит дружить с ними. Во всяком случае, я тебе от всей души этого желаю». (Н.П. Шилов)

В прошлом номере, уважаемые читатели, мы говорили о Нине Васильевне Пикулевой, а теперь приглашаю вас к размышлениям о творчестве Николая Петровича Шилова (1947–2010).

Совестно жить в Челябинске и не знать, что рядом с нами живут Поэты… Цитирую Андрея Щупова, потому что сама со стихотворениями Н.П. Шилова познакомилась меньше года назад:

«Стихи…челябинца Николая Шилова… должны быть в доме каждого любителя и знатока литературы. Потому что это истинно российская классика! Та самая классика, которой никто не читает и не знает. Не удержусь и приведу свой любимый из шиловских стихов. Сам автор называл это рецептом для тех, кто хочет стать знаменитым:

«Как стать знаменитым»
Николай Петрович Шилов

Если плакать десять дней,
Образуется ручей,
Если очень долго —
Кама или Волга.
На реке построят мост,
На мосту поставят пост
И прибьют дощечку:
«Наплакавшему речку»».

"Шилов Николай Петрович - довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес - девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких…". Так Николай Петрович представил себя детям в журнале "Тропинка" (1997.- №7.-С.29). Действительно, он высокий человек, еще и симпатичный, улыбчивый. Но ребята и взрослые должны знать, что он не только поэт, а еще и доцент академии культуры и искусства, Заслуженный работник культуры России» (персональный сайт поэта, автор не указан).

Н. П. Шилов – профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств, член Союза писателей России с 1999 г., детский поэт, заслуженный работник культуры РФ (1995 г.). В соавторстве с Л. Я. Рахлисом разработал оригинальные методики и уроки творчества в помощь воспитателям детских садов и учителям начальных классов: «Цветик-семицветик – кругосветное путешествие», играй-сказку «Здравствуй, бабушкин сундук», уроки словотворчества «Школа Винни-Пуха», праздник дня рождения «Кого аист в клюве принёс?» и др.

«Стихи твои – звонкие, легко читаемые и очень добрые по своей сути (Л.Я. Рахлис, поэт):

Тыща лет пройдёт,

Однако

Будет всё,

Как было встарь:

По мосту

Бежит собака,

Под мостом

Плывёт пескарь.

Вдалеке трещит сорока,

Спит

Сомлевшее село,

И, устав

От солнцепёка,

Стадо

В речку забрело.

Карапузы возле речки

Строят башни из песка,

А над ними, как овечки,

Тихо бродят облака.

«Теперь уже трудно представить детскую литературу нашего края без его поэзии, библиотечки умных, добрых и весёлых книг», - считает Н.А. Капитонова (главный библиотекарь Челябинской областной детской библиотеки).

Полностью соглашаюсь с каждым словом, а вы? Почитайте вместе со своими детьми книги и стихотворения Шилова: « Доктор Муха-Горло-Нос», «Самсусам», «Страшный зверь»! А потом спросите, как спрашивал, сам Николай Петрович: «А за что их любить? А что могут стихи?»


Марина Комарова для газеты «Мы рядом»

Друзья, предлагаю вашему вниманию информацию с персонального сайта поэта. Режим доступа:



Николай Петрович Шилов


"Шилов Николай Петрович - довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес - девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких…".

Так Николай Петрович представил себя детям в журнале "Тропинка" (1997.- №7.-С.29). Действительно, он высокий человек, еще и симпатичный, улыбчивый. Но ребята и взрослые должны знать, что он не только поэт, а еще и доцент академии культуры и искусства, Заслуженный работник культуры России…

У Николая Петровича вышло несколько детских книг, небольшими тиражами. Его стихи появлялись и появляются в периодике. Их трудно не заметить.

Так кто же он, поэт и ученый?

Родился Николай Петрович 12 апреля 1947 года в городе Щучье Курганской области в рабочей семье. Еще в школе начал писать стихи, некоторые из них печатались в местной газете. После окончания восьмого класса, он поехал в Челябинск поступать в техническое училище. Его не приняли по зрению, и он поступил в культпросветучилище. Николай Шилов с отличием окончил его в 1966 г. и был направлен в Ленинградский институт культуры на театральный факультет.

