Государственная политика и безопасность окружающей среды. Государственная политика защиты окружающей природной среды

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в этой области.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Академик Н. Моисеев в обобщенной форме обрисовал сложившуюся ситуацию так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Так, в 70-80-е гг. прошлого века в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало самого себя. Общий координационный орган, который объединял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.


Историки полагают, что природоохранное право впервые появилось в XIII в. Это был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Однако в России еще во времена Ярослава Мудрого в первом законодательном сборнике "Русская Правда" (XI в.) предусматривалось наказание за порчу охотничьих угодий и воровство ловчих птиц. В дальнейшем такие законы получили свое развитие в "Уложении царя Алексея Михайловича" (1649 г.). В них за правонарушение по отношению к природе полагалось "бить батоги нещадно...". Основу экологического права в России составили указы Петра I по охране лесов, животного мира и др. Это была попытка комплексного подхода к защите природной среды. Такая же попытка была осуществлена сразу же после октября 1917 г. путем принятия декретов "О земле" (1917 г.), "О лесах" (1918 г.), "О недрах Земли" (1920 г.) и кодексов - Земельного (1922 г.), Лесного (1923 г.). Однако и в них принцип "господства" над природой, приоритет "производственной необходимости" доминировали над проблемами охраны окружающей среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но такой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, говоря словами академика А. Яблокова, "...любые, самые замечательные законодательные акты не могут быть реализованы без поддержки народа. А народ еще недавно ориентировали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее". До сих пор такой подход довольно часто остается доминирующим.

Недостаточно устранить примат производства над экологией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение экологической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественно-научных законов и экологических правовых нормативных актов.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

Правовые и организационные основы охраны окружающей природной среды

Управление и правовое регулирование экологической безопасности

В настоящее время для защиты среды обитания в каж­дой стране разрабатывается природоохранное законодатель­ство, в котором присутствует раздел международного пра­ва и правовой охраны природы внутри государства, содер­жащий юридические основы сохранения природных ресур­сов и среды существования жизни. Организация Объеди­ненных Наций (ООН) в декларации Конференции по окру­жающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа пра­вового подхода к охране природы:

1. Государствам следует ввести эффективное законода­тельство в области охраны окружающей среды. Нормы, свя­занные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в об­ластях охраны окружающей среды и ее развития, в кото­рой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное за­конодательство, касающееся ответственности за загрязне­ние окружающей среды и нанесение другого экологическо­го ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Академик Н.Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального исполь­зования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в бывшем СССР управлением и охраной окружающей при­родной среды занималось 18 различных министерств и ве­домств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находи­лись в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использо­вания природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само­го себя. Общий координационный орган, который объеди­нял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. По­нятно, что такая система управления и контроля порожда­ла преступное отношение к природе прежде всего со сто­роны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но та­кой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, гово­ря словами член-корреспондента АН РФ А.В. Яблокова, «...любые, самые заме­чательные законодательные акты не могут быть реализо­ваны без поддержки народа. А народ еще недавно ориенти­ровали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто оста­ется доминирующим.



Недостаточно устранить примат производства над эко­логией, а также нарушение экологических требований в процессе хозяйствования. Необходимо повышение эколо­гической культуры общества, в том числе правовой, на базе знания естественнонаучных законов и экологических право­вых нормативных актов.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью та­кой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, эко­логическое обучение и воспитание всей общественности страны.

9.1.2. Природоохранное законодательство.

Охрана окружающей среды и рациональное использо­вание природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регу­лированием взаимоотношений человека и природы, подчи­нением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет со­бой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоот­ношений, направленных на выполнение мероприятий по со­хранению естественной среды, рациональному использова­нию природных ресурсов, оздоровлению окружающей че­ловека жизненной среды в интересах настоящего и буду­щих поколений.

Это система государственных мероприя­тий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, не­обходимых для жизни людей и развития материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят че­тыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использова­нию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финан­сирование и материально-техническое обеспечение приро­доохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выпол­нением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектомправовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источниками экологического права признаются норма­тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор­мы, регулирующие экологические отношения. К ним отно­сятся законы, указы, постановления и распоряжения, нор­мативные акты министерств и ведомств, законы и норма­тивно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место за­нимают международно-правовые акты, регулирующие внут­ренние экологические отношения на основе приоритета меж­дународного права.

