Первый мореплаватель который отметил странности бермудского треугольника. Научное объяснение многовековой аномалии бермудского треугольника

Аномальная зона

Печально знаменитый Бермудский треугольник находится в районе, ограниченном линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. В этих границах происходят самые загадочные и невероятные события.

Уже на заре мореплавания этот район снискал себе самую дурную славу - «кладбище Атлантики», «море, приносящее беду», «треугольник смерти». Здесь то свирепствовали самые жестокие шторма, то вдруг начинались затяжные штили, то появлялись неожиданные водовороты, затягивающие корабли в морскую пучину.

Христофор Колумб записал в судовом журнале, что в этой части океана он наблюдал на воде странные пятна, излучающие свет. Эти загадочные пятна постоянно появляются и сегодня, причем их свет настолько ярок, что его даже можно наблюдать из космоса.

Но это еще далеко не все странности Бермудского треугольника. В этой зоне ломаются навигационные приборы, отказывают радиопередатчики, а стрелки компасов перестают указывать на север и крутятся так, как им заблагорассудится. Вдобавок, здесь часто можно наблюдать страшное зрелище косяков рыб, плывущих кверху брюхом…

Исчезнувшие корабли

Но самое страшное в Бермудском треугольнике то, что порой в нем совершенно бесследно исчезают корабли…

В январе 1880 года с Бермудских остров в Англию отплыл учебный фрегат «Атланта», на борту которого находились 290 человек, в основном курсантов. Корабль исчез без следа, и несколько месяцев активных поисков ничего не дали.

В 1881 году грузовой корабль «Элен Остин» в районе Бурмудского треугольника обнаружил шхуну без названия и без команды. Зато на борту был груз редкого и дорогого красного дерева. Капитан «Элен Остин» решил отбуксировать шхуну к берегу и послал на нее несколько человек. Внезапно налетел шторм, и шхуну отнесло в сторону. Лишь спустя два дня ее удалось найти снова. Но все матросы с «Элен Остин», посланные на шхуну перед штормом, были мертвы…

Капитан, тем не менее, не отказался от своего желания привести шхуну в Англию и послал на нее еще одну команду матросов. Опять начался шторм, и таинственная шхуна вновь исчезла в океане, на этот раз навсегда…

Но все эти случаи стали лишь началом жутких историй, происходящих в Бермудском треугольнике. В XX веке количество жертв этого страшного места намного увеличилось…

4 марта 1918 года из Барбадоса в Норфолк отплыл американский военный корабль «Циклоп» длиной 500 футов и водоизмещением 19,5 тысяч тонн. Команда «Циклопа» насчитывала 309 человек. В порт назначения «Циклоп» так не прибыл…

Вначале командование ВМФ решило, что корабль подорвался на мине или его уничтожила немецкая подводная лодка. Но согласно немецким архивам, в этом районе никогда не имелось ни мин, ни подлодок. Резюме американских военных было таково: «Исчезновение "Циклопа" является одной из самых загадочных тайн в истории нашего флота».

В 1925 году исчезло американское грузовое судно, отправившееся из Чарльстона в Гавану. На следующий год не прибыл к месту назначения английский грузовой корабль. В 1931 году исчез вместе с экипажем грузовой корабль из Норвегии.

В 1932 году в Бермудском треугольнике была найдена шхуна «Джон энд Мэри». К удивлению обнаруживших ее, на борту не имелось ни одного человека, но все паруса были аккуратно сложены.

В 1944 году у берегов Флориды был найден кубинский грузовой корабль «Рубикон» - тоже без команды…

Ни один из этих кораблей не подавал сигнала «SOS»», За исключением исчезнувшего японского грузового корабля «Райфуку Мару». Он послал страшную радиограмму: «Опасность невероятно велика... Скорее... Мы не можем спастись»... С тех пор этот корабль никто не видел и не слышал…

А Бермудский треугольник продолжал собирать страшный урожай жертв. В 1950 году исчез американский корабль «Сандра». В 1955 была найдена без экипажа и пассажиров яхта «Коннемара IV». В 1963 году исчез без следа рыболовецкий корабль с 40 членами экипажа В 1967 году пропала спортивная яхта. В 1973 году исчез грузовой корабль «Анита» водоизмещением 20 тысяч тонн… И это далеко не все жертвы загадочного Бермудского треугольника…

Пропавшая эскадрилья

Не только судоводители сталкиваются с жуткими особенностями Бермудского треугольника. Воздушное пространство здесь обладает такими же странными свойствами. Пилоты самых первых аэропланов обнаружили, что летать здесь опасно для жизни.

13 февраля 1828 года знаменитый американский летчик Чарльз Линдберг пролетал над Бермудским треугольником. С удивлением он обнаружил, что стрелки навигационных приборов вдруг завертелись с бешеной скоростью. При этом снизу поднялся густой туман, в котором Линдберг потерял ориентацию в пространстве.

С большим трудом он поднял самолет на высоту и вырвался из зоны плохой видимости. К счастью, он оказался неподалеку от берега. По солнцу и рельефу местности летчик определил, где находится. Оказалось, что он уклонился от курса на 300 миль в сторону.

Линдберг полетел в сторону Флориды и, едва он вырвался из зоны Бермудского треугольника, как заработали все приборы. В своих воспоминаниях он писал, что чудом тогда избежал гибели. Но не всем повезло так, как Линдбергу…

5 декабря 1945 года в районе Бермудского треугольника пропало целых пять самолетов 19-й эскадрильи ВМФ США.

В 2 часа дня самолеты поднялись с базы для участия в учениях. Эскадрилья, ведомая лейтенантом Чарльзом Тейлором, повернула по направлению к Багамским островам. Через час Тейлор передал сообщение: «Тревога! Мы сбились с курса, не видим земли». Позже поступили сообщения о том, что отказали компасы, и что океан выглядит не так, как всегда. Последнее сообщение звучало так: «Мы погружаемся в белые воды»…

На поиски эскадрильи было послано несколько судов и самолетов, но никаких следов не было обнаружено, более того, исчез гидросамолет «Мартин Маринер»…

Спустя два года в районе Бермудских островов исчез транспортный американский самолет. В 1948 году бесследно пропал британский авиалайнер, на борту которого находились 32 пассажира.

В 1949 году не прибыл в аэропорт английский самолет, перевозивший людей из Лондона в Чили. В 1962 году пропал грузовой самолет ВВС США.

В Бермудском треугольнике исчезали и маленькие легкие самолетики и большие авиалайнеры, и следы их так и не были обнаружены…

Естественно, всем исследователям Бермудского треугольника не дает покоя вопрос - что же происходит в этом загадочном месте, куда и почему исчезают корабли и самолеты? Версий выдвигалось немало, в том числе и самых экзотических.

Это и похищение судов инопланетянами, и существование в Бермудском треугольнике ворот в параллельное пространство или в другое время. Ученые с негодованием встречают эти предположения, но до сих пор так и не могут вразумительно объяснить, что же происходит в Бермудском треугольнике… Величайшая загадка нашего времени так и остается неразгаданной…

Ученые утверждают - тайна Бермудского треугольника скоро будет раскрыта.

В зловещей аномальной зоне в Атлантическом океане по необъяснимым причинам бесследно пропадают самолеты и корабли вместе с пассажирами. Ни одного обломка от исчезнувших судов найти не удалось.

Бермудский треугольник начал испускать странные сигналы в виде гамма-лучей. Источник сигнала явно находится на океанском дне. А мощность вспышек такова, что их фиксируют даже американские радиолюбители.

