Философия георга гегеля. Немецкий философ Георг Гегель: основные идеи


Как уже отмечалось, история - это сложный и многогранный процесс, имеющий внутреннюю логику и развивающийся на основе своих имманентных законов. Но вместе с тем история - продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы. Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного, то есть, с одной стороны, она развивается независимо от воли и желаний людей, а с другой - она есть их история. Вот почему выяснение вопроса о том, кто все-таки делает историю, всегда находился в центре внимания философии истории. И многие философы немало страниц посвятили этому вопросу. Н.К. Михайловский утверждал, что решающая роль в истории принадлежит герою, а им надо "называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело" . Другой русский философ - П.Л. Лавров - писал, что историю творят личности, и они могут ее по своему усмотрению повернуть в любую сторону и что "прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях: без них он, безусловно, невозможен" . Раз личности являются главными двигателями человечества, то они и создают новые модели общества и реализуют их в своей практической деятельности. На них возлагалась вся надежда по решению сложных социальных и экономических задач. Но их же обвиняли во всем, если общество оказывалось в тупиковой ситуации. Народ же рассматривался как безликая масса, готовая идти за своими лидерами, если даже эти лидеры оказывались недостойными руководителями, а изложение истории ограничивалась деятельностью королей, царей, монархов и войнами. Причем с приходом нового суверена историю начинали заново переписывать в угоду новым власть имущим. Всю историю сводили к политической истории.

21 Михайловский Н.К. Соч. Т. 6. С. 282.
22 Лавров П.Л. Избр. произв. В 2 тт. Т. 2. С. 87.

Представления о том, что именно личность творит мировую историю, базировались на идеалистическом понимании развития человеческого общества, согласно которому идеи правят миром. Но поскольку их разрабатывают критически мыслящие личности или те, кто стоит у власти, то последние и выступают в роли детерминанты исторического процесса. И в самом деле, на поверхности кажется, что именно личности, и прежде всего государственные деятели, творят историю, так как от их действий и поступков во многом зависит ее ход. Можно, например, смело сказать, что Александр Македонский является основателем мощной империи. Не подлежит сомнению и то, что французская империя начала XIX века - детище Наполеона I, так как без корсиканца, видимо, не было бы такой империи, хотя, возможно, была бы империя, но она была бы образована иным путем.

Однако ни Александр Македонский, ни Наполеон I, ни кто-либо другой не был бы в состоянии создать империю, если бы в Древней Греции или во Франции отсутствовали соответствующие социально-экономические и политические условия. Поэтому исторические процессы надо исследовать не на уровне видимости, а проникать в сущность, необходимо вычленять главные моменты, изучать повседневную жизнь людей, их действия, поступки, деятельность, то есть все то, что составляет действительную историю. Это сделал Маркс, подошедший к изучению общества с материалистических позиций. Он писал, что люди в первую очередь должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой, а затем заниматься философскими, художественными, религиозными и другими идеями и теориями. Иначе говоря, в качестве фундамента общества выступает производство материальных ценностей. Оно носит непрерывный характер и не прекращается ни на минуту, а если прекратится, то социум погибнет. Таким образом, материальное производство - база всего исторического процесса и мощь любого государства - определяет, прежде всего, уровень экономического развития общества, хотя роль неэкономических факторов тоже нельзя игнорировать.

Но кто производит материальные блага? Кто строит дома? Кто выпускает машины, станки, сеет хлеб и т.д.? Конечно, люди, трудящиеся массы. Они трудятся изо дня в день, создают общественное богатство, передают от поколения к поколению средства производства, культуру, традиции, обычаи, нравственные нормы и принципы, достижения цивилизации, политические и социальные институты. Каждое последующее поколение опирается на результаты труда предыдущих генераций, использует их, что-то отбрасывает, что-то перенимает, добавляет к ним новые ценности и передает очередному поколению. Так складывается единый исторический процесс-континуум, т.е. имеющий непрерывный характер. Этот процесс также естествен, как и природные процессы, но в отличие от последних он является результатом сознательной деятельности людей.

Таким образом, не личность, не герой, не суверен, а народ творит историю. Короли, монархи, вожди, цари, президенты приходят и уходят, а народ остается главным субъектом истории. Однако это вовсе не значит, что личности не играют никакой роли в обществе, что они являются лишь "винтиками" и послушно следуют за ходом истории. Прежде всего, необходимо отметить, что каждая личность, создающая материальные или духовные ценности, играет определенную роль в истории, выполняет те или иные общественные функции, проявляет свою гражданскую позицию, переживает за те или иные процессы в обществе. Но когда говорят о личности, то, как правило, имеют в виду выдающиеся или великие личности.

Традиционно под выдающимися личностями подразумевают либо политических и государственных деятелей (царей, монархов, императоров, вождей), либо полководцев и т.д. На мой взгляд, это слишком односторонний подход к выяснению понятия выдающейся личности в истории. Конечно, эти люди в силу своего социального положения, дающего им возможность принимать судьбоносные решения, оказывали и оказывают наибольшее влияние на ход истории, на политику государства и поэтому, естественно, они попадают под понятие выдающейся личности. Но такими личностями могут быть и ученые, сыгравшие исключительную роль в науке (Ньютон, Эйнштейн, Гегель, Ломоносов, Маркс и многие другие), деятели литературы и искусства. Пушкин, например, является великой личностью, хотя не занимал высших государственных постов, но был, по выражению Горького, началом всех начал, создателем русского литературного языка. Кто может отрицать, что величайший композитор всех времен Моцарт был выдающейся личностью? Выдающимися личностями являются спортсмены, внесшие значительный вклад в развитие спорта. Таким образом, понятие выдающейся личности надо трактовать шире. Но сейчас не будем нарушать традиций и постараемся выяснить, кого считать великой исторической личностью и какие для этого нужны объективные критерии.

По мнению Гегеля, в ходе истории возникают противоречия между существующими порядками и новыми появляющимися возможностями их изменить. Эти возможности содержат в себе некое всеобщее, т.е. нечто такое, что имеет огромное историческое значение. Но оно может быть реализовано только в деятельности личностей, обладающих выдающимися способностями и готовыми к осуществлению всеобщего. И поэтому "историческими людьми, всемирно-историческими личностями являются те, в целях которых содержится такое всеобщее" . К их числу немецкий философ относит Юлия Цезаря, так как намерение его стать диктатором Рима было "необходимым определением в римской и всемирной истории, оно явилось, таким образом, не только его личным достижением, но инстинктом, который осуществил то, что в себе и для себя было своевременно. Таковы великие люди в истории, личные частные цели которых содержат в себе тот субстанциональный элемент, который составляет волю первого духа" .

