Формирование педагогом мотивации к учебе у студентов. Мотивация студентов к обучению и ее барьеры

Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей. Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу. Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ - младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок , аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев .

Наталья Малошонок , Татьяна Семенова и Евгений Терентьев применили комплексный подход, использовав в работе две взаимодополняющие теории учебной мотивации: иерархическую теорию самодетерминации и теорию достиженческих целевых ориентаций. Они были проверены на материале 37 интервью с учащимися двух университетов, классического и технического, которые пользуются популярностью в Приволжском федеральном округе. Студентов спрашивали о целях обучения и получения высоких оценок, планах на будущее, а также о практиках преподавания в их вузе.

Наиболее мотивированными можно считать тех студентов, у которых желание получать пятерки совпадает с подлинным интересом к предмету, ощущением самоценности учебы и стремлением использовать навыки, наработанные в университете, для профессионального и личностного роста. Результаты исследования приведены в статье «Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления» , опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Достижение мастерства как гарантия будущих успехов

Теория достиженческих целевых ориентаций, как следует из названия, сфокусирована на целеполагании – на том, зачем именно студенты учатся. Она наиболее операциональна в том, что касается изучения сверхзадач учебы. Их может быть две: цель мастерства (mastery goal ) и результативная цель (performance goal ). Студенты с установкой на мастерство сосредоточены на получении новых знаний, которые, по их собственному определению, нужны им для личностного и профессионального роста. «Главное – понять и осознать этот предмет, чтобы в дальнейшем он… пошел дальше, в другие предметы, – отмечает в интервью студентка второго курса. – Знания основ должны быть». Другой информант вторит: «Ты сразу учишься, сразу понимаешь, зачем ты это делаешь… Это намного выше тебя ставит, ты развиваешься сама, чтобы достичь вот этого большего».

Учащиеся, ориентированные на мастерство, в целом чаще упоминают о желании преуспеть в будущем – построить карьеру или повысить социальный статус благодаря профессии. Показательна оценка образования как социального лифта, высказанная респондентом: «Мне это с детства привили, говорили: «Учись – и будешь человеком»».

Любопытно, что, преследуя цели мастерства, студенты не обязательно концентрируются на профильных предметах. Если какая-то другая учебная дисциплина больше содействует личностному развитию, респонденты говорят о мастерстве прежде всего в связи с ней, уточнили авторы статьи.

Имитация компетентности ради самопрезентации и признания

Те, кто ориентирован на результат в виде пятерок как таковых (результативные цели), в первую очередь заняты самопрезентацией. Они стараются выгодно представить свои навыки, получить высокую оценку своих компетенций.

По сути, это достаточно поверхностное отношение к обучению. Если студенты, старающиеся достичь мастерства, добросовестно выполняют задания, видя в них вклад в собственное развитие, то их товарищи, ориентированные на результативные цели, ради получения пятерок готовы использовать какие угодно средства, в том числе зубрежку и списывание. «У меня есть цель получить хорошую отметку, и я любыми способами ее добьюсь», – признается студентка.

Результативные цели делятся на два типа: цель приближения и цель избегания. Первая более позитивна: студенты ищут возможности добиться успехов в учебе и в итоге лучше учатся и испытывают положительные эмоции от учебы. В этом плане цели мастерства и цели приближения сходны, однако во втором случае, по-видимому, чаще связанном с механическим заучиванием, студенты быстрее забывают полученные знания.

Учащиеся, имеющие цель приближения, больше ориентируются на требования преподавателей, чем на само обучение. Тут наблюдается некий конформизм: за время пребывания в вузе студенты приспосабливаются к преподавательским требованиям – учатся различать, какие задания нельзя не выполнить, а какими можно пренебречь. В этом случае нередко можно говорить лишь об имитации компетентности, а не о реальных знаниях. «Я понимаю обстановку сразу… – говорит респондент. – Будет, например, опрос, а я знаю, что у меня на планшете налоговый кодекс, я там все найду, и все будет классно».

Путь наименьшего сопротивления

Цель избегания предполагает, что учащиеся стараются уберечься от двоек, не попадать в ситуации, которые проявят их некомпетентность. Среди таких студентов многие учатся исключительно ради получения диплома о высшем образовании. Показательна реплика информанта: «Лишь бы отучиться». Такие студенты обычно полагают, что дипломные корочки важнее знаний как таковых, поясняют исследователи.

Наконец, ряд ученых выделяет в рамках теории достиженческих целевых ориентаций еще одну цель – «уклонение от работы»: такие студенты учатся спустя рукава и не боятся плохих оценок. Как правило, они совмещают учебу с работой, которую и считают приоритетом.

Пятерки ради честолюбия

Иерархическая теория самодетерминации дает дифференцированные объяснения внешних и внутренних причин, побуждающих студентов к хорошей учебе. Внутренняя мотивация означает вовлеченность в учебу в силу реального интереса к ней. «Внутренне мотивированный студент регулирует свою деятельность самостоятельно, а значит, он свободен при ее осуществлении», – поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация означает, что студент включается в учебу из-за внешних регуляторов. Ими могут служить оценка за предмет, стремление получить похвалу, важность этой активности для карьерного роста и пр.

В зависимости от степени самостоятельности человека от внешних регуляторов и уровня их интернализации («присвоения»), выделяют четыре вида внешней мотивации: экстернальная (1), интроецированная (2), идентифицированная (3) и интегрированная (4).

В первом случае локус инициации активности находится вне студента: так, некоторые учащиеся стараются учиться ради более высокой стипендии или просто из желания избежать неодобрения.

Мотивация в этом случае может быть связана не с интересом к учебе, а, например, с желанием после ее окончания получить престижную работу. Так, один из респондентов красноречиво называет диплом «бумажкой», которая нужна лишь для того, чтобы он мог работать. Студенты с таким типом мотивации прилагают к учебе минимум сил, достаточных для получения хорошей оценки, отмечается в статье.

В ряде интервью респонденты замечали, что учатся хорошо просто из желания порадовать родителей. Другие проявляли честолюбие: «Может быть, я просто хочу быть лучше всех».

При интроецированной мотивации регуляция деятельности исходит от социальной среды с ее нормами, но этот внешний регулятор интернализуется человеком. «Хочу стать человеком в этой жизни», – воспроизводит студент установку о важности образования, внушенную ему с детства. В этом случае он будет испытывать перед «ближним кругом» чувство стыда из-за плохой учебы.

Красный диплом как эквивалент реальных знаний

При идентифицированной мотивации студент сам инициирует учебную активность, поскольку считает знания фундаментом для построения карьеры. Отличие этого вида мотивации от внутренней состоит в том, что учащийся относится к учебе исключительно прагматически, рассуждает в терминах пользы, поясняют исследователи. «По моей специальности очень много пригодится и для самой себя, – говорит студентка. – Как вести себя в конкретной ситуации и для работы в дальнейшем».

При интегрированной мотивации учеба встроена в ценностную систему человека. Студент хочет уверенно освоить свою специальность, поскольку она ему действительно интересна, и отличные оценки – свидетельство этого интереса. «Для меня было целью получить красный диплом. …Мне кажется, это связано, что, если человек хочет учиться на пятерки, то ему, наверное, интересно все-таки получать навыки…», – говорит информант. А в развитие мысли отмечает, что красный диплом – одна из гарантий безоблачного профессионального будущего.