В природе источников гамма-излучения нет. Породить его способны лишь гигантские объекты в космосе – нейтронные звезды, или пульсары. А искусственно получить такие импульсы на Земле можно только в ходе ядерного взрыва. Но кто или что посылает их из глубины? Периодичность гамма-вспышек непредсказуема. Хотя удалось установить направление сигнала - это звезда Сириус в созвездии Большого пса.

Само название этого места было придумано американским писателем Винсентом Гаддисом - автором книги о морских тайнах. Этот район Атлантического океана, расположенный между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и Флоридой с древних времен имел дурную славу.

Брюн Гернон – единственный летчик, которому удалось выжить после странных событий в Бермудском треугольнике. Его история поразительна. В декабре 1970 года он вместе с отцом и приятелем вылетел с Багамских островов и взял курс на Майями-Бич, штат Флорида, США. Вскоре после набора высоты Брюс Гернон заметил прямо по курсу странное облако полукруглой формы.

Самолет оказался внутри облака. Внезапно резко потемнело, и лишь вокруг сверкали странные зарницы. Это было не похоже на огни Святого Эльма – статическое электричество, о котором знают моряки и летчики.

Брюс Гернон увидел в облачной мгле просвет в виде туннеля и направил машину туда, где виднелось голубое небо. Туннель начал закрываться, но самолет успел прорваться. И тут началось нечто невообразимое.

"Когда я влетел в этот туннель вокруг меня сразу стали образовываться странные линии, которые крутились против часовой стрелки. Мне пришлось сконцентрироваться на выходе из туннеля, потому что я волновался, что могу перепутать стороны входа и выхода из туннеля. И в этот момент что-то странное стало происходить с самим самолетом, потому что, чтобы я долетел до выхода из туннеля, это должно было занять у меня около 3 минут, а я долетел примерно за 20 секунд ", - вспоминал потом летчик.

Но радоваться было рано. В конце туннеля оказалось не голубое небо, а белесая мгла. Гернон и его пассажиры ощутили чувство, похожее на невесомость. Все навигационные приборы вышли из строя. Стрелка компаса металась во все стороны. Но пилоту чудом удалось связаться с землей. Гернон попросил уточнить его координаты. Но наземная служба сообщила, что вообще не видит его на экране радара.

Только когда туман немного рассеялся, диспетчер обнаружил Гернона. И это снова было невероятно. Оказалось, что они не в середине пути, а уже почти у цели. Полет, который должен был длиться не меньше 75 минут, занял всего 47.

Считается, что причиной аномально быстрого перемещения в пространстве могут стать крупномасштабные вихревые образования. В Атлантике такие вихри производит Гольфстрим. Космические снимки часто фиксируют образование в Гольфстриме мощных циркуляционных течений в виде водоворотов. Эти водяные вихри, в свою очередь, создают потоки сильно разреженного воздуха, которые распространяются из центра водоворота вертикально вверх подобно лучу света. Такие циклоны создают опасность не только под водой, но и в воздухе, достигая высоты в 12 километров. Сторонники гипотезы астрофизика Николая Козырева считают, что подобного рода вихревые образования могут оказывать влияние на ход времени.

Такие вихри могут не только изменять массу кораблей и самолетов, но и создавать искажения во времени. И действительно, в Бермудской аномалии не раз происходили загадочные перемещения, и все они по описаниям очевидцев сопровождались странным белым туманом.

Существуют записи известного мореплавателя Христофора Колумба о зоне Бермудского треугольника. Проплывая через Саргассово море, он наблюдал загадочные явления, из-за которых периодически весь экипаж впадал в панику. В дневнике Колумба встречаются упоминания о постоянных сбоях компаса, внезапно возникающих огненных взрывах на поверхности океана и о ярком белом свете, идущем прямо со дна моря.

4 марта 1918 года от острова Барбадос отошел, направляясь в порт Норфолк, углевоз «Циклоп» водоизмещением 19 600 тонн, на борту которого было 309 человек и груз марганцевой руды. Войдя в воды Бермудского треугольника, это 540-футовое судно, одно из самых больших в составе военно-морского флота США, пропало, не оставив никаких следов и не подав даже сигнала «SOS».

Но мировую известность Бермудский Треугольник обрел после таинственного исчезновения звена 19.

5 декабря 1945 года звено 19 из пяти торпедоносцев «Эвенджер» во главе с лейтенантом Чарльзом Тейлором поднялось в воздух с авиабазы ВМС США в Форт-Лодердейле. В 14 часов 10 минут самолеты берут курс на восток, имея на борту горючего на пять с половиной часов. Но через два часа связь с торпедоносцами была потеряна. Перед этим командир звена, Чарлз Тэйлор успел сообщил о том, что самолет сбился с курса и вокруг него происходят необычные вещи.

С этого момента все, что происходило со звеном 19, покрыто зловещей тайной. Пилоты сообщали, что системы навигации вышли из строя, звено потеряло ориентацию в пространстве. Однако самым загадочным моментом в истории звена 19 остается принятый сигнал через два часа после того, как у «Эвенджеров», по расчетам специалистов, должно было закончиться горючее.

Но и на этом таинственные происшествия со звеном 19 не закончились. Один радиолюбитель, слушавший эфир «Эвенджеров» утверждал, что последними словами командира были следующие: "Не следуйте за мной... Они выглядят как выходцы из Вселенной... ".

Поисковые группы шесть дней безрезультатно прочесывали воды Бермудского треугольника. Только спустя 50 лет после исчезновения звена 19, были обнаружены 5 "Эвенджеров", лежавших строем на глубине 250 метров неподалеку от Форта Лодердейл.

Газеты пестрели заголовками «Разгадана тайна Бермудского треугольника». При помощи подводного робота удалось рассмотреть номера самолетов и оказалось, что они принадлежат другому, неизвестному звену.

Загадочная гибель звена 19 была самой известной, но далеко не единственной. Ежегодно береговая охрана США сообщает о нескольких пропавших кораблях в зоне Бермудского треугольника. 2-3 самолета каждый год бесследно исчезают над Проклятым морем. Ученые объясняют этот феномен повышенным судоходством и пересечением воздушных путей в данном районе Атлантики.

Но если большинство катастроф можно объяснить коварством морской стихии, штормами, ураганами. То случаи, происходящие в аномальном треугольнике, представляют неразрешимую загадку для ученых.

Летом 1969 года в районе Бермудского треугольника за одиннадцать дней было обнаружено пять яхт без экипажей. Все случаи произошли в ясную погоду и без видимых причин. Десятки людей исчезли бесследно. Одной из найденных лодок была яхта «Тинмут Электрон», принадлежащая Дональду Кроухерсту, который участвовал в кругосветной гонке. Он лидировал и имел шанс выиграть 5000 фунтов, никаких причин для самоубийства у успешного яхтсмена не было. Однако в вахтенном журнале нашли его запись: «Так продолжать дальше не могу».

Ученые высказывают мнение, что поломки техники в Бермудском треугольнике вызваны сильнейшими всплесками геомагнитной активности. Теоретически известно, что сильное электромагнитное возмущение в определенных условиях может вызывать искривление пространства и времени.

Доктор медицинских наук профессор Борис Островский опубликовал тщательно проработанную теорию объяснения аномалий Бермудского треугольника. По мнению ученого, все загадки в этом районе можно объяснить тектоническими процессами. Перед подводным землетрясением возникает инфразвуковая волна.

