Фундаментальная и прикладная химия. Специальность «Фундаментальная и прикладная химия Фундаментальная и прикладная химия специальность кем работать

Направление подготовки:
04.05.01
Фундаментальная и прикладная химия

Научная отрасль:
Математические и естественные науки

Институт:
Институт естественных наук и математики

Уровень образования:
Специалитет

Образовательная программа «Фундаментальная и прикладная химия» в Институте естественных наук и математики направлена на подготовку специалистов-химиков широкого профиля для науки, промышленности и образования. Она продолжает традиции полновесного классического университетского образования . Объектами профессиональной деятельности выпускников являются химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические, органические и гибридные вещества, а также материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного или промышленного), а также выделенные из природных объектов. В течение первых трех лет обучения студенты данной программы параллельно со студентами программы «Химия» уровня бакалавриата осваивают те же основные профессиональные модули и модули блока естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Последние два года обучения посвящены закреплению и углублению профессиональных компетенций в целом, и в конкретной, выбранной студентом области химии в частности. Для этого в учебном плане имеется более объемный и длительный по сравнению с бакалавриатом период практик, включая научно-исследовательскую работу и педагогическую практику , возможность выбора модулей из различных областей химии для углубленного изучения , выполнение значительного по объему экспериментального исследования с последующим теоретическим осмыслением его результатов в виде дипломной работы.

Тематика выпускных работ студентов в основном формируется в рамках научно-исследовательских программ и грантов Министерства образования и науки Российской Федерации, отраслевых министерств и ведомств, определяется интересами промышленных предприятий и различных организаций Уральского региона. Направления научной деятельности кафедр, обеспечивающих подготовку специалистов, относятся к приоритетным областям химии: Высокотемпературный протонный и кислородный транспорт в сложных оксидах с перовскитоподобной структурой; Ультрадисперсные материалы и плотная керамика с униполярной кислородной, а также смешанной электронной и кислородной проводимостью для различных устройств сохранения и преобразования энергии; Термодинамика образования и разупорядочения сложных оксидов; Дефектная структура оксидных материалов и обусловленные ей целевые свойства; Сорбционные методы разделения и концентрирования; Термодинамика, структура и свойства многокомпонентных полимерных систем; Магнитополимерные дисперсные системы; Разработка новых методов получения и изучение химических свойств кислородсодержащих гетероциклов - пиронов, хромонов, хроменов, кумаринов и фуранонов, в том числе их частично галогенированных и гидрированных производных. Трифторметилированные билдинг-блоки и синтезы на их основе гетероциклов с потенциальной биологической активностью.

Обучение химии в Уральском университете началось с момента его основания. С тех пор выпущены тысячи специалистов, которые на высоком уровне владеют фундаментальными и прикладными знаниями, необходимыми для работы в академических и отраслевых НИИ, заводских лабораториях химических, металлургических, машиностроительных, фармацевтических и других предприятий, лабораториях, занимающихся контролем состояния объектов окружающей среды и химической экспертизой, средних и средних профессиональных учебных заведениях.

Высокому качеству подготовки способствует не только участие студентов в научно-исследовательской работе кафедр, научных групп, выполнении грантов и программ, но и современный парк научных и учебных приборов и оборудования от ведущих мировых производителей, а также лекции известных российских и зарубежных ученых из признанных мировых научных центров и университетов. Результаты своей научной работы студенты представляют на всероссийских научных конференциях, включая ежегодную Российскую молодежную научную конференцию с международным участием, проводимую в ИЕНиМ и поддерживаемую Российским фондом фундаментальных исследований. Во время зимних каникул студенты имеют возможность принять участие в выездной Зимней школе по химии твердого тела , которая ежегодно проводится в живописных окрестностях Первоуральска на базе комфортабельного оздоровительного центра, где лекции ведущих специалистов в области химии и физики твердого состояния сопровождаются обширной культурной и спортивной программой.