Такая мотивация обычно порождает высокий градус переживаний, связанных с академическими успехами/неудачами, и студенты вкладывают максимум сил в учебу.

Преподаватели должны поддерживать мотивацию студентов

При внутренней мотивации студенты учатся с удовольствием. Одна из студенток, например, замечает: «Я поступала куда хотела, поэтому интерес превыше всего». Такие учащиеся часто стараются превзойти ожидания, сделать что-то сверх положенного.

Впрочем, тут многое зависит и от преподавателя, форматов обучения. Встречаются примеры, когда определенный педагог пробудил в респондентах интерес к обучению на отдельных предметах (ситуативный уровень мотивации), и этот интерес распространился на более общий – контекстуальный – уровень мотивации, то есть на высшее образование в целом.

Глубина мотивации определяет отношение к учебе

Выделение уровней мотивации тоже операционально. Так, помимо ситуативного и контекстуального уровней мотивации, есть еще и глобальный – на уровне общих установок человека. Эти уровни взаимосвязаны. Так, один из респондентов заявляет, что хорошо учится потому, что при недоработках его «мучает совесть». То есть глобальная мотивация (ответственность) переходит и на контекстуальный уровень – высшего образования, а также на ситуативный уровень – добросовестной подготовки к занятиям.

На практике стоит увязывать между собой разные подходы к диагностике учебной мотивации, резюмируют авторы статьи. «Целевой» подход лучше всего определяет сверхзадачи учебы, а «самодетерминация» классифицирует причины вовлеченности в учебный процесс. По сути, две системы координат комплементарны и позволяют разработать комплексный подход к анализу учебной мотивации, заключают Малошонок, Семенова и Терентьев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мотивация обучения студента

Введение

2.1 Методологический раздел

2.3 Результаты произведенного кабинетного исследования

Заключение

Введение

мотивация студент кабинетный учебный

Образование - это одна из основ прогресса человечества. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение к законности.

Развитие глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах

Широкие перспективы и возможности развития общества, на наш взгляд, в первую очередь, связаны именно с получением высшего образования. Причем не просто за счет количественного увеличения контингента обучающегося населения.

Актуальность изучения данной темы непосредственно, на наш взгляд, связана с тем обстоятельством, что студенты социологических факультетов современных вузов имеют довольно слабые представления о своей будущей профессии, наличествует такие явление, как несовпадение их ожиданий с реальным содержанием учебного процесса, требуют, с одной стороны - более активной профориентационной работы с будущими студентами, формирования привлекательного имиджа социологического факультета в глазах абитуриентов и их родителей, а с другой - более четкого позиционирования факультета по структуре специальностей как в рамках Университета, так и в масштабе города и региона.

Эта проблема также важна и для будущих работодателей, так как на современном рынке труда востребованность «своего» студента как будущего специалиста достаточно велика.

В свою очередь, особенности дальнейшего профессионального поведения будущего социолога напрямую будут зависеть от того, что является наиболее ценным для субъекта в выбранном им исследовании, какие потребности удовлетворяет личность в деятельности, и какой смысл она в нее вкладывает.

Если в системе ценностей превалируют материально обеспеченная жизнь, престиж, безопасность, обладание властными полномочиями и т.п., то выбор как исследования, так и профессии будет обусловлен возможностью реализации поведения, гарантирующего приближение субъекта к значимым для него ценностям. Таким образом, осуществление профессионального поведения в будущем непосредственно связано с мотивационным содержанием выбора, определяющим субъективное отношение к деятельности.

Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла.

Следуя данной логике, адекватный выбор определенного исследования будет определяться наличием внутренней мотивации профессиональной деятельности в качестве ведущей, поскольку последняя представлена оптимальной степенью соответствия ведущего мотива предпочтения профессии объективному ее содержанию. Таким образом, мы имеем основания рассматривать внутреннюю мотивацию в качестве эталонной модели выбора исследования как части профессиональной мотивации.

В случае преобладания внешней мотивации, когда выбираемая деятельность не соответствует индивидуальным особенностям Личности, ее мотивам и ценностям, человек не воспринимает профессиональную деятельность как личную необходимость, вследствие чего, регуляция профессиональной активности будет осуществляться посредством либо внешних по отношению к профессиональной сфере стимулов, либо чрезмерных энергозатрат для поддержания соответствующего профессионального статуса.

Таким образом, одним из важнейших способов освобождения личности от негативного воздействия профессионально-психологического несоответствия в будущем является формирование адекватной возможностям человека жизненной перспективы, которую невозможно осуществить без реальной оценки собственных возможностей, ценностей, потребностей и адекватного им выбора профессии.

Проблеме мотивации учебной деятельности посвящены работы Л.И. Божович, А.К. Марковой, А.А. Реана, О.С. Гребенюк, В.Г. Асеева, П.М. Якобсона.

Ученые отмечают необходимость выявления условий, связанных с формированием положительного отношения к выбору социологического исследования, с развитием мотивации, которые обеспечивают саморазвитие, самовоспитание личности студента.

В вышеперечисленных исследованиях разработан понятийный аппарат по проблеме мотивации, предложены различные классификации мотивов учебной деятельности, особенности развития мотивации в различных возрастных периодах, особенности организации образовательного процесса для создания оптимальных условий для проявления учебных мотивов. В то же время в большинстве работ рассматривается развитие мотивации школьников, проблема мотивации учебной деятельности студентов остается мало разработанной.

Выработке условий мотивации в процессе выбора исследования посвящены работы следующих ученных: Сукиязов А.Г., Крамаров С.О., Карякин Ю.В., Захарова И.Г., Панюкова С.В., Фаустова Э.М., Вакулюк В., Ширшов Е.В., которые рассматривали роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов, однако проблема развития мотивации учебной деятельности в работах вышеперечисленных авторов также рассматривается лишь косвенно и не выделяется в самостоятельную.

Объект исследования:

1. Теоретические аспекты характеристики мотивационной сферы студентов

1.1 Теоретическая сущность понятия «мотивация»

Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии.

Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет.

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

В связи с этим, студент любого Вуза, получив ту или иную специальность, включается в осуществление деятельности социолога - профессионала, то есть деятельность, но на сегодня не многие Вузы дают должную подготовку, необходимую для профессионально полноценного осуществления этой управленческой деятельности.

Психолого-акмеологическая стратегия современной системы высшего, как и послевузовского профессионального образования, состоит в том, чтобы обеспечить: усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста, стимулирование творческого потенциала, развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств, дифференциацию «Я - концепции», углубленное осмысление и переосмысление им отечественного и зарубежного опыта, его творческое преобразование и адаптацию к новым условиям.

Таким образом, для выявления и исследования психолого-акмеологических условий и факторов формирования профессиональной мотивации необходимо учитывать ряд условий и факторов различного характера.

