Консультация «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой. Формы и методы экологического образования младших школьников

Министерство спорта Республики Хакасия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»

Д О К Л А Д

Тема Экскурсия как средство профессионального

становления специалиста

Преподаватель профессионального цикла

Фещук Л.Г

Ф.И.О.

Абакан, 2016

В докладе рассматриваются вопросы профессионального становления специалиста через проведение учебных экскурсий в производственные организации. Показана эффективность экскурсий для учебного процесса, их роль в формировании мотивации будущих специалистов.

Тема самосовершенствования – «Внеучебная работа по модулю, как средство развития профессионального мастерства студента ».

Профессиональное становление студента - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Обучение в техникуме связывается с периодом, когда человек встал на путь приверженности профессии, и осваивает ее в процессе профессионально-познавательной деятельности.
Для того чтобы объединить учебный процесс в техникуме с реальной профессиональной жизнью мной активно применяются в процессе обучения -тематические экскурсии. Такая форма обучения позволяет развивать познавательные способности студентов (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности приобретаемой профессии. Сильное воздействие экскурсии оказывают на эмоциональную сферу будущего специалиста.

Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Преподаватель самостоятельно решает, какие объекты посещать, какие учебные темы рассматривать, как часто проводить экскурсии.

Профессиональные компетенции будут успешно сформированы, если экскурсия как вид учебной деятельности будет осуществляться целенаправленно и систематично, и если представители производства, характеризуя производственные процессы, акцентируют внимание на перспективах профессионального роста, значимости профессии, дополнительно обеспечат повышение мотивации студентов.
Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурсия). Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, на выставки и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога со студентами.

При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др). Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания.

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа. Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия студентов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения студентами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.

В процессе профессионального обучения студентов по специальности «Технология продукции общественного питания» проводятся экскурсии на предприятия общественного питания г. Абакана (ТД «Сладкарница», паб « Limerik », «Перцы», «Малинники». Внеучебная работа по модулю, как средство развития профессионального мастерства студента

Целями тких мероприятий является:

    формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии;

    формирование профессионально-личностных качеств, позитивных мотивов к самореализации и самосовершенствованию с установкой на будущую профессиональную деятельность;

    подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе по специальности на уровне государственных стандартов.

После завершения учебной экскурсии подводятся итоги, и организуется рефлексия различными методами: самооценки, ИНСЕРТ, анкетирования.Студенты дают высокую оценку учебным экскурсиям, сами предлагают темы следующих мероприятий, выбирая объекты изучения. Проявляют заинтересованность в продолжении знакомства с реальным производством, а также готовы участвовать в разработке тематики будущих экскурсий, что свидетельствует об успешном профессиональном становлении будущих специалистов.

Анализ опыта работы показал, что использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов.

Список использованных источников

    Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.-272с.

    Методика подготовки экскурсии [Электронный ресурс]/ Режим доступа: l.

    Букатов, В. М. Как подготовиться к экскурсии: три совершенно неожиданных совета / Вячеслав Михайлович Букатов // Народное образование, 2010. - N 3. - С. 184, 216, 230.

    Методика организации и проведения производственных экскурсий для учащихся ОУ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/ekskurs-p.htm

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ачкасова Галина Леонтьевна. Литературная экскурсия как средство формирования эстетической восприимчивости читателя-школьника: ил РГБ ОД 61:85-13/1036

Введение

ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНО-ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ 20

I. Литературная экскурсия в системе методики преподавания литературы (из истории проблемы) 20

2. Трудовое начало в литературно-экскурсионной работе школьников 39

3. Развитие эстетической восприимчивости учащихся 4-6 классов в литературно-экскурсионной работе 57

4. Формирование эстетического восприятия действительности как основы литературного творчества (7-8 классы) 83

5. Экскурсия как средство приобщения школьшшов к процессу творческой деятельности писателя (9-10 классы) 107

ГЛАВА II. ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 134

I. Комплекс экскурсионных форм в процессе изучения литературной темы 134

2. Творческая интерпретация литературно-экскурсионной направленности в работе учителя 152

3. Восприятие литературной экскурсии школьникам! 174

4. Взаимодействие экскурсии с разными системами преподавания литературы 184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 197

Введение к работе

Воспитание эстетически чуткого, художественно развитого читателя - актуальнейшая задача не только курса литературы в школе, но в определенном смысле - всего школьного педагогического процесса, поскольку чтение "как труд и творчество" (Асмус, 1968) - одна из основ обучения.

Развитие массовых средств информации (киноискусства, телевизионного искусства и др.) не принизило, но еще выше подняло значение книги вообще, художественной книги в особенности, как средства формирования человеческой личности. Литература остается неисчерпаемым и незаменимым источником духовной деятельности, а читательская восприимчивость ныне выступает в качестве одного из наиболее надежных критериев творческой активности и уровня развития личности. В Постановлении апрельского (1984 г.) Пленума IIK КПСС "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" говорится о необходимости значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Особо подчеркивается важность целенаправленности и единства в этой работе: "Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы" (Материалы пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г., 1984, с.31).

Между тем фундаментальные исследования читательской деятельности (Советский читатель, 1968; Книга и чтение в жизни небольших городов, 1973; Книга и чтение в жизни советского села, 1978), а также наблюдения, накопленные многими учителями-словесниками, свидетельствуют, что вместе с ростом числа культур-

4 -ных, вдумчивых читателей сохраняются, подчас усугубляются конфликты в становлении школьников как читателей.

    Между широчайшими и всё растущими возможностями чтения и отсутствием у школьника устойчивого интереса к чтению.

    Между возможностями школьного курса литературы по формированию личности ученика и низким читательским уровнем, не позволяющим реализовать эти возможности. При этом читательская активность школьника может быть высокой, даже бурной, но направленной не на лучшие произведения. Выбор книг для чтения в этом случае часто носит характер случайный, хаотичный, в чтении отсутствует система.

    Между читательской деятельностью личности и ее отношением к действительности. Читателя может отличать высокая активность, наличие системы в чтении, выбор интересных авторов. Но при этом книгой он "отгораживается" от жизни, не соотносит прочитанное ни с собственной позицией, ни с реальностью вообще. Испытывая острые и бурные переживания в процессе чтения,

он остается равнодушным и черствым к явлениям действительности.

