Древняя Месопотамия. Население

Древняя Месопотамия: природные условия население, основные источники, периодизация истории Южной и Средней Месопотамии

Природные условия.

Климат Месопотамии был неодинаков на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда

выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.

На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В северной части страны

встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня.

Население Древней Месопотамии

Заселение Месопотамии началось с древнейших времен за счет переселения обитателей окрестных гор и предгорий в речную долину и заметно ускорилось в эпоху неолита. Осваивалась территории более благоприятные природные и климатические условия Северной Месопотамии. Этническая принадлежность носителей древнейших культур (хассунской, халафской и др.) неизвестна. После появления письменности появилось Шумерское население на крайнем юге Месопотамии, на рубеже IV-III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Вопрос об их происхождении и родственных связях шумерского языка остается весьма спорным.

В северной части Месопотамии с начала III тысячелетия до н. э., а возможно, и ранее, жили

восточносемитские скотоводческие племена. Язык их называется аккадским. В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до н. э. заняли всю Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.

В конце III тысячелетия до н. э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать

западносемитские скотоводческие племена сутиев. Аккадцы называли их амореями. Среди этих кочевников было много племен, говоривших на различных, но близких друг к другу диалектах.

В конце III - первой половине II тысячелетия амореям удалось осесть в Месопотамии и основать ряд царских династий.

С древнейших времен в Северной Месопотамии, Северной Сирии и на Армянском нагорье жили

субарейские племена. Шумеры и аккадцы называли их страну Субарту. Впоследствии, субареи были ассимилированы расселившимися на их территориях народ хурритами после чего термин «субареи» перешел на них.

К северо-востоку от Месопотамии, от верховьев Диялы до приурмийского района и далее к северу жили горные племена кутиев. В конце XXIII в. Кутии вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диялы, где продолжали жить еще в I тысячелетии до н. э.

С конца II тысячелетия в предгорьях Загроса, по соседству с кутиями, жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев, о происхождении и языковой принадлежности которых ничего сказать нельзя. Не исключено, что они были родственны касситским племенам. Касситы с древнейших времен жили в Северо-Западном Иране, к северу от эламитов. Во второй четверти II тысячелетия до н. э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги в глубь Месопотамии. В начале XVI в. они захватили крупнейшее из месопотамских государств - Вавилонское - и основали там свою династию. Часть Касситов, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением. В то время как касситские племена, оставшиеся на своей родине, сохранили родной язык, отличный от шумерского, семитских, хурритских и индоевропейских языков.

Во второй половине II тысячелетия до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н. э. они создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н. э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории.

Начиная с IX в. до н. э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать там родственные арамеям халдейские племена. После завоевания Вавилонии персами в VI в. до н. э. арамейский язык стал официальным языком государственной канцелярии всей Персидской державы.

Периодизация

На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение Первобытнообщинного строя. Создавались предпосылки классового общества.

В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер.

Период, охватывающий XXVIII-XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV-XXIII вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX- XVI вв. до н. э.), средневавилонский, или касситский (XVI-XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII-VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII-VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией. С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX-XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV-XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X-VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны.

Некоторые сведения о социальных отношениях, семье, психологии древних обитателей Месопотамии можно почерпнуть из произведений «малого» жанра: пословиц и поговорок. Например, «Сильный человек живет руками своими, а слабый - ценою своих детей». Исторические сведения можно почерпнуть из литературных памятников Шумера, Вавилонии и Ассирии. Настоящим кладезем их является «Эпос о Гильгамеше», текст которого был обнаружен в царской библиотеке Ниневии и датируется началом II тысячелетия до н. э. А также в шумерской поэме «Гильгамеш и Ага»

Античные авторы оставили яркие описания природы Месопотамии, особенностей ее климата, обычаев населения, религиозных верований, достижений культуры, а также исторических преданий. Самые подробные сведения содержатся в труде греческого историка Геродота (V в. до н. э.), который совершил путешествие по Месопотамии. Ктесий Книдский оставил труд

«Персидская история» в 23 книгах, в котором значительное место было уделено и Месопотамии.

Основные источники.

Основными источниками по истории Древней Месопотамии являются памятники материальной культуры,

письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов.

Материальные памятники культуры. В результате раскопок в развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен - зиккуратов, царских дворцов, грандиозных храмов, жилых и хозяйственных построек, школ, крепостных и ирригационных сооружений, а также некрополи, произведения искусства, предметы быта и т. д.

Важное значение для истории имеют даже небольшие и на первый взгляд не первостепенные вещественные памятники, например, цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Находки таких печатей в Египте, на Бахрейнских островах, в Индии и в других странах позволяют говорить о существовании торговых связей их с городами Двуречья.