Формирование потребностей и мотивов профессионального развития;

Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию;

Оценка профессиональных способностей и возможностей, сравнение их с образом искомого результата (предметом, целью), планирование изменений в системе мотивации достижения.

Основываясь на приведенном выше анализе, можно говорить о проблеме изучения особенностей психолого-акмеологических факторов формирования профессиональной мотивации студентов ВУЗа, как о психолого-педагогической проблеме в тесной связи с различными социальными, экономическими, этническими, культурно-образовательными вопросами жизнедеятельности общества.

1.2 Специфика учебной мотивации студента

На формирование учебной мотивации студента вуза ведущую роль оказывает влияние наличие следующих факторов, которые можно систематизировать по двум группам:

1. Социально-психологические факторы: макросредовые (общегосударственные, регионально-этнические), микросредовые (факторы семьи, Вуза, общественных организаций, неформальных объединений).

2. Общегосударственные факторы включают в себя: экономические, политические, культурно-нравственные условия жизни людей в стране, средства массовой информации.

Регионально-этнические факторы включают в себя: специфические особенности политического, экономического и демографического развития региона; этнические особенности жизнедеятельности населения; особенности развития учебных, учебно-воспитательных заведений в республике.

Микросредовые факторы включают в себя: культурные, образовательные, психогигиенические и т.д. условия и факторы, характеризующие воспитательную, образовательную, профессиональную среду личности.

Психологические факторы включают в себя:

Объективные возрастные особенности; характерологические, типологические особенности личности: (черты характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки); общественные воздействия на мотивы, влияющие на формирование ценностных ориентаций, отношений, профессиональной мотивации и профессионального самосознания.

Субъективные: потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора; потребность в самоутверждении, достижении, потребность в признании; работа над собой: анализ и перспективное построение профессионального жизненного плана деятельности, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, осознание себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли.

Исследование психологических факторов формирования профессиональной мотивации личности, является одним из спорных вопросов относительно преимущественного влияния характерологических особенностей или профессиональных интересов личности.

В соответствии с представлениями А. Маслоу можно выделить пять основных уровней потребностей - мотиваций личности студента: основные физиологические потребности в пище, отдыхе, жилище, сексуальном удовлетворении, материальные стимулы, социальные блага - это средство удовлетворения основных физиологических потребностей.

Поэтому материальные поощрения, высокий уровень заработной платы в выбранной профессии является одним из важных факторов формирования мотивации будущей профессиональной деятельности студента.

Исходя из проделанного выше анализа теоретических данных, мы можем выделить психолого-акмеологические условия и факторы микросреды студентов Вуза, оказывающие, на наш взгляд, значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента Вуза:

1. Учебная среда:

Физические условия труда (оптимальный для занятий уровень шума, температуры, содержания в воздухе кислорода, освещенности рабочего места).

Гигиенические условия труда (поддержание всех помещений в чистоте и порядке).

Дизайн, эстетика (использование эргономических данных, современных, модных тенденций при оформлении учебных помещений).

Столовая (пищеблок с выполнением санитарно-гигиенических требований, высокий уровень обслуживания студентов).

Материально-техническая база обеспеченности учебного процесса (учебники, научная литература, в том числе периодические, учебно-методические издания, компьютерное, техническое оснащение).

Вспомогательные учебно-воспитательные помещения (спортивные залы, актовый зал, конференц-зал).

2. Поощрения:

Материально-социальные вознаграждения по результатам учебы студента и участия в общественной жизни института (повышение стипендии, поощрительные призы, подарки, снижение платы за обучение, оплаченное питание, предоставление бесплатного места в общежитии, культурный отдых, отдых во время каникул).

Социальное принятие:

Ощущение своей необходимости для товарищей и преподавателей, уважение, признание и одобрение с их стороны.

Хорошие отношения в коллективе студентов, здоровый морально-психологический климат в институте.

3. Личностный рост:

Возможности для расширения своего учебно-профессионального мировоззрения (факультативы, спецкурсы, участие в научных конференциях, семинарах; практические занятия по выбранной специальности на предприятии, в учреждении; встречи, дискуссии с интересными людьми профессии).

Создание перспектив дальнейшего образования по избранной профессии (аспирантура, факультет повышения квалификации.)

Рост ответственности и влияния (участие в студенческих, молодежных движениях, общественных организациях; в мероприятиях по развитию, благоустройству института и т.д.).

Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения (участие в научно-исследовательской деятельности, в практической реализации инновационных проектов; в студенческих клубах по интересам, кружках художественной самодеятельности, ансамблях, театрах и т.д.).

Приобщенность и личностная значимость:

Информированность о делах, планах, перспективах института (газета, информационный бюллетень, периодические научные издания института; возможности участия в общих собраниях, совещаниях и т.д.).

Заинтересованность в личностном развитии каждого студента института (планирование и организация администрацией, коллективом преподавателей воспитательной деятельности; создание службы психологического консультирования, медицинского обслуживания).

Интерес и учет администрацией мнений студентов (общественные опросы студенческого коллектива, возможности участия студентов в принятии решений и т.д.).

Интерес и стремление к знаниям:

Методически верно организованная, интересная учебная деятельность (использование современных форм и методов обучения, постановка учебных, сложных нестандартных задач и целей).

Самостоятельная учебная деятельность студентов, (написание рефератов, курсовых, творческих работ).

Соревнование в учебной деятельности (аттестация, сессия, конкурсы лучший проект, лучший студент).

По сути, задачи высшего учебного заведения, как было уже показано выше, заключаются в управлении перечисленными факторами, в обеспечении необходимых условий для всестороннего профессионального развития личности, а также, в подготовке эффективной адаптации будущих специалистов в их профессиональной деятельности.

Вслед за авторами концепции профессионального самосознания молодежи мы считаем, что профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности на всех этапах обучения осуществляется посредством процедур самоанализа поведения, психологических свойств личности, сознательной постановки вопросов профессионального развития, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим, имеет решающее значение развитие различных взаимосвязанных умений мотивационного компонента профессионального самосознания личности, таких как:

Анализ внутренней связи системы «потребность - мотив - цель»;

Переформулировка субъектной системы потребностей и мотивов в соответствии с социальным заказом;

Осознание новой субъектной системы потребностей и мотивов как личностно значимых;

Независимость от референтной группы в субъектном плане;

Достижение в процессе самоактуализации самотождественности и высокого уровня профессионального мастерства.

Таким образом, по нашему мнению, с психологической точки зрения, определяющими для вузовской системы профессиональной подготовки специалистов вопросами, являются организация самостоятельной работы личности студента над собой по составлению профессионального плана, по принятию задач, поставленных перед ним обществом, по формированию стиля будущей профессиональной деятельности.

2. Организация и результаты проведенного исследования

2.1 Методологический раздел

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие развитию мотивации учебной деятельности студентов.

Объект исследования:

Студенты 1 курса - 15 человек

Студенты 2 курса - 15 человек.

Целью исследования является необходимость характеристики роли мотивации в процессе выбора темы исследования.

Достижение данной предполагает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».

2. Проанализировать ход и основные результаты исследования.

Операционализация основных понятий

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний) и установок в поведении субъекта.

