Культурно исторические регионы мира карта. Культурно-исторические регионы

Регион - крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.).

Под понятием «исторический регион», в широком смысле трактовки этого термина, следует рассматривать пространственно-географическую, административно-территориальную, геополитическую, социально-экономическую, этнокультурную общность, связанную единством исторических судеб на длительном временном промежутке развития.

При характеристике исторического региона выделяются базовые, постоянно действующие факторы:

  • 1. Географические и климатические условия. Природо-ресурсный потенциал;
  • 2. Народонаселение, его этнический и социальный состав;
  • 3. Хозяйственно-экономическое развитие, особенности трудовых ресурсов и др.;
  • 4. Государственно-политическое и административно-территориальное устройство;
  • 5. История региона и его, субрегиональных анклавных зон, подрегионов (краёв, областей, а так же районов и отдельных населённых пунктов - городов), общность исторических судеб населения;
  • 6. Духовное, ментальное и культурно-бытовое разнообразие и общность, наличие конфессиональной специфики.

Край -- административно-территориальная единица в некоторых странах. Первоначально было название местности на окраинах государства.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель приобщает своих учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края. В истории и традициях семьи, в прошлом края и страны ученик осознает свои нормы, вечные, непреходящие ценности человека, честность, справедливость, долг, уважение к старшему поколению, национальное достоинство. Через историческое краеведение создается органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Краеведческий подход позволяет направить учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т. е. организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путём.

Регионоведение - наука не настолько молодая, чтобы можно было говорить о ее появлении применительно к самому последнему десятилетию. Говоря о появлении регионоведения в нашем недавнем историческом прошлом, можно отметить следующую важную деталь. Главным привлекательным моментом для гуманитарных наук начала XXI в. в региональном подходе стало то, что в эпоху тотального наступления глобализации на культуры всех стран и народов он позволял адекватно оценить реакцию различных обществ на это явление, вычленить те ценности, которые самобытные культуры инстинктивно, несмотря на сознательно позитивное отношение к указанным процессам, пытались отстоять, и, наконец, понять те странные метаморфозы идей глобализации, которые под воздействием региональных культур принимали вид и формы, не соответствовавшие первоначальным замыслам, а, скорее, базировавшиеся на принципах, которые столетиями жили в данных регионах. Так, например, произошло когда-то с идеологией Просвещения, которая из постулирования прав и свобод превратилась в России XVIII в. в указ Екатерины II о битье крепостных крестьян за жалобу на помещика и ссылке их в Сибирь. Исторической справедливости ради стоит заметить, что глобализация не является феноменом, присущим исключительно нашему времени. Как тенденция приобщения всех локальных культур к некой общечеловеческой культуре, наиболее распространенным религиозным и идеологическим течениям нашей общей цивилизации она существовала всегда, о чем свидетельствует пример с Екатериной II. Распространяемые миссионерами и торговцами религиозные веяния, мода, способы торговли и хозяйствования, женские украшения и оружие всегда выполняли именно ту функцию, которую сегодня в нашем сознании мы связываем с воздействием глобализации на современную культуру. Тактика боя и стратегия, виды вооружения, боевые колесницы, железное оружие вместо бронзового, распространение собственности и вживание ее в социум действовали на самобытные культуры так же, как сегодня действуют единообразная реклама в средствах массовой информации и Интернет по всему свету. И также справедливости ради нужно констатировать, что тысячелетия влияния этих тенденций на различные культуры не истребили их самобытности. Регионоведение как никакая другая гуманитарная наука позволяет взглянуть на те законы взаимодействия общечеловеческого и регионального, которые и заставляют глобальные религии и глобальные идеи принимать именно те или иные местные, самобытные, региональные формы, единственно возможные в данном конкретном обществе. В этом смысле регионоведение, в нашем понимании, является не тем научным направлением, которое комплексно изучает региональные культуры, сваливая в одну корзину географию, климат, экономику, литературу, язык и прочие составляющие, а также пытается найти в хаосе всех лучших достижений литературоведения и искусствоведения некий общий знаменатель данной культуры. Регионоведение представляется научным направлением, ищущим те региональные константы и доминанты, которые существуют и функционируют вне зависимости от климатических, религиозных, языковых и прочих факторов и оказывают на эти производные региональной культуры свое мощное воздействие, подчиняя их себе, видоизменяя так и настолько, чтобы приспособить их к адекватной жизнедеятельности в условиях данного региона. Видится не столько проблема воздействия языка, этнического или религиозного фактора на региональную культуру, сколько, напротив, влияние особенностей региона на этнос и его характер, религию и ее своеобразие, язык и его особенности. Достаточно вспомнить, что Латинская Америка приняла вероисповедание по римско-латинскому образцу, а можно ли увидеть в бразильских карнавалах католическую традицию - большой вопрос, даже если мы не будем касаться бытового характера религиозности бразильцев.