Гегель великих людей называет героями, ибо они, по его мнению, появляются вовремя, когда созревают необходимые условия для принятия решительных действий, имеющих всемирно-историческое значение. Вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу. Они делают своей целью то, что необходимо в настоящее время социуму, в чем давно нуждалась сама история. Они лучше постигают суть дела, чем все остальные люди. Таким образом, с точки зрения Гегеля, появление великих людей на исторической сцене необходимо и неизбежно, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из-за накопившихся противоречий между старым и новым. Великий человек разрешает эти противоречия и спасает всех от гибели. Гегель отмечает, что когда цель достигается, то великие люди "отпадают как пустая оболочка зерна. Они рано умирают, как Александр, их убивают, как Цезаря, или их ссылают, как Наполеона на остров св. Елены" .

23 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., С. 81.
24 Там же. С. 82.
25 Там же. 82-83.

Гегель категорически выступает против психологического анализа деятельности великих людей, против того, чтобы выявлять внутренние мотивы их поступков. Он критикует тех исследователей, которые действия выдающихся личностей объясняют их человеческими качествами. Так, многие утверждали, что у Александра Македонского была страсть к завоеваниям, и что поэтому он сначала захватил часть Греции, а затем и Азии. А действия Наполеона I объясняли его амбициозностью и стремлением к захвату власти любой ценой.

Гегелевская критика справедлива, ибо нельзя какими-то личными чертами и свойствами объяснить деятельность личностей, оставивших заметный след в истории. Петр Первый, например, имел тяжелый характер, был вспыльчив. "Простота обращения и обычная веселость делали иногда обхождение с ним столь же тяжелым, как и его вспыльчивость или находившее на него по временам дурное расположение духа, выражавшееся в известных его судорогах. Приближенные, чуя грозу при виде этих признаков, немедленно звали Екатерину, которая сажала Петра и брала его за голову, слегка ее почесывая. Царь быстро засыпал, и все вокруг замирало, пока Екатерина неподвижно держала его голову в своих руках. Часа через два он просыпался бодрым, как ни в чем не бывало. Но и независимо от этих болезненных припадков прямой и откровенный Петр не всегда бывал деликатен и внимателен к положению других, и это портило непринужденность, какую он вносил в общество" . Но нельзя на этом основании отрицать великую роль Петра Первого в истории России и Европы.

Однако нельзя, с другой стороны, всю историю сводить лишь к "железной" необходимости и игнорировать роль случайности в истории или же личных черт великих людей. Можно вспомнить в этой связи слова Маркса: "Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо-благоприятных шансов. С другой стороны, история носила бы очень мистический характер, если бы "случайности" не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь с другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависит от этих "случайностей", среди которых фигурирует и такой "случай", как характер людей, стоящих вначале во главе движения" . Особенно велика роль характера личности в критические периоды истории. В войне, например, от полководца требуются решительность, смелость, умение быстро оценивать ситуацию, оперативно разработать план военных действий. Ведь от этого может зависеть судьба сражения, в конечном счете, судьба армии и государства. Историки до сих пор ведут дискуссии о том, как бы сложился театр военных действий во время битвы при Ватерлоо, если бы Наполеон не чувствовал себя плохо.

26 Ключевский В.О. Соч. Т. 4. С. 34.
27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 33. С. 175.

Великие люди, пишет Гегель, совершают поступки исторического значения. Они вносят существенные изменения во все сферы общественной жизни, затрагивают интересы всех слоев общества. Поэтому, естественно, не все довольны их деятельностью, ведь многие из них приносятся в жертву во имя всеобщих целей. Возникает соблазн морального осуждения действий великих людей. Гегель считает, что такого рода осуждения неуместны, так как политические поступки осуждаемых носят объективный характер, способствуют прогрессу человеческого общества и ради этого приходится жертвовать интересами отдельных личностей.

Оригинальные мысли о выдающихся личностях высказывает Н.Г. Чернышевский. Он полагал, что выдающийся человек "должен верно понимать силы и стремления каждого из элементов, движущих обществом; должен понимать, с какими из них он может вступать в союз для достижения своих добрых целей, должен уметь давать удовлетворение законнейшим и сильнейшим из интересов, как потому, что удовлетворения им требует справедливость и общественная польза, так и потому, что только опираясь на эти сильнейшие интересы, он будет иметь в своих руках власть над событиями. Без того его деятельность истощится на бесславную для него, вредную для общества борьбу; общественные интересы, отвергаемые им, восстанут против него, и результатом будут только бесплодные стеснительные меры, которые необходимо приводят или к упадку государственной жизни, или к падению правительственной системы, чаще всего к тому и другому вместе" . Таким образом, с точки зрения Чернышевского, выдающаяся личность должна в своей деятельности прежде всего исходить из общественных интересов. По его мнению, великий человек должен быть честным, добрым, энергичным и все должен делать для того, чтобы каждое его действие, каждый его поступок приносили только пользу государству и всем его гражданам. Конечно, хорошо, когда великий человек добр и честен, но в реальной действительности редко кто из политических деятелей обладал этими замечательными качествами. И это легко объяснимо. Политика - такая сфера деятельности, где моральные принципы и нормы не работают. Это связано с тем, что хотя политика и мораль играют регулятивную роль, и в этом смысле у них есть нечто общее, тем не менее, они выполняют разные функции. В отличие от морали политика как одна из форм управления отношениями, складывающимися между классами, группами, государствами, обращена к массам, а не к личности. Главное в политике - интересы. Они бывают личными, классовыми и групповыми, кастовыми, сословными, этническими и т.д. Естественно, кроме этих интересов, есть государственные (национальные) интересы, которые играют доминирующую роль. Что касается морали, то в широком смысле слова она есть некоторая совокупность норм, принципов и правил, которыми руководствуются люди в процессе совместной деятельности и общения. Мораль оперирует понятиями "совесть", "хорошо", "плохо", "добро", "зло", "справедливость", "несправедливость", "гуманизм" и т.д. Они отражают социальные реалии, отношения людей друг к другу и к обществу. На протяжении тысячелетий выработались такие нормы и принципы морали, без соблюдения которых общество не может нормально функционировать, оно просто-напросто погибнет.

28 Чернышевский Н.Г. Избр. Филос. соч. Т. 2. С. 241-242.

