Дуэль в евгении онегине. «Дуэль Онегина и Ленского» (Школьные сочинения)

О подробностях дуэли между Пушкиным и Дантесом современники судили (и мы, потомки, тоже) по воспоминаниям секундантов – Данзаса со стороны Пушкина и д,Аршиака со стороны Дантеса. Общее описание дуэли сходится, расхождения лишь в оценках поведения дуэлянтов. Разумеется, Данзас (соученик Пушкина по Лицею, друг) был "за" Пушкина, д,Аршиак (соотечественник, родственник) "за" Данзаса, но оба описали события по возможности объективно.

Со слов Данзаса.
Несмотря на ясную погоду, дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов пятнадцать. <…>
Пушкин первый подошёл к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, Пушкин упал. Секунданты бросились к нему, Дантес намеревался сделать то же, но Пушкин удержал его словами: "Attendez! je me sens assez de force pour faire mon coup" (подождите, у меня ещё достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел) .

Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и поэтому Данзас подал ему другой (Д,Аршиак заметил, что это было не по правилам) .
Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина, куда он ранен, Дантес отвечал: "Je crois que j"ai la balle dans la poitrine" (я думаю, я ранен в грудь).
- Браво! – вскрикнул Пушкин и бросил пистолет в сторону. Но Дантес ошибся: он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку.

Со слов д,Аршиака.
Накануне дуэли секундант присутствовал при разговоре Геккерна с Дантесом. "Отец и сын" обсуждали детали поединка. Дантес сказал: "Если потребуется, поверьте, я сумею действовать так, что Пушкин не даст и одного выстрела! Я отправлю его к праотцам прежде, чем он успеет об этом подумать, и, уж во всяком случае, раньше, чем он спустит курок".

На поединке, "признав по лицу Пушкина всякий мирный исход исключенным, Жорж решил отстоять свое право на жизнь. Смертный приговор, написанный на лице Пушкина, вызвал его противника на первый и спешный выстрел. Поэт, видимо, ждал, чтоб д"Антес подошел к барьеру, имея в виду в этот момент разрядить свое оружие. Этот расчет необходимо было разрушить. Военное воспитание и строевая служба д"Антеса давали ему несомненное стратегическое преимущество пред бретером-литератором. Успех дуэли обеспечивался не только меткостью выстрела, как, вероятно, полагал Пушкин, но и правильным маневрированием после сигнала, о чем поэт, видимо, не подумал. Это и погубило его".

Здесь можно провести сопоставить дуэли Онегина+Ленского и Пушкина+Дантеса. В общих чертах дуэли сходятся, ибо правила проведения дуэлей были известны многоопытному дуэлянту Пушкину. В романе "Евгений Онегин" Пушкин пишет о поединке так:

Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

Дальше произойдёт то, что произойдёт в будущей реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Дантес работал на опережение, он не дошёл одного шага до барьера и выстрелил в то время, пока Пушкин ещё целился. Поэт Пушкин упал, выронив пистолет.
Онегин тоже не дошёл до барьера и выстрелил первый, пока Ленский ещё прицеливался. Поэт Ленский упал и тоже выронил пистолет.
Дантес убил Пушкина. Онегин убил Ленского.

Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.

В фильме-опере "Евгений Онегин" режиссёр и сценарист Роман Тихомиров великолепно создал сцену дуэли! Эта картина была для Тихомирова дебютом в кинорежиссуре, и он тщательно подготовился к написанию сценария и к работе режиссёра-постановщика: проштудировал "Евгения Онегина", воспоминания Данзаса и Д,Аршиака, либретто Константина Шиловского и проникся музыкой Чайковского.

Перед ним стояла сложная задача - дуэль самый ответственный эпизод в романе. Изначальные события подводят к дуэли, и последующие действия также отталкиваются от неё. Как показать эту важную часть на экране?!

В театре внимание на самой дуэли не акцентируют, на сцене показывают лишь раздумья-переживания Ленского, жертвы в любовном треугольнике. Ленский душевно поёт "Куда, куда вы удалились" и удаляется вглубь сцены, где полумрак и неясные фигуры... выстрел, трагедийная музыка, и - всем понятно, что дуэль состоялась, и Ленский убит.


Акт II, картина 5-я "Дуэль Онегина и Ленского". Онегин – П. Норцов, Ленский – Б.Бобков, Секундант – Ф.Светланов.
Большой театр, 1948–1952

В фильме полумраком не обойдёшься, там всё на виду. Гениальный режиссёр Роман Тихомиров показывает настоящую зиму, мороз, пар изо рта... Так было написано в романе, так будет происходить в 1837 году. Тихомиров объединяет текст романа, текст либретто и воспоминания секундантов в одно целое, как скульптор обрубает всё лишнее, и снимает сцену дуэли.

