Социально-экономическое и политическое положение Китая в начале XX века. Китайская империя в XIX- начале XX века Каким был китай к началу 19 века

Страница 1 из 3

Китай - государство в Восточной и Центральной Азии, одно из древнейших в мире.

Маньчжурское нашествие середине 17 века привело к ликвидации средневековой китайской (ханьской) династии Мин и утверждению новой династии Цин со столицей в Пекине. Ключевые посты в государстве оказались в руках маньчжурской феодальной знати и тех китайцев, которые согласились поддержать захватчиков. К конце 18 века Цинская империя оставалась довольно развитой аграрной страной с весьма продуктивным ремеслом и процветавшей торговлей.

В состав ее обширной территории входили: Маньчжурия - домен завоевателей, 18 собственно китайских (ханьских) провинций, а также зависимые территории - Монголия, Синьцзян и Тибет. Кроме того, большинство соседних государств Срединной империи (или Поднебесной, как называли страну сами жители) находились с ней в вассально-даннических отношениях.

В 1-й половине 19 века среди данников Китая числились Корея, Вьетнам, Бирма, Сиам, Непал, Сикким и Рюкю. Некоторые провинции объединялись в наместничества во главе с вице-королями. С 1756 г. страна была закрыта для иностранных торговцев за исключением порта Макао, где обосновались португальцы. Страны Европы и Северной Америки, переживавшие промышленную революцию , по-прежнему воспринимались маньчжурскими правителями как западные варвары».

На протяжении почти всего 19 века китайское общество оставалось традиционным, представляя собой подобие пирамиды. На самом верху восседал» император (богдыхан), обладавший неограниченной властью. Многочисленные родственники повелителя Китая, сановники и челядь составляли императорский двор. При богдыхане действовали государственная канцелярия, государственный совет, военный совет. Исполнительные функции осуществлялись служащими шести ведомств: чинов, налогов, обрядов, работ, военным и судебным.

Конфуцианская империя строилась на китаецентристской модели государственного устройства во глазе с Сыном Неба (как называли императора), которому божественное Небо предоставило особый мандат (разрешение) на управление страной. Согласно этой концепции все ее жители являлись «детьми императора», а «варвары» были обязаны «трепетать и повиноваться» владыке Поднебесной.

Господствующее положение в государственном аппарате занимали потомки маньчжуров-завоевателей. Ниже стояли т. н. знаменные монголы и китайцы (ханьцы). На следующей ступени помещались т. н. внутренние варвары, т. е. неханьские народности, населявшие значительные территории - уйгуры, казахи, тибетцы, дунгане. В самом низу «пирамиды» располагались племена мяо, и, чжуан и др., считавшиеся «дикими». Наконец, жители стран-вассалов империи Цин традиционно рассматривались в качестве «внешних варваров».

Вооруженные силы цинского Китая состояли из регулярной конницы, пехоты, артиллерии, саперных частей, а также флота. Привилегированное положение занимали т. н. восьмизнаменные войска, расквартированные в столице и крупнейших провинциальных городах. Они состояли из маньчжуров и отчасти монголов. Собственно китайские (ханьские) части были сведены в корпус войск т. н. зеленого знамени.

В империи продолжала действовать средневековая экзаменационная система, которая обеспечивала существование слоя образованных чиновников - шэныни. Идеология правящих классов базировалась на учении древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуцзы), обновленном его последователями в 11-12 вв. В то же время широкое распространение получили буддизм (в западных районах - ислам) и местное верование - даосизм.