В результате последней кодификации сложилась сис­тема экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Дек­ларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о го­сударственном суверенитете Российской Советской Феде­ративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Консти­туция Российской Федерации, принятая в результате все­народного голосования 12 декабря 1993 г.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную инфор­мацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен­ного его здоровью или имуществу. Другая (ст. 9, ч. 2) -провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совме­стной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обяза­нными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации, не должны противоречить федеральным законам.

Система экологического законодательства, руководству­ющаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ "Об охране и использовании животного мира" и некоторые другие законодательные акты.

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня:

I -законы, правительственные норма­тивные акты РФ;

II - нормативные акты федеральных министерств и ве­домств;

III - законы и норма­тивные акты субъектов РФ;

IV - нормативные решения органов местного самоуп­равления.

В декабре 2001 г. был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды» , который определяет право­вые основы государственной политики в области охраны ок­ружающей среды. Этот закон призван обеспечить сбалансированное ре­шение социально-экономических задач, сохранение благо­приятной окружающей среды, биологического разнообра­зия и природных ресурсов в целях удовлетворения потреб­ностей нынешних и будущих поколений, укрепления пра­вопорядка в области охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важней­шую составляющую окружающей среды.

В 16 главах Закона закрепляются следующие право­вые положения:

- основы управления в области охраны окружающей среды;

Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

- экономическое регулирование в области охраны ок­ружающей среды;

- нормирование в области охраны окружающей среды;

- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;

- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

- государственный мониторинг окружающей среды;

- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

- научные исследования в области охраны окружаю­щей среды;

- основы формирования экологической культуры;

- международное сотрудничество в области охраны ок­ружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия челове­ка - конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охра­ну здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» (1999 г.).

Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внеш­ней среды - производственной, бытовой, природной. Эко­логические требования, выраженные в статьях Закона, од­новременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 этого закона о захоронении, пе­реработке, обезвреживании и утилизации производственныx и бытовых отходов и т. д.

9.1.3. Управление охраной окружающей среды и контроль экологической безопасности.

На федеральном уровне управление охраной окружающей среды (ООС) осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, Советом министров РФ и специально уполномоченными на то органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов и Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными ор­ганами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпи­демиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласова­ние разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления ООС создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды).

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также междуна­родное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окру­жающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязне­ния природных ресурсов вредными веществами,патогенными микроорганиз­мами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир.

В его задачи входит также контроль над параметрическими воздействиями (шум, электромагнитные поля, ионизирующие излучения), за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг - определение изменений в экологиче­ских системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продук­тивности . На него также возложено выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной сис­темы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Он осуществляется на базе международ­ных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Санитарно-токсический мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресур­сов РФ и Росгидрометом России.

Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Госкомэко­логии и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здра­воохранения РФ. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют территориальные органы Росгидромета, которые вклю­чают инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населен­ных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы».

Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязне­нием атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (подфакельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутный -для регуляр­ного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб под дымовым (газовым) факелом.

Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение опре­деляется с учетом численности населения, площади населенного пун­кта и рельефа местности, а также развитости промышленности и ее расположения по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс. жителей - один пост, 50÷100тыс.-два поста; 100÷200тыс.-два-три поста; 200÷500 тыс.- три-пять постов; 0,5÷1 млн.-пять-десять; 1÷2 млн.- десять - пятнадцать; более 2 млн.- пятнадцать-двадцать постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5 - 10 км 2 , в равнинной местности - один стационарный пост на 10 - 20 км 2 .

Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния загряз­нения. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

На стационарных постах устанавливают три программы наблюде­ний: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной про­грамме выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности вы­полнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 часов - во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21 час - понедельник, среду, пятницу.

По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

Перечень специфических веществ для контроля на каждом стаци­онарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологи­ческой и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 часов местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфи­ческими загрязняющими веществами проводят в этом случае по про­грамме, согласованной с органами гидрометеорологической службы и Министерства здравоохранения РФ.