При всей разности этих конфликтов между ними можно усмотреть связь. Единая их основа состоит в том, что во всех случаях произведение не воспринимается как жизненно необходимая ценность, а чтение не осознается как жизненно необходимый труд. Наблюдается обрыв связи между чтением и остальной деятельностью: не сформировалась система взаимодействий между восприятием словесного искусства и отношением к действительности.

Проблему взаимодействия искусства и действительности исследуют многие ученые: философы (В.Ф.Асмус, Н.М.Афасижев,

~ 5 -Ю.Б.Борев, В.В.Ванслов, М.С.Каган, И.Ф.Смольянлнов, Л.Н.Столо

вич); психологи (Л.С.Выготский, П.В.Симонов); литературоведы (А.С.Бушмин, Д.С.Лихачев,ПМ.Медведев, Б.С.Мейлах, М.Б.Храпчен-ко); педагоги (И.Ф.Гончаров, Б.Т.Лихачев) и др. Нас она интересует в плане поиска таких методических путей, которые приближали бы школьника к позиции художника.

Можно утверждать, опираясь на исследования по эстетике,на педагогический опыт и наблюдения, что уровень плодотворности деятельности человека в сфере познания, культуры, искусства, производства зависит от его способности видеть в жизни прекрасное и действовать в соответствии с представлениями о прекрасном.

Ныне не вызывает сомнения, что одно из главных условий творчества художника - эстетическое восприятие действительности - должно быть и условием творческого чтения. Полноценное и плодотворное восприятие художественного произведения возможно лишь в соответствии с теми законами, по которым оно создано, "как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию" (Выготский, 1968, с.40). Следовательно, задача воспитания читателя предполагает формирование и развитие определенной способности, имеющей характер опоры для его читательской и шире -художественной деятельности, а именно ~.эстетической восприимчивости.

В научной литературе термин "эстетическая восприимчивость" употребляется давно и достаточно широко (В.А.Герд, 1928; Р.Ф.Брандесов, 1978; Д.С.Лихачев, 1984). При этом он используется для обозначения различных явлений, связанных с процессом эстетического воспитания, и не имеет того ограничения в содержании, которое необходимо для научного понятия. Мы сделали по-

пытку уточнить содержание этого понятия, учитывая современные работы об эстетическом восприятии (И.Ф.Гончаров, Л.М.Гуляева, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников, Л.Н.Столо- : _"ВИЧ и др.).

Эстетическая восприимчивость понимается нами как способность человека постигать мир по законам красоты, т.е. в соответствии с идеалом гармонии и совершенства, который формируется социально-исторически, осваивается и преломляется лично-стно. Эстетическая восприимчивость школьника, как и иные его творческие способности, может быть пробуждена и развита. При этом, как нам представляется, по отношению к другим творческим способностям она является базовой.

Эстетическая восприимчивость, как известно, не врожденное свойство индивида (см., например, Н.А.Дмитриева, Н.И.Киященко, А.Г.Ковалев, Н.Л.Лейзеров, В.П.Шацкая и др.). От природы человек наделен лишь задатками таких качеств, которые способствуют формированию эстетической восприимчивости. Развивать эти качества - и значит создавать фундамент, на котором происходит формирование способности человека к эстетическому восприятию мира.

В науке, в опыте работы по эстетическому и художественному воспитанию выявлены важнейшие условия развития тех качеств личности, которые способствуют формированию эстетической восприимчивости: конкретно-чувственное познание различных жизненных явлений; восприятие мира в единстве логического и эмоционального; постоянное пополнение и расширение опыта жизненных впечатлений и эмоциональных переживаний; наличие определенной атмосферы, в которой живет формирующаяся личность: интерес к окружающей действительности, к внутреннему миру позна-

7 -ющего эту действительность, доброжелательность, искренность, откровенность отношении в коллективе, членом которого является школьник.

Б поисках конкретных путей формирования эстетической восприимчивости важно открытие не только новых средств работы, но использование традиционных с учетом современных условий, их переосмысление, наполнение новым содержанием.

Таким средством может быть экскурсия.

Педагогическим опытом выявлены многие достоинства и особенности литературной экскурсии, основательно разработана методика ее подготовки и проведения (имеются в виду работы Н.П.Анциферова, Б.С.Габо, В.А.Герда, Р.М.Глазковой, Я.С.Духана, Г.А.Прокофьевой, М.А.Рыбниковой, Л.С.Скепнер и др.).

Но, по нашему убеждению, возможности литературной экскурсии далеко не исчерпаны.

Экскурсия может быть понята как своеобразная "творческая лаборатория", в которой школьник осваивает подход к миру, свойственный художнику, учится добывать и творчески перестраивать впечатления, которые получает от живой реальности. Это дает возможность постигать "эстетическое отношение к действительности" как основу художественного творчества, понять, что жизнь не копируется, а преображается художником в свете эстетических и художественных идеалов, силою его таланта, в результате его напряженного труда. Тогда читателям будет близка мысль Н.В.Гоголя: "Воображение мое до сих пор не подарило меня ни одним замечательным характером и не создало ни одной такой вещи, которую где-нибудь не подметил мой взгляд в натуре" (1952, т.8, с.447).

Важно и то, что школьники в пору своего читательского

становления поймут теснейшую взаимосвязь книги и действительности, на которую указывал А.М.Горький: "Писатель живет среди книг, но он может в них задохнуться. Он должен их очень любить, ибо в них источник жизни. Но еще больше он должен любить самые эти источники. Если они умирают или пересыхают, то умирает душа поэзии..." (Бихали-Мерин, 1984, с.109).

Чем раньше читатель ощутит мир как область прекрасного, тек это благотворнее для его развития. Именно впечатления детства, которые А.Т.Твардовский назвал "золотым запасом", становятся основой развития творческих способностей в дальнейшем: "Я твердо знаю, что если мне удалось сказать хоть какое-нибудь слово о родной природе, так это потому, что я уже с детских лет ходил за плугом, а в юности умел сам посеять ниву" (Н.Рыленков, 1966, с.17).

Цель нашего исследования - разработать методику литературной экскурсии, которая бы помогала формированию эстетической восприимчивости школьников-читателей - представляется нам принципиально новой. Проблемы эстетического воспитания учащихся в связи с экскурсией исследователи касались и раньше. Более того: выражение "эстетическое воспитание" в связи с экскурсией и другими видами работы в методической теории и школьной практике стало привычным. Но, как правило, молчаливо предполагается, что это происходит само собой, просто в силу того, что ученики встречаются с красотами природы и произведениями искусства. Самый процесс пробуждения и развития способности эстетически воспринимать мир не рассматривался. Б значительной мере именно поэтому при всей ценности разнообразной литературно-экскурсионной работы в школе как раз эстетическое ее воздействие 1менее всего проявляется.