В Ленинграде он побывал (и не раз), наверное, во всех театрах, музеях. Получил такой запас эстетического, театрального образования, что ему можно позавидовать. И еще ему повезло: в 1968 году в составе небольшого студенческого отряда он побывал в Германии. Там его даже наградили за хорошую работу. Но главная награда - возможность посмотреть знаменитые немецкие города Дрезден, Лейпциг, Берлин, их театры, узнать культуру народа.
Шилов окончил институт, вернулся в Челябинск, стал преподавать в том же училище, в котором учился сам. Правда, сначала один год он прослужил в армии. Кроме преподавания, он со своими студентами писал сценарии, ставил спектакли и концерты.
С 1970 г. Николай Петрович стал заниматься в литературном объединении "Экспресс", что при Дворце железнодорожников. Подружился с руководителем литературного объединения и детским поэтом - Львом Рахлисом.
В 1982 г. он перешел на работу в институт культуры, стал работать вместе с Рахлисом. А в Челябинском университете Николай Петрович создает очень интересный студенческий театр "Софит". За 10 лет существования "Софит" не раз был победителем на разных конкурсах.

Николай Петрович вместе с Л. Рахлисом написали первую книжку для воспитателей детских садов и учителей начальных классов (это был 1992 г.) "Цветик-семицветик", потом появились "Здравствуй, бабушкин сундук", "Школа Винни-Пуха" и др. (список последних работ приложен). Все, кто работает с маленькими детьми, сразу оценили достоинства сценариев игр, конкурсов, шоу, придуманных авторами-выдумщиками, фантазерами, знатоками характеров мальчишек и девчонок.

Лев Рахлис к тому времени уже был известным детским поэтом (его книги "То ли правда, то ли нет?", "Шишел-Мышел…" помнят читатели). Дружба с детским поэтом, совместная работа над сценариями не прошли для Николая Шилова даром. Уезжая в Америку, Рахлис передал Николаю Шилову эстафетную "палочку" детского поэта, кафедру в институте. Теперь Николай Петрович - заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников. Не случайно статью о Шилове назвали "Профессор кафедры праздников". Когда в нашем городе проходит какой-то большой праздник, то мало кто знает, что сценарий этого праздника написан Николаем Шиловым.
При огромной занятости в институте Николай Петрович успевает писать стихи для детей.
Первые стихи появились в газете "Хроника", где была специальная детская "Газетка". С первых же стихов Николая Шилова стало понятно, что появился в Челябинске настоящий детский поэт с особым видением, знанием детей, своим словом: веселым, ироничным, образным, озорным.
Вот, например:

Объявление
Хочу познакомиться
С девочкой ЛЮДОЙ,
Желательно плаксой
И страшной занудой.
Номер такой-то,
Звоните в обед,
ЛЮДОед


Стихи Шилова интересны и маленьким детсадовцам, и ученикам начальной школы, и их родителям, бабушкам и дедушкам. Эти стихи можно было бы назвать хорошим средством против скуки, занудства. Их хорошо читать вслух…

Буквоедки
Маленькие мышки
В чулане грызли книжки,
Мышки-малолетки
Большие буквоедки.


Стихи Николая Петровича заставляют ребят думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, богатству языка, юмору. Один из примеров:


В 1996 году в Челябинске появился журнал "Тропинка", где главным редактором была С.Б. Школьникова, а заместителем ее и ведущим рубрики для самых маленьких - "Детский сад" стал Николай Петрович. В "Тропинке" есть стихотворения самого Шилова и много хороших стихотворений других поэтов, с которыми Николай Петрович знакомил наших маленьких читателей. К сожалению, "Тропинка" перестала издаваться в связи с отъездом главного редактора и организатора этого журнала.
Стихотворения Шилова печатались в Минском журнале "Кважды-Ква", в американской газете "Русский дом", которую теперь в Атланте выпускает Лев Рахлис.
Первый сборник стихов Шилова вышел в 1997 году "Доктор МУХА-ГОРЛО-НОС". Причем первыми редактором этого сборника стала талантливая Челябинская детская поэтесса Нина Пикулева.
Вот какое стихотворение Шилова дало название сборнику:

Кому кто нужен
Если Муха после стужи
Разболеется всерьез,
Значит, Мухе срочно нужен
Доктор МУХА-ГОРЛО-НОС
Ну, а если занеможет
Жизнерадостный Барбос,
То несчастному поможет
Доктор УХО-ГОРЛО-ПЕС.