Социально-экономический строй Китая, сложившийся в 17-18 веках, казался незыблемым. В стране действовала система круговой поруки и взаимной слежки. Цинскими властями был издан свод законов, который содержал подробный перечень преступлений и наказаний. Все попытки европейцев, прежде всего англичан, установить официальные дипломатические отношения с Пекином, «открыв» Китай для продукции первых британских фабрик, оканчивались неудачей (миссии Маккартнея в 1793 г., Амхерста - в 1816 г., Нэпира - в 1834 г.). Однако внутри страны нарастали противоречия, обусловленные неравномерностью хозяйственного развития провинций, неравноправностью национальностей, неравенством социальных групп (крупные землевладельцы, чиновники, крестьяне, городские пролетарии). Первыми симптомами внутреннего ослабления империи явились народные движения под руководством тайных обществ «Белого лотоса» в 1796-1804 гг. и «Небесного разума» в 1813-1814 гг. Серьезным фактором внутренней жизни Китая, несмотря на формальный запрет, с 1820-х гг. стало резкое увеличение масштабов торговли наркотическим веществом - опиумом. Если в 1815-1819 гг. его нелегальный ввоз из Британской Индии и Османской империи составил более 20 тыс. ящиков (по 60 кг каждый), то за 1835-1838 гг. он превысил 140 тыс. ящиков.

В начале ХХ века в Китае Усилились социальные противоречия. Маньчжурская династия Цин пришла в упадок. Принятые экстренные меры реформ не улучшили положение в обществе. В Китае усугублялось противоречие между развитием промышленности и отсталыми производственными отношениями, присущими землевладению, превратившимися в препятствие. Среди масс усилилось движение против правления маньчжуров. Китайская национальная промышленность намного отстала в развитии. Несмотря на это, каждый год открывалось более 50 предприятий. В результате объем экспорта страны увеличился в 2 раза. Среди месте по товарообмену (50%). Все больше увеличивалась задолженность Китая иностранным государствам.

Сунь Ят Сен

Революционер-демократ Сунь Ят Сен (1866-1925) был известным деятелем национально-освободительного движения в Китае. Он родился в семье крестьянина около Гуанчжоу (Кантон). Сунь Ят Сен в начале 90-х годов в Гонконге (Сянгане) окончил Английский медицинский институт. Дальнейшую жизнь он связал с политической деятельностью.

Сунь Ят Сен в 1905 году образовал политическую организацию «Тунминхай» (Объединенный союз). В крупных городах появились тайные общества этого Союза. Союз в ноябре 1905 года начал выпускать газету «Минбао» (Народная газета).

Союз во главе с Сунь Ят Сеном принял программу, в которой были такие требования, как свержение Цинской империи и объявление Китая республикой, уравнивание земельного права, восстановление независимости.

По мнению Сунь Ят Сена, в слабо развитом в социально- экономическом отношении Китае путем уравнивания земельного права можно создать социально справедливую систему.

Формирование Временного правительства республики

Организация Сунь Ят Сена поставила целью создание республиканской системы правления. Эта идея еще больше усилила движение против маньчжуров, которое принято тактику вооруженного противостояния после составления в 1911 году соглашения о взятии иностранного кредита для строительства железной дороги. Даже в армии начались недовольства.
В городе Ухань солдаты убили сторонников маньчжурской администрации, заходивших в казарму для проверки солдат, и захватили оружейный склад. К ним присоединились и другие воинские части. 11 октября революционеры полностью захватили Ухань. Они сформировали правительство Республики и призывали все префектуры Китая объединиться вокруг него. Было объявлено об изжитии династии маньчжуров. Эта революция вошла в историю под названием Синьхайской революции. Таким образом, Синьхайская революция путем вооруженного восстания свергла Цинскую династию, господствовавшую в Китае с XVII века.
Подвергаясь постоянным гонениям и преследованиям, Сунь Ят Сен вынужден был эмигрировать.

В 1911 году, после долгих лет эмиграции, Сунь Ят Сен вернулся в Китай. Китайский народ с радостью принял его. 29 декабря в Нанкине прошло Национальное собрание, где были представлены депутаты революционных провинций. Национальное собрание объявило Китай республикой и избрало ее временным президентом Сунь Ят Сена. Конституцией, принятой Национальным собранием, были провозглашены равные права для всех и различные демократические свободы. Но девиз крестьян - «Быть равноправными во владении землей»,- выражающий желание крестьян, не нашел там своего отражения. Причиной этому послужило высокое положение противостоящих сил.

