Фонетическая зарядка как способ поддержания и совершенствования фонетических навыков учащихся. Совершенствование фонетических навыков в процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорок на уроках английского языка

Упражнения для формирования, поддержания и совершенствования произносительных навыков можно разделить на две большие группы: специальные и неспециальные.

Специальные упражнения непосредственно направлены на отработку звуков, постановку правильного логического ударения, отработку мелодии и интонации. Среди них можно выделить два вида упражнений: фонетико-артикуляционные и фонетико-интонационные.

Фонетико-артикуляционные упражнения подразделяются на упражнения с изолированным звуком, со звуком в слове и со звуком в предложении, каждое из которых включает упражнение на восприятие и воспроизведение. Цель этих упражнений - развитие фонематического слуха и создание новой артикуляционной базы учащихся. В ходе обучения из данных типов упражнений я использовал,

а) упражнения общего типа, развивающие речевой слух:

ученикам нужно было разделить воспринимаемые на слух слова на слоги и звуки (e.g. dragon(J-R-A-G-N));

в услышанных словах правильно расставить ударения (e.g. bacon or bacon );

б) упражнения в различении:

прослушать пары слов и c помощью карточек с изображениями сложить их попарно, так как они созвучны (e.g. night-knight, blue-blew);

прослушать пары слов и сказать, в каких парах слова рифмуются, а в каких нет (e.g. dog-fog, bus-boss);

Фонетико-интонационные упражнения направлены на формирование и совершенствование произносительных навыков в условно-речевых фонетически направленных упражнениях. К этому типу упражнений относятся считалки, рифмовки, песни, дразнилки и т.д.

В ходе обучения из вышеприведенных упражнений я использовал:

В 6 классах урок, безусловно, должен начинаться с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, классу предлагались специально отобранные стихи и рифмовки. Затем в течение двух-трех уроков стихотворение или рифмовка повторялась, корректировалось произношение звука. Данный вид работы, можно включить в урок на разных его этапах, он служит своеобразным отдыхом для детей.

Школьникам нравится этот вид работы. Заучивание небольших по объему стихотворений и рифмовок не требует от них больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала. Одним из довольно популярных стихотворений, которое я использовал было:

Пример стихотворения

Born on a Monday,

Christened on Tuesday,

Married on Wednesday,

Took ill on Thursday,

Worse on Friday,

Died on Saturday,

Buried on Sunday.

Of Solomon Grundy.

Данный вид также относится к аутентичным текстам, т.к. я использовал стихи и рифмовки, не имеющие отношение к учебной деятельности, но служили полезным материалом для отработки звуков.

Также в школе проходил «Конкурс Чтецов» на английском языке, ученикам нужно было выучить стихотворение и рассказать его с правильной интонацией, выразительно, и с правильным произношением. Это послужило хорошим шансом для совершенствования фонетических навыков, т.к. можно было уделить целую неделю чтению стихотворений, которые я давал своей группе для конкурса.

Теперь, что касается, неспециальных упражнений:

В ходе обучения из упражнений данного вида я сделал упор на совершенствование техники чтения. Ученикам давался аутентичный текст (отрывок из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в Стране Чудес»), который они должны были прочитать вместе со мной с правильной интонацией и произношением. Затем учащимся предлагалось поработать с изменением интонации отрывка, а именно прочитать как, например, комментирование футбольного матча, новости или даже попробовать спеть данный отрывок. И в дальнейшем также ученикам предлагалось изменить эмоциональную окраску предложений, а именно конвертировать вопросительные предложения, в утвердительные, восклицательные, в вопросительные и т.д.

При оценке правильности фонетической стороны речи учащихся следует различать фонетические (искажают качество звучания, но не нарушают смысл коммуникации, допускаются в речи учащихся при соблюдении принципа аппроксимации) и фонологические ошибки (искажают содержание высказывания и тем самым делают речь непонятной для собеседника, это ошибки, которые следует учитывать при оценке речи учащихся). Наиболее типичные ошибки следует фиксировать с тем, чтобы предложить ряд дополнительных заданий на эти звуки или интонационные модели.

Важную роль при совершенствовании фонетики играет наглядность. Необходимо использовать различный раздаточный материал как для ознакомления, тренировки в нем ребят, так и для контроля его усвоения: карточки, на которых написаны буквы; знаки транскрипции; слова; слова с пропущенными буквами контрольные задания, а также карточки с рисунками на них.

Основу процесса обучения составляют игры, которые не только повышают интерес к предмету, но и способствуют более прочному усвоению изучаемого материала, а также являются необходимой психологической разгрузкой.