Животные слышат инфразвук и потому покидают опасные районы. А вот для человеческого уха эти звуковые колебания недоступны. Но это не означает, что они безвредны. Инфразвук воздействует на психику - порождает чувство страха и паники. Во время подводных землетрясений, когда вибрирует гигантская масса воды на громадном пространстве, колебания передаются в атмосферу, доходят до ионосферы и отражаются между ионосферой и поверхностью океана. Самолеты в таких условиях теряют ориентацию.

Есть мнение, что в результате электромагнитного воздействия меняется еще и структура металла самолетов и кораблей. Возможно, в этом тоже следует искать причины катастроф.

Поразительно, но эта теория, кажется, может объяснить многовековую тайну корабля «Мария Целеста». 5 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара была обнаружена бригантина «Мария Целеста». Ни одного человека - ни живого, ни мертвого, на борту не было. Последняя запись в судовом журнале была сделана за 10 дней до того, как судно нашли. Она гласила, что корабль следует по намеченному маршруту. Тщательное расследование так и не объяснило исчезновение команды. Судно вышло из порта Стейтен-Айленд, Нью-Йорк в итальянскую Геную за четыре недели до того, как было найдено. На борту была команда в 7 человек, помимо капитана и его семьи. Капитан 37-летний Бенджамин Бриггс вероятно считал, что плавание будет легким, поскольку взял с собой жену и двухлетнюю дочь.

Когда судно обнаружили, оно производило странное впечатление. Между переборками и палубами была вода, в трюме её уровень достигал около метра. Крышки почти всех люков оказались аккуратно сняты, только у одного - носового - были сорваны с петель и валялись на палубе. В остальном корабль казался неповреждённым. При этом было понятно, что он не попадал в сильный шторм.

Спасательная шлюпка была не сорвана, а аккуратно спущена на воду. Дальнейшая судьба экипажа и семьи капитана покрыта тайной.

В районе Бермудского треугольника очень часты опаснейшие тропические циклоны, скорость ветра в которых может превышать 80 метров в секунду. Самые разрушительные ураганы возникают на пути к Флориде.

Морские смерчи поднимают и всасывают в себя воду, превращаясь в огромные водяные столбы. Передвигаются они стремительно и зигзагообразно. Для небольших судов встреча с морским торнадо означает верную гибель. Кроме того, таким природным аномалиям под силу нарушить радиосвязь, что объясняет отсутствие сигнала SOS от гибнущих кораблей.

За всю историю исследований Бермудского треугольника были выдвинуты сотни гипотез, написаны десятки книг и проведено множество научных экспериментов, однако загадка этой аномальной зоны остается неразгаданной. А корабли и самолеты по-прежнему пропадают с радаров. Ведь Бермудский треугольник живет по своим зловещим законам.

Бермудским треугольником называется район Атлантического океана, образующими «вершинами» которого являются Флорида, Пуэрто-Рико и Бермуды. Это место славится на весь мир отнюдь не благими делами. Зона известна тем, что в ее пределах творится нечто сверхъестественное и необъяснимое: все, что попадает в радиус внимания этой «дьявольской дыры» попросту исчезает! Как? Почему?

Паранормальность сего участка водной глади давно не дает покоя человечеству. Над решением так называемой «загадки Бермудского треугольника» не одно десятилетие тщетно бьются тысячи людей, причем как из мира ученых, так и из числа неравнодушных и любознательных обывателей. Решение этой головоломки до сих пор считается одним из самых неподдающихся человеческому разуму.

Существует огромное количество самых разнообразных теорий, посвященных теме Бермудского треугольника, точнее - причинам возникновения его «проклятых» особенностей. Некоторые из них вполне логичны, более-менее адекватно объясняющие имеющиеся странности, некоторые же просто смешны и откровенно отдают идиотизмом.

Самые популярные суждения о загадочности этого «магнита бед и несчастий» озвучиваются такими вариантами:

1. Комета

Порядка 11 тысяч лет назад на дно океана, в то самое место, известное нынче как «Бермудский треугольник», упала комета. По мнению придерживающихся данной точки зрения, это небесное тело могло обладать такими необычными электромагнитными свойствами, сила действия которых вполне могла бы негативно влиять на навигационные приборы, двигатели и прочую оснастку кораблей, самолетов и прочих плавающих и летательных объектов. В частности, приводить эти системы в нерабочее состояние.

2. Пираты

Подопечные «Веселого Роджера» на протяжении многих сотен лет нагоняли страху на моряков, в том числе и на тех, что путешествовали в данном регионе Атлантики. Это факт. И в отношении пропавших судов он может признаваться за истину. Однако, версия о пиратстве никоим образом не объясняет исчезновения летающей техники.

3. Гидрат метана

Суть такова: в самых глубинах «бермудской проблемы» происходит процесс образования гигантских пузырей, наполненных гидратом метана, т.е. водно-метановым соединением. Когда подобный «сосуд» достигает предельных размеров, происходит поднятие его на водную поверхность и трансформируется таким образом в своеобразный огромный «холм». Судно, наткнувшееся на такое «препятствие», как бы «поскальзывается». Пузырь лопается, образуя тем самым воронку, которая и затягивает в результате корабль в «дыру». В случае с самолетами схема «поглощения» представляется таким образом: газ из пузыря проникает в воздух, происходит контакт с горячим двигателем, после чего следует взрыв.

4. «Временная воронка»

Известна такая история: в 1970 году один американский пилот, следовавший к острову Бимини, пролетал над зоной Бермудского треугольника. Неведома откуда перед ним образовалось очень странное «облако». Поначалу оно стремительными темпами росло, а затем - превратилось в некий «туннель». У пилота оставался только один выход - влететь внутрь «облака». Приборы будто сошли с ума, со всех сторон искрило и вспыхивало, а сам «туннель» вращался против часовой стрелки. Затем произошла еще большая странность: самолет выскочил из «воронки» в районе Майами. Вместо стандартных 75 минут время полета составило 47 минут. Именно так утверждал Брюс Жернон - главной действующее лицо этой истории.

5. Секретные испытания правительства

Сторонники данной теории утверждают, что именно в районе «дьявольской дыры» располагается одна секретная правительственная база, именуемая как AUTEC, т.е. Атлантический центр подводного тестирования и оценки. Внутри ее «стен» правительство проводит испытания различных инопланетных технологий, а также вступает в контакт с представителями внеземных цивилизаций.
Стоит заметить, что данное подразделение реально существует. Правда сфера деятельности у него несколько иная. Так, согласно официальной легенде центр занимается тестированием подводных лодок, гидролокаторов и оружия.

6. НЛО

Под водами «дыры» размещен корабль инопланетян. Живущие там пришельцы изучают жителей планеты Земля, их технологии и достижения. Именно с этой целью они и «воруют» корабли и самолеты.
Также в этом месте могут скрываться «иные ворота», т.е. проход в измерение, недоступное для землян, которые порой открываются и «зазывают в неизвестно» суда и самолеты.

7. Атлантида

Дно Бермудского треугольника является кладбищем легендарного древнего острова. Солнечная энергия в пределах этой мифической территории вырабатывалась посредством использования неких загадочных кристаллов. Их мощность настолько велика, что провоцирует сбои в системах управления плавательных и летательных средств.

8. Погрешность компаса

Зона треугольника является тем местом, в котором обычный магнитный компас указывает не на магнитный север, а на географический полюс. Научные данные говорят о том, что отклонение между Северный магнитным и Северным географическим полюсами составляет более чем 700 миль, или приблизительно 1300 километров. При стандартном положении дел моряки, прокладывая курс, учитывают разность между данными показателями. Однако, забывая о существующих подобных исключениях, т.е. о так называемых «магнитных аномалиях», вполне реально стать жертвой бедствия.