В отличие от морали политика исходит не из добра или зла, не из справедливости или несправедливости, не из гуманности или негуманности, а из интересов. Политик руководствуется интересами, и если он уверен в том, что в данных обстоятельствах интересы его класса или государства требуют принятия такого решения, которое противоречит моральным принципам, то он как политик игнорирует эти принципы. Нельзя требовать от политика действовать как политик в соответствии с моральным кодексом. Талейран как человек был аморален , но Наполеон его не отстранил от должности, потому что ценил его деловые качества, по крайней мере, не находил ему замены.

Политик исходит из целого, то есть он заинтересован в сохранении целого и поэтому жертвует частью. Политика обращена к общему, а мораль к личности. Настоящий политик понимает, что если погибнет целое, то погибнет и часть, если, скажем, погибнет народ, то погибнет и человек, являющийся представителем этого народа.

Другой русский философ Г.В. Плеханов при рассмотрении роли выдающихся личностей главное внимание обращает на общественные условия. Чтобы человек, обладающий известным талантом, стал великим, необходимы, по крайней мере, два условия: "Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграждать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и полезную как раз в это время" . Великих людей создают великие времена, заключает Плеханов.

Карл Ясперс считал, что выдающейся личностью является та, "которая чувствует свою ответственность за свободу других" . Государственный деятель, утверждает немецкий философ, лишающий свободы других, не есть великая личность. Цезарь, по мнению Яс-перса, не является великим человеком, так как он ликвидировал республику и установил диктатуру. Если исходить из этой точки зрения, то ни один диктатор не может считаться великим человеком, ибо он всегда ограничивает свободу во имя достижения общих целей. Зато выдающимися окажутся безвольные и нерешительные суверены, приводящие государство либо к кризису, либо к полному краху. Парадокс истории состоит в том, что как раз при деятельности диктаторов, как правило, государство добивается больших экономических и политических успехов.

29 Вот как характеризует аморальность Талейрана Шатобриан: "Ставший министром по рекомендации госпожи де Сталь, которая хлопотала о его назначении перед Шенье, господин де Талейран, в ту пору весьма нуждавшийся, принялся сколачивать состояние; он пополнял свои капиталы пять или шесть раз: когда получил миллион от Португалии взамен обещания подписать мирный договор - договор, который Директория так и не подписала; когда скупил бельгийские облигации накануне заключения Амьенского мира - мира, о котором он, господин де Талейран, узнал раньше всех; когда основал эфемерное королевство в Этрурии; когда нажился на конфискации имуществ духовенства в Германии; когда торговал своими мнениями на Венском конгрессе. Князь был готов продать Австрии все вплоть до старых бумаг из наших архивов..." (Шатобриан Франсуа Рене де. Замогильные записки. М. 1995. С. 577).
30 Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. Т. 2. С. 327.
31 Jaspers К. Initiation a la methode philosophique. Paris. 1970. P. 65.

Ясперс понимает это и поэтому смягчает свою позицию. Он пишет, что многие великие люди чувствовали свою ответственность за свободу и тем не менее были вынуждены считаться с двумя обстоятельствами: во-первых, с насилием и, во-вторых, со свободой. Существование, базирующееся на насилии, требует от суверена постоянно хитрить и лгать, изворачиваться, интриговать. Свобода же основывается на разуме, и поэтому от государственного деятеля требуется полная откровенность, а также выполнение взятых на себя обязательств. Кроме того, разум требует моральной ответственности за свои действия и поступки, которая признает успех и насилие лишь в том случае, если они служат высшим политическим целям человека, стремящегося к политической свободе и понимающего, что только такая свобода делает его полноценным человеком. Мелкий политик использует сложившуюся ситуацию в своих интересах и ничего не делает для человека. Великий же политик в этой ситуации находит решение, которое возвышает человека, делает его свободным.

Итак, существуют разные ответы на вопрос о том, кого считать великой личностью. Одни больше внимания обращают на историческую необходимость ее появления и на выполнение задач всемирного значения, другие - на учет общественных интересов, третьи - на реализацию свободы. Все точки зрения нисколько не противоречат друг другу при условии, если их рассматривать не абстрактно, а в конкретно-исторических ситуациях.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что выдающимися людьми не рождаются. Ими становятся, как справедливо отмечал Плеханов, в определенных исторических условиях. Пушкин бы не стал Пушкиным, если бы он воспитывался в глухой деревне и в семье неграмотного и темного крестьянина. Моцарт бы не стал Моцартом, если бы не родился в музыкальной семье и не получил блестящего музыкального образования.

Для того чтобы стать великим государственным деятелем, нужны исключительные обстоятельства, которые возникают на крутых поворотах истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие человечества. Если образно представить себе исторический процесс, то можно заметить, что он не есть прямая дорога, а зигзагообразен. Более того, в некоторых местах мы видим повороты, валуны, ухабы, которые нельзя обойти, но без преодоления которых дальнейшее продвижение вперед совершенно невозможно. В эти моменты появляются лидеры (а могут и не появиться), способные преодолеть все препятствия, расчистить дорогу для социального прогресса и обновления. Таких лидеров принято считать выдающимися людьми. Иными словами, выдающаяся личность - продукт исключительно важной исторической эпохи. Сколько великих личностей, например, породила эпоха Возрождения! Но это было не случайно, а неизбежно, ибо она нуждалась в титанах и рождала титанов. Наполеон стал великим именно потому, что Франция в конце XVIII века занимала ведущее положение в духовной и политической жизни Европы, которое ей обеспечила революция 1789-1794 годов. Петр стал великим, потому что Россия начала XVIII века нуждалась в великих реформах, позволивших ей занять передовые рубежи в области науки, военного дела и т.д.

Но чтобы стать великой личностью, разумеется, одних исторических условий недостаточно. Сам человек должен обладать гениальным умом, выдающимися чертами, необходимыми для выполнения больших, трудных и ответственных задач. Он должен быть образованным, решительным, смелым, твердым, принципиальным и очень ответственным, стоять на целую голову выше своего окружения, не бояться брать на себя риск и ответственность за принятые решения и доводить их до конца. Его деятельность должна носить конструктивный, а не деструктивный характер. Он не должен стремиться к популизму, к тому, чтобы всем нравиться и тем самым заработать дешевый авторитет. Без этих качеств человек не может стать великой личностью, если даже имеются соответствующие исторические условия, и он оказался во главе процесса. Наоборот, бездарный руководитель может все погубить, развалить и оставить народ в нищете.

