Военная форма одежды. История военной формы История формы одежды российской армии

6 выбрали

Сегодня, в день 66 годовщины победы в Великой Отечественной Войны мы поздравляем всех ветеранов с этим праздником.

А сегодня в рамках портала предлагаю вспомнить о том, в какой форме приходилось воевать солдатам в разные эпохи истории.

Во времена Петра I форма приобрела некоторое единообразие вкупе с простотой. Кафтан до колен, чуть короче камзол, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Основные цвета – синий, зеленый, красный. Разрешалось носить усы, а вот бороды надо было обязательно сбривать.

Кстати, создатели военной формы далеко не всегда заботились об удобстве солдат. Иногда во главу угла ставили все же красоту.

К примеру, в середине 18 века форма была настолько узка и неудобна, что новым рекрутам позволялось надевать ее лишь 3 месяца спустя усиленных тренировок, где они научались маршировать, не сгибая коленей, стоять ровно. При этом привыкать к форме полагалось постепенно, чтобы "не вдруг его связать и обеспокоить". Короче, чтобы не испугался и не убежал. Помимо неудобной формы, пехота должна была завивать и припудривать волосы. Все делалось для того, чтобы в мирное время солдаты были красивы и привлекательны на вид.

В царствование Екатерины II внимания этой форме уделялось уже не так много, да и в различных частях офицеры позволяли себе менять обмундирование по своему усмотрению Так все и продолжалось, пока князь Потемкин не объявил о том, что "пудриться, да плесть косы солдатам не дело". В результате все эти украшательства были отменены, и форма стала куда удобнее: широкие мундиры, штаны, заправленные в сапоги, каски, защищающие от сабельного удара (но не от холода, надо заметить).

Что касается погонов, то ввел их Петр I , а к 1762 году они стали выполнять функцию различия солдат одного полка от солдат другого, а позже – и солдат от офицеров. Для этих целей имелись различные плетения погон.

Но у солдат ни дня без учебной тревоги – вот и Павел I стал для российской армии тревогой, не хуже той, что стал для всего российского общества Петр I. При Павле солдаты снова оделись в узкие брюки, штиблеты, которые ужасно натирали ноги и стали пудрить волосы. Причем в полках появились даже специальные парикмахеры. Все на манер прусских войск. Полки друг от друга отличаются цветом воротников длинного мундира.

Не только красивой, но и удобной форма стала ко второй половине XIX века, когда в цаствование Александра II были допущены некоторые преобразования, вроде более просторного размера, допускающего поддевание теплых вещей в холодное время года.

Александр III столкнулся с еще одной проблемой, связанной с военной формой: она была безумно дорога. Чтобы сократить расходы, применили очень простую схему. Наконец-то на первое место в деле разработки формы встали не красота и внешний облик солдата, а дешевизна, удобство носки и шитья. Кстати, Александр III позаботился и о том, чтобы форма солдат как можно больше напоминала крестьянскую одежду. Например, у гимнастерки был стоячий воротник, совсем как у рубахи-косоворотки. При этом позволялось носить бороды и усы, а вот волосы пологалось носить короткие. Надо заметить, что средства на обмундирование изымались из жалования солдат и офицеров.

К Первой мировой войне форма различных подразделений была скорее произвольной. Особенно популярными были кителя под названием "френчи" - по имени английского генерала Джона Френча.

  • Николай II и царевич Алексей Николаевич в 1917 году.

Красная Армия на первых порах не имела общей формы. Отличительными деталями были красные ленты на рукавах с надписью Красная гварди я, а также ленты на головном уборе.

А в 1918 году появился особый шлем из сукна, который сначала назвали богатыркой, затем – по примеру отряда, который начал первым носить его, фрунзевки, и, наконец, буденовки.

Российская армия и флот имеют богатейшие традиции, на которых воспитано не одного поколение выдающихся полководцев, военачальников, воинов-героев, прославивших Россию своими победами, создавших авторитет нашего Отечества как мировой державы. Сегодня возрождение и приумножение воинских традиций Вооруженных Сил - одно из условий высокой боеспособности армии и флота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История и традиции военной формы

в русской армии и флоте

Российская армия и флот имеют богатейшие традиции, на которых воспитано не одного поколение выдающихся полководцев, военачальников, воинов-героев, прославивших Россию своими победами, создавших авторитет нашего Отечества как мировой державы. Сегодня возрождение и приумножение воинских традиций Вооруженных Сил - одно из условий высокой боеспособности армии и флота.

Обратимся к историческому аспекту традиций формы одежды и распорядка дня в русской армии и флоте.

Военная форма, правила ее ношения, традиции, ритуалы, связанные с ней, в некоторой степени компенсировали отсутствие в российской императорской армии целенаправленной воспитательной работы. Розги и шпицрутены, занятия «словесностью» и привычная дисциплинарная практика – все это не могло считаться необходимым и достаточным для процесса формирования личности защитника Отечества. В данном случае на одно из первых мест в процессе воспитания выходила военная форма.

В повседневной жизни войск она становилась «живым свидетелем» славных ратных дел полка, носителем и содержанием его славных традиций.

Для русского человека того времени огромное значение имел тот факт, что образцы военного обмундирования для каждой отдельной воинской части или учреждения утверждались лично императором. «Государевым», со всеми вытекающими из этого понятия плюсами и минусами, был и мундир – от головного убора до сапог, и сам его владелец. Даже темно-зеленый цвет мундира, который имели большинство пехотных полков российской армии, назывался «царским» цветом.

С утверждением императорами мундиров различных полков было связано несколько легенд, влияние которых, трудно переоценить в формировании и развитии патриотизма защитников страны. Одна из них гласит, что гусары некоего полка на своих рейтузах носили «неполный» гусарский узел, он еще назывался «выкладка» (своеобразное украшение на верхней части рейтуз). Считалось, что Екатерина II лично вышивала это украшение на военной форме командира вновь создаваемого полка. Смерть помешала завершению работы. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий форму гусар украшал особенный, незаконченный императрицей узел. Из таких сказаний по крупицам складывались история и традиции российского воинства.

Важнейшим качеством военной формы одежды, воспитательное значение которой трудно переоценить, была преемственность. Понимание важности этого качества воинского мундира было развито у руководства российской армии и, конечно, в самой армейской среде.

В 1882 году император Александр III своим указом ввел новые образцы обмундирования, которые коренным образом изменили внешний облик русских солдат и офицеров. Эта попытка отойти от принципа преемственности встретила непонимание и пассивное противодействие и в гвардии, и в армейских частях.

Впоследствии эти образцы военной формы были оценены как неудачные и просуществовали недолго.

В период военной реформы 1907–1912 годов были приняты новые образцы военного обмундирования. После этой перемены российская армия приобрела узнаваемые черты русского воинства времен Отечественной войны 1812 года. Причем были устранены недостатки, имевшиеся в ней до этого.

К сожалению, сегодня внешний вид воина, в широком смысле, не считается важным для поддержания воинского духа. В лучшем случае, он подменяется примитивной опрятностью и аккуратностью перед взором строго начальника. Произошедшие в 2005 году изменения в вещевом снабжении нашей армии и флота только подтверждают идею об отсутствии центральной идеи в вопросе формирования внешнего облика защитника Отечества.

К примеру, приснопамятная папаха. Не было объективных причин снимать ее со снабжения в середине 1990-х годов. Но не имело смысла и вводить ее вновь.