Диктатура Юань

В результате революции в Китае образовалось двоевластие: власть Китаискои республики и другая - сохранившаяся на севере власть императора. Главой императорской власти в Пекине был Юань Шикай.

Иностранных монополистов встревожило положение в Китае. Они под разными предлогами начали вмешиваться во внутренние дела страны. Иностранные захватчики в целях подавления революции в Китае силой оружия добились объединения своих сил.

Целью поддержания пекинского правительства развитыми иностранными государствами было вмешательство по своему усмотрению во внутренние дела Китая. Но это привело к общему недовольству в Китае. Население стало бойкотировать иностранные товары. При таком развитии ситуации реакция объединилась вокруг премьер-министра Юань Шикая.
Пекинские придворные смотрели на него как на освободителя, покровителя монархии. Но Юань Шикай 12 февраля 1912 года под давлением революционного движения заставил Цинского императора отречься от престола. Правящая верхушка старалась передать ему всю власть. Юань Шикай в Нанкине формировал правительство. Тем временем иностранные государства тоже открыто требовали отставки Сунь Ят Сена как главы правительства и начали открытую подготовку к интервенции в Китай. Под угрозой интервенции глава государства Сунь Ят Сен был вынужден передать должность Юань Шикаю.

Пришедший к власти Юань Шикай свел на нет демократические свободы. Он в первую очередь начал обезоруживать революционные войска. Судьба членов любой группы, созданной против правительства, заканчивалась смертью. В каждом селе стали функционировать карательные экспедиции.

Несмотря на это, демократические силы в 1912 году создали партию Гоминьдан (Национальную партию), председателем партийного правления которой был избран Сунь Ят Сен.
Воодушевленный победой контрреволюции, Юань Шикай заставил Национальное собрание избрать себя президентом сроком на пять лет. Юань Шикай подписал кабальный договор с великими государствами о новом займе. После этого иностранные государства заявили о том, что признали Китайскую республику. Экономическое положение в стране ухудшилось. Сунь Ят Сен призвал китайский народ к восстанию. В 1913 году на юге Китая началось восстание под названием «Вторая революция», противостоящее реакционной политике правительства.

Но так как силы были не равны и повстанцы не были обеспечены современным оружием, восстание «Вторая революция» было подавлено войсками правительства, получившего военную поддержку от иностранных государств.

В 1914 году Юань Шикай созвал конституционный совет, на котором была принята новая конституция Китая. Юань Шикай как президент имел неограниченную власть. Установилась военная диктатура, были ликвидированы управленческие органы республики.

Синьхайская революция - в переводе «синьхай» означает «год». Революция продолжалась целый год по лунному китайскому календарю, отсюда она получила свое название.
Династия Цин - династия, господствовавшая после династии Мин, которая была уничтожена в результате крестьянского движения 1628-1644-х годов. Династия Цин господствовала в 1644-1911-е годы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Китай в XIX в.

1. Империя Цинов в XIX в.

китай восстание тайпин империя

К началу XIX в. в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное общество, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Вместе с тем в некоторых районах страны началось довольно широкое распространение товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обезземеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговцами дополнялась национальным гнетом.

Как уже отмечалось ранее (см. часть 1 учебника), с XVII в. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и гражданской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами.

Утвердившись на троне китайских императоров -- богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в структуру государственных органов предыдущей династии. Китайский император являлся неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Император был верховным законодателем и верховным жрецом, которому принадлежало исключительное право принесения жертв и молений “Верховному небу”, а также неограниченное право карать и миловать своих подданных.

Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Первоначально важнейшими военными и гражданскими делами ведал Императорский секретариат, созданный еще в 1671 г. из равного числа маньчжурских и китайских сановников. После 1732 г., когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных государственных дел перешло к этому новому органу.