Нельзя назвать всякого, оставшегося в силу своего социального и политического положения в анналах истории, выдающейся личностью. В России, например, было много царей, а великим стал только Петр Первый. О выдающемся человеке судят по его делам и поступкам, а не по обслуживающей его идеологии. Важнейший критерий, характеризующий человека как великую личность, - это то, насколько его деятельность способствовала социальному прогрессу и решению тех задач, которые ставило его время. Это объективный критерий, так как он не зависит от субъективной оценки людей. Как бы ни относились к Петру Первому, несомненно одно, что его реформе "Россия обязана всем своим наличным образованием и всеми сокровищами своей литературы. Если бы тут мог быть какой-нибудь вопрос, то на него уже ответили два величайших представителя русского образования и литературы в прошлом и в настоящем веке - Ломоносов и Пушкин, неразрывно связавшие свое имя с именем Петра" .

Как бы ни относились к деятельности Робеспьера, но именно он как один из вождей революции способствовал развитию образования, реализации лозунга революции: "Свобода, равенство, братство". Ярый роялист и сторонник Бурбонов, очень суровый критик и, можно сказать, враг Наполеона I Франсуа Рене де Шатобриан вот как характеризовал деятельность французского императора:

"Бонапарт велик не своими словами, речами и писаниями, не любовью к свободе, о которой он всегда очень мало заботился и которую даже и не думал отстаивать; он велик тем, что создал стройное государство, свод законов, принятый во многих странах, судебные палаты, школы, мощную, действенную и умную систему управления, от которой мы не отказались и поныне; он велик тем, что возродил, просветил и благоустроил Италию; он велик тем, что вывел Францию из состояния хаоса и вернул ее к порядку, тем, что восстановил алтари, усмирил бешеных демагогов, надменных ученых, анархических литераторов, нечестивых вольтерьянцев, уличных говорунов, убийц, подвизавшихся в тюрьмах и на площадях... велик тем, что прославил свое имя и среди диких, и среди цивилизованных народов, тем, что превзошел всех завоевателей, каких знало человечество прежде, тем, что десять лет подряд творил чудеса, ныне с трудом поддающиеся объяснению" . Как бы ни критиковали Сталина, он остается великой личностью в истории, ибо его деятельность носила конструктивный характер. Он спас мир от фашизма. Он, как писал Черчилль, получил Россию с сохой и оставил с атомной бомбой.

32 Соловьев B.C. Соч. Т. 1. С. 432.
33 Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. М., 1995. С. 324-325.

Роль личности в истории зависит не только от сложившихся исторических обстоятельств, но и оттого, какое политическое и социальное положение она занимает в обществе. Чем выше это положение, тем выше роль личности, так как тем больше возможностей у нее влиять на ход событий. Если бы Петр Первый не был царем России, то он, конечно, не смог бы оказать такое огромное влияние на ее судьбу.

В значительной мере роль личности определяется и состоянием цивилизованности общества, политической культурой народа. Чем меньше развиты демократические институты, предполагающие универсальную избирательную систему, разделение законодательной, судебной и исполнительной властей; чем меньше политического плюрализма, т.е. наличия разных политических партий и движений; чем меньше свободы слова и свободы мысли; чем меньше возможностей контролировать деятельность политических и государственных руководителей, в том числе через средства массовой информации; чем ниже сознание и самосознание народа, проявляющего политический индифферентизм; чем меньше разработаны юридические законы, тем выше роль личности и ее ответственности. Она концентрирует огромную власть в своих руках, что дает ей возможность крепко держать "руль истории".

Отсутствие политической культуры и демократически институтов создает благоприятную почву для прихода к власти политических проходимцев и негодяев, преследующих нередко лишь собственные интересы и цели. Как писал Маркс, нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда любой авантюрист может совершить над ней насилие. Когда народ слепо верит политиканам и возводит их на пьедестал почета, когда он не осознает своих собственных интересов и верит популистским лозунгам, он превращается в толпу, которой можно внушить все, что угодно. Авантюристы-политики начинают ломать исторические традиции и превращают государство в огромную экспериментальную базу.

Может возникнуть вопрос: является ли приход таких людей исторической необходимостью? Нет, конечно. Хотя следует заметить, что низкая политическая культура народа, его инертность и пассивность, безусловно, помогают их приходу к власти. Но к этому надо добавить и то, что если развитие общества носит стабильный характер, если все его механизмы (экономические, политические, социальные, управленческие и т.д.) функционируют нормально, то у руля государственной власти, как правило, оказываются достойные люди. Но когда общество переживает глубокий кризис, когда все сферы жизни приходят в упадок, тогда появляется необходимость в новых политических лидерах, способных сплотить все слои общества, предложить неординарные меры по выходу из кризисного состояния. Но бывает и так, что вместо действительных лидеров на политическую сцену выходят псевдолидеры, карьеристы, обещающие много, но не способные выполнить обещанное. Массы не подвергают сомнению их программы, слепо следуют за ними и в результате общество оказывается в еще большем кризисном состоянии. Тем не менее, опыт истории свидетельствует, что в конечном итоге приходят к власти действительные личности, обладающие недюжинными организаторскими способностями и делающие все для того, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию, преодолеть все трудности и добиться существенного улучшения жизни народа.

Итак, исторический процесс складывается из жизнедеятельности людей. Они трудятся, производят материальные и духовные ценности. Они передают эти ценности, а также традиции, обычаи, культурные достижения из поколения в поколение. Иначе говоря, народ - субъект истории. Но в этом бесконечном процессе истории личность играет определенную роль и выполняет те или иные функции, которые зависят от занимаемого ею в Обществе положения. Особенно велика роль суверенов. Их действия и поступки влияют на судьбы миллионов людей, на устройство мира и международные отношения. И если они работают на благо народа, решают исторические задачи по реализации социального прогресса, по гуманизации общества, то такие деятели остаются в истории как выдающиеся личности, и народ их помнит всегда.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – представитель классической немецкой философии. Наибольшее влияние на его труды оказал Иммануил Кант.

С некоторыми суждениями своего предшественника Гегель был не согласен и старался опровергнуть их в своих работах.

Кант утверждал, что без опыта познание чистого разума не существует. Гегель возражал ему: человек способен познать окружающий мир. Явление и «вещь в себе» взаимосвязаны и их связь никогда не будет разорвана.

Два немецких философа расходились в суждениях и о природе противоречий. Кант относился к противоречиям негативно. Для него это – источник заблуждений. Гегель называл противоречия критерием истины, а их отсутствие – критерием заблуждений.

