Основной категориальный аппарат дефектологии. Социокультурные идеи и концепции

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

АБИЛИТАЦИЯ - первоначальное формирование способности к чему-либо (habilis - быть способным к чему-либо). Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие oт реабилитации - восстановления способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.

АВТОМАТИЗМ - выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой А. являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. А. действий лежит в основе образования привычек, навыков.

АГНОЗИЯ - расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают А.:

1) зрительную, выражающуюся в нарушении процесса узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения;

2) тактильную, проявляющуюся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астериогнозия), нарушений узнавания собственного тела или представлений о строении тела (соматоагнозия);

3) слуховую, выражающуюся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи , что приводит к ее расстройству, или в нарушении способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

АГРАММАТИЗМ - общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, «телеграфный стиль» и пр.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ - слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.

АКУСТИЧЕСКИЙ - слуховой.

АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленные поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой период. Выделяют А. моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи).

АМБИДЕКСТРИЯ - умение одинаково владеть правой и левой рукой.

АМИМИЯ - отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры вследствие парезов, параличей и расстройств координации движений лицевой мускулатуры при различных заболеваниях центральной нервной системы, а также при парезах лицевого нерва.

АМНЕЗИЯ - нарушение памяти, при котором человек не может воспроизвести сформированные в прошлом представления и понятия. Различают две основные формы А.:

1) ретроградная А. проявляется в виде нарушений памяти на события, предшествующие заболеванию (травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания;

2) антероградная А. - нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания; может охватывать различные по длительности события и периоды.

АНАМНЕЗ - сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, истории развития болезни; используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения.

АНАРТРИЯ - тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

АНОМАЛИЯ - патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей.

АНТИЦИПАЦИЯ - замена предшествующих звуков последующими.

АПРАКСИЯ - нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга. Больной с явлениями А . способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (не может по заданию поднять руку, застегнуть пуговицы и т.п.). Выделяют следующие основные формы апраксии:

1) кинестетическая - распад нужного набора движений ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза;

2) пространственная (конструктивная) - нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта;

3) кинетическая (динамическая) - затруднения в выполнении серии последовательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций;

4) «лобная» регуляторная - нарушение подчинения заданной программе.

ческой, морфологической и синтаксической структур речи, понимании речи при сохранности движений речевого аппарата.

АФФЕРЕНТНЫЙ - приносящий, несущий к центру.

АФОНИЯ - отсутствие звучного голоса при сохранной шепотной речи. Наблюдается при острых и хронических заболеваниях гортани, воспалительных процессах, параличах гортанных мышц, опухолях, рубцовых изменениях голосовых связок (истинная или гортанная афония), а также при истерике и других неврозах (функциональная или истерическая А.). Непосредственная причина А. - несмыкание или неполное смыкание истинных голосовых связок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.

АФФРИКАТ - согласный звук, представляющий собой слитное сочетание смычного согласного с щелевым того же места образования.

БАТТАРИЗМ - патологически ускоренный темп речи, одна из разновидностей тахилалии. При Б. речевое дыхание нарушено, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечетко, не договариваются, «с захлебыванием», речь неразборчива. Нередко фонематическим недостаткам речи при Б. сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. - одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов.

БИЛИНГВИЗМ - см. двуязычие.

БРАДИКИНЕЗИЯ - общая замедленность движений.

БРАДИЛАЛИЯ - патологически замедленный темп речи с растягиванием гласных звуков , вялой, нечеткой артикуляцией. Синоним - брадифразия. Б. представляет собой частное проявление замедленных нервных процессов, общей вялости, заторможенности.

БРОКА ЦЕНТР - центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. При поражении Б.ц. человек не может произносить слова (моторная алалия и афазия). В осуществлении моторной функции речи кроме этой области принимают участие другие зоны коры мозга (премоторная и др.).

БУКВА - графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей. Одна и та же Б. может обозначать разные звуки. С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Одна Б. может передавать не один звук, а два, например, буквы я, е, ю. В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

БУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ - клиническое проявление заболевания продолговатого мозга. Отмечается поражение расположенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно-мозговых нервов - языко-глоточного, блуждающего, подъязычного. Нередко поражаются также лицевой и тройничный нервы. Б.п. характеризуется периферическим параличом мышц языка, губ, неба, глотки, голосовых связок, надгортанника и проявляется нарушением глотания - дисфагией.

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК - задненебный звук (например, г, к, х) .

ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный или глагольный.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР - участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, является центром восприятия речи. При поражении этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачивает способность восприятия смысла слов (сенсорная алалия и афазия).

ВЗРЫВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ - смычные согласные, при произношении которых смычка разрывается. Синонимы: мгновенные, экспозивные, смычно-взрывные согласные.

ВИБРАНТ - дрожащий согласный.

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ - речь в собственном смысле, т.е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение.

ВНИМАНИЕ - направленность психической деятельности на одни предметы и явления при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В. - наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможении остальных участков коры (закон отрицательной индукции нервных процессов). В. бывает произвольным и непроизвольным. Простейшей и начальной формой внимания, возникающего без специального намерения человека, является ориентировочный рефлекс. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель - обращать внимание на определенные объекты путем волевых усилий.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - скрытая, незвучная речь, различные виды использования языка (языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа В.р.:

1) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации;

2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах смысла (типа, программы) речевого высказывания и его содержательных частей.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из процессов памяти. Имеет место оживление в сознании прошлых воспоминаний, чувств, словесного материала, стремлений, действий, происходящих в результате активизации ранее образовавшихся систем временных связей, которые возникают в мозгу человека при отражении им действительности.

ВЫСОТА ТОНА - качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше

колебаний, тем выше звук, чем меньше колебаний, тем ниже звук.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей.

ГЕМИПЛЕГИЯ - паралич мышц одной половины тела. Неполная степень Г. носит название гемипареза.

ГЕНЕЗИС - происхождение.

ГИМНАСТИКА РЕЧИ - система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда.

ГИПЕРАКУЗИЯ - повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях.

ГИПЕРКИНЕЗ - чрезмерные непроизвольные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях коры, подкорковых образований головного мозга.

ГИПОАКУЗИЯ - понижение остроты слуха.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - звуки, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) почти при полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции положены следующие признаки: степень подъема языка, место его подъема, участие или неучастие губ. Г.з. могут быть сильными (под ударением) и слабыми в безударном слоге).

ГЛУХОНЕМОТА - отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи.

ГНУСАВОСТЬ - неприятный носовой оттенок звуков речи и голоса.

ГОЛОС - совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г. является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.

ГУБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ - согласные, образуемые сближением нижней губы с верхней.

ГРАФЕМА - основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой.

ДВУЯЗЫЧИЕ - одинаково совершенное владение двумя языками.

ДЕФЕКТ - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи.

ДЕПРИВАЦИЯ - недостаточное удовлетворение основных потребностей.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ - расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечается расстройство артикуляции, затруднение

в произношении согласных звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, смазанной, невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют дизартрию: бульбарную, псевдобуль-барную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.