По сокращенной программе наблюдения за основными загрязня­ющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 часов местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже -45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязня­ющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5÷2,5 м от поверхности земли.

Санитарные правила и нормы охраны повер­хностных вод от загрязнения устанавливают правила кон­троля воды водоемов и водотоков. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии 1 км от ближайшего по течению пункта водопользования хозяйственно-питьевого назначения, мест купания, отдыха, территории населенных пунктов; на непроточных водоемах - в 1 км от пункта водопользования (вдоль береговой линии).

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на территориальные органы Государственного комитета РФ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопос­тавлению ее с величиной предельно-допустимых выбросов (ПДВ). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТом. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами пред­приятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов и других агрегатов самых различных производств.

При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газо-воздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса веще­ства менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

Обследование производят в период работы оборудования на рабо­чем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам нормы и методы измерения выбросов оксида углерода и углеводородов определены ГОСТами. Контроль выбросов транс­портных средств производится их владельцами, а также Государствен­ной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения является наиболее сложным. По данным науч­ных исследований, 70-80% загрязнений атмосферы про­исходит от автотранспортных средств. Регулирование выб­росов вредных веществ автомобилями ведется по трем на­правлениям:

Совершенствование и разработка нормативов выбро­сов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

Повышение экономичности двигателя;

Внедрение малотоксичного, экологически чистого топ­лива.

К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью чело­века и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмос­фере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть след­ствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий - загрязнителей окружающей природной среды и привлече­нии их руководителей к правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нор­мативы ПДВ в настоящее время укладывается 15-20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий (около 50%) руководствуется нормативами временно согласованных выбросов (ВСВ), а остальные, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Проблема не решается из-за того, что ни одно пред­приятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни административной ответственности, так как они действу­ет на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единствен­ной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязне­ние.

Право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, что предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Существует ряд законодательных актов регулирующих устойчивое развитие и функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов:

1. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

2. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

3. “Экологическая доктрина Российской федерации”, одобрена распоряжением Прав-ва РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р

4. Ряд кодексов, к примеру, воздушный, водный и др.

5. “Основные положениям региональной политики в Российской Федерации”, утвержденные Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803.

6. “Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года”. Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537.

В соответствии с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, в разделе “Экологическая безопасность экономики и экология человека ” сказано, что целью экологической политики является - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Для достижения этой цели необходима реализация следующих направлений:

1. Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.

2. Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.

3. Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга.

4. Четвертое направление - экология природной среды - сохранение и защита природной среды.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст. 11-12) закрепляет комплекс экологических прав граждан и их объединений, в т.ч. право на:



Защиту окружающей среды от негативного воздействия; право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Разрабатывать, прогнозировать и реализовать программы по защите своих прав и законных интересов в области охраны окружающей среды;

Привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан.

Действующее экологическое законодательство обязывает государственные органы и их должностных лиц оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

а) рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;

б) предотвращение загрязнения окружающей среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронениями (утилизацией) токсичных, промышленных и бытовых отходов;

в) предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

г) экологически безопасное хранение и утилизация выведенного боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными установками), ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

д) безопасное для окружающих, природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Целями государственной экологической политики в долгосрочной перспективе являются:



Обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;

Формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;

Создание благоприятной экологической обстановки как фактора улучшения среды обитания человека.

Защита окружающей среды – это дело не одного государства, а всей планеты, поэтому РФ имеет множество двусторонних договоров и соглашений с зарубежными странами

ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Основные принципы закона:

Права человека на охрану окружающей среды;

Охрана воспроизводства и рациональное использование природных ресурсов;

Платность природопользования и возмещение вреда нанесенного окружающей среде;

Сохранение экологического разнообразия;

Проведение государственной комплексной экологической политики;

Создание механизмов контроля за использованием окружающей среды.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р принята «Экологическая доктрина РФ», которая направлена на процессы экологической безопасности. Главный принцип доктрины – обеспечение устойчивого природопользования и природоресурсной безопасности.