После каждого задания обращается внимание учащихся на те ошибки, которые были допущены ими при его выполнении, и поощряются те, кто правильно выполнил задание.

Формирование и совершенствование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны "не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу" [Гез, 1992, с.34].

Исходя из описания главы, мы можем заметить, что существует очень много различных способов и приёмов совершенствования фонетических навыков с использованием текстов, а также методика работы с ними, и мы видим на примерах, что данная методика эффективна. Но, как правило, нельзя с точностью сказать, что эффективность составляет все 100%, так как также должны учитываться особенности класса и способности учеников, и учителю следует учитывать это, и применять данную методику обдуманно, возможно даже со своими коррективами. В наше время существует не только множество различных учебных пособий для детей, а также различных методических пособий для учителей, где описывается и предлагается перечень разных методик и упражнений для формирования или совершенствования тех или иных навыков, в нашем случае фонетических. Это ещё раз доказывает нам, что не существует строгого и точного стандарта в обучении фонетике, а значит данная методика является гибкой и учитель может смело разрабатывать свою программу, либо оперируя уже всеми готовыми материалами, либо выбрать что-то определённое, т.е. развивать и совершенствовать фонетические навыки с большим уклоном на аудирование, или аутентичные тексты.

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Просмотр содержимого документа
«“My Favourite animal” план-конспект урока»

Открытый урок с использованием театральной деятельности.

Районный семинар молодых специалистов.

Муниципальное образование «Закаменекий район

Муниципальное учреждение «Закаменское районное управление образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»

Конспект урока

“My Favourite animal”

Гомбожапова Г.Ж.

Учитель английского языка.

Конспект урока

Класс : 2 «Е»

Тема: “ My favourite animals” (Мое любимое животное)

Цель: закрепление и повторение пройденного материала

Тип урока: комбинированный.

    по форме: урок- спектакль.

Учебник: УМК Enjoy English – 2 М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева. Издательство Титул

Задачи:

    образовательная: формировать общеучебные умения и навыки умение сравнивать, рассказать о себе и других, обобщать, делать выводы, анализировать

    развивающая: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки произношения изученных слов;

    воспитательная: укреплять чувство дружбы, товарищества, воспитывать уважение друг к другу, к окружающим.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Формирование грамматических и лексических навыков, овладение умением рассказать о себе,используя изученные речевые образцы, совершенствование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции. Совершенствование навыка умения вести диалог-расспрос. Совершенствование произносительных навыков

Метапредметные: Развитие учебных умений (общеучебных и специальных): рационально использовать свой труд, развитие способностей к решению речемыслительных задач: соотнесению, формулированию выводов, коммуникабельности; развитие психических процессов и функций: внимания, памяти, мышления.

Личностные: Формирование потребности соблюдать правила вежливого поведения и культуру речи, пользоваться волшебными словами; воспитание этических чувств: доброжелательности, отзывчивости; воспитание дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных заданий, формирование элементарных представлений о роли знаний в жизни человека;

Формы работы обучающихся: коллективные, в парах, фронтальная работа

Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

Оборудование:

    для учителя: персональный компьютер, декорации для спектакля, маски, картинки животных

Образовательные интернет-ресурсы:

    www . study . ru

Ход урока

Цель

этапа

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Мотивационно - вступительная часть

Введение в атмосферу иноязычного общения. Привлечение учащихся к началу урока.

Обеспечение мотивации учебной деятельности

Фонетическая отработка звуков.

1. Greeting .

А) Приветствие учителя

Сегодня мы с вами отправляемся в сказочный театр на очень интересное представление, поэтому вам нужны билеты

(учитель раздает билеты для учащихся, которые у них проверяет билет). В театре всегда перед представлением подают три звонка. Для нас уже прозвенел первый звонок и нам пора на представление. Учащиеся проходят в актовый зал

В) Музыкальное приветствие.

Давайте поприветствуем актеров которые будут показывать нам свое представление, друг друга и конечно же наших гостей.

2. Сообщение цели урока.

Сегодня в нашем театре вы не только увидите представление, но еще будете проходить пробы на разные роли. Пока готовятся актеры к выступлению, мы свами тоже подготовимся к пробам. И сегодня я буду вашим режиссером.

3.Фонетическая разминка

В каждом театре есть оркестр. А вы знаете, что такое оркестр. В нашем театре необычный оркестр Сейчас будем изображать музыкальные инструменты.

    Фортепьяно

Послушаем, как звучит наш оркестр.

Отвечают на приветствие учителя.

Участвуют в диалоге.

Фронтальная работа.

