Древние города финикии. Морская торговля древней финикии

Полна интереснейших вопросов и даже загадок. Скорее всего, мы уже никогда точно не узнаем, сколько же великих цивилизаций так и не смогли родиться, будучи задавленными своими соседями, более сильными и удачливыми в военном и экономическом плане. Но некоторым из народов удалось «выбиться в люди». Порой этому способствовал крах или ослабление могучих соседей.

Такими были касситы, когда-то вышедшие из состава обычных горных племен, такими когда-то являлись и финикийцы, прозябавшие под достаточно жестким управлением египтян. Но все когда-нибудь заканчивается, и Египет начал ослабевать. Вскоре после этого как города финикийцев, так и весь их народ, начали быстро развиваться и процветать.

Кем они были?

Современники так описывали этот народ: «Они были удивительными людьми, одинаково легко управлявшимися как с мирными, так и с военными делами. Они изобрели свою письменность, достигли небывалых успехов в политике, государственном управлении и мореходстве. Финикийцы были и есть торговцами от Бога».

Ознакомившись с информацией, предоставленной современными антропологами, мы даже можем представить внешний вид этих людей. Как и многие народы той эпохи, они не отличались богатырской статью. Мужчины редко были выше 1,63 метров, женщины - 1,57 метров. Судя по оставшимся изображениям, у людей были узкие, чуть вытянутые лица, курчавые волосы и короткий, прямой нос.

Одежда финикийцев была яркой и пестрой. Так, египтяне писали, что в толпе граждан фараона пришельцы эти выделялись, словно «бабочки на овечьем руне». Мужчины и женщины в Финикии одинаково любили изящные ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней.

Основные финикийские полисы

Как только Египет начал сдавать позиции в политическом и военном плане, Тир, Сидон, Библ, Арвад и некоторые другие полисы сразу же заявляют о своей независимости. И в этом не было совершенно ничего удивительного. Дело в том, что не только города финикийцев, но и все прочие крупные поселения в то время были фактически автономными государствами.

Нередко там имелся «личный» царь, своя вера и свое духовенство, собственная армия, вооружаемая собственными же ремесленниками. О земледельцах и говорить не приходится! Им куда больше импонировала идея платить подати только в один карман, а не в несколько. К этой идее быстрее прочих пришел Тир. Город быстро стал совершенно независимым, хотя некоторое время и подчинялся формально Сидону.

Возвышение Тира

В то время первым среди равных был именно этот город, но его время быстро подошло к концу. Страшный набег «народов моря» не оставил от некогда величественного поселения камня на камне, после чего города финикийцев стали прислушиваться к мнению Тира. Последний в то время как раз достиг своего пика развития. На троне тогда сидел царь Хирам I.

Во многих источниках имеются свидетельства того, что он был современником великого Соломона, царя иудейского (около 950 г. до н. э.). Хирам начал свои свершения с того, что сделал массивную искусственную насыпь вокруг города, едва ли не вдвое увеличив его территорию. Царю сопутствовала удача: вскоре его старатели отрыли в этих местах хороший родник с пресной водой, так что Тир превратился в практически неприступную твердыню. Известны также достижения финикийцев того времени в ирригационном деле.

Благодаря продуманным системам орошения и задаткам селекции, они могли полностью обеспечивать себя продовольствием. В те времена это было невероятным прогрессом в развитии государства.

Появление Карфагена

Неудивительно, что город очень скоро завязал прочные торговые отношения со всеми своими соседями. Скорее всего, именно Хирам начал колонизацию современного Туниса. Это предположение базируется на том, что его наследники заложили там Карфаген, причем сама местность им была прекрасно знакома, так как строители сразу выбрали оптимальное место для нового полиса. Были основаны некоторые мелкие сведения о которых до нашего времени не дошли.

Предание гласит, что его закладка произошла в 814 г. до н. э. Вскоре финикийцы активно торговали с Месопотамией и народами, заселявшими долину Нила. Кроме того, они постепенно прочно осели в тех районах, из которых можно было контролировать подходы к Средиземному морю. Все это привело к тому, что из всех городов этого государства свое значение в течение долгого времени сохранял именно Карфаген. История донесла нас сведения о величественном Ганнибале и о его борьбе с Римом.

На чем основывалось богатство полисов?

Чтобы привлекать новых людей (военных, в частности), цари городов жаловали за верную службу земли. Внутри сельской общины также существовала определенная земельная собственность, которая распределялась между ее членами в зависимости от заслуг и влиятельности конкретного человека. Впрочем, к тому времени собственное сельскохозяйственное производство только кормило Финикию, но на торговые прибыли влияния оказывало мало.

Куда больше денег города финикийцев имели, разрабатывая месторождения ценных металлов в горах Ливана. Кроме того, там росло немало ценнейших видов деревьев, древесина которых быстро стала важнейшим предметом экспорта. Любили иностранные купцы финикийскую шерсть, выкрашенную пурпуром, секрет которого знали только ученые Тира. Начиная с VIII — VII вв. до н. э. все большее значение приобретает изготовление утонченных и изысканных стеклянных изделий, которые также пользовались огромным спросом у чужеземных торговцев.