Найдены также древние хозяйственные архивы (конец IV тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра. Написаны они наиболее ранней формой письма: пиктографическими знаками, или протоклинописью, еще до конца не расшифрованной. По содержанию они представляют собой документы хозяйственной отчетности: учет выдачи и поступления продуктов, количества рабов или работников и т. д. .К началу II тысячелетия до н. э. относится архив ассирийских и аморейских купцов (более 10 000 табличек счета, сделки, займы, расписки, судебные протоколы и др.), обнаруженный при раскопках Кюль-тепе («Холм пепла») в Малой Азии, где находился город Каниш - центр крупного международного торгового объединения. Важнейшим источником по истории Месопотамии являются юридические памятники, и прежде всего своды законов. Древнейшие из них - законы Шульги - относятся к концу III тысячелетия до н. э. Законы плохо сохранились, от них уцелели лишь введение и несколько статей. К XX в. до н. э. относятся законы из Эшнуны (периферийного царства, располагавшегося в бассейне реки Диялы), от которых сохранились введение и 59 статей. Самый большой сборник законов, Месопотамии сохранились также и другие юридические документы: судебные протоколы, материалы расследований, приговоры по различным делам Самые подробные сведения содержатся в труде греческого историка Геродота (V в. до н. э.), который совершил путешествие по Месопотамии. Много лет провел в Персии, Ктесий Книдский оставил труд «Персидская история» в 23 книгах. Богатейшим источником сведений о Месопотамии является «География» Страбона (I в. до н. э.- I в. н. э.).особенно специально ей посвященная XVI книга его труда.

2. Культура древнего Китая: основные религиозно-философские и политические учения: даосизм, конфуцианство, легизм .


Похожая информация.


Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.

С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории — в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная — Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере — от района, где находится современный Багдад, на юге — до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.

Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.

В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, — на ассирийском диалекте аккадского языка.

В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало «запад», главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало «кочевники».

С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.

Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.

В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом.

В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких «перестановок» — затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.

Население древнего Двуречья

Исконное население. Шумерская проблема

Происхождением жителей страны между двумя реками интересуется не только современная наука. Еще шумеров занимал вопрос об их происхождении; конечно, они отвечали на него в соответствии со своими религиозными представлениями и в пределах своих знаний. Одна из древнейших шумерских легенд рассказывает о сотворении первого человека из глины по совету мудрого бога Энки. Так боги создали существо, которое должно было работать за них и на них. Сначала это существо было очень примитивным. Только после нового вмешательства богов ему были ниспосланы дары культуры, прежде всего искусство письма. Из этой же легенды мы узнаем, что взоры этих людей были обращены на восток, где находилась священная гора богов. Возможно, что в этом кроются смутные воспоминания об исконной горной родине шумеров где-то на востоке от их новых поселений.

Для решения вопроса о происхождении шумеров у нас до сих пор нет прочной научной базы. На основании данных антропологии и лингвистики также нельзя определить их расовую принадлежность. В последнее время указывают на некоторое родство шумерского языка с дравидийскими языками южной Индии. Явное сходство находок в Мохенджо-Даро и Хараппе на нижнем течении Инда с шумерскими находками в южном Двуречье также может говорить в пользу этого предположения. В самое последнее время было высказано мнение, что прародиной шумеров можно считать западную область Индокитая. Далее встает вопрос - как шумеры добрались до Месопотамии, по морю или через южные области современного Ирана? В пользу второго предположения могло бы говорить определенное родство культур Шумера и Элама, страны на юго-западной окраине Иранского нагорья, смежной с Двуречьем. Однако у нас нет убедительных доказательств, что родина шумеров, которой они сами считают страну, называемую ими Мелухха, была действительно в Индии. Некоторые исследователи отождествляют Мелухху даже с Эфиопией, другие ищут прародину шумеров в Закавказье у Каспийского моря. Вопрос, какую территорию следует подразумевать под часто упоминаемым в шумерских источниках Дильмуном, все еще остается открытым. Как мы увидим несколько позже, шумеры называют в своих сказаниях Дильмун раем первых людей. С. Кремер в последнее время высказал предположение, что Дильмун следует искать в области р. Инда (а не отождествлять с о. Бахрейном, как это делалось до сих пор). В качестве доказательства этой гипотезы Кремер ссылается на шумерские административные и торговые документы, в которых Дильмун называется страной, откуда в Шумер привозилась слоновая кость, и на шумерский эпос, в котором Дильмун называется страной, «откуда выходит солнце», что можно отнести скорее к бассейу р. Инда, чем к о. Бахрейну.

Нелегко установить, когда шумеры попали в области южного Двуречья. Археологические находки говорят о резком культурном скачке, имевшем здесь место во второй половине IV тысячелетия. Его объясняют приходом нового, энергичного и стоящего на высоком уровне развития населения; можно предполагать, что это уже были шумеры. Первые признаки их присутствия были обнаружены при обследовании самой южной части Двуречья, города Эриду. Отсюда шумерская культура распространилась в направлении, обратном течениям Евфрата и Тигра и наложила свой отпечаток на обширные области между двумя реками почти на три тысячи лет. Путь шумерской культуры ведет из Эриду к Уруку, Уру, Лагашу, Шуруппаку, Адабу, Ниппуру, Кишу; ее влияние заметно и дальше на севере, в Мари и даже в Ашшуре.

Дошумерское население

Многие географические названия, которыми пользовались шумеры (например, Буранун /Евфрат/, Идигна /Тигр/, как и названия некоторых городов - Киш, Ниппур, Ур), не шумерского происхождения. Шумерологи считают теперь дошумерскими также те слова, которыми называли пастуха, крестьянина, рыбака, кузнеца, плотника, гончара, ткача и, вероятно, также купца. Это свидетельствует о том, что шумеры пришли уже на заселенную территорию. У нас нет ни прямых, ни косвенных письменных документов, которые сообщили бы нам название дошумерского населения южного Двуречья, однако на основании археологических находок мы можем полагать, что оно стояло на высокой ступени сельскохозяйственной культуры. Это население считало шумеров пришельцами и оказывало им упорное сопротивление. Даже в некоторых шумерских эпических произведениях сохранились отголоски этой борьбы. Начало шумерского проникновения в южное Двуречье можно отнести к концу IV и началу III тысячелетия до н. э. Таким образом, можно предположить, что шумеры переселились на новую родину не сразу, а овладевали новыми областями постепенно, отдельными волнами.