ДИСГРАФИЯ - частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо осуществляется со стойкими, грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамматических правил. Выделяют следующие виды Д.: артикулярно-акустическую, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую. Д. обычно сопровождают расстройства устной речи (алалии, афазии, дизартрии, дислалии), наблюдается при тугоухости, олигофрении, но может возникать и самостоятельно.

ДИСЛАЛИЯ - расстройство звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По причинам возникновения различают Д. функциональную и механическую (органическую).

ДИСЛЕКСИЯ - частичное специфическое нарушение процесса чтения. При Д. наблюдаются замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких, а также замены графически сходных букв, искажения звуко-сло-говой структуры слов, аграмматизм, нарушения понимания прочитанного. Выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную. В основе Д. чаще всего лежат отклонения в устной речи , выражающиеся в ограниченном словаре, нарушениях грамматического строя речи, а также в дефектах фонематического восприятия и недостатках произношения звуков.

ДИКЦИЯ - четкое, внятное, выразительное произношение слов.

ЗАИКАНИЕ - расстройство коммуникативной функции речи, при котором плавность ее течения прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями, растягиванием отдельных слогов, слов. Обусловлено речевыми судорогами (клоническими, тоническими, смешанными).

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - нарушение нормального темпа психического развития детей.

ЗВУК РЕЧИ - элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - часть слова, кратчайшая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО - расстройство письменной речи, при котором написание букв и слов подобно отраженному в зеркале.

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ - инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - восприятие, понимание речи. Устная И. р. нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, письменная И.р. - в зрительном восприятии текста (чтении).

ИНВЕРСИЯ - обратный порядок слов.

ИННЕРВАЦИЯ - снабжение органов и тканей нервами.

ИНСПИРАЦИЯ - вдыхание.

ИТЕРАЦИЯ - повторение, запинки, повторы в речи.

КАТАМНЕЗ - сведения о больном после выздоровления.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ - ощущения положения и движения органов и частей собственного тела.

КОММУНИКАТИВНЫЙ - относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоционального, т.е. выражения печали, радости и других чувств, составляющих содержание некоммуникативных высказываний.

КОМПЕНСАЦИЯ - возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка.

КОНВЕРГЕНЦИЯ - изменение, выражающееся в сходстве или даже в совпадении разных звуков языка.

КОНТАМИНАЦИЯ - ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белок и желток - «белток»). Возникновению К. способствует смысловая и фонетическая близость слов. К. отмечается при алалии и афазии, но может встречаться и у здоровых людей в виде оговорок .

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА - (специальная педагогика, дефектология) относится к педагогическим наукам и изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ - исправление недостатков произношения звуков.

ЛАРИНГОСПАЗМ - судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок.

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ - боковой звук.

ЛЕПЕТ - голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. Появляется Л. обычно после гуления, в 5-6 месячном возрасте, состоит из различных сочетаний гласных и согласных звуков, как имеющихся в родном языке ребенка, так и отсутствующих в нем.

ЛОГОНЕВРОЗ - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи - заикания.

ЛОГОПАТ - человек с дефектной речью.

ЛОГОПЕД - учитель, занимающийся устранением дефектов речи у детей и взрослых.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ - специальное учреждение, в котором под руководством учителя-логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи.

ЛОГОПЕДИЯ - наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, раздел коррекционной педагогики.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ - место развития каких-либо явлений, процессов.

МАКРОГЛОССИЯ - разрастание мышц языка, редкая врожденная аномалия.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГЙЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.

МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯТОРНАЯ РЕЧЬ - вынужденная форма общения глухонемых людей, не владеющих словесной речью, самостоятельная, хотя и примитивная форма общения и мышления. Основой ее является система жестов, каждый из которых имеет свое значение . Используется также мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста.

МИОКЛОНИЯ - гиперкинез; быстрые и короткие подергивания отдельных мышц или мышечных групп.

МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА - изменение высоты голоса, связанное, в частности, с интонацией. М.г. страдает при тугоухости и особенно при глухоте, речь становится монотонной. При обучении используется звукоусиливающая аппаратура, специальные упражнения.

МОНОПЛЕГИЯ - паралич одной конечности.

МОТОРИКА - система двигательных реакций человека и животного.

МУТИЗМ - нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный характер, но иногда может продолжаться годами. В его основе лежит торможение речедвигательного анализатора как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель (непосильное требование, конфликт, обида и т.д.). Возникает у застенчивых, робких, неуверенных в себе детей. Иногда М. составляет часть общей картины психогенной травмы, например, при остром психическом шоке.

НАВЫКИ - автоматизированные действия.

НАЗАЛИЗАЦИЯ - приобретение звуками, в основном согласными, носового оттенка вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звуко-произношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н.р. - это нарушения вербальной коммуникации. Синонимы: расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология.

НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА - резкое затруднение в овладении графической формой речи, чаще всего связанное с общим недоразвитием речи у детей. Однако нередко встречаются отклонения в усвоении чтения и письма при нарушении только произносительной стороны речи. Основная задача в преодолении нарушений чтения и письма заключается в формировании у ребенка четких представлений о звуковом составе слов при одновременной коррекции произношения, в развитии навыков анализа и синтеза при восприятии и воспроизведении речевых звуков. Эта работа проводится на логопедических пунктах при массовых школах или в школах-интернатах для детей с нарушениями речи.

НЕВРОПАТИЯ - конституциональная нервность (повышенная возбудимость нервной системы).

ОНТОГЕНЕЗ - индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. В О. каждый организм проходит через последовательные периоды развития. Различают перинатальный, постна-тальный периоды развития индивидуума. Постнатальный период делится на период новорожденности и грудного возраста, детство и младший школьный возраст, пубертатный период, зрелость, старость.

ОПТИКО-ГНОСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ - неумение видеть в предметах целое, несмотря на способность улавливать отдельные признаки и свойства.

ОРГАНЫ РЕЧИ - различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. активные, подвижные проводят основную работу, необходимую для образования звука, - язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник. О. р. пассивные, неподвижные не способны к самостоятельной работе, при образовании звуков служат точкой опоры для активных органов - зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань.

ПАРАЛИНГВИСТЙЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - мимика, жесты.

ПАРЕЗ - неполная степень паралича или паралич в стадии обратного развития.

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ - слова понятные, знакомые, но не употребляемые в обычном речевом обращении.

ПАТОГЕНЕЗ - раздел патологии, изучающий внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни. Изучение П. имеет большое значение для практической медицины, разработки рациональных мер лечения.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ - болезненный, ненормальный.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - навязчивое, многократное повторение одних и тех же слов - образов памяти. П. нередко встречается в речи, при чтении вслух и письме при некоторых формах афазии.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА - первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих, у детей с нарушениями речи. Характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное первичное произносительное умение.

СИМПТОМОКОМПЛЕКС - группа симптомов, характерных для какого-либо заболевания. Синоним - синдром.

СИМУЛЬТАННЫЙ - процесс анализа и синтеза, имеющий определенный целостный (одновременный) характер.

