Самые распространённые формы музыкальных произведений. Примерные схемы периодов Форма период состоит из предложений

Музыкальная форма: Период

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах

«Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота».

(Р. Роллан)

Наверно, каждому из вас приходилось разбирать игрушку или какую-нибудь вещицу, заглядывать внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое можно проделать и с произведением.

Спрашивается: а зачем? Хорошей музыкой лучше просто наслаждаться. Зачем ещё лезть куда-то внутрь? А особенно чувствительных может даже возмутить такое копание. Кто-кто, а они-то знают, что музыка - это тайна. Так зачем же разрушать эту тайну?

Музыка - действительно тайна, и эту тайну надо прежде всего услышать. Но даже самый чуткий слух, если он «неграмотен», расслышит очень мало.

Любое музыкальное произведение говорит со слушателями на музыкальном языке. Язык этот состоит из мотивов, фраз, предложений и периодов. Это своего рода грамматика музыкального языка. И не будем забывать, что вся эта грамматика нужна для того, чтобы лучше выразить содержание, смысл музыки. А смысл музыки - в музыкальных образах.

Рассмотрим произведение, написанное в форме периода, которая в музыке считается одной из простейших.

Однако всякая простота в искусстве нередко оказывается мнимой. Краткое, но ёмкое по смыслу высказывание - такое определение произведения, написанного в форме периода, нередко представляется наиболее верным.

Прелюдия ля мажор Фредерика Шопена - одна из самых миниатюрных в цикле (всего 16 тактов). Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь. В ней явственно проступает ритм мазурки. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтическое воспоминание о нём.

Вслушайтесь в её звучание. Прелюдия эта так невелика, что всю её целиком можно уместить на небольшом фрагменте обыкновенной страницы.

Если охарактеризовать это произведение с точки зрения его композиционного строения, то выяснится, что оно относится к одной из самых простых форм, какие существуют в музыке. Период, то есть небольшое законченное музыкальное повествование, может заключать в себе всевозможные отступления, расширения, дополнения, однако в Прелюдии Шопена ничего этого нет. Её форму отличает повторное строение: то есть мелодия во втором предложении начинается с того же мотива, что и в первом, равная продолжительность предложений, состоящих из восьми тактов (в музыке это называется квадратностью), простота фактурного изложения.

Однако означает ли такая предельная простота формы, что перед нами бесхитростная незамысловатая пьеска?

Звучание первых же тактов убеждает нас в обратном. Невероятная изысканность, тонкость, очарование этой музыки вызывают впечатление художественного совершенства, поистине гениальной простоты.

В чём же секрет такого воздействия Прелюдии?

Может быть, он таится в едва уловимой танцевальности этой музыки? Мягкая трёхдольность, навевающая ритм мазурки, придаёт ей неповторимую пленительность и обаяние.

Но есть в этой Прелюдии, и кое-что необычное для танца. Обратите внимание: в концах фраз фактурная формула аккомпанемента останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В этом есть что-то таинственное, загадочное. Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а музыкальный образ танца - хрупкий, поэтичный, таинственно ускользающий, как сновидение или мечта…

А может быть, этот секрет - в неторопливой, доверительной интонации, напоминающей негромкую человеческую речь, заключённой в последовательности восьми фраз (четыре в первом и четыре во втором предложениях)?

Искренняя речь человека, который хочет сообщить нам что-то по-своему веское и значительное, обычно и строится негромко, спокойно, без лишних слов.

Так, полностью определив композиционное строение Прелюдии и даже начертив его схему, мы можем обратиться к другим средствам музыкальной выразительности, какие использовал в ней композитор.

Изысканное мелодическое движение параллельными терциями и секстами - наиболее благозвучными интервалами, аккордовый склад звучания придают музыке характер благородного спокойствия. Аккордовый склад, как известно, издавна отличал возвышенные жанры, например, хоралы, старинные прелюдии.

Так в одном совсем небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие и возвышенно-духовные, и нежно-танцевальные истоки. Эта «память жанра», запечатлённая с изысканным лаконизмом, оказывается во много раз дороже и весомее многих сложных музыкальных структур, лишённых глубины содержания.

