Про зайца читать н коровин. Николай Рубцов — Про зайца: Стих

Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, —
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.

Анализ стихотворения «Про зайца» Рубцова

Лирическое стихотворение «Про зайца» написано Николаем Михайловичем Рубцовым в 1969 году. Свои детские стихи поэт посвящал дочери Елене. Произведение прочно вошло в круг детского чтения.

Стихотворение создано в 1969 году, опубликовано в сборнике «Сосен шум» годом позже. Этот сборник оказался последним в жизни Н. Рубцова. В этот период ему 33 года, его дочери 6 лет, он выпускник Литературного института и сотрудник газеты «Вологодский комсомолец».

По жанру — шуточное стихотворение для детей о природе, по размеру — хорей с перекрестной рифмой, 4 строфы. По композиции условно делится на 2 части: встреча с зайцем и размышления удравшего зайца после встречи с человеком. Лирический герой — сам автор. Рифмы открытые и закрытые, женская чередуется с мужской.

Поведение героя вполне органично для человека, выросшего на приволье, видевшего зайца не только на картинке. Не причинив зверьку вреда, он подшутил над ним, как над старым знакомым. Вполне возможно, в первое мгновение герой стихотворения и сам струхнул, когда его из задумчивости вывел выскочивший ниоткуда заяц. Поэт чувствует некое родство с зайцем, чьим надежным другом остался, похоже, только дед Мазай, описанный Н. Некрасовым еще в XIX веке.

Не только заяц будет долго припоминать эту встречу, для человека она тоже не прошла бесследно: родились хрестоматийные строки, вошедшие в золотой фонд детской литературы. Н. Рубцов учит детей видеть интересное в мелочах, быть наблюдательным, понимать чувства каждого живого существа. Чуткий читатель поймет настроение автора, что друзей у поэта, похоже, не больше, чем у зайца.

На юмористический лад настраивает уже незатейливое название, далее комизм ситуации подчеркивается поэтом через ряд выразительных художественных средств. Лексика нейтральная и разговорная. Эпитеты: бедный, бестолковый, веселый, вечной. Олицетворение: заяц думал. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: дедушки, лесок. Повторы в начале строк: так, думал. Одушевление животных — понятный и любимый детьми прием, широко применяемый в устном народном творчестве. Тема любви к природе неразрывна связана в творчестве Н. Рубцова с темой малой родины.

Стихотворений, написанных для детей, у поэта Н. Рубцова немного, большинство из них — о природе. Шуточное произведение «Про зайца» сочетает в себе фольклорные мотивы и традиции классической русской литературы.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

в подготовительной к школе группе

«Заучивание стихотворения Н.М.Рубцова «Про зайца».

Целевой ориентир: ребенок запоминает стихотворение с помощью мнемосхемы, может выделить новые для него слова; составляет схему предложения используя карточки-символы, согласовывает правильно прилагательные с существительными.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Технологии, методы: личностно-ориентированные технологии, коммуникативная технология, технология сохранения и стимулирования здоровья, ТРИЗ.

Материал : мяч, мнемосхема, картинка с изображением зайца, карточки-символы для составления схемы по предложениям (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Знакомство детей с поэтом Н.М.Рубцовым, с его творчеством, рисование «Зайка серенький», беседа «Сказки и мультфильмы про зайца».

Задачи:

Связная речь :

Совершенствование умений запоминать с помощью мнемосхемы, выразительно читать стихотворение;

- Развитие художественно - речевых исполнительских навыков при чтении стихотворения;

Привлечение внимания детей к средствам выразительности (сравнения, образные слова и выражения);

Словарь:

Активизация словаря (с перепугу, дрожью, обмер, горестно );

Грамматика :

Построение предложения по схемам;

Упражнение в умении согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

Звуковая культура :

- Упражнение детей в четком и правильном произношении всех звуков в словах .

Воспитательная:

- Воспитывать эстетические чувства, уверенность в своих силах, любовь к природе.

Ход образовательной деятельности.

1.Организационный момент. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка)

Правильно, ребята, это зайка. (Показываю картинку зайца).

2. Игровое упражнение «Расскажи о зайце».

А хотите поиграть со мной в игру? Итак, кому я кину мяч, тот постарается ответить на мой вопрос.

Опиши внешний вид зайца? (Ответы детей)

Назови заячью семью? (заяц – зайчиха – зайчата)

Как называется дом зайца? (У зайца нет дома, он спит под кустами, корнями вывернутого бурей дерева).

Чем питается заяц? (Делает набеги на огороды и грызет там капустные кочерыжки, морковку, грызет кору деревьев, сочные лесные растения. Зимой зайцы лакомятся колхозным сеном, молодыми побегами деревьев).

Как заяц готовится к зиме? (К зиме заяц никаких запасов не делает. Осенью меняет серую шубу на белую).

Какие мультфильмы и сказки про зайца ты знаешь? (Ответы детей)

3. Знакомство со стихотворением Н.М.Рубцова «Про зайца».