Зарецкий отмечает барьер, хлопает три раза в ладоши, противники сходятся... светит солнце, блестит снег. Со стороны Зарецкого видно, как на вершине снежного холма дуэлянты делают неуверенные шаги: первый, второй... пятый... Пока Ленский готовится к выстрелу, Онегин стреляет. В сценарии соблюдены правила дуэли: десять шагов между барьерами. От каждого барьера по пяти шагов в поле на продвижение противников и для выстрела на ходу.

Так сделал Онегин. Так сделал Дантес. Соперники с их благородными душами опоздали, упустив момент. Свершилась трагедия.
Зарецкий снимает фуражку и говорит: "Убит!" Онегин не верит, он в отчаянии:

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
"Ну, что ж? убит",- решил сосед.

Онегин натурально переживает, его глаза полны слёз... Все чувства на виду, всё показано крупным планом! Такое не увидишь в театре даже в бинокль – внутренние переживания мастерски выставляются наружу без эффектных театральных жестов и поз. Это возможно только в кино. "Кино - великая сила!" Читатель/зритель не домысливает, как в книге или в театре, он - видит! Выражение глаз, мимика, слёзы, жесты, поза - всё работает на раскрытие состояния Онегина - убить на поединке человека из-за пустячной размолвки, это непоправимая ошибка, ужас, кошмар, трагедия.
Онегин убил не просто человека - друга.

Дантесу проще. Пушкин был для него лишь противником, которого надо победить. "Д"Антес вообще не испытывал никакого сожаления или раскаянья. Он считал, что совершилось неизбежное - в смертельной борьбе он отстоял свою жизнь; все остальное отступало в тень".
Дантес убил не просто человека - врага.

Из д,Аршиака: "Я воротился к нашим саням. Д"Антес стоял перед ними, молчаливый и бледный, крепко сжав зубы и неподвижно смотря вперед своими стеклянными зрачками, словно вправленными в тонкие черные ободки".
Он лишил жизни человека, в котором ещё несколько минут назад:
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь,-
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.

Фильм-опера "Евгений Онегин, 1958. Реж. Роман Тихомиров.
Онегин - Вадим Медведев.
Ленский - Игорь Озеров.
Зарецкий - в титрах не указан.

Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам.

Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал.
Идет Онегин с извиненьем.
«Но где же,- молвил с изумленьем
Зарецкий,- где ваш секундант?»
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины
(Что похвалить мы в нем должны).

«Мой секундант? - сказал Евгений, -
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный».
Зарецкий губу закусил.
Онегин Ленского спросил:
«Что ж, начинать?» - Начнем,
пожалуй,-
Сказал Владимир. И пошли
За мельницу. Пока вдали
Зарецкий наш и честный малый-
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сие,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его… напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял па утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь,-
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окны мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.

Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.

Что ж, если вашим пистолетом
Сражен приятель молодой,
Нескромным взглядом, иль ответом,
Или безделицей иной
Вас оскорбивший за бутылкой,
Иль даже сам в досаде пылкой
Вас гордо вызвавший на бой,
Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? убит»,- решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем;
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.

В начале ХХ века дуэли были довольно распространенным явлением в русской дворянской среде, особенно среди военной молодежи, обученной воевать не на жизнь, а на смерть. Поединки были привнесены в Россию французами. Существовал даже особый дуэльный кодекс. Правда, правительство пыталось бороться с ними, понимая, что в этих битвах за честь гибнут умные, преданные царю молодые люди, способные принести государству гораздо больше пользы, чем просто пустить кому-то пулю в лоб. Тем более что ссоры вспыхивали довольно часто из-за глупых пустяков.
В эпизоде романа «Евгений Онегин», посвященном дуэли между Ленским и Онегиным, просматривается пророчество, роковое предсказание, словно Пушкин описал собственную смерть. Угадано было то, что дуэль происходит из-за любимой женщины, и то, что она произойдет зимой. Пушкин знал о поединках не понаслышке. Поэт не раз был . Будучи мнительным и вспыльчивым человеком, Александр Сергеевич сам не раз бросал перчатку. Поэтому ему были знакомы переживания перед первой дуэлью, он знал, как ведет себя человек опытный и хладнокровный.
Впрочем, сюжет с дуэлью мог родиться под влиянием одного события, произошедшего с Пушкиным весной 1927 года. В апреле 1827 года автора «Евгения Онегина» вызвал на дуэль Владимир Соломирский из-за красавицы Софьи Урусовой, которая нравилась Пушкину, но в которую Соломирский был влюблен. Правда, друзья поэта помирили их, но это не помешало Пушкину написать эпизод с трагическим концом.