Гипотезы исследования:

1. На выбор темы социологического исследования для студентов социологического факультета на первом курсе наибольшее влияние играют внешние мотивы.

2. На выбор темы социологического исследования для студентов социологического факультета на втором курсе обучения наибольшее влияние играют внешние мотивы.

3. На выбор темы исследования ведущую роль оказывают мотивы профессиональной ориентации.

4. На выбор темы исследования ведущую роль оказывают материальные мотивы.

5. На выбор темы исследования ведущую роль оказывают мотивы интереса изучаемой проблемы.

2.2 Основные методики исследования

Респондентам были предложены несколько методик.

1-ая методика «Шкала ранжирования мотивов» (см. приложение 1)

Респонденту предлагалось ознакомиться с 10_ю предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации, при выборе профессии.

Таблица 1. Шкала внешних и внутренних мотивов

Классификация Внешний\внутренний

Внутренний мотив

Внутренний мотив

Внутренний мотив

Самостоятельность в работе

Внутренний мотив

Возможность самовыражения

Внутренний мотив

Возможность оказывать влияния на деятельность других людей

Внешний мотив

Внешний мотив

Больший доход

Внешний мотив

Возможность общения

Внешний мотив

Возможность риска

Внешний мотив

Также респондентам была предложена методика 2 (см приложение 2).

Цель данной методик проверить результаты, полученные по шкале ранжирования мотивов.

Кроме того, отвечая на вопросы анкеты 2 респондент отвечал не только «за себя», но и моделировал возможный ответ других людей.

2.3 Результаты проведенного кабинетного исследования

В таблице 2 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов»

Таблица 2. Результаты по шкале ранжирования мотивов

Студенты 1 курса

Студенты 2 курса (вторичный ранг при ранжировании)

Интересная и многообразная деятельность

Возможность применения личных способностей

Возможность работать творчески

Самостоятельность в работе

Возможность самовыражения

Возможность оказывать влияние на деятельность других людей

Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)

Больший доход

Возможность общения

Возможность риска

Таблица 3

Ранжирование внутренних мотивов студентами 1 и 2 курсов

Студенты 1 курса

Студенты 2 курса

(вторичный ранг при ранжировании)

(вторичный ранг при ранжировании)

Интересная и многообразная деятельность

Возможность применения личных способностей

Возможность работать творчески

Самостоятельность в работе

Возможность самовыражения

Таким образом, для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески

Таблица 4. Ранжирование внешних мотивов студентами 1 и 2 курсов

Таким образом, для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей.

Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является - возможность общения (3 место в общем рейтинге у студентов 1 - ого курса)

Таблица 5. Ответы студентов 1 курса (в количественном отношении)

Совершенно не действует

Действует незначительно

Действует существенно

Действует очень существенно

Повышает

Повышает

Повышает

2. Моральное стимулирование

7. Боязнь потерять работу

8. Элементы состязательности

Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что

Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности совершенно не действуют на мотивацию при выборе профессии

Таблица 8. Ответы студентов 2 курса (в количественном отношении)

Совершенно не действует

Действует незначительно

Действует существенно

Действует очень существенно

Повышает

Повышает

Повышает

1. Материальное стимулирование

2. Моральное стимулирование

З. Меры административного воздействия

4. Трудовой настрой коллектива

5. Экономические нововведения в компании

6. Общая социально-экономическая ситуация в стране

7. Боязнь потерять работу

8. Элементы состязательности

Таким образом, большинство студентов 2 курса считает, что

Материальное стимулирование действует очень существенно - повышает мотивацию при выборе профессии

Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию

Как видно из приведенных выше таблиц (количественного анализа) у студентов различных курсов происходит явное изменение в мотивационной сфере. Оно напрямую связано с изменением длительности обучения.

Возможно, предположить, что чем ближе студент к выпуску из высшего учебного заведения, тем больше он задумывается о более частных особенностях своей предстоящей профессиональной деятельности. Это размышления о материальном вознаграждении за свой будущий труд, об условиях работы, о том, сколько времени придется тратить на путь от дома до работы, о времени работы.

Студенты младших курсов реже задумываются над данными проблемами т. к. еще не достаточно ознакомлены со спецификой своей будущей работы и во многом их сопровождает некоторый романтизм, с которым часто бывает связан выбор той или иной сферы обучения.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов.

Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2_ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески

Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге

Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей

Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является - возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 - ого курса).

Согласно результатам, полученным по анкете 2.

Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что:

Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию

Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию

Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию

Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы, как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию.

Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2:

Материальное стимулирование действует очень существенно - повышает мотивацию при выборе профессии.

Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию.

Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию.

Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.

Список используемой литературы

1. Васильева Е.Г., Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие/ Е.Г. Васильева. - Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2000. - 64 с.

2. Мартынова Т.Н., Особенности системы ценностных ориентация студентов с различной мотивацией выбора исследования/ Т.Н. Мартынова // Социс. - 2004. - №3. - с. 27-31.

3. Ушамирская Г.Ф., Интернационализация социальных ролей учащейся и студенческой молодежи/ Г.Ф. Ушамирская. - Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2002. - 170 с.

4. Щепкина Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов/ Е. Щепкина // Высшее образование в России. - 1997. - №2. - с. 68-78.

5. Ядов В.А., Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. - 3-е изд. испр. - М.: Омега - Л, 2007. - 567 с.

6. Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. - 2007. - №4. - с. 30-32.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Педагогические условия, способствующие развитию мотивации учебной деятельности студентов. Характеристика и анализ роли мотивации в процессе исследования, теоретические аспекты характеристики понятия "мотивация", внутренние и внешние мотивы студентов.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2009

    Характеристика процесса обучения. Структура учебной деятельности, ее психологические компоненты. Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения. Мотивация и природа математических знаний. Роль задач с практическим применением в развитии мотивации.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2009

    Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические характеристики мотивационной сферы учения. Способы диагностики мотивации к учебной деятельности. Педагогические рекомендации по развитию мотивации учащихся начальной школы.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

    Мотивация - совокупность психических процессов, придающих поведению импульс и направленность. Проблема мотивации в социально-педагогической теории и практике. Характеристики мотивации учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Этап мотивации учебной деятельности. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения. Пути формирования мотивации учения. Реализация этапа мотивации учебной деятельности. Мотивация изучения теорем и алгоритмов.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2007

    Особенности учебной мотивации первоклассников. Методики оценки уровня развития учебной мотивации первоклассников с задержкой психического развития. Исследование мотивационной сферы учебной деятельности детей изучаемой группы, анализ его результатов.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Сущность, структура и виды учебной мотивации. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы. Выявление уровней сформированности мотивации учения школьников (на примере учащихся 6-х классов). Методы стимулирования мотивации учеников.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2012

    Специфика мотивационной сферы человека. Стадии формирования, классификация, возрастные особенности мотивов. Закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации. Формирование внутренней цели деятельности обучающегося. Уровни и способы учебной мотивации.