Экскурсия в этом отношении дает огромные возможности, но не как единичное, эпизодическое явление, а как постоянное направление в работе учителя, приобретающее характер системы эстетического освоения действительности.

Гипотеза исследования. Возможно рассматривать экскурсию как ведущее и определяющее начало в целом комплексе способов работы, строящихся на прямом контакте с действительностью и эстетическом ее переживании: коллективные и индивидуальные наблюдения, прогулки, посещения, встречи, воспоминания и др.

Мы предполагаем, что школьники на всех этапах своего развития применительно к тому или иному возрасту способны идти "по пути художника". Имеется в виду не воспроизведение творческого акта, что в принципе невозможно, а два взаимопроникающих процесса"."погружение" с максимально возможной в данных условиях полнотой в атмосферу творческой деятельности того или иного художника и постижение действительности "по законам красоты".

Мы исходили из того, что с помощью экскурсии и родственных ей йорм возможно учить школьников смотреть на мир глазами определенного автора, художника вообще, ощущая при этом в себе самом рождающегося художника со своим взглядом на мир.

Разумеется, этому должен способствовать весь процесс литературного образования: изучение биографии писателя в контексте эпохи, анализ произведения, творческие работы и т.д. Однако представляется особенно действенным приближение учащихся к тем жизненным условиям, в которых осуществляется творческий акт, приобщение к движению художественной мысли. Предполагается, что школьник, изучающий литературу, способен усвоить не только где, когда и как возникло произведение, но может с помощью знания, воображения и сопереживания ощутить себя в какой-

то мере участником того же творческого процесса. Входя в область творчества, школьник может перешагнуть границу между бытовым созерцанием действительности и ее эстетическим постижением в свете идеалов прекрасного. Идти "по пути художника", смотреть на мир глазами художника - это всё требует целенаправленного и активного созерцания, однако не может ограничиваться только созерцанием, а нуждается в разнообразных видах творческого труда, имеющего эстетический характер.

Движение растущего читателя на этот уровень познания действительности должно совершаться на всем протяжении литературного образования, но на каждом этапе оно будет иметь свои-особенности, которые надлежит определить.

Гипотеза определяет объект исследования - экскурсионную работу как составную часть школьного литературного ^образования и предмет исследования - роль литературной экскурсии в формировании эстетической восприимчивости школьников-читателей.

Проверка гипотезы потребовала решения ряда задач ;

    Изучить историю и современное состояние школьной литературно-экскурсионной работы с точки зрения ее воздействия на развитие эстетической восприимчивости школьников-читателей, определить возможности развития и совершенствования этой работы.

    Разработать методику литературно^экскурсионной работы, которая позволяла бы организовать систематическое, последовательное, с учетом возрастных возможностей и интересов школьников, освоение ими действительности в свете эстетического идеала и приобщение их к художественному взгляду на мир.

    Проверить эту методику в личном преподавании и в прак-

тике других учителей, выяснить ее воздействие на развитие школьника-читателя.

Наше исследование проводилось с 1971 года и имело поэтапный характер.

1-ый этап (I97I-I978 гг.). Работа диссертанта учителем с учащишся одного класса. В течение 7 лет (с 4 по 10 класс) в этом коллективе шел поиск средств, формирующих эстетическую восприимчивость как основу развития читателя-школьника.

П-ой этап (I978-I98I гг.). Теоретическое осмысление проделанного, экспериментальная проверка и корректировка разработанной методики.

Ш-ий этап (I98I-I984 гг.). Проверка скорректированной и уточненной методики, новых вариантов экскурсии и одновременно - перенос разработанной методики в практику школы, в процесс подготовки учителя.

Методология и методика исследования . Методологической основой исследования явились положения диалектико-материалисти-ческой гносеологии, в особенности- ленинская теория отраке-ния, а также высказывания классиков марксизма-ленинизма по вопросам эстетики, искусства, литературы, народного образования.

Методологическое значение для нас имели идеи материалистической эстетики, психологии, искусствоведения, литературоведения, относящиеся к сивере эстетического и художественного восприятия действительности и художественного творчества, в частности - идея диалектического единства субъективного и объективного в художественном творчестве, идея художественного мира как мира действительности, претворенного художником в свете исторически;.и социально детерминированных и личностно

12 -выраженных идеалов.

Постоянными ориентирами в нашем исследовании являлись теория деятельности, разработанная советской психологией (труды Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева), теория установки Д.Н.Узнадзе и теория доминанты А.А.Ухтомского.

В ходе исследования применялись во взаимодействии следующие методы:

теоретический анализ публикаций, материалов опыта и эксперимента;

личное преподавание и -длительное включенное наблюдение;

целенаправленное изучение опыта учителей;

методическое конструирование (в частности, разнообразных видов экскурсионной работы);

разработка и проведение эксперимента (ориентировочного, преобразующего, контрольного), учет его отдаленных результатов;

перенос результатов исследования в работу других учителей.

Критерии эстетического развития

Формирование эстетической восприимчивости читателя-школьника потребовало выдвижения определенных критериев развития. Это один из наиболее сложных вопросов методического исследования, поскольку число разнообразных показателей, характеризующих эстетическое, художественное, читательское восприятие, очень велико, они взаимосвязаны, подвижны, трудно поддаются разграничению.

Мы учитывали то, что уже сделано в этом отношении методикой (работы Л.Г.Жабицкой, В.Г.Маранцмана, Н.Д.Молдавской

- 13 -и др.). Но в силу особенностей нашего исследования, в котором прочерчивается путь от восприятия действительности к восприятию словесного искусства, возникла необходимость новой разработки и истолкования критериев, применимых к данному исследованию. Они постепенно определялись, корректировались, уточнялись в ходе исследования и в конечном счете приняли такой вид:

1. Эстетическая наблюдательность, т.е. способность заме
тить, отобрать, истолковать явления жизни с определенной -
эстетической - позиции и потом суметь соотнести эти жизненные
явления с художественным произведением, понять их взаимосвязь,
взаимозависимость. Читательскую зоркость вновь перенести на
общение с действительностью и суметь посмотреть на жизнь
"художественным зрением". При этом имеется в виду, что наблю
дательность обостряется лишь в том случае, если она стимули
руется определенными установками, стремлениями, идеалами лич
ности, если факты поднимаются на уровень обобщений.