Расширение морской торговли

После того как Египет окончательно распался, Тир и прочие города начали богатеть с удивительной скоростью. Практически все колонии финикийцев быстро разрастались, многие из них впоследствии стали самостоятельными государствами. Они быстро захватили в свои руки все торговые каналы египтян, и процесс обогащения пошел еще быстрее.

Чем торговали финикийцы?

Следует понимать, что Финикия в древности богатела не столько из-за продажи производимых на ее территории товаров. Прежде всего ее благосостояние росло за счет перепродажи предметов роскоши и редких изделий (ювелирных, в частности). Кроме того, жители этой страны были не только прекрасными моряками, но и отчаянными пиратами. Все награбленное зачастую вполне официально сдавалось в финикийских городах, за что древние «каперы» получали приличный куш.

Помня, что финикийцы - мореплаватели от рождения, соседние страны не осмеливались их задирать, так как военный флот государства мог доставить много проблем обидчикам. В то же время, «слава» этого народа была такова, что даже злейшие враги могли на время забыть свои распри, чтобы совместными силами утопить парочку их кораблей. Финикийцы об это знали, а потому не брезговали совершать дерзкие морские набеги на прибрежные поселения, поголовно уводя населявших их людей в неволю.

Неудивительно, что одной из основных статей доходов морской торговли того же Тира были рабы. Имеются сведения, что Финикия в древности была одним из тех уникальных государств, в которых цари полисов могли ссужать немалые суммы обычным гражданам. Делалось это не ради альтруизма, а с целью развития «предпринимательства»: человек получал от государства деньги, на которые мог приобрести только корабль и запасы товаров на первое время. Залогом лояльности становилась семья «одариваемого». Проще говоря, мухлевать с деньгами было не в интересах граждан.

Сухопутные пути финикийцы осваивали далеко не так споро. Но все изменилось приблизительно в первом тысячелетии до н. э, когда люди смогли приручить верблюдов. Народ прожженных торговцев не мог упустить столь уникальной возможности, а потому освоение той же Сирии началось моментально.

Некоторые уточнения

Можно подумать, что Финикия в древности была просто филиалом рая на земле, где свободные граждане страны могли свободно торговать и зарабатывать. Все было не так просто. Да, постоянно развивающаяся торговля приносила государству гигантские прибыли, причем практически любой свободный человек мог открыть свое дело.

Но значительное количество рабов, без которых не могла функционировать финикийская торговля, постоянно увеличивающееся количество обездоленных должников и представителей обанкротившихся семейств постепенно превращалось в настоящую бомбу, на которой и «взорвалась» впоследствии древняя Финикия.

Работорговля и классовая борьба

В Древнем мире у этой страны была нехорошая слава, возникшая именно из-за пристрастия ее народа к работорговле. Огромное количество «живого товара» продавалось в другие страны, но и сама древняя Финикия крайне нуждалась в этих людях: мастерские и стапели кораблестроительных верфей, каменоломни и виноградники, строительство дорог и выращивание овец… Словом, без рабского труда всей государственной экономике тут же настал бы конец.

Все достижения финикийцев, особенно в области строения качественных дорог и грандиозных храмов, базировались именно на работе невольников. Впрочем, была у этого явления и обратная сторона, которая нередко была крайне неприятна и даже смертельно опасна для самих «властителей мира».

Практически все современники свидетельствуют, что в стране шла напряженная и постоянно обострявшаяся классовая борьба. Так, греки неоднократно писали о грандиозном рабском восстании в Тире, к которым примкнули тысячи малоимущих граждан. Руководство восстанием приписывается некоему Абдастрату (Старатону). Как ни странно, но грандиозное побоище, случившееся приблизительно в IX веке до нашей эры, окончилось полной и безоговорочной победой рабов.

Греческие историки свидетельствуют, что все мужчины «привилегированных» классов были безжалостно вырезаны, а их женщины распределены между представителями восставших, населявших Тир. Город полностью обезлюдел на долгое время.

Парадоксы внутренней политики и постепенное угасание

Вообще, в греческих текстах исторической тематики едва ли не повсеместно сообщается о каких-то загадочных “финикийских несчастиях”. Очень может быть, все это - отголоски грандиозного восстания рабов, которое охватило все города, в том числе и великий Карфаген. История, тем не менее, ничему не научила правящий класс. Никакого смягчения по отношению к рабам не предвиделось, а государство и не думало как-то «диверсифицировать» свою зависимость от их труда.

Все это впоследствии привело к тому, что история финикийцев закончилась печально, и некогда великое государство, ослабленное постоянными распрями и внутренними неурядицами, попросту растащили сильные соседи.

Несмотря на это, все современники отзывались о них с глубочайшим изумлением. Греков и римлян удивляло, как финикийцы, карта мира которых была самой подробной на то время, сумев покорить множество народов, так и не смогли организовать хоть какого-то подобия государства. «Властвуя над миром, они не могут повелевать у себя дома», - так говорили об этом народе. Торговцы, отчаянные и предприимчивые путешественники, они стали едва ли не первыми людьми во всей Истории человечества, которые создали свою Империю не огнем и мечом, а убеждением, хитростью, умом и золотом.