В 1999 г. - еще сборник - "Самсусам". Самый полный - 50 стихотворений. "Самсусам" дает понять читателям большим и маленьким, как много может поэт, как интересны его стихи-загадки, стихи-игры, считалки, страшилки, мечталки.
Но было бы неверно отмечать в его стихах только юмор, озорство. Есть такие стихи, которые заставляют думать и ребенка, и взрослого о серьезных вещах: "Думы", "Лето", "Заботы"

Если речку
Не беречь,
Перестанет
Речка течь
Зарастет высокою
Острою осокою…


Много стихотворений Николая Петровича посвящено природе: ветру, цветам деревьям, букашкам. Может быть потому, что он сам хороший садовод, в его стихах такие тонкие и точные наблюдения за всем, что растет и живет на земле: "Старички", "Божья коровка", "Букашки". Очень типичное стихотворение:

Одуванчик
У него
На темечке
Воинственные
Семечки
Встали
С парашютами,
Только ветра
Ждут они -
Это лучшая погода
Для захвата
Огорода.


Последний по времени сборник вышел в 2000 году - "Страшный зверь".
Яркие, веселые стихи Николая Шилова "просятся" на музыку. Композитор Елена Поплянова сочинила целое музыкально-поэтическое веселое представление на стихи поэта - "Веселый праздник Пам-Парам", так что теперь стихи Шилова "запели".
Повезло книгам Николая Шилова с художниками: Дима Прокопьев, М. Бубенцова, В. Горячко, А. Разбойников очень хорошо понимают поэта, и рисунки их соответствуют тому, о чем говорит поэт.
Кому-то повезет, и он побывает на встрече с Николаем Петровичем. Каждая такая встреча - праздник.
К одной такой встрече написала стихи Нина Васильевна Пикулева:

ВСТРЕЧАЙТЕ!
В этот день веселый мая
К вам спешил издалека,
Головою задевая
Кучевые облака,
Сто-чудес-в-пути-свершилов,
Озорной, как Дед Мороз,
Николай Петрович Шилов,
Укротитель бурь и гроз!
Всем-смеяться-разрешилов
И-задать-любой-вопрос,
Николай Петрович Шилов,
Доктор муха-горло-нос.
Строен, как Карандашилов,
Бодр и свеж, как эскимос,
Николай Петрович Шилов,
Осушитель детских слез.
Он - поэт, я точно знаю!
К вам зачем издалека
Он спешил на праздник мая?
Рад он вам! На-вер-ня-ка!
Николай Петрович Шилов
Рассмешит строкой до слез!
Он не просто К-вам-спешилов,
Он СТИХИ свои привез!
Для него ЖИВОЕ СЛОВО -
И работа, и игра.
Не встречали вы такого?
Так встречайте же, пора!


В день рождения поэта - 12 апреля 2000 года его приняли в Союз писателей России.
Выросли два сына у Николая Петровича. Один стал физиком, другой - историком. У историка есть уже своя большая и интересная книга. На столе Николая Петровича лежат стихи в новый сборник "С жирафом в обнимку" (при его росте можно обнять и жирафа). Поэтический путь Николая Шилова еще только начинается. Есть все основания надеяться, что будут новые и новые книги, что издаваться они будут большими тиражами, чтобы их мог купить каждый, кто любит детские стихи.
Остается пожелать Николаю Петровичу здоровья, новых стихов, новых сценариев на радость детям и взрослым.

