Дети с овз планирование в гпд. Рабочая программа воспитательной работы в гпд

Статья на тему

«Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы

с детьми с ОВЗ в ГПД»

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами (И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, 1981; Н. Я. Семаго, 2001; А. Н. Корнев, 1982, 1992 и др.). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция.

Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, 1972).

В исследованиях состояния психомоторики (В. И. Лубовский, 1978) прежде всего указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:

Нарушения активности;

Трудности переключения, координации и автоматизации движений;

Наличие синкинезий;

Выраженная быстрая истощаемость.

Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующим образом:

Низкая активность и целенаправленность;

Замедленная скорость;

Сниженные объем, точность и прочность запоминаемого (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Корнев, 1982).

Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей.

Наглядная память преобладает над словесной.

Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость (С. А. Домишкевич, 1988; Т. В. Егорова, 1973 и др.). Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования (З. И. Калмыкова, 1982).

Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитие исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, 1989;). К ним относятся:

Низкий уровень мотивации познавательной деятельности;

Недостаточность организованности и целенаправленности;

Выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;

Большое количество ошибок.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:

Неадекватная самооценка;

Слабость познавательных интересов;

Низкий уровень притязаний и мотивации.

Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован (Н. А. Никашина, 1977). Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.

Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.

Специальное образование обычно рассматривается как служба, в помощи которой нуждаются лица с определенными особенностями развития. В основу специального образования «… должно быть положено уважение к лицам с особенностями развития, признание их способностей, включая возможности самостоятельного принятия решений». Усиление эффективности коррекционно-развивающего обучения – настоятельное требование времени, поскольку результативность решения этой важнейшей задачи в значительной степени обуславливает успех социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учащиеся коррекционных классов, в силу своих особенностей в развитие, нуждаются в особых формах педагогического воздействия. И информационные технологии являются одной из них. Опыт, как зарубежный, так и отечественный, показывает, что возможности обучения с применением компьютера гораздо выше тех, которые имеются в традиционной форме классно-урочной системы. Этому способствуют индивидуализация процесса обучения, повышение активности детей за счет возможности наблюдать результаты своих действий, возможности исследовательской деятельности, возможности использования метода опробования и анализа действий за счет их повторения. Обучающие ситуации, создаваемые с помощью информационных технологий, делают возможной самокоррекцию и индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми. Таким образом, компьютер представляется действенным педагогическим средством. Даже незаметный, на первый взгляд, рост уверенности в себе ребенка, источником которого может стать успешно решенная игровая задача, оборачивается для него весьма значимым положительным эффектом.

Учеными и учителями-практиками доказано, что с помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать достижения в развитии, осознанно ставить перед собой новые задачи. Благодаря компьютерным технологиям можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам.

Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий.

Последовательное выполнение заданий.

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

Чередование занятий и физкультурных пауз.

Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

Работа на компьютерном тренажере.

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

Оценка переделанных работ.

Использование системы оценок достижений учащихся.

Внимание физическому состоянию детей с ОВЗ

Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся школы. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе, малая физическая активность во внеучебное время.

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

Рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;

Организация физкультурно-оздоровительной работы;

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;

Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами «Дети улиц» и наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой №54 с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.

Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность школьных помещений; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих СанПиНов.

Важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только материальная база школы, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими работниками и родителями.

Активная позиция и формирование учебных планов и расписания занятий, адекватность учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся, грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы – вот те резервы, которые имеются в нашей школе для улучшения условий труда и отдыха учащихся, от которых напрямую зависит их психическое и физическое здоровье. Соблюдение гигиенических норм обучения и внешкольного режима для учащихся является важными составляющими здоровьесберегающей деятельности.

Важнейшими условиями сбережения здоровья учащихся, предупреждения алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности и т.п являются:

Признание приоритета охраны здоровья;

Повышение квалификации педагогов по вопросам здоровье сберегающих образовательных технологий и культуры здоровья;

  • проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья, профилактику вредных привычек, подготовку к семейной жизни.