    реферат , добавлен 12.10.2016

    Характеристика мотивационной сферы личности. Группы и стадии формирования мотивов. Факторы учебной мотивации. Характеристика возрастных особенностей подростков. Исследование влияния внутренних и познавательных учебных мотивов на результатах обучения.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Психологические особенности студентов-первокурсников, условия развития мотивации учебной деятельности. Соотношение мотивации и мотива. Выявление связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их профессиональной и личной направленностью.

Учиться прилежно — это большой плюс как для саморазвития, так и для аттестата или диплома. Но бывают моменты, когда наступает ступор и нет ни малейшего желания учиться и вообще что-либо делать. Что делать в такой ситуации? расскажет, как мотивировать себя к учёбе.

У преуспевающих людей есть мотивация. Безупречно справляется с учёбой и работой тот, кто хочет получить знания и понимает, для чего всё это делает

Ни одно действие не происходит без мотива — внешнего или внутреннего. Если тебя в дороге застал дождь, ты торопишься домой. Преподаватель даёт контрольную работу, мотивируя учащихся получить за неё более высокий балл. В таком случае речь идёт о внешней мотивации . Ты волен следовать ей либо игнорировать.

Внутренняя мотивация связана с личными интересами и желаниями. Например, ты учишь биологию не потому, что тебя попросил преподаватель. Т ебе нравится этот предмет , и ты готов в свободное время самостоятельно его изучать. Из наших примеров следует, что мотивация — это все внутренние и внешние факторы, которые влияют на поведение человека.

Психологи выделяют два главных вида мотивации :

— направленная на достижение успеха. Цель — добиться чего-то положительного. Например: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

— направленная на избегание неудачи. Цель — уйти от неприятностей. Скажем: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку».

Чувствуешь разницу?


Какая мотивация лучше?

Желание достичь успеха полезнее для нас, чем установка избегать неудачи. Ведь когда мы думаем о том, как бы избежать чего-то неприятного, то волей-неволей представляем свою неудачу. А негативные эмоции съедают энергию, которую можно было бы потратить на достижение цели. Такая же схема работает в нашу пользу, если мы делаем установку на успех. Положительные эмоции позволяют быть продуктивнее.

Есть такое понятие, как «подножка самому себе». Некоторые люди склонны сами создавать препятствия на пути к успеху. Человек делает нелепые вещи и списывает неудачу на них. Например: «Я не сдал экзамен, потому что поссорился с преподавателем» или «Я не смог подготовиться к экзамену, потому что вчера весь вечер был в клубе». Это куда меньший удар по самолюбию, чем откровенное признание самому себе: «Я не сдал экзамен, потому что оказался недостаточно способным и трудолюбивым».

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.


На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

В чём опасность слабой и чрезмерной мотивации?

Если мотивация слишком слабая, человек работает спустя рукава и, как следствие, успеха не достигает. А если мотивация чрезмерная, усилия уже не столько прилагаются к работе, сколько тратятся на переживания из-за неё. Многое зависит и от того, насколько знакома человеку деятельность. Для каждой есть свой оптимальный уровень акти­вации: для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.

Допустим, чтобы подготовиться к устному ответу по физике, нужно выучить формулы и понять суть физических процессов. Если ты считаешь выполнение задания важным для себя и воспринимаешь его как источник стресса, твоя подготовка пойдет более продуктивно, чем при равнодушном отношении. Простая зубрёжка в сочетании с высокой мотивацией только навредит.

Однако этот закон не распространяется на мотивацию, направленную на желание научиться чему-то новому. Невозможно быть «слишком жад­ным до знаний». Чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация.

Другое дело, если человек настолько увлечён приобретением знаний, что у него не хватает времени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведёт. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий.

Как научиться мотивировать себя ?

Чтобы найти мотивацию, нужно понимать себя и управлять эмоциями. и фокусироваться на актуальных задачах.


Главный убийца мотивации — неуверенность в себе. Иногда начинаешь придумывать объяснения, почему ты чего-то до сих пор не добился. Отдай должное тому, что ты уже достиг. Напиши список своих сильных сторон, прошлых и настоящих достижений. Когда ты искренне веришь в то, что заслуживаешь успеха, твой ум будет создавать пути для его достижения.

Второй убийца мотивации — неумение концентрировать внимание . Вспомни, как часто ты фокусируешься на том, что тебе в действительности не нужно, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретной цели. Вполне нормальными, например, являются мысли, . «Я боюсь, что я никуда не поступлю». «Я боюсь, что люди буду считать меня глупым». Страх питает сам себя и крадёт у нас мотивацию. Если у тебя есть страх не поступить в вуз, лучше создай .


Последний кусочек в мотивационной мозаике — . Если мы отчётливо не видим следующий шаг, то начинаем откладывать действия на потом. Сделай список всех своих действий. Первое должно быть несложным и легко выполнимым, а каждое последующее труднее. Решая лёгкие задачи, создаёшь позитивное настроение, отчего появляется желание дойти до конца.

Например, у тебя есть главная задача — поступить в вуз (ты пока не знаешь, на какую специальность и куда). Список твоих действий может выглядеть так:

    Продумать, благодаря каким школьным предметам можно вытянуть аттестат на максимально возможный для тебя балл. И да, не лениться, работать на аттестат.

    Записаться на по нужным тебе предметам, чтобы посмотреть свой начальный уровень подготовки.

    Во время подготовки к ЦТ изучить , чтобы иметь представление по проходным баллам и плану приёма на интересующую тебя специальность.

    В теории мотивация студентов рассматривает стимулирование их деятельности в сравнении с деятельностью других людей. Это процесс воздействия конкретных побуждений, влияющих на самоопределение и продуктивность профессиональной работы. Мотивация студентов влияет на выбор пути в специализации, на эффективность такого выбора, на удовлетворенность результатами и, соответственно, на успешность обучения. Главное здесь - положительное отношение к будущей профессии, то есть интерес к ней.

    Проявление мотивации у студентов сильных и слабых

    Два основных фактора влияют на эффективность обучения: уровень когнитивной сферы в развитии и мотивационная сфера личности. Проводился ряд исследований, и ученые доказали, что отнюдь не уровень интеллекта отличает сильного студента от слабого. Здесь самую главную роль играет как раз мотивация студентов. Сильные учащиеся постоянно держат эту мотивацию внутри, поскольку им интересно освоить данную профессию на самом высоком уровне, а потому получают и усваивают знания в полном объеме, чтобы знания, умения и навыки были полноценными. А слабым студентам профессиональная мотивация в таком объеме интересной не кажется, она у них только внешняя, главное - стипендию получить. Некоторым из них важно получение одобрения от окружающих. Однако сам процесс учебы у них живого интереса не вызывает и к получению как можно более широких знаний они не стремятся.

    Только интерес, то есть положительное отношение к будущей практической деятельности может являться основой мотивации учебной деятельности студентов. Именно интерес к профессии напрямую связан с конечной целью обучения. Если та или иная специальность выбрана осознанно, если учащийся считает ее общественно и личностно значимой, тогда процесс профессиональной подготовки будет продуктивен и эффективен. Обычно первокурсники практически все считают сделанный выбор правильным, но уже к четвертому курсу эйфория снижается. К концу обучения далеко не в полном составе курс удовлетворен собственным выбором.