Шилов Н.П. Стихотворения // Тропинка.= 1997.-№4.-С.7,11; №6.-С.20-3,9; №7.-С.29-31 (О себе - С.29).
Шилов Н.П. Стихотворения // Тропинка.- 1998.-№2-С.2,6.
Рахлис Л., Шилов Н. У Пимпампончика в гостях: Допиши-книжка // Тропинка.-1998.-№2.-С.32-33; №4.-2-я с.обл.


Список работ Н.П. Шилова для воспитателей детских садов, учителей начальных классов

Шилов Н.П. Всюду деньги, деньги, деньги; Выше нос!; Колобок: Конкурсные игровые программы. - Челябинск: ОНМЦ, 1993.-15с.
Рахлис Л.Я., Шилов Н.П. Кого аист в клюве принес: Праздничный игроскоп-шоу для именинников. - Челябинск, 1992.-56с.
Рахлис Л.Я., Шилов Н.П. Мир чудес: Три сценарно-режиссерских сериала. - Челябинск: ЧГИК, 1992.-131с.
Рахлис Л.Я., Шилов Н.П. Хозяйка - гости; Четыре круга карусельных игр; Шилов Н.П. Репка: Новая игра по сюжету старой сказки. - Челябинск: ОНМЦ, 1994.-32с.

Шилов Николай Петрович (р. 12.04.1947, г. Щучье Курганской обл.), поэт, режиссер, педагог, член СПР (1999), заслуженный работник культуры РФ (1995). По окончании Ленингр. ин-та культуры им. Н. К. Крупской (1970) преподаватель режиссуры в Чел. КПУ. С 1982 в ЧГИИК (ЧГАКИ): преподаватель, с 1984 зав. кафедрой режиссуры театрализ. представлений и праздников, с 1992 доцент. В период его рук-ва кафедра стала методич. центром для организаторов праздников в Чел. и области. Методич. разработки специалистов кафедры используются сотрудниками центров нар. творчества мн. регионов России. Область науч. интересов Ш.— сценарное мастерство, режиссура, сценарные основы игровых и развлекат. программ. Ш. провел мастер-классы для сценаристов и режиссеров театрализ. представлений и праздников в гг. Екатеринбург, Курган, Москва, Пермь, Тюмень, Южно-Сахалинск и др. Рук. творч. лабораторий, в к-рых проходят обучение воспитатели детских садов в Чел. и др. городах обл.; на занятиях используются оригин. авторские методики Ш. Совм. с Л. Я. Рахлисом выпустил сборники дидактич. мат-лов (игры, сценарии, стих, и др.): «Цветик-семицветик — кругоцветное путешествие», «Здравствуй, бабушкин сундук», «Школа Винни-Пуха: Уроки словотворчества и веселого сочинительства», «Кого аист в клюве принес? (Праздник дня рождения)», «Мир чудес: Игровая марафон-программа». Рук. агиттеатра «Софит» (ЧелГУ), чел. команды КВН «Формула 1». Сценарист и режиссер игр «Телефон удачи» и «Пир на весь эфир» на Чел. ТВ; программ фестиваля детского художеств. творчества «Хрустальная капель», Бажовского фестиваля, праздника «Президентские игры» и др. В 1997—2002 зам. гл. редактора детского ж. «Тропинка», ведущий рубрики «Детский сад». Автор сборников стих. для детей: «Доктор Муха-Горло-Нос» (1997), «Страшный зверь» (2000), «Безусый Самсусам», «Посвящение в лягушки» (2001), «Поросенок, который был собакой» (2004), «Три дождя тому назад» (2006), «Лето в банках» (2006), «Диалоги Петрова» (2007), вышедших в Чел. Комп. Е. М. Попляновой написаны песни на стих. Ш., вошедшие в сб. «Праздник Пам-парам» (1999). Ш. чл. правления Чел. отделения СПР (с 2004). Дипломант лит. конкурса им. Л. Н. Толстого в номинации «Детская литература» (Москва). Лауреат пр. гор. администрации Чел. «Золотая лира» (2007). Жена Ш.— педагог В. В. Шилова, сын — историк Д. Н. Шилов.