Новое возвышение Сидона

Так, из-за политических дрязг, интриг и восстаний рабов свое значение в конце концов теряет Тир. «Бразды правления» тут же перехватывает (в конце IX века до нашей эры) полностью восстановленный к тому времени Сидон (нынешний город Сайда в Ливане). В те годы этот полис восстановил утраченное значение, обзавелся мощным флотом и армией, а потому мог диктовать свои условия соседям.

Историки считают, что древние финикийцы возвели его приблизительно в IV веке до нашей эры. Уже во втором тысячелетии Сидон достаточно окреп для ожесточенной борьбы с Тиром в регионе. В начале первого тысячелетия граждане именно этого города-полиса принимали самое деятельное участие в финикийской колонизации, которая волной прошлась по всему Западному Средиземноморью. Впрочем, вскоре он попал в сильную зависимость от усилившегося к тому времени Тира.

В 677 г. до Рождества Христова город был захвачен ассирийскими войсками, которые его полностью разрушили. Впрочем, уже через десятилетие он был полностью восстановлен. Приблизительно в начале VI века до нашей эры Сидон был поглощен в которой царила династия Ахеменидов.

Конец эпохи

Вскоре и прочие города финикийцев полностью лишаются своей независимости. Уже в середине VI века до нашей эры неугомонные ассирийцы все чаще стали появляться под их стенами. Несмотря на сохранявшееся экономическое могущество, все полисы, за исключением гордого Тира, быстро покоряются власти Ассирии.

Не стоит забывать, что в конце VII века до нашей эры свое былое могущество стал отвоевывать Египет, а потому немалое количество городов бывшей Финикии входят в его состав. Наконец, в те века быстро стала матереть и развиваться Персидская империя, которая поставила окончательную точку в истории государства моряков, торговцев живым товаром и первопроходцев.

Впрочем, самим финикийцам до этого дел не было: их города сохранили свое самоуправление, а торговля стала еще выгоднее за счет защиты и протекции персов. Финикийский же флот вошел в состав персидской флотилии на правах наиболее сильной и уважаемой единицы последнего.

Послесловие

Народ этот еще долго напоминал о себе. Так, язык и традиции финикийцев сохранялись во многих регионах Средиземноморья едва ли не до конца Средних веков. Только жестокие арабские завоевания окончательно положили конец развитой древней культуре.

За последние несколько десятков лет мы значительно продвинулись в изучении письменности и народа. Множество новых надписей открываются ежегодно... Археологи предполагают, что глубокое изучение финикийского наследия может открыть нам множество

Тот конгломерат городов-государств, что ныне известен нам как Древняя Финикия , занимал в далеком прошлом всю приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу.

Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (Гебал) означает “гора”, города Тира (Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград.

Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон , что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Как предполагают некоторые исследователи, первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако уже в III тысячелетии до н.э., согласно показаниям египетских источников, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших примерно в то же время палестинские земли, так как их языки почти тождественны. Все эти племена назывались ханаанеями . Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех ”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес ”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи , или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Города-государства на территории Финикии

Одним из наиболее древних городов-государств на территории Финикии, был основанный в конце III тысячелетия до н.э. Угарит , расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены во множестве таблички середины II тысячелетия до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.

На острове южнее Угарита находился город Арвад , островное положение которого способствовало сохранению им независимости в военных столкновениях того времени. Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ , поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III тысячелетии до н.э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. Культура последнего пустила глубокие корни именно в этом финикийском городе-государстве. В середине II тысячелетия до н.э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже - линейным алфавитом.

Сидон и Тир , самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов? Самым недоступным был Тир, который состоял из двух поселений: островного и материкового. Когда невозможно было спасти материковую часть, все жители перебирались на остров, который с помощью кораблей мог снабжаться водой и был недоступен для вражеской армии, не имевшей флота.

Вообще, стоит отметить, что морскому делу финикийцы уделяли очень большое значение. В деле кораблестроения и кораблевождения в то время им не было равных в мире. В течение многих веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Финикийское слово “галера” вошло во все существующие европейские языки и продолжает существовать поныне. Впрочем, как и «галерный раб» — применять рабов в качестве гребцов также первыми придумали финикийцы. До них, гребцами в основном были только свободные люди.

Экономика и хозяйство Финикии

Восточное побережье Средиземноморья издревле славилось естественными богатствами и не смотря на сравнительно небольшую по ширине полосу суши, которую занимала Древняя Финикия, эта область была благодатным во всех отношениях краем. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана — лучшего материала для изготовления кораблей в то время нельзя было и найти. Впрочем, ливанский кедр шел не только на корабли, но и на другие изделия — из него, например, изготовляли в том числе и саркофаги для мумий египетских вельмож. Центром торговли лесом был Библ — к тому времени давно и прочно находившийся в руках египтян. Именно папирусы последних, донесли до нас сведения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.