Список используемой литературы:

  1. 1.Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей, с. 3.

2.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие - М.: Генезис

3.Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. Исследование скорости восприятия и объема оперативной памяти у детей с затруднениями в усвоении навыков чтения, письма,счета.

4.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.:

Педагогика, 1989. - 104 с.

5. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий /

Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.

6. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.

7. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.

8. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

9. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

10. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.

11. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.

12. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84.

13. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000. –410 с.


1.3 Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционных классов на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Т.К. Селевко отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологией.

Объяснение понятия «познавательная деятельность» можно начать с определения, которое дает Г.И. Щукина: «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений, назначение которой определено государством».

Близкие по смыслу к познавательной деятельности это понятия «учения» и «учебная деятельность», содержание которых раскрывается в следующих научно-педагогических подходах:

Деятельная теория учения (П.Я. Гальперин - поэтапное формирование
умственных действий, учение понимается как специально организованный вид
деятельности людей, в процессе которой они усваивают опыт предыдущих
поколений);

    когнитивная теория (учение понимается, как вид информационного процесса; фактическая деятельность человека отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах. Либо - процесс учения остаётся в пределах психологии и описывается с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления);

    психологический подход (учение - фактор внутренней активности

субъекта. Учение трактуется как основная предпосылка развития);

Кибернетический поход (процесс учения - сложная динамическая
система. Деятельность ученика протекает по схеме: получение информации, её
переработка, получение информации о ходе познавательной деятельности от
учителя или в результате самоконтроля; в случае необходимости - внесение в
деятельность определённых корректив).

В психолого-педагогической литературе данные определения отражены следующим образом:

Учение - процесс приобретения и закрепления или изменения наличных
способов деятельности индивида. Психологический словарь 1990;

Учение - целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний,
приобретенных умений и навыков для последующей практической
деятельности. Педагогический словарь.

Учение связано с усилием индивидов, усваивающие знания. М.Л.
Данилов.

Учение есть частный случай познания, познания облегченного,
совершаемого под руководством учителя П.М. Эрдниев.

Учение как сложный познавательный процесс, в котором мыслительная
деятельность учащихся носит характер овладения знаниями. И.Ф. Харламов.

Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение» и «познавательная деятельность». Познавательная деятельность предполагает большую степень самостоятельности школьника, чем учение.

Известно, что для познавательной деятельности характерны три уровня развития.

Непосредственный интерес к новым фактам.

Интерес к познанию сущностных свойств предметов и явлений.

Интерес к причинно-следственным связям, установлению общих признаков действия, выявлению закономерностей, проявляющихся в разных условиях.

Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта отличается наличием всех уровней. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания это естественная потребность учащихся. Но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению её в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие ученые-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д.

Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение

физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность

школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их - привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Фразеология» в 6 классе можно провести урок-КВН, а, систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» в 8 классе - урок - «космическое путешествие». Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как урок-диспут, урок-семинар, урок-викторину, урок-зачёт.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными использую такую активную форму работы, как взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.

Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном. На подготовительном этапе составляю текст, в котором специально допускаю ошибки на изученные орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В группе должны быть разные по уровню обученности дети.

Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их синей

пастой. Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление их зелёной пастой. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарём либо консультируются у учителя. При проверке работ педагог видит степень усвоения материала каждым школьником: если в работе преобладает синий цвет, это говорит о высокой степени грамотности ребёнка, если зелёный - о том, что ученик не совсем хорошо усвоил изученный материал, а учителю предстоит дальнейшая работа по устранению пробелов в знаниях и коррекции.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Организация самоподготовки в группе

продлённого дня для детей с ОВЗ по слуху

Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Структура самоподготовки

I. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).

II. Вводная часть (психологический настрой). В начальных класса воспитатель в игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания. В старших классах ученики под руководством воспитателя определяют последовательность выполнения задания по предметам, то есть учатся планировать свою деятельность по этапам.

III. Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

IV. Проверка. В младших классах осуществляется после каждого предмета. В старших классах можно использовать после выполнения всего задания. Можно использовать следующие приемы работы: взаимопроверка, самооценивание (при самооценивании ребенок должен знать, по каким параметрам оценивать свою деятельность).

Функции самоподготовки

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному

формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

Требования в структуре организации самостоятельной работы

К основным гигиеническим требованиям относятся:

    Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

    Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

    Чистота оконных стекол.

    Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко
    растущими деревьями.

    Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

    Поддержание нормального температурного режима.

    Регулярное проветривание классных комнат.

    Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

    Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

    Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

    Поддержание чистоты и порядка в классе.

    Соблюдение школьниками личной гигиены.

    Сохранение у детей правильной позы во время работы.

    Проведение «физкультминуток».

    Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

    Устранение шумовых раздражителей.

    Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

    Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

    Задания ученики выполняют самостоятельно.

    Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

    Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

    Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

    Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

    Отказ от применения каких-либо мер наказания.

    Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

    Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

    Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

    Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

    Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

    Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

Состояние учащегося на самоподготовке

Характеристика состояния

Активно-
самостоятельное

Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.

Зависимо-
самостоятельное

Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.

Принудительно-
исполнительское

Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.

Бесконтрольно-
исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.

Самопроизвольное

Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу - учу, не хочу - не учу»; «нравится- работаю, не нравится - не работаю»; «легко - сделаю, трудно - не буду». Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше
тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в
другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Организация и проведение физкульминуток.

Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми учителями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

    комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

    физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

    предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

    для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

    упражнения для снятия общего или локального утомления;

    упражнения для кистей рук;

    гимнастика для глаз;

    гимнастика для улучшения слуха;

    упражнения для профилактики плоскостопия;

    упражнения, корректирующие осанку;

    дыхательная гимнастика.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

    подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

    увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

    выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

по проведению самоподготовки в коррекционной школе

Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется
учителем и воспитателем.

I . Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой .

    Беседа воспитателя с учителем начальных классов или учителями
    предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу.

    Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего
    задания на следующий день.

3. Беседа воспитателя с учащимися класса по итогам дня.

а) поощрения учащихся, получивших «4» и «5»;

б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это
требуется);

в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки
(технические средства, добавочный материал).

4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс, иметь мел, тряпку).

II . Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания .

1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством
воспитателя.

2. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он
выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую обстановку.

3. Дифференцированный подход к учащимся.

4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках
(взаимопосещение)

    Продуманная работа с логопедами (связь с логопедом).

III . Организационная часть.

    Приготовление рабочего места.

Как приготовить рабочее место.

1) Подровнять парту.

2) Убрать мусор (ненужное)

3) Приготовить учебники, тетради, ручку, черновик, дневник.

4) Убери портфель на место.

5) Записать задание в дневник.

2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется
домашнее задание по каждому предмету.

3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени,
установить регламент по предметам.

IV . Выполнение домашнего задания по начальным классам.

Русский язык: повторение правил; выяснение цели упражнения и разбор (2 примера); остальное выполняют самостоятельно.

Арифметика: устный счет задачи или примеров; самостоятельная работа над выполнением задач, примеров.

1. Учит детей правильному процессу запоминания.

а) запомнить главное;

б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей;

в) правильно формулировать свои мысли.

2. На самоподготовке воспитатель использует наглядность, рекомендуемую учителем.

а) произведения изобразительного искусства;

о) дидактический материал;

в) исторические и географические карты.

    Индивидуальная работа проводится через дифференцированные
    задания, составленные учителем.

    Воспитатель чутко, внимательно следит за работой детей. При
    сниженной рабочей активности провести физминутку.

5. Методы проверки выполнения домашнего задания.

а) просмотр письменного задания;

б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам,

в) опрос парноколлективным методом;

г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).

6. Подведение итогов самоподготовки.

а) анализ самоподготовки детей (поощрение учащихся за аккуратно и правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).

Демонстрация лучших тетрадей;

б) запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания.

Требования

    Помещение - чистое, проветренное.