  • Ну кто?
  • Шалуны, вот кто! Тогда углы будут живыми.
  • Молодец, Рита! Хорошо придумала. Пригласим-ка в наш детский сад всяких-превсяких зверей. И получится живой уголок. То-то будет весело. А шалуны пусть шалят себе. А то жить ску-ку-чно будет.

И мы взяли телефонную книжку и наш большой телефон. И позвонили всем че-лябинским поэтам. Попросили помочь нам. И вот что получилось!

Милости просим в наш живой уголок!

От редакции: а какие поэты привели в Живой уголок своих животных, вы можете почитать стихи о них на нашем сайте:

Ирина Ежова - Собачье объявлене, Ася Горская -Стрекозу и уточек, которые перепутали маму с пароходиком, Ефим Ховив - козлёнка с бородой, Нина Пикулева - медвежаток, Лидия Преображенская -ёжика и Олег Юлдашев - пингвинов!

И сам Николай Петрович тоже много писал о зверях, особенно о собаках - вот некоторые его стихи.его стихи.

СОБАЧКА В ТЕЛОГРЕЙКЕ

По аллейке

В телогрейке,

Не кусается,

Не бросается.

Неприлично гавкать,

В безрукавке,

В бесштанинке

На утренней

Разминке.

ЧТО ДЕЛАЛ БОБИК В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Вдоль и поперёк

Вприпрыжку

После этого

Пятитонный

Самосвал

Все колёса

А потом ловил,

С тополей

Летящий пух,

Прошло потом,

Стал гоняться

За хвостом,

Собственным,

Правда, безуспешно...

День у Бобика —

Сплошная аэробика.

ЩЕНОК

Хорошо бежать вприпрыжку

За хозяином своим,

Вместе делать передышку

И резвиться вместе с ним.

Догонялки, обгонялки,

Наконец, перегонки,

А потом хватанье палки

С вырываньем из руки.

Я от радости шалею:

Не житьё — а красота!

И хозяина жалею

За отсутствие хвоста. :

ДУМЫ

Возле мусорного

Ходит хмурая

Думает свои:

Даже если

Ты - бродяга,

Беспородная

Дворняга,

Беспородная

Дворняга

Без друзей

И без семьи,

Надо думать

Не о хлебе,

А о звездах

А о звездах

И о небе,
Даже утром
Натощак.
Ну, а если

Жить иначе,

Становится

Собачьей,

Жизнь становится

Собачьей,

И тем паче -

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ

ДЛЯ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ

ХВОСТЫ

В темноте

Зимой и летом

Хвост держите

ПИСТОЛЕТОМ,

Чтоб имели

Бледный вид

И грабитель,

И бандит.

А в трамвайной

Толкотне

Будьте бдительны

Перед остановкой

Не держите

Хвост МОРКОВКОЙ,

Среди трамвайцев

Половина зайцев.

По мостовой

Под оркестр

Веселящийся

Марширует

Вот тогда

Само собой

Задирайте хвост

Мне вчера пролаяла

Дворняга эти правила.

Стихи почитали, тепе рь поиграем

ИГРА 1.

Не зря наша кукушка Рита ску-ку-ксилась. Одному всегда скучно. Поэтому и звери, и птицы, и рыбы, и

насекомые любят собираться вместе. Галки, например, летают стаями. А если идут коровы, много-много, что это? Правильно, стадо.

А если мчатся лошади, это - ...

А если плывут селедки, это - ...

А если летят журавли, это - ...

А если пасутся овцы, это - ...

А если клубятся пчелы, это - ...

2. НОВЫЙ ГОД

  • Рита, - сказал я, - ско-ро Новый год. - Давай ку-пим мороженого. Когда часы будут бить двенад-цать раз, мы его съедим.
  • А кого они будут бить? - подозрительно спросила Рита.
  • Не волнуйся, бить - это значит бомкать. Бом-бом-бом! Чтобы все знали, что Новый год уже наступил.
  • На кого?
  • Что на кого?
  • Наступил на кого?
  • Рита, тебе надо провет-риться. Почаще открывай форточку.

Двадцать четыре раза в сутки открываю, - заворча-ла Рита, - так и ангину по-лучить недолго.