Личностные:

формирование интереса (мотивации) к учению, умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Коммуникативные: у частвовать в диалоге; слушать и понимать других.

Уважительное отношение к учителю, друг другу, к присутствующим

Настрой на работу на уроке

II Операционно - познавательная часть

Практика учащихся в умении задавать вопросы.

Развитие диалогической речи учащихся.

Работа над умением учащихся в монологической речи

Смена вида деятельности для снятия напряжения, здоровьесбережение

1 .Мне как режиссеру очень интересно познакомиться моим будущими актерами. А какие бы задали вопросы, чтобы познакомиться друг с другом.

Ask questions. Face each other and play the dialoge

2. В театре актеры играют разные роли. Не только людей,но и животных. Каких животных можно увидеть на сцене.

What animals can you see ? (на экране изображения животных)

How many animals can you see ?

3 А сейчас вы будете проходить пробы на для нашего будущего спектакля, на роль разных животных. (учащиеся выбирают животное и рассказывают о себе)

Tell us about you .

4. Action time

Проводит физминутку.

А) Посмотрите птичка bird

Нам пример она дает

Чтобы небо ближе стало

Делай up и делай down

Б) Прибежала кошка cat

тоже хочет дать совет

чтоб как я вам гибкой стать

наклоняйтесь left and right

В) Игра на внимание

Я по городу люблю бегать в джинсах цвета … (blue )

- Нам давали на обед помидоры цвета…

- А лимон, когда он спелый носит шкурку цвета …

- А зеленый мандарин носит шкурку цвета …

- Чернокожий человек по-английски будет…

- По утрам не забывай чистить зубы цвета…

- А медведь смешен, забавен носит шубку цвета …

5. Итак, актеры готовы к представлению. Прозвенел третий звонок. Давайте посмотрим как играют настоящие актер. Итак Сказка « Муха- Цокотуха»

( постановка сказки Муха- Цокотуха 4 класс)

6 .Мы много готовились. Теперь попробуем сами поставить свою сказку и это сказка

« Теремок» Сейчас у нас с вами будет первая репетиция.

Но сначала выучим новые слова.

Who lives in the house?

I live in the house.

Задают вопросы.

Разыгрывают диалог «Знакомство».

Называют животных.

I can see a cat.

The cat is black.

Считают животных.

Рассказывают о животном: кто это, возраст, цвет, что умеет делать)

I am a cat. My name is Pam I am seven. I can run. I can not dance. I have got a pen . I am black .

Выполняют упражнения в разминке, усваивают лексику.

Отгадывают загадки, вспоминают цвета на английском,

Повторяют название цветов и модель предложения:

Учащиеся смотрят сказку.

Выбирают роли.и вместе с учителем разыгрывают сказку. Повторяют все лексические единицы и речевые образцы.

Индивидуальная, фронтальная

Идивидуальная.

Коллект.,

Игровая деятельнсоть

Идивидуальная.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать други Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм;.

Познавательные:

отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать простые вопросы, находить нужную информацию в учебнике; наблюдать и делать простые выводы; развивать языковые способности к догадке (на основе иллюстративной наглядности);

Предметные: вести и поддерживать элементарный диалог, понимать речь педагога и товарищей на уроке; узнавать наиболее известных персонажей англоязычной детской литературы и популярные литературные произведения для детей, наиболее популярные в странах изучаемого языка детские телепередачи и их героев, а также анимационные фильмы и их героев.

Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор); высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Регулятивные:

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Разыгрывание диалога.

Повторение песни, эмоциональный настрой.

Составление диалог

Релаксация.

Отгаданные загадки, усвоенный материал (цвета)

Усвоение знаний конструкций.

III Рефлексивно – оценочный

Подведение итогов, формирование личной ответственности за результаты деятельности

1Вам понравилось быть актерами? А как вы думаете нужна ли профессия актера? Почему? А кто из вас мечтает быть актером или актрисой?

За что вы можете похвалить себя и друг друга.

Подводит итог.

Вы замечательно работали на уроке.

- The lesson is over. Good-Bye. See you tomorrow. (Урок окончен. До свидания. Увидимся завтра)

Объясняют своё отношение к актерской деятельности. участвуют в коллективном обсуждении

Оценивают свою работу, работу других учащихся.

Прощаются с учителем, с гостями.

Коллективное обсуждение

Личностные:

освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные: оценка своей работы по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;

определять материал для повторения дома

Рефлексия, выяснение причин успеха/неуспеха, запоминание новой фразы, определение роли ИЯ в жизни человека, нацеливание на перспективу.

Открытый урок.