Гегель все равно поддерживал идеи предшественника о свободе личности, уважал законы и видел в государстве источник разумного управления обществом. Оба мыслителя критиковали насилие и рабство, произвол и гнет. Кроме Канта, гуманистическая направленность гегелевских суждений опиралась на учения Декарта, Шеллинга и Дидро.

Тема Духа, которую подробно изучал Гегель, развивалась еще со времен Платона. Сам философ признавал, что на его суждения повлияли Прокл, Экхарт, Лейбниц, Руссо.

Суть философии немецкого мудреца

Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития . От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).

В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция. Превратить субстанцию в субъект, бессознательный разум в самостоятельный разум, дух или абсолютный Дух является целью мирового процесса. Субстанция выливается из первоначального состояния в качестве логической идеи в инобытие, природу, для достижения цели: осознание себя как единого и истинно действительного, понимание абсолютной истины какой она есть сама по себе и внутри себя.

Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям , который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

Законы диалектики:

  1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  3. Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения – явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Влияние Гегеля на западных и русских философов

Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.

Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.

В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.

Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.

Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.

Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.

В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

Основа философской системы Гегеля

Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.

Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.

То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.

Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.

Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).

Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики».

В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.

И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.

Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.

Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.

Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.

Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.

Абсолютная идея

Определение абсолютной идеи

В гегелевской системе миропонимания, учение об абсолютной идее самое глобальное и обширное, охватывающее всё мироздание и многие аспекты человеческой жизни.

В основе мироздания, по Гегелю лежит безличный Абсолют. Это духовное, автономное первоначало есть условие развития мира. В отличие от Спинозы, утверждавшем, что Абсолюту присуща протяжённость и мышление, Гегель не считает Абсолют мыслящим и созидающим первоначалом, это лишь отправная точка и необходимый ресурс для развития всего сущего.

И именно абсолютная идея придаёт форму этому безликому субстрату. Говоря словами Гегеля:

«Абсолютная идея – это совокупность категорий, являющимися условием формирования мира и человеческой истории.»

Основная и ключевая цель абсолютной идеи – самопознание, а также развитие независимого самосознания.

Чтобы понять его логику, следует пройтись по цепочке его размышлений.

Природа не может быть основой всего сущего, говорит Гегель, она по сути своей пассивна и не может вести активную творческую деятельность. Ей нужно чтобы что-то подтолкнуло её к созиданию, задало начальный импульс для последующего преобразования.

Без этого импульса природа оставалась бы неизменной с самого момента её зарождения.

Вероятно, он придумал этот симбиоз абсолютной идеи и безликой природы по аналогии с человеческим разумом. Ведь именно наше мышление делает каждого из нас уникальным. Именно мышление меняет нашу жизнь в зависимости от того, какими категориями мы мыслим.

Природу без абсолютной идеи можно сравнить с человеком в коме. Возможно у него осталась способность мыслить, но её результаты совершенно не видны. Сам человек никак не меняется, его состояние статично и он просто умрёт без посторонней помощи.

Абсолютная идея также является совокупностью всей духовной человеческой культуры, всех знаний, накопленных человечеством за весь период его существования.

И именно на уровне человеческой культуры и опыта происходит столкновение мира вещей с человеческим разумом. Благодаря этому становится возможным понимание настоящей ноуменальной сути вещей. Пусть это понимание неполное, но это всё же лучше, чем довольно радикальный взгляд Канта, который утверждал, что понимание ноуменов (вещей самих в себе) невозможно с помощью опыта.

Отсюда следует утверждение Гегеля о том, что культура не просто способ выражения собственного мышления и реализации созидательной способности, но также и способ видения и восприятия мира.

Ведь каждый человек видит мир совершенно по-разному через призму собственного восприятия.

Эволюция абсолютной идеи

В трёх своих фундаментальных трудах, «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа» Гегель постарался раскрыть тему о том, как работает абсолютная идея.

В своей, наверное, самой знаменитой книге «Наука логики» Гегель объясняет какую роль играет разум, мышление и сама логика в жизни человека и в целом в мировой истории. Именно в ней сформирован ещё один, не менее знаменитый чем триодичность, принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Понимание абстрактного мышления Гегелем можно проиллюстрировать, посмотрев на реакцию людей на любое общественно значимое событие. Будь то выступление политика или вынесение приговора убийце. Каждый человек из толпы, (или из комментариев под новостью) наблюдающий за происходящим имеет свою точку зрения.

Однако они никогда не видят абсолютно полной картины происходящего. И только собрав воедино абсолютно всю доступную информацию про это событие, проанализировав все точки зрения, человек может претендовать на наличие конкретного знания.

Конкретное знание всегда многообразно. Оно включает в себя мельчайшие возможные детали и нюансы.

Без этого мы становимся всего лишь заложниками нашего собственного мнения, сформированного нашими жизненными установками.

Развитие Абсолютной идеи начинается, по словам Гегеля с совершенно абстрактных, неопределённых понятий.

Сама наука логики состоит из 3-х частей, представляющую собой ступеньки, по которым мы поднимаемся в познании вещей.

Её можно выразить схемой: «Бытие-Сущность-Понятие». Остановимся на этом подробнее:

Бытие-Сущность-Понятие

Первым из абстрактных определений является чистое «Бытие». В своём первоначальном виде, Бытие - это просто слово, у него нет определённости, причём настолько, что его можно даже сравнить с понятием «Ничто», именно из-за отсутствия у него какой-либо качественной характеристики.

«Становление» – понятие, объединяющее эти самые безличные «Бытие» и «Ничто». Это своеобразный синтез, который и придаёт бытию какую-либо качественную характеристику.

Чтобы лучше понять, как бытие приобретает форму можно представить себе художника, рисующего картину. Сначала он очерчивает грани рисунка, рисует эскиз, затем в процессе работы картина наполняется новыми красками, приобретает разнообразные оттенки, тени и прочие дополнительные параметры.

В этом примере абсолютной идеей будет художник, творящий свой шедевр, а картина будет бытием, которое постепенно приобретает очертания и форму, тем самым переходя из пустого абстрактного «Бытия», сравнимого с ничем в так называемое «наличное бытие».

Закончив рисовать, он отставляет картину в сторону и берёт новый холст, тем самым снова обращая бытие в ничто.

Именно с наличного бытия начинается человеческое познание, ведь логично предположить, что мы можем взаимодействовать лишь с тем, что видно или обнаружимо каким-либо из доступных методов.

