Будущее больших городов. Будущее больших городов Каким должен быть город будущего

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом. Как результат – намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Эти моменты – забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Мы предлагаем познакомиться с четырнадцатью проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие – уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей – непростая задача. Решить ее взялось правительство Китая, одобрив амбициозный проект населенного пункта под названием Great City.

«Великий город» представляет собой проект с нуля. Он строится в сельской местности невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.

Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка – жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания – вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City – это город без машин, то Масдар в ОАЭ – город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.

В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне

Дубай – еще один город из Объединенных Арабских Эмиратов, который сможет полностью соответствовать требованиям к городу будущего. Специалисты компании

Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.

Важнейшими для «зеленого» города будущего они находят принципы экологии и простоту социального взаимодействия жителей. Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture также считают, что плотная застройка – одна из визитных карточек города будущего. Точнее, сверхплотная застройка.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан – это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи – еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть – в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для еще одного китайского города – Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн

наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях. Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.

А вот еще некоторые рассуждения о городе будущего:

Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках – металлические – машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.

Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим – запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего – это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.

Зеленый город

Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.

Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.

Город-дом

Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.

Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них – километровой высоты Sky City («Небесный город») – может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.

По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».

Плавающий город

Пример – проект «Lilypad» – плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» – «лилия» и «pad» – «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции – французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» – резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.

Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.

Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.

Аэротрополис

Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации – железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.

Трансполия

Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона – деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.

Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой – доступность природной среды.

Поместная урбанизация

Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.

Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, – естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.

Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия – это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.

Дезурбанизация

Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов – безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Каким должен быть город будущего? В первую очередь он должен разрешать проблемы перенаселенности, загрязнения и застройки путем создания плотных вертикальных строений, которые связаны между собой на всех уровнях. Жители смогут свободно перемещаться из одного места в другое пешком. Перед вами двенадцать концептуальных городов, некоторые из которых уже строятся. В их основе лежит свободное перемещение, которое иногда заходит так далеко, что автомобили становятся вовсе не нужны.

Город без машин

1. Китай создает город без автомобилей с нуля, выстраивая городской центр вокруг жилого ядра, в котором умещается 80 000 человек. Great City (Большой город) должен появиться в сельской местности за пределами Чэнду. Он будет полностью пешеходным и зеленым. От центра до внешнего кольца парков на ногах можно добраться меньше чем за десять минут. Другие ближайшие городские центры будут доступны через общественный транспорт. Город будет использовать на 48% меньше энергии и на 58% меньше воды, чем другие традиционные города такого же размера, и будет производить на 89% меньше отходов.

Город без выбросов углерода

2. Самый экологичный в мире метрополис — без машин и небоскребов — сейчас строится в пустыне за пределами Абу-Даби. Масдар, первый в мире город с нулевым выбросом углеродов и отходов, будет работать на системе общественного скоростного транспорта вместо личных автомобилей и зависеть от энергии солнца, ветра и геотермальной энергии. Гигантские «шапки подсолнухов» обеспечат подвижную тень в течение дня, будут хранить тепло и выделять его в ночное время.

Город-лужайка

3. MAD Architects видит в городе Шан-Суи город будущего. В основе концепции лежит поклонение горам и воде в Китае, поэтому концепт состоит из масштабных многофункциональных зданий с большим количеством общественных мест, где люди могут собираться, общаться и наслаждаться природой. Плотное заселение приводит к тому, что все необходимые ресурсы легкодоступны в пределах легкой прогулки или передвижения на общественном транспорте. Архитекторы утверждают, что высокая плотность жизни куда более устойчива как идея при строительстве города, чем нынешняя тенденция «коробок, захвативших мир». В основе этой концепции также лежит легкий доступ к природе, так же как к школам, местам здравоохранения и работы.

Зеленый город в пустыне

4. Baharash Architecture предлагает включить в Дубае «лучшие практики в экологическом строительстве», сосредоточившись на общественных связях и социальном взаимодействии на фоне зеленых насаждений. Строение состоит из 550 вилл, органических ферм, учебных заведений и 200 000 квадратных метров солнечных панелей. Город будет самостоятельно вырабатывать 50% необходимой энергии и компенсировать ею выбросы углерода за счет общественного транспорта.