Для достижения этих принципов надо провести меры:

Введение комплексного природопользования;

Сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, которые эксплуатируют природные ресурсы, не восстанавливая их (например, лесная промышленность);

Максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых;

Минимизация отходов деятельности предприятий национальной экономики;

Внедрение экологических и правовых систем;

Обустройство сельскохозяйственных земель и развитие с/х производства с учетом региональных возможностей;

Обеспечение государственного финансирования развития природных ресурсов;

Предотвращение всех видов нелегального использования природных ресурсов.

О региональной политике в сфере обеспечения экологической безопасности много говорится и в п. 4.4. в Указе Президента от 3.06.96 г. №803 «Об основных положения региональной политики в РФ»

В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:

Экологически обоснованное размещение производительных сил;

Экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

Рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

Совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Чтобы получить достоверные данные о состоянии окружающей среды, и контролировать её загрязнение необходим экологический мониторинг, который позволяет получить более полную картину состояния нашей природы. Так же экологический мониторинг может проводится на нескольких уровнях таких как: глобальный, государственный, региональный, локальный.

Экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

Организация Объединенных Наций (ООН)в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970–1980–е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природо-ресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании , обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.


47. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения
В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы Гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Советское правительство, начиная с 1925 г., издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите.

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28–ФЗ «О гражданской обороне»). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

8) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.

Гражданская оборона на промышленном объекте(в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Основными задачами ГО на объекте являются:

1) защита персонала объекта и населения от ЧС;

2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;

3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Инженерно-технические мероприятия ГО – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях.

Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.

Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью48бмаксимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду.

За организацию защиты персонала объекта и населения от ЧС отвечает система гражданской обороны объекта.

На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц.

Основные требования, предъявляемые к убежищам.

Убежища должны отвечать некоторым требованиям:

1) обеспечивать защиту от любых поражающих факторов и от теплового воздействия пожаров на поверхности не менее двух суток;

2) быть построенными вне зон и очагов пожаров и затоплений;

3) иметь входы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случай завала – аварийные выходы;

4) иметь подходы, свободные от складирования опасных, горючих и сильно дымящих веществ, а также подъездные пути;

5) иметь основные помещения высотой более 2,2 м, а уровень пола должен быть выше уровня грунтовых вод более чем на 20 см;

6) иметь фильтровентиляционное оборудование, обеспечивающее очистку воздуха от примесей и подачу в убежище не менее 2 м3воздуха в час на одного человека.

Если убежище находится в зоне заражения с уровнями радиации после ядерного взрыва, то время безопасного пребывания в нем укрываемых людей составит от нескольких часов до одних суток.
49. Город как зона повышенной опасности
В условиях города, особенно крупного, причиной дискомфорта и заболеваний являются загазованность и запыленность атмосферного воздуха, высокий уровень шума или вибраций, бытовые и промышленные отходы, загрязнение земной поверхности и водоемов. Городская среда травмоопасна.

Комплекс негативных факторов производственной среды характеризуется многообразием и высокими уровнями воздействия на работающего человека. К наиболее распространенным факторам относятся:

1) загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

2) неблагоприятные температурные режимы;

3) повышенный шум;

4) недостаточное освещение;

5) тяжелые физические работы;

6) повышенные вибрации.

При несоблюдении требований техники безопасности в производственной среде неизбежны профессиональные заболевания, травмы, отравления и гибель людей.

Ситуации криминального характера могут произойти в любой момент .

Преступность существовала всегда. Сегодня преступники – реальная угроза жизни, здоровью и имуществу человека. Сейчас с уверенностью никто не может сказать: «Мой дом – моя крепость». Риск вторжения в квартиру непрошеного гостя существует, и никто от этого не застрахован.

Как это можно предотвратить? Попробуйте обезопасить себя и своих детей, соблюдая элементарные правила.

1. По возможности не оставляйте детей одних дома. Уходя из дома, проинструктируйте детей, дайте им несколько советов и постарайтесь сами соблюдать тот же порядок действий, когда находитесь дома.