СИНКИНЕЗИЯ - дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным. Существуют нормальные и патологические случаи синкинезий.

СИТУАТИВНЫЙ - обусловленный данной ситуацией.

СИНТАГМА - синтаксическая интонационно-смысловая единица.

СКАНДИРОВАННАЯ РЕЧЬ - чтение стихов с подчеркиванием их метра, искусственным выделением ударного слога в стопе. Ср. как особый прием используется в отдельных случаях на логопедических занятиях с заикающимися в случаях тахилалии. Нередко Ср. является стойким нарушением нормальной речи, обусловленным либо неправильным обучением (например, у глухих, слабослышащих), либо мозговым заболеванием.

СЛОВАРЬ РЕБЕНКА - запас слов, непрерывно импрессив-но увеличивающийся. Различают словарь, доступный только пониманию ребенка (пассивный), и словарь, который он употребляет в собственной речи (активный).

СЛОЖНЫЙ (КОМБИНИРОВАННЫЙ) ДЕФЕКТ - дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания.

СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ - недостаток речи, выражающийся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (например, вместо «шапка» произносит «сапка», вместо «санки» - «шанки»). С.з. - признак нарушения процессов овладения системой фонем. В норме этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 годам. К этому времени все звуки речи правильно произносятся и различаются детьми на слух. Под влиянием обучения грамоте С. з. преодолевается более чем в 60% случаев без специальной логопедической помощи. Однако, если это не происходит, С. з. может повлечь за собой биографию.

СОПРЯЖЕННАЯ РЕЧЬ - одновременное совместное произношение двумя и более лицами слов или фраз. Используется как разновидность репродуктивной речи при исправлении некоторых речевых нарушений. В силу своей доступности Ср. используется на первых этапах логопедической работы, особенно в традиционной методике преодоления заикания.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм, правил и ценностей.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

СУДОРОГИ КЛОНЙЧЕСКИЕ - быстро следующие одни за другими кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

СУКЦЕССИВНЫЙ - процесс анализа и синтеза, реализуемый по частям (последовательный), а не целостно.

СУРДОМУТИЗМ - глухонемота психогенного характера. Функциональное нарушение слуха и речи. С. носит временный, преходящий характер.

ТАКТИЛЬНЫЙ - осязательный.

ТАХИЛАЛИЯ - нарушение речи, которое выражается в чрезмерной быстроте ее темпа. В отличие от баттаризма, Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении остальных компонентов фонематического оформления, а также лексики и грамматического строя. Т. преодолевается путем логопедических занятий с использованием скандирования.

ТИК - непроизвольные, быстрые клонические сокращения мышц, повторяющиеся стереотипно, отличающиеся насильственным характером. При речевом тике больные иногда произносят бессмысленные слова или фразы. Течение тика хроническое, возможны ремиссии, иногда самопроизвольное прекращение тика.

ТРЕМОР - непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.

ТОРМОЖЕНИЕ - один из основных нервных процессов, противоположный возбуждению, активно задерживающий деятельность нервных центров или рабочих органов (мышц, желез). Т. имеет исключительное значение: оно участвует в регуляции жизненных функций организма, в частности в охранительной функции. При широком распространении Т. по коре полушарий головного мозга возникает сонливость, затем сон, когда Т. захватывает подкорковые образования.

ТУГОУХОСТЬ - стойкое понижение слуха, затрудняющее восприятие речи. Т. может быть выражена в различной степени: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Выделяют три степени Т.: легкую, среднюю и тяжелую. Дети, страдающие Т., обычно имеют отклонения в речевом развитии и воспитываются в специальных школах для слабослышащих.

УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ - врожденный дефект, заключающийся в укорочении языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. У. к. обычно служит причиной механической дислалии. Для растягивания уздечки языка с успехом применяются специальные логопедические упражнения - гимнастика языка. В таких случаях необходимость хирургического вмешательства отпадает.

УРАНОПЛАСТИКА - оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба.

ФАКТОР РИСКА - различные условия внешней или внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.

ФОБИЯ РЕЧИ - навязчивый страх речи, нередко встречающийся при заикании.

ФОНАСТЕНИЯ - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются быстрая утомляемость и прерывание (осечка) голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение). У младших школьников встречается иногда так называемая псевдофонастения - прерывание голоса от волнения, чаще всего при ответах на уроке.

ФОНЕМА - звук речи. В каждом языке имеется определенное количество фонем, противопоставляемых друг другу по своим акустическим признакам и используемых для различения слов. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

ЭКЗОГЕННЫЙ - возникающий по причинам, лежащим вне организма.

ЭКСПИРАЦИЯ - выдох, придыхание.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - внешняя форма речи, активное устное или письменное высказывание.

ЭКСТИРПАЦИЯ - радикальное удаление.

ЭМБОЛОФРАЗИЯ - искажение синтаксической конструкции фразы вследствие вставления добавочных звуков, слогов и слов, чаще всего: а, и, да, ну, вот, это, значит и т.п. Э. обычно наблюдается при таких сложных нарушениях речи, как заикание и афазия. Синонимы - эмболалия, речевой эмбол.

ЭНДОГЕННЫЙ - возникающий по причинам, лежащим во внутренней среде организма.

ЭТИОЛОГИЯ - учение о причинах возникновения болезни, каких-либо нарушений, иногда трактуется шире, включая предрасполагающие условия.

ЭФФЕРЕНТНЫЙ - уносящий, направляющийся от центра.

ЭХОЛАЛИЯ - патологическая склонность к повторению слов, звуков, вопросов, одна из форм эхопраксии; наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга. Э. встречается иногда и у нормально развивающихся детей, составляя один из ранних этапов становления их речи.

ЯЗЫК - 1) система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связанным в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Он образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

2) разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач.

Не предусмотрен


РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение

1. Реабилитация - применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения. В испаноязычных и франкоязычных странах используется тер" мин "реадаптация".

Абилитцция - первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит быть способным к чему либо.

По мнению Н.М, Назаровой, абилитацию целесообразно применять по отношению к детям раннего носаста с отклонениями в развитии.

Создание адекватных условии, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, возможно на основе коррекции, компенсации и социализации (Е.А. Стребелева).

Коррекция (от лат. - исправление) - система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.

Компенсация (от лат. - возмещенное, уравниваемое) - сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Социализация (от лат. 5осю1к - общественный) - формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Она связана с выработкой у него адекватного отношении к социальным ценностям. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.

4. Термины, используемые в области специального образования (по Н.М. Назаровой):

специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;

лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

лицо с особыми образовательными потребностями - лицо, нуждающееся в специальной педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии;

недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого и педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого;

Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание;

психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержки психического развития, создающие трудности в обучении;

сложный недостаток - совокупность физических и (или) психологических недостатков;

тяжелый недостаток - физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков:

специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицин скис, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;

специальное (коррекционно) образовательное учреждение - образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Концептуальные идеи адаптивной школы
Без определения, понимания и переосмысления концептуальных идей сегодня уже практически невозможно обоснованно спроектировать образовательный процесс в школе и управление им. Концептуальные идеи позволяют соотнести поставленные школой стратегические задачи и реальное состояние деятельности ученичес...

Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах
1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями - современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся: ООН - перечисленные выше документы - Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декла...

Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. На третьем этапе отбираются задания и создают тесты, повышаются качество и эффективность теста. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на...

Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий Ирина Константинова

Коррекция нарушений функций третьего функционального блока мозга

Третий блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Он обеспечивает организацию активной, сознательной психической деятельности – это регуляция поведения, составление плана и программы действий и контроль за их выполнением. С ребенком, не способным произвольно регулировать свое поведение, невозможно заниматься, сидя долгое время за столом и ожидая, что он будет выполнять задания, которые не обязательно его заинтересуют – он не будет сидеть, слушать педагога, делать то, что не хочется. Поэтому основным средством для детей с тяжелыми нарушениями развития (по крайней мере, на первых этапах работы) является доступная им игра.

Непроизвольная концентрация и удержание внимания. На первом этапе занятий у ребенка, как правило, отмечаются выраженные нарушения произвольной регуляции деятельности, часто – полевое поведение. Он еще не способен ни к индивидуальным, ни, тем более, к групповым занятиям, где требуется концентрация внимания в течение определенного времени, выполнение инструкций, стремление к достижению результата.

На этом этапе важно найти ту деятельность, к которой ребенок способен и которая ему нравится – это может быть простая манипулятивная игра, некоторые дети могут сосредоточиться на сенсорных ощущениях или определенное время внимательно слушать музыку. Педагог присоединяется к этой деятельности и создает условия, в которых ребенок внимателен и сосредоточен (сначала в течение нескольких секунд, постепенно время активного внимания увеличивается). Для ребенка не представляет трудности внимательно наблюдать за педагогом или выполнять определенные операции, поскольку эта деятельность выбрана именно с учетом его предпочтений. Если занятия проводятся регулярно и это приятное переживание постоянно повторяется, ребенок запоминает комфортную ситуацию, стремится повторить это ощущение, ждет, когда снова наступит время занятия.

На других занятиях специалисты также наблюдают за поведением ребенка и определяют, какие игрушки, картинки, песни, спортивные снаряды ему нравятся, на чем он может сосредоточиться на некоторое время. Результаты этих наблюдений необходимо учитывать при составлении программы занятий данного ребенка и группы, которую он посещает.

Введение простой программы, контролируемой педагогом. Постепенно ребенок начинает замечать и другие ощущения и переживания, связанные с уже привычной деятельностью – у педагога появляется больше средств привлечь и удержать его внимание. Кроме того появляется возможность выбора: можно катать машину, слушая звук колес по полу или по ковру, можно прятать и искать эту же машину в комнате, можно нагружать ее разными игрушками, горохом, песком и т.д. – ребенок произвольно выбирает из освоенного репертуара игр определенную, наиболее привлекательную в данный момент.

Игра, доступная ребенку, постепенно усложняется – в ней появляются новые детали, она занимает большее время, чем в начале занятий. Знакомые операции объединяются в простую последовательность, которая постепенно усваивается ребенком. Появляется программа действий, выполнение которой сначала контролирует педагог.

Составление программы действий совместно с ребенком. В определенный момент у ребенка снова появляется выбор: совершать усвоенные операции можно в разном порядке. Например, можно сначала провезти машину по полу, прислушиваясь к шуму колес, а потом высыпать кубики из кузова и послушать этот звук; а можно сделать по-другому: из кубиков построить дорогу (по ней машина поедет с другим звуком), а возить в этой машине песок (его также можно нагружать и высыпать). Сложные операции, недоступные пока ребенку, почти полностью осуществляет педагог, но у ребенка есть возможность помочь ему, подключившись к работе. Выбор же игры (а вместе с ним и составление программы действий) теперь переходит к ребенку – это требует от него активного планирования, но одновременно делает игру интересной именно ему (раньше педагог решал, что будет ребенку приятно, и не всегда его предположение оказывалось верным).

Усложнение программы. Когда ребенок может удержать и выполнить простую программу, педагог предлагает ему изменить игру, добавив еще несколько привлекательных деталей. Это возможно, если ребенок доверяет взрослому и знает, что тот предлагает интересные вещи, а не скучные задания. Игра при этом также получается интересной, ребенок согласен в ней участвовать, но для этого ему надо удержать и последовательно выполнить несколько определенных действий: построить дорогу (иначе машина завязнет в болоте), нагрузить ее (выбрав, что именно она повезет), посадить в кабину шофера, провезти машину по дороге и выгрузить игрушки. На следующем этапе количество деталей снова увеличится: машина будет по дороге заезжать на заправку, останавливаться у светофора и т.д. Часть деталей будет предлагать педагог, другие – придумывать сам ребенок, придерживаясь выбранного сюжета. Важно, чтобы требования педагога подчинялись контексту выбранной игры, чтобы он мог объяснить ребенку, почему нужно одеть куклу именно в такую одежду (потому что на улице дождик, без плаща она промокнет) и т.д., чтобы ребенок принял эти требования.

Действия, которые включены в игру, также усложняются: на дороге появляются развилки, так что надо решить, куда повернуть (или выполнить инструкцию педагога); сама дорога состоит из кубиков разного цвета (чтобы построить правильную дорогу, надо чередовать цвета); в кабине могут ехать только «живые» пассажиры (куклы или животные), остальные игрушки являются грузом и кладутся в кузов и т.д. Ребенок выполняет эти указания педагога, зная, что после этого будет играть в знакомую интересную игру.

Выбор заданий всегда зависит от интересов ребенка и на этом этапе тесно связан с сюжетом игры. Ребенок еще не готов выполнять задания, как это делает школьник на уроке, но может прислушаться к совету взрослого, который подсказывает, как интереснее играть. При этом условии ребенок способен сосредоточиться и выполнить действия, которые раньше не пытался осуществить.

Переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом. По мере развития произвольной регуляции собственного поведения и способности к самоорганизации ребенок может выполнять все больше предложений и инструкций педагога. Сначала все они подчинены общей игре, ребенок выполняет их, потому что игра от этого становится интереснее. Постепенно задания «удаляются» от игры, но их содержание все еще связано с сюжетом: ребенку предлагается нарисовать машину, в которую он так любит играть, вспомнить, что еще может ездить по дороге и т. д.