И, оживляя в нас самые глубокие пласты памяти, она перерастает свои собственные масштабы, так что её кульминация, звучащая в 12-м такте, вызывает чувство душевного порыва: не столь бурного (что естественно для такой маленькой прелюдии), но яркого и значительного.

Таковы поистине невероятные глубины смысла, которые заключает в себе одно из самых простых по форме музыкальных произведений. Один период, два предложения, восемь фраз образуют подлинный музыкальный шедевр, в котором краткость изложения в сочетании с несколькими выразительными приёмами приоткрывают завесу в тот неведомый мир, откуда к нам приходят все образы и все мечты.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шопен. Прелюдия № 7 Ля мажор, Op. 28:
1 предложение:
Фраза A, mp3;
Фраза B, mp3;
Фраза C, mp3;
Фраза D, mp3;
1 предложение (полностью), mp3;
2 предложение:
Фраза A1, mp3;
Фраза B1, mp3;
Фраза C1, mp3;
Фраза D1, mp3;
2 предложение (полностью), mp3;
Шопен. Прелюдия № 7 Ля мажор, Op. 28 (полностью), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации дан разбор произведения по фразам, предложениям.

1. Структура периода: а). квадратный - 8 тактов (малый), 16 т. (большой); б). не квадратный - 7т, 10, 17; в). повторного или не повторного строения.

2. Структуры, организующие период: а). суммирование, дробление, пара периодичностей и др.; б). за счёт чего происходит расширение структуры: за счёт расширения - возникновение дополнительных тактов перед кадансом; за счёт дополнения - «лишние» такты появляются после каданса.

3. Характер музыки в предлагаемом фрагменте: в создании характера обязательно участвуют лад, темп, штрихи - всё это необходимо указать.

4. Тип мелодии: а). вокальный (кантилена - мелодия «широкого дыхания», льющаяся, не прерывая паузами; декламация - «речевая мелодия» со множеством нюансов: пауз, коротких лиг; речитатив - «сухая», невзрачная мелодия с малым звуковым объёмом, почти на одной высоте); б). инструментальный (широкие скачки, сложные пассажи и штрихи).

5. Фактура (характер взаимодействия мелодии и сопровождения): а). монодийная - принципиальное одноголосие, характерное для григорианских хоралов и знаменного пения; б). гетерофонная - многослойное одноголосие (ведущая мелодия изложена несколькими голосами - см. Мусоргского, романсы Бородина, фортепианные произведения Рахманинова; в). гомофонно-гармоническая или гомофонная - чёткое разделение фактуры на мелодию и сопровождение - большая часть классической и романтической музыки 18-20 веков); г). полифоническая - наличие нескольких ведущих мелодий; д). смешанная - присутствие в одном произведении или его фрагменте одновременно нескольких фактурных принципов, например, гомофонного и полифонического - см. Шопен, Полонез №1, средний раздел («диалог» голосов).

6. Тип фигураций в фактуре: а). аккордовая ; б). гармоническая - позвукам гармонических оборотов; в). альбертиевы басы - чаще всего присутствуют в классической музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена и их зарубежных и русских современников - это упрощённая гармоническая фигурация; г). мелодическая - фигурация по своей сложности напоминает мелодию или даже превосходит её - см. Музыкальный момент №4 Рахманинова, произведения Листа Ф,

7. Особенности гармонического строения периода: а). написать схему с указанием отклонений и модуляций, если они есть; б). выявить определяющую черту гармонического строения периода - например, его гармонии просты или, напротив, сложны, преимущественно используются автентические или плагальные обороты.

8. Жанровые истоки периода: а). хорал - медленный или умеренный темп движения, строгая аккордовая фактура, мелодия декламационного или кантиленного характера; б). ария - кантиленная мелодия, вокальные фиоритуры, гомофонная фактура;в). вокальное произведение - мелодия кантиленного или декламационного характера, которую можно пропеть; г). инструментальное произведение - принципиально не вокальная мелодия: широкие скачки, большое количество встречных знаков, хроматизмов и других технических трудностей. д). марш - чётный метр, умеренный или умеренно-быстрый темп движения, аккордовая фактура, «угловатая» мелодия с опорой на движение по звукам основных гармонических функций; е). танец - подвижный темп, фактура бас-два аккорда, инструментальный тип мелодий.

