Какое время имеет глагол совершенного вида. Виды глаголов

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида что делать? :

сидеть, говорить, играть

Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:

(что делал?) толкал - прошедшее время , возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;

(что делают?) читают - настоящее время , продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

(что буду делать?) буду рисовать - будущее сложное время , возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца;

Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:

зажигал, зажигаю, буду зажигать

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать? :

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:

(что сделал?) присел - прошедшее время , действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

(что сделают?) поговорят - будущее простое время , действие будет сделано полностью и не повторится.

Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:

заговорил, заговорю

Образование видов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:

  • Добавление приставки:

    писать - под писать, сидеть - до сидеть

  • Отбрасыванием суффиксов, например:

    дава ть - дать, спаса ть - спасти

  • Заменой суффиксов, например:

    удваива ть - удвои ть, реша ть - реши ть, прыга ть - прыгну ть

  • Заменой суффиксов и чередованием звуков в корне:

    проща ть - прости ть, засы ха ть - засо хну ть

Видовые пары глаголов

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару .

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

говорить - поговорить

решать - решить

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

засыпа́ть - засы́пать

разреза́ть - разре́зать

отреза́ть - отре́зать

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)

Такие глаголы называются двувидовыми , к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.

КЛАСС

Глагол как часть речи. Не с глаголами.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает
на вопросы что делать? что сделать? думать, рисовать; послушать, зашуметь.

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам,

а в прошедшем времени - по числам и родам (в единственном числе).

В предложении глагол обычно бываетсказуемым.
Петя прыгает через лужи. Снег тепла не даёт.

Не с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются безне.

Не придаёт глаголам отрицательный смысл. Не врать, не шуметь; ненавидеть, негодовать.

Неопределённая форма глагола.

Каждый глагол имеет начальную форму. Она называется неопределённой формой глагола. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? они оканчиваются нать, ти, чь: решать, нести, беречь.

Начальная форма глагола не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

В неопределённой форме глагола после буквы ч пишется мягкий знак: беречь, беречься

Правописание -тся и -ться в глаголах.

Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы

что делать? что сделать? На небе начали (что делать?) появляться первые звёзды.

Букваь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы
что делает? что сделает?
На небе скоро (что сделают?) появятся первые звёзды.
Саша (что делает?) учится читать.

Если в предложении нет подлежащего, ивопрос к глаголу поставить нельзя,

значит, этот глагол стоит в форме 3-го лица ед. ч. ипишется без ь.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться!

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголысовершенного вида указывают назавершенность действия, его результат, конецдействия или его начало.

что сделать?
Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

Прошедшее время:что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
подбежали, увидела, нашел, взошло.

Будущее простое время:что сделают? что сделаю? что сделает? и т.д.
выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

Обратите внимание: у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

Глаголынесовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия,без указания на их завершенность.
В неопределенной форме они отвечают на вопросчто делать?
Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
бежали, прыгал, искала, заходило.


Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т.д.
загорают, строим, подтягивается, покупаю.

Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т.д.
будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

У глаголовнесовершенного вида есть всетри формы времени: прошедшее, настоящее и будущеесложное.

Возможны два пути:

  1. исходным является глагол несовершенного вида, от которого образуется глагол совершенного вида;
  2. исходным является глагол совершенного вида, от которого образуется глагол несовершенного вида.

Иногда несовершенный и совершенный вид выражаются словами с разным корнем: орать — взять, говорить — сказать, класть — положить, зажиться — лечь, садиться — сесть .

Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида

1. С помощью приставок: делать — с делать, мерить - из мерить, писать — на писать, строить — по строить, читать — про читать . Наиболее употребительны приставки по- , с- (со- ) .

Видовые пары (бесприставочный глагол несовершенного вида — приставочный глагол совершенного вида) образуются только в том случае, если приставка не меняет лексического значения глагола: пример, строить — построить .
Глаголы строить — перестроить, строить — достроить, строить — пристроить не образуют видовых пар, так как приставка меняет лексическое значение глагола: перестроить — построить по-другому.достроить — довести строительство до конца, пристроить — построить в дополнение к тому, что уже построено.

2. С помощью суффикса -ну- , который указывает на законченность действия или его однократность: двигать — двину ть, исчезать — исчезну ть, кричать — крикну ть, прыгать — прыгну ть .
Примечание. Некоторые глаголы с суффиксом -ну- относятся к несовершенному виду, и совершенный вид от них образуется с помощью приставок: гибнуть — по гибнуть, мёрзнуть — за мёрзнуть .