Высшая исполнительная власть осуществлялась императором, как и при династии Минов, через шесть центральных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Имелись также и другие центральные учреждения. Так, контроль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла ведущая свою историю со II в. до н. э. Палата цензоров, а разбором кассационных жалоб занимался Верховный суд.

Китай времен Цинской династии характеризовался наличием сильной власти на местах, сосредоточенной главным образом в руках наместников и губернаторов. Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, сосредоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальниками, управляющими соответствующими единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с администрацией, но обычно для осуществления судебных разбирательств выделялись специальные чиновники.

Формально доступ на государственную службу был открыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую степень, которые до последних лет династии Цинов были трех ступеней. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции, в столице.

Чиновничество, как и при прежней династии, делилось на девять классов, каждому из которых присваивались определенные знаки отличия.

2. “Небесное государство” тайпинов

С конца XVIII в. капиталистические державы предприняли наступление на Китай с целью получить рынки сбыта и источники сырья.

С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало “опиумным войнам”. Феодальная армия не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организовать оборону страны.

В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор открывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китайских порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посреднической торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф.

В 1843 году Нанкинский договор был дополнен протоколом, согласно которому иностранцам предоставлялось право экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в открытых портах не только разрешать систему этих иностранных поселений, но и выделять для них земли и дома за “справедливую” арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англией неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.).

Важным следствием “опиумной” войны явилось возникновение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию. Его возглавили руководители тайного антиманьчжурского общества “Байманди хуэй” (“Общество поклонения верховному владыке”). Главой общества и его идеологом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество проповедовало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании “Тайпин тянь-го” (“Небесного государства всеобщего благоденствия”), поэтому его последователи и стали именоваться тайпинами. Они пропагандировали и осуществляли на практике идеиуравнительного распределения, которые привлекали к тайпинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды вошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движения.

Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь основы своей государственности. Было провозглашено “Тайпин тяньго”, руководитель движения Хун Сюцюань получил титул небесного царя (тянь бак), царями (ванами) стали именоваться и пять других руководителей движения. Таким образом, как и в других крестьянских движениях, китайские крестьяне не пошли дальше установления “справедливой” монархии.

Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличавшуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин -- столицу Китая в период Минской династии, который был провозглашен столицей “небесного государства”. Вскоре после этого события был обнародован документ под названием “Земельная система небесной династии”, значение которого выходило за рамки его официального наименования -- практически он был программой антифеодальной крестьянской революции. Этот документ предусматривал распределение земли на уравнительных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, государственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др.

Власть тайпинов на части территории Китая просуществовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не считая некоторых стратегических просчетов тайпинских руководителей и раскола в их среде, были интервенция западных держав и внутреннее разложение тайпинского движения. Тайпинские армии потеряли былую боеспособность, а тайпины в целом -- широкую поддержку народа. Они потерпели поражение под ударами объединенных войск маньчжурской династии и китайских помещиков, поддержанных интервентами. Тем не менее восстание тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей китайской буржуазно-демократической революции, предвестником национально-освободительной борьбы.

3. “Сто дней реформ”

Тайпинское восстание и “опиумные” войны потрясли Цинский Китай. При этом в государственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре государственных органов.

Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей “опиумной” войны государственного органа, ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведомством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностранных государств. И все же появление в государственной структуре специального органа по иностранным делам стало определенной вехой, означавшей конец многовековой изоляции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ведомство -- адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение китайского флота во время франко-китайской войны 1884--1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравноправного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предназначавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии.

После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились возникшие в последний период борьбы с тайпинским движением комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового интенданта. Наместники получили право казнить без предварительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежности к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и “открытых мятежников и разбойников”.

Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должностей, усиление произвола чиновников.

Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в экономике, к возникновению сравнительно сильного и быстроразвивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.

В 60--80-е гг. XIX в. возникают первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под контролем государства. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Раньше национальной образовалась в Китае компрадорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китайской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к мировому рынку.