9. Неблагоприятные погодные условия

Климатические особенности «дьявольской зоны» отличаются неспокойным поведением. Характерной особенностью данного океанического участка являются штормы и ураганы, являющиеся производной столкновения теплых и холодных воздушных масс. Немало хлопот доставляет и быстрое течение Гольфстрима. В совокупности эти «прихоти» погоды представляют собой фактор повышенного риска для любого транспортного средства.

«Бермудским треугольником» условно называют область в западной части Атлантического океана, неподалеку от юго-восточного побережья Соединенных Штатов. Она «знаменита» тем, что здесь за последние двести лет бесследно исчезло свыше ста судов, а после второй мировой войны «пропало без вести» 14 самолетов. Загадкам «бермудского треугольника» посвящена обширная литература. Существует множество гипотез, в том числе и самых фантастических, относительно причин, вызывающих катастрофы в этом районе. Большой интерес вызвала на Западе недавно вышедшая в США книга Чарльза Берлица «Бермудский треугольник», отрывки из которой опубликовал швейцарский еженедельник. В ней описаны наиболее крупные кораблекрушения и аварии самолетов, происшедшие при таинственных обстоятельствах в районе «треугольника».

В «бермудском треугольнике» никогда не находили ни трупов, ни обломков потерпевших катастрофу судов и самолетов. Одни самолеты до последней секунды поддерживали нормальную радиосвязь с аэропортом или военной базой; другие передавали странные сообщения: неожиданно отказали приборы, стрелка компаса начала бешено вращаться, небо окрасилось в желтый цвет, появился (при ясной погоде) туман, море выглядит «как-то необычно», — дать более конкретные сведения никто не успевал…

Многие самолеты, в том числе пассажирские, пропадали прямо во время сеанса связи с наземными службами, «словно проваливаясь в какую-то дыру в атмосфере», как образно говорилось в одном из заключений военно-морских экспертов. Суда исчезали мгновенно, словно вдруг растворялись. Такие гиганты, как «Мэрин Салфэр Куин», судно длиной в 129 метров, или американский лайнер «Сайклопс» водоизмещением 19 тысяч тонн с 309 пассажирами на борту, исчезли бесследно. Были и такие, которые позднее удавалось обнаружить дрейфующими в районе «бермудского треугольника» без единого человека на борту.

Многие пытались выяснить причины загадочных катастроф и гибели людей. Выдвигались и подвергались серьезному изучению различные гипотезы, среди которых было немало самых фантастических. Обсуждалась версия штормов, вызванных землетрясениями; говорили о метеоритах, нападениях морских чудовищ; были и такие, кто выступал с идеей «смещения времени и пространства, ведущего к переходу в иное измерение»; изучалась возможность электромагнитных и гравитационных бурь, ввергающих самолеты и суда в пучину. Кое-кто доказывал, что речь идет о неведомых летающих или подводных аппаратах, управляемых представителями сохранившихся античных цивилизаций или пришельцами из космоса, которые совершали нападения на самолеты и суда, захватывая в плен членов экипажей и пассажиров в качестве образчиков обитателей Земли.

«Мы сбились с курса. Все смешалось…»

«Бермудский треугольник» получил свое название после того, как 5 декабря 1945 года исчезли вместе с экипажами 6 самолетов военно-морских сил США. Пять самолетов, которые потерпели катастрофу первыми, совершали обычный тренировочный полет, трасса которого составляла треугольник6 от военно-морской базы «Форт- Лодердейл» во Флориде, 256 километров на восток, затем 64 километра на север и, наконец, обратно, к базе, в направлении на юго-запад. Район, который они облетали, раньше называли «чертовым треугольником», «треугольником смерти», «морем призраков» или «кладбищем Атлантики». Название «бермудский» этот район получил потому, что максимальная точка удаления от «Форт – Лодердейл» лежит на одной параллели с Бермудами, которые, кроме того, находятся в северном углу зоны, где и до и после 1945 года исчезали при необычных обстоятельствах самолеты и суда. Но они исчезли поодиночке.

На этот раз печальная участь постигла целую группу из пяти самолетов. Ее разделил и шестой – посланный на поиски гидросамолет с экипажем 13 человек. Он также загадочно пропал, не оставив следов.

«Флайт-19» — таково было условное обозначение тренировочного полета «пятерки» бомбардировщиков – торпедоносцев типа «ТБМ 3 Авенджер» американских ВМС. Каждая машина имела запас горючего, которого хватило бы более чем на 1600 километров. Термометр показывал 29 градусов, светило солнце, по небу плыли редкие облака, дул слабый норд-ост. Пилоты, которые в тот день уже закончили полеты, докладывали, что погода идеальная. Полет был рассчитан на два часа. В 14.00 самолеты выкатились на взлетную полосу и через 10 минут взяли старт. Около 15.15, когда учебное бомбометание было завершено и звено взяло курс на аэродром, радист на диспетчерской вышке в «Форт- Лодердейл» получил от командира звена странное сообщение. Сохранилась магнитофонная запись их разговора:

«Командир (лейтенант Чарльз Тейлор). Земля… Мы находимся на грани катастрофы… Кажется, сбились с курса… Не видим земли… Повторяю… Не видим земли.

Диспетчер. Ваши координаты?

— Координаты сообщить затрудняемся. Мы вообще не знаем, где находимся… Похоже сбились с курса.

— Развернитесь в сторону запада.

— Мы не знаем, где запад. Все смешалось… Странно… Мы не можем определить направление… Даже море выглядит как-то необычно…»

Затем инструктору удалось связаться с командиром ведущего самолета. Последний сообщил: «Вышли из строя оба компаса. Пытаюсь взять курс на «Форт- Лодердейл»… Уверен, что мы пролетели над Кейсом, но, видимо, несколько южнее, земли не видно».

Это было признаком того, что самолет ведущего не пролетал над Кейсом. Иначе, продолжая следовать своим курсом, самолеты вскоре достигли бы суши.

Ввиду атмосферных помех радиосвязь с «девятнадцатым» ухудшалась. На самолетах «пятерки», очевидно, перестали принимать команды диспетчера. Между тем в диспетчерской еще были слышны тревожные голоса радистов, поддерживавших связь между собой. Из их обрывистых реплик вырисовывалась неутешительная картина. Горючее на исходе, за бортом сильный ветер, компасы в самолетах – как гироскопические, так и магнитные – вышли из строя, стрелки пляшут, как сумасшедшие, показывая разное направление. В течение всего этого времени мощная радиостанция военно-морской базы не могла установить контакт с самолетами, хотя переговоры между ними слышны были довольно неплохо.

Весть, что экипажи «Флайт-19» терпят бедствие, взбудоражила персонал военно-морской базы. Были снаряжены поисковые самолеты. С авиационной базы ВМС «Банана -Ривер» стартовал военный гидросамолет с 13 членами экипажа на борту.

В 16 часов на диспетчерской вышке с удивлением услышали, что лейтенант Тейлор передал свои полномочия другому пилоту, капитану Стиверу. Сообщение последнего удалось принять, несмотря на значительные радиопомехи и возбужденную, невнятную речь говорившего.