Глядя с исторической перспективы на современность, можно констатировать огромное преимущество регионоведения по сравнению даже с так называемым цивилизационным подходом к изучению культур. Цивилизации, сколько бы им ни давали сроку жизни Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби, О. Шпенглер или Л.Н. Гумилев, все смертны. Регион же причудливым образом всегда сохраняет свою самобытность: до родившейся цивилизации, во время ее жизнедеятельности и после ее исчезновения. Пример кочевых цивилизаций Загроса периода Шумера и Вавилона, времен формирования Персидской державы и ее гибели и, наконец, создания государства Иран демонстрирует исследователям, что смена этнической и религиозной составляющих не уничтожает главных доминант региона - активного социума, сильных демократических традиций и творческого отношения к вопросам государственной власти и религии.

Для того чтобы изучать регион как фактор, формирующий культуру, необходимо выйти за пределы культуры языка, культуры этнической и культуры религиозной. Многие исследователи, например лингвисты, вводя термин «языковая картина мира», так или иначе пытаются абстрагироваться от этнических и религиозных аспектов, сосредоточивая свое внимание на ощущении восприятия индивидом данной культуры времени, пространства и т.д. Была ли домонгольская Русь культурно идентична послемонгольской - эта проблема и сегодня представляет интерес для исследователей, но элементарный анализ текстов покажет нам, что пространственно-временное восприятие реальности в обеих культурах было одинаковым. В то же время это восприятие значительно отличалось от западноевропейского. В качестве примера можно привести наиболее часто употребляемую форму начала сказок. У нас использовали пространственную отсылку («в некотором царстве, в некотором государстве»), у них - временную (once upon a time). Разница прослеживается вплоть до наших дней. Так, известный французский фильм с Жаном Рено, где рыцари Средневековья попадают в современность, показывает ясно, что изменения наскучивших зрителю реалий возможны только при путешествии во времени, в наших же кинокартинах «Окно в спальне», «Иван Васильевич меняет профессию» и т.д. очевидно, что подобные изменения возможны только при путешествии в пространстве, а при перемещении во времени реалии остаются прежними: «Скажи, Федь, а у вас тут можно найти магазин, где сдают ювелирные изделия? - Сделаем!».

По сути, многое из того, что достигнуто при изучении так называемых национальных культур или особенностей национального характера, вполне может пригодиться для исследовательской работы по регионоведению. Национальный характер мы изучали, как правило, именно в рамках региона, совершенно абстрагируясь от того, что на его территории изначально существовал смешанный этнос, даже когда речь шла о государствообразующем этносе. Тем более исследование национального характера различных государственных объединений (Руси любого периода, Византии, Германии и др.) сталкивает нас с той проблемой, что моноэтнического состава они никогда не имели, а такие важнейшие элементы региональных культур, как деловая культура, этико-правовое мышление и т.д., для всех этносов были практически общими, если иметь в виду особенности этих культур по отношению к соседям.