Попробуйте проиграть с детьми возможные ситуации, по ходу игры комментируйте действия детей, доходчиво объясните, как нужно себя вести в экстремальных ситуациях.

2. Находясь в квартире, проверьте надежность замков и запоров.

3. Не нужно отвечать по телефону на вопросы о том, как зовут родителей, где они работают, каков номер их рабочего телефона, в котором часу они вернутся домой.

4. Будьте внимательны с ключами от квартиры.

5. Покидая дом, надежно запирайте балконные двери, форточки.

6. Возвращаясь домой, подходя к своей двери, убедитесь, что сзади нет незнакомцев.

7. Не оставляйте ключи от квартиры в доступных местах.

8. Никогда никому не рассказывайте о ценных вещах, которые находятся в вашей квартире.

9. Если, вернувшись домой, вы обнаружили, что дверь квартиры приоткрыта или взломана, ни в коем случае не входите в квартиру.

10. Не вступайте с грабителями в пререкания.

Карманная кража – это высокопрофессиональная работа.

Она тщательно организована, много раз отработана и занимает буквально секунды.


50. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характера
Терроризм – насилие в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей. Терроризм может проявляться в трех формах:

1) криминальный терроризм;

2) политический терроризм;

3) международный терроризм.

Криминальный террориз могут осуществлять с целью: нарушить общественную безопасность, устрашить население или оказать воздействие на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворить их неправомерные имущественные или иные интересы.

Политический терроризм проявляется в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекратить его деятельность, либо из мести за такую деятельность. Международный терроризм выражается в нападении на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Если вы оказались в заложниках:

1) не подвергайте себя излишнему риску;


2) будьте покладисты и спокойны;

3) если преступники находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, постарайтесь ограничить с ними всякие контакты, так как действия их могут быть непредсказуемы;

4) при первой же возможности постарайтесь сообщить о своем местонахождении родным или в милицию;

5) постарайтесь установить контакт, вызвать гуманные чувства и завести разговор, не наводя их на мысль, что вы хотите что-либо узнать;

6) не позволяйте себе падать духом. Используйте любую возможность поговорить с самим собой о своих надеждах и желаниях;

7) внимательно следите за поведением преступников и их намерениями. При первой же удобной и безопасной возможности будьте готовы спасаться бегством.


Если вы находитесь в местах большого скопления агрессивно настроенных людей (митинги, забастовки):

3) держитесь уверенно на ногах;

5) если у вас сумка или пакет в руках, будьте бдительны – вам могут подбросить наркотики, оружие, боеприпасы и прочие «улики»;

6) к толпам людей любых видов лучше вообще не приближаться и к нарядам милиции тоже;

7) проявляйте максимальную бдительность и внимание на улицах города – это в целях сохранения вашей свободы и безопасности.


51. Понятие о ЧС
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных, стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Восприятие риска и опасностей общественностью субъективно.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Катастрофа – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей: разбился самолет, есть человеческие жертвы.

Аварии на химически опасных объектах.

По степени воздействия на организм ХОВ подразделяются на четыре класса опасности:

1) чрезвычайно опасные;

2) высокоопасные;

3) умеренно опасные;

4) малоопасные вещества.

Классификация аварий.

3) проходящие и прошедшие альтернативную гражданскую службу;

4) прошедшие военную службу в другом государстве;

5) имеющие ученую степень кандидата наук и доктора наук;

6) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Отсрочка (ст. 24 Федерального закона«О воинской обязанности и военной службе»):

1) гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования (лечения);

2) граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, зачисляются в Запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные не годными к военной службе (категория Д) – исключаются с воинского учета. Право на получение отсрочки имеют:

1) поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственных организациях, перечень которых определен Правительством Российской Федерации;

2) имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях;

3) постоянно работающие врачами в сельской местности – на время этой работы.

Экологическая политика Российской Федерации - это система новых и действующих принципов и правил регулирования в сфере экологических правоотношений. Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Федеральном законе «Об охране окружающей среды», указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г.

№ 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации (от 31 августа 2002 г. № 1225-р).