«Мы не знаем, где находимся…Возможно, в 360 километрах к северо-востоку… Должно быть, мы пролетели над Флоридой и находимся теперь где-то над Мексиканским заливом…» Затем, вероятно, командир решил изменить курс на 180 градусов, чтобы вновь пролететь над Флоридой, однако в результате этого маневра радиосвязь стала ухудшаться, что свидетельствовало о том, что звено взяло неправильный курс и удаляется от побережья Флориды на восток, в открытое море. Согласно показаниям одних свидетелей, последние слова, принятые с «Флайт-19», были: «Похоже, что мы…» Другие уверяют, будто слышали немного больше: «Нас обволакивает белая вода… Мы совершенно потеряли ориентировку».

Тем временем в диспетчерской было получено донесение лейтенанта Коума, одного из офицеров поискового самолета, вылетевшего в тот район, где предполагалось обнаружить звено. Коум сообщил, что на высоте 1800 метров сильный ветер. Это было последнее известие, полученное с поискового самолета. Затем связь с ним прервалась.

Теперь уже не пять, а шесть самолетов числились в списке пропавших. Следов самолета и 13 членов его экипажа так и не удалось отыскать.

«Они исчезли, не оставив следов»

Около 19 часов радиостанция военно-морской базы недалеко от Майами приняла слабый радиосигнал, состоявший всего из двух букв: «…ФТ…ФТ…» Это была часть кодового обозначения пропавшего звена, поскольку ведущий самолет значился под номером «ФТ-28». Была ли это попытка пропавших дать о себе знать? В таком случае они передавали свое сообщение два часа спустя после того, как у них кончилось горючее.

На следующий день началась самая грандиозная в истории поисковая операция. В ней участвовало 240 кораблей ВМС США, 67 самолетов с авианосца «Саломон», четыре эсминца, множество подводных лодок, 18 кораблей береговой охраны, поисковые и спасательные катера, сотни частных самолетов, яхт и рыбацких шхун, подразделения британского флота и авиации Багамских островов. Но поиски оказались безрезультатными, тщательно изучалось все, что могло навести на след. Члены экипажа одного грузового самолета сообщили, что в день исчезновения «Флайт-19» над материком была замечена красная вспышка. Может быть, взорвался гидросамолет? Однако это предположение пришлось отвергнуть. Затем с одного торгового судна сообщили, что в тот день в 19.30 в небе было замечено «нечто вроде взрыва». Если это имело отношение к пяти «авенджерам», то пришлось бы допустить, что они находились в воздухе через несколько часов после того, как кончилось горючее. К тому же пришлось бы предположить, что все пять самолетов столкнулись и одновременно взорвались. Любопытно отметить, что ни с!Флайт-19», ни с гидросамолета не поступал сигнал «SOS». Отпадала и версия вынужденной посадки на воду. «Авенджеры» были в состоянии продержаться на поверхности 90 секунд. Члены экипажа обладали достаточной подготовкой для того, чтобы покинуть самолет в течение 60 секунд.

Много гипотез вызывало странное упоминание о «белой воде» в последнем сообщении с «Флайт-19». Оно могло быть связано с необычно густым белым туманом, который часто появляется в этом районе. Этим туманом можно было бы объяснить недостаточную видимость, а также слова радиста о том, что «солнце выглядит как-то ненормально». Но туман не мог повлиять на стрелки компасов. Правда, между Флоридой и Багамскими островами существует «мертвая зона», где невозможна радиосвязь, но с самолетами еще что-то произошло до того, как она прервалась.

Специальная комиссия ВМС изучала собранные сведения: были приняты во внимание и материалы следствия военного трибунала по делу одного из офицеров, ответственного за проверку приборов (позднее его оправдали, поскольку было доказано, что приборы перед стартом прошли проверку, полагающуюся по инструкции). Но, несмотря на все усилия комиссии, причины происшествия так и не были установлены. В заключении экспертов говорилось: «Судя по радиодонесениям, самолеты сбились с курса, а компасы их вышли из строя». Капитан Уингэрд в одном из интервью журналистам выразился более определенно: «Членам комиссии не удалось предложить хоть сколько-нибудь приемлемую версию случившегося». Кто-то из экспертов комиссии не без драматизма заметил: «Они исчезли, не оставив следов, как если бы улетели на Марс».

Лейтенант Уиршинг, который в то время работал инструктором на базе «Форт- Лодердейл», а в последствии посвятил долгие годы изучению данного вопроса, считает, что, выясняя судьбу экипажей 6 самолетов, надо исходить из того, что они «исчезли», а не погибли, потому что нет доказательств последнего.

Лейтенант Уиршинг вспоминает, что утром того же дня был совершен еще один тренировочный полет, во время которого также были отмечены необычные явления. В этом полете тоже выходили из строя компасы, а посадка произошла не на базе, а в 76 километрах севернее. Эти подробности тогда выпали из поля зрения, оттесненные сенсационным происшествием с «Флайт-19».

«Море потерянных кораблей»

Наибольшее число необъяснимых кораблекрушений в «бермудском треугольнике» приходится на Саргассово море в западной части Атлантики. Это море само по себе является источником загадок с тех самых пор, как пять столетий назад в нем впервые появились испанские и португальские мореплаватели.

Это море водорослей ограничено течением Гольфстрим, которое движется вначале в северном направлении, а затем поворачивает на восток. Южную границу образуют возвращающийся поток Гольфстрима и Северное пассатное течение. Однако точно контуры моря не определены. Условно говоря, оно простирается от 23-го до 35-го градуса северной широты и от 30-го до 68-го градуса западной долготы. На дне Саргассова моря находится крутое Бермудское плато и многочисленные подводные возвышенности, которые не доходят до поверхности моря и образуют плоские плато, как если бы раньше они были островами. У его северной границы по дну проходит часть Североатлантического хребта, гигантской цепи подводных гор отдельные вершины которых поднимаются над поверхностью моря, образуя Азорские острова.

Таким образом, Саргассово море является «непроточным», в нем нет почти никаких течений, если не считать тех, которые огибают его. Оно начинается примерно в 320 километрах от Больших Антильских островов, приблизительно в 420 километрах от атлантического побережья до мыса Гаттераса. Затем Саргассово море простирается в направлении Пиренейского полуострова и Африки до Североатлантического хребта.

Это море знаменито не только своими водорослями, но и штилями, которые, вероятно, послужили поводом для создания таких живописных, но внушающих ужас легенд, как рассказы о «море потерянных кораблей», «о кладбище кораблей» или «море страха».

Первые легенды о Саргассовом море сложили, вероятно, финикийцы и карфагеняне, которые, как предполагают, еще тысячи лет назад бывали в этих местах и высаживались в Америке. Во всяком случае, в Бразилии были найдены финикийские наскальные надписи, на Азорах – финикийские монеты, в Венесуэле и на юго-восточном побережье Соединенных Штатов – карфагенские монеты, в Мексике – рисунки, сделанные, видимо, финикийскими или карфагенскими пришельцами. Да и описание штиля и водорослей Саргассова моря, принадлежащее карфагенянину Гимилькону, который жил в 500 году до нашей эры, звучит довольно убедительно:

«Ни малейшее дуновение ветра не пошевелит паруса, настолько неподвижен тяжелый воздух этого мертвого моря… Многочисленные водоросли плавают на поверхности и цепляются за корабль… Море не слишком глубокое, поверхность земли лишь слегка покрыта водой… Морские чудовища снуют между лениво ползущими судами…»

В основе рассказов о «море потерянных кораблей», как и в основе других легенд, лежат реальные факты, хотя фантазия рассказчиков и наложила на них свой отпечаток. Австралиец Аллен Вильерс, который в 1957 году пересек Саргассово море на паруснике и действительно заметил скованный водорослями пропавший корабль, записал в своем дневнике:

«Корабль, который из-за безветрия вынужден стоять без движения до тех пор, пока не кончатся все припасы… по всей вероятности, начинает обрастать водорослями и раковинами, которые в конце концов абсолютно лишают его возможности двигаться… Тропические древоточцы изъедят обшивку… и истлевший каркас, населенный скелетами… медленно скроется под ровной поверхностью моря».