3. С помощью суффикса -и- , которому в несовершенном виде соответствует суффикс -а-/-я- : бросать - броси ть, выполнять — выполни ть, решать — реши ть. В этом случае возможно чередование конечного согласного основы: возвращать — возвратить, встречать — встрётить, объявлять — объявить.

4. С помощью ударения: насып а ть — насы пать, отреза ть - отре зать.

Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида

1. С помощью суффиксов -ыва- / -ива , -ва- (при этом возможны чередования гласных и согласных): записать — записыва ть, перестроить — пепрестраива ть, вылить — вылива ть, отдать — отдава ть, ходить — выхажива ть.

2. Чередованием звуков в корне (часто в сочетании с суффиксацией): выбрать — выбирать, послать — посылать, смять — сминать, съесть — съедать.

Немногочисленные глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида: атаковать, велетъ, жениться, обещать, организовать, образовать. В современном разговорном языке заметно стремление подчеркнуть в таких глаголал видовые pазличия формальными способами (появляются формы образовывать, организовывать , где суффикс -ыва- указывает на несовершенный вид, или пообещать , где приставка по- указывает на совершенный вид).

Особое место в видовой системе занимают глаголы движения , обозначающие перемещение в пространстве. Они имеют две формы несовершенного вида и распадаются на дне соотносительные группы:

Глаголы бежать, везти, вести и т. д. обозначают движение, которое совершается в одном направлении, в определённый момент, непрерывно. Глаголы бегать, возить, водить и т. д. обозначают движение, которое совершается не в одном направлении, не один раз, с перерывами. Ср.: Он идёт в театр (в данный момент, в определённом направлении) — Он ходит в театр (не один раз. в разное время), Он ходит по городу (в разных направлениях).

Путём прибавления приставок, обозначающих направление движения, от глаголов первой группы образуются глаголы совершенного вида, но всегда с дополнительным лексическим значением, вносимым приставкой: бежать — прибежать, везти — увезти, вести — перевести, ехать — проехать и т.д. От приставочных глаголов совершенного вида могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида: прибежать (сов.) — прибегать (несов.), приехать приезжать , уехать — уезжать и т. д.

  • Образование видов глагола

Одной из русского языка является Глагол. Глагол обозначает действие, состояние предмета. Его основные вопросы: что делать? что сделать? Эта часть речи имеет много от чего зависят ее место в речи и синтаксическая роль в предложении. Тема данной статьи «Глаголы совершенного вида», поэтому, прежде чем говорить о них, надо узнать значение их категории: вид. Категория вида - это грамматическая она присуща всем его формам и показывает действие во времени. Глагол «решил» и «решал» похожи по значению, но грамматически различаются. Решил - глагол соверш. вида, он указывает на завершенное действие, на то, что оно закончено и ограничено. Решал - глагол несоверш. вида и не содержит в себе пределов или законченности действия. В русском языке есть два вида глаголов: совершенный и несовершенный.

Уже по одному названию - глагол совершенного вида - можно понять, что речь идет о действии, которое началось, совершено, Есть предел, граница, результат действия. Поэтому и вопросы у совершенного вида глагола такие: что сделать? что сделал (а)? что сделали? что сделаешь?

Так, например: в прошедшем времени

«Я прочитал книгу» означает: прочитал всю до конца;

«Я написал письмо» означает: письмо готово;

«Я изучил язык» означает: я знаю язык;

«Мы спели песню» означает: до конца.

Тогда как предложения: «Я писал письмо», «Я читал книгу», «Я пел песню», «Я изучал язык», означают, что действие происходило, но доведено ли оно до конца - неизвестно.

Глагольные виды различаются в основном по значению и временным формам. Глаголы совершенного вида имеют прошедшее и будущее простое время: вершил (вершу), написал (напишу), поиграл (поиграю), прочитал (прочитаю), изучал (изучу). Окончания в будущем простом те же, что и в настоящем времени у глаголов несоверш. вида: я читаю, играю.

Глаголы несоверш. вида имеют формы настоящ., прошед. и будущ. сложного времени. Предложения «Мы будем строить», «Мы будем изучать» говорят только о том, что действия будут совершены, но не о том, будут ли они закончены. Тогда как предложения «Мы построим», «Мы изучим» говорят, что что-то будет построено до конца, будет изучено и мы будем знать. Эта с различным образованием временных форм приводит к ошибкам употребления в речи настоящего времени вместо будущего, будущего вместо настоящего.