федеральное агентство по образованию

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Хозрасчетное отделение при факультете иностранных языков

план-конспект

педагогической практики в СОШ № 39

Выполнила: студентка 3 курса

гр. Никитинской Л.В.

Семенова Е.П.

Руководитель практики: Ефимова А.Л.

Чебоксары, 2006 г.

1. Пояснительная записка

Место прохождения практики: средняя общеобразовательная школа № 39.

Директор школы: Михайлов Вениамин Васильевич.

Руководитель практики: Ефимова Алена Львовна.

Класс: 10 «А».

Период прохождения практики: с «3» по «22» апреля 2006 года. За данное время посещено 3 урока в 10 «Б» и 3 урока в 10 «А» классе, проведено 6 уроков в 10 «А» классе.

2. План-конспект уроков

1 урок

Тема урока: «Healthcare».

Цель урока: формирование лексических навыков, сопутствующая задача: формирование произносительных навыков.

Методическая основа: учебник “English. 6 th year” Старкова А.П., Островского Б.С.; учебник «Я хочу и буду знать английский» Арбековой Т.И., пособие по разговорной речи “Spoken English” Голицынского Ю., кассета к данному пособию “Exercises in conversational English”.

Языковой материал:

новые лексические конструкции:

what"s the matter with you;

to have a splitting headache;

to feel fit for nothing;

to have a bad cough;

to have a running nose;

to have a sore throat;

to call a doctor in;

to take a medicine.

лексические единицы для повторения:

to be running a temperature;

to take a temperature;

to feel somebody"s pulse.

Ход урока:

1. Знакомство и организация класса (5 минут).

Вступительная речь:

Good morning, boys and girls! You may sit down. My name is Elena Petrovna and during the next six lessons I"ll be your English teacher. I"m a last-year student of the faculty of foreign languages in the Chuvash State Pedagogical University. I like to read English books, to listen to music. I"m fond of sports. Now, I want to know about your hobbies. Tell me about yourself, please.

(опрашиваются 4 ученика, говорят по 4-5 фраз о себе).

Thank you, I liked your stories.

2. Проверка домашнего задания (1 5 минут).

Домашнее задание - обратный перевод 15 предложений с использованием инфинитивных конструкций (продиктованы учителем на предыдущем уроке).

Let"s check up your home exercises. Read the sentence, please, and translate it into English.

§ Boys and girls, do you agree?

§ To my mind, you are mistaken.

§ That"s correct. The next, please.

§ Repeat it from the very beginning.

§ Good, right you are.

3. Объяснение новых слов и словосочетаний. Упражнения по формированию лексических и произносительных навыков (20 минут).

Listen and repeat after the speaker.

Write down your home task. Your home task is … Is everything clear to you? Our lesson is over, good-bye!

2 урок

Тема урока: «Healthcare, Infinitive».

Цель урока: формирование произносительных и грамматических навыков; сопутствующая задача: формирование лексических навыков.

Методическая основа: учебник “English. 6 th year” Старкова А.П., Островского Б.С., пособие по разговорной речи «Spoken English» Голицынского Ю., кассета «Exercises in conversational English», сборник упражнений по грамматике Голицынского Ю.Б.

Языковой материал: слова и словосочетания, усвоенные на предыдущих уроках; инфинитивные структуры для повторения.

Ход урока:

1. Организация класса и фонетическая зарядка (5 минут).

Good morning, boys and girls. Let us continue our studies.

Who is on duty today? Who"s absent? Why? What"s the weather like today?

Which of you has got a pan? Oh, d"you really have a pan on you? Show it to me, please. But it"s not a pan, it"s a pen. Let"s train: pan - pen; much - March; sit - seat; pale - pal. Which word don"t you know?

What was your home task?

2. Провер ка домашнего задания (20 минут):

а) контроль понимания прочитанного текста;

Answer my questions, please.

Do schoolchildren speak much about health?

When do they do it?

Why do young people fall ill?

- Which is the best way to become healthy?

(what infinitive constructions did you use here?) - несколько учеников.

D"you feel well?

When were you ill last?

б) выразительное чтение отрывка из текста.

Read the text. A., begin please. How do we read the word? It"s a question, isn"t it? The next passage, please.

3. Коммуникативные упражнения по закреплению лексических и грамматических навыков в речи - говорение (15 минут).

I want you to listen to some dialogues. Listen and repeat after the speaker. Let"s read the dialogues. A will be … and B is … Begin, please.

Now, let"s translate some phrases from Russian into English. What"s the English for …

Объяснение домашнего задания (5 минут):

составить диалоги по теме урока с использованием пройденной лексики.