Зеленый Гетеборг будущего

5. Шведский Гетеборг может быть еще зеленее, как считает Kjellgren Kaminsky Architecture. Сверхплотная застройка сделает Гетеборг самодостаточным по части энергии и еды. На крышах разместятся ветряные мельницы для выращивания еды и солнечные батареи для выработки электричества. Плотная застройка снижает дорожный трафик, и река становится более значимым средством для транспортировки.

Вертикальный город

6. «Мельбурн не разрастается, а растет вверх и вниз», — говорят в John Wardle Architects о своем концепте Multiplicity, в котором австралийский город представлен через сотню лет. «Новые воздушные и подземные пути открывают городу совершенно новые перспективы. Самолеты и городская топография позволяют в будущем собирать продукты питания, дождевую воду и энергию из новых источников».

Город пешеходов

7. Весь город Сан-Хуан в Пуэрто-Рико подвергается трансформации на 1,5 миллиарда долларов и превращается в «город для прогулок» с новой системой общественного транспорта. Это крупнейшее и очень спорное изменение. В черте города запрещены автомобили. Сан-Хуан страдает от сокращения населения последние 60 лет, и власти хотят привлечь новых людей, очаровав их пешеходной зоной в самом центре города, где пешеходам не придется переживать об автомобилях или вдыхать выхлопные газы. Прекрасные пляжи города сейчас недоступны из-за портов и чрезмерной зависимости от автомобилей.

Город с центром комфорта

8. Победивший проект в рамках конкурса ReThink Athens (Переосмысление Афин) от OKRA превращает сердце города в яркий, зеленый и доступный пешеходам, а не автомобилям центр. Зеленые зоны обеспечивают тень и укрытие, смягчают жару, поощряя более активный отдых. Новые зеленые проспекты также обеспечивают проходимость ко всем прилегающим районам.

Плавучий город

9. Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.

Трехмерный город

10. Что, если бы наши города были такими, словно наши архитекторы работали с трехмерной сеткой? Идея принадлежит конкурсу eVolo 2011 Skyscraper Competition и называется NeoTax. Строения, которые растут вверх и далее. Организованные в горизонтальную и вертикальную сетки улиц, здания основаны на модульной системе, где каждый модуль можно рассматривать как отдельное здание, соединенное с другим на уровне земли. Грубо говоря, все мы будем соседями и не будем корчевать зеленые насаждения ради строительства.

Город из «камешков»

11. Бельгийский архитектор Винсент Каллебо известен своим дизайном, который черпает вдохновение из природных форм, вроде плавающих городов в форме лотоса. В этот раз он представил вертикальный город Шэнчьжень в Китае, сделанный в виде кэрнов, или каменных пирамид. «Задача в создании благоприятной городской среды с нулевым уровнем выбросов углерода и позитивной энергетикой», — говорит архитектор. В этом проекте город должен жить по законам джунглей, быть высокоплотным и обладать садами и огородами, устроенными прямо в жилых башнях. Каждая башня содержит 20 остекленных «камешков», покрытых солнечными батареями и ветряными турбинами.

Город, свободный от страха

12. Каково это — жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.

В то же время многие из этих проектов кажутся иллюстрациями к еще ненаписанным научно-фантастическим романам. В экономическом и техническом отношении они стоят по меньшей мере на грани осущест­вимости. Главный же их недостаток состоит в том, что они очень часто противоречат требованиям человека к жизненной среде, превращая ее в некие склады для людей.

Современное состояние большинства крупных городов мира и выше­описанные проекты показывают, что компактное и концентрированное развитие многомиллионных метрополий является для человеческого об­щества неприемлемым. Картину города будущего, развившегося на одной и той же основе, еще в 1908 г. проницательно нарисовал Анатоль Франс. Предостерегающий голос писателя прозвучал в описании, данном в начале 8-й книги «Острова пингвинов», названной «Будущие време­на.- История без конца»: «Дома все казались недостаточно высокими, их непрерывно надстраивали, строили в тридцать, сорок этажей, в кото­рых помещались конторы, магазины, банки, правления разных обществ. И, разрывая почву все глубже и глубже, прокладывали туннели, выво­дили подвалы.