Исключительное влияние на воспитание и сплочение русской армии имел тот факт, что практически каждый полк, военное училище или кадетский корпус имели свои уникальные знаки различия петлицы и погоны. Начиная с этих внешних объединяющих факторов, дух коллективизма – полка, училища или корпуса – проникал в казарму и на плац, на занятия и в быт солдат и офицеров, кадетов и юнкеров. Отличия во внешнем виде были первыми кирпичиками, на которых основывались история и ратные традиции полков и военно-учебных заведений.

Наши предки разумно предполагали, что человек, не способный принять, привить себе внешних черт коллектива, не будет способен по настоящему правильно понять внутреннюю составляющую военной службы, ратного служения своему Отечеству. Юнкер или кадет, который был не способен предстать перед своим ротным командиром в безупречном виде, никогда бы не смог получить увольнения. В конце концов такой человек или принимал требования, предъявляемые к военнослужащему, в том числе и к внешнему виду, или был вынужден оставить военную службу. Такими приемами формировалось трепетное и уважительное отношение к военной форме вообще и мундиру своего полка, училища или корпуса в частности.

Сегодня трудно представить какую богатую цветовую палитру представляла собой военная форма русской армии перед Первой мировой войной. Особым разнообразием, о котором уже говорилось, отличались погоны и петлицы военно-учебных заведений и полков.

В 1913 году существовало около 60 сочетаний пар цветов: поле погона (приборное сукно) и кант. Приборное сукно большинства воинских частей имело традиционные армейские цвета – алый, малиновый, синий, черный, желтый. Но были уникальные и очень оригинальные, если можно так выразиться, «невоенные» цвета – бирюзовый, светло-розовый, светло-зеленый. Однако каждый из этих цветов был связан с историей воинской части, ее славными традициями. Каждый из них был значим для своих обладателей, им гордились. Гордость за свой полк формировала уважение к чувствам представителей других воинских частей и учреждений.

С этой целью обучение новобранца в русской армии начиналось с того, что он запоминал все воинские звания и их обозначения, военную форму и различия военнослужащих разных родов войск, представленных в гарнизоне. Это делалось, кроме всего прочего, с той целью, чтобы своим незнанием в случае встречи военнослужащие не обидели друг друга, так как трепетное отношение к своему мундиру, мундиру своего полка было повсеместным.

В большинстве случаев обмундирование офицеров в русской армии не отличалось принципиально от обмундирования солдат соответствующих родов войск и частей.

Например, погоны офицеров делались путем пришивания соответствующих галунов к солдатским погонам. Различия сводились в основном к отделке некоторых элементов форменной одежды и наличию специфических деталей обмундирования (эполет, аксельбанта). Это некоторым образом продолжало тот моральный принцип, что каждый офицер должен был начать свою военную службу солдатом.

После того как в первой половине XIX века начала формироваться стройная система военно-учебных заведений, подобная практика стала давать значительные положительные результаты.

Генерал Петр Краснов в своей работе «Душа Армии» писал: «Чувство особой коллективной единицы, столь важное на войне и для войны, усиливается, увеличивается, усугубляется одинаковой одеждою, одинаковым номером, общим названием – полковым мундиром. Мы пережили увлечение яркими, бьющими в глаза формами одежды, тяжелыми киверами, султанами, шитьем, этишкетами, лацканами и ментишкетами, и пережили новое увлечение защитным цветом, небрежно нашитыми общесерыми погонами с номером полка, наведенными химическим карандашом».

Несомненно, что уважительному отношению к военной форме немало способствовала четкая система, подразделяющая ее на форму парадную, повседневную и полевую. Причем были ясно и просто описаны все случаи, когда и где надо быть в той или иной форме. К сожалению, сегодняшняя Российская армия потихоньку забывает, что такое парадная форма одежды. Ею обеспечены не более 60% офицеров и прапорщиков, а солдаты и сержанты по призыву не имеют ее вообще.

Без преувеличения, огромное значение для воспитания воинского духа имели коллективные награды, существовавшие в русской армии. Свою традицию они ведут от красных чулок, которые получили за сражение под Нарвой 19 ноября 1700 года Преображенский и Семеновский полки. Со временем образцы обмундирования сменились, знаменитые чулки ушли в историю. Однако на протяжении всего XIX и в начале XX веках вся российская гвардия имела кожаное снаряжение только белого цвета. Яркая белая полоса, разделяющая мундир на две половины, сразу же выделяла на улице солдат гвардейских полков. В лейб-гвардии Павловском полку за особые ратные заслуги навечно остались знаменитые гренадерки.

В XIX–XX веках самыми известными среди коллективных наград были: «поход за отличие», серебряные Георгиевские рожки, Георгиевские знамена. Эти знаки воинской доблести имели многие полки, батальоны и даже отдельные сотни, эскадроны и роты. Некоторые коллективные награды украшали мундиры военнослужащих. Самыми распространенными были знаки «За отличие» на головные уборы и особые петлицы на мундиры. Однажды данные, эти награды навсегда оставались в подразделении или воинской части. И каждый новобранец, приходя в полк, прикреплял к папахе или фуражке символы ратной славы своих предшественников, впитывая с первых дней службы славные традиции своей части.

Знак «За отличие» был общим для всех видов войск или родов оружия, как говорили в то время. Иногда на них было написано, за какой именно подвиг, бой или сражение отмечено подразделение или воинская часть.

По воспоминаниям современников, значительным воспитательным потенциалом обладала традиция шефства над полками. Шефа имели все полки и военно-учебные заведения русской армии. Это были представители императорской фамилии или царствующих династий иностранных государств, прославленные полководцы русской армии. Вышитые вензеля и трафаретные шифровки с инициалами шефов с гордостью носились на погонах всех военнослужащих полка. Боевая работа русской армии на полях сражений многих войн показывала, что эти воинские части воевали с особым мужеством и отвагой. Например, в начале декабря 1914 года в сражении на реке Ниде, под Новым Корчиным, отличились 35-я и 37-я пехотные дивизии. Наибольший успех имел полк с «лапками» на погонах. Так плененные германцы именовали непонятный им, но надолго врезавшийся в память вензель на погонах солдат и офицеров 145-го императора Александра III Новочеркасского пехотного полка.

ХХ век армия России встретила, имея на вооружении приборные сукна более 30 различных цветов. А заканчивала этот переполненный военными событиями век практически с 5–6 ничего не говорящими цветами. Одна из самых перспективных – с воспитательной точки зрения, – система шевронов, еще только зарождается. Однако из-за бюрократизма и в силу геральдических правил и технологических возможностей ее становление произойдет еще не скоро и вряд ли сможет полностью компенсировать отсутствие традиций, которые были потеряны.

В значительной степени военная форма русской армии отражала и развивала интернациональные чувства нашего народа, терпимость к представителям различных религиозных конфессий, нациям и народностям. От представителей других народностей наш народ и армия вбирали в себя лучшее, что видели в быту и условиях их жизни.

Это в полной мере касается обмундирования русской армии. Названия многих имевшихся и сегодняшних образцов обмундирования и снаряжения выдают их этимологию. Иностранным происхождением могли похвастаться: гомб, доломан, кивер, кираса, китель, ментик, погон, портупея, шинель, эполеты, этишкет и многие другие предметы. Бывало и такое, что образцы военной формы местного населения, исключительно походящие к условиям ведения боя, местным климатическим условиям, целиком перенимались нашими войсками. Наглядный пример – обмундирование воинов Кубанского и Терского казачьих войск, которое было полностью перенято у горских народов.