Кукушка Рита - мой луч-ший друг. Она живёт в часах и очень любит беседовать.

  • А если у тебя ангина, вернее, если у меня ангина, то Новый год придётся встречать в мастерской.
  • Это почему?

Потому что часы всё время будут показывать тридцать девять и шесть. И никаких бом-бомов.

Ужасно! - испугал-ся я. - У всех Новый год наступит, а я живи в старом и без подарков. Как же тебя от ангины спасти?

Очень просто, -оживилась Рита, - нуж-но эскимоское лече-ние. Его специально проводят, чтобы не за-хворать.

  • Как это?
  • Слушай внима-тельно. Я выскакиваю из часов, а ты уже дер-жишь лекарство в виде эскимо. Только я проку-кую, ты мне р-раз его в горло - и всё.
  • И так каждый день? -заволновался я.
  • Не-е-е-т! - мечта-тельно протянула Рита. - Полный курс лечения -двадцать четыре раза в сутки.

Вот какие заботы у меня перед праздником. Бегаю каждый день в магазин "Лакомка", покупаю моро-женое и кормлю Риту, чтобы в Но-вый год часы, не дай Бог, тридцать девять и шесть не показали. А в перерывах сказки Маши Мельник читаю. Вслух. Для себя и для Риты.

В этом же номере "Тропинки" Николай Петрович Шилов поместил в первый раз бо-о-льшой кулёк своих стихов. Приводим их все в том порядке, как они были в журнале в подборке "Немного о себе"

СЛАДКОЕЖКИ

По улице без спешки

Гуляли Сладкоежки,

Смеялись Сладкоежки,

Болтали меж собой,

Вдруг видят Сладкоежки — ^

Копейка кверху решкой,
К несчастью, кверху решкой

Лежит на мостовой.

.

Копейку Сладкоежки

Подняли без задержки,

Без всяческой задержки

И сразу же в буфет.

Купили Сладкоежки

Вагон и две тележки,

(А может, три тележки!)

Печенья и конфет

И вот уж по дорожке,

Вздыхая, Сладконожки

Ш атаясь, Сладкоручки

Едва-едва идут,

А рядом Сладкощёчки

В разорванном кулёчке,

Пустом-пустом кулёчке

Лишь фантики несут.

БЕЗУСЫЙ САМСУСАМ

Сам катает —

Сам летает—

Самосвал — сам валит,

Самовар — сам варит.

А безусый САМСУСАМ

Всё-превсё умеет сам.

Этот шустрый человек —

Самопрыг и самобег,

Самобряк и самотоп,

Самосвист и самохлоп,

Самосброс и самохват,

Самолёт и самокат.

ДРАЧУНЫ

Повстречались как-то

Два драчуна,

Лбы широкие,

Как два кочана.

Оба замерли сперва,

Как столбы,

А потом склонили

Крепкие лбы,

Разбежались хорошенько

Только искры полетели

Вокруг гуляющий люд:

— Это, граждане,

Наверно, салют!

ЛИДОКОРК

На чёрном

Асфальте,

На острове белом

Лидокорк,

Нарисованный

Его лидокорком

Зовут неспроста,

Длиннохвостых

С хвоста.

КАПУСТНЫЙ ПИРОГ

— Я сегодня

Мне не нравится

У-у-у! i

Он недопечённый,

Он переперченный,

И к тому ж

Вот такие пироги,

Если встал не с той ноги.

КАПЕЛЬКА-КАПУШКА

Плачет, плачет

Папа Дождь,

Потерялась где-то

Капелька-Капушка —

Серебряное брюшко.

Дней тому

Примерно пять

Как она пошла

Посидеть

В тенёчке

На сливовом

Листочке,

А к полудню

Скрылась,

Испарилась...

Плачет, плачет

Папа Дождь:

— Где же,

Где же дочь?

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Уважаемый Редактор!

Я — простой железный тракто[

начинающий поэт,

десяти от роду лет.

Вот что я пишу в стихах:

Та-ра-рах

Тах-тах-тах

Поместите строчки эти

С фотографией в газете,

Чтоб на будущей неделе

Все ребята тарахтели.