Постепенно у ребенка появляются любимые задания, которые он выполняет с особенным удовольствием. Это уже не игры, в которых участников интересует процесс, а задания, направленные на достижение результата (собранная или нарисованная картинка, бусы, придуманная история). Важно показать ребенку, что педагог доволен этим результатом, вовремя похвалить ребенка, а если возникли сложности – оказать необходимую помощь.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Вейкко Тэхкэ

Неудача проработки потери функционального объекта Как уже подчеркивалось, попытки разрешить проблему потери функциональных элементов объекта посредством структурообразующих идентификаций затруднены или не допускаются прежде всего вследствие сепарационной тревоги,

Из книги Как избавиться от бессонницы автора Людмила Васильевна Бережкова

Коррекция нарушений сна при перелетах на большие расстояния Каким образом следует приспособиться к разнице во времени при перелетах из одного часового пояса в другой? Для жителей нашей страны это актуальная проблема, потому что Россия, простираясь с востока на запад,

Из книги Управление телом по методу Пилатеса автора Гордон Томсон

Коррекция распространенных нарушений осанки Возможно, некоторые из перечисленных ниже признаков нарушения осанки вы обнаружите и у себя. В таком случае вам следует обратиться за консультацией к опытному инструктору пилатеса. Возможно, ваш врач диагностировал у вас

Из книги Нервные болезни автора М. В. Дроздова

9. Функции головного мозга и возможные нарушения этих функций К высшим мозговым функциям относятся речь, гно-зис и праксис.Речевая функция тесно связана с функциями письма и чтения. В их осуществлении принимает участие несколько анализаторов, таких как зрительный,

Из книги Нервные болезни: конспект лекций автора А. А. Дроздов

ЛЕКЦИЯ № 9. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Синдромы нарушений васкуляризации в сосудистых бассейнах головного и спинного мозга Кровоснабжение головного мозга осуществляется позвоночными и внутренними сонными артериями. От последней в полости черепа

Из книги Стресс и стрессустойчивость человека автора Василий Яковлевич Апчел

2.2. Регуляторы и уровни функционального состояния Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих уровень и особенности функционального состояния. Н. Н. Данилова (1985) выделяет 5 групп явлений, регулирующих функциональные

Из книги Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий автора Ирина Константинова

Коррекция нарушений функций первого функционального блока мозга Первый – энергетический – функциональный блок мозга обеспечивает оптимальный уровень тонуса нервной системы, поддержание необходимого состояния бодрствования. Только при его полноценной работе

Из книги Энциклопедия лечебных движений при различных заболеваниях автора Олег Игоревич Асташенко

Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга Второй функциональный блок мозга является блоком приема, переработки и хранения информации. Работа соответствующих анализаторных систем позволяет нам видеть, слышать, а также запоминать и

Из книги Капремонт для позвоночника автора Олег Игоревич Асташенко

Лечебные движения для восстановления двигательных функций и при болях в спине Восстановление двигательных функций Упражнений для восстановления позвоночника очень много. Их можно либо придумать самому, либо найти в самых разных видах гимнастики. Однако и простые

Из книги Правильное лечение простуды и гриппа как профилактика неизлечимых заболеваний автора Александр Иванович Суханов

Лечебные движения для восстановления двигательных функций и при болях в спине двигательных функций Восстановление двигательных функций Упражнений для восстановления позвоночника очень много. Их можно либо придумать самому, либо найти в самых разных видах гимнастики.

Из книги Основы интенсивной реабилитации. ДЦП автора Владимир Александрович Качесов

Глава 5 Эффективная коррекция острых нарушений физического

Из книги Диетология: Руководство автора Коллектив авторов

Глава 8. О ДИСТРОФИЧЕСКИХ и ДИСПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ ПРИ ДЦП. «СИНДРОМ КОРОТКИХ МЫШЦ». КОРРЕКЦИЯ ДИСПЛАСТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 8.1. ДОПОЛНЕНИЕ К ПАТОГЕНЕЗУ ДИСТРОФИЧЕСКИХ И ДИСПЛАСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРИ

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян

Глава 6 Роль витаминов в питании и коррекция нарушений витаминного обмена Витамины – низкомолекулярные органические соединения различного строения, необходимые для поддержания жизненных функций организма. Человек и животные не синтезируют их или синтезируют в

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Фармакологическая коррекция нарушений гемопоэза и гемостаза Средства, влияющие на гемопоэз При лейкопениях, вызванных рентгено- и радиотерапией, химиотерапией злокачественных новообразований, а также при лейкопениях, сопровождающих различные заболевания, применяют

Из книги автора

Фармакологическая коррекция нарушений некоторых физиологических показателей системы кровообращения Средства, влияющие на возбудимость, проводимость сердечной мышцы и ритм сердечных сокращений Сердечный ритм зависит от автоматии, возбудимости и проводимости

Таблица 1.2

Основные термины дефектологии

Определение

Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физи­ческих и (или) психических нарушений

Возмещение в той или иной мере нера:шитых, нарушенных или утраченных функций и состоянии м счет перестройки или усиленного использования сохранных функции

Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами

Восстановление нарушенных функций организма и трудо­способности, достигаемое применением комплекса меди­цинских, педагогических и социальных мероприятий Первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития) Двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы со­циальных связей индивидом


Понятие коррекции является центральным в дефектологиче­ской науке. Вся история специальной (коррекционной) педагогики может быть представлена как история развития теории и практики коррекцпонной работы. Широко известны коррекционные систе­мы и концепции Эдуарда Сегепа (1812-1880), Марии Монтессори (1870 1!)Г)2), ОнпдаДекроли (1871-1933), Л.С. Выготского (1896-1934), Л.II. Граборова (1885-1949) и др.

Коррекция может носить как непосредственный, так и опосредо­ванный характер. В этой связи принято различать прямую коррек­цию (непосредственное использование специальных дидактических материалов и приемов воздействия) и косвенную (весь процесс обу­чения имеет корригирующее значение, основными путями являют­ся уточнение и исправление имеющегося опыта и формирование нового).

Реализация корригирующего воздействия требует использо­вания разнообразных средств. Все средства коррекции условно можно разделить па традиционные (игра, учеба, труд, внекласс­ная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия) и нетрадиционные (альтерна­тивные: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего -игры конструктивного содержания), ароматераиия, иппотерапия (от греч. «иппо» - лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др.).

Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом. Альтернативные сред­ства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями (Т.В. Варснова). Выбор средств коррекции предполагает опору на социально значимое содержание материала.

По мнению В.П. Кащенко, основу педагогической коррекции слагают следующие положения:

Организация своеобразной детской среды, предполагающей
учет «маленького мира, в котором живет ребенок»;

Действенность педагогических средств, которыми владеет пе­
дагог;

Постоянное непрерывное изучение ребенка;

Совместная работа различных специалистов (врачи, педагоги,
психологи).

Мнения авторов единодушны в понимании значимости ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с осо­бенностями психофизического развития: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти


двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Раннее начало коррекционной работы позволяет более эффективно компенсиро­вать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. Своевременная по­мощь и коррекция дают исключительную возможное!]) «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.

Как отмечает В.Г. Петрова, раннее выявление детей с особен­ностями психофизического развития прежде всего должно прово­диться в семьях с «повышенным» риском, к числу которых можно отнести семьи, где уже есть:

Ребенок с нарушениями развития;

Члены семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети) с нарушениями

развития любого вида;

Дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфик­
сию, травму, нейроинфекцию и т.д.;

Родители, которые подвергались радиационному облучению,
жили в неблагоприятной экологической обстановке, работали в
опасных для здоровья условиях химической промышленности;

Матери, во время беременности перенесшие острое инфекци­
онное заболевание, тяжелый токсикоз, травму;

Один из родителей - наркоман или страдает алкоголизмом.
Ранняя коррекционная помощь предполагает:

Максимально раннее выявление и диагностику нарушения в

развитии;

Сокращение разрыва между моментом обнаружения наруше­
ния в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекцион­
ной помощи;

Обязательное включение родителей в коррекционный процесс;

Коррекционное воздействие на все сферы развития ребенка и
создание необходимых условий для развития его личности.