На наш взгляд, можно было бы начать вполне плодотворно исследовать культуру региона, например, в таких аспектах, как:

  • 1) пространственно-временное восприятие (акцент на прошлом или будущем, восприятие пространственного положения своей культуры, приоритетное внимание к прошлому, настоящему или будущему времени, отношение к соседям и обязательства перед ними);
  • 2) этико-правовое видение личности, общества (приоритеты общественного или личного, государства и его же институтов, истины и закона, здравого смысла и логики);
  • 3) обязательства культуры региона перед историей и провидением (роль в истории, как, например, у немцев, которые всегда, как между Сциллой и Харибдой, раздваиваются между стремлением вписаться все-таки в цивилизацию сначала Римской империи, а затем культурной Европы и желанием быть культуртрегерами для восточноевропейских стран и народов).

Большое значение имеет характерная для населения региона оптимальная дистанция между личностями в процессе их общения. Важно зафиксировать также, в чем представителю региона видится положительная активность в общественной и личной жизни, а в чем - положительная созерцательность. Регионы очень различаются и тем, что у одних в культуре наблюдается приоритет формы, как, например, у итальянцев, а у других основное внимание уделяется содержанию, как у русских. По-разному регионы воспринимают космогоническо-провиденческий аспект жизни (грубо говоря, кто кукловод, а кто кукла, и где границы собственной активности как участника всемирно-исторического шоу).

Вывод: Как мы видели в ответе, что краеведение и регионоведение являются важными компонентами современного гуманитарного образования. Ну еще раз подведем итоги: краеведение помогает приветь любовь к родине и науки, научиться добывать истину и новые знания. А регионоведение имеет огромное преимущество при изучении культуры того или иного народа.

Список литературы:

  • 1. Р.Г. Тикиджян: «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДОНСКОГО КРАЯ И КАЗАЧЕСТВА» / 2013г.
  • 1. Евграф Савельев: «ИСТОРИЯ ДОНА И ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»/1918г.

Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло своё отражение в своеобразии культурных традиций народов. На основании этого в мире выделяют историко-культурные районы.

Что такое историко-культурные районы мира?

Историко-культурными называют районы, каждый из которых имеет свой, непохожий на другие, путь развития. Различия проявляются в своеобразии памятников культуры народов, населявших эти районы, особенностях их религий, обычаев, национального характера, традиционных видов хозяйства. Первоначальные границы историко-культурных районов были природными и по мере их развития мало изменились.

Африка и южнее Сахары

Как и в других районах планеты, в древности здесь существовало несколько крупных государств. Но с приходом европейцев естественное историческое развитие было прервано. Огромный урон населению и культуре нанесла работорговля. Именно поэтому здесь не завершилось формирование народов. Сохранились традиционные искусства и ремёсла: деревянная скульптура, маски, ритуальные танцы. Облик крупных городов преимущественно европейский.

Южная Азия

Этот район отделён от остальной территории материка , Гиндукушем и . Но через узкие межгорные проходы сюда проникали многочисленные азиатские народы и племена, обладавшие своеобразной культурой и традициями. Протяжённые морские границы способствовали морской торговле с , со странами и . С XVI в. европейцы начали колониальный захват этих территорий. Сейчас - это крупнейший в мире калейдоскоп рас, народов и языков. Она изобилует творениями людей различных культур и эпох.

Восточная Азия

Все страны района, кроме , расположились вдоль цепочки морей - от Японского до Южно-Китайского. Мореходство и морская торговля способствовали общению и взаимному культурному обогащению народов, населяющих эту территорию. Другой важный фактор формирования района - сильное влияние на окружающие страны высокоразвитой китайской цивилизации. Труды древних китайских философов сыграли большую роль в формировании многих черт характера народов . К ним можно отнести патриотизм, высокую дисциплину, способность воспринимать новое, сохраняя свои традиции.

Юго-Восточная Азия

Благодаря географическому положению история, религия, культура и хозяйство стран этого района формировались под влиянием двух великих азиатских цивилизаций - индийской и китайской. С развитием мореходства сюда пришёл ислам, а в - христианство. Так сформировался своеобразный облик этого района, главные черты культуры которого определяются переплетением буддизма, христианства и ислама.