3 урок

Тема урока: «Healthcare, Infinitive»

Цель урока: контроль грамматических навыков, развитие диалогической речи, сопутствующая задача: формирование произносительных навыков.

Оснащение урока: учебник «English. 6 th year» Старкова А.П., Островского Б.С.; пособие по разговорной речи «Spoken English» Голицынского Ю., кассета «Exercises in conversational English», сборник упражнений по грамматике Голицынского Ю.Б.

Ход урока:

1 . Проверка домашнего задания (2 0 минут).

Good morning, boys and girls. Let us begin the lesson. Who is on duty today? Who"s absent? Why? What"s the weather like today?

I want to listen to your dialogues. Who wants to be the first? Listen attentively and be ready to analyze the dialogue.

How do you find the dialogue? Was it interesting? How many expressions did they use? Any mistakes? Could the situation really take place?

On the whole, your dialogue was good, but I"ve noticed some mistakes. How do we pronounce the word “…”? Is it right to say “…” What verb form do we need here? An article is missing. Thank you. The next, please.

2. Контроль усвоения грамматического материала (20 минут).

Right down some sentences and translate them into English.

Объяснение домашнего задания (5 минут):

составить рассказ “Healthcare”, упражнения на обратный перевод (сборник упражнений по грамматике Голицынского Ю.Б., упр. 338, 339, стр. 244-245).

4 урок

Тема урока: “ Healthcare; Hawaii ”.

Цель урока: развитие монологической речи, сопутствующая задача: формирование произносительных навыков, расширение сведений о странах изучаемого языка (США).

Методическая основа: учебник «English. 6 th year» Старкова А.П., Островского Б.С., сборник упражнений по грамматике Голицынского Ю.Б.кассета с записью текста “ Hawaii - favorite places to see, best things to do”.

Языковой материал:

географические названия (Oahu, Maui, Kauai, Hawaii, Honolulu, Aloha, Bishop Museum, Duke Kahanamoku Statue, Iolani Palace, King Kamehemeha Statue, Waikiki Aquarium, Haleakala National Park, Molokini Island, Mauna Kea, Mauna Loa).

Ход урока:

1. О рганизация класса (5 минут).

Let us begin the lesson. Who is on duty today? Who"s absent? Why? What"s the weather like today? What was your home task?

(дежурный представляется, сообщает об отсутствующих, рассказывает о погоде и напоминает домашнее задание).

2. Проверка домашнего задания (25 минут).

Let"s check up your home task. I want you to tell me what we are to do not to fall ill. How are we treated when we are ill? Who"s ready to speak?

Thank you, your story was very (rather) interesting. You used a lot of (few) expressions. Let"s discuss it. Is it the only way to recover? How else can we get well when we catch a cold? Ask your friend about it.

3. Ознакомление со страноведческой лексикой (10 минут).

I"ve got something interesting for you. Do you know anything about the Hawaiian Islands? How many of them are there? What Hawaiian sights did you hear about? There are the names of the most famous sights on the blackboard. They sound interesting, don"t they? Let"s read them all together. Listen and repeat after me, please.

Объяснение домашнего задания (5 минут):

Write down your home task. Your home task is to revise the names of places we learnt today. Is everything clear to you? Our lesson is over, good-bye!

5 урок

Тема урока: “ Hawaii ”.

Цель урока: развитие навыков аудирования.

Методическая основа: кассета с записью текста «Hawaii - favorite places to see, best things to do».

Языковой материал: страноведческая лексика прошлого урока.

Ход урока:

1. О рганизация класса (5 минут).

Let us begin the lesson. Who is on duty today? Who"s absent? Why? What"s the weather like today? What was your home task?

2. Работа с кассетой: пояснение незнакомых слов и географических названий, прослушивание и обсуждение записи (3 5 минут).

Now, we"ll listen to the tape. Please, be attentive. The speaker is an American so the pronunciation may be a little unusual for you. She speaks rather fast.

Which place didn"t you understand? It is … Let"s listen to it once again.

How did you like it? Where do we meet Hawaii in art? I mean, in songs, films, books? Have you ever heard “Hawaiian wedding song” by Elvis Presley? He was impressed by his visit to Hawaii so much that one of his albums is devoted to Hawaiian Islands. Have you seen «Lilo and Stitch» cartoon film?

So which places of interests did you like most of all? Which of them would you like to visit? Why?

Объяснение домашнего задания (5 минут):

обратный перевод страноведческого текста о Гавайях с использованием пройденных инфинитивных конструкций и лексического материала (подготовлен совместно с руководителем практики).

6 урок

Тема урока: “ Hawaii ”.

Цель урока: комплексный контроль пройденного лексического, грамматического и страноведческого материала.