В сложившейся на данный момент в России многоуровневой системе образования подготовка специалистов – это полное высшее образование . После специалитета возможна третья ступень – обучение в аспирантуре .

Область деятельности выпускника - разработка новых функциональных и конструкционных материалов для атомной промышленности, контроль качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции

Область деятельности выпускника в сфере здравоохранения - разработка новых лекарственных препаратов, контроль качества сырья и готовой продукции

Область деятельности выпускника - разработка новых видов материалов и химикатов для легкой, текстильной и пищевой промышленности, контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизация и сертификация продукции

Специалист сможет выполнять трудовые функции в сфере общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, а также в сфере научных исследований и научно-конструкторских разработок

Область деятельности выпускника - оптимизация существующих и разработка новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции химического и металлургического производства, контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, паспортизации и сертификации продукции

Область деятельности выпускника - разработка новых функциональных материалов для энергетики, диагностика материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа

Отзывы наших выпускников:

    Бурмистрова (Ляховец) Анна Владимировна

    Директор школы № 64 Екатеринбурга

    Бурмистрова (Ляховец) Анна Владимировна, выпускница химического факультета 1984 года, учитель химии, в 2007 году была победителем конкурса лучших учителей России Приоритетного национального проекта "Образование", Почётный работник общего образования.

    В школе учителем химии работаю с 1984 года, т.е. сразу после окончания университета. В нашем Ленинском районе в трёх школах директора выпускники нашего химфака (гимназия 70, школа 140, ну и школа 64). Начальник Управления (отдела районного) образования Ленинского района тоже выпускница химфака. Нас много... Что лично мне дал химический факультет? Я очень горжусь тем, что закончила именно химфак УрГУ, который дал мне всё для того, чтобы стать профессионалом. Химфак научил самому главному - учиться и делать, любить то, чем занимаешься. Образ мышления, который сформировался за годы обучения на факультете, позволяет, анализируя, решать возникающие проблемы, справляться практически с любой задачей, не останавливаться на достигнутом. Вариантов выбора профессии при распределении было много, но я по своему желанию выбрала именно школу. И ни разу за всю жизнь об этом не пожалела.

    Воспитывать детей посредством удивительной науки химии - это здорово!


    Вилкай Елена Александровна

    Инженер-технолог-химик ФГУП "Комбинат"Электрохимприбор"

    Я окончила химфак УрГУ в 1993 году по специализации "Физическая химия", но работа моя всю жизнь связана с "мокрой" неорганической химией. Уже более 20 лет я работаю инженером-технологом-химиком на производстве стабильных изотопов.

    Огромная благодарность всем преподавателям химфака за полученные знания во всех областях химии, которые так пригодились мне для разработки и внедрения технологий очистки и получения в необходимой химической форме стабильных изотопов рения, стронция, кадмия, никеля, РЗЭ и многих других. Стабильные изотопы, получаемые на нашем предприятии, широко используются в медицине, науке и технике, как в России, так и за рубежом. Для получения качественной товарной продукции с химической чистотой 99,99 - 99,999 % используются различные методы осаждения из растворов, ионообменная очистка, электролиз, получение металлов в токе водорода или аргона. Я люблю свою работу и горжусь, что я работаю на уникальном предприятии (электромагнитный метод разделения изотопов в промышленном масштабе есть только в Окридже (США) и у нас)

    Меня очень радует, что многие стабильные изотопы (Lu-176, Yb-176, Tl-203 и многие другие), выпускаемые нашим производством, служат основой для получения радиофармпрепаратов, которые помогают людям в диагностике и лечении онкологических заболеваний

    Котова Галина Константиновна

    Заведующая Испытательной лабораторией Комбинат мясной гастрономии "Черкашин и партнеръ"

    Добрый день, уважаемые коллеги! Химический факультет УрГУ, наша дорогая Альма Матер…

    Получилось так, что сменялись в моей жизни места работы, и все они были на производственных предприятиях, и все они были прямо и непосредственно связаны с химией. Можно сказать, что химия кормит меня всю трудовую жизнь. Учеба на химическом факультете – это незабываемые годы. Коллектив превосходных педагогов привил нам умение думать, применять полученные знания в самых разных отраслях науки, производства. Я считаю, что именно Университетское образование дает возможность широкого выбора мест рабочей деятельности выпускникам.

