Запрет заочного юридического образования. «Это противоречит Конституции»: к чему приведет отмена заочного образования в России

В середине 2016 года велись активные разговоры о принятии закона, отменяющего возможность получения заочного образования по отдельным специальностям:

Экономист;

Менеджер по направлению «Государственное управление».

Ввести ограничения планировали с 1 сентября. Главный инициатор нововведения – глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

До того, как впервые начали обсуждать закон об отмене заочного образования, другие представители образовательной системы заявили об отрицательном эффекте подобной формы обучения.

Официальные и неофициальные причины отмены заочного образования

Пока неизвестно, будут ли ограничения на получение первого высшего, отменят ли заочное образование в полной мере, или данная инициатива распространится на конкретные специальности.

Основные причины введения закона:

Повышение качества обучения. Фактическая эффективность такого способа получения знаний минимальна. Большинство получает его «для корочки». Они не осознают, что работодатели прослеживают данную тенденцию. Сейчас на работу сложно устроиться даже очникам без опыта работы;

По мнению Кравцова, ряд ВУЗов превратился в магазины по продаже дипломов. Фактически они не способны предоставить качественное образование. Уничтожение подобных заведений сократит проблемы для студентов;

Перенаправление потоков, обучающихся на нужные стране специальности. Сейчас нужны инженеры и представители других технических специальностей;

Оптимизация бюджетов. Бесполезные заочники на бюджетном обучении расходуют средства налогоплательщиков. ВУЗы получают хорошую прибыль, не предоставляя качественного образования.

Заочная система обучения – пережиток 20 годов XX века. Она не показала высоких результатов за все годы своего существования.

Итоги 2016 года. Условия закона. На какие специальности распространяется

Заочное образование отменили или нет? На данный момент закон не вступил в силу. Студенты могут обучаться на заочном отделении по всем предлагаемым специальностям.

Однако очевидно, что представители Рособрнадзора и руководство ВУЗов будут разрабатывать эффективные шаги по предоставлению альтернативы и уходу от данного способа обучения. Возможность получить второй диплом сохранится для состоявшихся, трудоустроенных взрослых людей. В отличие от большинства заочников, для которых высшее образование станет первым, они стремятся получить знания для повышения квалификации, прикладывая значительные усилия.

Плюсы и минусы принятого закона

Если закон вступит в силу, можно говорить о движении в сторону повышения качества образования, минимизации коррупции и улучшения работы ВУЗов, стремительно обогащающихся на заочниках. Но данный нормативный акт затронет интересы тех, кто по определенным причинам не может продолжить очное образование (например, молодых матерей). Вскоре мы узнаем, вступит ли в силу новый закон.

В наступающем учебном году российские вузы будут вынуждены отказаться от заочной формы обучения и экстерната по большинству гуманитарных специальностей. Соответствующее нововведение уже готовится в Министерстве образования и науки. Данная мера, по мнению экспертов, с одной стороны, может позволить улучшить качество образования, с другой – за последние годы заочное обучение стало всё больше набирать популярность. А это значит, что его отмена сделает высшее образование недоступным для многих потенциальных студентов.

Напомним, что о необходимости повышения качества высшего образования, в том числе и за счёт сокращения или переаттестации вузов, в одной из своих программных предвыборных статей писал и президент Владимир Путин. При этом упор делался на то, что в ближайшие годы в России следует развивать среднеспециальное образование, поскольку предприятиям не хватает высококвалифицированных рабочих. В этой связи неудивительно, что в Минобрнауки улучшать качество образования решили именно с сокращения заочных отделений по гуманитарным специальностям.

В частности, на прошлой неделе соответствующие распоряжения из профильного министерства уже получили вузы Свердловской области – им предписано в два раза сократить количество бюджетных мест за счёт отказа от заочной формы обучения и экстерната по целому ряду специальностей.

«Заочную форму обучения необходимо ликвидировать в принципе. «Заочка» – это подмена образования. У нас же нет среднего заочного образования. Вот и высшей «заочки» не должно быть. Речь идёт о первом высшем образовании», – приветствует нововведение проректор по учебной работе Уральского государственного лесотехнического университета Сергей Колесников.

Интересно заметить, что ещё до инициатив высоких госчиновников, в 2010 году об отказе от заочной формы обучения заявило руководство Санкт-Петербургского государственного университета (СпбГУ).

«В СССР «заочка» была неплохим социальным лифтом для молодых рабочих и крестьян и самым распространённым способом повысить квалификацию без отрыва от производства, однако в нынешних условиях заочное образование де-факто превратилось в способ получения «корочек», – объяснял тогда замначальника управления по связям с общественностью СпбГУ Константин Шолмов.