Рост национального капитализма, расширение экономических связей в стране, возникновение крупных экономических и культурных центров создали условия для образования китайской нации, развития национального самосознания.

Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и особенно империалистический раздел страны активизировали деятельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влияние на ее общественную жизнь оказала группа интеллигентов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, представлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Эта группа выступала за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти.

Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй назначил членов группы на государственные посты и на основе подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также некоторым вопросам деятельности государственного аппарата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием “сто дней реформ”. Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершенного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены.

В 1899 году Китай вновь был потрясен народным восстанием. Это было выступление сельской и городской бедноты в рядах ихэтуаней (“отрядов справедливости и согласия”), возникших на базе тайного общества -- “кулак во имя справедливости и согласия”. Восстание носило главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кругов, заигрывавшими с широким народным движением. Осада восставшими посольского квартала в Пекине послужила поводом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда европейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитулировал.

В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый “заключительный протокол”, по которому китайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд унизительных условий, закреплявших окончательное превращение Китая в полуколонию. Позорные условия “заключительного протокола” усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вынуждены были предпринять ряд реформ.

Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэтуаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства общественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была поставлена задача выработать уставы, регламентирующие деятельность торгово-промышленных предприятий, всячески способствовать притоку капиталов в промышленность и торговлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преобразованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создаются министерства образования, почт и путей сообщения, финансов, армии и права (вместо министерства уголовных наказаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управление. Судебные органы отделяются от администрации. Судебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура.

В 1906 году был обнародован указ о проведении подготовительных мероприятий для перехода к конституционному правлению. В связи с этим в следующем году Цины учредили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои усилия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опубликован документ под названием “Основная программа конституции”. Подчеркивая незыблемость императорской власти, неограниченность ее прав во всех областях политической жизни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения -- парламента, правда, с весьма ограниченными совещательными функциями.

Литература

1. Крижанівський О.П. Історія стародавнього Сходу: Підручник. -- Київ.: Либідь, 2000. -- 592 с.

2. Рубель В.А. Історія середньовічного Сходу: Курс лекцій: Навч. посібник. -- Київ: Либідь, 1997. -- 464 с.

3. Рубель В.А. Історія середньовічного Сходу. Тематична хрестоматія. -- Київ: Либідь, 2000. -- 624 с.

4. В.А. Богословский, А.А. Москалев. Национальный вопрос в Китае (1911--1949). М., Наука, 1984.

5. Владимиров П.П. Особый район Китая. 1942--1945. М.: Издательство Агентства печати Новости, 1973, 714 с.

6. К.В. Васильев. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Территория и рост населения Китая на рубеже 18-19 вв. Стремительный рост населения как причина обострения социальных противоречий. Первая "опиумная" война и восстание тайпинов. Укрепление и расширение экономических и политических позиций держав в Китае.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Китай под властью династии Мин. Государственный строй Китая в середине XVII в. Внешняя политика Цинов в середине XVII - конце XVIII вв. Маньчжурия до 1644 г. Первая "опиумная" война. Тайпинское движение, предпосылки зарождения движения тайпинов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Революционные выступления против цинской монархии. Крестьянская война XVII в., возглавленная Ли Цзычэном. Захватнические войны Цинов. Первая и вторая "опиумная" войны и поражения тайпинов. Китайская культура в конце XVIII - первой половине XIX в.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Поздний период Цинской империи: опиумные войны. Война с Францией, Тайпинское восстание. Японо-цинская война 1894-1895 гг., закабаление Китая; тройственная интервенция; успехи русской политики. Революция 1911-12 гг., коммунистическое движение "4 мая".

    презентация , добавлен 21.11.2012

    В XII в. на территории Китая сосуществовали четыре государства, на севере - чжурчжэньская империя Цзинь, на северо-западе - тангутское государство Западное Ся, на юге - Южносунская империя и государственное образование Наньчжао (Дали) в Юньнани.