    Коротко о себе – я выпускник кафедры физической химии 1979 года, работаю ныне на мясоперерабатывающем предприятии ИП Черкашин А.Н. в должности заведующей Испытательной лабораторией. Без излишнего пафоса могу сказать – профессию «химик» выбрала верно

    О.Я. Власова и Н.В. Печищева

    О.Я. Власова, ведущий инженер, Н.В. Печищева, кандидат химических наук, старший научный сотрудник, лаборатория аналитической химии Института металлургии УрО РАН

    Мы пришли работать в лабораторию аналитической химии Института металлургии Уральского отделения академии наук сразу после окончания химфака, в 1993 году. С тех пор тут и работаем – уже 24 года.

    Что нам дало обучение на химическом факультете? Как видите – любимую работу на всю жизнь, возможность реализовать себя как в качестве инженера-аналитика, ежедневно сталкивающегося с самыми разнообразными объектами и задачами, которые ставит работа в исследовательском институте, так и в качестве научного работника. «Школа» классического химфака помогает, в случае необходимости, самостоятельно освоить любой метод исследования, работу на любом оборудовании, а также любую смежную специальность – педагога, снабженца, менеджера, а также редактора и переводчика – эти навыки очень важны для организации работы в лаборатории, и особенно - в отечественном научном учреждении.

    Выпускницы химфака УрГУ.


    Остроушко Александо Александрович

    Заведующий отделом химического материаловедения НИИ физики и прикладной математики ИЕНиМ, профессор кафедры физической и неорганической химии

    Для меня Университет – это прежде всего наши Учителя, которые укрепили в нас стремление к высокой науке, стремление понять не только то, что происходит в сложнейших системах, но и как, почему это происходит

    Нашими учителями были профессора А.А. Тагер, В.И. Есафов, В.М. Жуковский и другие незабвенные преподаватели химфака. Они дали нам не “рыбу”, а “удочку”, т.е. не только знания, но научили разбираться в сути вопросов. Мне это неоднократно позволяло быстро вникнуть в самые разные вопросы, включая производственные, как в России, так и за рубежом, и адекватно решить ряд материаловедческих проблем.

    Успешно работал на Пышминском опытном заводе “Гиредмет”, ПО Уральский оптико-механический завод. Имею поощрения: знак “Изобретатель СССР” и специальная премия им. И.И.Ползунова (за внедренные разработки), бронзовая медаль салона изобретений в Женеве, знак “Почетный работник высшего профессионального образования” и др. Про нашу университетскую жизнь разных лет я написал книгу, которая, надеюсь, может быть интересна и тем, кто учился в университете, и тем, кто только собирается в него поступать. Она скоро будет доступна через электронный каталог зональной библиотеки УрФУ

    Рукосуева (Мажурина) Ирина Альбертовна

    Учитель химии и педагог ДО в Гимназии №104 Екатеринбург

    За годы работы в школе подарила любимому университету немало достойных студентов.

    Выпускник 1984 года


    Таракина Надежда Владимировна

    К.х.н., научный сотрудник Group Leader - Electron microscopy Max-Planck-Institut für Kolloid- und Grenzflächenforschung, Германия

    На химический факультет я попала скорее по стечению обстоятельств нежели по велению сердца, но никогда не пожалела, что я получила именно химическое образование!