Пятнадцать миллионов людей работали в гигантском городе при све­те прожекторов, которые не угасали ни днем, ни ночью. Дневной свет совершенно не проникал сквозь дым, поднимавшийся из фабричных труб, опоясывающих город. Иногда только виднелся красный диск солн­ца без лучей, скользивший по черному небосклону, изрезанному желез­ными мостами, с которых падал непрерывный дождь копоти и каменно­угольной пыли. Это был самый промышленный, самый богатый город в мире. Устройство его казалось совершенным. В нем не осталось и сле­да старых аристократических или демократических форм правления; все в нем было подчинено интересам трестов» 33 .

Однако, несмотря на всю непривлекательность такой картины, оче­видно, нереально предполагать, что большие города исчезнут совсем. Нельзя во всяком случае рассчитывать на их устранение в ближайшие десятилетия. Напротив, приходится все больше считаться с тем, что, вследствие чрезвычайно высокого роста народонаселения и непрекраща­ющегося процесса концентрации, появятся новые большие города. Необ­ходимо принимать во внимание вполне понятные стремления интенсивно использовать для новой застройки каждый гектар дорогой городской земли.

Отсюда возникает целый ряд вопросов. Представляет ли процесс дальнейшего роста крупных городов непреодолимую закономерность или же есть необходимость и возможность управлять этим процессом, стремясь к ограничению концентрации расселения? Нужно ли содей­ствовать максимальной концентрации населения, создавая совершенно искусственную среду, или же, наоборот, необходимо стремиться к сниже­нию плотности в больших городах, все более активно используя в них зелень и другие природные компоненты? Являются ли транспортные и технические проблемы следствием усиливающейся концентрации насе­ления или же можно разрешить вопрос об основных предпосылках су­ществования больших городов? Если можно, то какой ценой - путем затрат колоссальных финансовых средств или путем снижения качества окружающей человека среды? Вся мировая теория и практика градо­строительства ищут ответ на эти актуальные вопросы. Мы уже познако­мились с целым рядом конкретных и теоретических проектов, авторы которых хотят решить сложные вопросы реконструкции и дальнейшего развития современных больших городов, стремясь преодолеть их серьез­ные недостатки. Однако мы видели также, что часто в новых проектах отдельные неблагоприятные моменты большого города настолько уси­ливаются, что доходят до своего абсурда.


Все вместе они ярко свидетельствуют об огромных трудностях, стоя­щих на пути решения проблем большого города - целесообразной взан-

мосвязи жилья и работы, обеспечения доступности зелени, зон отдыха и природы вообще, развития эффективных транспортных средств и си­стем. Именно в больших городах возникают специфические социальные и гигиенические проблемы, а создание благоприятных условий жизни для человека оказывается подчас не только сложным, но и дорогостоящим.

При этом создание благоприятной среды для общества в целом и для отдельного человека, для полного развития его физических и духовных сил остается первоочередной проблемой современного и будущего боль­шого города.

Общий признак большинства современных проектов - попытка пре­одолеть стихийное развитие и хаотическое разрастание больших городов. Во многих концепциях учитывается важность планомерного развития городского организма. Понятно, что чаще всего это относится к проек­там, по которым предстоит создавать новые города на пустом месте. Значительно сложнее обстоит дело с разрешением проблем реконструк­ции существующих городов и неудивительно, что наименее удовлетвори­тельными оказываются результаты тех новейших преобразований, кото­рые наблюдаются в крупнейших городах. Именно в этой области нали­чествуют существенные различия в понимании наиболее целесообразной структуры, которую исследуют в пределах от традиционных центричес­ких планов вплоть до членения вдоль различных композиционных и экс­плуатационных осей. По-разному подходят и к трактовке микрострукту­ры отдельных элементов города, и к максимально допустимым размерам городских напластований. С течением времени все большее внимание в теоретических концепциях уделяется коммуникационным сетям, при разработке которых очевидное преимущество отдается массовым видам транспорта.

Ввиду огромной сложности проблем, а иногда полной неспособности их решить отдельные специалисты полностью отрицают возможность дальнейшего существования городов. Однако, если не принимать во вни­мание крайности, следует признать, что в большом количестве современ­ных замыслов содержатся полноценные, жизненные идеи и намечаются конкретные пути их воплощения в жизнь. Само собой разумеется, что реализация этих замыслов возможна лишь в условиях прогрессивного социального строя.