С. И. Кремер - весьма гипотетически - назвал дошумерское население и его язык убаидскими по наименованию населенного пункта в южном Двуречье, где были найдены предметы материальной культуры этого народа. По мнению Кремера, из их языка были заимствованы шумерами и приведенные выше слова и выражения. Это убаидское население, существованию, языку и религиозным воззрениям которого угрожала опасность со стороны шумеров, покинуло свою родину в Двуречье и переселилось в Индию, где и создало культуру бассейна реки Инда. Развитие городов этой области многие археологи считают результатом «культурной революции», которую следует отнести приблизительно к 2800 г. до н. э., когда в Индию вторгся какой-то чуждый народ. В это же время и в Двуречье существует высокоразвитая цивилизация с городской архитектурой, пиктографическими документами, разветвленными торговыми связами и культом божества вод. Носителем этой цивилизации было, по-видимому, убаидское население. Но пока не будет расшифровано множество найденных при раскопках городов в бассейне Инда письменных документов, часто написанных на двух языках, эти взгляды не могут выйти за границы гипотезы.

Населению, на которое натолкнулись шумеры при своем проникновении в долины Евфрата и Тигра и которое занималось, главным образом, сельским хозяйством, предшествовало в V и IV тысячелетиях менее многочисленное население, первоначально жившее еще охотой и рыбной ловлей. Имеются доказательства существования уже в начале IV тысячелетия гончарного дела и ткачества. Орудия изготовлялись преимущественно из камня. Мы не знаем ни языка, ни религиозных представлений этого населения. Нам известно лишь то, что оно закапывало своих умерших в землю; возможно, это представляло собою определенный ритуальный акт.

Несемитское шумерское и семитское аккадское население

Следующим вопросом был вопрос временного приоритета шумеров или аккадцев на месопотамской земле. В настоящее время принято считать, что исконное население, на которое здесь натолкнулись шумеры, принадлежало к семитическим племенам. Когда шумеры осели в Двуречье, семиты удержали в северной части страны свое преобладание. Новые мощные волны кочевников-семитов шли в Двуречье из западных степей и пустынь и положили конец обособленной политической и этнической жизни шумеров, не уничтожив, однако, их культуры. Наряду с аккадским языком в качестве разговорного и официального языка в Двуречье продолжал жить и шумерский как язык литературных памятников, науки, школ и богослужений, пока вся клинописная культура не погибла под напором арамеев, персов и греков (в I в. до н. э.).

Таким образом, несемитов-шумеров и семитов-аккадцев, то-есть вавилонян и ассирийцев мы можем считать протагонистами на месопотамской сцене. Кроме них здесь были и другие этнические группы, которых привлекало растущее благосостояние страны. Одни были отражены, другим удалось проникнуть в страну и обосноваться в ней. Они приспособились к новой среде и попали под влияние более высокой местной культуры. В начале XXII века до н. э. с северо-восточных гор Загра пришли гутеи (кутии), скотоводческие племена этнически, вероятно, близкие эламитам. Они захватили вавилонскую равнину и почти на 150 лет овладели всей Вавилонией. Позже шумеры снова стали хозяевами страны, но в начале II тысячелетия были поглощены мощной волной западных семитов-амореев, которые затем быстро положили конец и влиянию эламитов в южной Вавилонии. В падение Шумера внесли свой вклад и субарейцы, племена не шумерского, но и не семитского происхождения, которые, по-видимому, жили в северной Месопотамии с незапамятных времен.

Амореи, в частности, основали в Вавилонии и знаменитую династию, важнейший из представителей которой, Хаммурапи, подавил сопротивление эламитов в южном Двуречье и установил власть семитов во всей стране. Во время правления его более слабых преемников эта власть была подорвана. С севера, из Сирии, начинают проникать хурриты, с востока касситы - сначала в поисках средств к существованию, а затем с целью завоевать страну.

Борьба семитских и несемитских племен за Месопотамию

Проникновение новых волн несемитских племен в Месопотамию - это лишь одно звено в цепи великого переселения индоевропейского населения. Из Малой Азии проникали хетты, которые во главе с Мурсили I двигались к бассейну Евфрата, заняли территорию, населенную хурритами, и во второй половине XVI в. до н. э. овладели Вавилоном. Хетты, правда, покинули Двуречье, но вместо них в него вторглись касситы из горных областей Загра (как полагают в последнее время, из областей, расположенных в верхнем и среднем течении Евфрата). Свыше четырех столетий они были хозяевами Вавилонии, но наконец слились с местными семитами, восприняв их язык и культуру. В это время аккадский язык стал даже дипломатическим языком всей Передней Азии.