    реферат , добавлен 25.12.2008

    Китай на пороге войн, антиманьчжурские движения на юге империи. Противостояния Востока и Запада. Причины опиумной борьбы. Операции, нехарактерные для "нормальных" войн, и действия экспедиционных корпусов союзников, силами которых и велась эта кампания.

    реферат , добавлен 20.07.2011

    Политическое объединение страны при Цинь Ши хуанди. Древний Китай эпохи Хань. Империя старшей династии Хань. Эксплуатация земледельцев и формы присвоения в Древнем Китае. Главные реформы Ван Мана. Восстание "желтых повязок" и падение империи Хань.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Империя Тан. Крестьянская война в конце IX века. Империя Сун. Создание государства Цзинь. Завоевание монголов. Художественные ремесла. Изобретения, образование и наука. Торговые пути из Европы в Китай. Династия Мин, экономический и культурный подъем.

    презентация , добавлен 27.10.2012

    Насильственное вторжение западных государств во внешнюю торговлю Цинской империи в середине XIX века. Опиум и его проникновение в Китай. Начало действий англичан в Цинской империи. Причины и основные вехи Первой и Второй "опиумных" войн, их результаты.

    реферат , добавлен 24.11.2015

    Цикл подъема, обеспеченного мощью ханьской государственности, возвестившей эру добродетельного правления и установившей относительный социальный мир, ослабление центробежных тенденций, давно канул в Лету. Китай погрузился в пучину анархии и хаоса.

К концу XIX века Китай был полу колониальной страной, где только формально сохранялась власть национального правительства маньчжурской династии Цин, правившей в Китае с XVII века. На деле же страна была опутана кабальными договорами, навязанными западными державами и Японией. Начало полуколониальному закабалению Китая положила первая «опиумная» война с Англией в 1840-1842 годах. Участие капиталистических держав в подавлении крестьянского восстания «тайпиков» (1850-1864) создало благоприятные условия для усиления европейского проникновения в Китай.

К концу XIX века районы северного, юго-западного, северо-восточного Китая, а также бассейн реки Янцзы, являлись территориями, на которых осуществлялось влияние Англии, Франции, Германии, царской России, а затем и Японии.

Усиление позиций иностранного капитала в Китае проявлялось в ускоренных темпах роста торговли на неравноправной для Китая основе (низкие ввозные пошлины), строительстве железных дорог, открытии банков, страховых компаний, усилении контроля держав над таможенным аппаратом, и как следствие этого — над финансами страны.

Тормозом для развития капитализма являлись феодальные отношения в китайской деревне. Крестьянское хозяйство было крайне отсталым, преобладали натуральные и полунатуральные формы хозяйства.

Крестьянин подвергался чудовищной эксплуатации не только помещика, но и кулака, ростовщика, торговца, купца. 70% крестьян были безземельными или малоземельными. Они вынуждены были арендовать землю у помещика и кулака, отдавая им за это более половины своего урожая. Помимо этого крестьяне были опутаны налогами и поборами. Массовое разорение крестьян приводило к созданию огромной армии дешевых рабочих рук, которые не могла поглотить слабая промышленность Китая. Разорившиеся крестьяне пополняли армию безработных, обездоленных и нищих.

Каи Ювэй считал, что для улучшения положения у себя в стране надо заимствовать кое-какие реформы на Западе. Однако даже умеренные предложения реформаторов, призывавших улучшить, но не уничтожить существующий строй, встретили резкий отпор со стороны монархических групп. Реформаторы подверглись репрессиям и гонениям.

Поражение реформаторов показало, что Цинская монархия добровольно не пойдет на ограничение своего безраздельного господства. Это поняли и революционные демократы во главе с Сунь Ятсеном, выражавшие интересы мелкой и средней национальной буржуазии. Они сочувствовали простому народу, хотели облегчить его тяжелое положение. - врач но профессии, изучая программу реформаторов, пришел к выводу о необходимости для Китая не конституционных, а революционных методов борьбы. В 1895 году он создал тайную революционную организацию «Общество возрождения Китая», целью которой было изгнание династии маньчжуров. Однако революционные демократы были еще слабы, неопытны а поэтому в своих действиях не шли дальше вооруженного антиправительственного заговора.