    Рассаживать учащихся: слабоуспевающих, неусидчивых- ближе к себе имеющих слабое зрение - ближек свету.

    Координировать поведение детей, возбудимых - сдерживать от поспешности; медлительных - побуждать к деятельности; неуверенных - подбадривать.

Вспомогательные игры:
1 класс

    целесообразны специализированные занятия по рисованию и лепке
    (развивают мышцы рук):

    дидактические игры, связанные с простейшими операциями.

качественного выполнения домашнего задания

Правила, которые должен знать ребенок при проведении самоподготовки

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    Опаздывать

    Нарушать тишину, громко разговаривать.

    Отвлекать товарищей от работы.

    Списывать задание у товарищей.

    Заниматься посторонними делами.

    Выходить из класса без разрешения воспитателя.

    Не нарушать тишину в коридоре.

Правила, которые должен знать воспитатель при
проведении самоподготовки

1. Воспитатель ни в коем случае не имеет права объяснять материал ребенку, т.к. незнание методики предмета может навредить ребенку.
Воспитатель, в случае затруднения, может только натолкнуть ребенка на

выполнение домашнего задания. Если ребенок не справляется, значит он не усвоил тему. Воспитатель должен поставить в известность об этом учителя, т.к. самоподготовка направлена на закрепление материала.

    Воспитателю необходимо помнить, что самоподготовка направлена на
    развитие самостоятельности воспитанников, поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, воспитателю необходимо поощрять все проявления самостоятельности.

3. Педагогам необходимо определять объем заданий, учитывая возрастные и индивидуальные особенности (для сильных учеников около половины того, что выполнили на уроке, для более слабых 1/3 - 1/4 часть от пройденного материала на уроке).

4. В целях осуществления принципа преемственности между педагогами
воспитатель должен посещать уроки учителя не менее 1 раза в четверть, учитель должен посещать самоподготовку по мере необходимости. Если у учителя возникают вопросы по выполнению домашнего задания детьми, то учитель должен посетить самоподготовку.

Рабочая программа

воспитателя группы продленного дня №

Самойловой Марины Владимировны

Санкт – Петербург

Колпино

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Цель : создание условий для гармоничного развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями современного общества.

Задачи :

Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;

Развивать познавательные процессы и интересы личности;

Развивать основные нравственные качества личности ребенка;

Развивать коммуникативные отношения ребенка;

Развивать мыслительные процессы, творческие способности;

Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;

Воспитывать чувство коллективизма.

Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей школьников с ОВЗ:

Замедленный темп усвоения знаний, умений и навыков;

Недостаточная сформированность мыслительных операций;

Эмоциональная неустойчивость;

Повышенная тревожность, бедность представлений об окружающем мире;

Недоразвитие навыков устной и письменной речи.

В основу разработанной программы положены следующие принципы:

Системности

Доступности

Научности

Сознательности и активности

Наглядности

Преемственности

Связи теории с практикой

Природосообразности

Основные методы организации обучения : словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, элементы проблемно-поисковых методов, методы психологии, самостоятельная работа с учебником, аналогия.

Технологии : развивающее обучение, элементы проблемно-поискового обучения, здоровьесберегающие технологии, коммуникативные, технологии использования игровых методов обучения, технология адаптивного обучения, гуманно-личностная технология (с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим сотрудничеством).

Методическая тема : Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников с ОВЗ.

Режим . Основные воспитательные задачи и направления деятельности.

ГПД работает по пятидневной рабочей неделе с13.00 до 18.00

13.00 - 13.40 – прием детей в группу продленного дня, подготовка к обеду, обед.

13.40-14.20 –прогулка,игры на свежем воздухе.

14.20-15.00 – тематическое занятие.

15.00- 17.00- выполнение домашнего задания.

17.00- 18.00- прогулка, развивающая деятельность, уход домой.

Режимные моменты

Основные воспитательные задачи и направления деятельности

Прием детей в группу продленного дня

Переключение с умственной деятельности на игровую. Создание и обеспечение психологического комфорта. Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков: навыков самообслуживания и духовно-нравственных качеств.