Между тем окрепли и северные соседи Вавилонии, ассирийцы, которым в первой половине I тысячелетия до н. э. удалось овладеть почти всей Передней Азией, а на известное время даже и Египтом. Следствием военных успехов был приток в Ассирию множества военнопленных, так что на месопотамской земле оказываются одновременно урарты, скифы, киммерийцы и многие другие народности и племена. Огромную роль, особенно в период роста ассирийской державы в XV и XIV вв. до н. э., играли митаннийцы. Их цивилизация, в своей основе хурритская, но подвергшаяся воздействию арийцей и семитов (амореев и вавилонян), оказывала большое влияние на ассирийцев. Немалую роль играло и множество иностранных купцов, посещавших месопотамские рынки.

Еще более сильное влияние, особенно в области культуры, оказывали на Двуречье в конце II тысячелетия до н. э. семиты-арамеи. Из своих поселений в Сирии и из соседних областей они проникали не только в Палестину, но и в Месопотамию по верхнему и среднему течению Евфрата. С первой половины I тысячелетия до н. э. уже можно проследить растущую арамеизацию страны. Впоследствии арамейский язык вытеснил не только аккадский язык, но и типичную глиняную табличку, которая была заменена пергаментом и папирусом.

Но и арамейцы не были последними жителями древнего Двуречья. Ассирия становится добычей мидян, которые с помощью вавилонян в конце VII в. утверждают свою власть в стране. Вавилоняне, освободившись от господства ассирийцев, пережили еще краткий период возрождения. В это последнее столетие вавилонской независимости два раза имело место перемещение палестинских евреев в Вавилон. Евреям Вавилон казался огромным торговым городом и базаром, где встречались и смешивались представители самых различных рас и народов. Библейское сказание о смешении языков «у вавилонской башни», таким образом, полностью отвечало той обстановке, которую застали здесь сами евреи.

Конец самостоятельности Вавилонии положили персы в 539 г. до н. э. Но персидское господство в Двуречье не означало гибели местного семитского населения, а вело к его смешению с арийцами.

Дары природы Двуречья и его ключевые позиции в Передней Азии продолжали привлекать и другие народы. Персы отступили перед великим завоевателем Александром Македонским, который в 331 г. до н. э. вошел со своими войсками в Вавилон. Преждевременная смерть не позволила ему превратить Вавилон в столицу своей мировой империи. Споры между его преемниками подготовили путь парфянам, которые проникли в Двуречье с соседнего Иранского нагорья. Однако неуживчивость между ними и персами привела к новому столкновению, из которого персы вышли победителями и под руководством Сасанидов присоединили Вавилонию к своей империи. Новая граница была очень неспокойной. С переменным счастьем ее пытались проломить сначала римляне, а затем византийцы.

Арабы в Месопотамии. Образование Ирака

Наконец в стране, опустошенной столькими войнами, появляются арабы. В 637 г. н. э. страной с древними семитскими традициями снова овладевает семитский народ, который распространяет здесь идеи новой религии - ислама. В 762 г. н. э. халиф Мансур из династии Аббасидов приказывает построить на среднем течении Тигра в том месте, где когда-то находилась ассирийская крепость, новую столицу - Багдад. С того времени, если не считать несколько мелких эпизодов, Багдад до сих пор является столицей Ирака. Значение бывшей столицы Вавилона и построенной греками Селевкии, а также парфянского города Ктесифона окончательно сошло на нет. В этих местах под властью верхушечных слоев греков или персов жило множество мелких хозяев и производителей, которые были уже полностью арамеизированы и которые могли считать своими предками древних вавилонян, ассирийцев или эламитов. Месопотамия получает также новое название - Эль-Ирак-эль-Араби - в отличие от соседнего Ирака, персидского.

Господство арабов в Ираке не было непрерывным. Во время правления знаменитого халифа Харун-ар-Рашида (786 - 809 гг.) Багдад превратился в город, население которого насчитывало свыше миллиона человек, и достиг необычайно высокого экономического и культурного уровня. Его благосостояние привлекало соседей. Преемники Харун-ар-Рашида были халифами скорее лишь по имени, в действительности же власть находилась в руках турецких султанов. Во время нашествия монголов в 1258 г. Багдад был разграблен. Подобная судьба постигла этот город в 1393 г., когда грозный татарский хан Тамерлан уничтожил здесь большинство населения. Кроме того, он разорил всю страну и разрушил сеть ее каналов, так что она могла воскреснуть к новой жизни лишь в XVI в. В этот период в Багдаде было всего 15 000 жителей. Но и еще одно обстоятельство вызвало упадок благосостояния страны: засоление ее почвы.

Позже шла борьба за территорию Ирака между турками--османами и персами. В 1638 г. туркам удалось занять Багдад и обосноваться в стране почти на три столетия. В начале XIX в. появился новый претендент на Ирак: Англия. В то время под английским суверенитетом уже находилась Индия с побережьем Персидского залива. Для Англии Ирак означал кратчайший путь в Персию и в Индию. Равно и Наполеон пытался - по стопам Александра Македонского - добраться до берегов Инда. Поражение, которое ему нанесли англичане навсегда похоронило его смелые планы.

Когда в 1839г. англичане прочно обосновались в Адене их интерес к Ираку возрос. Новым магнитом была нефть сначала персидская, а затем и иракская. Наиболее целесообразным путем к достижению своих целей англичане считал* поддержку арабского освободительного движения в Ираке против турок. Когда во время первой мировой войны Турцш присоединилась к враждебному лагерю, Англия, использова! создавшуюся обстановку, объявила ей войну. Сосредоточш в Ираке значительную армию, она захватила Багдад и нефтяной центр Мосул. После первой мировой войны Ирак стал английской мандатной территорией, и только в 1932 г. был с создано формально независимое королевство, находившееся, конечно, полностью под влиянием Британской империи В 1958 г. народная революция свергла короля. Была объявлена независимая Иракская республика. С этого времени в жизни арабского населения этой страны начинается новая глава.