Одной из форм ранней коррекции является система педагоги­ческого патронажа детей раннего возраста (от рождения до 3 лет), получившая широкое распространение во многих странах мира (США, 1970). По определению Л.И. Аксеновой, патронаж: - это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановитель!ним лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Квалифицированный педагог один раз в неделю посещает семью, составляет программу педагогической деятельности родителей на


семь предстоящих дней, обучает их всем основным действиям (по­казывает как организовывать наблюдения, фиксировать результаты в специальных печатных формах), контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, обеспечивает дидактическими посо­биями и развивающими игрушками из игротеки, организованной по принципу работы библиотек.

Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж) становится ведущей формой организации ранней коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития и в нашей стране. МСП-натронаж реализуется как широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с ОПФР. Эта помощь осуществляется в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

МСП-патронаж включает: диагностику, помощь в выборе об­разовательной траектории, проектирование индивидуальных кор-рекционных и реабилитационных программ, первичную помощь в реализации планов.

Таким образом, коррекцию можно рассматривать как особым образом организованное психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое но отношению к группам повышенного риска и на­правленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как пси­хологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отноше­ний ребенка со средой.

Сущность процесса компенсации (от лат. compensatio - возмеще­ние, уравновешивание) заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействует патологическому процессу (Т.В. Варенова). Когда оптимальный результат достигнут, мобили­зация защитных механизмов прекращается.

Нарушение оказывает на развитие ребенка двойственное влия­ние: с одной стороны, оно затрудняет нормальное протекание дея­тельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Это обстоятельство подчеркивал Л.С. Выготский, говоря: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсаторные механизмы зависят от характера нарушения, времени и степени повреждения функции, ряда психологических


факторов (осознание нарушения, установка на компенсацию и др.), а также своевременности оказания квалифицированной помощи. Без способности высшей нервной деятельности (ВНД) к мобили­зации своих резервных возможностей эффективная педагогическая работа затруднена и чем эффективнее коррекционно-развивающая; деятельность, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в центральной нервной системе (ЦНС).

Компенсация, как указывает Л.С. Выготский, может быть биоло­гической и социальной.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения со­стояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных за­нятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается i декомпенсация, т.е. рецидив (повторение, возврат) функциональ--■" ных нарушений. Этот феномен психики необходимо учитывать в * педагогическом взаимодействии. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.

От явлений компенсации следует отличать феномен псевдоком­пенсации, т.е. мнимые, ложные приспособления, вредные образова­ния, возникающие в результате реакции человека на тс или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей (вызывающее поведение ребенка при невозможности привлечь к себе внимание другими способами).

Коррекция и компенсация тесно связаны с реабилитацией (вос­становление), которая включает меры по обеспечению и (или) вос­становлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В документах ООН термин «реабилитация» означает «процесс, имеющий целью помочь инва­лидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддер­живать его, предоставив тем самым средства для изменения их жиз­ни и расширения рамок независимости».

Основным принципом работы всех специальных образователь­ных учреждений является коррекционная направленность обуче­ния.

Помимо рассмотренных понятий, составляющих основу катего­риального аппарата научного поля дефектологии, закон «Об обра­зовании лиц с особенностями психофизического развития (специ-

альном образовании)» определяет ряд терминов, которые исполь­зуются в обозначении различных явлений. Среди них:

специальное образование - процесс обучения и воспитания лиц
с особенностями психофизического развития, включающий спе­
циальные условия для получения соответствующего образования,
оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и инте­
грацию указанных лиц в общество;

лицо с особенностями психофизического развития - лицо, име­
ющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствую­
щие получению образования без создания для этого специальных
условий;

ребенок с особенностями психофизического развития - лицо с
особенностями психофизического развития в возрасте до восемнад­
цати лет;

физическое и (или) психическое нарушения - отклонения от
нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержден­
ные в порядке, установленном законодательством;

множественные физические и (или) психические нарушения -
два и более физических и (или) психических нарушений, подтверж­
денных в порядке, установленном законодательством;

тяжелые физические и (или) психические нарушения - физиче­
ские и (или) психические нарушения, подтвержденные в порядке,
установленном законодательством, выраженные в такой степени,
что получение образования в соответствии с образовательными
стандартами (в том числе специальными) является недоступным и
возможности обучения ограничиваются получением основ знаний
об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания,
получением элементарных трудовых навыков и элементарной про­
фессиональной подготовки;

ранняя комплексная помощь - система мер, включающая вы­
явление, обследование, коррекцию физических и (или) психиче­
ских нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с осо­
бенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с
психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях се­
мьи, учреждений образования и организаций здравоохранения;

психолого-медико-педагогическое обследование - изучение с ис­
пользованием специальных методов и методик индивидуальных
особенностей личности ребенка, развития его познавательной и
эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и со­
стояния здоровья в целях определения специальных условий для
получения образования;



специальные условия для получения образования - условия обу­
чения и воспитания, в том числе специальные учебные программы
и методики обучения, индивидуальные технические средства обу­
чения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная
среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские,
социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или за­
труднено освоение соответствующих учебных программ лицами с
особенностями психофизического развития;

учреждение образования общего типа - учреждение образова­
ния, созданное для обучения и воспитания лиц, не имеющих физи­
ческих и (или) психических нарушений, препятствующих получе­
нию образования без создания специальных условий;

специальное учреждение образования - учреждение образова­
ния, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями
психофизического развития;

обучение на дому - организация специального образования,
при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с
особенностями психофизического разиития, по состоянию здоровья
временно или постоянно не посещающим учреждение образования,
осуществляется на дому.

Таким образом, становится очемидпым, что дефектология имеет специфический категориальный аппарат, отражающий основные процессы и явления научного ноля.

Вопросы и задания для самопроверки

1.4см вызвана дискуссия по поводу нецелесообразности использования понятия «дефектология >>?

2. Назовите основные предметные области дефектологии и их содержание.

3. Каковы цели и задачи дефектологической пауки?

4. Назовите основные социокультурные концепции дефектологии и рас­
кройте их сущность. Какие факторы обусловливают пересмотр этих концеп­
ций?

5. Перечислите основные категории дефектологии и раскройте сущность
каждой из них.

6. Проведите сравнение процессов коррекции и компенсации, сформулиро­
вав предварительно сравнительные параметры.

7. В чем принципиальное различие процессов псевдокомпенсации и деком­
пенсации?

8. По каким признакам семья может быть отнесена к группе «повышенного
риска» в рождении ребенка с особенностями психофизического развития?


(ГПО.