Впрочем, финикийцы были также искусными мастерами — не мало «египетских» золотых и серебряных ваз украшенных головами разных животных, на самом деле — финикийские. А ведь финикийцы владели ещё и замечательной технологией изготовления стеклянных сосудов и тканей насыщенно пурпурного цвета. Именно финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивая ею шерстяные и льняные ткани. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино.

Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “винум”, греческому “ойнос” и “вийана”, восходит к финикийскому “йайн ”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Однако в первую очередь финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.

Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее - железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит ” (медь) происходит от названия этого острова.

С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.

Интересный факт: вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане городов-государств, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных.

Государство и власть в древней Финикии

Удивительно, но не смотря на крайне удачное географическое положение страны, смелый характер и предприимчивость её жителей, финикийцам не только не удалось отстоять свою независимость, они даже толком не смогли построить собственное единое государство. При всем своем богатстве и могуществе, каждый из финикийских городов был сам по себе, и очень ревностно относился к сохранению своей политической независимости.

Благодаря этому, ни о каком военном союзе финикийских городов-государств речь никогда не шла. Что там государство, если даже говорящие на одном языке люди Финикии никогда не имели никакого единого самоназвания и обозначали себя следующим образом: “люди такого-то города”. Парадоксально, но факт — для самих «древних Финикийцев», никакой «Финикии» не существовало!

Выборы должностных лиц в городах ханаанеев (позднее и в их колониях, например в ) производились на основании имущественного ценза. При этом финикийские «олигархи», держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью, подобно царям Египта и Вавилонии. Не исключено даже, что в ряде городов даже не было царей, а сами такие государственные образования представляли собой своеобразные олигархические республики в миниатюре.

С одной стороны всё это способствовало росту богатства, но с другой, именно в результате такой политики не один из их городов не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство.

Результаты такой политики сказались чуть позже, когда «централизованные» соседи наконец закончили «собирание земель» у себя дома и стали оглядываться по сторонам, в поисках богатой, но слабой жертвы.

Первым пал Угарит — когда-то один из сильнейших городов финикийцев. Из-за гражданской войны город был ослаблен и потому легко пал жертвой державы хеттов, оказавшись завоеванным царем Суппилулиумой и войдя в состав его державы. Лишь на считанные годы пережил Угарит другой крупный город Финикии — Библ . Город оказался разорен соседями, поскольку покровительствовавший городу египетский фараон Эхнатон помощи не прислал, а своих сил для отражения угрозы не хватило. Следующей «жертвой» стал Сидон — на тот момент остававшийся крупнейшим городом ханаанеев-финикийцев. Около 1200 г. до н.э. он был разрушен “народами моря”, которые после разгрома хеттов опустошили Финикию и побережье .

Казалось, Древняя Финикия вот-вот совершенно прекратит существование, однако политические кризисы у некогда могущественных соседей (и вторжение «народов моря», конечно) привели к тому, что угроза неминуемого уничтожения от Финикии временно отступила.

После разрушения Сидона “народами моря” гегемония перешла к Тиру, который достиг в это время наибольшего расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н.э.).

Хирам расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага.

В это время Тир, пользуясь своим географическим положением, вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами. При Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а позже при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н.э.). Благоприятное географическое положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть морскими путями в Средиземное море.

Морская торговля Финикии значительная уже во время египетского владычества стала еще больше расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, их многочисленные торговые корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила.

Исторические источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Руководил этим восстанием Абдастрат (Старатон). Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н.э. закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими.

Греческие историки сообщают нам о каких-то “финикийских несчастиях”, которые также можно предположительно считать восстаниями угнетенных масс финикийских городов-государств. Но эти восстания, однако, как и другие многочисленные восстания рабов, не приводили к изменениям сложившихся отношений. Рабовладельческое общество и государство по-прежнему продолжали существовать в Финикии.

В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело и с конца IX в. до н.э. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается город Сидон (современный Сайда в Ливане) - финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. был крупным центром международной торговли; вел упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. Сидон участвовал в финикийской колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н.э. находился под властью Тира. В 677 г. до н.э. разрушен ассирийцами; затем отстраивался заново. Во второй половине VI в. до н.э. Сидон вошел в состав .

Однако вскоре период полной независимости финикийских городов приходит к концу. Со второй половины VIII в. до н.э. ассирийские войска стали все чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.

С конца VII в. до н.э. начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. Во второй половине VI в. до н.э. Финикия была включена в состав Персидской державы. При этом финикийские города по-прежнему сохраняли свое самоуправление и свое значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Культура древней Финикии

Финикийские художники в основном использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, однако и собственно финикийские мотивы также имелись, а предметы финикийского прикладного искусства, как уже говорилось, высоко ценились даже за рубежом.

Вполне возможно, что два известных угаритских эпических произведения - эпос о Керете и эпос о Данеде - являются памятниками не столько религиозной, сколько светской литературы. Лишь с вполне понятной долей условности относим мы к литературе несколько более поздних надгробных начертаний, которые в большинстве своем были короткими.

Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Следующий шаг на пути создания алфавитного письма был сделан, по мнению ученых, писцами гиксосских завоевателей. Возможно, это они на основе египетского иероглифического письма создали первое алфавитное письмо из 26 знаков для согласных - так называемое “синайское письмо”, именуемое по месту нахождения надписей.

Предполагается, что это письмо восходит к египетской иероглифике. Алфавит гиксосских писцов не успел окончательно оформиться из-за кратковременности существования гиксосского государства, но вместе с тем оказал воздействие на создание алфавитного письма Южной Финикии. На севере же, в Угарите, на той же основе создалось алфавитное письмо из 29 букв, приспособленное для писания клинописью на глиняных табличках.

Некоторые ученые полагают, что финикийское письмо могло развиваться совсем не на основе египетского, а на основе крито-микенского или финикийского слогового письма, памятники которого дошли до нас из города Библа. В любом случае очевидно одно: впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма. Несомненно, также и то, что в этом должно было сыграть весомую роль наличие алфавитных знаков для согласных в египетском письме, с которым финикийцы были давно знакомы.

Очевидно, что необходимость создания алфавитного письма возникла в самых разных полисах Финикии. С развитием мореплавания и торговых отношений, в которых была занята значительная часть населения, потребовалось письмо гораздо более простое, более доступное, чем то, которое могли изучать только немногие писцы.

Недостатки у финикийского алфавита были следующие: он передавал одни согласные звуки, не передавались различные дополнительные значки, при помощи которых египтяне, например, облегчали чтение текстов, написанных так же, только согласными. Поэтому чтение было все же делом нелегким, понимание более сложных текстов было достаточно затруднительным.

Пришло время, когда северный алфавит был вытеснен южным, который состоял из 22 знаков и впоследствии распространился по всей стране. От него берет свое начало и греческий алфавит, что видно из древнейших форм греческих букв, а также из того факта, что названия ряда греческих букв - семитического происхождения. Так, слово “алфавит” содержит в себе названия первых двух греческих букв альфа и бета (в византийском произношении - вита), которые соответствуют названиям первых двух финикийских букв - “алеф” и “бет”, что в западно-семитских языках означает “бык” и “дом”.

В основе этих алфавитных знаков лежали более древние знаки-рисунки. Большинство названий букв греческого алфавита соответствуют названиям финикийских букв. Греческий и арамейский алфавиты являются предками большинства современных алфавитных систем.

К сожалению, собственно финикийские литературные и исторические произведения до нас не дошли, однако в сочинениях поздних писателей имеются ссылки, например, на труды финикийца Санхотиатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности).

В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования Менандра, Дия (II - I вв. до н.э.), Феодота (I в. н.э.), Филона Библского (I - II вв. н.э.) и др. Эти авторы ссылаются на “Тирские хроники” и другие собственно финикийские произведения.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Значительную роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географические исследования.

Финикийцы внесли значительный вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматическая теория.

Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства.

Под непосредственным влиянием финикийцев развивались литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.

Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.

При всех положительных качествах финикийцев, эти ребята вовсе не были примером для подражания — вездесущие работорговцы приносящие в жертву рогатому богу (Молоху) грудных детей, как вы понимаете, — это тот ещё имидж

Религия Финикии

Политическая раздробленность Финикии, так никогда и не преодоленная, содействовала тому, что финикийская религия не знала системы мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество городов не имело возможности выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал ), “царь города” (Мелькарт ), просто “власть” (Молох ) или же “бог” (Эль ).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена - богиня Астарта (вариант имени - Аштарт, Ашерат). Наряду с богами неба и земли почитался также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони - “господин мой” или, согласно греческому варианту, - Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии - жена Астарта).

Впрочем, имена финикийских богов вообще были табуированы, их нельзя было произносить (сами ханаанеи говорили просто «бог», «богиня»), и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны.

Основная тема обширного мифологического эпоса - это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде.

В культе Финикии, как и в культах Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно - в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники - македонские военнопленные.

Стоит отметить также, что боги-покровители также имелись у финикийских городов: у Тира - Мелькарт (“царь города”), у Сидона - Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Колонии и морское искусство Древней Финикии

Как уже отмечалось, финикийцы строили прекрасные корабли, были людьми предприимчивыми, смелыми, к тому же отличными мореходами. Естественно, нет ничего удивительного, что именно они в скором времени опутали почти всё Средиземноморье сетью своих колоний. Но не только жажда приключений гнала вперед отважных мореходов.

Дело в том, что господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества «беспокойных элементов». Воевать финикийцы не любили, поэтому этот проверенный способ «слива» беспокойных горячих голов им не подходил. Но, опираясь на свою ментальность, они изобрели свой способ.

Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость” .

Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря.

Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Не было существенных успехов только на в северной части Восточного Средиземноморья, где были свои народы-мореходы - греки, ликийцы, карийцы.

А вот на побережье Африки, на Сицилии, Мальте, в Испании, а также и на побережье Атлантического океана (нынешний Кадис) финикийцы обосновались прочно. Впрочем, дело не ограничивалось только лишь Средиземноморьем.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

В чужих землях финикийские мореплаватели основали много поселений, или колоний. Следы их находят даже в далёкой Испании. Известной финикийской колонией был город Карфаген на севере Африки.