Молодцы! А хотите я вам сейчас расскажу стихотворение Н.М.Рубцова «Про зайца»? (Да)

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой,

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно, вздыхая,

Что друзей-то у него

Кроме дедушки Мазая

Не осталось никого.

Ребята, вам понравилось это стихотворение? О ком оно? Что случилось с зайцем? Какие новые, незнакомые слова, вам встретились в этом стихотворении? (Ответы детей. Воспитатель поясняет слова: с перепугу, дрожью, обмер, горестно)

Хотите с вами выучим это стихотворение? А для того, чтобы вам, ребята, было легче запоминать я приготовила мнемосхему. Для начала я еще раз расскажу это стихотворение, а затем мы его с вами повторим. (Воспитатель рассказывает стихотворение, используя мнемосхему, затем дети повторяют вместе с воспитателем).










4.Физ.минутка «Вышел зайка погулять»

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

5. - Продолжаем с вами, ребята, заучивать стихотворение. Кто хочет попробовать рассказать стихотворение? (Дети по желанию рассказывают стихотворение, использую мнемосхему. В затруднительных ситуациях воспитатель помогает, подсказывает ребёнку).

6.Игровое упражнение «Придумай предложение».

Ребята, а сейчас я вам предлагаю составить схему предложения, используя карточки-символы. (Я увидел красивого зайца на лесной опушке).

7.Рефлексия.

С каким стихотворением, и какого автора мы сегодня с вами познакомились?

О ком это стихотворение? Понравилось ли оно вам?

Чем мы ещё с вами занимались?

Что больше всего понравилось?

Сочинения по прочитанным стихотворениям Николая Рубцова

Wiki-газета

Стихотворение Н. М. Рубцова «На реке»

Реки не видел сроду
Дружок мой городской.
Он смотрит в нашу воду
С любовью и тоской!
Вода тепло струится,
Над ней томится бор.
Я плаваю, как птица,
А друг мой - как топор.

Тема стихотворения – любовь к своей малой родине и гордость за неё.

В стихотворении «На реке» царит немного грустное, но счастливое настроение. В первых строчках чувствуется легкая печаль и грусть человека. В середине стиха мы уже ощущаем счастье и радость от красоты реки. А в последних двух строчках чувствуется добрый юмор.

Стихотворение можно разделить на три части. В первой части автор рассказывает о друге, который никогда не жил рядом с рекой. Во второй повествуется о чувствах, которые вызывает река у друзей. Третья часть рассказывает об умении друзей плавать.

При чтении стиха мне видится, как два друга стоят у реки. Один из них внимательно смотрит на реку, которая вызывает у него чувства красоты и тревоги. Он всю жизнь прожил в городе и не умеет плавать. Автор гордится своей малой родиной. Река тёплая и добрая. Друзья не удержались и пошли купаться. Правда, один поплыл по реке, а другой плещется у берега.

Основная мысль стихотворения в том, что человек с детства живущий рядом с природой счастливее тех, которые живут в городе.

Читая стихотворение, я восхищаюсь, как автор в таком маленьком произведении выразил чувство печали, счастья и любви к малой родине.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. "На реке". Рисовал Алексей К., 4в класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка»

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим...

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка». Стихотворение посвящено ласточке, потерявшей птенца. В стихотворении Н. М. Рубцова описывается беспокойство ласточки-мамы и верная гибель малютки-птенца. Перед читателем возникает образ несчастной ласточки, летающей над могилкой своей крошки.

В стихотворении «Ласточка» царит грустное, печальное настроение. Настроение не меняется на протяжении стихотворения.

Текст делится на две части. В первой части говорится о том, как ласточка с надеждой на то, что её птенец может спастись, летает над ним. Во второй – как ласточка безнадежно летая, оплакивает погибшего сына.

Мне видится беспокойная, плачущая ласточка-мать, которая смотрит куда-то вниз, видит могилку и знает, что там похоронен её крошка-сынок.

Читая эти строки, я восхищаюсь тем, как поэт, когда писал стихотворение, вложил в них свою душу, свои переживания.

Марина Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца» .

Николай Рубцов. "Ласточка". Рисовала Дана Ш., 4б класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «После посещения зоопарка»

Ночь наступила.

Заснули дома.

Город заснувший

Окутала тьма.

Спать малыша

Уложили в кровать.

Только малыш

И не думает спать.

Мама не может

Понять ничего.

Мама негромко

Спросила его:

Что тебе, милый,

Уснуть не дает?

Мама, а как

Крокодил поет?

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».

Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.

Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.

Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.

Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.

Ангелина Р., 10 лет.

Николай Рубцов. "После посещения зоопарка". Рисовала Анастасия Б., 1а класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Маленькие Лили»

Две маленькие

Лили -

Лилипуты

увидели на иве желтый прутик.

Его спросили Лили:

Почему ты

не зеленеешь,

Прутик-лилипутик? -

Пошли

За лейкой

Маленькие Лили,

на шалости не тратя ни минуты.