Зачастую даже перегибы, свойственные нашему военному быту и связанные с внешним обликом, военной формой одежды, шли во благо, принимая порой форму гротеска.

Одним из самых ярких таких примеров была традиция подбирать солдат, а порой и офицеров гвардейских полков, как говорится, «на одно лицо». Командующий войсками гвардии и Санкт-Петербургским военным округом, великий князь, лично распределял новобранцев, хорошо зная характерный «экстерьер», присущий военнослужащим каждого полка.

Например, в лейб-гвардии Преображенском полку и Гвардейском экипаже традиционно служили высокорослые блондины. Дальше всех пошли в лейб-гвардии Павловском полку. В память о своем вечном шефе императоре Павле I, который был курнос, в полк подбирали солдат, имеющих такую ярко выраженную черту.

Кроме того, воспитательная составляющая военного мундира, некоторых аспектов повседневной жизни войск отразились и в «неуставных» взаимоотношениях той поры. Они, надо сказать, имеют мало общего с сегодняшними негативными явлениями в Вооруженных силах РФ. Вспомним хотя бы существовавший в некоторых военных училищах так называемый «цук». В чем он выражался? Например, воспитанники младшего курса Николаевского кавалерийского училища, кроме исключительно правильного запрета на курение и пары ничего не значащих глупостей, должны были в любое время дня и ночи без запинки доложить старшекурснику: места дислокации всех регулярных кавалерийских полков (в 1910 году их было 66), установленные для этих полков приборное сукно и прибор, масть конского состава поэскадронно (эта цифра уже колебалась в пределах 370).

В начале ХХ века военной форме пришлось сыграть еще одну своеобразную роль в судьбе русской армии. Первая мировая война потребовала огромного напряжения всех составных частей российского общества. Значительные потери, увеличение численности армии поставили серьезные задачи в деле снабжения войск. Промышленности Российской империи справиться с ними удавалось не всегда. К концу 1916 года в армии и на флоте стали проявляться признаки деморализации. И первыми симптомами этого недуга стали массовые нарушения установленной формы одежды, помноженные на перебои в централизованном вещевом обеспечении соединений и частей на фронте...

Исследуя развитие военной формы в мире, можно отметить одну особенность. Она, полагаю, заключается в зависимости между функциональными качествами мундира и воинским духом армии, его морально-психологическим состоянием. Вместе с тем высочайший моральный дух сглаживал функциональные недостатки военной формы одежды солдат Суворова, Кутузова, которых не могли остановить никакие преграды и никакой противник. Защитники Севастополя в Крымской (Восточной) войне имели одни из самых неудобных образцов военной формы за всю историю существования регулярной российской армии. Но это не помешало им быть героями и оставаться ими все 349 дней обороны города. В то же время удобная, защищающая от холода, хорошо маскирующая форма в значительной степени способна повысить воинских дух солдат и офицеров, поднять их уверенность в собственных силах.


Мундир чиновника военного ведомства

Российский военный мундир за всю свою историю претерпел множество изменений, усовершенствований и нововведений. Это было связано с волей правителя, изменением идеологии, влиянием западноевропейской военной моды.

Большинство российских императоров были приверженцами военной моды Западной Европы, поэтому русский военный мундир часто был схож с мундирами других европейских армий. И только император Александр III придал военному мундиру вид национальной одежды.

Допетровская эпоха

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было, поэтому не было и военной униформы. Дружины князей были одеты в ту же одежду, что и мирные жители, прибавлялись только доспехи.

Правда, некоторые князья для своей дружины приобретали иногда единообразную одежду, но это были единичные случаи.

Правительство царя Михаила в 1631 г., ожидая войны с Польшей, отправило в Швецию полковника Александра Лесли для найма 5000 солдат-пехотинцев.

В XVII в., в царствование Алексея Михайловича, были образованы «Полки иноземного строя» – воинские части, сформированные из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев и других, позже и из даточных людей по образцу западноевропейских армий.

Первой унифицированной военной формой на Руси можно считать одежду стрелецких полков. Они появились в XVII в.

Стрельцы

Стреле́ц – служилый человек; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Стрелецкие полки имели единообразную и обязательную для всех парадную форму («цветное платье»). Она состояла из верхнего кафтана, шапки с меховым околышем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) регламентировался в соответствии с принадлежностью к определённому полку.

Кафта́н – верхняя мужская одежда.

Общее в оружии и одежде всех стрельцов:

  • перчатки с крагами коричневой кожи;
  • в походе дуло пищали или мушкета закрывалось коротким кожаным чехлом;
  • бердыш носился за спиной через любое плечо;
  • поверх поясного ремня одевался кушак;
  • на походном кафтане не было петлиц;
  • внешним отличием старших офицеров («начальных людей») были шитое жемчугом изображение короны на шапке и посох, а также горностаевый подбой верхнего кафтана и опушка шапки (что указывало на высокородное княжеское происхождение).

Парадная форма одевалась только в особые дни: во время главных церковных праздников и при проведении торжественных мероприятий.

Повседневно и в военных походах использовалось «носильное платье», имевшее тот же покрой, что и парадная форма, но сделанная из более дешевого сукна серого, чёрного или коричневого цвета.

С. Иванов «Стрельцы»

Стрелецкие полки в период борьбы за власть выступили против Петра I и были им репрессированы. Форму европейского образца в России ввел Петр I, в основном позаимствовав её у шведов.

Эпоха Петра I

Пётр I создал регулярную армию на основе «Полков иноземного строя», существовавших ещё в период царствования его отца, и стрелецких частей. Армия комплектовалась на основе рекрутской повинности (также до середины XVIII в. сохранялась обязательная служба дворян). Пётр от своих предшественников унаследовал армию, уже приспособленную для дальнейшего переустройства. В Москве находились два «выборных» полка (Бутырский и Лефортовский), которыми командовали «иноземцы» П. Гордон и Ф. Лефорт.

В своих «потешных» сёлах Пётр устроил два новых полка: Преображенский и Семёновский, полностью по иноземному образцу. К 1692 г. эти полки были окончательно обучены и составили 3-й Московский выборный полк во главе с генералом А. М. Головиным.

Офицер лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 г.

Поначалу офицерская форма петровской армии ничем не отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» – офицерский шарф. Эта деталь была позаимствована у шведов, за исключением расцветки, которая воспроизводила цвета российского флага. По правилам шарф одевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но наши офицеры приспособились носить его вокруг пояса – в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности – в виде парадного офицерского пояса.

Гренадер пехотного полка с 1700 по 1732 г.

Вооружение каждого солдата состояло из шпаги с портупеей и фузеи. Фузея – ружьё, замок фузеи был кремневый; на фузею насаживался в нужных случаях багинет – пяти- или восьмивершковый трёхгранный штык. Патроны помещались в кожаных сумках, прикреплённых к перевязи.

Каптенармус и Подпрапорщик Мушкетерских рот Пехотного полка с 1763 по 1786 г.

Каптенармусы и сержанты вместо фузеи были вооружены алебардами – топорами на трёхаршинном древке.

Сержант Пехотного полка с алебардой с 1700 по 1720 г.