ЧЕМ ТОРГОВАЛИ ФИНИКИЙЦЫ

Слово «финикийцы» греческого происхождения и означает «красящие красной краской». В Финикии изготовляли пурпурную краску, которая славилась далеко за пределами страны; её добывали из пурпурных раковин, за которыми водолазы ныряли на дно моря. Она не линяла от стирки и не выгорала на солнце. Финикия торговала также строительным лесом, который охотно покупали в Египте и Палестине. Царь Тира Хирам посылал кедровые брёвна иудейскому царю Соломону для строительства Иерусалимского храма. Египтяне из ливанского кедра делали саркофаги для мумий. В разных концах мира археологи находят бусы и флакончики для благовоний, сделанные из финикийского цветного стекла. Финикийцы научились плавить стекло одновременно с египтянами.

ФИНИКИЙСКИЙ АЛФАВИТ

Финикийские купцы вели торговые записи. Но пользоваться для этого клинописью или иероглифами было неудобно. Поэтому финикийцы придумали свой алфавит на основе египетской скорописи. Он был очень прост: буквы обозначали толькоь22 согласных звука, гласные не записывались. Древние греки использовали финикийский алфавит для создания своего алфавита, от которого происходят современные европейские алфавиты, в том числе украинский и русский. Геродот в своей «Истории» писал о том, что «финикийцы многому научили эллинов (так называли греков), и прежде всего они научили их буквам. Эллины изменили форму некоторых из них и стали использовать их так, как это делают и ныне. Эти буквы известны как финикийские, и это правильно, потому что их завезли в Элладу финикийцы». (Эллада - это Древняя Греция.)

РЕЛИГИЯ ФИНИКИЙЦЕВ

Финикийцы поклонялись жестокому богу Молоху. Перед его статуей приносили человеческие жертвы, сжигали детей. Кроме Молоха почитали богиню луны Таниту и богиню утренней зари, красоты и любви Астарту.

Этот древний отважный народ торговцев и мореходов стяжал в истории славу первого «глобализатора». Финикийцы изобрели алфавит, легший в основу письменности большинства современных народов, усовершенствовали корабли и обогнули Африку, связав торговыми путями весь известный в ту эпоху обитаемый мир. Есть версия, что они даже плавали в Америку. Стремление к прогрессу сочеталось у финикийцев с самым ужасным варварством: они приносили в жертву богам пленников, а в особо важных случаях - собственных детей.

Финикийцы - одна из самых загадочных и влиятельных цивилизаций 11-1 тысячелетий до нашей эры. Она занимала небольшой (всего около 200 километров) участок восточного побережья Средиземного моря на территории современных Ливана и Сирии. Политически Финикия никогда не была мощной империей - она представляла собой ряд городов-государств, во главе каждого из которых стояли правитель и совет знати. Наиболее крупные города-государства финикийцев - Тир, Сидон (нынешняя Сайда), Библ, Арвад, а самым знаменитым считается Карфаген, основанный финикийскими переселенцами на территории современного Туниса в Северо-Западной Африке.

Финикийцы называли свою землю «Ханаан», то есть «страна пурпура», а себя именовали ханаанеями. Под этим именем они часто упоминаются в Библии. Дело в том, что у морского побережья в районе Тира обитали колонии моллюсков багрянок, из раковин которых ханаанеи научились извлекать драгоценный краситель пурпур. Финикийцами этот народ назвали греки (от слова «фойникес» - смуглые, красные). По всей видимости, это тоже было связано с пурпуром или с внешний обликом ближневосточных пришельцев.

Влияние Финикии в Древнем мире обусловлено не политическим, а экономическим могуществом. Самыми доходными статьями финикийской экономики считались добыча пурпуроносных моллюсков и изготовление тканей всех оттенков от багряного до фиолетового. Финикийцы в совершенстве владели технологиями крашения: тирские ткани не линяли при стирке, не выгорали на солнце, их можно было носить годами и даже десятилетиями. Пурпурные шелка и шерсть стоили целое состояние, поэтому их могли позволить себе лишь правители и высшая аристократия. В Византии императоров называли «порфирородными», то есть рожденными в пурпуре. Открытый финикийцами секрет окрашивания тканей натуральным пурпуром был утерян при падении Константинополя в 1453 г. и полностью восстановлен учеными-химиками лишь в конце XX века.

Природа Финикии не давала людям шансов расслабиться. Узкие полоски пригодной для обработки земли чередовались здесь с отвесными горными хребтами, подступающими прямо к морю. Финикийцы ловили рыбу, выращивали плодовые деревья, виноград, но для полноценного сельского хозяйства земли катастрофически не хватало. Зерно, хлеб всегда были предметами ввоза из других регионов. Географическая раздробленность привела к политической разобщенности отдельных городов. Из-за сложного рельефа невозможно было построить ирригационные сооружения, а ведь необходимость поддержания единой системы орошения полей часто была главным сплачивающим фактором государств Древнего мира. Нормальные дороги между финикийскими городами смогли проложить лишь во времена римского владычества.