В этом процессе велика роль воображения: домысливание позволяет увидеть явление более полно, ярко.

    Ассоциативность эстетического мышления: способность видеть жизненное явление, а на основе этого - художественнее произведение в многообразных связях и опосредованиях. При этом развитие эстетической восприимчивости предполагает "ветвление" ассоциаций, переход от локальных связей к более широким и более далеким, неожиданным. Такая ассоциативность обогащается контактами с действительностью, переносится на читательскую деятельность, помогает постичь внутренние связи и целостность произведения, его соотношение с жизнью.

    Постижение специфики эстетического и художественного

Tve., переход от бытового восприятия явлений действительности

14 -и искусства к их восприятию с точки зрения эстетических идеалов и законов искусства, постижение особой, ничем иным не заменимой роли "эстетики жизни" и произведений искусства для человека, для общества.

4. Личностный характер эстетической и художественной дея
тельности во всех ее проявлениях - от наблюдения к собственному
творчеству: взаимодействие мыслей и чувств., активность реак
ций, в которых проявляется единство индивидуального и типическо
го, "захваченность" всей личности эстетическим и читательским
переживанием.

Один из важных компонентов личностного характера деятельности - устойчивость приобретаемого отношения к жизни и словесному искусству, сохранение и обогащение этого отношения в дальнейшем.

5. Эстетическая пластичность и динамизм, т.е. способность
перестраивать, совершенствовать свои реакции на мир, увиденный
"глазами художника", на искусство, становиться более чутким,
отзычивым к прекрасному, более активным в сотворчестве и твор
честве. Эта способность предполагает работу самосознания, само
воспитание в сфере эстетической и художественной деятельности,
применение освоенного подхода к жизни и искусству в иные жиз
ненные периоды, в новых сферах деятельности.

Экспериментальной базой и сследования послужили школы г.Курска: № 16 (работу вела автор исследования); $17 (учительница С.П.Катамадзе); Ш 30 (заслуженная учительница школы РСФСР Н.Н.Пахомова); $ 43 (учительница А.Р.Ерыгина). В общей сложности опытно-экспериментальная работа проводилась в 7 классах (226 учащихся).

Теоретическое значение исследования мы видим в том, что

выдвинуто и обосновано новое понимание литературно-экскурсионной работы в школе как динамического комплекса, взаимосвязанных форм, сущность которых - эстетическое освоение действительности, постижение художественного взгляда на мир.

Это понимание, расширяющее существующие научные представления, позволяет сделать формирование эстетической восприимчивости школьников в процессе познания действительности одним из постоянных аспектов преподавания литературы.

На основе исследования предложены экспериментально проверенные новые виды эстетических контактов с действительностью (в частности, формирующих эстетическое восприятие цвета, звука, пространства, времени), новые виды творческих работ в процессе экскурсии и. по ее следам ("путешествия" в сказку, в среду бытования фольклора, на страницы писательских рукописей и др.).

Практическое значение полученных результатов определяется тем, что предложенная литературно-экскурсионная система в силу своей многосторонности и пластичности оказалась органичной в работе учителей с различными творческими индивиду альностями, применимой в разных условиях и при изучении практически:- всех тем школьного курса литературы.

Основные положения, выносимые на защиту :

    Установившееся в методической науке и в школьной практике понимание литературной экскурсии возможно расширить и представить в виде системы эстетического познания действительности,в качестве постоянного аспекта школьного преподавания литературы.

    Литературная экскурсия при условии широкого ее понимания становится эффективным средством формирования эстетической восприимчивости школьника как основы его читательской и шире - художественной деятельности.

Такое понимание экскурсии позволяет создать и применить комплекс видов работы, сущность которых - контакт с действительностью, воспринимаемой в свете эстетических идеалов, приобщение к законам художественного преображения действительности вообще, к процессу творческой деятельности определенного писателя или процессу создания конкретного произведения.

3. В литературно-экскурсионную систему мы включаем
наблюдения, экскурсии, путешествия. Разные по временной
длительности (от минутного наблюдения до многодневного
путешествия), по месту организации (в школьном кабинете,
дома, на улице, в поле, в самых разных уголках страны),
по задачам в каждом конкретном случае, они имеют общую
цель: обогащение эстетического опыта, формирование чи
тательской и художественной культуры.

Многообразие форм и их единая направленность позволяют сделать работу систематической, так или иначе сочетающейся со всеми темами школьной программы.

Но дело не в частоте применения этих форм, а в умелом, естественном их использовании с учетом.местных условий, особенностей класса, индивидуальности учителя.

    Такая система резко расширяет возможности духовного общения школьников, воспитывает гуманистическую устремленность личности, создает условия для коллективного сопереживания, одновременно пробуждает потребность индивидуального самовыражения и внимание к переживаниям другого человека.

    Условием эффективного использования экскурсионной работы в целях формирования эстетической восприимчивости является сочетание и развитие различных видов деятельности учащихся.

Имеется в виду необходимость не только созерцания как активного духовного процесса, не только пробуждение ассоциаций, приобретение знаний, связанных с искусством, но и разнообразные виды деятельности общественно полезного характера:

пропаганда и защита ценностей искусства и природы;

труд, приобретающий эстетический характер;

собственное творчество (написание сочинений, самовыражение в рисунке, желание запечатлеть красоту мира в фотоснимке и т.д.).

6. Первостепенное значение для пробуждения и разви
тия эстетических интересов и потребностей, эстетической
восприимчивости личности приобретает коллективный труд,

имеющий гуманистический, социально ценный характер.

тся Такой труд стимулиру.е нравственной направленностью

передовой литературы и помогает постигать эту направленность, обостряет доброжелательное внимание к человеку, содействует постижению литературы как "художественного человековедения" и как "художественного самосознания".

7. Литературно-экскурсионная работа приобретает пер
востепенное значение для подготовки учащихся к постижению
личностного начала искусства, неотделимого от его специ
фики.

Идя "по пути писателя", школьники органичнее и полнее воспринимают его как человека, гражданина, художника, начинают чувствовать свою читательскую ответственность перед ним.