Северная Америка

Историко-географический район включает в себя две страны - и . Самобытная культура живших здесь индейских племён была почти полностью уничтожена в ходе европейской колонизации, и сейчас её влияние па современную жизнь людей невелико. Во многих видах искусства очень ощутимо и продолжает усиливаться негритянское и латиноамериканское воздействие.

Латинская Америка

Этот район включает все к югу от США и всю . Название района подчёркивает определяющую роль в формировании его облика, языков, обычаев и культуры и - латинских народов Пиренейского полуострова. Они завоевали эту территорию в XV-XVI вв., уничтожая индейцев, и положили начало новым, сформировавшимся здесь народам. В культуре района переплетаются традиции некогда живших здесь майя, ацтеков и инков, негров, привезённых из Африки в качестве рабов, и европейцев.

Австралия

В преобладает европейская культура, поскольку англоавстралийцы составляют большую часть населения. Некоторые немногочисленные племена коренных австралийцев сохранили свою культуру и быт, приспособленные к кочевому образу жизни и традиционным занятиям. В связи с ростом числа переселенцев из Азии усиливается влияние азиатской культуры.

Океания

Самой природой предопределено, что контакты с другими районами Земли и между отдельными частями этого разъединённого водой островного мира были затруднены. Поэтому культура и предания океанийцев очень самобытны и многообразны. Один из самых известных памятников культуры Океании - загадочные каменные скульптуры острова Пасхи высотой до 8 метров.

2) По рисунку 44 учебника сделайте вывод о том, как изменялась численность населения Земли во времени.

  • Ответ: В новейшее время численность населения заметно возросла.

3) Что такое естественный прирост населения? Как его определяют?

  • Ответ: Это разность между числом родившихся и числом умерших.

4) Постройте график или диаграмму роста численности населения Земли по приведенным данным.

Х в. - 300 млн человек;

XV в. - 450 млн человек;

XIX в. - 1650 млн человек;

XXI в. - 7000 млн человек.

  • Ответ: Разделить численность на плотность.

6) Назовите территории с большой плотностью населения.

7) Как вы считаете, сохранится ли деление человечества на расы в будущем? Почему?

  • Ответ: Сохраниться, но европеоидная раса заметно сократится.

8) Обозначьте на картосхеме ареалы высокой плотности населения, а также основные направления миграции людей в прошлом и настоящем.


9) По тексту учебника установите признаки этноса.

  • Ответ:
  • 1) Одна территория
  • 2) Один язык
  • 3) Одна культура
  • 4) Общность исторической судьбы.

10) Назовите большие по численности людей этносы и очень малые.

  • Ответ: Крупнейшие - китайцы, хиндустанцы, американцы (США) и т.д. Малые - эскимосы Северной Америки, инуиты Гренландии, аборигены.

11) Какие народы относятся к индоевропейской семье языков? Сгруппируйте их по языковым группам.

  • Ответ: Албанцы, армяне, балты, венеты, германцы, греки, иллирийцы, иранцы, индоарийцы, италики (романцы), кельты, славяне.

12) Перечислите мировые религии и несколько национальных.

  • Ответ: Мировые - христианство, ислам, буддизм. Национальные - индуизм, синтоизм.

13) Отразите на схеме основные виды хозяйственной деятельности, начиная с собирательства.


14) По комплексной карте Австралии в атласе определите основные виды хозяйственной деятельности населения этой страны.

  • Ответ: Рыболовство, крупный рогатый скот, садовое хозяйство, овощеводство.

15) Установите отличия образа жизни горожанина и сельского жителя.

  • Ответ: Число жителей в городах отличается от села. Селсьские жители могут заниматься скотоводством, земледелием.

16) По карте плотности населения мира в атласе определите, сколько в мире городов с населением более 3 млн человек.