9. Метро - ритмические особенности данного фрагмента: характерныйритмический рисунок (ритмоформула ): марш -, полонез -, вальс -; особенности нарушения регулярной акцентности (синкопы, дробление сильной доли), переменный метр или размер - для чего это сделано композитором?

10. Стилевые особенности композитора или эпохи: Барокко - полифоническая фактура, использование риторических фигур, черты старинных танцев- аллеманды, куранты, сарабанды. жиги, гавота или жанра токкаты; предклассицизм - гомофонная фактура, но несколько угловатые, «неловкие» приёмы развития, основанные на повторах мелодического фрагмента на разной высоте;классицизм - гомофонная фактура, альбертиевы басы, чёткая гармоническая схема с обязательными кадансами, характерная инструментальная мелодия, фигуры игровой логики; романтизм - смешанный тип фактуры, несколько ведущих мелодий (чаще всего соотносящихся друг с другом по принципу диалога), сложные гармонические сопоставления, затрагивающие тональности 2-й и 3-й степени родства, детальная нюансировка динамики и штрихов; ХХ век - использование различных техник 20 века: серийной техники, аллеаторики, сложная мелодия со встречными знаками, тексты.

    Художественный результат: что получилось в синтезе всех средств муз.выразительности, каков художественный замысел композитора в данном фрагменте произведения?

Пример анализа классического периода:

Предложенный в качестве анализа период по структуре представляет собой малый не квадратный период (10 тактов) повторного строения с расширением во втором предложении. Первое предложение организует структура пары периодичностей, во втором предложении возникает возникает элемент игрового повтора (фигура «застрявшего тона») за счёт чего и происходит расширение структуры периода. Мелодия данного музыкального периода ярко выраженного инструментального типа, на что указывают широкие скачки, виртуозные пассажи, опора на звуки основных трезвучий. Возникающий во втором предложении эффект «застрявшего тона» создаёт момент диалога, спора, что наводит на мысль о принадлежности данного периода к эпохе классицизма, поскольку именно в творчестве венских классиков и русских композиторов 18 века часто применяются элементы инструментального театра.

Принадлежность данного периода названной эпохе могут обосновать так же выверенные гармонические отношения с чёткой организацией кадансов, применением простого отклонения в тональность первой степени родства, преимуществом автентических оборотов. Прерванный оборот в конце второго предложения (там, где возникает расширение структуры) так же является ожидаемым и типичным элементом в данном месте структуры периода классических произведений. Гармоническая схема данного фрагмента выглядит следующим образом:

Схема отчётливо показывает равномерную гармоническую пульсацию (т.е., две функции в такте на протяжении всего периода). Появляющаяся во втором предложении восходящая диатоническая секвенция создаёт тональное движение и предпосылки для развития. Данный приём так же часто встречается в классической музыке.

Фактурное решение данного периода выдержано в гомофонно-гармонической фактуре с чётким разделением голосов на ведущий и сопровождающий. Гармоническая фигурация изложена в виде альбертиевых басов, что создаёт единый и цельный темп движения.

Метро ритмическая организация периода поддерживает равномерную гармоническую пульсацию (четыре четверти). Изложенная восьмыми гармоническая фигурация создаёт прочный фундамент для подвижной ритмической организации мелодии, включающей в себя движение шестнадцатыми, синкопы. Характерный ритмический рисунок данного периода передаёт живость и брызжущую энергию - короткий пунктир и 4 шестнадцатых.

Обобщая проведённые в ходе анализа периода наблюдения и учитывая достаточную мелодическую простоту и скромность в изобретении развивающих приёмов, можно предположить, что данный музыкальный фрагмент заимствован из инструментальной музыки Й.Гайдна, являющийся частью сонаты или симфонии.