Сноски к главе V


Проблемам больших городов и их от­дельных компонентов посвящены десят­ки книг, тысячи статей и специальных разработок. В настоящей главе материал ограничен рассмотрением вопросов раз­вития и современного состояния теоре­тических концепций большого города как целого.

Инструкция

Одним из проектов является строительство эко-города. Вместо того, чтобы бесконтрольно потреблять сырье и выбрасывать в атмосферу продукты переработки, нужно построить систему, которая не только будет полностью перерабатывать отходы, но и возобновлять потраченные ресурсы. Город должен быть самодостаточным. Энергию можно получать от солнца, ветра, разложения органического материала. Натуральные продукты будут выращивать во взмывающих к нему фермах-небоскребах. Каждый житель при необходимости сможет арендовать небольшой участок земли на крыше своего дома или в ближайшем парке, чтобы выращивать там зелень и овощи. Эко-город не должен быть большим. Самым удобным средством передвижения в нем станет велосипед. Это позволит сэкономить время на ожидание общественного транспорта, избавит от пробок, очистит воздух от выхлопных газов. В России разработкой «зеленых городов» занимаются специалисты Общества Биотехнологов.

Достаточно смелой кажется идея создания города-дома. Людям вообще не нужно будет выходить на улицу. Чтобы добраться до магазина или офиса, достаточно будет сесть в лифт и нажать кнопку нужного этажа. Специалисты корпорации Takenaka в Японии уже несколько лет разрабатывают проекты двух таких городов. Дом, который получил название Sky City, может принять 36 000 людей. Еще 100 000 человек будут в нем работать на постоянной основе. В доме будет все: магазины, офисы, парки, школы, рестораны, больницы и полицейские участки. Архитекторы убеждены, что такой дом может простоять не менее 500 лет, если при его строительстве использовать современные качественные материалы. В России архитектор Сергей Непомнящий разработал несколько подобных концепций. Самые известные из них – город «Рождение Венеры» (75-этажный небоскреб) и «Блин-город» (дом в виде огромной шайбы).

Плавучие города француза Венсана Каллебо – это реализация библейского Ноева Ковчега. Архитектор предлагает создать плавучий экологический полис под названием LilyPad. Оболочка города будет двойной: диоксид титана и полиэфирное волокно. Такая структура позволит очищать воздух ультрафиолетом. Город Каллебо сможет вместить 50 000 человек и будет выглядеть как круглый корабль. Предполагается, что в городе будут установлены электротурбины и солнечные батареи, системы опреснения воды, функционировать многочисленные фермы. Центром города станет огромный бассейн для сбора дождевой воды и придания устойчивости строению.

Вполне вероятно, что в скором будущем люди будут жить в городах-трансполиях. Чем дальше от главной магистрали, тем более чистым с экологической точки зрения становится участок. Любопытно, что магистраль будет не только транспортной, но и инфраструктурной. Под ней будет располагаться нефте- и газопровод, над ней – информационные линии и линии электропередач, а по ней – двигаться электромобили. По обе стороны от дороги будут располагаться промышленные предприятия, немногим дальше – офисные и административные здания, после которых - жилой сектор с 3-5-этажными домами, затем поля и заповедники. Общая ширина города не должна превышать 20 километров. Архитекторы М. Шубенков и И. Лежаева предложили построить город-трансполию вдоль Транссибирской магистрали.

Видео по теме

Из курса истории некоторым людям известно, что вплоть до позднего Средневековья жизнь в городах была весьма некомфортной. Скученность, грязь, антисанитария, отсутствие централизованного водоснабжения и канализации, и как следствие, частые эпидемии, - вот далеко не полный перечень неудобств того времени.

Инструкция

Лишь с XIX века условия городской жизни резко изменились в лучшую сторону. Но до сих пор нет единого мнения, каким должен быть идеальный современный город. У современного города (особенно, ) много достоинств. Это – комфортные дома со всеми необходимыми удобствами, множество предприятий, организаций, дающих возможность устроиться на работу, масса условий для самого разнообразного досуга. Но хватает и недостатков, среди которых, прежде всего, необходимо указать плохую экологию (чрезмерный шум, загазованность из-за промышленных и автомобильных выбросов), транспортные пробки, толчею и спешку, что неизбежно приводит к нервозности, стрессам. Поэтому вопросам обустройства города, с целью сделать его удобным и комфортным, сейчас уделяется большое внимание.