На каком материке их особенно много?

  • Ответ: Евразия.

На каком - мало?

  • Ответ: Австралия.

17) Перечислите основные функции городов, приведите примеры.

  • Ответ:

18) Каковы различия между культурно-историческими регионами?

  • Ответ: История культурно-исторических регионов. Способы ведения хозяйства. Религия. Обычаи и привычки.

19) Как вы думаете, по каким причинам можно группировать страны мира?

Культура как система ценностей и норм данного этноса всегда привязана к определённому месту в пространстве, к территории, освоенной и преобразованной деятельностью многих поколений.

Выделение культурных районов мира - сложная исследовательская задача, которую можно решать по-разному в зависимости от целей исследования и принципов (критериев), положенных в её основу. Но есть общее, что сближает разные подходы, - это стремление к целостному видению мира.

Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира . Этнография - наука, занимающаяся изучением сходства и различий в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.

Этническое многообразие народов мира сводится к выделению хозяйственно-культурных типов - исторически сложившихся комплексов хозяйства и культуры, типичных для народов, различных по происхождению, но обитающих в сходных географических условиях и находящихся на одинаковом уровне социально-экономического развития. Таким образом, один и тот же хозяйственно-культурный тип, как утверждают этнографы, может быть присущ различным народам.

Процесс расселения и освоения человечеством новых ландшафтов сопровождался формированием различных хозяйственно-культурных типов, которые возникали в процессе исторического взаимодействия общества с географической средой.

Рис. 194. Удачная охота - залог выживания в суровых условиях провинции Ириан-Джайая (Индонезия)

Рис 195. Капоэйра - боевое искусство и танец, сложившийся из культур Африки и Латинской Америки (г. Рио-де-Жанейро, Бразилия)

Промышленная революция деформировала и даже разрушила сложившиеся хозяйственно-культурные типы, но многие из них и сейчас продолжают существовать в неизменном виде.

Таким образом, особенности материальной культуры как средства приспособления к существующим ландшафтам и духовной культуры предопределяются географической средой.

Историко-культурные районы мира . Первое упоминание об историко-культурных областях мира связано с именем Геродота, который выделил две области: эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока, где в то время господствовала династия древнеперсидских царей. По мере накопления знаний об окружающем мире к историко-культурным областям была добавлена Эфиопия и Скифия.

В XIX в. наиболее известным учёным культурно-исторической школы был немецкий географ Фридрих Ратцель, а в XX в. - А.Тойнби. Главная посылка культурно-исторической школы: каждая культурная область имеет свой путь развития, поэтому нельзя говорить об «отсталости» каких-либо (неевропейских) народов. Геоисторические регионы - это «действующие лица» истории, они играют особую роль на каждом из этапов истории, формируя особые цивилизационные миры. Границы и состав цивилизационных миров непостоянны, они изменяются в ходе исторического развития.

Границы культурных районов мира определились на ранних стадиях формирования цивилизаций. Они, по сути, являются физико-географическими границами, именно в них происходило формирование культурных этносов. Невзирая на переселения народов, распространение религий и философских учений, хозяйственное освоение территорий и колонизацию, эти границы остаются стабильными (рис. 196).

Рис. 196. Хозяйственно-культурные типы на начало XX в. (по Б. В. Андрианову)

К числу историко-культурных областей в Старом Свете были отнесены:

    - Ближний Восток, или Левант, - исламская культурная область, захватывающая значительную часть Азии и Северную Африку;
  • Европейская область;
  • Индийская область;
  • Китайская (или Восточно-Азиатская) область;
  • Индокитайская область;
  • островная субкультурная область Тихого океана;
  • Евразийские степи.

К числу историко-культурных областей в Новом Свете были отнесены:

  • Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго-Африканская культурные области);
  • циркумполярная область с рудиментарными этносами.

В Америке выделяются Англо-Саксонская и Латиноамериканская культурные области.