Одна из рот в каждом полку называлась гренадерской, и особенностью её вооружения были фитильные бомбочки, хранившиеся у гренадера в особой сумке. Гренаде́ры – отборные части пехоты и/или кавалерии, предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.

Драгу́ны – название конницы (кавалерии), способной также действовать и в пешем строю. Драгуны в России были конной и пешей службы.

Фанен-юнкер Нижегородского Драгунского полка, 1797-1800 гг.

С 1700 г. обмундирование солдата состояло из небольшой приплюснутой поярковой треуголки, кафтана, епанчи, камзола и штанов.

Треуголка

Епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин – короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Камзол – мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан.

Шляпа была чёрного цвета, края полей были обшиты тесьмой, и с левой стороны прикреплялась медная пуговица. При выслушивании приказаний от старших младшие снимали шляпу и держали её слева подмышкой. Волосы солдаты и офицеры носили длинные до плеча, а в парадных случаях пудрили их мукой.

Кафтаны у пехотинцев были из зелёного сукна, у драгун – из синего, однобортные, без воротника, с красными обшлагами (отворот на рукаве мужской одежды).

Обшлаг 8-го кирасирского полка французской армии (1814-1815)

Кафтан был до колен и снабжался медными пуговицами; епанча для кавалерии и пехоты делалась из красного сукна и имела два воротника: это была узкая накидка, доходившая до колен и плохо защищавшая от дождя и снега; сапоги – длинные, с лёгкими раструбами (воронкообразное расширение) носили только в караулах и при походе, а обыкновенной обувью являлись чулки и тупоносые смазные башками с медной пряжкой; чулки у армейских солдат были зелёного цвета, а у преображенцев и семёновцев после нарвского поражения – красные, по преданию, в память того дня, когда бывшие «потешные» полки не дрогнули, при всеобщей «конфузии» под натиском Карла XII.

Фузелёр лейб-гвардии Семеновского полка, с 1700 по 1720 г.

Гренадеры гвардии отличались от фузилёров (солдат, вооружённых кремнёвыми ружьями) только головным убором: вместо треугольной шляпы они носили кожаные каски со страусовым пером.

Покрой офицерского мундира был тот же, что и у солдат, только обшитый по краям и по борту золотым галуном, пуговицы были тоже золоченые, галстук, вместо чёрного суконного, как у солдат, был белый полотняный. К шляпе прикреплялся плюмаж из белых и красных перьев.

Пехотный генерал в шляпе с плюмажем

При парадной форме офицеры должны были иметь на головах пудреные парики. От рядового отличал офицера ещё бело-сине-красный шарф с серебряными, а у штаб-офицера с золотыми кистями, который носили высоко на груди, у воротника.

При Петре I в России на военной одежде появился и погон. Использовать погон как средство отличия военнослужащих одного полка от военнослужащих другого полка стали с 1762 г., когда каждому полку были установлены погоны различного плетения из гарусного шнура. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона было различным.

В дальнейшем форма обмундирования изменялась, хотя в общем сохранялись образцы Петра Великого, которые всё более усложнялись. После Семилетней войны сложился культ Фридриха Великого. Об удобстве в форме обмундирования было забыто; из солдата старались сделать молодца с виду и дать ему такое обмундирование, на содержание которого в порядке уходило бы все свободное от службы время. Особенно много времени у солдат требовалось на содержание в порядке своих волос: их причесывали в две букли и косу, в пешем строю пудрили, а в конном разрешалось волос не пудрить и в букли не завивать, забирая в одну плотную косу, но зато требовалось отращивать и высоко подчесывать усы или, у кого их нет, иметь накладные.

Одежда солдата была узка, что вызывалось требованием тогдашней стойки и особенно маршировки не сгибая колен. Многие части войск имели лосиные брюки, которые перед надеванием смачивались и сохли уже на людях. Обмундирование это было настолько неудобно, что в наставлении для обучения рекрут было предписано одевать его не ранее как через три месяца, чтобы научить солдат пользоваться такой одеждой.

Эпоха Екатерины II

В царствование Екатерины II форма обмундирования соблюдалась не очень тщательно. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем её не носили. Она была изменена в конце царствования Екатерины по настоянию князя Потемкина. Он говорил, что «завиваться, пудриться, плесть косы – солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Обмундирование армии было упрощено и состояло из широких мундира и штанов, засунутых в высокие сапоги, треуголка была заменена для солдат каской с продольным гребнем, хорошо защищавшей голову от сабельного удара, но не спасавшей от холода.

Кавалергард в парадной форме (1793 г.)

Рядовой и обер-офицер пехотного полка в форме 1786-1796 гг.

Но в кавалерии и особенно в гвардии форма обмундирования осталась по-прежнему блестящая и неудобная, хотя сложные прически и лосины исчезли из обыкновенной формы обмундирования войск.

Эпоха Павла I

Павел I провёл собственную реформу армии, т.к. страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно (дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку. Многие же, имея чин и получая жалование, не служили вообще). Павел I решил последовать Петру Великому и взять за основу модель современной европейской армии (прусской), видя в ней образец дисциплинированности и совершенства. Военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

С. Щукин «Портрет императора Павла I в парадном мундире и треуголке»

Форма обмундирования состояла из широкого и длинного мундира с фалдами и отложным воротником, узких и коротких штанов, лакированных башмаков, чулок с подвязками и сапоговидных штиблет и небольшой треугольной шляпы. Полки отличались цветом воротников и обшлагов, но без всякой системы, трудно запоминались и плохо различались.

Прически снова получают важное значение – солдаты пудрят волосы и заплетают их в косы уставной длины с бантом на конце; прическа была так сложна, что в войсках заведены были парикмахеры.

Пудра – не порох,

Букли – не пушки,

Коса – не тесак,

Я не пруссак, а природный русак!

Гренадерка Павловского полка

Гренадеры носили высокие конусообразные шапки (гренадерки) с большим металлическим щитом спереди; шапки эти, как парадный головной убор, сохранились в лейб-гвардии Павловском полку.

По свидетельству очевидцев, солдаты в походе мучились больше всего от лакированных башмаков и узких штанов, натиравших ноги.

Эпоха Александра I

Император Александр I был сторонником пышной военной формы, которая стала ещё более неудобной. Павловская форма в 1802 г. была заменена новой. Были уничтожены парики, сапоговидные штиблеты и туфли были заменены штиблетами на брючных застёжках; мундиры значительно укорочены, сужены и получили вид в роде фраков (фалды на мундирах были оставлены, но у солдат они были короткие); введены стоячие твердые воротники и плечевые погоны и эполеты; воротники офицеров украшались шитьем или петлицами и вообще были цветные; по их цветам различались полки. На смену лёгким и удобным треуголкам пришли новые головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов, при этом ремешки на киверах и воротник тёрли шею.

Ки́вер – военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана. Был распространён во многих европейских армиях начала XIX века.

Высшему командному составу было приписано носить популярные тогда двууголки огромных размеров с перьями и окантовкой. Зимой в двууголке было тепло, но летом очень жарко, поэтому также стала популярна в тёплое время года фуражка-бескозырка.

С. Щукин «Александр I в форме Лейб-гвардии Преображенского полка»

Погоны были введены сначала только в пехоте (красного цвета), затем число цветов было доведено до пяти (красный, синий, белый, тёмно-зелёный и жёлтый, по порядку полков дивизии); офицерские погоны обшивались галуном, а в 1807 г. были заменены эполетами.