Методическая основа: учебник “English. 6 th year” Старкова А.П., Островского Б.С., пособие по разговорной речи “Spoken English” Голицынского Ю., кассета к данному пособию “Exercises in conversational English”.

Ход урока:

1. О рганизация класса (5 минут).

(дежурный сообщает об отсутствующих, рассказывает о погоде и напоминает домашнее задание).

2. Проверка домашнего задания (40 минут ).

I want to listen to your translation. A, begin, please.

Объяснение домашнего задания (1 минута):

Now, boys and girls, I"m glad to inform you that you haven"t got home task for the next lesson.

3. Анализ результатов педагогической практики

Проведенные уроки служили, в основном, целям закрепления и дополнения пройденного учениками материала - темы “Healthcare”, грамматического материала по теме “Infinitive constructions”, контроля усвоенных знаний. Также было уделено внимание страноведческому материалу, тренингу навыка восприятия речи на слух.

Работа с учениками в течение уроков и домашние задания были направлены на развитие умения устного высказывания. Была поставлена главная задача: обратить внимание на то, что изучение языка необходимо, прежде всего, для использования его с целью общения.

Контроль усвоения знаний осуществлялся путем устного опроса домашнего задания, диалога на изучаемую тему.

Список литературы

Учебная литература:

1. Старков А.П., Островский Б.С. Английский язык. Учебник: 6-й год обучения. - СПб: Специальная литература, 1998. - 464с.

2. Арбекова Т.И., Власова Н.Н., Макарова Г.А. Я хочу и буду знать английский: Учебник.- М: «ЧеРо», «Юрайт», 2002. - 560с.

3. Бонк Н.А., Котий Г.А., Лукьянова Н.А. Учебник английского языка. В 2-х ч. Часть 1. - М.: Деконт+ - ГИС, 1999. - 637 с.

4. Голицынский Ю. Английский язык. Грамматика. Сборник упражнений. - СПб.: Каро, 2000. - 477с.

5. Голицынский Ю. Spoken English. Exercises in conversational English. - СПб.: Каро, 2003. - 468с.

Методическая литература:

1. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. - Л.: Просвещение, 1975. - 176 с.

2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. М., Генезис. - 2001. - 265 с.

3. Евдокимова Е. Г. Сотрудничество в игре и на уроке: психолого- педагогические материалы к педагогической практике студентов. - www . sgu . ru / ie / ped

Вспомогательный материал:

1. Аудиокассета “Spoken English. Exercises in conversational English”.

2. Аудиокассета “Hawaii - favourite places to see, best things to do”.

Подобные документы

    Формирование произносительных навыков у учащихся начальной школы при обучении иностранному языку. Особенности фонологической системы английского и немецкого языков. Технология обучения произносительным навыкам и по формированию лексических навыков.

    дипломная работа , добавлен 18.04.2015

    Психолого-педагогические особенности формирования грамматических навыков. Методический аспект изучения грамматики английского языка на начальном этапе в средней школе. Система упражнений, направленная на формирование грамматических навыков у детей.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2009

    Отбор и организация грамматического материала. Психологическая характеристика средней ступени обучения. Формирование грамматических навыков и умений. Принципы построения содержания обучения. Формирование грамматических навыков при помощи наглядностей.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2009

    Совершенствование навыков диалогической и монологической речи и навыков восприятия иностранной речи на слух. Обучение правильному аргументированию своего мнения. Повторение и расширение лексического минимума

Последовательность изучения звуков при практическом характере обучения иностранным языкам в вузе определяется в первую очередь двумя положениями: 1) необходимостью формирования устно-речевых навыков в самом начале, уже во вводном курсе; 2) необходимость учета фонетических трудностей. Ведущим способом овладения произношением является многократное прослушивание и наиболее точное имитативное воспроизведение звука и последующее употребление его в речевом потоке.

Решающим фактором в создании произносительных навыков, как и любых других, являются упражнения, в данном случае фонетические.

  • 1. Упражнения на восприятие нового звука на слух:
  • 1) в потоке речи - в речевом образце сначала в речи учителя, затем в механической записи;
  • 2) в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями учителя, если данная фонема относится ко второй группе;
  • 3) с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном слове, затем в речевом образце.
  • 2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления. Используются коллективные и индивидуальные формы работы.
  • 1) воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных ошибок;
  • 2) хоровое воспроизведение вместе с учителем;
  • 3) хоровое воспроизведение без учителя;
  • 4) индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися в целях контроля сформированности правильного слухо-речемоторного образца.
  • 3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетических направленных упражнениях (например, считалки). К этому же виду упражнений относятся условно-речевые упражнения диалогического и монологического характера, в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении, в учебной речи.