Йозеф Клима. Общество и культура Древнего Двуречья. Прага, 1967. С. 24-32.

Потому что жизнь ее жителей напрямую зависела от состояния рек - Тигра и Евфрата. С окончанием зимы в долине происходили разливы рек, которые были настолько бурными, что часто сносили местные жилища, загоны для скота. Чтобы защитить себя от наводнений, жители Междуречья научились рыть каналы. Через них утекали излишки воды, которую сохраняли для дальнейшего орошения полей.

Несмотря на то, что природные условия Месопотамии были благоприятны для развития земледелия, местным жителям приходилось прилагать огромные усилия, чтобы получить богатый урожай. Только общими силами они могли вырыть оросительные каналы, возвести специальные заграждения от бурных разливов рек. Совместная организация труда объединяла людей, способствовала преобразованию первых поселений в города-государства.

Помимо земледелия, в Древнем Междуречье были развиты ремесла: кожевенное, ткацкое, гончарное и ювелирное дело. Так как большинство торговых связей в Месопотамии проходило по рекам, здесь было развито кораблестроение.

Климатические особенности Южного и Северного Междуречья

Климат Междуречья был сухим и жарким. В южной части долины летом температура в тени достигала 50 градусов. Зима была мягкой, относительно теплой. В северной области Междуречья нередко выпадали дожди, а зимой даже шел снег. После бурных разливов рек в низинах образовывались болота, на горах и возвышенностях, наоборот, почва полностью высыхала, покрываясь крупными трещинами.

В южном районе Междуречья выращивали ячмень, кунжут, пшеницу, разводили свиней. Здесь хорошо росли финиковые пальмы, которые имели большое значение в хозяйственной жизни страны. В северных районах разводили коз и овец, различные виды домашней птицы.

Как на юге, так и на севере, природа не радовала жителей залежами металлов, камня. Поэтому главным строительным материалом в долине Месопотамии была глина, из которой сооружали дворцы, храмы, жилые дома. По сравнению с камнем, большие глиняные кирпичи были непрочными, поэтому оборонительные стены городов Междуречья строили максимально широкими.


Города Месопотамии

Как и в Древнем Египте в Месопотамии сложились два исторических региона - Южное Междуречье и Северное. Южные земли заселили племена шумеров , северные территории - аккадцы .

Первые города-государства сложились на юге, это произошло около 3 тысяч лет до нашей эры. Их населяли невысокие коренастые жители, с крупными головами и большими черными глазами. Здесь зародилась древнейшая в мире цивилизация шумеров.

Шумерская цивилизация

Центром каждого шумерского города был храм, посвященный богу или богине. Храм возводили на возвышенности, что олицетворяло связь неба и земли. Считалось, что все богатства, растительность и животный мир принадлежат божеству. Представителем бога на земле считался правитель шумерского государства, которому должны были служить и беспрекословно подчиняться все жители.

Крупнейшими городами Шумера были Ур , Урук , Киш , Лагаш . Они занимали выгодное положение в долине Тигра и Евфрата, быстро завоевали лидерство в регионе. Менее крупные и влиятельные шумерские города: Ниппур, Ларса, Адаб, Умма, Марад, Шуруппак, Кисура. Между городами Южного Междуречья непрерывно велись войны. Города - победители заставляли побежденных платить дань , большая ее часть сосредотачивалась в руках военных предводителей и жрецов.


Запоминаем новые слова!

Дань - это налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В процессе борьбы между собой, древние шумерские города ослабляли друг друга. Непрерывные боевые действия требовали все большего количества солдат, которых приходилось кормить земледельцам. Плодородные южные земли привлекали в Шумер врагов: племена аккадцев и ассирийцев. Ослабленные внутренними раздорами, шумеры стали легкой добычей для завоевателей.


Во 2 тысячелетии до нашей эры семитские племена окончательно завоевали Древний Шумер. Аккадцы, ассирийцы и другие народы смешались с шумерами, что дало начало существованию новой - вавилонской народности.

Запоминаем новые слова!

Семитские племена - это предки современных арабов, евреев, ассирийцев.

Ассирийская цивилизация

Бок о бок с шумерами, на севере Месопотамии жили ассирийцы. В отличие от южных земель, природные условия для земледелия здесь были плохими, поэтому основным занятием народа стали завоевательные походы.

Первоначально, ассирийцы отставали в своем развитии от шумеров. Они заимствовали письменность древних шумеров, их искусство, систему измерения времени и многое другое. С веками, ассирийцы усовершенствовали методы ведения войны, отработали успешную военную тактику, что позволило им завоевать не только все шумерские города, но и Сирию, Финикию, Палестину, Вавилонию. Ассирийцы создали самую сильную и крупную державу Древнего Востока - Ассирийское царство, но оно не просуществовало более 100 лет.

Наука

Успешное ведение земледелия у шумеров способствовало изобретению колеса и гончарного круга. Около 3500 лет до нашей эры в Месопотамии появились первые колесные повозки, на которых местные жители перевозили воду, продукты питания и главный строительный материал - глину. Примерно в это же время была изобретена письменность.