8. Формы организации учебного процесса, имеющие экс
курсионную направленность, расширяют возможности познания
действительности в ее многообразных связях: чем богаче
эти связи, тем успешнее в сознании ребенка создается
"единая картина мира, диалектическое взаимодействие явле
ний природы и общества" (М.М.Бахтин).

Представление о мире как едином целом является условием формирования эстетической восприимчивости личности и позволяет понять многие жизненные, в том числе литературные, процессы в их динамике и сложности.

9. Литературно-экскурсионная работа, ставшая систе
мой, приобретает большую воспитательную эффективность:
содействует формированию творческой, гражданственно наст
роенной личности, способной к самопознанию и самовоспита
нию, чуткой по отношению к искусству, отзывчивой по отно
шению к человеку, наделенной социальной активностью.

Апробавдя исследования проводилась на научных конференциях в г.Ленинграде в 1981, 1982, 1983, 1984 гг., на научных конференциях Курского педагогического института в 1982, 1983, 1984 гг., на межвузовской научной конференции в г.Курске (1984 г.); в 1982-1984 гг. по теме исследования велись занятия спецсеминаров в Курском педагогическом институте.

Материалы исследования находили отражение на страницах городской и областной периодической печати.

Литературная экскурсия в системе методики преподавания литературы (из истории проблемы)

Обращение к истории методики преподавания литературы убеждает в том, что экскурсия как форма организации учебного процесса всегда вызывала интерес учителей и методистов. Процесс развития экскурсионного дела в России, в том числе и в связи с литературным образованием, изучен широко и основательно. Этому посвящены отдельные параграфы исследований Р.М.Глазковой, Т.В.Гогиашвили, специальные главы диссертаций Я.С.Духана, В.С.Парыгиной и др. Нет необходимости вновь говорить о том, что уже просто вошло в научный оборот.

Тем не менее мы сочли необходимым еще раз обратиться к истории развития экскурсионного метода в преподавании литературы и взглянуть на нее с позиций нашей темы: каким образом решался вопрос формирования эстетической восприимчивости, эстетического развития учащихся вообще в процессе экскурсий. Для этого мы обращаемся к анализу двух периодов развития этого направления в методике: 20-е и 60-70-е годы нашего столетия.

Это периоды наибольшего интереса школы и науки - к учебной экскурсии вообще и литературной - в частности. Целесообразно посмотреть, как проявлялась направленность экскурсий к эстетическому воспитанию школьников-читателей именно в моменты наивысшего подъема экскурсионной деятельности. Эти подъемы, несомненно, возникали в обстановке напряженных методических и педагогических исканий. -21-20-е годы. В стране происходят огромные преобразования в том числе и в области просвещения. Решается вопрос об обязательном начальном образовании. Начинается интенсивный поиск путей и методов обучения, позволяющих решать школе стоящие перед ней задачи. Необходимо было, учитывая положительный опыт дореволюционной системы образования, изжить из просвещения схоластику, приблизить школу к жизни.

Конец 60-х, начало 70-х годов - время не менее важных преобразований в области просвещения. Решается задача исторической важности - осуществляется среднее образование. Еще интенсивнее продолжается поиск новых, более эффективных путей обучения и воспитания подрастающего поколения. Всё это служит подготовкой к реформе общеобразовательной и профессиональной школы, осуществляемой с 80-х годов.

Остановимся на анализе двух названных нами этапов. 20-е годы - время бурного развития экскурсии как формы познания действительности. Идет практическая разработка конкретных экскурсий и теоретическое осмысление имеющегося опыта, добытого эмпирическим путем. Возникает и некоторая гиперболизация представлений об экскурсии. МНОГИМИ экскурсия признается некой универсальной формой обучения, которой принадлежит будущее. Высказывается мысль о том, что настанет время, "когда необходимым элементом правильно поставленного образования станет кругосветное путешествие" (Гревс, 1923, с.1). Признавая парадоксальность этого заявления, некоторые педагоги видят в нем момент истины. И.М.Гревс, считая экскурсию "воодушевленным путешествием человека в мир", пишет: "Не непременно кругосветное, но много путешествий. Ведь в путешествии, на самом деле, весь человек сливается с широким миром, и они богато взаимодействуют между со - 22 бою. Путешествия - один из величайших факторов развития культуры" (1923, с.1). А.А.Ярошевскйй пишет, что на пороге той новой эпохи, которая "сказочно сближает для человека разные страны мира, в развитии экскурсионной практики начинают чудиться признаки грядущей революции в планах школьной работы" (1921,с.28).

В этот период создается журнал "Экскурсионное дело" (1922-1923 гг.), издается множество сборников. В 1921 году в Петрограде организуется научно-исследовательский экскурсионный институт, специальным органом которого становится "Экскурсионный вестник". В первом номере этого издания (1922 г.) определяется задача института: "... всестороннее изучение экскурсиеведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры как в сфере теоретической, принципиальной, так и в практической, в желанной глубине и полноте, в видах создания цельной образовательной системы" (1922, с.З).

Комплекс экскурсионных форм в процессе изучения литературной темы

Экскурсия, имеющая целью формирование эстетической восприимчивости читателя-школьника и понимаемая широко - как способ организации "эстетического контакта" с действительностью, может и должна иметь характер системы. Это повысит эффективность всей работы по формированию творческого начала в школьнике-читателе.

Говоря о системе, будем иметь в виду включенность экскурсионной работы в учебный процесс в многообразном его проявлении: в деятельность учителя, в деятельность ученика, классного коллектива, в реализацию основных задач литературного образования, определенных школьной программой.

Задача данного параграфа - выявить возможные варианты и закономерности включения экскурсионных форм работы в систему изучения одной темы школьного курса литературы. Мы попытаемся сделать это на материале темы 8 класса "А.С.Пушкин".

Накануне ее изучения была совершена экскурсия по пушкинским местам: Михайловское, Тригорское, Петровское. В программу экскурсий входило посещение Пскова, Святогорского монастыря, монастыря в Печорах.

К восьмому классу учащиеся широко знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Тем не менее предстоящая экскурсия требует подготовки. Какой именно?