Сущность по Гегелю является основой материального мира и если у Канта это непознаваемая вещь в себе, то Гегель, как уже было сказано выше, считает, что через наше наблюдение она отчасти открывается нам.

Постепенно погружаясь в понимание Сущности, мы обнаруживаем, что каждая из них внутренне противоречива.

Понятие – категория, воспроизводящая весь предшествующий ей процесс бытия и мышления. Оно исторично, несёт в себе весь опыт предшествующих поколений, постоянно изменяется, дополняется и по сути является синтезом триады Бытие (наличное)-Сущность-Понятие.

Философия природы

Абсолютная идея, по Гегелю, будучи чисто метафизической сущностью, олицетворением чистой мысли, не имеет возможности познать саму себя без своего антитезиса. И этим антитезисом является природа, которую ещё называют «Инобытие».

Абсолютная идея связана с природой через «Отчуждение». Будучи объектом нематериальным, ей необходимо воплотить часть своего творческого материала в мире материальном, иначе говоря сделать отчуждение части себя в природу. Этот процесс нужен абсолютной идее для получения обратной связи, чтобы понять в какую сторону двигаться дальше в своём самопознании.

Подобно Шеллингу, Гегель считает человека высшей стадией развития Инобытия. Это существо, являясь воплощением абсолютной идеи в природе может созидать и исследовать окружающий мир.

Философия духа

Говоря о человеке нельзя не затронуть такой раздел Гегелевской философии, как философия духа. В книге «Феноменология духа», Гегель в свойственной ему триодичной манере делит человеческое сознание на 3 составляющих:

  • Стадия субъективного духа
  • Стадия объективного духа
  • Стадия абсолютного духа

На первой стадии мы можем говорить лишь об одном конкретном человеке, изучая которого можно расширить и впоследствии экстраполировать свои знания на всё человечество. На этой стадии полезны такие науки, как психология, изучающая внутренний мир человека, феноменология, разбирающая человеческое сознание и, наконец, антропология, изучающая человечество во всём его единстве проявления материальных и культурных ценностей.

На стадии объективного духа Гегель расширяет границы изучения человека, вводя такие новые категории познания человеческого общества, как семья, гражданское общество и государство. Здесь уже принимается во внимание не только человек как таковой, но и его связи, контакты, взаимодействия в обществе.

Абсолютный дух является высшей стадия развития человеческой мысли. Он включает в себя такие стадии как искусство, религия и философия.

Искусство представляет собой понятие о красоте, взгляд на мир со стороны эстетического восприятия.

Религию Гегель называет является синтезом всего эстетического мировоззрения. Здесь он приводит в пример создание христианской парадигмы, ставшей, по его словам, синтезом всей античной культуры.

Философия – высший уровень развития человеческого мышления, которую Гегель называет: «Эпоха, познанная в мышлении».

Она вбирает в себя все основные проблемы, характерные для какой-либо человеческой эпохи, которые поднимаются талантливейшими людьми своего времени и выносятся на поверхность, обретая теоретическую форму.

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

  • Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
  • Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
  • Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
  • Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Заключение

В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Г. Гегель (1770-1831) противопоставил миру «вещей в себе» И. Канта идею: «Сущность является, а явление существенно». Гегель считал, что ребенок - это человек в себе, росток - это растение в себе. То есть Гегель с одной стороны развивает идеи Канта, а с другой дает собственное объяснение устройству мироздания. Свой подход Гегель развивает в произведениях «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа». Гегель положил в основу своей системы принцип тождества бытия и мышления. В этом тождестве сосуществуют и единство, и различие, которое связано с мышлением. Для Гегеля существует объект мысли и отдельно сама мысль, то есть объективное и субъективное. Мышление в состоянии включить в себя все богатство мира: природу, человека, и его разум. Оно как бы «отчуждает» от себя бытие. И такое мышление предстает в виде мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи. И вместе с тем мышление объективно, оно не имеет отношения к отдельному человеку. Абсолютная идея автономна от человека, истории и природы. Она представляет собой процесс познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении. Иначе говоря - это процесс самопознания Абсолютного духа. Его изменения бесконечны, а потому бесконечен и процесс познания. Познание Гегель не связывал ни с отдельным человеком, ни с обществом - это некое безличное явление (феномен). Первая крупная работа философа, служащая введением в его систему, называется «Феноменология духа». Абсолютная идея по Гегелю развивается через природу инобытие идеи, а затем через мораль, нравственность, философию, выраженные в абсолютном духе, восходит сама к себе по спирали, то есть идея возвращается, но уже на новом более высоком этапе.

Осознание - процесс поэтапный. Первая ступень - предметное сознание, когда постигаются объекты, существующие вне человека. Второй период связан с познанием субъектом самого себя и потому называется самопознанием. На завершающем этапе это противопоставление субъекта и объекта снимается, они выступают в единстве, отождествившись в знании и представ в виде Абсолютного Духа. Один из важнейших выводов Гегеля звучит следующим образом: «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Второй ведущий принцип гегелевской системы, после тождества бытия и мышления, - способность духа к движению и развитию. Опираясь на Абсолютный Дух, включающий в себя все конкретные формы существования и способный их познать, по мнению Гегеля, можно воссоздать всеобъемлющую философскую систему. В соответствии с тремя ступенями познания она должна включать в себя логику, философию природы и философию духа.

Идея развития

Закономерности универсального развития исследует логика. Для Гегеля логика является чистым знанием в полном объеме своего развития. Она занимается законами мышления, а они - законы действительного бытия. По Гегелю основные понятия логики первичны, независимы от природы и истории. Именно в их развитии осознается бытие. Работа Гегеля «Наука логики» посвящена исследованиям логических категорий. Логические понятия развиваются из исходных категорий, каждая из которых выражена в виде тезиса. Тезис - исходная категория, в нем -привычный, безотчетный посыл. Тезис развивается и появляется его противоположность - антитезис. Он противоположен первому, но тезис содержится внутри. Следующий этап - это их синтез. Он, в свою очередь, превращается в новый тезис, который более высок в своем развитии, чем предыдущий тезис. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью», писал Г. Гегель . Здесь появляется и Гегелевское понимание жизненности, в котором «нечто жизненно лишь постольку, поскольку оно содержит в себе противоречие и притом есть та сила, которая в состоянии вмещать в себя это противоречие и выдерживать его» .