Строительство в городе новых дорог, жилых и общественных зданий, организацию зон отдыха, а также реконструкцию уже имеющихся объектов необходимо проводить так, чтобы в итоге удалось совместить многие важные факторы. Максимально возможное сохранение исторического облика города должно сочетаться с транспортной доступностью, обеспечением жителей всеми необходимыми объектами инфраструктуры (школы, больницы, магазины и т.д.).

Существуют различные подходы к решению этой проблемы. Например, в столице Малайзии, городе Куала-Лумпуре, реализуется грандиозный по масштабу проект. По замыслу его разработчиков в итоге Куала-Лумпур станет городом, любой житель которого сможет максимум в течение 7 минут неторопливой ходьбы дойти до любого необходимого ему объекта: торгового центра, здания местного муниципалитета, отделения

Какими будут города
в 2030 году?

Транспорт, «умные дома» и энергетика.

Вконтакте

Одноклассники

Дети, родившиеся в 2018 году, только пойдут в старшую школу, когда родители начнут возить их на уроки в беспилотном такси. Дети, которые пойдут в школу в этом году, студентами будут осваивать ховеры - индивидуальные пассажирские дроны, способные летать на расстояния до 300 километров. Какими будут города в 2030 году, где будут жить, на чем ездить и чем питаться жители разросшихся мегаполисов уже недалекого будущего? Rusbase изучил мнения футурологов, урбанистов и разработчиков, чтобы узнать, как технологии изменят облик будущих человеческих поселений.

Мы рассмотрели три главных аспекта жизни города - ресурсы, жилье и транспорт - на примере которых попытаемся представить, как будут выглядеть и чем будут жить города через 12 лет.

Городской транспорт и автомобили

Сейчас 7 миллиардов жителей Земли использует чуть больше 1 миллиарда автомобилей. К 2050 году количество транспортных средств увеличится вдвое, подсчитали во Всемирном банке. Учитывая, что к 2030 году две трети населения будет жить в городах, дальнейший рост числа автомобилей неизменно приведет к обострению транспортной проблемы.

Вопрос нарастающего количества транспорта и сейчас является одним из главных для современных городов. Пробки, невозможность дальнейшего расширения дорог, ухудшение экологии - все эти явления требуют радикального и эффективного решения. В то же время транспорт - та сфера, в которой активно внедряются передовые технологии, поэтому к 2030 году могут воплотиться некоторые смелые идеи футурологов.

Две главные цели автомобилестроения - летающие машины и полностью беспилотные машины - могут стать массовым явлением в ближайшие 10 лет. Очевидно, что это потребует также полной перестройки городской дорожной инфраструктуры и создания более совершенной навигационной системы.

Аналитик венчурной компании Andreessen Horowitz, влиятельный техноблогер Бенедикт Эванс считает , что автономный транспорт и автономные системы в целом являются одной из четырех самых перспективных технологических отраслей будущего. Причем интересны даже не сами беспилотные машины - к ним мы уже привыкаем - а то, какие возможности они открывают.

Представьте, что настал день, когда все машины, автобусы и другие виды транспорта в городах стали беспилотными. Роль транспорта в нашей жизни будет полностью пересмотрена. Более того, будет полностью пересмотрена среда, в которой этот транспорт функционирует.

Бенедикт Эванс

Аналитик венчурной компании Andreessen Horowitz, техноблогер

При полностью беспилотном транспорте на дорогах станет на порядок больше машин, но пробок станет меньше, рассуждает Эванс. Автомобильные аварии уйдут в прошлое, так как транспортные средства будут взаимодействовать между собой, определяя расстояние до других машин, скорость движения и возможные маневры. Помогать им в этом будут умные дороги, оснащенные системами динамической навигации и регулирования движения. Все это приведет к принципиально новой планировке улиц и дорог - например, отпадет необходимость парковок в центре города.