Упражнения на развития фонетического и интонационного слуха:

  • 1) устно разделите слово на звуки и назовите их. Определите количество слогов в услышанных словах;
  • 2) установите количество кратких или долгих гласных в услышанных словах;
  • 3) найдите в колонках и отметьте слова в той последовательности, в которой они звучали;
  • 4) выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии;
  • 5) определите количество слов в прослушанных предложениях;
  • 6) определите на слух и запишите последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка.

Формирование произносительных навыков:

  • 1) прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук;
  • 2) прослушайте пару звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук;
  • 3) поднимите руку, когда услышите вопросительное, повествовательное, отрицательное предложение;
  • 4) подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение;
  • 5) назовите слово, содержащие определенный звук;
  • 6) произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различия в произношении звуков;
  • 7) произнесите пословицу, скороговорку сначала медленно затем быстро (тихо - громко).
  • 8) сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса учителя или диктора, прочитайте текст вслух.

Все эти упражнения являются необходимым компонентом для совершенствования фонетических навыков студентов на уроках иностранного языка в вузе.

Одна из важнейших задач обучения английскому языку на любом этапе обучения ИЯ - сохранение и совершенствование произносительных навыков. В условиях неязыковой среды происходит быстрое снижение достигнутого уровня.

В своей практике я использовала упражнения, которые предупреждают забывание фонетического материала и препятствуют деавтоматизации навыков. С этой целью на уроках можно обратиться к скороговоркам, только младшим школьникам лучше предоставить английские рифмовки на тренировку того или иного звука. Именно рифмовка облегчает процесс заучивания необходимых для общения фраз и лексики.

Разучивание рифмовок отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Рифмовка обладает такими признаками, как краткость, ритмичность, звуковая повторяемость, усваивается детьми наиболее быстро и легко.

Чтение рифмовок доставляет им удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти маленького человека, оставляя след в его сознании. Лексико-грамматические структуры легко активизируются в устной речи благодаря рифме стихотворения.

Начальная школа - это период, когда ребенку интересна звуковая сторона слова. Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи, замечает их повторы, оценивает их созвучие. В рифмовке слово приобретает особый характер, звучит отчетливее, самостоятельнее, привлекает к себе внимание. Ребенок произносит его с большей выразительностью, чем в речи иного типа. Дети склонны к рифмованию знакомых слов, радуясь их узнаванию в полученных сочетаниях.

Чтение рифмовок способствует совершенствованию речевого дыхания, так как создает условия четкости соблюдения пауз. Благодаря соблюдению пауз появляется выразительность речи. Через чтение рифмовок ребенок передаёт различные чувства и переживания, и поэтому должен правильно использовать интонационные средства.

Звуковой повтор в рифмовке также способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов.



Важная роль рифмовок и в формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом. Упорядоченное повторение тех или иных звуковых особенностей придает рифме подчеркнутую ритмичность, которая и способствует выработке правильной дикции.

Через чтение рифмовок у детей формируется также умеренный темп речи. Размеренность и ритмичность рифмовок, наличие близких к детскому восприятию образов развивает способность удерживать в памяти слова, словосочетания, обеспечивает быстрое их запоминание, что в свою очередь способствует развитию такой психической функции, как память.

При заучивании рифмовок с детьми передо мной как учителем встали несколько задач: вызвать интерес к рифмовке, желание знать её, помочь понять содержание в целом, помочь запомнить нужный элемент (элементы) наизусть, научить выразительно читать, обеспечить запоминание всей рифмовки. И я нашла выход из ситуации опять применив игровой-соревновательный приём, устроив что-то вроде мини фонетического конкурса на лучшее произношение рифмовки.

Некоторые примеры фонетических рифмовок:

"And what is red?"

Ask little Fred.

"The flag is red,"

Says his brother Ted.

His pretty sister

Lives in this little village.

"Little grey mouse,

Where is your house?"

"I live under the floor,

My flat has no door".

The streets go up,

The streets go down,

Peter Piper picked a pack

Of pickled pepper.

A pack of pickled pepper

Peter Piper picked.

Paper on the floor,

Paper on the floor.

Pick it up, pick it up,

Paper on the floor.

Why do you cry, Willy?

Why, Willy? Why, Willy?

Why, Willy, why?

She sells sea shells on the sea shore.

These are three brothers

These are their father and mother

This is their other brother

Their other brother is teething.