КОМАРИК

Налетавшийся

Сидит кемарит.

И приснился

Луг зелёный

На ромашке

Он, комар,

Из ромашки

Пьёт нектар.

Ах, какой хороший сон!

Ах, какой хороший он!

А пробудится

Будет пить

Людскую кровь.

ЛЕТО

В поле речка —

Быстротечка,

Плавают ерши,

Превосходное

Местечко

И для глаз,

И для души.

Хочешь —

Плавай и купайся,

Хочешь —

Просто загорай,

В песке копайся,

Или в камушки

Хочешь —

Слушай камышинки

Во все глаза,

Как в прохладе

На кувшинке

Отдыхает стрекоза.

А не хочешь —

Возвращайся,

Опять ложись,

Спи весь день

Или валяйся,

Только больше

Не ершись.

БУКАШКИ

Росли на поляне

Четыре ромашки,

Под ними гуляли

Четыре букашки.

Букашки гуляли,

Ромашки росли,

Ромашки увяли,

Букашки ушли.

ПРАЗДНИК ДЛЯ ЧЕРВЯКОВ

Мочит дождик

Чернозём,

Мы семьёй

Гулять ползём.

Возле мяты

Благоуханную,

Растянувшись

На траве,

Подремать

Минуты две

И померяться

С полусонною

СТРАШИЛКА

В страшном месте

Два скелета

Строят университет.

В центре университета

Будет страшный

Факультет

Привиденьеведенья.

Для сведенья:

В этот университет

Будут брать

С преклонных

Дедушек-прадедушек,

Бабушек-прабабушек.

Будут брать

Всякие страшилки,

Чтоб тряслись

Поджилки.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Рубашка-пятнашка,

Головка и ножки —

Я божью коровку

Держу на ладошке.

Она то по кругу

Бежит, торопясь,

То с пальчика

Хочет на пальчик попасть.

То глянет на север,

То глянет на юг,

То крылья поднимет,

То сложит их вдруг.

Быть может,

У ней потерялся ребёнок,

Такой же оранжевый

Божий телёнок?

А может быть, где-то

Упал на бочок

И просит о помощи

Божий бычок?

А может, она

Удивляется лету,

Хорошей погоде

И Божьему свету.

ГУСАК

Господин Гусак,

Простите,

Вы зачем на всех

Это не годится,

Как никак

Вам гораздо лучше

Чем сердиться

И шипеть!

(Так как это заседание в редакции Николая Петровича с кукушкой Ритой происходило пред Новым годом, мы решили поместить сюда несколько стихотворений, имеющих отношение к зиме. Ред. сайта )

ВАРЕЖКИ

Вышли Варежки

Взяли Варежки:

Раскололи

Разожгли

Запылала

Варежкам

Подремать

Да погреть

ХОРОШИЕ СЛОВА

Тракторист

Иван Петров

Машину дров,

Расколол их,

Просушил

И в поленницу

Целый зоосад:

Кошка с выводком

Да два Щегла -

И всем хочется

Запирает

Двери вечером

Разжигает

Жарко печь

Такую речь:

— Чтоб душа

Была чиста

И до хвоста,

И из шкафа

Поэтический

Сесть поближе

С выводком котят,

На пару с Хомяком

Под потолком.

Хорошо горят дрова

Под хорошие слова.

ИГРА 2

Стихи почитали, пора и поиграть. А помогут нам звери, птицы, рыбы и насекомые. Про них столько разных словечек напридумано, как будто все только и мечтают побыть слоном или лягушкой.Играть будем так. Я называю, каким может быть человек, а вы добавляете, на кого из животных он
похож. Например:
Я: голодный... Вы: как волк.
Я: зубастый... Вы: как щука.

А теперь попробуйте сами.