Жан Жак Элизе Реклю

Рис. 198. Цивилизационные миры и геоисторические регионы

Южная Азия: 1. Северо-Запад - имперское ядро и ворота в мир номадов. 2. Центральная зона синтеза - колыбель «классической» цивилизации. 3. «Экстравертные» периферии Юга и Востока.

Индокитай и островная Азия: 4. Полуостровной Индокитай - общая периферия «миров за стенами». 5. Островной, или «малайский», Индокитай - сверхвосприимчивая окраина Старого Света. 6. Япония и Корея.

Восточная Азия: 7. Бассейн Хуанхэ - имперское ядро и зона смычки с миром номадов. 8. Бассейн Янцзы -зона культурного синтеза и «классической» цивилизации. 9. Тропический Юг - «экстравертная» периферия.

Центральная Азия: 10. Тибет. 11. Монголия. 12. Китайский Туркестан. 13. Внутренняя периферия Азии - степной коридор Казахстана.

Средний Восток и Кавказ: 14. Средняя Азия - восточный перекрёсток на пороге «миров за стенами». 15. Внутреннее ядро иранского мира - цитадель созидания культуры. 16. Кавказ - западный перекрёсток народов на пороге ближневосточного узла.

Ближний Восток и Северная Африка: 17а. Благодатный Полумесяц: колыбель мировых религий. 176. Аравийское «подбрюшье» Полумесяца. 18. Египет и нильская ось законсервированных культур. 19. Маг-риб - стык и периферия двух миров.

i>Передняя Азия и Балканы: 20. Малая Азия - этнокультурный «тигель» азиатского моста в Европу. 21. Балканы - смешанное наследие европейского моста в Азию.

Россия: 22. Россия - периферийный «север» Евразии. 23а. Россия в Азии - культурный синтез в зоне старой колонизации. 236. Новороссия.

Восточная Европа: 24. Восточноевропейский буферный пояс: имперское соперничество на окраине Западной Европы.

Западная Европа: 25. Средиземноморский Юг - отпечаток античности. 26. Центр - зона культурного синтеза и средневекового расцвета. 27. «Протестантский» Север - колыбель буржуазной цивилизации.

Дальний Восток Евразии: 28. Зона фронтиера колонизации на бывшем фланге кочевого пояса: а) Русский; б) Китайский; в) Японский.

Латинская Америка: 29. Америка доколумбовых цивилизаций - евроиндейский культурный сплав: а) Мексиканский сектор; б) Андский. 30. Латинская Америка вне орбиты автохтонных цивилизаций -евро-негритянский сплав: а) Карибский сектор; б) Бразильский. 31. «Девиант-ная» Латинская Америка в умеренном поясе поздней колонизации

Англо-Саксонская Америка: 32. Североамериканский плавильный тигель: а) область «присадки» от Европы, смотревшей в будущее; б) область «присадки» от Европы уходившей; в) зона недавнего фронтиера. 33. Последний фронтиер Европы -Австралия и Новая Зеландия.

Африка к югу от Сахары: 34. Южная Африка - столкновение европейской и африканской культур. 35. Африка тропических лесов -локальные мирки, разделённые лесными дебрями. 36. Африканские «берега», опалённые инокультурным воздействием: а, б) исламизованные районы; в) фланг евроколонизации.

Разбросанный мир Океании: 37. Редконаселённые убежища сминаемых внешним воздействием традиционных культур малых народов.

Карьера. Этнография

    Этнография (от греч. Ethnos - племя, народ) - наука, изучающая происхождение этносов, традиции материальной и духовной культуры, исторические взаимоотношения между этносами. Долгое время этнография развивалась как часть географии.

    Что делают этнографы? Выезжают в экспедиции, составляют подробные карты расселения этносов, распространения элементов материальной культуры (языков, определённых хозяйственных навыков), анализируют полученные материалы, прогнозируют этнополитические процессы.

    Где работают этнографы? В Институте этнографии Академии наук, в музеях (Музей антропологии и этнографии (г. Санкт-Петербург), в краеведческих музеях), в аналитических центрах органов государственного управления.