Обед

Воспитание навыков культуры поведения во время приема пищи, бережного отношения к пище; уважительного отношения к сотрудникам пищеблока и столовой.

Прогулка, игры на свежем воздухе.

Отдых и деятельность на воздухе.

Восстановление сил, работоспособности, воспитание любви к природе. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование навыков свободного общения в совместных играх и соревнованиях.

Переключение на умственную деятельность, развивающая деятельность, тематические занятия

Создание условий для развития познавательных способностей и потребностей; создание интереса к политическим событиям, событиям культурной и общественной жизни страны, района, города.

Индивидуальная учебная деятельность, самоподготовка

Развитие познавательных способностей, личностных качеств, самостоятельности и ответственности, формирование умения определять цель задания.

Дни недели

Разделы

Количество часов

Понедельник

Я познаю мир

Вторник

Мой мир

Среда

Я - Петербуржец

Четверг

Семья - моя главная опора

Пятница

Мое здоровье - мое будущее

Итого

1. Я познаю мир.

Предполагается ознакомление с окружающим миром, с духовно нравственными понятиями, воспитание культуры поведения, привитие этических норм поведения, воспитание бережного отношения к природе, к окружающим людям, формирование межличностных отношений, толерантности (беседы, прогулки, отгадывание ребусов и кроссвордов, экскурсии).

2. Мой мир

Развитие творческой деятельности детей, познавательных способностей,

создание интереса к творческому процессу (рисование, аппликация, лепка).

3.Мое здоровье - мое будущее

Привитие здорового образа жизни, воспитание гармонично-развитой личности, развитие спортивного интереса к различным видам спорта (беседы, подвижные игры, прогулки).

4. Семья - моя главная опора

Воспитание бережного отношения к своей семье, почитание старшего поколения, уважение к памяти своих предков (беседы, рисование, рассматривание фотоснимков).

5. Я - Петербуржец .

Патриотическое воспитание, воспитание любви и уважения к своему городу,

Ознакомление с историческими фактами нашего города, развитие общей культуры, ознакомление с памятниками архитектуры (беседы, рисование, рассматривание фото).

Ожидаемые результаты:

Воспитание гармонично-развитой личности, нравственно и физически здоровой личности, коррекция поведения, развитие художественного вкуса, активизация познавательной деятельности, развитие кругозора, воспитание самостоятельных навыков выполнения домашнего задания.

Литература:

Для реализации программного содержания используется следующая литература и учебные пособия:

Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева и др., изд. «Арктик», Москва 2007г.;

Основы безопасности дорожного движения. Л.И.Тошева изд. «Вако»,Москва 2011г.;

Правила безопасности дома и на улице. С.Шинкарчук. изд. «Литера»,2008г.

Пожарная безопасность 1-4 классы. О.Павлова, Г.Попова и др.изд. «Учитель»2007г.

Правила безопасного поведения на дороге. Г.Н.Элькин. изд. «Литера»,2010г.

Правила хорошего поведения. В.А.Крутецкая. изд. «Литера»,2010г.

Правила поведения в опасных ситуациях. О.В.Соколова, изд. «Литера»,2010г.

Классные часы в 3-4 классах. Н.Ф.Дик изд. «Феникс» 2006г.

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. И.И.Георгиев и др.

изд. «Паритет»2001г..

135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Л.Обухова и др.,

Изд. «Вако» 2013г.

Сборники произведений А.Фета, М.Пришвина, С.Михалкова, М.Зощенко,

Е.Чарушина и др.

Сборник «Русские народные подвижные игры» М.Ф.Литвинова изд. «Просвещение»,1986г.

-«800 загадок,100 кроссвордов» И.Г.Сухин, изд. «Новая школа», 1997г.

-«Чудесные поделки из бумаги» З.А.Богатеева, изд. «Просвещение»,1992г.

Сборник-альманах «Колпинская азбука»,изд. «Иван Федоров»,2013

Календарно - тематическое планирование в группе продленного дня

Тема занятия

Дата

1 четверть.