Болтливый_______________ _______

Косолапый_____________ .__

Хитрый__________________

Трусливый_______________

Зоркий__________________

Полосатый_______________

Упрямый________________

Горбатый________________

Бородатый_______________

Пушистый_______________

3. КОШАЧЬЕ-РЕБЯЧЬИ И ПРОЧИЕ СЛОВАРИ

Есть на свете такая страна - Австрия. А в этой стране - город Линц. Так вот, давным-давно, больше, чем сто лет на-зад, жил в этом городе один профессор. Звали его Готфрид Иммануэль Венцель. Он очень любил собак и внимательно-пре-внимательно их слушал. А потом составил словарь собачьих слов.

Паф - просьба угос-тить чем-нибудь вкуснень-ким - сосиской или кол-баской.

Пиф _ возмущение, скажем, тем, что какой-то мальчик размахивает пал-кой.

Баф - приветик! Это для друзей-товарищей.

Бау - важная новость. Например: "Смот-рите, на крыльце появилась кошка!" Вот такие собачьи словечки.

Очень интересная история! - сказала кукушка Рита. - Давайте попросим ребят -пусть они послушают своих хвостатых при-ятелей: телят, попугаев, кошек и составят сло-варик.

Кукушка Рита живёт в часах, которые нам подарили спонсоры, и ужасно любит высту-пать с предложениями.

  • Молодец, Рита! - обрадовался я. - Со-ставят словарики и пришлют нам.
  • И мы в нашем живом уголке создадим библиотеку-ку.
  • Точно! Представляешь, целая полка кра-сивых книжек:

Ребячье-кошачий словарь. Словарь телячьих выражений. Словарь трудностей лошадиного языка. Ребячье-гусиный разговорник.

  • Извините! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
  • Чего это ты раскуковалась?
  • Час прошёл. Чуть было не проворонила, вернее, не прокукушила. Пора ребят знако-мить с новыми обитателями Живого уголка.
  • Кошка

    — У меня, —

  • Сказала Кошка,

    Есть теперь

    Своя рогожка

    И законная

  • Кто обидит

    Будет сам

    Ловить мышей.

    БОЛОНКА-БАЛКОНКА

    Сидит на балконе

    Болонка-балконка

    И тявкает сверху

    Сердито и звонко.

    А те, кто внизу,—

    Никакого вниманья.

    Старушки уснули,

    Устав от вязанья,

    Мальчишки играют

    В жестяную банку,—

    Никто не желает

    Вступать в перебранку.

    ВОРОНЬЯ ВОРЧАЛКА

    Как тр-рудно

    Стар-рой птице

    Пр-рожить

    И пр-рокор-рмиться.

    Отыщешь, скажем,

    Так не дают

    Наесться.

    То вор-робьи,

    Р-растащат

    Всё до кр-рошки,

    А я опять —

    Вор-рона -

    Без булки,

    Без батона.

    И так обидно,

    Пр-росто жуть...

    Пошлите сыр-pa кто-нибудь!

    НОВОСЕЛЬЕ

    По проспекту

    С ветерком

    Едут плащ

    Со свитерком,

    Две рубашки

    Клетчатых

    На плечиках.

    Едут книжки,

    Едет шкаф,

    Едут кактусы

    В горшках,

    Телевизор,

    В общем, целый воз

    Мы переезжаем

    Вместе с попугаем.

    Я сижу в кабине,

    Он сидит в корзине

    И скрипит, как старый стул:
    - Новоселье!

    Кар-ра-ул!

ПЕТУШОК

Нет у Пети-Петушка

Ни подружки,

Ни дружка,

Потому что

Хоть кого

Повергнет

То буянит,

То прохода

А ведь в детстве

Был, как все

На свете,

И пушистым,

А не петушистым.

    Почитали стихи? Поиграем.

  • ИГРА 3

  • К аждый

    О хотник

    Ж елает

    З нать,

    С идит

    Ф азан

    РАДУГА-ДУГА ИГРА

    • Эту считалку придумали художники, чтобы запомнить порядок красок в раду-ге. На какую букву начинается слово, на ту же букву начинается название краски:
    • Красный,
    • оранжевый,
    • жёлтый,
    • зелёный,
    • голубой,
    • синий,
    • фиолетовый.

    Наша игра называется "Радуга-дуга". Придумайте свою считалку, чтобы по ней тоже можно было бы запоминать порядок красок в радуге.