Российский архитектор и футуролог Артур Скижали-Вейс считает , что большая часть машин будет беспилотными к 2040 году. Это позволит существенно увеличить пропускную способность магистралей и улиц.

Подсчитано, что при использовании автопилотов за один час по одной полосе на скорости 120 км/ч может проехать 12 тысяч автомобилей, а при управлении людьми - только 2–3 тысячи… Когда количество беспилотных автомобилей превысит число обычных, светофоры и дорожные знаки, созданные для людей, исчезнут, поскольку в них не нуждаются роботы-сенсоры. Голосовое управление, биометрия, программирование движения, общение через интернет станет привычной опцией для пассажиров.


Артур Скижали-Вейс

Архитектор, футуролог

Трансформируется и роль водителя - он останется лишь «активным пассажиром», который указывает пункт назначения и задает основные параметры поездки, считает футуролог.

Прообраз таких систем уже разработан. Например, компания Bosch на проходящей в эти дни выставке CES 2018 в Лас-Вегасе представляет смарт-сити решения, среди которых есть и «умные» парковки. Автомобили смогут находить место в гараже и парковаться полностью без участия водителя. Человек просто оставляет машину на въезде в парковочное пространство и отправляет соответствующую команду из смартфона. Машина самостоятельно находит свободное место и паркуется. Такое решение требует интеграции в единую платформу навигационных систем автомобилей и датчики на стоянках.


Так выглядит паркинг будущего

Компании Илона Маска, а также Google, Uber и другие гиганты последовательно разрабатывают новые транспортные системы, которые также дают представление о том, какими будут автомобили и дороги в городах 2030 года. Uber в апреле 2017 года раскрыл планы по развитию аэротакси - небольших воздушных судов с возможностью вертикального взлета и посадки. Компания намерена реализовать проект к 2023 году в двух пилотных городах - Далласе и Дубае. На CES 2018 компания Bell Helicopter представила концепт будущего 4-местного летающего транспортного средства, разработанный для Uber. Технические детали пока не раскрываются. По словам представителя компании, воздушное судно предназначено для комфортного передвижения на расстояния до 240 километров (150 миль).

Мы в Bell знаем, как создавать летательные аппараты. Обычно прототипы представляют собой просто концепт с непродуманной технической стороной. Здесь же мы представляем полностью рабочую модель, внешний вид которой можно изменять по желанию заказчика.


Скотт Дреннан

Директор по инновациям Bell Helicopter

Известно, что модель будет оснащена газовой турбиной, которая заряжает электродвигатель. Так что, по сути, это будет летающий электрокар. Основные конкуренты Bell Helicopter - авиастроительные корпорации Airbus и Boeing, которые разрабатывают свои проекты летающих такси. Кроме них, компания Intel представила свой «пассажирский дрон ».

Там же к 2025 году городские власти планируют довести долю электротранспорта до 10%. Для этого развивают программу BlueLA, в рамках которой Лос-Анджелес закупит до 50 электрокаров, необходимые для городского каршерингового сервиса. Кроме того, весь городской транспорт в городе будет подключен к системе трекинга Mobileye, а светофоры будут управляться через интернет.

Футуролог Артур Скижали-Вейс согласен с тем, что городские жители будут постепенно отказываться от личных автомобилей в пользу каршеринга и общественного транспорта. Но для этого услуги краткосрочной аренды автомобилей должны стать гораздо более доступными, а общественный транспорт должен стать более удобным и динамичным. Сейчас есть сервисы, которые объединяют услуги каршеринга и аренды других видов транспорта. На выставке CES 2018 стартап MyScotty анонсировал приложение, которое дает доступ к тысячам арендных автомобилей, велосипедов и скутеров в пределах города, где находится пользователь.

Дома и городская среда

Чтобы уже сейчас увидеть, как будут выглядеть города в 2030 году, нужно отправиться в китайскую провинцию Нинся и посетить город Иньчуань. Этот небольшой - по меркам КНР - город является воплощением технологий Smart City, прообраза будущих метрополисов. Жители Иньчуаня расплачиваются за покупки в супермаркете или за проезд в общественном транспорте, просто повернувшись лицом к сканирующему устройству - биометрические данные всех горожан привязаны к их банковским счетам. В муниципальных зданиях посетителей приветствуют голографические фигуры, которые могут подсказать, куда обратиться. Даже мусорные баки на улицах сами сообщают в коммунальную службу о наполнении. Мы об этом городе как экспериментальной площадке для наиболее интересных Smart City-проектов.