История становления и развития специального образования на территории Белоруссии имеет свои особенности. Исследователь

исторических корней и оснований становления и развития системы специального образования И.М. Бобла отмечает, что:


  • специально организованного государственного призрения де­
    тей с особенностями психофизического развития в дореволюцион­
    ной Белоруссии не существовало ;

  • определяющую роль в обосновании необходимости и возмож­
    ности обучения детей с ОПФР сыграли контакты белорусских пе­
    дагогов с Я.А. Коменским, деятельность профессоров Виленского
    университета (Я. Снядецкого и др.), взгляды русских просветите­
    лей (А. Радищева и др.) и практика работы дефектологов России;

  • специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и
    слепых детей были открыты в конце XIX - начале XX в. (Минск,
    Витебск, Гомель).
Призрение и лечение престарелых и больных, в том числе и лиц с отклонениями в психофизическом развитии, было в ведении приказов общественного призрения: Могилевского (1781), Мин­ского (1796), Витебского (1802), Гродненского (1805), Виленского (1808).

Среди первых специалистов-дефектологов были сурдопедаго­ги и логопеды М.Я. Нисневич, СО. Окунь (Минское училище для глухонемых и заикающихся детей - 1888 г.), И.О. Васютович (Ви­тебская школа глухонемых - 1896 г.), P.P. Слиозгер (индивидуаль­ное обучение глухонемых в Гомеле - 1902 г., школа глухонемых в Минске - 1908 г.). Тифлопедагогической практикой занимались И.У. Зданович, И.В. Георгиевский, К.С. Болтуць (Минское учили­ще для слепых мальчиков - 1897 г.). Школ для детей с нарушения­ми интеллекта до революции в Белоруссии не было.

Материалы переписи населения 1897 г. свидетельствуют о том, ЧТО в Белоруссии проживало свыше 7 000 аномальных детей.

В 1920 г. были созданы школы для глухонемых и умственно от­сталых детей в Витебске, детские дома для умственно отсталых де­тей в Гомеле и Могилеве, а в 1921 г. открылся детский дом для ум-СТпеппо отсталых детей в Минске.

Формирование системы специального образования в Бело­руссии потребовало подготовки кадров дефектологов. Ведущими формами подготовки и переподготовки кадров являлись курсы, Спадаиаемые на базе лучших специальных учреждений, и заочное обучение педагогов республики на дефектологических факультетах Myuou России.

По данным И.М. Боблы, в 1940/41 учебном году в Белоруссии работали 32 специальные школы: 18 - для детей с нарушением слу-

ха, 10 - для умственно отсталых детей, 3 - для слепых, 1 - для детей с расстройствами слуха и речи. В них обучалось около 3 000 воспи­танников и работало свыше 300 педагогов.

Сразу после освобождения территории Белоруссии от фашист­ских оккупантов Постановлением СНК БССР от 09.10.1944 г. №659 была определена сеть школ для глухонемых и слепых детей: 11 школ на 1 400 учащихся. К марту 1945 г. в республике действовало 5 школ для глухонемых (Мстиславль, Бобруйск, Гомель, Ошмяны, Ново-грудок) и школа для слепых (д. Поречье, Гродненская обл.). Осенью 1945 г. открылась республиканская школа для детей с расстройства­ми слуха и речи в Кобрине (Брестская обл.), а в 1949 г. была уком­плектована первая вспомогательная школа в Витебске.

В 60-х годах появились новые для Белоруссии типы школ: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорпо-двигателыюго аппарата (1964), для детей с тяжелыми нарушениями речи (1966).

Подготовка профессиональных специалистов для системы спе­циального образования в Белоруссии началась в 1960 г., когда в Минском педагогическом институте им. A.M. Горького было от­крыто отделение дефектологии, которое в 1976 г. было преобразова­но в дефектологический факультет (ныне факультет специального образования).

80-е годы характеризуются значительным расширением сети учебных заведений для различных категорий детей с ОПФР: в 1980 г. открываются школы для детей с задержкой психического развития, увеличивается число логопедических пунктов при общеобразова­тельных школах и поликлиниках, стационаров при сурдологиче-ских кабинетах и диспансерах , при Республиканском центре пато­логии слуха, голоса и речи.

Сегодня в Республике Беларусь проблемы обучения и воспи­тания детей с особенностями психофизического развития име­ют государственный характер, права этих лиц защищены законом «Лб правах дзщя!н» (1992) и законом «Об образовании лиц с осо­бенностями психофизического развития (специальном образова­нии)» (2004).

1.1.3. Социокультурные основы дефектологии

В истории развития человеческой цивилизации отношение об­щества к людям с особенностями психофизического развития сло­жилось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отво-

дились, и проявлялось в манере обращения с ними. Назовем неко­торые из таких «ниш» или моделей.

«Больной человек» (сущность: лица с особенностями психофи­зического развития - больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Следует помнить, что образовательные программы для таких людей должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Эта модель стимулировала развитие научных исследований в области клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных спосо­бов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В совре­менных условиях эта модель недостаточна, так как сама по себе является ограничителем возможностей человека с особенностями психофизического развития.

«Недочеловек» (сущность: человек с особенностями психофи­зического развития рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному). Модель лежала в основе применения негуманного обращения но отношению к та­ким лицам.

«Угроза обществу» (сущность: некоторые категории лиц с осо­бенностями психофизического развития представляют угрозу об­ществу). Модель опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в уда­ленных местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обу­чение либо отсутствовало, либо было недостаточным.

«Объект жалости» (сущность: к человеку с особенностями пси­хофизического развития относятся как к маленькому ребенку, ко­торый не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). Глав­ной задачей модели является только защита человека с ОПФР от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

«Объект обременительной благотворительности» (сущность модели состоит в том , что траты па содержание лиц, имеющих раз­личные нарушения, рассматриваются как экономическое бремя, ко­торое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказывае­мой помощи).

«Развитие» (сущность: общество ответственно за более пол-нос 1 развитие ребенка с ОПФР). Модель подчеркивает наличие у

лиц с особенностями психофизического развития способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям: человек с особенностями психофизического развития имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в сиогм доме, выбирать друзей и дружить с ними, право 6i.li I. желанным членом общества, право быть таким, как" нее).

Становление п развитие дефектологической науки основыва­лось на различных социокультурных идеях и концепциях, опреде­лявших отношение общества к лицам с особенностями психофизи­ческого развития (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Социокультурные идеи и концепции


Концепция

Сущность

Концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофи­зического развития (конец XIX - начало XX в.)

Идея социальной полезности человека; идея ценности специального образования (приобще­ние к труду путем коррекции и компенсации дефекта)

Идея расовой биологии (расовой гигиены)

Бесполезность поддержки лиц с особенностя­ми психофизического развития, стерилизация и физическое уничтожение «неполноценных» людей

Патерналистская концепция

Приоритет интересов общества над интересами личности; «иторосортность» и малоцешюсть людей с особенностями психофизического раз­вития; организация обучения в отдельных обра­зовательных учреждениях; слабая социальная и профессиональная защищенность инвалидов ; формирование иждивенческих установок у лю­дей с ограниченной трудоспособностью

Современная концепция социальной реабилитации лицсОПФР

Приоритет интересов личности над интересами общества; независимый образ жизни личности

На современном этапе ведущими направлениями новой пара­ дигмы дефектологии являются:

гуманизация - цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценной и достойной жизнь человека с особен­ностями психофизического развития (включеиие в социальные от­ношения, поддержка становления индивидуальности и т.д.);

фундаментализация - философско-категориальный анализ,
переосмысление и уточнение общих параметров и различий нормы

и патологии;

интеграция - формы совместного обучения и воспитания де­
тей с особенностями психофизического развития с их здоровыми

сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод об исторической, куль­турно-экономической детерминированности социокультурных основ дефектологии. Современный этап развития дефектологиче­ской науки тесно связан с процессами интеграции лиц с ОПФР в общество.