    Однако интерес все равно остается положительным, поскольку мотивация учебной деятельности студентов постоянно подогревается с разных сторон: это и уважаемые преподаватели с интересными лекциями, и коллективные занятия играют огромную роль. Но если уровень преподавания в учебном заведении низок, удовлетворенность может пропасть даже у тех студентов, которые были замотивированы внутренне. Также влияет на охлаждение чувств по отношению к профессии несоответствие представлений юного ума о данной профессии и постепенно появляющиеся реальные знания, которые приносят понимание и иногда коренным образом меняют первоначальное мнение. В этом случае профессиональная мотивация студентов может сильно пострадать.

    Негативные факторы

    Меняют отношение к профессии и убивают желание обучаться ее секретам в основном три вещи, выявленные в процессе исследования мотивации студентов:

    1. Столкновение с реальностью в вузе, коренным образом отличающаяся от тех представлений, которые молодой человек имел до поступления в вуз.
    2. Низкий уровень подготовки, слабая обучаемость, сопротивляемость организма к напряженному и систематическому труду.
    3. Категорическое неприятие тех или иных специальных дисциплин, а потому стремление сменить специальность, хотя сам процесс обучения у студента может и не вызывать отторжения.

    Обычно выделяют два источника активности в мотивации студентов вуза - внешний и внутренний. Внутренний источник - это социальные и познавательные потребности, интересы, установки, стереотипы, эталоны, влияющие на успешность самосовершенствования личности, на ее самореализацию, самоутверждение в любых видах деятельности. В этих случаях движущая сила активности - стремление к идеальному образцу собственного "Я" и ощущение несоответствия с реальным "Я". Внешними источниками учебной мотивации студентов, их личностной активности служат обстоятельства, в которых проходит жизнь и деятельность конкретного человека. Сюда нужно включать и требования, и набор возможностей, и ожидания.

    Суть требований - соблюдение норм поведения, деятельности и общения в социуме. Ожидание можно трактовать как мотивацию студентов к обучению относительно отношения общества к образованию, поскольку это является нормой поведения, и студент должен принять это как данность, что поможет ему в преодолении трудностей в учебном процессе. А возможности создаются объективными условиями, которые необходимы для того, чтобы учебная деятельность продвигалась широко и мощно. Здесь движущая сила - стремление к тем общественным требованиям, которым реальный уровень знаний студента пока не соответствует.

    Классификация мотивов

    Для изучения мотивации студентов создано множество классификаций, где мотивы разнесены по значимости или по признакам однородности по соответствующим группам. Например: мотивы социальные, когда появляются осознание и принятие значимости обучения, потребности к развитию миропонимания и становлению мировоззрения. Это могут быть познавательные мотивы: интерес и стремление к получению знаний, когда учебный процесс приносит удовлетворение. И, конечно же, личностные мотивы играют важнейшую роль: авторитетная позиция на курсе, персонализация, самоуважение и даже честолюбие - все идет в ход.

    Методики мотивации студентов направлены на учебный процесс, и потому первые два вида используются практически всегда, личные мотивы в этих случаях учитываются редко. А напрасно, потому что это явно приблизило бы результат, поскольку оценка преподавателя и реакция окружающих очень этому помогает. Успеваемость студентов значительно повышается, если в расчет берется все - результат настолько же важен, насколько важен процесс. Познавательная и социальная мотивации способствуют подготовке студентов с профессиональной стороны, они эффективно формируют навыки, шлифуют умения, а знания углубляют. Однако методики мотивации студентов должны брать во внимание и личностные мотивы.

    Другой подход к классификации мотивов

    Очень хорошо отвечает поставленной задаче классификация Д. Якобсона, где отдельно представлены мотивы, связанные с ситуациями вне учебной деятельности. Это мотивация профессионального выбора узкосоциальная (отрицательная): идентификация с родителями или другими уважаемыми людьми из окружения, когда выбор обусловлен тем, что студент не хотел потерпеть неудачу, а также брать на себя ответственность за самостоятельное решение, иногда ему диктовало выбор обычное чувство долга. И формирование мотиваций студентов в этом ключе представлено очень широко.

    Сюда же относится мотивация общесоциальная: если студент ответственный, он стремится к успешной учебе, чтобы впоследствии приносить социуму пользу. Другая ипостась - мотивация прагматическая, когда к деятельности побуждает престиж профессии, возможность социального роста и материальные блага, которые профессия в будущем принесет. Развитие мотивации студентов к учебной работе тоже включает в себя разные побуждения:

    • Это мотивация познавательная, если студент стремится к получению образования, охотно впитывает в себя новые знания, овладевает умениями и навыками.
    • Мотивация профессиональная обусловлена интересом к будущей профессии, к ее содержанию. Тогда появляется творческий подход, и возможности увеличиваются, потому что есть уверенность в наличии собственных способностей, которые обязательны в данной профессии.
    • Очень сильны в повышении мотивации студентов и мотивы личностного роста, когда в основе обучения лежит желание самосовершенствования и саморазвития.

    Для подготовки к будущей профессии важнее всех мотивы, связанные с учебой, и общесоциальная мотивация, а прагматическая и узкосоциальная чаще всего оказывают отрицательное влияние на учебу.

    Для педагогов

    В методике учебной мотивации студентов используется и классификация, выполненная Б. Б. Айсмонтансом, которая относится к деятельности преподавателей, направленной на данные проблемы. Превалируют в работе учителя мотивы долженствования, на втором месте - заинтересованность и увлеченность дисциплиной, которую они преподают. И, наконец, общение со студентами - это тоже должно входить в обязательный режим преподавательской работы, чтобы диагностика мотивации студентов была постоянно под контролем.

    Учебная мотивация - структура сложная, включающая в себя и внутреннюю, и внешнюю, ее характеризуют устойчивость связей непосредственно учебной деятельности и уровня интеллектуального развития. Успехи в учебе зависят не только от способностей студента, которые он получил от природы, но в большей степени - от мотивации. Нужно признать, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны.

    Сегодняшние проблемы

    Сложившаяся современная ситуация обострила до предела проблему качественной подготовки специалистов. Она является проблемой первостепенного внимания среди всех остальных на сегодняшний день. Нужно развивать познавательную активность и творческие способности студентов, что делать очень сложно, поскольку слишком много скопилось неприятных моментов в этом самом узком месте педагогики. Профессиональная мотивация - движущий фактор развития личности, поскольку без формирования ее на самом высоком уровне невозможно эффективно развивать страну, в том числе и ее экономику. А высоких профессионалов год от года становится все меньше буквально во всех отраслях народного хозяйства.

    Проблема из самых актуальных, поскольку мотивационная сфера в развитии специалиста определяет не только его внутреннее и внешнее состояние, но и подход к выполнению своего долга перед обществом. Мотивация студентов играет важнейшую роль в организации учебного процесса, это одна из сложнейших педагогических задач, решаемая по разным причинам все более медленно или не решаемая вовсе. Управлять мотивационными процессами преподавателям сложно именно потому, что престиж педагогической деятельности в последние десятилетия находится на исключительно низком уровне. Приходится создавать некие условия для того, чтобы студент развивал внутренние мотивы, каким-то образом этот процесс стимулировать.