Борьба народных масс за национальное освобождение. Восстание 1900 года

В конце 90-х годов обстановка в Китае становилась все более напряженной. Вслед за грабительским договором, навязанным Китаю Японией в 1895 году, усилилась агрессивность Германии, появились новые кабальные займы, увеличились налоги, еще больше возросла арендная плата. Положение крестьян становилось невыносимым.

Активизировалась деятельность традиционных в Китае крестьянских «тайных обществ», появившихся еще в средние века. В 1898 году в провинции Шаньдун, где хозяйничали немцы, возникло тайное общество «Ихэтуань», что означало «отряды справедливости и мира». Лозунги этого общества носили ярко выраженный антиимпериалистический характер - «изгнание чужеземных захватчиков». В 1899 году ихэтуани создали вооруженные силы и распространили свою деятельность почти на всю провинцию Шаньдун. Иностранные державы потребовали от Цинов немедленного обуздания масс, в противном случае грозили начать вооруженную интервенцию. Наглый ультиматум империалистов возмутил даже Цинское правительство.

Маньчжурский двор и китайская знать, недовольные таким поведением иностранцев, готовы были в какой-то степени использовать движение ихэтуаней для того, чтобы припугнуть империалистов. Но сами они больше всего боялись повстанцев, массового проявления народного гнева, поэтому поддерживали с западными державами тайную связь и стремились контролировать движение.

В ответ на ультиматум маньчжурский двор, не желая осложнений, заменил либерального губернатора Шаньдуна реакционным военачальником , который, используя немецкие войска, начал против повстанцев репрессии. Но восстание продолжало разрастаться. Репрессии только усилили народный гнев. Отряды стали пополняться тысячами крестьян и горожан. Вооруженные отряды ихэтуаней заняли Пекин и Тяньцзин. Они блокировали иностранные посольства в Пекине. В историю это вошло как 56-дневное «пекинское сиденье» иностранных дипломатов. Власти Китая использовали этот факт для клеветнических высказываний против ихэтуаней, якобы пытавшихся уничтожить всех европейцев.

Восстание было подавлено совместными усилиями иностранных держав и маньчжурской монархии. Китаю был навязан грабительский договор. В сентябре 1901 года правительство и представители 8 государств подписали «Заключительный протокол», по которому Китай должен был в течение 39 лет обязывался выплачивать огромную контрибуцию. Согласно договору, иностранные государства получали право на базирование флота, а все выступления против них должны были караться смертной казнью.

Восстание ихэтуаней было первым крупным антиимпериалистическим выступлением народных масс Китая. Оно носило стихийный характер. У повстанцев не было четкой структуры управления. Пролетариат Китая еще только зарождался, он не мог возглавить движения. Идеология повстанцев носила религиозный характер, типичный для китайских «тайных обществ». Это определило идейную и организационную слабость Ихэтуаней.

После подавления восстания эксплуатация полуколониального Китая западными державами еще более активизировалась. Быстро росли иностранные инвестиции, иностранные банки почти полностью контролировали финансы страны. Оппозиция Цинам со стороны буржуазно-помещичьих кругов Китая усилилась. Монархия Цинов вынуждена была пойти на проведение некоторых реформ и даже принятие проекта конституции. Но это уже не могло изменить положения. В стране нарастала революционная ситуация.

Колыбель древней цивилизации. Китай считается самой древней колыбелью цивилизации на нашей планете. Китайцы гордятся своей древностью и богатством своей истории и культуры. Чтобы подчеркнуть то исключительное положение, которое, по их мнению, занимает их родина, они до сих пор называют ее «Чжунго» - «Срединное государство». До XX в. китайцы именовали свою страну также «Тянься» («Поднебесная»), «Чжун-хуа» («Срединный цветок»), «Чжун-юань» («Срединная равнина»), «Чжэнь-дань» («Восточная заря») и «Тянь-чао» («Небесная династия»).