Дружба Онегина и Ленского

Получив наследство своего дяди, Евгений Онегин поселился в его деревне. И даже произвел в своих владениях некоторые прогрессивные экономические реформы, заменив барщину оброком. Перезнакомившись со своими соседями, он очень быстро утратил к ним интерес, и всячески избегал какого бы ни было общения с ними, впав в привычное для себя состояние ипохондрии и скуки.

Примерно в это же время по соседству с Онегиным поселился еще один молодой сосед - Владимир Ленский. Как ни странно бы это выглядело, но они подружились –
«Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень».

Единство и противоположность. Едины они были в сословном статусе, уровне образования, молодости. Правда, наследник дядиного состояния был несколько старше. Но все остальное в них было совершенно противоречиво.

Евгений Онегин довольно быстро раскусил лицемерность светского общества. Он не только мало верил словам «кокеток записных», но еще и сам научился этому лицемерию. Владимир Ленский на все смотрел сквозь розовые очки, всем доверял и всякую фальшь принимал за чистую монету.
Онегин, при всей своей образованности, был ленив и пассивен, подвержен такому состоянию как скука, сплин, хандра. Он скучал в Петербурге, на балах и в театрах, ему было скучно в деревне, где он проводил свои дни. Как-то он взялся за перо, но очень скоро понял, что сочинительство не его удел. Ленский вдыхал жизнь полной грудью. Он любил, был полон творческих идей и планов, сочинял стихи. Ленский отдавался дружбе всей душой всем искренним своим сердцем. Онегин принимал эту дружбу, позволяя себя обожать.
Их противоречивость выразилась даже в симпатиях по отношению к сестрам после их первого визита в поместье Лариных. Онегин сразу обратил внимание на тихую и задумчивую Татьяну

«Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет».

Так Онегин характеризует невесту Ленского.

Дуэль Ленского и Онегина

Но дни летели за днями. Онегин и Ленский продолжали встречаться для конных прогулок, философских споров, совместных ужинов с бутылочкой хорошего французского вина. В январе, когда вся Россия отмечает святки с рождественскими карнавалами и гаданиями, у Татьяны были именины.
Молодой поэт передал Онегину просьбу семьи Лариных присутствовать на именинах. Мудрец пустынный, не желая попасть в большое скопление людей, сделал робкую попытку отказаться от приглашения:

"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."

Ленский уверяет своего друга, что из гостей будут исключительно члены семьи. Возможно, он не подозревал того, что Ларины решили устроить большой праздник для своей дочери.
На именины друзья по каким-то своим причинам опоздали, и попали в самый разгар застолья. Увидев большое скопление гостей, Евгений испытал дискомфорт и рассердился на друга за обман. Вдобавок ко всему, увидев смущение Татьяны, он почувствовал двойную неловкость. Если бы он потом попытался поговорить с юным поэтом, то, конечно бы понял, что не прав в своей обиде. Но в его душу заполз подленький червячок мести. Надо заметить, что эта месть его, как человека более взрослого и умудренного жизненным опытом, была не очень красивой, и недостойной дворянина. Во время бала он стал флиртовать с Ольгой, овладев полностью ее вниманием. Чем и вызвал жгучую ревность влюбленного юноши. Кроме того, на Онегина и Ольгу обратили внимание присутствующие гости, начали перешептываться между собой.


Окончательно оскорбленный отказом своей невесты танцевать котильон, обещанный Онегину, Владимир уезжает с бала с твердым намерением вызвать своего приятеля на дуэль. Но утром он понимает, какую глупость совершил. Беспечная невеста с наивным простодушием бросается к нему на встречу, в ее глазах ревнивец видит любовь и восторженность по отношению к себе. Весь день проходит в тревоге и волнении, ночь без сна. В то время как Онегин, приняв вызов, совершенно спокоен. Спит настолько безмятежным сном, что едва не проспал свой поединок.

Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.

Михаил Лермонтов тоже позднее провел параллель между двумя дуэлями: смертью Ленского и гибелью Александра Сергеевича Пушкина

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Премудрый пескарь

Жил-был «просвещённый, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днём «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берёг свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддаётся ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведёт он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да ещё и премудрый.