Логика согласно Г. Гегелю объединяет учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Все начинается с абстрактной категории «чистого бытия». Бытие, по словам Гегеля, «простая бессодержательная непосредственность». Противоположностью бытия у Гегеля выступает чистое «ничто». Взаимодействие чистого бытия и ничто происходит через становление. Переход от ничто к бытию - возникновение, а переход от бытия к ничто - уничтожение. Таким образом, Г. Гегель от категории чистого бытия переходит к бытию как к нечто и в результате приходит к категории существования.

Природу Г. Гегель определяет как то, что не содержит в себе конечную цель. Это антитезис - идея в форме инобытия.

Г. Гегель выделяет природе три ступени: механику, физику и органику. Связь между ними похожа на взаимодействие тезиса, антитезиса и синтеза в логике. Но в природе это взаимодействие выражается не как саморазвитие, а отпечаток его. Абсолютная идея предшествует природе. Одна из частей философии природы посвящена проблемам жизни. Высшей ступенью на лестнице, по которой природа поднимается в наличном бытии, для Г. Гегеля становится жизнь. Но она в качестве природной идеи предоставлена власти внешних условий и неразумности. Природа выходит из внешней непосредственности, являющейся для Г. Гегеля смертью, и входит в саму себя. Затем она снова выходит из формы живого существа, чтобы взойти к духовному существованию. Возникновение природы Гегель начинал с организации форм ее существования, таких, как пространство и время; но, во времени, природа реализует вечные повторения, возвраты и круговороты. Содержательная наполненность пространства и время связаны с материей и движением, которые существуют неразрывно друг с другом. Синтезируется вся эта сложность во внутренней, пробуждающей природу силе.

Развитие Абсолютного Духа Гегель представил в третьем разделе как заключительный этап развития идеи, возвращающейся в саму себя из своего небытия. Первое проявление Духа рассматривается в естественном наличном бытии. Здесь он достигает соответствия мыслящему природному существу - человеку. Гегель наблюдает в развитии духа триадность: во-первых, проявление субъективного духа. Он связан с телесностью и зависит от аффекций (проявлений чувств) и физического состояния тела. Дух проявляет себя через душу и сознание человека. Этим взаимодействием души и тела занимается антропология. Следующим этапом развития есть феноменология - учение о духе, отчужденном от телесности. Дух в плане обращенности к себе самому и в плане осознания себя становится объективным, им занимается психология. Завершение развития духа, по мнению Г. Гегеля, происходит в искусстве религии и философии, через них дух восходит к абсолютному проявлению. Духовная форма по Гегелю содержит в себе более высокую жизненность, является более достойной духа, чем природная форма. Противоположностью субъективного сознания, индивидуальной психики человека является объективный дух, общественное сознание.

Разумность состоит в единстве единичного и всеобщего. В конкретном своем содержании она выражается в единстве объективной и субъективной свободы, для Гегеля всеобщей воли и индивидуального знания. И в этом взаимодействии вечное и необходимое бытие духа. Праву, как сфере внешних законов, противостоит мораль - область внутреннего веления, свободной воли. Мораль воплощает в себе убеждения человека. Высшей ступенью развития объективного духа является нравственность, в которой сливаются личное и общественное. Нравственность в своем развитии проходит три стадии: семью, гражданское общество и государство. У Гегеля первичным определяющим началом человеческой истории выступает не индивид, а общество. Так, в семье воплощается природное, естественное, изначальное единство людей. Но не нужно смешивать понятия гражданского общества и государства. В гражданском обществе каждый становится целью для себя, все другие для него суть ничто. Государство - объективный дух, и индивид только тогда нравственен и истинен, когда является членом государства. Государство - нравственная целостность, считает Гегель. Только осознающий себя дух может быть государством. «Существование государства, это - шествие Бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю» . Государство- шествие божественной идеи на земле», - писал Г. Гегель .

В природе изменения происходят путем бесконечных повторений, но история способна к совершенствованию и прогрессу. Гегель считал, что в истории царит закономерность, и искал ее. Всемирная история предстает как единое целое, где нет случайных ступеней и этапов. В целом процесс истории духовен, а господствует в нем Абсолютная идея, обретая в человечестве средство собственного познания. Критерием прогрессивности всемирной истории выступает постижение необходимого, то есть степень свободы. Сложность истории связана с разнообразием человеческой деятельности, множественностью интересов, многогранностью целей, богатством вкусов, силой страстей, особенностями сложившихся обстоятельств. «Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположности» .

Если идея составляет основу истории, то страсть выступает в ней путеводной нитью. Поэтому действия людей довольно часто осуществляются неосознанно. Действия и речи великих личностей, названных Гегелем «всемирноисторическими людьми» являются лучшими для данного времени. Эти люди духовные руководители, за которыми идут остальные. Это они доверенные всемирного духа, но жизнь их тяжелый труд, а судьба несчастлива. Таковы судьбы рано умершего Александра Македонского, преданного и убитого Цезаря. Цели и устремления этих людей находятся не во внешнем ходе вещей, а во внутреннем источнике, содержание которого скрыто. Оно еще проходит процесс доразвития из наличного бытия и стучится во внешний мир. А затем разбивает его как скорлупу.

Мировая история, имеющая своим содержанием Мировой Дух, еще не является конечной целью развития. Над всей системой возвышается, пронизывая ее, Дух Абсолютный. Его первой исходной формой, в которой конкретизируются этические отношения, выступает искусство. Искусство предстает в виде прекрасного образа, в котором гармонически сосуществуют форма и содержание. Немецкая поэзия- наивысший идеал искусства. Но через романтическое искусство дух переходит из области искусства в сферу религии. В религиозном сознании содержится антитезис абсолютного духа. В истории религиозные представления развиваются до своей абсолютной вершины - христианства. В философских понятиях происходит синтез религиозных представлений и эстетических образов. Формируется философия у отдельных народов как завершающий продукт его культуры и во всей своей полноте предстает к исходу истории этого народа. Философия является вполне закономерным итогом развития культуры. Так понятие абсолютного духа Г. Гегеля заканчивает трудный путь самопознания, достигнув предельных позиций. Система немецкого философа является совокупностью всех форм бытия и познания. Свою философию мыслитель склонен считать вершиной и концом философской мысли, выражением достигнутой абсолютной истины

Основные темы философии Георга Вильгельма Гегеля

(1770-1831гг.)