Выводы по главе III

Обучение фонетике состоит, в основном, из двух этапов, на которых произносительные навыки соответственно формируются и совершенствуются. Все упражнения можно классифицировать по двум большим тесно связанным между собой группам. В самом начале обучения используются упражнения в слушании. Они направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений иногда могут использоваться графические опоры. Большим плюсом в обучении могут считаться ТСО, в частности, магнитофон. Однако необходимо держать в памяти, что каждый новый вид заданий сначала выполняется только с речи учителя. Упражнения в воспроизведении направлены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее.

Эффективными для постановки и совершенствования произношения учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений. Чтобы процесс совершенствования достигнул наилучших результатов, нужен некий стимул. Для этого я предлагаю организовывать конкурсы на то, кто лучше прочитает и проговорит ту или иную рифмовку или скороговорку. Необходимо осуществлять контроль над выполнением упражнений. При оценке речи различают фонетические и фонологические ошибки. При оценке ответа во внимание принимаются только ошибки второго вида.

При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно считать результативной.

Заключение

Одним из важнейших условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям. Поэтому в данном исследовании было уделено особое внимание проблеме преодоления интерферентных воздействий родного языка при обучении английскому произношению на начальной ступени овладения коммуникативными навыками

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были рассмотрены возможные методики постановки произношения, опираясь на условия интерференции, и устранение типичных ошибок в процессе обучения. Наиболее общим объяснением самого явления интерференции можно считать те свойства билингва, которые определяются существующим в его языковом сознании фонологическим слухом. В соответствии с традиционными представлениями о свойствах фонологического слуха, носитель любого языка всякое незнакомое звучание интерпретирует как знакомое, т.е. превращает любую звуковую последовательность в последовательность фонем родного языка – это мы и называем типичными ошибками в произношении звуков английского языка. Мы выяснили, что эти ошибки могут различаться по степени трудности и к каждым ошибкам, смотря на их трудность, нужен определённый подход для преодоления, чтобы достичь наилучший результат.

При обучении иностранному языку, очень важно с самого начала закрепить у учащихся правильное произношение. Произносительные навыки формируются вместе с артикуляционной базой языка, которая представляет собой совокупность артикуляционных и фонотактических привычек. Ее формирование зависит в первую очередь от фонематической системы языка и, что особенно важно, от дифференциальных признаков, используемых в данном языке.

Однако, восприятие звуков иностранного языка не менее важно. Влияние первичной звуковой системы на перцептивном уровне приводит к искаженному восприятию фонетической стороны речи на неродном языке, т.е. восприятие иноязычной речи происходит сквозь призму звуковой системы и нормы родного языка. Это приводит к разнообразным ошибкам, а порой и к недоразумению при общении и свидетельствует о несформированности перцептивной базы вторичной языковой системы.

Одной из важных причин возникновения затруднений – ограниченные возможности осознанного овладения фонетическим материалом ввиду сложности фонетической модели и трудностей ее вычленения из звукового потока. Но есть еще субъективный фактор – недостаточный уровень отработки произношения, что связано в основном с недостаточной теоретической и научно-методической разработкой вопроса об особенностях обучения мокшан английскому произношению.

Говоря о трудностях в произношении невозможно обойтись без упоминания о коррекции произносительных отклонений в речи. В этом случае нельзя не учитывать особенностей обучения произношению в условиях языковой среды. Обучение языку вне языковой среды в значительной степени обедняет учебный процесс.

Языковая среда, безусловно, является не только помощником и "корректором", но и мощным стимулятором: рефлекс разрушается под воздействием не искусственной, а живой ситуации и живого побуждения к действию, возникающих на каждом шагу речевого общения в языковой среде. Являясь необходимым выражением видения мира, каждый язык обладает своими неписаными законами, и чтобы овладеть ими, будучи иностранцем, необходимо проникнуться господствующим в нем духом, вжиться в него. Поэтому обучение иностранному языку не может проходить в "этнографическом вакууме", т.е. без знания культуры страны, норм речевого поведения, правил общения и речевого этикета. Весьма благоприятствующим моментом при обучении произношению являются средства массовой коммуникации: радио, телевидение, кино и т.д. Здесь Большим плюсом в обучении могут считаться ТСО, в частности, магнитофон, с помощью которого выполняются такие виды упражнений, как на развитие фонетического слуха.

Эффективными для постановки и совершенствования произношения учащихся можно считать разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений. Чтобы процесс совершенствования достигнул наилучших результатов, нужен некий стимул. Для этого я предлагаю организовывать конкурсы на то, кто лучше прочитает и проговорит ту или иную рифмовку или скороговорку.

Таким образом, При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухопроизносительными навыками можно считать результативной.