Конечно, Иньчуань является лишь «витриной», на которой китайские власти демонстрируют достижения технологий всей страны. Но это еще и полигон, который в реальных условиях обкатывает городские системы будущего, испытывая их на востребованность и «юзабельность». Власти Китая намерены внедрять стандарты Smart City в 200 небольших городах страны с перспективой их масштабирования на крупные агломерации вроде Шанхая и Гуанчжоу. К 2050 году в города переедут примерно 250 миллионов сельских жителей КНР. Такой скачок урбанизации должен быть увязан с существенной модернизацией самой городской среды.

Технологии будущих городов важно обкатывать в реальных условиях. Иначе они могут быть отторгнуты, как живой организм отторгает чужие ткани. В этом на практике убедились в ряде стран, где пытались построить «города будущего» на пустом месте. Это Сонгдо в Южной Корее, Масдар в ОАЭ, Конза в Кении, Палава в Индии. Все они должны были стать средоточием высоких технологий, оазисами инноваций. Но они не стали городами, в которых люди захотели бы жить - все они сегодня стоят полупустые.


Сонгдо, Южная Корея

Урбанист Бойд Коэн (Boyd Cohen), который изучает явление «умного города» с 2011 года, считает , что города эпохи Smart City должны пройти три стадии развития: стадию корпораций, стадию чиновников и стадию горожан. На первом этапе города охотно внедряют все предлагаемые им корпорациями технологии и решения. Такие гиганты, как Cisco, IBM, Intel, а также более мелкие поставщики неплохо на этом заработали.

На втором этапе инициативу в свои руки берут уже городские власти. Они разрабатывают обширные программы по развитию Smart City, расставляют приоритеты, дают зеленый свет тем или иным проектам. Чиновники решают, какие инновации нужны городу - умные дороги или интеллектуальная система уличной безопасности, умные мусорные контейнеры или автоматический учет пациентов в больницах.

На третьем этапе, когда основные системы в городе внедрены и работают, в свои права вступают горожане. Теперь уже от жителей зависит, как дальше будут развиваться городские технологии. Люди прямым голосованием решают, какое заведение лучше открыть в районе и где нужно строить новую станцию метро. К этому времени уже довольно развитые «умные дома» и беспилотные автомобили позволяют собрать большой объем обезличенных данных для изучения предпочтений любой социальной группы, живущей в городе.


Именно жители городов решают, какие смарт-технологии приживутся

Еще одна идея Центра городских технологий - делать так называемые «гибкие» улицы, которые становятся автомобильными или пешеходными в зависимости от ситуации. Если в городе наблюдается плотный траффик, то парковка на таких улицах автоматически запрещается и часть транспорта перенаправляется по освободившимся полосам. Если же в предпраздничные дни ожидается массовый шоппинг или недалеко проходит концерт, то улицу закрывают для автомобильного движения, она становится полностью пешеходной.

Техноблогер Бенедикт Эванс считает, что принципиальным отличием городской среды будущего будет повсеместное использование систем дополненной реальности. «Смешанная реальность», как он называет эту технологию, станет одной из четырех наиболее перспективных отраслей в ближайшие десять лет. Если сегодня использование виртуальной реальности ограничено - технологии VR и AR пока в основном применяются в развлекательных и обучающих целях - то в будущем их функционал значительно расширится. Причем о некоторых сферах применения пока можно только догадываться.

Представьте, что вы встречаете на улице человека, а в воздухе возле него вы уже видите всю информацию: где и когда вы встречались раньше, знакомы ли вы, стоит ли поздороваться с этим человеком или лучше его избегать. Такую же информацию можно будет получить не только о людях, но и вообще обо всех объектах в городе: понравилось ли вам в том ресторане, что пишут клиенты об этом магазине, сколько раз покупателей обсчитали в ближайшем супермаркете и так далее.

Доступность информации в любой момент и в любом месте станет одной из отличительных черт городской среды будущего.