С тем фактом, что качество заочного образования действительно оставляет желать лучшего, сегодня согласны почти все эксперты отрасли. Причём ликвидация «заочки» для гуманитариев – скорее всего только первый шаг. Эксперты не исключают, что уже в самое ближайшее время Минобрнауки пойдёт ещё дальше в своих начинаниях и заочное обучение будет ликвидировано на всех факультетах. «Заочники – не то что недоспециалсты. Они далеко не специалисты», – констатирует научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Ключевой вопрос, однако, в том, почему качество заочного образования оказывается столь низким. Одна из причин – недостаток финансирования. «Для нашего вуза заочная форма невыгодна в финансовом плане: 60 тыс. рублей, которые мы зарабатываем в семестр на дневном (с одного студента. – Ред.), не сравнить с 12 тыс., получаемыми на заочном. За такую сумму нельзя ничему научить», – не скрывает проректор по учебной работе Уральского государственного университета путей сообщения Евгений Малыгин. Получается, что отказ от заочной формы обучения, который преподносится чиновниками как одна из мер борьбы с низким качеством образования, – не что иное, как попытка оптимизировать, а вернее, сократить расходы на высшую школу. Если предположить, что высвободившиеся от заочников средства будут перенаправлены на дневные отделения, тогда теоретически можно было бы рассуждать о повышении качества образования или по крайней мере об увеличении его финансирования. Однако это никак не согласуется с общими планами Минобрнауки о двукратном сокращении бюджетных мест в вузах.

Интересно заметить, что при этом спрос на заочное образование в России в последние годы сильно вырос. Особенно эта тенденция стала заметна в кризисные 2008–2009 годы. Тогда, по данным Минобрнауки, на заочных отделениях в российских вузах обучались 3,5 млн студентов, при том что всего в высших учебных заведениях тогда получали образование 7,5 млн человек. Этот факт, по мнению экспертов, – свидетельство того, что в период кризиса большинство людей стремятся получить образование, поменять или повысить квалификацию, как говорится, без отрыва от производства. Теперь, похоже, у них такой возможности больше не будет.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил о готовящемся запрете заочного и дистанционного образования в вузах по ряду гуманитарных специальностей. Ограничение планируется ввести уже с 1 сентября текущего года. Оно коснется таких популярных направлений, как юриспруденция, экономика, госуправление и муниципальное управление.

Сергей Кравцов сообщил, что первое высшее образование должно быть очным, и ограничение возможностей для получения заочного или дистанционного образования повысит качество высшего образования в стране. Инициатива Рособрнадзора получила поддержку со стороны министра образования и науки Дмитрия Ливанова, по мнению которого дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины и практическая часть обучения не могут быть обеспечены в заочном режиме.

Планы по тотальному запрету заочного гуманитарного образования являются попыткой контролирующих ведомств продолжить при помощи новых методов кампанию по отсеиванию так называемых «шарашкиных контор» - вузов, осуществляющих сугубо формальное обучение студентов, а на деле являющихся «магазинами» по продаже дипломов. Видимо, позитивный отчет министра Ливанова не вполне соответствует реальному положению в сфере образования. Сомнительно, что запрет заочного обучения поможет решить проблему низкого уровня высшей школы в России, зато лишит возможности получить высшее образование многих молодых людей из малообеспеченных семей и отдаленных регионов.

Улучшение через сокращение

Впервые о планах по запрету заочного образования для юристов и экономистов в Министерстве образования заговорили в марте 2016 года, с такой инициативой выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и права. За отмену заочного и дистанционного обучения выступил, в частности, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, по его мнению, до 60% всех студентов-заочников готовятся стать юристами и экономистами.

Представители профессионального сообщества, в свою очередь, осудили данный замысел, с критическим отзывом выступила Федеральная палата адвокатов. По мнению вице-президента ФПА Светланы Володиной, выпускники-заочники не только не уступают своим «очным» коллегам, но даже напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности. Наличие на юридическом рынке труда плохих специалистов с заочным обучением никак не связано - часто это выпускники как раз очных отделений. Есть примеры юристов, получивших образование заочно, но достигших больших высот в профессии - это, в частности, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.

Недоумение инициатива Минобразования вызвала и в Госдуме: первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин заявил, что не видит никакого смысла в запрете заочного и дистанционного обучения гуманитарным специальностям. «Надо идти путем оценки качества подготовки. При аттестации студентов приглашайте представителей работодателей, Рособрнадзора, проверяйте качество образования на выходе, не перекрывайте людям искусственно возможность получения образования на входе», - отметил депутат.

По мнению экспертов, среди выпускников очных отделений процент специалистов с низким уровнем профессиональной подготовки ничуть не ниже, чем среди выпускников-заочников: в условиях общего снижения качества образования на первый план выходит личная мотивация студентов. Люди, четко осознающие цель получения диплома о высшем образовании и стремящиеся добиться успеха в выбранной профессии, учатся лучше, чем студенты, поступившие из страха перед срочной службой в армии или просто ради «корочки» - эта закономерность справедлива для любых форм обучения.

Если запрет на заочное и очно-заочное обучение такой специальности, как фармацевт-провизор, еще можно объяснить необходимостью участия студентов в практических занятиях (соответствующее ограничение обсуждается начиная с 2013 года), то подобные ограничения по отношению к гуманитарным профилям выглядят нелогично.

Сторонники простых решений

Проблема снижения качества высшего образования в России действительно существует - большим достижением считается , еще недавно Россия была представлена в международных рейтингах всего пятью учебными заведениями. И это при том, что советское образование по инженерно-техническим специальностям считалось одним из лучших в мире, и .