В поисках ответа на этот вопрос, мы думали над тем, что лучше во время экскурсии: встреча с необычным, неовданным или узнавание знакомого и близкого. Пришли к мысли, что в данном случае больший эффект даст "узнавание" уже известного. Расположенный среди равнин и холмов Пушкинский заповедник во многом напоминает среднерусскую полосу: те же деревья, луга, холмы, перелески, не поражающие необычностью архитектуры и богатством убранства дома. Нет ничего такого, что смогло бы поразить человека, не готового к встрече. Значит, если ученики заранее представляют себе места, куда поедут, это не помешает экскурсионным впечатлениям, а, может быть, и усилит их. Именно поэтому в подготовительный период мы сочли необходимым познакошть школьников с географией пушкинских мест, с эпизодами жизни поэта в Михайловский период, с произведениями, написанными в это-время.

Самые разнообразные методы, приемы использовались на этом этапе работы: беседа, рассказ, чтение мемуарной литературы, выразительное чтение произведений поэта и т.д. Была проведена заочная экскурсия "Приглашение в Михаиловское". С помощью фотографий восьмиклассники увидели липовую аллею в Михайловском парке, домик няни, Чскамью Онегина", дом П.А.Ганнибала в Петровском, реку Сороть и многое, многое другое. Звучали строки произведений, в которых оживали эти места, близкие сердцу поэта: "Домовому", "В.В.Энгельгардту", "Деревня", "Вновь я посетил" и др. Кроме фотографий, с фактической достоверностью передающих, пейзаж пушкинских мест, интерьер пушкинского дома, мы использовали серию рисунков художника Б.Щербакова, изображающих Михайловское. Нам важно было показать, как трансформируются, преобразуются в сознании художника картины, изображенные на фотографиях.

Такая общая установка - подготовить восьмиклассников к восприятию Пушкинского заповедника как места знакомого, близкого -оправдала себя.

Предстоящая экскурсия (мы уже обращали на это внимание) всегда является одним из стимулов работы школьников в период подготовки к поездке. Она способна сыграть немалую роль в переоценке мотивов познания того или иного художника, в формировании устойчивого интереса к его творчеству, личностного отношения к жизни поэта, писателя, его произведениям. Чтобы показать, что происходило в классе, рассмотрим воздействие экскурсии на одного конкретного ученика.

Олег Б. - мальчик, росший без отца. Мать - проводник в поездах дальнего следования. Подросток часто целыми неделями был предоставлен самому себе. При этом - полная материальная обеспеченность (мать считала, что именно в этом заключаются ее родительские обязанности). Олег тянулся к тому, что престижно. Дома, вне школы - к роскоши в быту, в одежде. В классе - престижно быть знающим. Именно это иногда побуждало его выучить наизусть внепрограммное стихотворение, прочесть книгу, знанием которой можно блеснуть на уроках.

Творческая интерпретация литературно-экскурсионной направленности в работе учителя

Экскурсия, понимаемая широко, представляющая собой комплекс форм, имеющих единую направленность, может получать различную интерпретацию, реализуясь в индивидуальной творческой манере разных учителей.

Изучение опыта работы ряда учителей г.Курска подтвердило правильность такого предположения. Наши наблюдения позволяют говорить о том, что главное в использовании экскурсии не количественный показатель, а органичное, естественное включение ее в ту систему преподавания литературы, которая в основе определена программой, но конкретизируется в самобытном стиле того или иного учителя, "запечатлена" ею личностью (если воспользоваться выражением В.Г.Белинского).

Мы попытаемся показать личностный характер экскурсионной работы, анализируя опыт учительницы Аллы Романовны Ерыгиной (школа В 43 г.Курска). 28 лет работает она учителем. Ежегодно ее выпускники становятся студентами факультета русского языка и литературы Курского пединститута. Более 40 ее учеников пошли по стопам любимого учителя - стали филологами, около 20 человек - профессиональными актерами.

А.Р.Ерыгина - участница нашего исследования на протяжении пяти лет. Вместе с тем ее опыт, с которым мы давно знакомы, послукил одним из источников исследования. А.Р.Ерыгпна, принимая основную идею нашей работы - идею развития эстетической восприимчивости школьников с помощью многообразных экскурсионных форм, реализует ее по-своему.

Что определяет особенности методической системы этого учителя? Страстная любовь к литературе дополняется глубоким знанием театра, музыки, живописи. Обладая актерским талантом, будучи человеком увлеченным, живым, Алла Романовна заражает своей влюбленностью в искусство, в жизнь, всех, кто вступает с нею в общение. .Содружество литературы, музыки, живописи на ее уроках органично и естественно.

Б практике Аллы Романовны экскурсии в привычном, традиционном понимании носят характер эпизодический, экскурсия же в широком пониманий - как эстетическое общение с различными сторонами действительности, с разными видами искусства - приобретает формы необычные и интересные. Она считает, что ничего нет в окружающей жизни такого, что нельзя было бы.заставить "работать" на развитие личности читателя как художника. Ведь творческое воображение, которое есть непременное условие развития читателя, проявляется в богатстве и "подвижности" воображения, в легкости образования ассоциаций, которые основываются на слуховых, зрительных, обонятельных представлениях. Экскурсии, которые организует Алла Романовнами служат превращению острой сенсорной чувствительности в синтетическое свойство личности - художественную отзывчивость.

Начиная с четвертого класса, ученики Аллы Романовны говорят не только о литературе, но и о музыке, театре, живописи. Вернее - о литературе в ее связях с музыкой, театром, живописью. Учитель считает, что эстетическая чуткость школьника к цвету, звуку будет развивать его способность понять художественное произведение, где цвет и звук всегда присутствуют, даже если нет прямого указания на них.

Очень органично родилась интересная форма работы, которую Алла Романовна назвала "цветословом". Изложим ее суть. Восприятие литературы, как, впрочем, любого вида искусства, должно проходить в единстве логического и эмоционального. Выявить уровень логического восприятия менее сложно, чем эмоционального. Формированию и выявлению того и другого способствует самовыражение в слове. Произнося вслух собственные мысли, пытаясь передать словом свое внутреннее состояние, человек тем самым оттачивает мысль, более определенным и точным становится в ощущении. Как помочь ученику выразить свое эмоциональное состояние? В поисках путей решения этого вопроса и пришла Алла Романовна к "цветослову".