Д. Доу «Портрет генерала Петра Багратиона с эполетами»

Эполе́ты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме. Были распространены в армиях европейских стран в XVIII-XIX вв., особенно в период наполеоновских войн. К середине XX века практически вышли из обращения.

Впоследствии эполеты были даны и нижним чинам некоторых кавалерийских частей.

Павловские плащи были заменены узкими шинелями со стоячими, не закрывающими ушей воротниками. В состав снаряжения входила масса ремней, которую было затруднительно содержать в исправности. Форма обмундирования была сложна и тяжела в носке.

Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 г. офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье; но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было отменено.

Штаб-офицер и обер-офицер гренадерского полка (1815 г.)

Эпоха Николая I

При Николае I мундиры и шинели сначала были по-прежнему очень узкие, особенно в кавалерии – офицерам приходилось даже носить корсеты; под шинели нельзя было ничего поддеть. Воротники мундира застёгивались наглухо и сильно подпирали голову. Кивера были слишком высокими, во время парадов они украшались султанами, так что весь головной убор был высотой около 73,3 см.

Шаровары (зимой суконные, а летом полотняные) носились поверх сапог; под ними надевались штиблеты на пяти, шести пуговицах, так как сапоги были совсем короткими. Амуниция из белых и чёрных лакированных ремней требовала постоянной чистки. Громадным облегчением было разрешение носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки, схожие с нынешними. Разнообразие форм было велико.

Обер-офицер лейб-гвардии Волынского полка (1830 г.)

Только с 1832 г. начинаются упрощения в форме обмундирования: в 1844 г. тяжёлые и неудобные кивера заменили высокими касками с острым навершием, офицеры и генералы стали носить фуражки с козырьками; войска были снабжены рукавицами и наушниками. С 1832 г. офицерам всех родов оружия разрешено носить усы, а офицерским лошадям не подстригать хвостов и не подрезать репицы.

Унтер-офицер лабораторных рот (1826-1828) – фуражка с козырьком

В последние годы правления Николая форма приобрела вместо французского прусский покрой: для офицеров и генералов были введены парадные каски с конскими хвостами, мундиры для гвардии шились из тёмно-синего или чёрного сукна, фалды на армейских мундирах стали короткими, а на белые брюки при парадных и торжественных случаях стали нашивать красные лампасы, как в прусской армии.

В 1843 г. на солдатских погонах были введены поперечные нашивки – лычки, по которым различались звания.

В 1854 г. погоны были введены также и для офицеров. С этого времени началось постепенное вытеснение эполет погонами.

Эпоха Александра II

И. Тюрин «Александр II в форме лейб-гвардии Преображенского полка»

Удобную форму обмундирования войска получили только в царствование императора Александра II. Она имела красивый и эффектный вид и была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание утепления. В феврале 1856 г. фракоподобные мундиры были заменены мундирами с полной юбкой. Кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным. Все получили просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником с матерчатыми петлицами; воротники мундиров были понижены и уширены.

Армейский мундир был сначала двубортным, затем однобортным. Шаровары носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних чинов всегда; летом шаровары были полотняные.

Рядовой и адъютант лейб-гвардии Литовского полка (в повседневной и парадной формах), 1862 г.

Красивые, но неудобные каски остались только у кирасир и в гвардии, имевшей, кроме того, фуражки без козырьков. Парадный и обыкновенный убор составляло кепи. Уланы продолжали носить кивера с ромбовидным верхом.

Был введён удобный и практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. Ранцы и сумки были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, солдатская ноша облегчена.

Эпоха Александра III

И. Крамской «Портрет Александра III»

К началу 70-х годов XIX в. стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи была достаточно удобной. Император стремился к национализации военной формы. Только гвардейская кавалерия сохранила свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие и удобство носки и пригонки. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии – гербом.

Казак Уральского казачьего войска, обер-офицер лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка и генерал-адъютант казачьих войск (1883)

Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивался на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир. Гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) стал похож на мундир пехоты, только несколько короче.

Барашковая парадная шапка

Барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку. Широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары. В армии шинели застёгивались на крючки, чтобы в солнечную погоду блестящий предмет не обратил внимание неприятеля и не вызвал огонь. По этой же причине были отменены султаны и каски с блестящими гербами. В гвардии шинели застёгивались на пуговицы. В пехоте и других родах оружия введены кепи с околышами, отличие одного полка от другого было основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах.

В. Верещагин «Офицер линейного батальона в белом кителе и красных шароварах»

Александр II ввёл для носки в жаркую погоду кители и полотняные рубахи, а Александр III позаботился о том, чтоб форма солдата напоминала крестьянскую одежду. В 1879 г. для солдат была введена гимнастёрка со стоячим воротником, как у рубашки-косоворотки.

Эпоха Николая II

Г. Манизер «Портрет Императора Николая II в мундире 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка со знаком Ордена Святого Владимира IV степени»

Император Николай II почти не изменил формы обмундирования. Были только постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам всей армии была дана галунная (вместо простой кожаной, введенной Александром III) плечевая портупея.

А. Першаков «Портрет П.С. Ванновского» (видна портупея)

Для войск южных округов парадный головной убор был признан слишком тяжелым и заменен обыкновенной фуражкой, к которой прикрепляется маленький металлический герб.

Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.

В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому красный, второму синий, третьему белый. Прежние цвета остались только в тех полках, для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание.

Парадная фуражка эпохи Николая II

Были изменены и фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки.

В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый китель прежнего образца вышел из употребления.

Китель русской армии эпохи Николая II

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №9»

История

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ВОЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

Позднякова Екатерина Дмитриевна,7 «А»

Руководитель:

Борисова А. В. ,

учитель истории и обществознания

Абакан, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение..............................................................................................2

2.Глава 1. Дореволюционная форма.....................................................5

3. Глава 2. Эволюция отечественной формы послереволюционного времени....................................................................................................................14

4.Глава 3. История современной отечественной военной формы.....21

Заключение............................................................................................26

Библиографический список.................................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Листая семейный альбом, мы обнаружили, что черно-белые фотографии прадедов и дедушек вызывают у нас трепет и восхищение. От чего возникают такие чувства? Их открытые лица, искренняя улыбка, внешняя родственная схожесть… Главное - все они одеты в военную форму!

Нас заинтересовало то, что военная форма выглядит по-разному. Фасон мундира прадедушки - солдата Царской Армии - отличается от мундиров дедушек, воевавших в Великую Отечественную Войну, и совсем не походит на военные костюмы родителей - офицеров Российской Армии. С чем связано такое отличие, откуда идет мода военного мундира?

С этим вопросом мы отправились в Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова. И вот, что мы узнали:

С древних времен человечество ведет военные действия, защищая свои территории и завоевывая новые земли. Воины надевают определенный наряд - военную форму одежды. Изначально такая одежда служила для защиты жизненно важных органов от поражающих факторов, например, кольчуга защищала от стрел. С развитием военной техники военная форма претерпевает изменения. Кроме защитной и маскирующей военная форма постепенно становится практичной, комфортной, эстетичной и даже модной. Требования к современной военной форме достаточно высокие - одинаковая по стилю, покрою, цвету, строго регламентированная по внешнему виду, она указывает на принадлежность воина к тем или иным вооруженным силам.