У нас же страна ханьцев, как сами себя до сих пор называют китайцы, получила название «Китай». Оно пришло от монгольско-тюркского народа «кидань», занимавшего до XII в. нашей эры области на северо-востоке современного Китая. В русский язык слово «кидань» перешло от соседних тюркских народов со звучанием «Китай». В Западной Европе страна стала известна как «Сина» или «Чайна», от английского «China», т.е. «Цинь» - китайской династии, существовавшей в III в. до нашей эры.

Китайцы, именуя свою страну «Срединным государством», издревле верили в то, что их земля в действительности является «центром мироздания». Они были убеждены, что самим Небом им уготована роль нести цивилизацию окрестным народам, которые именовались не иначе как «варвары». Даже войны, которые вели в XIX в. против Срединного государства европейские державы, маньчжурские правители именовали не иначе как «восстание» или «бунт варваров». Французы в 1884-1885 гг. были названы «взбунтовавшимися вассалами», а англичане - «бунтовщиками», «наполовину людьми, наполовину животными».

Небо, император, предки. Китай является одной из немногих стран, где культ почитания Неба соединился с культом поклонения предкам. Причем на земле это единство воплощал в себе император, с уважением именовавшийся «Тянь-цзы» («Сыном Неба»), а также «Хуанди» - «Верховным владыкой на земле». Император считался неограниченным властелином подданных и их собственности. Положение императора всячески подчеркивалось и выделялось. Так, например, никто кроме императора и членов его семьи не имел права носить одежду желтого цвета, цвета солнца. Почти все предметы, которыми пользовался император, были желтого цвета, в том числе и черепица на стенах и крышах императорских дворцов. Никому из подданных не дозволялось пользоваться желтым цветом.

В Китае были уверены в том, что император несет ответственность за всех живых существ, обитающих на земле. Об этом говорили так: «Нет земли, которая бы не принадлежала императору; тот, кто ест плоды этой земли - подданный императора».

Китайская нация по традиции рассматривалась как одна большая семья во главе с императором. В Китае имела широкое хождение поговорка: «Государь - отец и мать народа». Всем членам этого «семейства» предписывалось проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность. Традиционные отношения император - подданные, отец - сын, муж - жена, старший - младший предполагали уважение, послушание, долг. По традиции, восходящей к великому Конфуцию, жившему в VI-V вв. до нашей эры, китайцы должны были строго следовать правилам, которых насчитывалось около 3 тысяч.

Временщики. Однако в начале XIX в. власть императоров в Китае была ограничена покоями его императорского дворца в Запретном городе, отгороженном квартале в столице Цинской империи - Пекине. Фактически всеми делами в государстве от имени императора заправляли различные временщики, как правило, это были главные евнухи при дворе императора. Естественно, что у них не было времени заботиться о делах процветания государства. Пользуясь случаем, они активно залезали в казну государства, тратя деньги на личные нужды.

Так, на рубеже XVIII-XIX вв. государством фактически управлял царедворец Хэшэнь, чье состояние равнялось годовому доходу империи. О его дворце в народе ходили легенды. Якобы он был копией императорского дворца. Виноградник в дворцовом саду был сделан искуснейшими мастерами-ювелирами из чистого серебра, золота и драгоценных камней. Стволы и ветви были из серебра и золота, а ягоды - из бриллиантов, жемчуга, изумрудов, сапфиров и кораллов.

Фактически в стране всем заправляли китайские чиновники - шэньши, которые в Европе были известны под названием «мандаринов», названных так португальцами (от португальского «mandar» - «править, управлять»).

Стремление китайцев к строгой регламентации в повседневной жизни переносилось и на отношения с другими народами.