    Уже будучи первокурсником понимаешь, что попал в большую химическую семью. Профессионализм и внимание преподавателей, а так же их энтузиазм в работе дает уверенность, что ты тоже можешь решить самые сложные задачи. А динамичная студенческая жизнь не позволяет скучать. Окончив Химический факультет УрГУ я выбрала научную карьеру. Знания полученные в университете, позволили мне без труда поступить и закончить аспирантуру в Институте химии твердого тела а потом работать и преподавать в престижных университетах Швеции, Бельгии, Великобритании и Германии. Что я делаю? Я кристаллограф, специалист по электронной микроскопии материалов. Понять как связан химический состав и структура вещества с его свойствами, и на основе этого создать новые, более экологичные, умные материалы – это моя работа. Я изучаю структуру вещества в его самой основе, на уровне атомов и наблюдаю химические превращения на нано уровне. Как можно контролировать рост кристаллов Ca5(PO4)3F чтобы искусственная зубная эмаль приблизилась по своим свойствам к настоящей, как именно на атомном уровне “работают” катализаторы в процессе реакции, как дефекты в кристаллах влияют на их свойства? - это лишь часть задач с которыми я встречаюсь ежедневно.

    А еще моя работа позволила мне встретиться со многими интересными и талантливыми людьми по всему миру и основы этому были заложены именно на химическом факультете!


    Татьяна Береснева

    Химик - аналитик ФГБУ Свердловский референтный центр Россельхознадзора

    Я закончила университет в 1995 году и очень жалею, что процесс получения высшего образования занимает всего пять лет. Это самые веселые и беззаботные годы, о которых я буду помнить всегда.

    Все время после окончания университета (а прошло уже 22 года) я в профессии и ни разу мне в голову не приходила мысль оставить мое любимое дело. Химическое образование - «универсально» - в полном смысле этого слова. Знания, полученные за 5 лет, сформировали отличную базу и широкий кругозор, которые были надежной опорой при освоении новых специальностей: это и работа врачом-лаборантом в системе санэпиднадзора, и коммерческим представителем по продажам оборудования для хим. анализа, и криминалистом в системе министерства юстиции, инженером по оборудованию в судебно-медицинской экспертизе, химиком-экспертом в фармацевтичческой лаборатории и, наконец, химиком аналитиком в лаборатории Россельхознадзора. Это далеко не полный список областей, где может реализовать себя специалист с такой простой строчкой в дипломе о высшем образовании «химик».

    Ведь главная задача высшего образования - это не получение набора знаний, а умение учиться в любой ситуации


    Татьяна Кимстач

    Татьяна Кимстач / Заместитель Директора по продажам INTERTECH Corporation Московское представительство

    Годы учебы в университете 1981 - 1986 г.г., химический факультет, кафедра аналитической химии.

    Прошло более 30 лет после окончания Университета, но и сейчас моя работа связана с приборами для физико-химического анализа (поставка оборудования), работаю с химическими и аналитическими лабораториями, общаюсь с коллегами-химиками, и профиль моей работы - это прежде всего, аналитическая химия. Тот фундамент знаний, который я получила в качестве базы в Уральском Госуниверситете, стал для меня основополагающим в профессии и всегда помогал мне в профессиональной деятельности, да и в жизни придавал уверенности в своих силах, знаниях и профессионализме. Всегда вспоминаю с огромной благодарностью своих учителей, которые учили не только химии, но ответственности, самостоятельности, поддерживали и помогали чисто по-человечески. Уверена, что имея базовое химическое образование нашего Университета, молодой специалист всегда найдет достойную профессию, хорошую позицию, а значит и хорошее материальное обеспечение и уверенность в своем будущем! Работая сейчас в Москве с разными лабораториями, могу сказать, что специалисты-химики востребованы на различных предприятиях и лабораториях по исследованию современных материалов.

    Желаю удачи новым абитуриентам и студентам!

1) Что подразумевает под собой подготовка по специальности химии в вузе?