Такие мелодии характерны, например, для вокальных жанровых сценок Даргомыжского и Мусоргского, типичны для музыки ХХ века.

Согласно типологии В.Конен.

Период (от греч. – обход, круговращение, определенный круг времени) – наименьшая законченная форма изложения музыкальной мысли (темы), входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоятельное значение. В большинстве случаев период представляет собой начальный раздел более крупной формы – простой двух- или трехчастной. Лишь начиная с творчества Ф. Шопена (Прелюдии ор. 25) период становится формой самостоятельного одночастного произведения. Признаками границы периода являются: смена типа изложения, тематизма, фактуры.

Классический период состоит из 2-х предложений. Предложение – это наибольшая часть периода, завершенная каденцией . Каденция (или каданс) – мелодико-гармонический оборот, завершающий предложение и период. По положению в форме каденции подразделяются на серединные (завершающие предложение), заключительные (завершающие период) и дополнительные . По аккордовому составу различают автентические (T-D или D-T), плагальные (T-S или S-T) и полные (S-D-T) каденции, представляющие собой полный функциональный оборот. По степени завершенности различают половинные (не на тонике), полные (на тонике) и прерванные (D-VI) каденции. Полные каденции бывают совершенными и несовершенными . Если в полной каденции тоника представлена: 1) трезвучием 2) на сильной доле 3) в мелодическом положении примы , то каденция считается полной совершенной .

Основные типы периодов

Наиболее распространенный тип классического периода – квадратный период повторного строения, состоящий из двух, сходных по началу предложений . Квадратность в музыке – количество тактов, равное степени числа два (2, 4, 8, 16, 32, 64).

Если второе предложение периода начинается так же, как первое, но на другой высоте, то строение периода определяется как секвентно-повторное . Бетховен. Соната №3 для фп., ч. II; Соната №15 для фп., ч. II).

Если второе предложение не повторяет первое, а продолжает его, то период называется периодом неповторного строения .

Если период не делится на предложения, то его называют периодом единого строения или большим предложением. (Л. Бетховен, 32 вариации для ф-но, тема; Соната для ф-но № 6, ч.II). Здесь можно говорить о динамизированной экспозиционности, связанной с соответствующим характером тематизма.

Период может быть неквадратным. Обычно его структура представляет собой 4т. + 6т. В музыкознании это связывают с преодолением квадратности и называют расширенным периодом . Бетховен. Соната №3 для фп., ч. II).

Период может состоять и из 3-х предложений (Ф. Шопен. Прелюдия op. 25 №9).

Ладогармонические особенности периода также отражают его динамику. Модулирующий период применяется исключительно как элемент более крупных форм . Бетховен. Соната №15 для фп., ч. II; Соната №10 для фп., ч. II).

С ложный период состоит из двух простых периодов-предложений с полными заключительными каденциями в разных тональностях. Первый период-предложение обычно завершается кадансовой модуляцией в тональность доминанты.

После заключительной каденции в периоде может быть дополнение, не имеющее самостоятельного значения. Чаще всего оно представляет собой плагальный оборот (S T).

Задание: Найдите в произведениях своего репертуара начальные периоды, кадансовые обороты в них, проанализируйте их гармонию.

Литература

Абызова Е. Гармония. – М., 2008

Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1979

Мясоедов А. Учебник гармонии. – М.,1980

Способин И. Музыкальная форма. – М.,1986

В которой может быть написано целое произведение. Но чаще в форме периода пишется только раздел произведения, и очень часто музыкальная форма складывается из нескольких периодов, как из кубиков.

А вспомните, из каких «кубиков» состоит сам период? Ну конечно, это мотивы , фразы и предложения . Вот они в первом периоде Вальса Чайковского из «Детского альбома» (чтобы проще было разобраться, привожу только мелодию).

Довольно скоро

У этого периода есть одна особенность. Он начинается в ми-бемоль мажоре , а кончается в соль миноре . Такой период называется модулирующим . А период без модуляции называется однотональным . Запомним, что

В Вальсе период делится на два предложения, которые одинаково начинаются. Таких периодов в музыкальных произведениях очень много, и вам они наверняка встречались и в знакомых песнях, и в пьесах, которые вы играли по специальности. Этот период называется периодом повторного строения , потому что начало второго предложения повторяет начало первого.