Я познаю мир. Наблюдение за изменением природы осенью.

Мой мир. Конкурс рисунков «Я рисую осень»

Я- петербуржец. Беседа « По страницам истории Колпино»

Семья- моя главная опора. Беседа «Тепло домашнего очага»

Мое здоровье- мое будущее. «Правила поведения в школе, дома и на улице»

Чтение книг о природе и животных.

Лепка «Листья»

Беседа «Кто такой Александр Невский»

Беседа «Традиции в твоей семье»

Правила поведения в школе,дома и на улице.

Разгадывание ребусов «Занимательная математика»

Дидактическая игра «Образ природы»(пантомима, подвижная инсценировка).

Беседа «Петр I-основатель Петербурга»

Рисование «Моя семья»

Беседа «Дорога- не место для игр».

Аппликация «Дары осени»

Беседа «Как развивать чувство ответственности».

Беседа «Зарождение Санкт-Петербурга»

Чтение и обсуждение. Зощенко «Великие путешественники»

Внеклассное занятие «Береги здоровье»

Беседа «Наши учителя»

Рисование «Любимые учителя»

Дворцы Санкт-Петербурга. Зимний дворец. Беседа.

Моя мама.

Личная гигиена. Беседа

Чтение произведений С.Михалкова. Беседа «Птицы- наши друзья»

Рисование «Натюрморт»

Санкт-Петербург. Екатерина I

Моя семья. Мой папа

Беседа. Правильное питание.

Дидактическая игра-лото «Овощи»

Рисование «Мои друзья»

Я- петербуржец. Рисование «Любимый уголок Санкт-Петербурга»

Моя семья. Мамины родственники

Рисование на тему «Витамины на тарелке»

Викторина «Приключения в царстве Математики»

Учимся сочинять сказку.

Дворцы Санкт- Петербурга. Таврический дворец.

Моя семья. Папины родственники.

Беседа «Значение завтрака для здоровья»

Беседа «Все профессии важны»

Конкурс рисунков «Любимая профессия»

Дворцы Санкт- Петербурга. Михайловский дворец.

Братья и сестры.

Беседа «Правильная осанка»

2 четверть

Беседа «Откуда пришла сказка»

Рисование «Я рисую сказку»

Беседа. Ансамбль Летнего сада. Памятник И.А.Крылову.

Моя семья. Бабушки и дедушки.

Игры на свежем воздухе.

Беседа «Экология нашего края»

Рисование «Как помочь природе»

Мосты Санкт- Петербурга. Дворцовый мост.

Моя семья. Где работают мои родители.

Беседа «Почему полезен режим дня?»

Игра «Занимательный русский язык»

Аппликация «Картины природы»

Мосты Санкт- Петербурга. Аничков мост.

Моя семья. Мой адрес.

Беседа. Ты и твоя память.

Викторина «Литературный ринг».

Беседа «Что значит быть толерантным»

Мосты Санкт-Петербурга. Троицкий мост.

Моя семья. Древо жизни.

Беседа. Зоркое зрение.

Чтение книг Е. Чарушина о животных.

Настольные игры по интересам детей.

Мосты Санкт-Петербурга. Биржевой мост.

Моя семья. Друзья нашей семьи.

Беседа. Крепкие зубы.

Занятие-беседа. «Охрана природы»

Рисование «Волшебные узоры»

Санкт-Петербург. Первая крепость.

Моя семья. Семейные праздники.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Разгадывание загадок.

Вырезание из бумаги новогодних украшений.

Санкт-Петербург. Первый музей.

Моя семья. Празднование Нового года.

Беседа о технике безопасности в новогодние праздники.

3 четверть

Семья. Что такое честь семьи.

Беседа о правилах поведения на льду.

Беседа «Быть воспитанным каждому»

Рисование «По страницам произведений А.С.Пушкина».

Беседа. Острова Санкт-Петербурга.

Беседа о красоте и хорошем вкусе.