Специальность «химия» (020100.65, код подготовки 04.03.01) научит вас таким углублённым знаниям:

  • создание новых материалов, которые уже обладают заданным хим. составом;
  • контроль хим. процессов в масштабах единичного и массового производства;
  • производить синтез новейших продуктов. Испытывать их и анализировать результаты;
  • делать хим. экспертизу на качество сырья;
  • изучать хим. состав разнообразных веществ на малых и крупных нефтяных, машиностроительных, металлургических предприятиях (сталь, медь, нефть и т.д.);
  • проводить исследования в сфере фармацевтики (БАДы и лекарства);
  • пользоваться инновационным оборудованием в сфере химико-физических исследованиях.

Форма обучения существует как очная (от 4 лет), так и заочная (от 5 лет).

2) Какие существуют требования при поступлении?

Для того чтобы быть зачисленным в вуз, вам потребуется успешно сдать ЕГЭ по таким предметам:

  • русский язык;
  • математика либо физика;
  • химия (профильный предмет).

Проходной балл на бюджетное обучение должен составить не менее 364.

Специальность химия и её профили

Данная специальность имеет большое разнообразие факультетов. В зависимости от их выбора и зависят ваши узкие профильные знания. Ниже их рассмотрим.

Специальность фундаментальная прикладная химия

Специальность 04.05.01 фундаментальная прикладная химия даст вам знания в области хим. процессов, которые происходят в природе, проводить их анализ, создавать и внедрять новейшие выгодные материалы и технологии, решать задачи прикладного характера в области химии и их технологий.

По завершению обучения химия специальность 19.02.07 вы получите образование в сфере технологии молока и молочных продуктов. Вы приобретаете знания технологических процессов молока и их продуктов, требований к качеству производимого сырья.

Медицинская химия специальность

Специальность медицинская химия, предметом которой является нахождение биологически активных веществ, объяснение механизма их действия на молекулярном уровне, исходя из этого – создание новых лекарственных препаратов.

Специальность неорганическая химия

Факультет неорганической химии охватывает собой область исследования хим. связей и структуру неорганических соединений, способность реакций неорганических соединений в разных агрегатных состояниях и условиях.

Специальность органическая химия

Факультет органической химии подразумевает под собой изучение предмета органической химии, виды реагентов, реакций, углеводородов, оптической изомерии органических соединений, галогенопроизводных углеводородов.

Специальность аналитическая химия

На кафедре аналитической химии обычно развивают несколько главных направлений научной работы.

Первая – это разработка новых и улучшение уже имеющихся физико-химических методов анализа, вторая - это моделирование физ. и хим. процессов на грани раздела сред, проведение аналитики, химических исследований, производства новых материалов.

Фармацевтическая химия специальность

Специальность фармацевтическая химия изучает лекарственные средства, так же основу ее методологии составляет комплекс физико-химических, биохимических, биофармацевтических методов.

Специальнсть физическая химия

Специальность физическая химия даёт вам область исследования в экспериментальном определении и расчёте параметров молекул веществ, химическую термодинамику и кинетику.

Если вы хотите получить специальность учитель химии, то придётся получать знания только на очной форме обучения. Закончив обучение, вы становитесь учителем химии и биологии.

Работа по специальности химия

Если Вы получили специальность химия, задаетесь вопросом: где работать?

Получив образование в области знаний химии, исходя из профильного образования, вы сможете работать в научных институтах и компаниях, малых и крупных промышленных предприятиях, лабораториях, больницах, аналитических центрах, учебных заведениях, правоохранительных органах.

Специальность - химия, кем работать?

Ниже приведён список самых популярных профессий, на которые идут работать выпускники специальности химия:

  • лаборанты;
  • специалисты экспертно-криминалистической и санитарно-эпидемиологической лаборатории;
  • фармацевты;
  • учителя общеобразовательных учреждений;
  • фармацевты;
  • косметологи;
  • биохимики;
  • агрохимики.