Зато удобные защищенные бухты позволяли наладить морскую торговлю, обеспечившую финикийцам колоссальные доходы. Ханаан находился на самом оживленном перекрестке торговых путей Древнего мира: Крит, Микенская Греция везли свои товары с запада, Египет и государства Африки - с юга, Месопотамия (междуречье Тигра и Евфрата) и Индия - с востока. Из-за естественных преград врагам было сложно напасть на гавани врасплох со стороны суши, а с моря стояли боеспособные финикийские корабли. Однако завоеватели - египтяне, хетты, ассирийцы, греки, римляне всегда тянулись к богатствам финикийцев.

Лишенные собственных государственных амбиций, те соглашались мириться с иноземным владычеством, лишь бы оно не мешало их торговым операциям. Они уступали политические права на свою скудную землю, но приобрели взамен безраздельную власть над могучей и неукротимой стихией - морем. Занимаясь рыболовством, финикийцы постепенно совершенствовали конструкцию и ходовые качества своих судов. Для этого на их территории имелся великолепный строительный материал - ливанский кедр.

Первые суда финикийского типа относятся примерно к 1500 г. до н.э., однако прорывом в кораблестроении считается XII век до н.э., когда в Восточном Средиземноморье появились загадочные «народы моря». После знакомства с их технологиями финикийцы стали строить корабли с килем, а не с плоским дном. Это существенно увеличило скорость передвижения. Длина финикийского торгового судна достигала 30 метров. Мачта была оснащена двумя горизонтальными реями и несла прямой парус, традиционно использовавшийся еще на египетских кораблях. Финикийский парус был пурпурного цвета. Экипаж насчитывал 20-30 человек. Гребцы занимали места вдоль двух бортов, на корме крепились два мощных весла для поворота судна, а к носовому штевню - огромная керамическая емкость для пресной воды. Хвост корабля вздымался вверх и загибался внутрь, как хвост скорпиона. На носу, выше уровня воды, располагался острый обитый медью таран. С двух сторон от носового штевня финикийцы рисовали на своих судах синие глаза - это было «всевидящее око», первый морской оберег.

На этих кораблях финикийцы смело бороздили моря. До них египетские мореходы плавали только вдоль берега, останавливаясь на ночь и пережидая в бухтах малейший ветерок. Египтяне ориентировались по самым высоким горным вершинам. Если случалось потерять из виду берег, они выпускали голубей, которых специально брали на корабли, чтобы птицы летели в поисках корма, указывая путь к земле. Финикийцы научились ориентироваться по звездам и знали Средиземное море как свои пять пальцев. Для торговых нужд они основали колонии на Кипре, Мальте, Сицилии, Корсике и даже на испанском побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис).

Особенно много финикийских колоний было в Северной Африке. Главную из них, Карфаген, основала в 825 г. до н.э. некая царевна Элисса, бежавшая из Тира после дворцового переворота. В «Энеиде» Вергилия она фигурирует как хитроумная Дидона, возлюбленная Героя Энея. Прибыв к тунисскому вождю, она попросила у него столько земли, сколько сможет покрыть бычья шкура. Вождь согласился, и тогда Дидона разрезала шкуру на такие узкие полоски, что они покрыли целый холм. Так возник Карфаген, который римляне считали гнездом коварства и обмана. В поисках новых рынков сбыта карфагеняне совершили ряд географических открытий.

Ганнон в VI веке до н.э. возглавил экспедицию вдоль западного побережья Африки, где видел бегемотов, «волосатых людей» (горилл), «огненные колесницы богов» (действующие вулканы). Гимилькон достиг «застывшего моря», то есть Арктики, и побывал в Саргассовом море, описав его как «странный водоем, где царит вечный мрак и водоросли препятствуют движению кораблей».

Финикийцы усовершенствовали кредитно-банковское дело, использовали в качестве средства расчетов слитки серебра, золота, меди, чеканные монеты и кожаные «векселя». Главное открытие финикийцев I алфавит - также было связано с торговыми нуждами. Необходимость вести учет товаров и фиксировать сделки заставила этих предприимчивых коммерсантов искать самый простой вид письменности. Звуковое письмо оказалось проще египетских иероглифов и удобнее клинописи на глиняных табличках.

Финикийский алфавит состоял из 22 знаков обозначающих только согласные звуки. Первый знак назвался «алеф» (бык), второй - «бет» (дом). Писали фини кийцы справа налево. Эту особенность, как и отсутствие гласных, унаследовали от них еврейская, арамейская и арабская системы письменности. Греки усовершенствовали изобретение финикийцев, добавив гласные буквы и развернув строку слева направо. На основе греческого алфавита были созданы латинский, славянский, грузинский и армянский. Финикийцы распространили по всему Средиземноморью легкий и удобный материал для письма - папирус. Недаром греческое слово «библион» (книга) произошло от названия финикийского города Библ.