Современным теплоходам штиль не опасен. Однако это делает еще более загадочным исчезновение судов в районе Саргассова моря. В известном смысле все кораблекрушения загадочны, поскольку ни один капитан не имеет намерения разбить свой корабль. Как только выясняется судьба того или иного судна либо по крайней мере обстоятельства его гибели, всякая загадочность исчезает. Но обо всех кораблях, которые «пропали» в Саргассовом море, этого сказать нельзя.

По следам флибустьеров

Когда появились следующие сообщения об исчезновениях кораблей в Саргассовом море и на соседних участках Гольфстрима, большей частью винили во всем погоду и пиратов.

Испанские корабли шли из Мексики, Панамы и нынешней Колумбии, заходили в Гавану и плыли под парусом от Флориды, часто становясь жертвами урагана. Их сокровища попадали на морское дно и в последующие столетия извлекались на свет водолазами. Другие корабли были затоплены мародерами или пиратами.

Но и долгое время спустя после того, как пиратский промысел перестал быть прибыльным занятием, корабли столь же регулярно продолжали пропадать в этом районе, и даже при хорошей погоде. В последующие годы все чаще обращали внимание на то, что ни на островах, ни на побережье западной Атлантики никогда не находили ни обломков кораблей, ни трупов.

Многие пропавшие корабли принадлежали военно-морским силам США либо других государств. Целая серия исчезновений началась в 1800 году, когда пропало американское судно «Инсургент» с 340 пассажирами на борту, и продолжалась до мая 1968 года, когда при «необъяснимых» обстоятельствах пропала американская подводная лодка «Скорпион» с командой численностью 99 человек. Правда. Ее вскоре нашли: «Скорпион» затонул примерно в 740 километрах юго-восточнее Азорских островов на глубине нескольких тысяч метров.

Когда начинают перечислять, сколько безлюдных кораблей было обнаружено в Саргассовом море или соседних с ним районах Атлантического океана, почти всегда вспоминают «Мэри Челести», самое «знаменитое» в истории мореплавания судно из числа тех, которые были покинуты командой и пассажирами. С «Мэри Челести» несчастье приключилось в Саргассовом море, хотя корабль, следуя к тому месту севернее Азорских островов, где в ноябре 1972 года он был замечен английским бригом «Деи Грация», прошел лишь у северной оконечности Саргассова моря. На бриге заметили неуправляемую «Мэри Челести» и подали ей сигнал. Поскольку ответа не последовало, было решено подняться на борт. «Мэри Челести» была захвачена как «трофей».

Группа поднявшаяся на борт «Мэри Челести», обнаружила, что паруса подняты, а груз спиртного надежно заперт в трюмах. На корабле имелось достаточное количество пресной воды и продовольствия, но десять человек экипажа, включая капитана, его жену и маленькую дочь, бесследно исчезли. Деньги, трубки, личные вещи и даже лоция еще находились на борту, хотя почему-то не оказалось секстана. Большая каюта была заколочена досками, как будто кто-то забаррикадировался там от нападения.

Эта таинственная история даже стала предметом судебного разбирательства, однако загадку «Мэри Челести» разрешить так и не удалось. Исчезновение команды объясняли нападением пиратов или бунтом, во время которого матросы убили капитана и бежали с корабля. Высказывались также предположения, что матросы опасались возможности взрыва, что всех поразила заразная болезнь или что всю команду взяли в плен. Страховая компания «Ллойд», выплатившая премию, склонилась к мысли, что неожиданно возникший пожар в трюме со спиртом поверг команду в такую панику, что она покинула корабль. Позднее огонь погас. В самом деле, спирт имеет свойство внезапно самовозгораться, гореть голубым пламенем, а затем гаснуть. Возможно, что команда не смогла просто возвратиться на корабль, когда огонь погас.

Другим возможным объяснением странного поведения команды было присутствие спорыньи в хлебных запасах. Присутствующая в хлебе спорынья и раньше неоднократно создавала на кораблях страшные ситуации: люди теряли рассудок и контроль над собой и в результате умирали. Такое коллективное помешательство могло быть причиной того, что команда в панике покинула корабль, то же самое могло произойти и на тех судах, которые исчезли в других морях.

В своей книге «Таинственные приключения во времени и пространстве» Гарольд Уилкинс выдвинул правдоподобную гипотезу, согласно которой «Мэри Челести» была взята на абордаж неизвестным судном, ее команда убита, а впоследствии пираты заявили, что «нашли в море корабль», и получили за это премию. Развивая свою теорию, Уилкинс указывает на некоторые противоречия в показаниях капитана и команды «Деи Грации».

Десять минут «небытия»

Исследователи «бермудского треугольника» уже давно обратили внимание и на другой загадочный район Мирового океана. Он находится юго-восточнее Японии, между Японией и островами Бонин и заслужил репутацию опасной зоны для кораблей и самолетов. Так же, как и в «бермудском треугольнике», подводные извержения вулканов и другие явления природы могут объяснять таинственные происшествия, случающиеся здесь. Этот район, называемый еще «чертовым морем», пользуется, по крайней мере официально, даже худшей славой, чем «бермудский треугольник», поскольку он объявлен японским правительством опасной зоной. Эта мера была предпринята после того, как в 1955 году японские эксперты проводили ряд исследований в этом районе.

«Бермудскому треугольнику» и «чертову морю» присуща одна общая закономерность: на 80-м градусе западной долготы, которая пересекает «бермудский треугольник» по его западной границе, магнитный и географический северные полюсы совпадают. 80-й меридиан западной долготы, проходя через полюс, изменяет свое обозначение и становится 150-м меридианом восточной долготы, который приходит с севера на юг мимо Японии, пересекая «чертово море» как раз посередине. В этой точке «чертова моря» стрелка компаса показывает одновременно на географический и на магнитный полюсы так же, как и в западной части «бермудского треугольника», в другом полушарии земного шара.

Продолжавшиеся исчезновения самолетов и судов послужили причиной того, что в 1955 году при поддержке японского правительства в этот район была направлена экспедиция, во время которой ученые должны были произвести различные измерении и эксперименты. С этой целью исследовательское судно «Кайё Мару №5» курсировало в «чертовом море». Экспедиция закончилась самым невероятным образом – судно вместе с экипажем и группой ученых бесследно исчезло.

Существование одного или нескольких районов в Мировом океане, где происходят загадочные происшествия, обусловило появление ряда странных утверждений. Были выдвинуты теории относительно антигравитационных смещений, доказывалось, что существуют места, где законы гравитации и магнитного притяжения функционируют не так, как принято считать. Автор книги « Великая мистерия в воздухе» Ральф Баркер замечает, что новые открытия физиков указывают на существование антигравитационных частиц материи. Он считает, что «не подчиняющаяся законам тяготения материя, природа которой противоположна природе материи Земли, обладает колоссальной взрывчатой силой, если она входит в соприкосновение с земной материей… и что она локализуется в определенных районах Земли…» он предполагает, что эта материя может иметь космическое происхождение и «скапливается» иногда под материками, но большей частью под морским дном.