    Нельзя во всем винить тот огромный объем информации, который обрушивается на молодые и не до конца окрепшие умы, виновата, скорее, социальная политика государства, особенно в образовательной сфере. Хотя, конечно, медиа-социальные сети, например, всерьез мешают мотивировать студентов к учебному процессу, к систематической работе, к поиску серьезной информации. Интернет - огромный мир, где можно получить объемные знания на любую научную тему, однако студенты рассматривают картинки с котиками и чудовищно неграмотно пишут комментарии. Идет поиск способов, как мотивировать студентов, чтобы Интернет помогал получать знания, а не отнимал их. Этим и занимаются педагоги, психологи и общество в целом, но нужно признать, что пока не получается.

    Проблема активности

    Это тоже проблема животрепещущая. Нужны новые формы и методы обучения студентов, чтобы активизировать их отношение к учебной деятельности. Но прежде всего необходимо провести критический анализ существующих. Ведь часто все обучение опирается на то, что студент воспроизводит, запоминая только определенный круг фактического материала: "от сих до сих". Нужна творческая активность, желание заглядывать на десять страниц вперед. Здесь роли преподавателя и студента должны быть качественно пересмотрены. Нужны партнерские отношения, чтобы сделать студента действующим лицом. Иначе педагог не сможет даже диагностировать мотивацию студента или отсутствие ее.

    А знать то, что движет студентом, какие мотивы побуждают его к действиям, преподаватель обязан, чтобы разрабатывать и реализовывать эффективную систему методов управления мотивацией во время учебного процесса. Главной задачей является правильная организация деятельности студента, в том числе и неучебной, чтобы максимально способствовать раскрытию внутреннего потенциала личности. Однако структура такой мотивации - и профессиональной, и педагогической - для подготовки специалиста пока не только не изучена, она еще и не выстроена. Стратегия профессионального образования сегодня должна обеспечивать усиление мотивации к профессиональной деятельности, стимулировать творческий потенциал, развивать интеллектуальные, эмоциональные, духовные и волевые качества студентов.

    Мотивационная сфера

    Изучать учебную мотивацию необходимо, чтобы выявить реальный уровень и возможные перспективы, зоны влияния на развитие студента, которому крайне требуется указать новые цели и обозначить основные потребности, именно тогда и проявятся процессы взаимосвязи между общественным устройством и формированием мировоззренческих категорий личности. Рассматривать необходимо все без исключения этапы развития мотивационных составляющих, поскольку результаты всегда разные, они зависят от многих факторов: мотивов познавательных и социальных, от уровня жизни, от иерархии учебного сообщества, когда непосредственные побуждения подчинены осознанным, произвольным их формам.

    Побуждения должны гармонично согласоваться между собой, быть стабильными, устойчивыми и обязательно положительно окрашенными, ориентироваться на длительные перспективы по времени, быть действенными и реально влиять на поведение. Именно тогда и получится зрелая форма профессиональной мотивации. В данный момент у большинства студентов-первокурсников внутренняя мотивация преобладает, далее это число снижается, но сохранившие в себе этот внутренний стержень не теряют из вида поставленные цели, несмотря на воздействие многочисленных внешних факторов.

    Становление мотивации

    Особенности становления мотивации у каждого студента являются индивидуальным процессом, они буквально неповторимы, и здесь задача педагога - найти некий общий подход, выявить все сложные и даже противоречивые пути профессиональной мотивации, чтобы направлять ее ход. Прежде всего необходимо развивать познавательный интерес, поскольку без такого плана активности ничего достичь невозможно. Потому в обучении лучшим подходом является систематический мониторинг возбуждения, развития и укрепления познавательного интереса. Это основа мотивации, действующая мощно и как средство воспитания студента, и как средство повышения качества обучения.

    Конкретные рекомендации разрабатываются, доводятся до учебных заведений и реализуются. Во главе угла стоят совершенствование самостоятельной работы. Очень многое зависит от самого преподавателя, от силы его обучающего воздействия. Повышают познавательную активность и содержание материала, который предстоит усвоить (и здесь как нигде необходима учебная мотивация), вдохновляет и сам процесс работы с новым материалом, где можно вводить в действие резервы качеств личности как студента, так и преподавателя.

    Формирование личности

    Мотивация студентов к обучению - это преследование целей и опора на ценности профессионального образования, перспектива удовлетворения потребностей личности, социума и государства. Именно это и предопределяет все текущие изменения в образовательном процессе, в том числе и в мотивационной сфере. Личность студента за время обучения должна стать высокомотивированной, чтобы трудиться и жить в постоянно изменяющихся условиях экономических и социальных.

    Однако все сложнее становится исследовать специфику этой сферы, структура ее стремительно усложняется, и это не способствует хорошему освоению профессии в целом. Приоритетными становятся интересы личности, а не коллектива, становление эрудиции и компетентности, а не чувства долга и чести. Нужно повышать общую культуру и развивать творческое начало. Студент должен быть активным субъектом в социуме.

    Уровень профессиональной мотивации показывает включенность студентов в учебный процесс, именно это и показывает, что они удовлетворены выбором профессии. Изучать состояние познавательного интереса нужно постоянно, на всех этапах развития личности, сообразуя полученные сведения с социальными мотивами, с иерархической мотивационной сферой. По согласованности и гармоничном сосуществовании разнообразных мотивов, стабильности и устойчивости появившегося эффекта, действенности мотивации можно сделать заключение о том, насколько высок уровень познавательной активности.

    Учеба – не ваша сильная сторона, ведь на книжной полке мирно припадает пылью учебник по английскому языку, конспект по всемирной истории волшебным образом превратился в кулек для жареных семечек, а брошюрка с правилами дорожного движения отправилась в бабушкину печь.

    А сами вы еще пылью не припали? Так вам точно не светит . Так что давайте-ка возьмемся за ум и выясним, как мотивировать себя на учебу .

    12 золотых советов от психологов, как мотивировать себя на учебу: IQ будет просто зашкаливать!

    На учебу мотивировать себя помогут проверенные советы психологов:

      Подумайте о своих друзьях и знакомых-эрудитах.

      Ну разве хочется вам снова хватать ртом воздух, когда друг Василий начнет вещать об устройстве Солнечной системе?

      А как не задохнуться от зависти, когда подруга рассказывает, что выходит замуж за белозубого американца только потому, что за пару месяцев осилила разговорный английский? А ведь учеба ей в школе не особо-то и давалась!

      Учитесь с таким же жаждущим знаний, как и вы, чтобы мотивировать себя на учебу.

      И постарайтесь выпендриваться друг перед другом своими успехами, ведь здоровая конкуренция в этом похвальном деле еще никому не навредила.

      Мотивировать на учебу может и грамотный, авторитетный наставник.

      И задавать педагогу тысячу и один вопрос, если что-то недопоняли: так вы еще больше мотивируете себя на учебу, Не зря же говорят, что аппетит приходит во время еды.

      Чтобы мотивировать себя на учебу, нужно всегда видеть «горизонт» – собственно, то, ради чего вы и «умираете» над конспектами и книгами.