Историки назвали письменность шумеров клинописью , так как их письмена напоминали по внешнему виду множество разных черточек-клиньев. Клинышки выводились на мягких глиняных табличках остро заточенными палочками. При необходимости, пока глина еще не застыла, писец мог стереть ошибку, заменить один символ на другой. Когда надпись подсыхала, глиняную табличку обжигали огнем, для лучшей сохранности.

Главными центрами грамотности у шумеров были школы при храмах. Кроме простых учителей, в шумерской школе был специальный человек, который следил за дисциплиной. Под рукой у него всегда была палка, которой он бил провинившихся учеников.

Это интересно! Потребность в учете земли способствовала изобретению шумерами шестидесятиричной системы счета. Эта система сохранилась и до сегодняшнего дня, согласно ей один час делят на шестьдесят минут, а одну минуту на шестьдесят секунд.

Самыми обширными знаниями у шумеров обладали жрецы. Они умели вести календарь, предсказывать солнечные и лунные затмения, предугадывать появление комет . Жрецы в Месопотамии обладали огромными богатствами и пользовались всеобщим уважением. Они находились под защитой царя, так как именно жрецы подчеркивали божественное происхождение царской власти.

Религия

Жители Междуречья почитали многих богов. Среди них центральное положение занимал Энлиль - верховный бог шумеров, покровитель всех высших сил. Согласно верованиям жителей Месопотамии, он отделил небо от земли, научил людей скотоводству и земледелию, обучил письменности. Одновременно, они считали, чтоЭнлиль насылал стихийные бедствия и болезни, а единожды даже вызвал наводнение, с целью уничтожения человечества. Традиционно его изображали с бычьими рогами и копытами.

Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца - Шамаш. Его изображали в виде человека с длинной бородой и высоким тюрбаном на голове. Он символизировал светлое время суток, восход, солнце. Согласно древним сказаниям Шамаш исцелял людей от болезней, возвращал к жизни умерших, освобождал пленных, приносил людям богатый урожай и благосостояние.


Богиня Иштар почиталась шумерами как царица богинь, она одновременно отвечала за плодородие, любовь и войну. Люди верили, что Иштар даровала им мудрость, жизненные силы, здоровье и удачу. Женщины поклонялись богине с просьбой об обретении счастливой любви, рождении здоровых детей. Чаще всего Иштар изображали крылатой, с восьмиконечной звездой на голове и стрелами за спиной.

Вавилонское царство

На месте Шумерского и Аккадского государства в начале 2 тысячелетия до нашей эрывозникла новая великая держава - Вавилония . Столицей царства был избран город Вавилон, по которому оно впоследствии получило свое название.Во времена расцвета шумерской цивилизации Древний Вавилон был относительно небольшим городом. Но постепенно он рос и богател, благодаря своему выгодному расположению в центре речной долины, на пересечении торговых путей.

Под властью Вавилона объединилось множество городов Междуречья, образовав Вавилонское царство. Наибольшего могущества Вавилония достигла во времена правления царя Хаммурапи . Он прославился как выдающийся правитель благодаря многочисленным военным походам. Царь Хаммурапи завоевал Урук, Ашшур, Мари, Ларсу, Иссин и другие города-государства. В конце концов, под его властью оказалась практически вся Месопотамия.



Царь Вавилонии Хаммурапи создал первую в истории систему законов, которые действовали на территориях всего Междуречья. Свод законов состоял из 282 статей и регулировал все стороны жизни вавилонского населения. Законы царя Хаммурапи определяли:

  • личные и имущественные права жрецов;
  • обязанности чиновников;
  • различные виды наказания для разных категорий населения за всевозможные преступления и провинности;
  • размеры налогов ;
  • правила вступления в брак и основания для развода;
  • правила ведения торговли, аренды полей, садов, домов и прочего имущества;
  • порядок приобретения рабов.

Запоминаем новые слова!

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые в пользу государства с населения.

Аренда - это временное пользование землей, помещением или какой-либо вещью за определенную плату.

Законы Хаммурапи сохранились и до сегодняшних дней, так как были высечены на черном каменном столбе. С их помощью ученые смогли установить, какие проживали люди в Древнем Вавилоне, и чем они занимались. Вместе с законами историки нашли на камне послание, в котором говорилось, что за нарушение всех перечисленных правил, людей ждет голод, страшные болезни и смерть.

После смерти Хаммурапи его царство распалось.

Словарь

1. Цивилизация - самодостаточное сообщество стран и народов, существующее в пределах исторического времени. Каждая цивилизация уникальна, отличается от всех других цивилизаций традициями, особенностями среды обитания, особенностями народов, представляющих данную цивилизацию.

2. Комета - это небольшое небесное тело, состоящее изо льда, камня и металла, вокруг которого часто образуется хвост из газа и пыли.

3. Тюрбан - это мужской головной убор, представляющий собой ткань, обмотанную вокруг головы.

Древнейшее рабовладельческое общество и государства складываются в южной части долины рек Тигра и Евфрата примерно в то же время, что и в Египте. Здесь возникает второй важнейший очаг цивилизации, который оказал большое влияние на политическую, экономическую и культурную историю всего древнего мира.

Разложение первобытно-общинного строя в Двуречье.

Природные условия и население Двуречья.

Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом в их нижнем и среднем течении, называют обычно греческим словом Месопотамия (Междуречье). Природные условия и исторические судьбы северной и южной части Месопотамии различны. Поэтому южную её часть, где течение обеих рек сближалось (в основном к югу от района столицы современного Ирака - Багдада), мы выделяем под названием «Двуречье».

Эта часть Месопотамской равнины заполнена отложениями рек, периодически разливающихся в весенне-петний период вследствие таяния снегов в горных районах верховьев. Древнейшие поселения, явившиеся центрами образования первых государств, были расположены по обоим берегам вдоль нижнего течения обеих рек, преимущественно Евфрата, воды которого легче использовать для земледелия без специальных водоподъёмных устройств. Для использования при осенней обработке земли воды разлива должны были собираться в особые водохранилища. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны.

Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. На таких почвах можно выращивать самые разнообразные культуры и получать высокие и устойчивые урожаи.

Месопотамская равнина окаймлена с севера и востока окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничит с Сирийской степью и пустынями Аравии. С юга равнина ограничена Персидским заливом, куда впадают,Тигр и Евфрат. В настоящее время обе эти реки за 110 км до впадения в море сливаются в единый речной поток - Шатт эль-Араб, но в древности море вклинивалось значительно глубже на северо-запад и обе реки впадали в него раздельно. Центр возникновения древнейшей цивилизации был расположен именно здесь, в южной части Двуречья.

Естественные богатства, из тех, которые могли быть использованы древнейшим населением равнины, невелики - тростник, .глина, а в реках и болотистых озёрах - рыба. Из древесных пород можно отметить финиковую пальму, дающую питательные и вкусные плоды, но низкую по качеству древесину. Отсутствовали необходимые для развития хозяйства камень и металлические руды.

Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры; можно утверждать, что уже в IV тысячелетии до н. э. шумеры были основным населением Двуречья. Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. Для физического типа шумеров, если доверять сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, было характерно круглое лицо с крупным прямым носом.

С III тысячелетия до н. э. в Двуречье из Сирийской степи начинают проникать скотоводческие семитические племена. Язык этой группы семитических племён носит название аккадского или вавилоно-ассирийского, по тем позднейшим наименованиям, которые эта группа семитов приобрела уже в Двуречье. Сначала они селились в северной части страны, переходя к земледелию. Затем их язык распространился и в южной части Двуречья; к концу III тысячелетия произошло окончательное смешение семитического и шумерского населения.

Различные семитические племена в это время составляли основную массу скотоводческого населения Передней Азии; территория их расселения охватывала Сирийскую степь, Палестину и Аравию.

Северную Месопотамию и окраинные нагорья Ирана, окаймляющие с востока долину Тигра и Евфрата, населяли многочисленные племена, говорившие на языках, родственные связи которых пока не установлены; некоторые из них, возможно, были близки отдельным современным кавказским языкам. В северной части Месопотамии и на притоках Тигра памятниками рано засвидетельствованы поселения племён хурритов; далее к востоку, в горах, жили луллубеи и гутеи (кутии). Соседние с Двуречьем долины рек Юго-Западного Ирана занимали эламиты.

В своём большинстве эти и близкие к ним племена в IV-III тысячелетиях до н. э. были оседлыми горными земледельцами и полуоседлыми скотоводами, жившими ещё в условиях первобытно-общинного строя. Именно они создавали в Передней Азии энеолитическую «культуру крашеной керамики»; их поселения.- Телль-Халаф, Телль-Брак, Арначия, Тепе-Гаура, Самарра, а глубже в нагорье Ирана Тепе-Гиян, Тепе-Сиалк, Тепе-Гиссар, Туренг-Тепе - позволяют судить о характере развития племён, занимавшихся горно-ручьевым земледелием в период неолита и энеолита. Большинство из них вначале ещё опережало в своём.развитии племена, населявшие Двуречье, и только со второй половины IV тысячелетия население Двуречья быстро обгоняет своих соседей.

Лишь у эламитов в низовьях рек Каруна и Керхе классовое общество возникает.только немногим позже, чем в Шумере.

Памятники III тысячелетия свидетельствуют о том, что морским путём, шедшим по Персидскому заливу. Шумер был связан с другими странами. Клинописные тексты упоминают остров Дильмун и славившиеся золотом и чёрным деревом страны Маган и Мелухха. Только Дильмун со всей бесспорностью отождествлён с нынешними Бахрейнскими островами у берегов Восточной Аравии, поэтому мы не можем определённо сказать, как далеко простирались морские связи Двуречья. Однако эпические песни о путешествиях шумерских героев на восток, «за семь гор», и о дружеских отношениях с тамошним населением, а также печати с изображениями индийских слонов и знаками индийской письменности, которые найдены в поселениях Двуречья III тысячелетия до н. э., заставляют думать, что существовали связи с долиной Инда.

Менее определённы данные о древнейших связях с Египтом; однако некоторые особенности наиболее ранней энеолитической культуры Египта заставляют ряд исследователей предполагать наличие подобных связей, а отдельные историки предполагают, что в последней трети III тысячелетия до н. э. имели место военные столкновения Двуречья с Египтом.

Древнеишие поселения в Двуречье.