Цели государственной экологической политики включают:

1) обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;

2) формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;

3) создание благоприятной экологической обстановки как фактора улучшения среды обитания человека.

Достижение этих целей должно обеспечиваться через формирование системы природоохранного регулирования, основанной на:

1) законодательном закреплении режимов экологической защиты территорий с установлением дифференцированных требований к природопользованию и экономической деятельности, ориентированных на поддержание комфортной среды проживания населения, сохранение и воспроизводство животного и растительного мира и их генетического фонда;

2) нормировании воздействия на окружающую среду, основанном на технологических требованиях к производству продукции и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и установлении современных экологических требований к технологиям, включая поэтапное введение норм экологической безопасности для мобильных источников Евро-3 и Евро-4;

3) переходе от практики установления индивидуальных разрешений к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению механизма экологической оценки последствий хозяйственной деятельности;

4) создании эффективной системы экономических санкций за несоблюдение установленных требований;

5) оказании государственной поддержки проектам, направленным на оздоровление окружающей среды;

6) совершенствовании механизмов, стимулирующих снижение ресурсоемкости и повышение энергоэффективности хозяйственной деятельности, использование возобновляемых и вторичных ресурсов;

7) создании условий для сохранения природных территорий через оптимизацию размещения новых производств в регионах интенсивного развития.

Важнейшими задачами государственной экологической политики являются:

– эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с ростом отходов производства;

– реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба;

– создание экономических инструментов и механизмов устранения причиненного окружающей среде вреда и компенсации ущерба.

В истории формирования государственной экологической политики в РФ выделяется два периода. Первый – с начала 90-х годов прошлого столетия до начала двухтысячных годов. В эти годы Россия «шла» за мировым сообществом, которое в июне 1992 года на Конференции ООН по окружающей среде и развитию заявило о переходе к такому цивилизационному развитию, которое бы не разрушало своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого развития. В рамках рекомендаций Конференции и руководствуясь ими, было принято несколько документов, в частности, Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236, которым одобрены «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Основные положения предусматривали решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов и реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития.

Следующим важным документом, в котором обозначался основной замысел стратегии устойчивого развития, стала Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440. Концепция прямо указывала на преемственность России по отношению к принципам и подходам к устойчивому развитию, сформулированным Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Стратегия была подготовлена, но не принята из-за противодействия ведомств экономического и финансового блока. Очевидно, это не единственная причина. В те годы Россия не только экономически не была готова к реализации идеи устойчивого развития. Экологическая ситуация в стране была крайне напряженной, а ряд промышленных районов находился на грани экологической катастрофы. Тяжелое экологическое наследие оставила однобокая ориентация на приоритет экономических интересов перед экологическими. Для реализации Концепции нужна была реорганизация системы управления природоохранной деятельностью, чего не произошло.

Конкретные механизмы реализации идей устойчивого развития были предложены в планах действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 18 мая 1994 г. № 496, (План действий на 1994-1995 годы), и от 19 февраля 1996 г., где речь идет о Плане действий на 1996-1997 годы. Планы содержали перечень законодательных и других нормативных актов, целевых и научно-технических программ, организационно-экономических мероприятий, направленных на обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. За этот период было разработано, принято и введено в действие более 30 федеральных законов, принято свыше 40 правительственных постановлений и распоряжений; принята и реализована федеральная целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных парков (создано 19 государственных природных заповедников, 10 национальных парков, расширены территории 8 действующих заповедников); принято более 15 федеральных целевых программ и более 20 программ по решению региональных экологических проблем.

В 1999 г. был принят «Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы», включающий необходимость выполнения 76 мероприятий экологической направленности, в том числе, разработки 8 законопроектов, 39 федеральных целевых программ и 27 нормативных актов. Цели реализации плана - оздоровление экологической обстановки, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, эффективное участие России в международной природоохранной деятельности. Однако Национальный план не получил необходимой юридической силы, но приказом Госкомэкологии России от 31.12.98 № 786 были утверждены включенные в него мероприятия.