А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата № 6", "Страх", "Черный монах"

В первых же строках романа главный герой, Евге-ний Онегин, характеризуется как человек корыст-ный, заботящийся только о своем комфорте и благо-получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим-ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны-ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений... не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри-нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве-рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при-вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора-зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко-торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом-стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак-теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко-торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же-них, принимает ухаживания Евгения.

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы-зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере-мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от-стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге-ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал...» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы-танное раздражение при виде многочисленных гос-тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва-ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно-гом...». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при-нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презре-нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра-тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де-ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

Оказывается, причиной поединка мог стать для дворян в XIX веке

сущий пустяк, а ведь Ленскому показалось в его юной, наивной ревности,

что лучший друг взялся ухаживать за его невестой, а Ольга,

вдруг превратившись в кокетку, отвечает Онегину взаимностью, чуть ли

не изменяет. Читатель видит, что ревность Ленского не имеет серьезных

оснований: раздраженный скучным ему обществом поместных

дворян на балу у Лариных, Онегин хотел «взбесить» друга,

уговорившего его приехать, но совершенно не собирался ни ухаживать

за Ольгой, ни затевать серьезную ссору.

Однако Ленский, считая себя оскорбленным, обращается к Зарецкому

с просьбой быть его секундантом. Зарецкий не без удовольствия

вручает Онегину вызов на дуэль, и тот без лишних слов

объявляет, что он «всегда готов». Почему Онегин мгновенно соглашается?

Главный герой досадует на свою неуместную шутку с Ленским,

жалеет, что не объяснился с другом. Но мысль об отказе от

поединка представляется ему невозможной. Современному читателю

понятно эмоциональное лирическое отступление автора о нелепости,

даже преступности дуэлей по ничтожным поводам, но непонятно,

почему же Онегин и Ленский, осознав ошибку, становятся к барьеру.

Читателю же пушкинского времени как раз ясны были мотивы поступков

героев, а странными могли показаться рассуждения автора.

Недаром Пушкин так подробно описывает Зарецкого, проведшего

бурную молодость за карточными или трактирными столами, а нынче

ради собственного удовольствия устраивающего чужие поединки.

Откажись Онегин драться, Зарецкий мигом бы ославил его как труса.

Честь Онегина была бы навсегда запятнана, а для дворянина считалось

возможным потерять все, но не честь. Пушкин, как передовой

человек своего времени, гуманист, один из первых в русской литературе

заговорил о бесчеловечности дуэлей. Получалось, что, убей

Онегин друга без всякого серьезного повода, честь его не пострадает,

а откажись от убийства - прослывет трусом.

Онегин изображен типичным человеком своего времени, неспособным

перешагнуть через условности дворянской этики. Пушкин

дает читателю понять, что главный герой всеми силами пытается

сорвать дуэль, но тем страшнее результат. Онегин неприлично опаздывает,

берет в секунданты слугу, дерзит Зарецкому по поводу его

честности, но роковой механизм запущен, и все мелкие ухищрения

бессильны остановить его.

По сигналу вчерашние приятели сближаются, и Онегин стреляет

...Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Пушкин находит самые выразительные, потрясающие читателя

слова, чтобы показать всю трагичность гибели юного поэта. Всей

сценой дуэли Пушкин словно обращается к современникам с призывом

опомниться, отказаться от «ложного стыда», когда речь идет

о человеческой жизни, не затевать ссор по пустякам, если они могут

обернуться смертным поединком.

Пушкин пишет, что Онегин «сражен» восклицанием Зарецкого

«Убит!» Спрашивается, а чего же он ожидал, когда целился в Ленского?

Напрашивается ответ, что Онегин попал в друга случайно,

собираясь выстрелить мимо. Но тем страшнее неожиданный результат

выстрела.

Пушкин пытается угадать, каким мог бы быть жизненный путь

Ленского. Ему видятся два варианта: Ленский становится великим

поэтом или же превращается в заурядного помещика. Наверное,

Пушкин намеренно рисует две таких противоположных судьбы:

неважно, кем стал бы Ленский, важно, что жизнь человеческая не

была бы так нелепо оборвана.

В заключение хочется обратиться к биографии самого А. С. Пушкина.

Уже Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», написанном

сразу после смерти своего великого современника, отметил то странное,

пророческое сходство, которое есть в изображении гибели Ленского

и реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Правда, повод для дуэли был

нешуточный: была задета честь жены поэта. Но убийству нет

оправдания, и человека не вернуть. И мы можем, как Пушкин о Ленском,

только гадать, какие еще шедевры мог бы создать наш великий

поэт, если бы не трагическая смерть.