Ввиду приближения юбилея Великой Победы очевидна становится актуальность представленной работы: необходимо подробнее узнать о героях войны, носивших военную форму. Считаем важным для развития патриотизма у современных подростков и зарождения чувства гордости за деяния героев своей страны, заинтересовать молодежь историей эволюции военной формы. Может быть они захотят больше узнать о своих родных, принявших участие в военных действиях, сами решат носить военную форму, защищать свой народ и Родину. Также хочется отметить, что полученная информация в процессе исследования пригодится мне в жизни: я обязательно постараюсь передать ее своим потомкам.

Цель исследования : изучить историю эволюции отечественной военной моды и проанализировать изменения деталей отечественной военной формы на разных исторических этапах времени на основе исследования музейных экспонатов, данных научной литературы и фотографий семейного альбома.

Задачи :

Изучить музейные экспонаты по изучаемой теме,

Изучить принципы и факторы изменения военной формы,

Подробнее узнать судьбу родственников, носивших военную форму.

Рассмотреть фотографии из семейного архива автора исследования, относящиеся к теме работы.

Предмет исследования : военная история России.

Объект исследования : военная форма на разных временных этапах отечественной истории.

Военной формой или униформой называется одежда военнослужащих, обязательная для ношения в вооружённых силах страны и иных формированиях, состоящих на государственной службе. Военная форма в различных вариациях известна с древнейших времён у разных народов и цивилизаций .

Эволюция отечественной военной формы происходила на всех этапах существования России в зависимости от самых разных причин: от личных пристрастий руководителей страны, от модных тенденций и практических соображений. Во всех тонкостях изменений военной формы нам и предстоит разобраться в своем исследовании!

ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ФОРМА

История военной моды начинается с древних времен.Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в армиях в XVII веке. Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречаются и в более ранее время. Изучая экспонаты музея, находим реконструкцию Древнетюркского воина рубеж I -II тыс.н.э.

Мужчина - воин одет в кольчугу, закрывающие спину, грудь и плечи, шлем, защищающий голову и лицо, обязательный атрибут - щит, закрывающий фронтальную часть туловища.

На этом стенде мы изучили предметы одежды и вооружения кыргызского воина XVI-XVII в.в. Экспонаты неплохо сохранились до наших дней, потому что изготовлены из металла. Основная функция этих костюмов – это защита жизненно важных органов от поражающих факторов – копья и стрелы. Об эстетической стороне мы не можем судить, возможно, в те времена мужчина в таких доспехах считался эталоном моды и стиля, пусть слегка неповоротливым и громоздким. Главное, он мог защитить себя и свою землю.

Нами были изучены экспонаты Хакасского национального краеведческого музея имени Л Р. Кызласова, касающиеся военной формы, но полная экспозиция военного костюма находиться в архивах и будет показана только к 9 мая. К сожалению, доступ в архивы закрыт. Чтобы узнать больше о военной моде, я обратилась в интернет музей Военной формы в Подмосковье. И вот, что мы узнали:

Форма, фасон и материал военной одежды до XVII века остается почти неизменным. Мы видим, как меняется одежда с изобретением стрелкового оружия и пороха. Порох изобрели в XII веке, но в военной промышленности стали использовать только в XVII в. Поэтому с XVII века военная форма претерпевает значительные изменения.

Доспехи воина VII -IX в. н. э.

Поместное войско стрелков XVI века.

Доспехи царя Алексея Михайловича XVII в.

Важно отметить, что замена традиционной для Руси одежды в армии на европейскую также, как и запрет носить дворянам иные виды костюма, кроме европейского находились в ряду реформ Петра I, которые носили определенный знаковый характер.

Период правления Павла и Павловичей называют временем расцвета в России систематизации военного мундира. Если Петр I явился зачинателем унификации одежды для военных, не успев, правда, ее закончить из-за войны со шведами, то весь XVIII век русская военная форма изменялась согласно им заложенным канонам. Помним приверженность Павла I прусским традициям униформы, но также нельзя забывать, что Петр I, в том числе, заимствовал образцы военного обмундирования у германцев для привнесения их в русскую армию. Речь, в первую очередь, идет о Саксонцах, которые были союзниками Российской империи в Северной войне. Можно заметить, что в данный период одним из преобладающих цветов являлся красный, который был цветом мундиров саксонских солдат.

После взашествия на трон нового императора Александра I "погончики и петлички" снова становятся неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на то, что покрой мундира изменился, его суть оставалась "павловская". Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится уже неотъемлемой частью жизни русского общества. Это можно объяснить вполне просто: русские императоры были прежде всего людьми военными, получавшими военное воспитание и образование. Армия была для них с детва идеалом. Даже среди статских чиновников империи трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы офицерского мундира. С одной стороны, причина этому лежала в беспрерывных войнах, которые вела Россия в тот период времени, с другой стороны - в том, что форма постепенно становится обязательной в том числе и для гражданских ведомств.

К началу 30-х гг. XIX века завершилась унификация военного мундира. Уже не существует каких-либо различий в правилах его ношения. Основным цветом николаевских солдат становится темно-зеленый мундир с красной отделкой. После 50-х гг. унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II проведет кардинальные изменения именно в военной сфере − начнет с изменения покроя мундира в 1855 г. во всей армии, а закончит проведением закона о всеобщей воинской повинности, вместе с этим параллельно еще раз поменяв внешний вид военного мундира.

Александр III, известный как царь-миротворец, не приветствовал ведение войн, и он ввел военную форму, которая соответствовала бы его эстетическим вкусам − однообразную и скромную, которая, как думал император, брала свои корни в одежде народной. Этот скромный “народный” стиль преобладал в одежде российской армии до 1907г., когда под влиянием поражения в русско-японской войне правительство пыталось поднять боевой дух армии введением новой военной формы. Новые образцы отличались соединением разных типов мундиров, которые использовались в русской армии с 1812 по 1881гг. При всем этом, кроме парадной яркой формы вводилась еще и форма полевая, защитного цвета, которая была едина для всех родов войск. В 1913г.была произведена последняя попытка совместить парадную и полевую формы, при помощи настегивания на последнюю ярких деталей типа лацкана или эполет, но из-за начала Первой Мировой войны эта идея полностью так и не была реализована .

Рядовой Киевского гусарского полка в парадной форме, 1845-1855


.



Музей военной формы в Подмосковье

Изучая военную форму дореволюционного периода, мы решили обратиться к семейному архиву абаканской семьи Поздняковых.

Эта фотография 1910 года – единственный снимок прадеда автора представленной работы! Семья Поздняковых этим снимком очень дорожит, так как в тридцатые годы прошлого столетия прадедушку репрессировали и забрали все имущество. Чудом сохранилась эта фотография. На снимке прадеду автора исследования, Жолобову Никандру Галактионовичу, всего 20 лет. На снимке он справа, одет в военную форму Царской Армии. Видно, что три товарища вместе служат в одних войсках, запечатлены в радостный момент, возможно, они пели под гармонь. У всех троих улыбки на лицах, бравый вид, сапоги начищены до блеска … Разве могли они предположить, что именно такими их запомнят правнуки.

Невольно понимаешь, что военная форма и погоны накладывают определенную ответственность, подвигают на поступки и даже подвиги, меняют образ жизни…

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ

Впервые после революции 1917 года в Красной Армии вводятся общая для всех военнослужащих форма одежды и единые знаки различия для командного состава в 1919 году. Приказом номер 116 от 16 января 1919 года РВСР ввел нарукавные знаки различия командного состава: для младшего комсостава − под красной звездой красные суконные треугольники, для среднего − квадраты и для старшего − ромбы и петлицы с расцветкой по родам войск.