Беседа «Береги здоровье»

Игра-лото «Техника, транспорт»

Рисование «Зимний Петербург»

Каналы Санкт-Петербурга.

Животные, живущие у нас дома.

Игры на свежем воздухе. Зимние виды спорта.

Беседа о блокаде Ленинграда. Никто не забыт, ничто не забыто.

Рисование на тему «Блокада Ленинграда».

Памятные места Санкт-Петербурга. ПС, Пискаревский мемориал.

Моя семья и ВОВ.

Закаливание организма.

Беседа «Дикие и домашние животные»

Лепка «Птичья столовая».

Петропавловская крепость.

Беседа о родном языке «Культурное наследие»

Как не простудиться в зимнее время. Беседа.

Викторина «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка»

Занятие «Геометрический калейдоскоп».

Домик ПетраI

Беседа «В кругу семьи».

Первая помощь при обморожениях.

Беседа «Вода –источник жизни»

Рисование и раскраска «Дымковская игрушка»

Летний дворец ПетраI

Папин праздник. Военные профессии.

Первая помощь при ожогах.

Разгадывание загадок о животных.

Рисование «Мои животные»

Архитектурные места Санкт- Петербурга. Казанский собор.

«Пофантазируем о будущем моей семьи».

Подбор пословиц о здоровом образе жизни.

Диспут «Наше право и наш интерес».

Конкурс рисунков « Моя родина».

Стрелка Васильевского острова.

Праздник мам и бабушек. Изготовление открыток.

Полезные и вредные привычки.

Русские народные традиции.

Конкурс сочинительства.Стихи о маме.

Скульптурные памятники Санкт-Петербурга.

Рисование «Моя мама -лучшая на свете»

Беседа «Как одолеть болезнь»

Занятие «Веселая математика».

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Академия художеств Санкт-Петербурга.

Семья - моя главная опора. Беседа.

Беседа о правилах дорожного движения.

4 четверть

Работа с картоном и бумагой. Изготовление птичек.

Адмиралтейство.

Как я провел каникулы с семьей. Конкурс рисунков.

Как справиться с весенним недомоганием.

Первый космонавт Ю.Гагарин.

Конкурс рисунков на тему « Космос».

Ансамбли Росси.

Мои друзья. Дружба и порядочность.

Школа вежливости «Как я выгляжу».

Чтение книг о животных (Б.Житков, В.Бианки, М.Пришвин)

Аппликация «Жар-птица».

Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.

Как я помогаю своей семье.

Беседа «Воспитанный ли я человек»

Беседа «Твой друг-природа».

Рисование на тему «Первые весенние цветы».

Главная улица Петербурга. Невский проспект.

Моя семья. Обряды и обычаи русского народа.

Беседа о безопасном поведении около водоемов.

Изготовление праздничных открыток.

Сады Санкт-Петербурга.

Чтение рассказов о войне и героях войны.

Памятники русской военной славы.

Моя семья и ВОВ.

Игра-викторина «Колесо истории».

Конкурс рисунков «Исторические памятники Санкт- Петербурга»

Памятники морской славы Санкт-Петербурга.

Мы- одна семья.(Мальчишки и девчонки)

Что такое эмоции.

Чтение стихотворений о родине.