При более детальном ознакомлении с этой теорией находишь возможное объяснение электронным и магнитным отклонениям в различных частях земного шара, однако исчезновении такого большого числа кораблей и самолетов этим все же не может быть обосновано. Сведения о магнитных аномалиях были получены и в других морях. Есть такие места, где сила притяжения источника энергии под водой оказывается сильнее притяжения северного магнитного полюса.

Иван Сандерсон опубликовал в журнале «Сага» статью, где рассказал о результатах тщательного изучения «бермудского треугольника» и других аналогичных морских районов. В ходе своих исследований Сандерсон и его сотрудники обнаружили, что большая часть таинственных происшествий с самолетами и судами приходится на шесть районов, имеющих почти одинаковую эллипсовидную конфигурацию и находящихся между 30-м и 40-м градусами северной и юной широты. К их числу относятся «бермудский треугольник» и «чертово море».

Сандерсон развил свою теорию и составил сетку районов аномалий с промежутками в 73 градуса, покрывающую весь земной шар. Пять этих районов расположены в северном полушарии, пять — в южном, включая полюс. «Бермудский треугольник» , по его мнению, является самым известным из этих районов, поскольку в нем чаще оказываются суда и самолеты. Другие районы, хотя и менее известные, обнаруживают столь же мощные магнитные отклонения.

Большинство этих районов расположено восточнее побережий материков, там, где теплые, движущиеся на север морские течения встречаются с течениями, идущими на юг. Кроме того, эти районы представляют собой узловые пункты, где морские течения на поверхности и на глубине движутся в противоположных направлениях. Мощные глубинные приливно-отливные потоки, подверженные влиянию различных температур, создают магнитные бури, которые вызывают радиопомехи, влияют на магнитное поле, а возможно, изменяют и силу тяготения. Допустимо, что при определенных обстоятельствах эти явления способны вызывать перемещения судов и самолетов в иные точки пространственно-временной протяженности. Сандерсон в этой связи ссылается на интересный феномен неравномерности течения времени, наблюдающийся в этих районах. Речь идет о тех случаях, когда самолеты после выполнения задания приземлялись намного раньше положенного времени. Это было бы понятно, если бы они летели с попутным ветром, скорость которого составляла бы 760 километров в час. Но ветры, зарегистрированные метеорологическими службами, во время полетов не могли вызвать такие отклонения. Чаще всего эти явления встречаются в районе «бермудского треугольника». Создается впечатление, что самолеты, столкнувшись с такой аномалией, проскальзывают мимо либо устремляются в «небесную дыру».

Подобный скачок во времени произошел пять лет назад на аэродроме в Майами. Он так и не получил убедительного объяснения. Речь идет о пассажирском самолете авиакомпании «Нэшнл эрлайнз», который со 127 пассажирами на борту приближался к посадочной полосе с северо-востока и контролировался наземным радаром. Внезапно он исчез с экрана и появился лишь десять минут спустя. Самолет совершил посадку без каких-либо осложнений. Пилот и команда были удивлены беспокойством наземного персонала, поскольку, по их мнению, не произошло ничего необычного. Один из диспетчеров сказал пилоту: «Боже мой, дружище, да ведь вы в течение десяти минут просто-напросто не существовали!» команда сравнила время на своих часах и на всех часовых приборах в машине и обнаружила, что все часы одинаково отставали на десять минут. Это было тем более странно, что при сверке часов в самолете и на диспетчерской вышке, произведенной двадцатью минутами раньше, никаких расхождений отмечено не было.

«ВЕЛЬТВОХЕ», ЦЮРИХ.

За рубежом №41 1975г.

Христофор Колумб первым из известных нам путешественников прошел через Саргассово море и пересек район Атлантики, который мы теперь называем Бермудским треугольником. Именно благодаря Колумбу этот район оказался окутанным атмосферой тайны, которая с годами становилась все более интригующей. Его судовой журнал содержит описание моря, сплошь заполненного водорослями, рассказ о необычном поведении стрелки компаса, о внезапно возникшем огромном языке пламени, о странном свечении моря. Каждое непонятное явление повергало в ужас мореплавателей, у которых и без того нервы были напряжены до предела, и казалось им зловещим предупреждением о том, что пора возвращаться восвояси. Слухи обо всех этих невероятных событиях быстро распространялись среди моряков, и скоро этот район Атлантики приобрел репутацию загадочного и таинственного, - репутацию, которая сохраняется за ним и по сей день.

Когда в 1969 году космонавты отправлялись к Луне, они знали о своем маршруте, превышающем четверть миллиона миль, гораздо больше, чем знал Колумб о своем трехтысячемильном пути в 1492 году. Полет космонавтов обеспечивали тысячи специалистов во всем мире, используя самые лучшие компьютеры и средства связи, созданные человеком. Космонавты совершенно точно знали, сколько времени займет их путешествие, и были заранее подготовлены ко многим опасностям, которые могли их подстерегать.

Когда же Колумб отошел от Канарских островов на трех маленьких суденышках с экипажем из девяноста человек, он не имел ни малейшего представления о том, что его ожидает. У него не было карт предстоящего маршрута, не с кем было установить связь в случае необходимости, неоткуда было ждать помощи в минуту опасности, а кроме того, он даже не представлял себе, сколько времени продлится путешествие или какие неожиданности его подстерегают.

Саргассово море находится в центральной части Северной Атлантики [Северной Атлантикой иногда называют часть Атлантического океана, расположенную в северном полушарии], располагаясь между 30-м и 70-м градусами западной долготы и 20-м и 35-м градусами северной широты. Здесь меньше облаков, меньше ветров и меньше выпадает осадков, чем над другими областями океана. Саргассово море почти равно по площади территории Соединенных Штатов Америки; оно протянулось более чем на 2000 миль в длину и на 1000 миль в ширину. Со всех сторон Саргассово море окружают мощные атлантические течения, которые заставляют его воды медленно вращаться по часовой стрелке. Свое название это море получило от португальского слова «sargago», что означает «морская водоросль».

Первые мореплаватели, пересекавшие Саргассово море, поминутно боялись сесть на мель, так как большие скопления водорослей обычно означают близость земли. Между тем глубина океана в этом районе составляет несколько миль.

В Саргассовом море обитает множество необычных существ, которые либо совсем недавно приплыли сюда, так сказать «зайцем», на всякого рода предметах, занесенных течениями, либо являются потомками таких же «зайцев», приспособившихся к жизни на водорослях.

Так называемые «конские широты», то есть полоса частых и длительных штилей между тридцатой и тридцать пятой параллелями, значительно усиливают необычность этого района. Воздух здесь бывает таким неподвижным, что моряки порой всю ночь читали на палубе при свече, а парусные суда в течение длительного времени не могли сдвинуться с места.