Разделы: История и обществознание

Перед современным образованием стоят важные задачи формирования у обучающихся значимых социокультурных компетенций. В настоящее время принципиально изменились подходы к учебно-воспитательному процессу. Приоритетным стал компетентностный подход, предполагающий, помимо прочего, формирование способности и готовности обучающихся анализировать события прошлого и настоящего, выявлять причинно-следственные связи, рассматривать альтернативные варианты хода исторического процесса, на основе изучения исторических источников делать собственные выводы и умозаключения.

Задача современного образования – утвердить в сознании каждого воспитанника патриотическое мироощущение, сделать учебный процесс значимым для студентов, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, формировать стремление вести самостоятельную научно-исследовательскую работу. Компетентность включает в себя способность изучать, анализировать, делать выводы и т.д.

Важно научить прослеживать связь между историей всей страны и ее местными особенностями, выявлять взаимовлияние событий и процессов, происходящих в масштабах всего государства и совершающихся на территории конкретного региона. В ходе освоения историко-краеведческого материала происходит формирование гражданской позиции, чувства ответственности и сопричастности к судьбам своей страны, края, города. Достижению этих целей и задач служит реализация дисциплины ««История и культура сочинского региона» в Сочинском колледже поликультурного образования, готовящего специалистов педагогических и сервисных специальностей.

Помимо аудиторных занятий, учебная программа дисциплины предусматривает объемный экскурсионный блок, включающий следующие экскурсии:

  • Прошлое нашего города (Приложение 1).
  • По историческим местам Лазаревского района (Приложение 2).
  • Раннехристианский храм в пос. Лоо.
  • Мацеста – сердце курорта.
  • Экскурсия к дольмену-монолиту в Волконском ущелье.
  • Экскурсия к кудепстинскому («черкесскому») культовому камню.
  • Тисо-самшитовая роща.

Экскурсии являются преимущественно комбинированными (автобусно-пешеходными) либо пешеходными. Протяженность во времени составляет от двух до восьми часов. Каждая экскурсия включает знакомство с историко-культурными и природными объектами с обязательным выходом к ним для непосредственного осмотра и изучения.

Цель и задачи экскурсии определяются содержанием учебного материала, по которому она проводится, например: дольменная культура Кавказа, распространение христианства на Черноморском побережье, Черноморская береговая линия, возникновение курорта Сочи, Сочи в период Великой Отечественной войны.

Критериями успешной экскурсии является ее познавательная ценность и направленность на формирование историко-краеведческих компетенций.

  1. Раскрывается основная тема и подтемы.
  2. Любая экскурсия имеет воспитательную цель – формирование патриотизма, любви к «малой Родине», толерантности.

В ходе подготовки и непосредственного проведения экскурсий применяются особые приемы – предварительных заданий, исследования, ритуала.

При изучении соответствующей темы в процессе аудиторных занятий студенты получают предварительное задание: собрать теоретический материал по тому или иному экскурсионному объекту. Например, познакомиться с историей изучения дольмена-монолита на р. Годлик, историей возникновения того или иного населенного пункта, куда будет совершена экскурсия (Лазаревское, Лоо, Нор-Луйс), архитектурными особенностями объекта (раннехристианского храма в Лоо, византийского укрепления на территории тисо-самшитовой рощи, Зимнего театра, морского вокзала и др.). Выполняя предварительное задание, студенты привлекают различные источники информации – научные публикации, архивные материалы, свидетельства очевидцев, публикации в СМИ, Интернет-ресурсы. Применяется прием сопоставительного анализа материалов, полученного их различных источников.

Непосредственно перед началом экскурсии перед студентами ставятся задания исследовательского характера: произвести замеры; определить ориентацию объекта (либо его фрагментов) по сторонам света, выполнить фотосъемку.

К числу ритуальных приемов относится минута молчания на месте захоронения; возложение цветов к памятникам. Использование данного приема имеет непосредственное воспитательное значение.

Завершающая часть любой экскурсии включает обработку собранного материала, подготовку отчета в той или иной форме, проведение итогового занятия или конференции, на которой будут заслушаны результаты.

По каждой из экскурсий подготовлены электронные презентации. На их основе в случае невозможности по тем или иным причинам организовать реальную экскурсию проводится заочная экскурсия. Презентации используются как преподавателем дисциплины «История и культура сочинского региона», так и самими студентами в ходе педагогических практик в сочинских школах при проведении уроков по краеведению и классных часов.

Практикой работы стало не только создание студентами электронных презентаций на основе собранных во время экскурсий фотоматериалов, но и их обязательная защита на заседаниях Студенческого научного общества и студенческих конференциях. Применение таких форм работы позволяет познакомить с историко-краеведческим материалом широкую аудиторию - учащихся школ и студентов всех специальностей колледжа, повышает их мотивацию на изучение региональной истории.

В ходе подготовки и проведения экскурсий создаются условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, исторических, нравственно-правовых и иных проблем, составляющих содержание образования.

Применение экскурсии как формы обучения позволяет формировать не только историко-краеведческие, но и более широкие информационные компетенции:

  1. Запрашивать различные базы данных.
  2. Опрашивать окружение.
  3. Консультироваться у экспертов.
  4. Работать с документами, классифицировать их.
  5. Критически осмысливать полученную информацию.

Таким образом, экскурсия является средствам формирования историко-краеведческих компетенций, вносит существенный вклад в формирование личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

Значительную роль в формировании экологической грамотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы, краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т. д.

В современных условиях важнейшей потребностью прогрессивного развития общества становится формирование у подрастающего поколения такого отношения к природе, которое выражается не только в её сохранении, но и в активном восстановлении, борьбе с её загрязнением и расхищением.

Глава 2. Формирование экологической грамотности в процессе проведения экскурсий в приподу.

2.1. Состояние проблемы в современной теории и практике

Экскурсия в природу - классическая форма изучения окружающей среды. Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Дети убеждаются в единстве и разнообразии природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Природа - ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? - писал К.Д.Ушинский - зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога...» .

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес и любовь к природе, воспитывает бережное отношение к ней. Кроме того, многие личные качества школьников могут формироваться на экскурсиях, так как именно здесь дети проявляют черты своего характера особенно ярко. На экскурсиях учитель еще раз обогащает внимание на воспитание у детей дисциплинированности, доброжелательности, внимания к слабым, взаимопомощи и аккуратности

В.А. Сухомлинский утверждал: «Детей нужно через красивое подводить к человечному. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. Надо, чтобы дети не просто видели, как деревья зимой покрываются белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры, - все это они должны пережить как радость, как полноту своей духовной жизни» .