1.1.4. Основной категориальный аппарат дефектологии

Таблица 1.2

Основные термины дефектологии

Термин Коррекция

Компенсация

Адаптация

Реабилитация

Абилитация

Социализация


Определение

Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физи­ческих и (или) психических нарушений

Возмещение в той или иной мере нера:шитых, нарушенных или утраченных функций и состоянии м счет перестройки или усиленного использования сохранных функции

Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами

Восстановление нарушенных функций организма и трудо­способности, достигаемое применением комплекса меди­цинских, педагогических и социальных мероприятий Первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития) Двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы со­циальных связей индивидом

Понятие коррекции является центральным в дефектологиче­ской науке. Вся история специальной (коррекционной) педагогики может быть представлена как история развития теории и практики коррекцпонной работы. Широко известны коррекционные систе­мы и концепции Эдуарда Сегепа (1812-1880), Марии Монтессори (1870 1!)Г)2), ОнпдаДекроли (1871-1933), Л.С. Выготского (1896-1934), Л.II. Граборова (1885-1949) и др.

Коррекция может носить как непосредственный, так и опосредо­ванный характер. В этой связи принято различать прямую коррек­ цию (непосредственное использование специальных дидактических материалов и приемов воздействия) и косвенную (весь процесс обу­чения имеет корригирующее значение, основными путями являют­ся уточнение и исправление имеющегося опыта и формирование нового).

Реализация корригирующего воздействия требует использо­вания разнообразных средств. Все средства коррекции условно можно разделить па традиционные (игра, учеба, труд, внекласс­ная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия) и нетрадиционные (альтерна­тивные: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего -игры конструктивного содержания), ароматераиия, иппотерапия (от греч. «иппо» - лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др.).

Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом. Альтернативные сред­ства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями (Т.В. Варснова). Выбор средств коррекции предполагает опору на социально значимое содержание материала.

По мнению В.П. Кащенко, основу педагогической коррекции слагают следующие положения:


  • организация своеобразной детской среды, предполагающей
    учет «маленького мира, в котором живет ребенок»;

  • действенность педагогических средств, которыми владеет пе­
    дагог;

  • постоянное непрерывное изучение ребенка;

  • совместная работа различных специалистов (врачи, педагоги,
    психологи).
Мнения авторов единодушны в понимании значимости ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с осо­бенностями психофизического развития: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти

двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Раннее начало коррекционной работы позволяет более эффективно компенсиро­вать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. Своевременная по­мощь и коррекция дают исключительную возможное!]) «сгладить» недостатки и проблемы в развитии , а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.

Как отмечает В.Г. Петрова, раннее выявление детей с особен­ностями психофизического развития прежде всего должно прово­диться в семьях с «повышенным» риском, к числу которых можно отнести семьи, где уже есть:


  • ребенок с нарушениями развития;

  • члены семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети) с нарушениями
развития любого вида;

  • дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфик­
    сию, травму, нейроинфекцию и т.д.;

  • родители, которые подвергались радиационному облучению,
    жили в неблагоприятной экологической обстановке, работали в
    опасных для здоровья условиях химической промышленности;

  • матери, во время беременности перенесшие острое инфекци­
    онное заболевание, тяжелый токсикоз, травму;

  • один из родителей - наркоман или страдает алкоголизмом.
    Ранняя коррекционная помощь предполагает:

  • максимально раннее выявление и диагностику нарушения в
развитии;

  • сокращение разрыва между моментом обнаружения наруше­
    ния в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекцион­
    ной помощи;

  • обязательное включение родителей в коррекционный процесс;

  • коррекционное воздействие на все сферы развития ребенка и
    создание необходимых условий для развития его личности.
Одной из форм ранней коррекции является система педагоги­ческого патронажа детей раннего возраста (от рождения до 3 лет), получившая широкое распространение во многих странах мира (США, 1970). По определению Л.И. Аксеновой, патронаж: - это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановитель!ним лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Квалифицированный педагог один раз в неделю посещает семью, составляет программу педагогической деятельности родителей на

семь предстоящих дней, обучает их всем основным действиям (по­казывает как организовывать наблюдения, фиксировать результаты в специальных печатных формах), контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, обеспечивает дидактическими посо­биями и развивающими игрушками из игротеки , организованной по принципу работы библиотек.

Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж) становится ведущей формой организации ранней коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития и в нашей стране. МСП-натронаж реализуется как широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с ОПФР. Эта помощь осуществляется в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

МСП-патронаж включает: диагностику, помощь в выборе об­разовательной траектории, проектирование индивидуальных кор-рекционных и реабилитационных программ, первичную помощь в реализации планов.

Таким образом, коррекцию можно рассматривать как особым образом организованное психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое но отношению к группам повышенного риска и на­правленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как пси­хологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отноше­ний ребенка со средой.

Сущность процесса компенсации (от лат. compensatio - возмеще­ние, уравновешивание) заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействует патологическому процессу (Т.В. Варенова). Когда оптимальный результат достигнут, мобили­зация защитных механизмов прекращается.

Нарушение оказывает на развитие ребенка двойственное влия­ние: с одной стороны, оно затрудняет нормальное протекание дея­тельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Это обстоятельство подчеркивал Л.С. Выготский, говоря: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсаторные механизмы зависят от характера нарушения, времени и степени повреждения функции, ряда психологических

факторов (осознание нарушения, установка на компенсацию и др.), а также своевременности оказания квалифицированной помощи. Без способности высшей нервной деятельности (ВНД) к мобили­зации своих резервных возможностей эффективная педагогическая работа затруднена и чем эффективнее коррекционно-развивающая; деятельность, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в центральной нервной системе (ЦНС).

Компенсация, как указывает Л.С. Выготский, может быть биоло­гической и социальной.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения со­стояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных за­нятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается i декомпенсация, т.е. рецидив (повторение, возврат) функциональ--■" ных нарушений. Этот феномен психики необходимо учитывать в * педагогическом взаимодействии. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности , людям.

От явлений компенсации следует отличать феномен псевдоком­ пенсации, т.е. мнимые, ложные приспособления, вредные образова­ния, возникающие в результате реакции человека на тс или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей (вызывающее поведение ребенка при невозможности привлечь к себе внимание другими способами).

Коррекция и компенсация тесно связаны с реабилитацией (вос­становление), которая включает меры по обеспечению и (или) вос­становлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В документах ООН термин «реабилитация» означает «процесс, имеющий целью помочь инва­лидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддер­живать его, предоставив тем самым средства для изменения их жиз­ни и расширения рамок независимости».