Рис. 199. Женщина в национальной одежде (Марокко)

В каждом конкретном исследовании можно подразделить территории на основе наиболее значимых элементов культуры. Так, каждую из областей можно подвергнуть более дробному членению на основе социальной организации, материальной культуры, языка, религии. При описании более мелких культурных общностей некоторые элементы культуры оказываются более значимыми. Так, в Африке культурный микрорегион племён банту можно выделить на основе характерного набора орудий труда и производственных навыков - занятия преимущественно земледелием, на основе характера поселений и по языковому признаку - как совокупность близкородственных языков.

На каждом последующем этапе районирования исследуемый культурный микрорегион становится всё меньше, ареал сужается. Основная задача состоит в том, чтобы, изучая местные особенности культуры, не упустить общую картину культурных районов мира.

Основные идеи раздела

  • Материальная и духовная культура человечества представляет собой сложное и всеобъемлющее явление; различия в культуре предопределяют особенности культурной и экономической жизни регионов, стран, народов.
  • Главными носителями культуры являются этносы - устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя другим. Этносы возникают в специфических географических условиях - на стыке двух и более ландшафтов и проходят ряд закономерных фаз развития.
  • Языки являются важнейшим связующим звеном культуры. Их формирование и распространение связано с географическими факторами. Языки объединяются в языковые семьи и группы; самой распространённой считается индоевропейская языковая семья. Религии распространены в чётко локализованных ареалах и оказывают влияние на социально-политическую жизнь, на психологию, правовое сознание и поведение, на использование ресурсов и восприимчивость к инновациям.
  • Основными концепциями, объясняющими культурные районы мира, являются этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов, историко-культурное районирование и выделение геоисторических регионов.

Вопросы для повторения

  1. Каковы основные задачи географии культуры?
  2. Какие элементы культуры можно выделить и в чём их смысл?
  3. Раскройте содержание понятия «этносы как носители культуры».
  4. Где и почему возникают новые этносы?
  5. Какие стадии этногенеза выделял Л. Н. Гумилёв?
  6. Каковы причины возникновения территориальных различий в языках?
  7. Что такое государственный язык?
  8. Какие языки считаются рабочими языками ООН?
  9. Какие языковые семьи вы знаете?
  10. Какая языковая семья является самой многочисленной по числу входящих в неё языков и говорящих на них людей?
  11. Какие примеры языков-изолятов вы можете привести?
  12. Какие религии являются наиболее древними? Существуют ли они сейчас и где проживают их последователи?
  13. Какие главные национальные религии вы знаете? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов, политику государств?
  14. Каковы современные ареалы распространения традиционных верований?
  15. Какие религии преобладают в Восточной Азии? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов?
  16. Какие мировые религии вы знаете? Каковы основные районы их распространения? Кратко охарактеризуйте их влияние на хозяйственно-культурную и политическую жизнь.
  17. Сравните основные концепции культурного районирования.
  18. Какие историко-культурные районы мира вы знаете? Какими учёными и на основании каких принципов они выделены?

Термины

  • Атеизм
  • Билингвизм
  • Геоисторические регионы
  • Государственный язык
  • Зоны пассионарных толчков
  • Историко-культурные области мира
  • Местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм)
  • Мировые религии (христианство, ислам, иудаизм)
  • Пассионарии
  • Рабочие языки ООН
  • Хозяйственно-культурные типы
  • Элементы культуры (артефакты, ментифакты, социофакты)
  • Этногенез Этносы
  • Языковые семьи и группы

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ (историко-этнографические области) - территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Они проявляются в материальной культуре - типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор и т. п.).