Музей военной формы в Подмосковье

Разноцветная форма XVIII -XIX веков канула в лето. Вскоре на смену прошлому "разноцветью" пришла практически однообразная советская форма: приказом от 8 апреля 1919 года были утверждены первые образцы обмундирования: шлем, пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди из цветного сукна по роду войск, кожаные лапти и летняя рубаха с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск .

В 1924 году, когда проводилась военная реформа, армия перешла на новую форму одежды, более упрощенную. Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы. На петлицах крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью: для высшего командного состава - ромбы, старшего - прямоугольники, среднего - квадраты и младшего - треугольники. У красноармейцев на петлицах указывались номера полков .

Единая система воинских званий в армии для всего командного и начальствующего состава была введена в 19433 году, тогда же были введены и погоны. Таким образом советская военная форма приобретает современный вид.

Введенная в 1943 году система знаков различия воинских званий в целом так и осталась неизменной вплоть до времени распада СССР, превращения остатков Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах. Происходили лишь частичные изменения .


Музей военной формы в Подмосковье


Одежда главнокомандующего парадом Победы 1945г.

Для более детального ознакомления с особенностями военной формы послереволюционного времени мы вновь обратились к архиву семьи Поздняковых.

На представленных ниже пожелтевших фотографиях времен Великой Отечественной войны изображен двоюродный дедушка автора исследования − Чугунов Алексей Ермилович. Фасон военной формы достаточно прост и практичен. Интересны брюки галифе, суженные от колен и значительно расширенные на бедрах. В таких брюках не только удобно сапоги носить, но и на коня садиться.

Подробную судьбу дедушки мы смогли узнать от его дочери, тети автора исследования, живущей в Москве. Алексей Ермилович родился в 1925году в Сибири. Когда началась война, ему было 16 лет. С ноября 1941 года по январь 1943 года дедушка был командиром партизанского отряда под городом Рузой (Подмосковье)

С января 1943г. по сентябрь 1943г. – курсант пулеметного полка.

С 1943 года – командир отделения 17/20 зенитно-артиллерийского полка первого танкового корпуса Брянский, затем первый Прибалтийский фронт, с 1945г. – Белорусский фронт.

Победу встретил в Кёниксберге и сразу же был переброшен на восток на Русско-японскую войну, затем служил на Чукотке. После войны Алексей Ермилович работал первым секретарем обкома партии в Рузе, затем в Москве. Умер в 1999 году, похоронен в Москве. Его военная форма и награды являются экспонатами краеведческого музея в городе Рузе.

На этой фотографии изображены прадедушка с прабабушкой автора исследования в форме образца времен Великой Отечественной войны: Уржунцев Василий Маркелович (1920-1986гг) и Уржунцева Евдокия Георгиевна (1924-1997гг) вместе служили в годы Великой Отечественной войны в десятой Воздушной Армии, после войны поженились и прожили долгую и счастливую жизнь. Похоронены в г. Макеевка Донецкой области.


На данных фотография из архива семьи Поздняковых изображен двоюродный дедушка автора работы − Абросимов Иван Васильевич 1920-1996 гг. Служил в пехотных войсках на Ленинградском фронте. Был ранен, похоронен в поселке Копьево Ордженекидзевского района республики Хакасия. В его гардеробе мы видим неизменный атрибут военной формы пприода русской зимы− шапку- ушанку и валенки.

Первое заметное изменение военной формы произошло уже только в 1955 году, когда были отменены цветные канты на полевых погонах сержантов и солдат. Вводятся эмблемы родов войск зеленого цвета, размещавшиеся чуть ниже пуговицы, а не в центре погона. Из-за этого нашивки по званиям сместились чуть ниже по погону. Единые красные нашивки сменили цвет бордо и коричневый.

"Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с декабря 1955 года также утратили цветные канты, эмблема также переместилась к пуговице, а нашивки золотистого (желтого) цвета для командного состава и серебристого (серовато-белого) для всех остальных также несколько сместились вниз" . Важно то, что с с ликвидацией кавалерии как рода войск были отменены синие погоны.

С введением в 1970 г. новой формы одежды для солдат, сержантов и курсантов было оставлено всего три основных цвета погон: для мотострелков и как общевойсковой − алый; для авиации и ВДВ − голубой; для всех остальных родов войск − черный. Несколько позднее литера "К" была введена на погоны курсантов военных училищ. Погоны и петлицы на на всей форме солдат и сержантов без исключений стали цветные с нашивками золотистого цвета. Погоны цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и сержантской форме.




ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ФОРМЫ

С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях бывших союзных республик СССР вводятся свои собственные знаки различия. В России создание Российской Армии официально будет провозглашено Указом президента России № 466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки различия юридически просуществуют до Указа президента России № 1010 от 23 мая 1994 года о введении формы одежды и знаков различия Российской Армии .

Но в целом, еще долгое время в армии можно было встретить смесь старого и нового: если к 2000 году офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму, то в большей степени сержанты и солдаты все еще носят знаки Советской Армии. Так, например, на погонах советского образца с литерами "СА" можно было увидеть новые сержантские знаки различия. Или же, напротив, на погонах нового образца советские сержантские нашивки.

На этих фотографиях 1992 года из семейного архива семьи Поздняковых изображены родители автора в полевой и повседневной форме курсантов. Из их рассказов можно узнать, с каким волнением и трепетом они впервые надевали военную форму. Ведь надев форму и погоны, становишься ответственным за свой народ и Родину.

Удивительно, но военная форма нравится не только представителям сильного пола. На фотографиях, редаставленных выше, изображена мама автора исследования в 1993 году. По ее рассказам, привлекательность военной формы также кроется в том, что форма даже скрывает дефекты фигуры, придавая стройность и элегантность. Девчата в военной форме на улицах Томска ловили на себе восхищенные взгляды прохожих. От молодых людей, желающих познакомиться, не было прохода. Некоторым военная форма даже помогла устроить личную жизнь – вот еще одно из преимуществ военной формы!

На этой фотографии изображен папа автора представленной работы во время сдачи зачета по физкультуре. На нем полевая военная форма офицера Российской Армии. Камуфлированная расцветка позволяет идеально маскироваться в условиях боя, хлопковая основа ткани выполняет функцию терморегуляции при значительных физических нагрузках, свободный покрой не препятствует активным движениям, а множество карманов делают форму удобной и стильной. Горловина, манжеты рукавов и штанов плотно прилегают к телу, защищая от укусов клещей, комаров, змей.

Удобная обувь из натуральной кожи на шнуровке с высокой голяшкой в виде берц позволяет свободно перемещаться в любых климатических и географических условиях при любых физических нагрузках. Голова защищена камуфлированной кепкой на хлопковой основе с козырьком и опускающимися ушками.

У этой военной формы нет недостатков. Она многофункциональна, практична, комфортна, выполняет защитную и маскирующую функции. Не случайно, современные дизайнеры используют этот стиль в современной одежде, назвав его милитари.

В семейном архиве также были найдены фотографии, на которых представлены модели парадных военных мундиров родителей автора исследования:

На этом снимке папа с сослуживцами после парада Победы 9 мая 2008 года. Мы видим парадный костюм офицера Российской Армии. Он украшен аксельбантом, золотым цветом погон и пуговиц, подчеркивающих торжественность момента.