Несмотря на бесчисленные открытия и изобретения, которыми финикийцы обогатили человечество, репутация у этого народа была скорее дурная, чем хорошая. Современники считали их самыми ушлыми и бессовестными мошенниками, маниакальными дельцами и авантюристами, не останавливающимися ни перед чем в погоне за прибылью.

Цицерон дал финикийцам эпитет «наиковарнейшего» народа. Геродот писал, что они похитили Ио, дочь аргосского царя и возлюбленную Зевса, грубо втолкнув ее в трюм, когда она вместе с другими девушками разглядывала товары. Финикийцы активно промышляли работорговлей. Но, пожалуй, самой негативной чертой была кровожадность их богов. В основание башен и ворот новых городов финикийцы закапывали младенцев, а перед решающими битвами массово приносили в жертву верховному богу Баалу малолетних детей. Так, во время осады Карфагена войсками сиракузского тирана Агафокла городской совет выбрал двести знатных семей которые должны были пожертвовать Баалу шестимесячных мальчиков.

Еще триста детей горожане отдали на заклание добровольно. Тогда Карфаген выстоял. Однако римляне считали своим долгом уничтожить порочный город и не успокоились, пока в 146 г. до н.э. не сравняли его с землей. Место, где был Карфаген, победители засыпали солью в знак проклятия, чтобы на нем ничего не росло.

Другие города финикийцев также постепенно зачахли, обширные кедровые леса были вырублены. В 350 г. до н.э. персидский царь Артаксеркс III разрушил Сидон, перебив всех его жителей, а в 332 г. до н.э. Александр Македонский сделал то же самое с Тиром. Еще несколько веков потомки отважных финикийских купцов и мореходов сохраняли собственные язык и культуру, но после арабского завоевания Восточного Средиземноморья окончательно их утратили.

Финикия – небольшое государство, которое в настоящее время живет лишь на страницах исторических трудов. Зародившись в восточной части средиземноморского побережья как несколько отдельных поселений примерно в V тысячелетии до нашей эры, Финикия смогла просуществовать на протяжении более четырех тысячелетий, внеся при этом богатейший вклад в культурное наследие человечества.

Государство Финикия: происхождение названия

Первыми о Финикии упоминают древние греки, в частности, название древнего государства встречается в гомеровской « ». К тому же именно древним грекам принадлежит несколько версий происхождения его названия. Итак, кто такие финикийцы с точки зрения этимологии:

  1. Люди в пурпурных одеждах. Слово φοινως переводится с греческого как «пурпур». Краски именно такого цвета благодаря специфическому окрасу местных моллюсков изобрели финикийцы.
  2. Жители Средиземноморья, поклоняющиеся божественной птице Феникс. Еще одно греческое слово Фοϊνιξ означает «страна Феникса». Финикийцы, будучи язычниками, поклонялись этому божеству.
  3. Строители кораблей. Так называли обитателей Финикии египтяне. Ведь кораблестроением финикийцы владели в совершенстве.

Древнее государство Финикия: начало

Точные границы древнего государства Финикия определить довольно сложно: мнения на этот счет у географов в разные времена были противоречивы, к тому же границы по мере развития государства и в зависимости от политической обстановки постоянно менялись. Единственное, в чем сходятся во мнении все ученые – Финикия занимала территорию между Месопотамией и Египтом, где сейчас частично располагаются современные Израиль и Сирия.

Историки утверждают, что финикийский народ образовался в результате слияния местных обитателей этих земель и мигрантов из соседних территорий. В Библии эти люди называются хананеями.

У Финикии было довольно специфическое географическое положение, что и позволило ей из разрозненных поселений трансформироваться в одну из мощных держав своего времени. Исторически древним финикийцам досталась узкая скалистая полоска суши на побережье Средиземного моря. Плодородные земли были в крайнем дефиците, поэтому, чтобы выживать и развиваться, людям пришлось осваивать морские территории, с чем они справлялись более чем успешно.


Торговля и мореплавание как основа развития финикийского государства

Торговля и мореплавание – вот благодаря чему состоялась как государство. У местных жителей, вынужденных существовать на ограниченном скалами и совсем не плодородном участке суши, фактически не было другого выхода. Благодаря расширению границ, освоению торговых путей, налаживанию торговых связей, Финикия начала оформляться как самостоятельная государственная единица примерно во II тысячелетии до нашей эры. Там, где располагались рыбацкие деревушки, стали появляться большие города — Угарит, Арвад, Тир, Библ, Сидон.

Благодаря многочисленным военным походам финикийцы осваивали и новые территории. Так, в IX веке до нашей эры в северной части Африки финикийцами был основан – государство с одноименной столицей, которое впоследствии стало одним из сильнейших имперских образований. В целом финикийцы сумели исследовать все Средиземноморье, они даже вышли в Атлантику и Красное море. Некоторые историки полагают, что им удалось добраться и до американского континента.


Вклад финикийцев в развитие человеческой цивилизации

По запросу «древняя финикия википедия» можно узнать о том, какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества. Благодаря этим древним людям сегодня мир знаком с алфавитным письмом и основами маркетинга, производством цветного стекла и мыла, многоэтажным строительством и искусством окрашивания одежды.