      Хотите стать офигенным пластическим хирургом? Тогда будьте готовы зубрить до полуобморочного состояния названия мышц, костей и сухожилий, а также прочей медицинской терминологии. Но где-то там вас уже ждут миллионные гонорары от звезд эстрады за аккуратные носики и шикарные бюсты.

      Составьте четкое расписание учебы и вознаграждайте себя чем-то на промежуточных этапах.

      Выучили три билета на экзамен из запланированных на сегодня шести? Самое время полчаса прогуляться, съесть пару любимых шоколадных конфет или позвонить подружке-хохотушке.

      Но помните: награда должна быть равноценной затраченных усилий на учебу, поэтому «махнуть» на шашлыки с ночевкой только потому, что вы выучили 10 – явный перебор.

      Если учеба для вас – муть, скука смертная и тоска, мотивировать себя поможет система скетчноутинга.

      Суть ее сводиться к тому, чтобы во время учебы делать не просто записи, а «ментальные карты», понятные именно вам – со смешными рисунками, «угарными» цитатами преподавателей и смайликами. Больше можно прочитать, например, в книге Майка Роде «Скетчноутинг. Пособие по визуализации идей».

      Настоящих эстетов (а мы уверенны, что вы – именно такой/такая) мотивируют на учебу идеальный порядок на рабочем месте, красивые канцелярские принадлежности, и даже – букет любимых цветов.

      Оно и правильно: трудно получить удовольствие от учебы, если вы делаете записи огрызком карандаша на старой газете, а на вокруг вас – «хаос и анархия».

      «Я всю свою сознательную жизнь мечтала побывать в Лондоне. И начиная с пятого класса, все тетрадки для учебы у меня были с Биг Беном или красными двухэтажными автобусами, а над рабочим столом висел британский флаг.
      Когда хотелось выть от повторения неправильных английских глаголов, эти мелочи помогали мотивировать себя на дальнейшую учебу. И знаете что? В сентябре я еду в Лондон по программе студенческого обмена. Мечты сбываются!» — рассказывает Людмила из Киева.

    1. Мотивировать себя на новые достижения помогут идеальные условия для учебы:

      • никаких узких юбок, спадающих брюк и лезущей в глаза челки во время учебы – обеспечьте себе максимальный комфорт, даже если для вас он заключается в любимой пижаме с совятами;
      • позаботьтесь, о том, чтобы ничто вас не отвлекало от учебы : ни крики «итальянской» семьи, живущей по соседству, ни звонки на мобильный телефон, ни призывно мигающее окошко «аськи».

        Если нужно – одевайте беруши, затыкайте уши ватой или учитесь, повернувшись к стене. Вас нет – вы «умерли» и «воскреснете» для мира только тогда, когда вызубрите эту чертову теорему!

        поставьте возле себя бутылку с питьевой водой и какой-нибудь перекус перед учебой , иначе есть риск, что по дороге к холодильнику вы дадите слабину и завернете в гостиную , а там глядишь – и вы уже где-то на даче у друга детства Сереги «дудлите» пиво.

        Тогда мотивировать себя будет уже бесполезно;

    2. Не вздумайте размышлять, какими чудными и интересными вещами вы могли бы заняться, если бы не посвятили время учебе.

      Так мотивировать себя точно не получиться. Так что думаем об учебе, и только о ней, родимой, даже если на улице «травка зеленеет, солнышко блестит».

      Каким бы дурацким не казался этот совет, но иногда для того, чтобы мотивировать себя на учебу, достаточно просто засесть за учебники и начать учиться.

      Помните старый добрый анекдот: «Поначалу наш кот не любил пылесос, а потом ничего – втянулся». Вот и вы втягивайтесь!

      Не создавайте «авральных» условий, если не хотите возненавидеть учебу на веки вечные, а наоборот – мотивировать себя.

      Вам необходимо написать реферат на пятницу? Не советуем садиться за него в 23.00 четверга, лучше разделите объем работы на два-три вечера.

      Постарайтесь не замотивировать себя до смерти на учебу.

      Не пытайтесь выучить три тома «Большой советской энциклопедии» за один присест – ставьте реальные задачи, но неукоснительно их выполняйте.

    «Мой секрет успешной учебы – реальная оценка своих сил и железная сила воли. То есть когда я знаю, что мне нужно выучить 15 вопросов за 3 дня и я могу это сделать, то буду зубрить по 5 тем в день, даже если вокруг меня шаманы вуду устроят ритуальные пляски, а Жизель Бюндхен будет зазывать на свидание» , — делится своим опытом о том, как мотивировать себя на учебу, студент из Москвы Сергей.

    15 советов от студентов Гарварда, как мотивировать себя на учебу: так и хочется засесть за книги!

    Вот утверждения, которыми себя мотивируют студенты такого элитного учебного заведения, как Гарвард:

    История о Наталье, лени и огурцах: что будет, если не «париться»?

    Каждое утро, отправляясь по своим делам, автор статьи «срезает» дорогу через городской овощной рынок.

    И проходя мимо одного из прилавков, cтарается «прошмыгнуть» как можно быстрее, потому здесь торгует овощами ее бывшая однокурсница Наташа – спутанные волосы, тусклая кожа и грязные, с обломанными ногтями руки. Есть подозрение, что и румянец на щеках не от девичьей стеснительности, а от крепкого алкоголя.

    А ведь когда-то в университете Наталья подавала большие надежды и даже окончила аспирантуру.

    Правда, кандидатскую диссертацию так и не защитила: не хватило как раз тех самых внутренних сил, чтобы мотивировать себя на учебу, когда атаковала несчастная любовь, конфликты с родственниками и «скандалы, интриги, расследования» на кафедре, где девушка числилась аспиранткой.

    Наташа даже не попыталась устроиться на или хотя бы более престижную, чем продавцом на рынке. Перегорела и сдалась, не мотивировала себя на дальнейшее развитие…

    Страшно? То-то же… Берем себя в руки и настраиваемся на учебу!

    10 блестяще образованных голливудских звезд, которые точно знают, как мотивировать себя на учебу

    Если вы оправдываете то, что не можете мотивировать себя на учебу, отсутствием времени, подумайте, больше ли вы заняты, чем эти знаменитости-интеллектуалы:

    • Дольф Лунгрен;
    • Мадонна;
    • Эдвард Нортон;
    • Кейт Бекинсейл;
    • Ева Лонгория;
    • Эмма Уотсон;
    • Девид Духовны;
    • Джоди Фостер;
    • Джеймс Франко;
    • Мэгги Джилленхолл.

    Ну что, вы продолжаете сетовать на судьбу-злодейку, которая буквально за волосы оттаскивает вас от книг?

    Вопросом «Как мотивировать себя на учебу?» задаются множество нерадивых школьников и студентов, но есть и то счастливое меньшинство, которым это уже удалось.

    Как не лениться и взяться за учебу?

    О секретах мотивации вы узнаете, посмотрев этот ролик:

    Мы искренне надеемся, что после прочтения наших советов, вы станете один из тех «избранных», которым грызть гранит науки в кайф.

    Полезная статья? Не пропустите новые!
    Введите e-mail и получайте новые статьи на почту