Энергетика и ресурсы

Рост численности городского населения в ближайшие 12 лет неизбежно обострит вопросы снабжения людей ресурсами - пищей, водой, теплом, светом. Города должны будут обеспечивать большее количество жителей за счет меньшего объема первоначальных ресурсов. Поэтому очевидно, что повсеместно будут развиваться альтернативные источники энергии, в том числе индивидуальные источники питания и микросети. Сегодня они внедряются только в экспериментальных целях и в небольших масштабах в развитых странах. К 2030 году использование возобновляемых источников энергии станет необходимостью, просто потому что мощности традиционных электростанций хватит не всем.

При этом строительство новых электростанций потребует изменения ландшафта, возведения масштабных искусственных сооружений - островов, приливных дамб, целые поля будут отданы под солнечные панели и ветрогенераторы.

Подобное строительство в ближайшие годы можно будет увидеть в Северном море между побережьями Нидерландов и Великобритании. Национальная электроэнергетическая компания Нидерландов TenneT заявила о планах по созданию крупнейшей ветряной электростанции в мире на искусственном острове в открытом море. Ее мощность составит 30 гигаватт - этого достаточно для обеспечения электричеством 20 миллионов жителей. Для сравнения, крупнейшая действующая ветряная электростанция самый большой резервный аккумулятор в мире, созданный при участии Tesla в Австралии. Гигантская литий-ионная батарея накапливает электроэнергию на случай пиковых нагрузок и аварийных отключений в крупных городах на юге страны. С ростом энергопотребления в городах такие «бесперебойники» для мегаполисов станут привычным явлением.

К 2030 году повсеместно распространится использование микросетей (микрогридов) - систем электроснабжения местного уровня, в масштабах квартала или одного дома. Микрогриды будут интегрированы с традиционными электросетями, индивидуальными источниками питания (например, домашними солнечными батареями) и интеллектуальными системами контроля и учета. Это позволит использовать альтернативные источники энергии в часы пиковых нагрузок, а также отдавать в сеть излишки энергии, выработанной индивидуально, и даже зарабатывать на этом. Например, стартап из Сан-Франциско OhmConnect платит деньги потребителям за экономию электроэнергии. Все это позволит создать «умную» электроэнергетику, более экологичную и устойчивую к перебоям.

Проблема снабжения питьевой водой остается актуальной для многих городов-миллионников. Например, города южной Калифорнии испытывают перманентную нехватку питьевой воды при растущем населении. В Сан-Диего и Санта-Монике проблему отчасти решают при помощи опреснителей морской воды. Пока все существующие технологии обходятся довольно дорого. Но и здесь есть идеи, которые через десять лет могут значительно улучшить ситуацию. Футуристичный (The Pipe) предполагает построить оборудованную солнечными батареями опреснительную станцию в заливе Санта-Моники. Станция методом обратного осмоса будет эффективно и дешево очищать достаточное количество воды для половины населения города.

Немаловажный фактор: потребление электроэнергии в мире к 2035 году резко возрастет. По прогнозам, через 20 лет человечеству нужно будет на 50% больше электричества, чем сейчас. При этом известно, что около 43% парниковых газов образуется при выработке энергии тепловыми электростанциями. То есть при росте выработки электричества наполовину - объем парниковых газов вырастет пропорционально. Поэтому развитие альтернативной электроэнергетики футурологи называют единственным разумным способом решить нарастающий энергетический и экологический кризис.

В связи с этим можно вспомнить один из эпизодов британского сериала «Черное зеркало», где показан принципиально новый вид антиутопии. Здесь люди будущего не страдают от диктатур и не зависят от мегакорпораций. Авторы фильма просто довели до абсурда нынешнее увлечение человечества гаджетами - и весь мир превратился в один большой гаджет. Люди живут в огромном здании со стенами-мониторами, а почти все их потребности сводятся к потребностям их аватаров. Чтобы заработать валюту - виртуальные бонусы - люди должны крутить педали велотренажеров-электростанций, которые и питают все здание-город. Люди впадают в зависимость от бесконечных видеоигр и телешоу, потому что их немногочисленные физиологические потребности вполне удовлетворяются за те же бонусы. Гротескно изображенный мир будущего основан на вполне реальных и современных вещах - зависимости от гаджетов и индивидуальной электрогенерации.