Так, вместо правильного образования будущего времени: я скажу, я пойду, я возьму, я начну, - люди, плохо владеющие языком, ошибочно говорят: я буду сказать, я буду пойти, я буду начать.

Образование и видовые пары

Исходной формой образования глаголов совершенного вида в основном являются глаголы несоверш. вида с добавлением приставок, суффиксов, противопоставлением суффиксов, чередованием в корне, перемещением ударений, выражением видов разными корнями, словами. Образуются видовые пары.

1. Глаголы совершенного вида образуются при помощи добавления суффикса -ну- к глаголам несовершенного вида: прыгать-прыгнуть, качать-качнуть. Эти глаголы придают значение краткости и мгновенности.

У некоторых глаголов с суффиксом -ну- перед суффиксом выпадают последние согласные: кидать-кинуть, утопать-утонуть, шептать-шепнуть. Суффикс -ну- в глаголах совершенного вида указывает на результат, предел, законченность действия (исчезнуть, достигнуть), на однократность действия (толкнуть, крикнуть, махнуть), на интенсивное начало действия (хлынуть, грянуть)

2. Приставки придают глаголу значение законченности, не изменяя основного лексического значения слова: писать-написать, списать; слепнуть-ослепнуть; седеть-поседеть; строить-построить; делать-сделать; крепнуть-окрепнуть.

Но нередко приставки придают новое лексическое значение глаголу соверш. вида: читать - перечитать, прочитать, дочитать

Приставки наряду со значением законченности могут привносить в глаголы другие оттенки, указывать на отношение действия ко времени. Так, приставка по- некоторым глаголам привносит значение ограниченности действия во времени, например: сегодня я почитал, поработал, погулял (некоторое время читал и перестал, некоторое время работал и прекратил работу, недолго гулял.)

Приставки за-, по- при соединении с некоторыми глаголами привносят в слово значение начала действия: петь-запеть (начали петь); шуметь-зашуметь (начали шуметь); лететь-полететь (начал лететь)

Например:

Лес зазвенел, застонал, затрещал, Заяц послушал и вон побежал. (Н. Некрасов )

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее. Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю… (Л. Толстой )

3. Иногда видовые пары глаголов образуются от разных корней, слов: класть-положить. Запомните слова и сочетания, с которыми употребляются глаголы совершенного вида: вдруг, неожиданно, внезапно, как-то раз, как, сразу, как вдруг, однажды.

Поупражняйтесь!

Перед вами иллюстрированный текст. Найдите в тексте глаголы совершенного вида. Объясните разницу в значении глаголов соверш. и несоверш. вида.

Охота

Красавец-орел медленно делает круг над морем. Полет его такой спокойный и грациозный. Вот он на мгновение остановился в воздухе, как будто кто-то держит его за нить. Что-то произошло. Это хищник увидел в прозрачной воде добычу. Неожиданно и стремительно орел стал камнем падать вниз.

И уже у самой воды, на лету, он схватил клювом свою жертву и резко поднялся вверх. Рыбка мотает хвостом, пытается освободиться из клюва, но орел мертвой хваткой держит свою добычу, не прерывая полет.

В современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление совершенного и .

Глаголы совершенного вида обозначают действие, ограниченное внутренним пределом .

Глаголы совершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-фактическое значение.

Указывает на единичное действие в его целостности: вошёл , написал , закричал .

  • - Я вошёл , старик читал газету в кресле…
  • (А. Н. Толстой)

2. Суммарное значение.

Указывает на целостность действия, объединённого общим результатом или целью; используются лексические показатели типа два раза, трижды, несколько раз и др.

  • Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно.
  • (А. И. Куприн)
  • Мама напекла много блинов.

3. Налично-результативное значение.

Главное - конечный результат действия: школьник пришёл , отец вернулся .

  • - Ты, наверно, озяб в своих танцевальных туфлях.
  • (В. А. Солоухин)

Грамматические особенности глаголов совершенного вида

1. В глаголы совершенного вида будут иметь две формы - и . Форм у них нет! Объясняется это несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени.

2. Глаголы совершенного вида образуют синтетические формы будущего времени: посмотреть - посмотрю , сшить - сошью .

  • написать - написавш ий , написанн ый
  • рассказать - рассказавш ий , рассказанн ый

4. Глаголы совершенного вида образуют : сказать - сказав , посмотреть - посмотрев , посадить - посадив , написать - написав .