На этом снимке родители автора работы изображены в парадной форме военно-морского флота в г. Североморске. У папы здесь нет аксельбантов, а присутствует кортик на ремне, нашивки на воротнике под золото в виде дубовых листьев (так называемые дубы). Парадная форма женщины-офицера не столь нарядна, отличается от повседневной лишь белым цветом рубашки. Мне кажется, моей маме она идет.

Так 9 мая 2014 года в военно-патриотической игре «Лазертак» автора исследования и его команду частично одели в военную форму. Бегать, прыгать, ползать удобно, комфортно, безопасно, даже грязи не видно!

На этом снимке мы с турклубом на Ергаках, почти у половины туристов элементы военной формы присутствуют в одежде, ведь в таких походах в одежде ценится практичность, удобство и безопасность. Не случайно стиль милитари так актуален в наше время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, так же как неразрывно судьба армии связана с судьбой общества, так же армия связана с её военной одеждой. Изучая историю мундира не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении истории русской армии и Российского государства в целом.

Изучая историю военной моды, мы узнали не только о фасонах, характеристиках, функциях военного мундира различных времен и народов, но и более подробно узнали о своих родственниках, носивших военную форму, воевавших в Великую Отечественную войну. Ведь раньше, листая семейный альбом, нам просто нравилось смотреть на людей в военной форме. Сейчас мы знаю судьбы этих близких нам людей, наших предков. Ведь это они защищали нашу страну, сохранили мир и дали возможность нам родиться и жить под мирным небом. Постараюсь сохранить и передать память о них моим потомкам.

Удивительно, но готовя материал этой научно-исследовательской работы, автор исследования неожиданно написал стихотворение, которым мы и завершаем наше исследование:

Прадед завещал.

Пусть возраст невелик и нет седых волос,

Я помню о родных, кто мир стране принес!

Мой прадед воевал, Россию защищал

Я вижу, как отец судьбу свою связал

Отечеству служить и в детстве рассказал:

Твой прадед воевал, Россию защищал

Зачем же мы тогда все ссоримся, сосед?

Ведь на одной земле живем уж много лет.

Наш прадед воевал, Отчизну защищал

И я хочу прожить в безоблачной стране

И детям рассказать о страшной той войне,

Как прадед воевал, Россию защищал

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции.− Рязань, 2001. −С. 98.

2. Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. − Омск, 2000. −№1 − С. 44-53.

3. Дмитриев В.Д. Мужчина. Воин. Охотник.− РЭМ, Санкт-Петербург, 2014−С.12-19 .

4. Зенков Ю.В. Служить отчизне. −Калининград, 2000. −110 с.

5. Смирнов А. Солдат должен быть... украшен // Родина. − 1995. −№ 1 − С. 84-88.

12. [Электронный ресурс] : музей военной формы в Подмосковье

Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. − Рязань, 2001. − С. 98.

Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. −Омск, 2000. − №1 − С. 44-53.

Введение

Военная форма одежды - олицетворение чести, доблести и благородства российских воинов.

Военная форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям.

Она создавалась одновременно с созданием Российских Вооруженных Сил. Новая форма одежды была одобрена на заседании Коллегии Министерства обороны РФ в октябре 1992 года. По номенклатуре в ней было в 1,5-2 раза меньше предметов, чем в прежней форме одежды. Она стала более удобной и практичной. Для повседневной и парадной формы одежды был установлен единый - оливковый цвет. У моряков остался цвет, который был всегда традиционным для ВМФ - черный. Погоны на всех видах одежды военнослужащих стали уменьшенного размера. Вводились и другие изменения.

23 мая 1994 года Указом № 1010 "О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям" Президент Российской Федерации утвердил форму одежды российских военнослужащих.

В реферате будут рассмотрены следующие цели и задачи:

изучить историю развития воинской формы.

подразделения воинской формы на парадную, повседневную, полевую.

погоны и эмблемы.

военная форма эмблема воин

История развития воинской формы

Военная форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям. Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения. Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение. Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй половине XVII века в европейских армиях, однако попытки ввести общие для всех элементы в одежду и снаряжение воинов с целью отличить их от военнослужащих противной стороны предпринимались практически на протяжении всей европейской военной истории. Наиболее близко к введению однообразной форменной одежды в начале новой эры подошла армия древнего Рима, традиционно одевая своих легионеров в красные шерстяные плащи и одежду белого цвета. К слову, следует сказать, что именно от римских легионов перешли в современные армии принципы организации, внутреннего порядка, субординации и военной геральдики. Из периода средневековья, можно вспомнить об отличительном знаке участников крестовых походов - матерчатом кресте нашитом на одежду и дальнейшем развитии этой эмблемы - атрибутов различных рыцарских орденов. В дальнейшем по мере развития военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно управлять войсками в ходе сражения. Задача решалась введением на время кампании и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды военнослужащих: отличительных украшений головных уборов, шарфов, лент одного цвета и т.п. Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств, которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств. В период тридцатилетней войны в Европе (1618-1648 гг.) в армиях противоборствующих государств стали появляться части носившие одежду одного цвета, однако различных покроев и конструкции. Зачастую изготовление такой одежды происходило по инициативе шефов и командиров той или иной части, ношение ее не регламентировалось на государственном уровне и следовательно не являлось обязательным, однако в частях прославивших свои знамена на поле брани ношение одежды определенных цветов стало превращаться в устойчивую боевую традицию. Примерно в этот же период в России по сообщениям иностранных авторов (Кемфер, Пальмквист), единообразная форменная одежда появляется в московских стрелецких полках. Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем королевская гвардия получила кафтаны синего цвета с красным прикладным сукном, армейская пехота - серые, кавалерия - красные. До конца XVII века униформу получили все наиболее передовые армии европейских государств. В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого.

Начиная с 1699 г. военная форма и правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков. В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны - синие, артиллерия - красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков. При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии - гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра III. В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени. Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий. С воцарением сына Екатерины Великой - Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы "неудобной" формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования - шинель, взамен зимнего шерстяного плаща - епанчи. После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску. Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии - уланских полков.

Впервые военная форма была установлена для казаков Донского, Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет. В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска. Пехота кавказского корпуса получает особую "кавказскую" форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах. После окончания крымской войны в царствование Александра II остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т. н. полукафтан. Вместо каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют отдельного исследования. При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования. Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под дивизом "народности", истинная причина изменений заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания. Последнее царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды. В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы - РККА, впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций "кровавого" царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих - погоны. От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии. В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен "кафтана" защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия. В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них устанавливается традиционная форма одежды.

В 1940 г. отменяется ношение пожалуй наиболее яркого символа красной армии - буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г. После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии. Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров. В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы - "афганка".

Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно проглядываются извращенные понятия о воинской красоте "арбатских" генералов. Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Никогда не забуду, когда летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной х/б ткани светло-серого цвета. Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров и цветными у солдат и сержантов. В заключении хочу отметить, что на протяжении всей истории Российского государства, за исключением последнего, его руководители придавали вопросу разработке и изготовления форменной одежды для военнослужащих первостепенное значение, благодаря чему русские и советские войска снабжались качественным и современным обмундированием в достаточном количестве.