А бывает, что второе предложение повторяет первое, но на других ступенях и даже в другой тональности, как в этой известной мелодии :

Пример 13
В. Шаинский. ПЕСЕНКА КРОКОДИЛА ГЕНЫ

Это похоже на секвенцию. Но между звеньями находятся другие фразы. Такой приём называется секвенцией на расстоянии и часто используется в периодах повторного строения вместо точного повторения.

Второе предложение отклоняется в другую тональность (соль минор), но она не закрепилась, — в конце возвращается основная тональность (ре минор), модуляция не состоялась, поэтому период однотональный , хотя и с отклонением в середине.

А бывает, что второе предложение совсем не повторяет первое, хотя схоже с ним по ритму и строению фраз. Это вам уже встречалось в марше В. И. Агапкина «Прощание славянки».

Такой период называется периодом неповторного строения .

Каждое предложение в периоде заканчивается кадансом — особым завершающим музыкальным оборотом наподобие точки или запятой в обычном языке. Заключительным кадансом — «точкой» — обычно заканчивается весь период (хотя и не всегда), а половинный каданс — «запятая» — часто бывает в конце первого предложения. Но иногда (как в последнем примере из «Прощания славянки») оба каданса заключительные. Очень редко встречаются периоды из трёх предложений. Но период может и вовсе не делиться на предложения, как в Менуэте из Симфонии № 40 В. А. Моцарта:

В этом периоде есть четыре фразы, но только один каданс — в самом конце. Такое безостановочное движение усиливает тревожный, напряжённый характер этой музыки.

Большинство периодов делится на предложения. Все виды таких периодов объединяются под названием классический период . Классический период (обычно повторного строения) из двух предложений по 4 или 8 тактов называют квадратным . А период, который нельзя разделить на предложения, называется периодом единого строения .

Теперь, когда вы узнали разные виды периодов, давайте определим, что такое период и какие бывают периоды.

А теперь творческое задание.

Упражнение 1

а) Досочините период повторного строения по заданной схеме, заполнив пустые такты:

;

б) Досочините период с секвенцией на расстоянии (шаг — кварта вверх)



Периодом называется построение, выражающее относительно законченную мысль.

Первое предложение периода из двух предложений обычно оканчивается половинной или полной несовершенной каденцией, выражающей незавершённость мысли. Второе предложение обычно заканчивается полной совершенной каденцией, выражающей завершённость мысли. Но период может быть и незамкнутым, т.е. не заканчиваться даже половинной каденцией. Развиваясь как обычный период, он может в самом конце избежать каденции и перейти в следующий раздел формы (особенно часто в темах средних частей, эпизодах рондо и т.д.).

Период называется однотональным, если он заканчивается в той же тональности, в какой начат (не считая отклонений внутри него) и модулирующим, если в другой.

Период повторного строения – период, делящийся на два сходных по началу предложения. Период, не делящийся на предложения или делящийся на несходные по началу предложения, называется периодом неповторного строения. Неделимый на предложения период – период единого строения.

Период, состоящий из двух мелодических построений с разными каденциями, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом, называется сложным периодом.

Виды периода: из 2 предложений, из 3 предложений, из 4 предложений (сложный период), единого строения, особый период типа развёртывания (в старинной двухчастной форме).

Периоды из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2 – 4+4, 8+8) и неквадратными (5+5, 4+6 и т.п.). Распространены нарушения неквадратности: расширение (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т.п.), сжатии («досрочная» каденция), усечении (внезапное прекращение), дополнении (послекаденционное закрепляющее построение), вводном построении. Период может усложняться чертами других форм, в том числе 3-хчастно (1-е и 3-е предложения нормативные, второе серединного типа).

В песенно-танцевальной музыке периоды встречаются уже в 15-16 вв. С утверждением гомофонии (XVII-XVIII вв.) период служит основанием вех более крупных форм; начиная с эпохи романтизма период может быть и формой самостоятельного произведения.