Роль экскурсий в обучении младших школьников трудно переоценить. З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева отмечают, что экскурсии очень важны для развития детей младшего школьного возраста, так как «предметы не изолированы от окружающей среды, а находятся непосредственно в этой среде, поэтому учащиеся могут полнее и глубже изучать связь между организмами и окружающей средой» .

В.П. Вахтеров, раскрывая позиции предметного метода обучения, подчеркивает важность экскурсий и уроков на воздухе, говоря о том, что ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсий и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами, едва ли создает условия для спокойной исследовательской деятельности маленького, пытливого «почемучки» .

Проблемы методики обучения, внедрения новых форм и средств экологического воспитания и образования именно для категории младших школьников стоят особенно остро. При анализе учебных планов можно отметить, что экскурсии занимают незначительное место в системе образования младших школьников, что связано с излишней теоретизацией образования, в т.ч. экологического.

Важное место в начальной школе занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края. .

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом. Экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде, содействует закалке и укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в многодневных экскурсиях, но и при организации однодневных экскурсий цели физического развития не должны быть забыты.

Экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или музее, на выставке, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществлять их без срыва других занятий.

Экологическое образование в нашей стране включено, как обязательный элемент во все ступени общего образования. Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Наибольшие возможности в этой сфере имеет курс «Окружающий мир» Клепининой З.А.

Анализ действующих программ по уровню реализации задач экологического воспитания и образования

В настоящее время в школах наиболее представлены программы по окружающему миру, как программа Клепининой З.А «Окружающий мир», Плешакова А.А. «Зеленый дом», Вахрушева А.А. «Мир и человек», Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир». Рассмотрим некоторые из них.

Система курсов Плешакова А.А. «Зеленый дом»

Важная задача курса – преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в родной стране и на всей планете. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. В процессе изучения природоведения учащиеся на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения, узнают об экологических проблемах различных природных зон, природоохранной работе. Каждая тема содержит большой природоохранный материал, что позволяет за четыре года дать учащимся элементарные научные экологические знания, сформировать экологическое мышление и определенные нормы поведения. Основная задача курса «ознакомление с окружающим миром» Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нем человека. Таким образом, программу Плешакова А.А. «Зеленый дом» можно назвать систематическим экологизированным курсом окружающий мир для начальной школы.

Рассмотрим программу Клепининой З.А. «Окружающий мир»

Курс«Окружающий мир», строится на базе природоведения, просуществовавшего в школе более 30–35 лет, как безальтернативный, имеет следующие принципы отбора содержания: сезонности, краеведческий, системно-деятельностный подход, экологический. Ведущими принципами отбора и конструирования содержания по-прежнему остаются классический принцип – краеведческий, сезонности, усилено внимание практическим методам обучения. Содержание учебного предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной работе. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу. Таким образом, программа Клепининой З.А. «Окружающий мир» значительно усовершенствована, что в первую очередь отразилось на усилении практической направленности курса и расширении экологической направленности. Основная цель – образовательная, воспитательные вопросы решаются попутно, уделяется внимание охране природы, следует отметить, что в программе нет четкой системы формирования экологических представлений и понятий.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественно или искусственно созданных условиях.

Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по природоведению, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Велико педагогическое значение экскурсий. Следует, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и укрепляет знания учащихся.

Экскурсия - та золотая середина, где методистам и экскурсоводам удается достигнуть устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

В деятельности человека используется много различных методов. По своему значению и сферам применения все методы могут быть разделены на три категории:

  • диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса независимо от сферы, где проходит исследование;
  • общие методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукции и дедукции, обращение и абстрагирование и др. Таким общим методом, например, является формальная логика - метод для отыскания новых результатов, для перехода от неизвестного к известному.
  • частные методы, которые находят применение только в данной науке или отрасли знания, а также при использовании отдельных форм воспитания. Именно к этой категории методов и относится экскурсионный метод.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных, не связанных между собой элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, притом не в стационарном состоянии, а в процессе развития.

Требования этого метода состоят в следующем: выявить внутренние естественные связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное и существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов.

Экскурсионным методом является такой метод сообщения знаний, в основе которого лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом. Обязательное условие экскурсионного метода состоит в том, чтобы учитель уже в ходе подготовки к проведению экскурсии на данную тему сам увидел, как это было, ясно до мелочей представлял картинку события, о котором идет речь. .

Учителю необходимо иметь в виду основные положения, которые необходимо учитывать в работе:

а) в основе любой экскурсии лежи экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются основными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Одно из требований экскурсионной методики состоит в том, чтобы любой методический прием на экскурсии применялся свободно и естественно.

Младший школьник – это ребёнок «почемучка». Любознательность младшего школьника по сравнению с дошкольником усиливается по целому ряду причин. Ребёнок младшего школьного возраста – это ученик. Он учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Именно поэтому младший школьный возраст и называют «почемучка». Высокая познавательная деятельность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора экологической культуры.

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Экскурсоведение»

для студентов 3 курса специальности «Менеджмент организации».

    Сущность экскурсии.

    Экскурсия как вид деятельности и форма общения.

    Признаки экскурсии.

    Функции экскурсии.

    Классификация экскурсий.

    Тематика и содержание экскурсий.

    Показ в экскурсии.

    Рассказ в экскурсии.

    Технология подготовки новой экскурсии.

    Методика проведения экскурсии. Классификация методических приёмов.

    Методические приёмы показа.

    Методические приёмы рассказа.

    Особые методические приёмы. Приём демонстрации наглядных пособий. Усвоение методических приёмов экскурсоводом.

    Техника ведения экскурсии.

    Обязательная документация по теме.

    Мастерство экскурсовода. Пути повышения экскурсоводческого мастерства.

    Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения.

Вопрос 1. Сущность экскурсии.

СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскры­вается тема (первая задача) , услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача) , ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача) , овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача) . В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых , надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых , надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих , надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок».

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.

Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.)

Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Приведем также одно из последних по времени опубли­кования определений: «Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает

В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия » поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллектив­но под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда - различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложне­ние задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

В некоторых словарях, например в Кратком педагогиче­ском словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.

Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице.

п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории,

архитектуре, литературе идругим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая

экскурсия

Итак , экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.