Возможно Вас заинтересуют.

Описание

Специальность «Химия» подразумевает не только получение исчерпывающих знаний по физике, математике и информатике, но и глубокое изучение химических дисциплин: в частности, химических основ биологических процессов, высокомолекулярных соединений и химических технологий.Кроме этого, студенты изучают аналитическую, органическую, физическую и неорганическую химию. Большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых студенты учатся исследовать химические процессы, управлять ими и выявлять закономерности их протекания, а также производить различные испытания, сертификационные в том числе. Практика студентов-химиков проходит и в учебных лабораториях, и на производстве.

Кем работать

Выпускники с дипломом бакалавра по специальности «Химия» могут устроиться на работу преподавателем (в школу, в институт и в колледж) или научным сотрудником (в проектные организации или в научно-исследовательский институт). Бакалавров-химиков с радостью возьмут на работу фармацевтические компании, фирмы, работающие в сфере химического производства, околомедицинской или косметической промышленности. Молодые специалисты могут следить за качеством продукции, курировать процессы синтеза веществ и проводить различные испытания. Одна из самых востребованных сегодня отраслей – нанохимия, и в этой сфере выпускники химического факультета всегда могут перспективно трудоустроиться.

АННОТАЦИЯ
основной
образовательной программы

специальность 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия»

Квалификация: Химик. Преподаватель химии.

Срок обучения: 5 лет (дневная форма обучения)

Цели программы: формирование у выпускника компетенций, необходимых для эффективного и успешного выполнения профессиональной деятельности в области химической теории, химического синтеза, экологии, фармацевтической и медицинской химии, экспертизы, стандартизации и сертификации, компьютерных технологий.

Виды профессиональной деятельности выпускника по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»:

  • Проведение научных исследований по изучению состава, строения и свойств веществ; закономерностей протекания химических процессов; по созданию и разработке новых перспективных материалов и химических технологий; решению фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии,
  • исследовательская и научно-производственная деятельность в области химического синтеза, управления химическим процессом;
  • Проведение физико-химического анализа и экспертизы различных объектов.
  • Педагогическая деятельность.
  • Организационно-управленческая деятельность.

Реализация ООП подготовки по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью. 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют 20% преподавателей.

К образовательному процессу привлечено около 20% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений г. Ростова-на-Дону: Южный научный центр РАН, Эколого-аналитический центр ЮФУ, Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и др.

Материально-техническая база химического факультета ЮФУ обеспечивает: проведение лекций - аппаратурой для демонстрации иллюстративного материала; выполнение лабораторных работ по общим и специальным дисциплинам - химическими реактивами, лабораторной посудой и учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с реализуемой научной тематикой лабораторий; проведение семинарских занятий - компьютерами для проведения вычислений и использования информационных систем, занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами.

На 4 курсе предусмотрена производственная химико-технологическая практика, которая проводится на химических предприятиях и фирмах области, в лабораториях научно-исследовательских институтов и научно-образовательных центрах (НОЦ), входящих в состав Южного федерального университета:

ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» , Ростов-на-Дону,

Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, Ростов-на-Дону,

Экспертно-криминалистический региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического Таможенного управления, Ростов-на-Дону,

Региональный лабораторный центр Ростовской геолого-разведовательной экспедиции, Ростов-на-Дону,

НКТБ «Пьезоприбор», Ростов-на-Дону,

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ростовской области,

ООО «Дрожжевой завод», Ростов-на-Дону,

Азовский НИИ Рыбного Хозяйства, г. Ростов-на-Дону

ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», г. Новошахтинск, Ростовская область,

ОАО Ростовский виноводочный завод,

Химическая лаборатория ОАО Ростсельмаш,

ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону.

Выпускники по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» трудоустраиваются:

В лабораториях государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);

В исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих);

В научно-исследовательских институтах Российской академии наук; а также в учреждениях системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.