В отличие от этносов, обладающих этническим самосознанием, историко-культурные области могут не осознаваться людьми и выделяются в ходе специальных этнографических исследований. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области - две типологически различные системы, которые тесно переплетаются, но, как правило, не совпадают друг с другом. Историко-культурные области как хозяйственно-культурные типы являются историческими категориями, возникающими, развивающимися и исчезающими в процессе развития конкурентных этносов и их группировок на определенной территории. Для историко-культурного районирования имеет значение характеристика не только образа жизни и материальной культуры, но и специфических форм духовной культуры, связанных со стереотипами мышления, религиозными представлениями и народным творчеством. Ареалы отдельных элементов культуры и их комплексов часто не совпадают с этническими и языковыми ареалами; образующиеся на одной территории типы культуры развиваются и меняются от эпохи к эпохе.

Историко-культурные области всегда включают народы, расселенные на смежных территориях и реально связанные между собой, хотя и различающиеся часто по уровню и направлению социально-экономического развития, по языку и расовой принадлежности. Следует различать историко-культурные области разных народов - наиболее крупные «провинции», которые охватывают целые части света или большие группы соседствующих стран, и меньшие области, в свою очередь дробящиеся на подобласти и местные историко-культурные районы.

Одной из крупнейших историко-культурных «провинций» является Западная Европа, в пределах которой могут быть выделены такие историко-культурные области, как Центральноевропейская, Южноевропейская (Средиземноморская), Западноевропейская (Атлантическая), Североевропейская.

В зарубежной Азии самостоятельными историко-культурными провинциями можно считать Переднюю (Юго-Западную) Азию, включающую Турцию, Израиль, все арабские страны Восточного Средиземноморья и Аравии, Иран и Афганистан; Центральную Азию (Монголия, Синьцзян и Тибет); Южную Азию (Индия, Пакистан, Шри Ланка); Юго-Восточную Азию с подразделением на материковую (индокитайскую) и островную (индонезийско-филиппинскую) части, наконец, Восточную Азию (большая часть Китая, Корея и Япония). В Африке страны Магриба (Египет, Ливан, Тунис, Алжир и Марокко), расположенные к северу от Сахары, составляют одну историко-культурную провинцию; всё остальные страны могут рассматриваться в качестве другой провинции, включающей такие области, как Восточная, Центральная, Западная и Южная Африка, а также остров Мадагаскар, этническая история которого связана с Индонезией. В Америке выделяются североамериканская, среднеамериканская и южноамериканская провинции; две последние часто объединяются под названием Латинской Америки. Историко-культурной провинцией первого порядка является Австралия и Океания (с дальнейшим подразделением на собственно австралийскую, тасманийскую, меланезийскую, микронезийскую и полинезийскую области).

В пределах бывшего СССР отчетливо выделяются четыре основные историко-культурные провинции первого порядка: Европейская часть, Кавказ (с подразделением на Северный Кавказ и Закавказье), Средняя Азия и Казахстан, Сибирь (с выделением отдельной крупной области Дальнего Востока).

В свою очередь эти крупные провинции делятся на подобласти и местные историко-культурные районы. В Сибири, например, выделяются такие характерные области, как ямало-таймырская, западносибирская, алтае-саянская, восточносибирская, камчатско-чукотская и амуро-сахалинская.

Ямало-таймырская область включает почти всех ненцев от низовьев Енисея на востоке до Тиманской тундры на западе, нганасанов и северные группы хантов и манси, заимствовавшие оленеводство у ненцев. Все эти народы относятся к тундровым оленеводам. С этим типом хозяйства связаны такие особенности, как оленная нарта, переносный чум, крытый шкурами, глухая меховая одежда и т. п. Сходство проявляется и во многих культурно-бытовых деталях. Так, например, повсеместно, в пределах ямало-таймырской области распространено упряжное оленеводство особого типа, для которого характерны массивные нарты с наклонно расположенными копыльями, веерная оленная упряжка, управление оленями при помощи вожжи, наличие пастушеской собаки и др. Много своеобразных деталей у всех народов этой области прослеживается также в конструкции чума, в особенностях покроя и орнаментации одежды.

См.: Классификация этносов, Территория этническая, Этнические факторы геополитики.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 138-140.