В 2002 году распоряжением Правительства РФ была принята Экологическая доктрина Российской Федерации от 31.08.02 № 1225-р. В документе отмечается, что для повышения качества жизни и улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности страны необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику. Провозглашенный Доктриной принцип устойчивого развития означал баланс экономических, социальных и экологических составляющих развития. В Доктрине были определены базовые основы экологической политики, сформулированы задачи, принципы, основные направления государственной политики с позиций устойчивого развития, а также названы пути и средства ее реализации. Задачи обеспечения устойчивого природопользования заключались в рациональном использовании природных ресурсов, снижении загрязнения окружающей среды, сохранении и восстановлении ландшафтного и биологического разнообразия и др.

Собственно, принятием Доктрины завершился первый период становления экологической политики России. В общем виде его можно охарактеризовать, как период начала реорганизации системы управления охраной окружающей среды, основная задача которой сводилась к тому, чтобы заставить промышленное производство внести корректировки в структуру собственной природоохранной деятельности и перейти к экологически сбалансированному развитию. В эти годы формировалось современное природоохранное законодательство, создавались институты управления, вводились рыночные инструменты экологического регулирования в виде установления платы за негативное воздействие на окружающую среду, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов, проведения экономической оценки природных объектов и др., формирования системы экологических фондов. Большие надежды на решение экологических проблем были связаны именно с модернизацией национальной экологической политики. Потребность в эффективной экологической политике совпала с периодом активного экономического роста начала 2000 годов и сопутствующего ему роста антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Второй период попыток оформить национальную экологическую политику начинается с принятия Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 г. №1662-р) и Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года (утверждена Президентом РФ 30.04. 2012 г.). В Основах стратегической целью государственной экологической политики провозглашался курс на «экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности». В этот период приняты такие стратегические документы, как Климатическая доктрина РФ (утверждена распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 г. №861-рп), Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №1458-р), Стратегия развития деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.10.2010 г. №1926-р), Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.12. 2011 г. № 2322-р), Стратегия развития морской деятельности РФ до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2010 г. №2205-р).

Завершающим документом периода стало принятие Государственной программы РФ «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ №2552-р от 27.12.2012 г.) и плана по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2013 N 1720-р). В основу реализации государственной экологической политики заложены следующие принципы, такие как:

1) обеспечение соответствия деятельности субъектов экономики законодательным и другим нормативным требованиям в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;

2) обеспечение приоритета действий, направленных на недопущение опасных экологических воздействий на человека и окружающую среду;

3) открытость и доступность экологической информации, обеспечение доступа граждан и заинтересованных сторон к экологической информации;

4) приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

5) справедливое и прозрачное распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

6) экономическое стимулирование деятельности по достижению экологических показателей;

7) предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий и др.

Основы и принципы деятельности государства и создания условий для повышения экологической эффективности и обеспечения «зеленого роста» экономики, включают такие как:

1) технологическая модернизация, ведущая к уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

2) развитие рыночных механизмов охраны окружающей среды, усиление роли экологических (зеленых) стимулов и налогов;

3) государственная поддержка внедрения ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, наилучших доступных технологий (далее НДТ), применения современных международных экологических стандартов;

4) переход на современные индикаторы экономического и социального развития, использование принципов устойчивого развития;

5) учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, энергии, объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов при планировании экономической деятельности, оценке эффективности экономики в целом и по отраслям;

6) ограничение ввоза в Российскую Федерацию экологически грязных техники (оборудования), технологий;

7) поддержка развития рыночно-ориентированных добровольных механизмов и обязательств по обеспечению экологической устойчивости природопользования и экологической ответственности товаров и услуг;

8) усиление наказаний за нарушение природоохранного законодательства;

9) ликвидация накопленного ущерба (включая свалки, закрытые полигоны и скотомогильники, загрязненные городские территории).

В целях установления экологического баланса между использованием природных ресурсов в условиях модернизации экономики и возможностями самовосстановления и саморегуляции биосферы для основных отраслей экономики государственная политика устанавливает абсолютные и удельные целевые показатели эффективности использования природных ресурсов и воздействия на природную среду. Важнейшим условием и принципом реализации государственной экологической политики является участие граждан и заинтересованных сторон в принятии решений.