Хотя Колумб очень точно описал водоросли Саргассова моря, россказни тех, кто побывал здесь после пего, напугали моряков. В те времена моряки не любили отходить слишком далеко от берега, и им становилось не по себе, если земля слишком долго не появлялась. Они приходили в ужас от вида сплошного месива из желтых, коричневых и зеленых водорослей с кишащими на них причудливыми существами, простиравшегося насколько хватает глаз, вплоть до самого горизонта. Чем больше судов стояло неподвижно, с поникшими парусами вдоль «конских широт», тем страшнее становились рассказы о Саргассовом море. Согласно им, уже не отсутствие ветра задерживало там корабли, а нечто иное, непонятное. Борта, канаты и якорные цепи постепенно обрастали, опутывались прочной паутиной водорослей, которая цепко удерживала судно в этой ловушке под горячим тропическим солнцем, пока его экипаж не умирал от голода и жажды, а от самого корабля оставался лишь насквозь прогнивший и заваленный скелетами остов, который не шел ко дну только потому, что его обвивали «щупальца» водорослей. Делу помогал и червь-древоточец, прекрасно чувствующий себя в тропических водах, который действительно превращал иногда борта кораблей в сплошную труху. В преданиях о Саргассовом море различные животные, ползающие по переплетениям из водорослей, преображались в гигантских чудовищ, которые могли утащить корабль в океанскую бездну. Ходили слухи, что экипажи судов, оказавшихся в этом проклятом море, умирали мучительной смертью от удушья.

Когда какие-нибудь предметы попадают в относительно спокойные воды центральной части Саргассова моря, они начинают двигаться по гигантскому кругу, как человек, попавший в водоворот, и в конце концов тонут.

Многие растения, занесенные сюда течениями, продолжают расти. Можно предполагать, что большая часть водорослей занесена в Саргассово море из Мексиканского залива и Карибского моря с помощью Гольфстрима. Из Центральной Америки и Вест-Индии сюда приплывают стволы деревьев - жертва ураганов. И вообще весь хлам и мусор, который попадает в реки этих районов, рано или поздно может оказаться в Саргассовом море. Как сообщалось в печати в 1968 году, здесь больше нефти и смолы, чем саргассума, и нефть эта плывет сюда со всего мира.

В Саргассовом море находили много покинутых судов, и из-за этого оно пользуется печальной славой кладбища кораблей. Благодаря некоторым романистам центральные районы Саргассова моря приобрели известность как фантастическое царство, где друг на друге громоздятся некогда затонувшие, битком набитые сокровищами суда, многие из которых пролежали там уже сотни лет, а обитатели этого удивительного царства, занесенные сюда неумолимыми морскими течениями, равнодушны к сокровищам, бесполезным для них. Да, что бы ни рассказывали о Саргассовом море, правду или вымысел, это действительно очень странное место.

Название «конские широты» возникло еще в те времена, когда суда с лошадьми на борту подолгу стояли здесь, застигнутые безветрием. Проходили дни, но ни дождя, ни ветра не было и в помине, и запасы питьевой воды катастрофически сокращались. Ошалевшие от жажды лошади нередко срывались с привязи и бросались в воду. А бывало и так, что сами люди выбрасывали ослабевших лошадей за борт, чтобы сохранить остатки воды для более сильных и выносливых. Суеверные моряки утверждали, что по ночам здесь часто появляются призраки лошадей.

Вечером 13 сентября Колумб заметил, что стрелка компаса указывает уже не на Полярную звезду, а сместилась на шесть градусов к северо-западу. Так впервые было отмечено склонение магнитного компаса. Наблюдая в течение последующих нескольких суток, как стрелка смещается все сильней и сильней, Колумб понял, что это новое явление может вызвать замешательство у членов экипажа. Капитаны остальных судов тоже заметили, что с компасами творится что-то неладное, и, когда об этом стало известно всем морякам, они пришли в ужас. Они решили, что даже законы природы здесь другие. Им казалось, что на компас воздействует какая-то неведомая сила, желающая, чтобы они сбились с пути, и каждый из них боялся, что впереди его поджидают еще более странные и таинственные явления.

На этом те, кто упоминает о странностях в поведении компаса, когда касаются тайн Бермудского треугольника, обычно меняют тему повествования, как бы давая читателю возможность поразмыслить о природе таинственных сил, действующих в этом районе нашей планеты. Между тем эта история имеет продолжение: Колумб пришел к выводу, что стрелка компаса вообще указывает не на Полярную звезду, как считали его современники, а на какую-то другую точку пространства. Штурманы и весь экипаж относились с величайшим уважением к научным познаниям Колумба; они поверили ему и быстро успокоились. Более чем через три столетия Вашингтон Ирвинг в биографии Колумба писал по этому поводу: «…объяснение, которое Колумб дал этому явлению, было весьма правдоподобным, что свидетельствует об остроте его ума, всегда готового найти единственно правильное решение в самой критической ситуации. Возможно, сначала он выдвинул эту гипотезу только для того, чтобы успокоить перепуганных моряков, но, как выяснилось в дальнейшем, и сам Колумб оказался вполне удовлетворен таким объяснением». И хотя Ирвинг ставил под сомнение гипотезу Колумба, Колумб правильно решил эту загадку.

Стрелка компаса показывает не на Северный полюс и не на Полярную звезду, а на Северный магнитный полюс, который находится вблизи острова Принца Уэльского, на полпути между Гудзоновым заливом и Северным географическим полюсом. На земном шаре очень мало мест, где стрелка компаса показывает на Северный географический полюс; почти всюду она отклоняется от географического меридиана, причем угол склонения колеблется от нескольких градусов до 180. Теперь эта особенность магнитной стрелки хорошо известна летчикам, морякам и любителям пеших путешествий. Они знают, как скорректировать показания компаса, чтобы определить направление на географический полюс в любом районе земной поверхности.

«Огромный язык пламени», который, по сообщению Колумба, упал в море, был, очевидно, метеором. Это событие никого особенно не испугало, и о нем говорили просто потому, что метеор этот, по-видимому, был довольно больших размеров.

К началу второй недели октября Колумб оказался в отчаянном положении: матросы открыто отказывались повиноваться ему, требуя возвращения назад. Уже в течение нескольких недель они видели сухопутных птиц и растения, которые вселяли в их сердца надежду, что скоро они подойдут к земле. Но каждое утро перед ними вновь и вновь расстилались бескрайние просторы океана и становилось все больше птиц и растений. Порой моряки принимали облака на горизонте за прибрежную полосу земли и так часто кричали, будто видят землю, вызывая у всего экипажа буйную радость, сменяющуюся новым разочарованием, что Колумб в конце концов объявил, что, если кто-нибудь крикнет «Земля!» и в течение трех дней это не подтвердится, он потеряет право на премию, обещанную тому, кто первым увидит землю.

Но к 11 октября появилось уже столько верных признаков, безошибочно свидетельствующих о близости земли, что Колумб сам поднялся на палубу и стал всматриваться в горизонт. Около десяти часов вечера ему показалось, будто он видит в отдалении какой-то огонь. Подумав, что ему это померещилось, он подозвал кого-то из матросов. Тот тоже увидел огонь. Но когда подошел еще один вызванный матрос, огонь уже пропал. Чтобы зря не будоражить команду, никому об этом не сообщили. А спустя четыре часа Родриго де Триаыа с каравеллы «Пинта» просигналил, что земля видна. На этот раз ошибки не было.

Историки все еще рассуждают и спорят на тему о том, что за огонь был замечен Колумбом. Делались самые различные предположения: факел в лодке рыбака, факел в чьих-то руках на берегу, стая светящихся рыб и т. п. Однако наибольшее число сторонников приобрела гипотеза оптической иллюзии, вызванной чрезмерным напряжением зрения, в связи с чем желаемое выдавалось за действительное.

Итак, почти пятьсот лет назад этот район Атлантики, включая и Бермудский треугольник, благодаря Колумбу и его суеверной команде был окружен ореолом тайны. Сам Колумб записывал в свой судовой журнал факты, и только факты, но с течением времени их преувеличили, а моряки особенно боялись всего того, чего не могли понять.