И так усердно,

Как дожди не лили,

на прутик лили

Лили -

Лилипуты.

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «Маленькие Лили».

Стихотворение посвящено маленьким девочкам Лилям. Поэт изображает маленьких, добрых девочек.

В произведении «Маленькие Лили» царит гармония.

Стихотворение делится на три части. Первая часть – описание девочек Лилей, вторая – общение с прутиком, а третья часть – помощь прутику.

Мне видится, как Лили добрые и заботливые девочки стали помогать прутику, такому же маленькому, как и они.

Ольга К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. "Маленькие Лили". Рисовала Ольга К., 4в класс

Стихотворение Н. М. Рубцова «Медведь»

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь...


Стихотворение Николая Рубцова «Медведь» о том, как охотник выстрелил в зверя, а раненый медведь ушёл реветь к себе домой. В стихотворении очень печальное, грустное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как охотник выстрелил в медведя. Во второй части говорится о том, как медведю было больно, и он ушёл домой.

Строки рисуют, как медведю обидно и тошно на душе. Автор использует приём олицетворения. Он также использует глаголы, чтобы выразить, как страдает медведь.

Мне было очень жалко медведя.

Татьяна Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Стихотворение Н. М. Рубцова «Про зайца»

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шел домой, -

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

Я прочитала стихотворение «Про зайца». Стихотворение посвящено зайцу. Поэт изображает зайца, который неожиданно встретился с автором. В стихотворении «Про зайца» царит обычное настроение.

Стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о том, как заяц встретился с автором. Во второй части – о том, как заяц убежал в лес. В третьей – о том, как заяц думал о встрече с человеком.

Строки рисуют испуганного зайца. С помощью олицетворения автор даёт нам возможность увидеть, как обмер заяц с перепугу, как он думал о встрече. Автор хотел нам донести то, что нужно помогать животным.

Когда я читала это стихотворение, у меня возникло чувство печали, что заяц испугался.

Екатерина П., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.

С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».

Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается

Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.

Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».

В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.

В стихотворении царит грустное настроение.

Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку. Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.

Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.

Диана Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о зёрнышках.

В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.

С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.

Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.

Анна У., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался каждому зёрнышку.

Мне видится воробей, дрожащий над зерном.

С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его тревогу.

Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.

Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.

Мне хотелось ему помочь.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».



конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: чтение художественной литературы Дата: 12.10.11г

Тема: Н.М.Рубцов «Про зайца» (заучивание)

задачи образовательных областей:

познание :

· Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.

чтение художественной литературы:

· Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.

коммуникация:

· Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа : Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение сказок, рассказов о зайце.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца; мнемо-таблица для заучивания стихотворения; картины природы; книги стихов Н.М.Рубцова.

Организационный момент: физминутка, направленная на создание положительного эмоционального настроя и работоспособности: «Встали дружненько ребята».

Встали дружненько ребята

Прошагайте, как солдаты

Влево, вправо поклонитесь

На носочки поднимитесь.

Один рывок, другой рывок

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши руками дружно

И садись работать нужно.

Постановка цели: Ребята, мы сегодня выучим стихотворение Н.М.Рубцова «Про зайца».

Речевая игра «Укрась слово»

Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.

Ребята, а что вы знаете о таком симпатичном зверьке, как заяц? (ответы детей)

Я расскажу вам немного о зайце. Заяц- это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

Ребята, а какие м/ф, сказки, рассказы, стихи с участием зайца вы знаете? (ответы детей)

Молодцы! А как прыгают зайчики? Скакал один зайчик по лесу (Марина М.)и увидел…

Марина проводит физминутку «В лесу стоит избушка»

В лесу стоит избушка, Косули и еноты,

А в ней живет петрушка Слоны и бегемоты

Приходят к нему звери Идут после охоты

Олени, носороги, Малиновка, овсянка,

Медведи из берлоги Смешная обезьянка

Проходят по порядку И им одно и то же

Попрыгать, поиграть. Попрыгать, поиграть.

Я прочту вам сейчас стихотворение русского поэта Николая Михайловича Рубцова

«Про зайца», а вы постарайтесь мысленно представить ту картину, которую передал поэт в этих словах.

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой,-

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно, вздыхая,

Что друзей-то у него

Кроме дедушки Мазая

Не осталось никого.

А, теперь я прочту еще раз, а вы шепотом повторяйте со мной. Ребята, а вот эти картинки вам помогут в запоминании текста. (мнемо-таблица)

Молодцы ребята! А теперь давайте встанем и все хором повторим эту удивительную историю про зайца. Вы можете показывать жестами что, происходило на лугу. (читаю еще раз

показывая и выделяя интонационно знаки препинания)

Умницы! Кто хочет рассказать, а может еще и показать нам эту историю? (3-4 человека рассказывают стихотворение) Какие вы молодцы! Скажите, а кто написал это стихотворение? (Н.М.Рубцов)

Что вам больше всего понравилось в стихотворении? (ответы детей)