Герой м худякова вспоминает случай который. Открытый банк заданий

Человека характеризуют его поступки. Однако один и тот же человек порой может быть способен как на небывалое геройство, так и на трусливое предательство. В тексте Михаила Худякова поднимается проблема противоречивости человеческих поступков.

Чтобы обратить внимание читателей на данную проблему, автор вспоминает случай, который заставил его самого серьезно задуматься.

«Я всё помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. Но всё равно ничего не могу понять». М. Худяков описывает мальчика Серёжу Леонтьева, который восемь километров упорно нес на себе лучшего друга, поранившегося на берегу пруда. Однако, когда друг почти в беспамятстве открывает ему тайну, Серёжа рассказывает её всей школе. «Я до сих пор не знаю, спас он меня или предал, » - с грустью признаётся герой М. Худякова, обдумывая поступок Серёжи.

Над поднятой проблемой размышляли многие писатели. Обратимся к повести В. Быкова «Сотников» и рассмотрим одного из героев, Рыбака, при различных обстоятельствах. В начале произведения Рыбак отважно несет раненного Сотникова, спасает его тем самым от немецких солдат, рискуя собственной жизнью. Но через некоторое время оба его товарища попадают в плен, и Рыбак, испугавших пыток и смерти, выдаёт секретную информацию своего отряда, а потом и собственными руками вешает Сотникова, перейдя на сторону врага. Как и Серёжа из текста М. Худякова, Рыбак, с однй стороны, является героем, а с другой – предателем…

Рассмотрим образ Аксиньи Астаховой из романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Ради Григория Мелехова героиня бросает мужа, дом, уходит с любимым их хутора, только бы обрести с ним счастье. Для этого Аксинья способна пойти на любые испытания. Но начинается война, Мелехов отправляется на фронт. В это время из-за болезни умирает маленькая дочь Аксиньи и Григория. Горе ломает женщину, и она изменяет Мелехову. Хотя позднее осознает, что сердце её навеки принадлежит только Григорию. Вот так двояко раскрывается любовь Аксиньи к Григорию.

Полотно жизни плетётся из миллионов разноцветных нитей, каждая из которых символизирует наши поступки и отношения к ним в разные периоды времени. Все дела (как хорошие, так и плохие) отражаются на картине человеческой жизни. Как же неоднородны на ней рисунки.

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

- (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

- (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем,

я сказал Серёжке:

- (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову)

Показать текст целиком

Что такое предательство? В чем оно может заключаться?Этими вопросами задается М. Худяков, автор прочитанного мною текста.

Рассуждая над поставленными вопросоми, автор повествует об истории двух тринадцатилетних мальчиков. Два друга отправились на рыбалку, один из них случайным образом поранил ногу. Серёжа Леонтьев нёс раненого друга восемь километром на себе до больницы. Изнемогая от слабости, раненый мальчик попросил друга передать Гальке Коршуновой, что любит ее. Серёжа совершил героический поступок, не оставив друга в беде, но к сожалению, он оказался и предателем, так как рассказал всей школе о признании своего друга. Герой не может понять: почему, совершив геройский поступок, Серёжа потом его предал? Этот случай заставил задуматься автора о том, что такое предательство.

Авторская позиция заключается в том : предательство-худшее качество человека. Душевные раны намного больнее физических. В связи с предательским поступком Серёжи Леонтьева по отношению к своему другу, героизм мальчика остался в тени .

В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович- подлый и бесчестный человек. Доя него предать тов

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО из предложения 7.

В 2 I Из предложения 7 выпишите все предлоги.

Из предложений 15-17 выпишите подчинительное словосочетание со связью 1 СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В 4 | Среди предложений 16-21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

рд Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В 0 Среди предложений 10-20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

27 Среди предложений 22-25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом.

Такие приёмы, как («нёс меня на себе восемь километров», «восемь

километров... нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и

(предложения 3-4), в сочетании со сравнительными оборотами

задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка

Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как

(«спас» - «предал» в предложении 32), а такой троп, как

(«сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя».

Список терминов:

1 )

контекстные антонимы

6 ) диалектизм

2 )

метафора

7) ряд однородных членов

риторический вопрос

8 ) эпитет

парцелляция

9) лексический повтор

литота



Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 26

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

| В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

цЕмент 2) клалА 3) звОнит 4) прИняли

Д 2 | В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.

Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.

Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.

Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

пять килограммов риса

ляжьте

свыше семисот пятидесяти тысяч

дальние деревни

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Употребляя деепричастие,

должна учитываться структура предложения.

важна грамматическая структура предложения.

нужно учитывать структуру предложения.

часто не учитывается структура предложения.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1} Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.

Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.

Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.

Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

А 6

заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

В наше время непрерывно растёт объём информации, которая передаётся по глобальным линиям магистральной связи.

Цель реферата - передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

... (2)В первую очередь к ним относится сама морская вода, запасы которой сегодня поистине колоссальны и составляют 96,5% всего объёма гидросферы.

(З)Морская вода - это своеобразная «живая руда», содержащая семьдесят пять химических элементов. (4)Так, ещё древние египтяне и китайцы научились извлекать из неё соль, которую и теперь получают в больших количествах. (б)Интересно то, что соляные промыслы на китайском побережье существуют уже более пяти тысяч лет и занимают территорию свыше четырёхсот тысяч гектаров, а годовая добыча соли здесь достигает двадцати миллионов тонн. (6 )... морская вода служит также важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Большинство промысловых рыб и животных в Мировом океане нуждается в охране.

Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов.

Учёным удалось разгадать тайну Мирового океана.