1. Краткая биография Г.Гегеля, основные труды мыслителя

2. Учение об Абсолютной идее

4. Философия природы

5. Философия духа

6. Заключение

7. Используемая литература

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ, родился в Штутгарте в семье крупного чиновника. После окончания гимназии в 1793г. Учился в Тюбингенской семинарии (вместе с Шеллингом). После окончания семинарии церковной карьере предпочел профессию учителя. В 1799г. (получив наследство после отца) он отправился в Йенский университет, где слушал лекции Шеллинга; там же он защитил диссертацию. В 1802 – 1803гг. вместе с Шеллингом издавал «Критический философский журнал», в котором напечатал ряд своих работ. В эти же годы он работает над первым своим крупным своим произведением «Феноменология духа».

Проблемы, вызванные войной, заставили Гегеля покинуть Йену и переехать сначала в Бамберг, а затем – в Нюрнберг, где он работал директором гимназии (1808 – 1816), именно в этот период он написал «Науку логики». В 1816 – 1818гг. Гегель занимает должность профессора в Гейдельбергском университете, а с 1818г. И до смерти – в Берлинском (несколько лет был ректором университета). Именно в берлинский период работы Гегеля получили особо широкое признание, и авторитет Гегеля значительно возрос.

Основные труды. «Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1812 – 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1822).

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии. Он является созидателем грандиозной философской системы, стремящейся охватить весь мир и представить его в виде целостности. Творческое наследие этого немецкого наследия многогранно, интересно, но в тоже время весьма сложно для понимания. Существуют различные варианты интерпретации его взглядов, полемика вокруг его идей продолжается и сегодня.

На процесс становления Гегеля как философа значительное влияние оказала Французская революция. Под её воздействием он приходит к выводу, что для человека нет более важной проблемы, чем проблема свободы. Стремление найти её решение пронизывают всю философию этого немецкого мыслителя.

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безразличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Всё, что существует на свете, - лишь её бледное отражение, следствие и результат её активности.

Процесс развёртывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) проходит три ступени развития:

(1) ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

(2) ступень природы , понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающий в конечном счете материальность природы своей духовной деятельностью;

(3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума – в самопознании.

Эти три ступени развития абсолютной идеи Гегель отразил в структуре своего основного труда «Энциклопедии философских наук», которую составили три книги (три стадии развития мирового духа):

Под субъективным духом у Гегеля следует понимать сознание человека, под объективным духом – семью, гражданское общество, государство; абсолютный дух последовательно воплощен в искусстве, религии и философии.

Учение об Абсолютной идее. Своё философское творчество Гегель начинает в контексте той философской традиции, которая к этому времени сложилась в Германии, в рамках проблематики, уже определённой и сформулированной Кантом и Фитхе. Самоопределяясь как самостоятельный мыслитель прежде всего в полемике с Кантом, через критическое осмысление его идей, Гегель не мог не рассматривать те вопросы, ответы на которые искал его предшественник. И поскольку для Канта одной из важнейших проблем была проблема получения истинного знания, обнаружение универсального механизма познавательной деятельности, т.е. деятельности, в которой воплощена свобода. Для немецкого мыслителя творческая деятельность – это прежде всего деятельность духовная, поэтому выявление универсальных механизмов последней, существующих независимо от конкретного субъекта, одновременно означает определение источника, сущности и форм реализации свободы.

Гегель не мог согласиться с кантовским выводом о том, что человеку не надо постичь подлинную сущность мира, с выводом об ограниченных возможностях разума. По мнению Гегеля, Кант приходит к подобному утверждению только потому, что разум, в его понимании, опирается на чувственные восприятия, которые и определяют границы его возможностей. Чтобы выйти за эти границы, нужно рассмотреть разум как таковой безотносительно к чувственным данным, как универсальный механизм проникновения в сущность бытия, обладающий неограниченным творческим потенциалом, как «мировой разум». Только такой разум способен постичь абсолютную истину. Тем самым Гегель стремится выйти за пределы возможностей человеческого разума.

Необходимо признать наличие «мирового разума» обусловлена и самим гегелевским пониманием мира. Немецкий мыслитель глубоко убежден в том, что мир не является совокупностью изолированных, абсолютно отдельных друг от друга тел, атомов или душ. Мир – это нечто целое, представляющее собой сложно устроенный организм. В силу этой универсальной связанности ничто не существует автономно и безусловно, кроме целого. Это целое во всей его сложности называется Гегелем Абсолютом .

Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало – абсолютная идея, т.е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы и общества. Материя – одно из понятий, а не объективная реальность. Абсолютная идея, в трактовке Гегеля, представляет собой субстанцию мира, универсум во всей его полноте. Она содержит в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит стадии в виде движения от абстрактного – общих определений к определениям, обогащённым конкретным содержанием.

Можно ли постичь этот Абсолют – мир как целое? Гегель считает, что такое постижение возможно лишь с помощью универсального разума, мышления как такового, которое само становится субъектом познания. Обладая способностью проникать в сущность, постигать абсолютное, такой разум обеспечивает совпадение (тождество) объекта и субъекта, предмета и понятия о нём. Идея тождества бытия и мышления становится исходной в гегелевской философии, получает название Абсолютной идеи.

Абсолютная идея – находится в разуме, по существу, это вся человеческая духовная культура, на уровне которой происходит совпадение мира и знаний о нем. Анализируя содержание последней, Гегель делает очень важный вывод о том, что культура – это не только результаты духовной деятельности, в том числе и принципы функционирования мышления. Тем самым Абсолютная идея одновременно предстает и как духовная субстанция, и как субъект. Она существует независимо от мира, человека, его истории, будучи первичной по отношению к ним. Философия Гегеля, таким образом, является не только объективным, но и абсолютным идеализмом.

В своем учении, Абсолютной идее Гегель обращает внимание на некоторые реально существующие особенности человеческого мышления, в частности, на то, что индивидуальное мышление подчиняется ряду общих, существующих независимо от него норм, схем, закономерностей совокупного человеческого мышления. Эти общие принципы, механизмы функционирования мышления хранятся в культуре. Любое явление человеческой культуры – это не только воплощение возможностей мышления, но и определённый способ видения мира, способ его постижения. Гегель придает этим общим закономерностям, логическим формам человеческого мышления статус самостоятельных сущностей, мистифицируя реальный мыслительный процесс. Для него Абсолютная идея и мировой разум как механизм его развёртывания и самоутверждения являются вечным творческим началом, поэтому вопрос об их происхождении лишается всякого смысла. Абсолютная идея первична по отношению к действительности любого рода. Из тождества бытия и мышления вытекает другой важнейший принцип гегелевской философии – «все действительное разумно, все разумное действительно», т.е. немецкий мыслитель признает принцип панлогизма (от греч. pan – все). Согласно панлогизму, все соответствует разуму, все является логикой.