Тем не менее вряд ли носящая комплексный характер проблема может быть решена при помощи неконструктивных мер точечного характера.

К сожалению, решение о закрытии заочного и дистанционного обучения по ряду специальностей нанесет серьезный удар по социальным лифтам, еще сохранившимся в России: при том что максимальная студенческая стипендия составляет сегодня около шести тысяч рублей, далеко не все молодые люди могут позволить себе учиться на очном отделении. Для многих дистанционное или заочное обучение остается единственным доступным способом повысить свою ценность на рынке труда и перейти на новую ступень социальной лестницы. Конечно, можно возразить, что очники тоже подрабатывают по вечерам, чтобы не быть обузой для семьи, однако финансовая самостоятельность студента, совмещающего учебу на дневном отделении и работу, это, скорее, исключение. Кроме того, не во всех городах существует широкий рынок труда для студентов, возможность такой подработки есть разве что в наиболее крупных административных центрах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо этого, многие юристы, получив среднее специальное образование, идут работать по профессии, продолжая при этом заочное обучение в вузе - для чего лишать людей возможности карьерного роста?

Ограничивая заочное обучение, кабмин вовсе не спешит повышать стипендии для учащихся дневных отделений. В прошлом году правительство отклонило законопроект, согласно которому предлагалось поднять размер выплат до уровня прожиточного минимума, согласившись лишь проиндексировать их на 4%. В настоящее время государство рассматривает студенческие стипендии не как способ поддержать учащихся во время получения ими профессии, а как «стимулирующую выплату», размер которой может быть сколь угодно низким.

Не умея навести порядок в системе высшего образования (в конце концов, аккредитацию так называемым «шарашкиным конторам» ранее выдал сам Рособрнадзор), не желая поддерживать талантливую молодежь материально, чиновники предпочитают прибегать к бездумным запретам, полагая, что они произведут положительный эффект.

Читайте в рубрике «Общество» Пока чиновники отдыхали на Петербургском экономическом форуме, Россия успешно жила и без их отеческой заботы

«Вузы хотят отказаться от заочной формы обучения» - такое заявление сделала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова на пресс-конференции в редакции «АиФ-Челябинск». Ликвидация заочной формы обучения коснётся подавляющего большинства вузов по всей стране. На её место придёт очно-заочная форма. Студенты будут посещать пары по вечерам круглый год, при этом стоимость обучения вырастет в почти в два раза.

Получить второе высшее образование или «доучиться» будучи трудоустроенным станет не так-то просто. Шесть недель в году и две экзаменационные сессии уйдут в прошлое вместе с самым доступным по стоимости образованием.

Долой разгильдяйство

1 ноября 2018 года областные вузы опубликуют правила приёма на следующий учебный год. Тогда будет понятно, кто окажется в авангарде этой реформы. Хотя первые заявления уже есть.

«В нашем вузе приём на заочное обучение заканчивается 5 сентября 2018 года, - рассказывает директор Челябинского филиала финансового университета Анатолий Якушев . - С 2019 года заочку сменит очно-заочное обучение. Оно будет проходить по вечерам три раза в неделю весь учебный год. По две пары с 18.20 до 21.30 и по субботам.

Учиться будет сложнее. Представьте, после работы бегом на занятия, голодные и уставшие, ведь вы не хотите опаздывать. Это раз. Второе - цена. В 2018 году заочное обучение в университете стоит в районе 45 тысяч рублей, «очка» - 110 тысяч. Вот и берите среднюю сумму, очно-заочное будет стоить около 80-90 тысяч рублей.

«Вечернее» образование возвращает нас к советскому прошлому, когда неявка на занятия была практически нулевой. На заочке всё-таки ощущается некое российское разгильдяйство по отношению к учёбе».

Процесс запущен

«Изменения связаны с качеством подготовки студентов, - поясняет первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова. - «Заочка» предполагает полную самостоятельность и ответственность самого студента, на очно-заочной форме ответственность за уровень знаний, в том числе ложится и на преподавателей.

Об особенностях реформы мы сможем сказать только к началу следующего учебного года, когда будем ознакомлены со всеми приказами Министерства образования и науки РФ ».

Встаёт ещё один вопрос, все ли вузы готовы увеличить нагрузку не только на студентов, но и на преподавателей.

«Вопросов по нехватке профессорско-преподавательского состава не будет, - продолжает Елена Коузова. - У вузов с кадрами сейчас проблем нет. Что касается другого режима работы - за пределами основного времени, у коллег появляется возможность подработать абсолютно легально, официально и в рамках того предмета, который они хорошо знают».

Разговоры об отмене заочного обучения начались с 2016 года. Тогда глава федерального Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».

В ЮУрГУ подтвердили, что в настоящий момент заочной формы обучения не бывает, к примеру, на таких направлениях как архитектура и английский язык, юриспруденция на заочке возможна лишь для тех, кто получает второе высшее. А вот МГУ не ведет прием на заочку уже давно, но это самостоятельное решение руководства вуза.