Главное богатство глубоководного ложа Океана - залежи железа и марганца.

А 8

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

Вопреки этому 3) Наоборот,

Кроме того, 4) Поэтому

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

соль получают (предложение 4)

египтяне научились (предложение 4)

интересно то (предложение 5)

вода служит (предложение 6 )

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями

сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями

сложноподчинённое

сложное бессоюзное

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКЖЕ из шестого

предложения текста.

союз 2) частица 3) местоимение 4) наречие

Укажите значение слова ПОЛУЧАЮТ в предложении 4.

добывают 2) испытывают 3) приобретают 4) ввозят

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1) ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

дол..теть, вет..ран, сж..гание

архитектурный, соб..седование, к..саться

блистательность, уб..рать, инцидент

сопост..вление, разд..лять, обновить

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пр. .остановить, пр..готовить, беспрекословно

без..скусный, без..нициативный, супер..гра

не..хваченный, пр..молчать, р..зместить

ро..черк, не..гибаемый, и..подтишка

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

перекол„шь, усе..нный 3) услыш..шь, невид..мый

распил..шь, подкле..нный 4) засе..шь, стро..вший

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. вышаг..вать Б. насмешливый В. фасол..вый Г. выдерживать

1) Б, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В, Г 4) Б, В

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.

(Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.

(Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ЗА)ТО часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

Работу свою Сергеев знал и любил её (ЗА)ТО, что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

(ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека - по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо - и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде () и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2 ) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

1) 1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов (1) как известно (2) появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (3) видимо (4) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» означал «резко свистеть, кричать».

3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

Дела да случаи совсем замучили.

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил

небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на

левом плече и 10 пуговиц по борту.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.

2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

Прочитайте текст.

Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), падающего на предмет, поглощается, остаётся внутри. И только отражённый свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отражённый предметом солнечный свет как его цвет.

Солнечный свет - это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощённые им цвета солнечного света.

Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (З)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал.

    Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6 )Но ведь и только! (7)Да, и только. (8 )Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (Ю)Дежурные медсёстры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

    Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг - их главный мотив. (20 )Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (ЗО)Большое - в малом, великое - в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) - журналист, публицист, политический обозреватель.

В каких предложениях автор объясняет мотивы поступка добровольных доноров?

2, 3 2) 14, 15 3) 17, 19 4) 29, 30

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

В предложениях 9-12 представлено повествование.

В предложениях 17-19 представлено рассуждение.

24 предложение текста содержит описательный фрагмент.

Предложение 30 поясняет содержание 29 предложения текста.

В каком предложении используется фразеологизм?

5 2) 17 3) 21 4) 24

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. ЕГЭ по русскому языку (23 марта 2012 года) Каждая сельская... сверху по центру написать Пробный ЕГЭ -2012 . Русский язык ВАРИАНТ - Все СОШ должны... комиссии по проверке пробного ЕГЭ по русскому языку должны прибыть в 12. ...

Данный раздел содержит сочинения от учеников общеобразовательных школ. В сочинениях могут присутствовать ошибки...

Проблема предательства. По тексту М.Г.Худякова.

(1) Он нёс меня на себе восемь километров. (2) Восемь тысяч метров по раскалённой земле, (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня...

Сочинение:

Можно начать сочинение по-другому. Например:

М .худяков в своем тексте рассуждает о тонкой грани подвига и предательства, задаваясь вопросом:герой или предатель?
Р азмышляя на этим, автор рассказывает нам историю из жизни мальчика. Хотя прошло много лет, пишет М.Худяков, главный герой еще помнит ужас того момента, когда Сережа Леонтьев нес раненого друга, и состояние мальчика все еще переживается им так, будто весь этот жуткий кошмар продолжается до сих пор. В те минуты раненый признался своему другу о самом сокровенном: о любви к своей однокласснице.

Тесты к ЕГЭ по русскому языку, 41, 42

41. «Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом.

Такие приёмы, как _______ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров. . . нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и _______ (предложения 3-4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка

Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как _______ («спас» – «предал» в предложении 32), а такой троп, как _______ («сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) метафора

3) риторический вопрос

4) парцелляция

6) диалектизм

7) ряд однородных членов

9) лексический повтор

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня. . . (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине. . . : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.

– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя

раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он

готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё

на свете. . . (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем,

я сказал Серёжке:

– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой!

(21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(3)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.

42. «Серьёзное и вдумчивое отношение автора к поставленной проблеме выражено с помощью таких приёмов, как _______ (предложения 4, 5) и _______ (например, в предложениях 14-15). Такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 1, 20), а также троп – _______ («духовное око») -, в предложении 10 придают особую образность размышлениям И. Ильина»

Список терминов:

1) риторический вопрос

2) ряд однородных членов

3) эмоционально-оценочные слова

4) гипербола

5) вопросно-ответная форма изложения

6) метафора

7) противопоставление

8) сравнительный оборот

9) эпитеты

(1)Нет сомнения – человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но для этого оно должно научиться благодарности, чтобы строить на ней свою духовную жизнь.

(3)Современное человечество не ценит того, что ему даётся; не видит своего естественного и духовного богатства; не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4)Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть – техническую и государственную. (5)Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6)Распоряжаться и наслаждаться. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18)Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем – потребность ответить добром на добро. (20)Эта радость вспыхивает сама, свободно и ведёт за собою любовь – свободную, искреннюю. (21)Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22)Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23)Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24)Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

(25)Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26)И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.

(По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) – известный русский философ, литературный

критик, публицист.

С. Ф. Батин, МКОУ "Реконструкторская СОШ", п. Реконструкция, Волгоградская область