На примере истории народов Двуречья отчётливо видно, насколько влияние условий географической среды на ход исторического развития имеет относительный характер. Географические условия Двуречья почти не изменились за последние 6-7 тысячелетий. Однако если в настоящее время Ирак - отсталое, полуколониальное государство, то в средние века, до опустошительного монгольского нашествия в XIII в., а также в древности, Двуречье было одной из самых богатых и населённых стран мира. Расцвет культуры Двуречья, следовательно, невозможно объяснить только благоприятными природными условиями страны для земледелия. Если же заглянуть ещё дальше вглубь веков, то окажется, что та же самая страна в V и даже отчасти в IV тысячелетии до н. э. была страной болот и озёр, заросших тростниками, где по берегам и на островах ютилось редкое население, оттеснённое в эти гиблые места из предгорий и степей более сильными племенами.

Только с дальнейшим развитием неолитической техники и с переходом к веку металла древнейшее население Двуречья оказалось способным использовать те особенности географической среды, которые ранее были неблагоприятны. С усилением технической вооружённости человека эти географические условия оказались фактором, ускорившим историческое развитие селившихся здесь племён.

Древнейшие поселения, обнаруженные в Двуречье, относятся ещё к началу IV тысячелетия до н. э., к периоду перехода от неолита к энеолиту. Одно из этих поселений было раскопано под холмом Эль-Обейд. Такие холмы (телли) образовались на равнине Двуречья на месте древних поселений путём постепенного накопления строительных остатков, глины от сырцового кирпича и т. п. Население, жившее здесь, было уже оседлым, знало простейшее земледелие и скотоводство, однако охота и рыболовство всё ещё играли большую роль. Культура была сходной с культурой предгорий, но беднее. Было известно ткачество, гончарное дело. Преобладали каменные орудия труда, но уже начали появляться и изделия из меди.

Примерно к середине IV тысячелетия до н. э. относятся нижние слои раскопок Урука. В это время жители Двуречья знали культуры ячмоня и эммера, среди домашних животных были быки, овцы, козы, свиньи и ослы. Если жилища Эль-Обейда были преимущественно тростниковыми хижинами, то при раскопках Урука были найдены сравнительно крупные здания, сложенные из кирпича-сырца. К этому периоду, второй половине IV тысячелетия, относятся первые пиктографические (рисуночные) надписи на глиняных плитках («табличках») -древнейшие памятники письменности Двуречья. Наиболее древний письменный памятник Двуречья - маленькая каменная табличка - хранится в Советском Союзе в Государственном Эрмитаже (Ленинград).

К концу IV и самому началу III тысячелетия до п. э. относятся слои раскопок холма Джемдет-Наср, недалеко от другого древнего города Двуречья - Киша, а также более поздние слои Урука. Раскопки показывают, что здесь значительного развития достигло гончарное производство. Орудия из меди встречаются во всё большем количестве, хотя всё ещё широко применяются орудия из камня и кости. Уже было известно колесо и перевозка грузов осуществлялась не только вьюками, а по болотистой почве на санях, но и колёсным транспортом. Существовали уже построенные из кирпича-сырца значительные по размерам и художественному оформлению общественные сооружения и храмы (первые храмовые постройки появляются ещё в начале предшествующего периода).

Развитие земледелия.

Те шумерские племена, которые поселились в Двуречье, смогли уже в глубокой древности приступить в различных местах долины к осушению болотистой почвы и к использованию вод Евфрата, а затем и Нижнего Тигра, создавая основу ирригационного земледелия. Аллювиальная (наносная) почва долины была мягкой и рыхлой, а берега были низкими; поэтому можно было даже несовершенными орудиями труда сооружать каналы и запруды-водохранилища, дамбы и плотины. Проведение всех этих работ требовало большого количества рабочих рук, поэтому оно было не под силу ни отдельной семье, ни первобытной общине, ни даже небольшому объединению подобных общин. Оно становилось возможным на иной, более высокой ступени общественного развитая, когда происходило объединение многих общин.

Работы над созданием ирригационного хозяйства были возможны только при определённом уровне развития техники, но они в свою очередь неизбежно должны были содействовать дальнейшему развитию сельскохознйственной техники, а также усовершенствованию тех орудий, которыми пользовались при землекопном труде. На осушительных и оросительных работах начинают применяться орудия с металлическими частями. В связи с ростом ирригационного хозяйства более интенсивное использование металла должно было привести к весьма важным общественным результатам.

Рост производительности труда приводил к возможности производства прибавочного продукта, что создавало не только необходимые предпосылки для возникновения эксплуатации, но и влекло к выделению в общинах, ведущих первоначально коллективное хозяйство, сильных семей, заинтересованных в организации отдельных независимых хозяйств и стремящихся к захвату лучших земель. Эти семьи со временем составляют племенную аристократию, захватившую в свои руки управление племенными делами. Так как племенная аристократия обладала лучшим вооружением, чем рядовые общинники, то она стала захватывать большую часть военной добычи, что в свою очередь способствовало усилению имущественного неравенства.

Возникновение рабства.

Уже в период разложения первобытно-общинного строя шyмерские племена использовали рабский труд (упоминания о рабынях, а затем и рабах имеются в документах с периода культуры Джемдет-Наср), но использовали его в весьма ограниченных размерах. Первые ирригационные каналы прорывали свободные члены общин, но развитие ирригационного хозяйства большого масштаба потребовало значительного количества рабочей силы. Над созданием ирригационной сети и в дальнейшем трудились в порядке повинности и свободные представители общества, но на землекопных работах всё больше использовался труд рабов.

К работе по искусственному орошению города-победители привлекали и население покорённых общин. Об этом свидетельствует отражающая условия начала }