Чубаева Наталья Николаевна

учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование и воспитание - два неразделимых понятия. По словам русского философа И.А. Ильина, «образование без воспитания есть дело ложное и опасное».
Изменения политической и социально - экономической ситуации в нашей стране, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на развитие и воспитание подрастающего поколения. Участникам учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате №4 учителям и воспитателям приходиться встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в развитии и поведении. Специалистов и педагогов группы продлённого дня всё чаще волнуют такие вопросы как диагностика, причины и проявление отклонений в поведении детей, умственного, психического и физического их развития. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей С ОВЗ.
Следовательно, остро стоит вопрос создания ребёнку с ОВЗ условия для свободного выбора форм, способов самореализации в обществе на основе общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной и вариативной. Нужна воспитательная система в условиях ГПД, реализация которой позволит ребёнку с ОВЗ строить свою жизнь не только в период обучения в школе, но и после её окончания с учётом индивидуальных, физических особенностей.
Модель воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №4 выстроена на основе идей «педагогики успеха» и позволяет проектировать деятельность группы продлённого дня по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения её потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение, где успех - это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение - опредмеченный результат.
Воспитательный процесс в ГПД выстраивается с учётом постановки следующей цели и определения задач.
Цель: Создание условий для формирования личности ребёнка, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
Задачи:
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, потребности к самовыражению и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в социуме;
- создание условия для раскрытия творческих способностей детей, приобщение к культурным истинным ценностям, формирование нравственных принципов;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны, народных традиций, своего города;
- формирование потребности в здоровом образе жизни и собственной безопасности.
Работа по реализации целей и задач основана на принципах воспитания:
- принцип самовыражения;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки;
Исходя из индивидуально-психологических особенностей детей с ОВЗ, воспитательная система класса предусматривает очень тщательный отбор форм, методов и приёмов воспитания.

Формы воспитательной работы в ГПД

В своей деятельности я использую интерактивные формы работы, такие как:
«клубный час», «работа в группах», «работа в парах», «звезда класса», «заочные экскурсии», «защита проекта», «мозговая атака», «ситуативные практикумы», «разброс мнений», «репортаж на школьную тему»

Методы воспитательной работы

Мною применяются и используются лечебно-педагогические методы коррекции.
Они классифицируются на 2 основные группы: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие группы.
I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.
1. Коррекция активно-волевых дефектов.
2. Метод игнорирования.
3. Метод культуры здорового смеха.
4. Действия при сильном возбуждении ребенка.
5. Коррекция рассеянности.
6. Коррекция навязчивых мыслей и действий.
7. Коррекция бродяжничества.
8. Самокоррекция.
II. Специально или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.
1. Коррекция истерического характера.
2. Коррекция недостатков поведения единственных детей.
3. Коррекция нервного характера.
4. Прием борьбы с ненормальным чтением.
III. Метод коррекции через труд.
IV. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы распределяются нами по следующим основным видам:
I. Внушение и самовнушение.
III. Метод убеждения.
IV. Психоанализ.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогических ситуаций, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя. Педагогических приёмов великое множество, но в своей работе я использую те приёмы которые приемлемы для контингента детей моего класса:
- стимулирующие приёмы: доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение
- тормозящие приёмы: намёк, мнимое безразличие, взрыв, ирония, предупреждение
- коммуникативные приёмы. К ним относятся:
«Ролевая маска» - учащимся предлагается войти в некоторую роль, выступить уже не от своего имени, а от имени выбранного персонажа.
«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главное - само участие ученика в обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения задания с последующим столкновением противоречивых суждений. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
- приёмы, связанные с организаторской деятельностью:
«Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям и т.п.).
«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.
Реализация описанных выше форм приёмов и методов воспитательной работы позволяет обеспечить условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», «труд», «познание», «культура». Эту задачу решают направления воспитательной системы, которые отражаются в подпрограммах: «Обучение с увлечением», «Путь к сердцу», «Дети страны Россия», «Дорога в жизнь», «Здоровое поколение», «Школа светофорных наук или модульный курс по ПДД», «Ступени творчества».
Изучением эффективности и результативности представленной модели воспитательной системы класса в ГПД занимается воспитатель как главенствующее ядро. В рамках такой системы живёт, растёт и развивается как личность школьник. Функционирование воспитательной системы зависит не только от внутри системных условий, а доминируется огромным множеством социальных, экономических, культурных и других факторов.
Именно по этой причине определить результаты воспитания, выявить в «чистом виде» эффективность воспитательной системы сложно, но возможно. Под понятием «результативность воспитательной системы» подразумевается такая его характеристика, которая основывается на определении степени достижения поставленной цели.
Результативность воспитательного процесса - это конечный результат воспитания, сформированность жизненно важных потенциалов личности воспитанников, интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.